Слуги царя Ирода, не найдя Иоанна, ворвались в Иерусалимский Храм и стали пытать священника Захарию, пытаясь через него выведать, где скрывается Иоанн. Захария ничего им не сказал и по приказу Ирода был убит в храме у алтаря… Через 40 дней после его смерти скончалась и его супруга – Елисавета.      …Иоанн остался без родителей. Возможно, его вырастили родственники – члены религиозной суровой и аскетичной секты ессеев. Ясно одно: Господь хранил Иоанна для великой, предначертанной только ему одному миссии. Постом и молитвой, суровой аскезой, питаясь лишь диким медом и акридами (плодами хлебного, или рожкового, дерева; его ели лишь одни бедняки и аскеты, его добавляли в корм скоту – Ред.), готовил себя Иоанн к великому служению. И наконец пришло его время. Служение, выпавшее на долю Иоанна от Господа, включало в себя, если так можно выразиться, три составляющие. Первая – обличать грехи людские, призывая людей к покаянию: «И он походил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3, 3). Второй элемент служения как бы вытекал из первого: раскаявшихся грешников Иоанн крестил, погружая их в воды реки Иордан. Омовение являлось символом очищения от грехов: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 5). И, наконец, третий – чуть ли не самый главный – элемент миссии Иоанна: он должен был возвестить о скором явлении Мессии: «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16). Недаром Иоанна назвали Предтечей. Он был послан предварить приход Спасителя мира, подготовить народ к Его появлению, как первые лучи зари предвосхищают солнечное утро. Неслучайно в Евангелии от Иоанна сказано об Иоанне Крестителе: «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1, 8). Велико для Церкви и всех верующих значение Иоанна Крестителя. Ведь благодаря ему возникло Таинство Крещения как необходимое условие вхождения в христианскую Церковь. Именно Иоанн был тем первым человеком, кто увидел в Иисусе Мессию и указал на него всему народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира; Сей есть, о Котором я сказал: За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня; Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 29–31). Кстати, услышав эти слова Иоанна, двое его учеников присоединились к Иисусу Христу и пошли за Ним. Это были апостолы Иоанн Богослов и Андрей, брат Симона Петра.

http://pravoslavie.ru/100250.html

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что крещение Иоанна было не от Бога. В самом деле, всякое таинство, которое от Бога, не нарекается именем простого человека; так, крещение Нового Закона не названо именем Петра или Павла, но – только Христа. Однако это крещение было названо именем Иоанна, согласно сказанному [в Писании]: «Крещение Иоанново откуда было – с небес или от человеков?» ( Мф. 21, 25 ). Следовательно, крещение Иоанна было не от Бога. Возражение 2. Далее, любое исходящее от Бога учение подтверждается теми или иными знамениями; так, Господь дал Моисею силу творить знамения ( Исх. 4 ); и еще сказано, что наше спасение было «сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами» ( Евр. 2, 3, 4 ). Но о Иоанне Крестителе сказано, что «Иоанн не сотворил никакого чуда» ( Ин. 10, 41 ). Следовательно, похоже, что крещение, которым он крестил, было не от Бога. Возражение 3. Далее, установленные Богом обряды содержатся в некоторых предписаниях Священного Писания. Но нет такого предписания Священного Писания, которое бы устанавливало крещение Иоанна. Следовательно, похоже, что оно было не от Бога. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: «На кого увидишь Духа сходящего... " » и т. д. ( Ин. 1, 33 ). Отвечаю: в крещении Иоанна можно усматривать две вещи, а именно обряд крещения и следствие крещения. Обряд крещения был не от людей, а от Бога, пославшего Иоанна крестить посредством внутреннего откровения Святого Духа. А вот следствие этого крещения было от человека, поскольку оно не производило ничего из того, чего человек не мог бы исполнить сам. Поэтому оно было от Бога только в той мере, в какой Бог соделывает в человеке. Ответ на возражение 1. Крещением Нового Закона люди крестятся внутренне Святым Духом, и это производится Богом. Крещением же Иоанна только тело очищалось водой. В связи с этим [в Писании] сказано: «Я крещу вас в воде...; Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мф. 3, 11 ). Поэтому крещение Иоанна и было названо его именем – ведь оно не производило ничего, чего бы не исполнил он сам. Что же касается крещения Нового Закона, то оно не называется именем служителя, поскольку тот не производит его основного следствия, а именно внутреннего очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Так изъясняется посланничество Иоанна, как свидетеля – μρτυς: все должны уверовать через него δι’ ατο, т. е. по причине его, благодаря ему и его свидетельству. Это не значит, конечно, чтобы он проповедовал всем, но что его свидетельство имеет вселенское значение от лица человеческого рода и для всего человеческого рода: без Иоанна не был бы узнан Христос (или, что то же, был бы неверно узнан). Однако здесь еще не приводится ближайшее содержание его свидетельства. В дальнейшем излагается пришествие Света в мир, и когда евангелист доходит до торжествующего свидетельства, что «Слово плоть бысть» (1,14), он снова, второй уже раз, возвращается к Иоанну как свидетелю о сем: «Иоанн свидетельствует о Нем и восклицал, глаголя: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, ибо был первее меня, πρτς μου» (1,15). Здесь свидетельство Иоанна уже раскрывается по своему содержанию, но не приурочено евангелистом ни к какому месту и времени, скорее, тут намечается лишь общее содержание его проповеди, как бы тема ее. И в дальнейшем изложении наносятся уже более конкретные черты, в третьем повествовании о свидетельстве Иоанна, в той же 1 -й главе, немедленно по окончании пролога. Замечательно, что, если не считать пролога, представляющего собой до известной степени самостоятельное целое, то рассказ Евангелия от Иоанна совершенно точно так же как, и синоптиков, начинается, хотя и по-своему, с Предтечи. Но о Предтече рассказывается уже не как о Крестителе и пророке, но только как о свидетеле. Свидетельство Иоанна необходимым образом становится и самосвидетельством. «И вот свидетельство Иоанна, когда иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто он?» Это было, очевидно, уже в середине проповедничества Иоанна, когда стоустая молва все больше говорила об Иоанне, и руководящая партия, хотя и враждовала Иоанну, однако, боясь народа, не решалась на открытую вражду, предпочитая уловление в слове, как это было и в жизни Господа. Однако уже и самые вопросы свидетельствуют о тех ответах, которые предносились, выражая народные надежды и впечатление, производимое Предтечей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Таким образом апостолы на глазах Самого Господа уже начали свое проповедническое служение. В наставлениях, которые теперь Господь дал им, определены обязанности и указаны затруднения и опасности для проповедников веры и на будущее время. § 40. Смерть Иоанна Крестителя. (Мф. 14, 1–12; Марк. 6, 14–29; Лук. 9, 7–9). В то время, когда назначены и уже посланы были новые провозвестники истины в лице апостолов, последовала славная кончина великого проповедника покаяния, святого Иоанна Крестителя. Святой Иоанн Предтеча исполнил порученное ему от Бога великое дело: проповедью покаяния возбудил в иудеях желание спасения и приготовил их к принятию Спасителя; свидетельствовал о Нем пред синедрионом и народом, как об истинном Мессии и Сыне Божием, пришедшем пострадать за грехи людей; воспитал для Господа и передал Ему своих лучших учеников. Этот великий подвиг жизни и свидетельство об истине он запечатлел страданиями и мученическою смертью . Галилейский царь Ирод-Антипа удалил от себя свою законную жену (дочь Ареты, царя аравийского), и вместо неё взял жену у родного брата своего Филиппа – Иродиаду. Иоанн Креститель обличил это постыдное поведение Ирода и сказал ему: „не должно тебе иметь жену твоего брата“. За это обличение в особенности раздражалась против Иоанна Иродиада и всячески склоняла Ирода умертвить его, но Ирод, хотя был под сильным влиянием Иродиады, однако же долго противился ей, потону что боялся народа, который почитал Иоанна, как великого пророка, и сам имел к нему невольное уважение: многое делал по его слову и с удовольствием слушал его. Наконец, по настоянию Иродиады, он послал воинов, которые взяли Иоанна Крестителя и посадили в темницу (в крепости, называемой Махеронт). Прошло около года после сего. Ирод праздновал день своего рождения и устроил пиршество для придворных и вельмож. В заключение пира вышла Саломия, дочь Иродиады и Филиппа, и так угодила своею пляской Ироду и гостям его, что тот сказал ей: „проси у меня, чего хочешь, и дам тебе“. А потом, разгоряченный вином, еще с клятвою подтвердил ей: „чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства“. Девица пошла к матери посоветоваться, чего попросить. Иродиада обрадовалась атому случаю и сказала дочери: «иди и проси голову Иоанна Крестителя». Саломия поспешно вышла к царю и сказала: „хочу, чтобы ты даль мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя“. Ирод опечалился, услышав эту страшную просьбу; однако, по слабости своего характера и боясь упреков за неисполнение данной клятвы, не отказал ей. По приказанию его, оруженосец пошел отсек Иоанну голову в темнице, принес ее на блюде и отдал девице, а девица отдала матери своей. Ученики Иоанна Крестителя, услышав о смерти своего учителя, выпросили позволение взять тело его, и с честью похоронили его 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Хотя время Иоанна Крестителя уже прошло, Иисусу «должно расти», а Иоанну «умаляться», но Иисус не хочет косвенно соперничать с ним, не хочет, чтобы досужие люди подсчитывали, сколько людей ходит за Ним, а сколько за Иоанном. Тем более, Он не хочет торжествовать в глазах людей над заключенным в темницу «соперником». Кстати, а как иначе могло завершиться служение Иоанна Крестителя? Можно ли представить себе, что Господь сказал: «хватит, заканчивай, уже все холмы понижены и долы наполнены, уже приготовлен путь»? Труд Иоанна Крестителя мог завершиться только естественным для святого человека образом, и увенчаться только мученическим венцом. И способствовал этому, по попущению Божию, Ирод, «обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого». Вместо исправления, он «прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу» ( Лк.3:19–20 ). Когда же Иоанн пребывал в темнице, Иродиада, «злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и снятый, и берег его;... и с удовольствием слушал его» ( Мк.6:19–20 ). Значит, Иоанн не имел зла на своего тюремщика; он и в темнице продолжал доброжелательно беседовать, и так умел наставлять, что Ирод даже «многое делал, слушаясь его». О том, сколько у Иоанна, при всей суровости жизни, было любви и такта, говорит следующий случай ( Мф.11:2–15 ). «Услышав в темнице о делах Христовых», Иоанн «послал двоих из учеников своих сказать ему: ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?». Не самого Иоанна мучил этот вопрос. Он хотел вразумить тех учеников, которые ни за что не желали оставить его. Иоанн чувствовал, что бесполезно убеждать словами; надо самим увидеть. Но как послать их – мол, пойдите и убедитесь? Они сказали бы: никого нам не надо, ни на кого не хотим смотреть. Тогда Иоанн послал как бы от себя, чтобы рассеять как бы свои сомнения. Тут уже ученики не могли отказать. Иисус, уразумев замысел Иоанна, не стал отвечать прямо на вопрос посланных, а предложил рассказать Иоанну только то, что они сами своими глазами могли увидеть:

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Я это хорошо знаю. Да поможет Господь выйти всем вашим знакомым и батюшкам из обновленческого раскола в святое православие. Спасайте свою душу, потому что, если умрете в обновленчестве, то погубите свою душу. Да укрепит Вас Господь. Молитесь о мне грешном.    Кто осмелился прекратить святую жизнь? За слово истины умертвил Иоанна злой Ирод...Святой Иоанн был Предтечею в мир Спасителя. Он подготовил народ избранный к встрече миссии. Всех зовет Иоанн Предтеча к покаянию в своих грехах, и воинов, и мытарей, и гордых книжников и фарисеев. Все согрешили и должны нести плоды покаяния. «Уже и секира при корне дерев лежит, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Mamф.III:I0). Никого не страшился святой провозвестник истины: грозное слово Пророка коснулось и тогдашнего правителя-царя Ирода, сына того Ирода, который приказал убить 14 тысяч вифлиемских младенцев. Ирод бросил свою жену и стал жить с Иродиадой, женою Филиппа, брата своего. И святой Иоанн дерзновенно сказал Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего...» Что же Ирод? За это он посадил в темницу Иоанна. Но не убивал, отчасти из уважении к Пророку, а отчасти из-за страха перед народом. Ирод уважал Иоанна Предтечу, слушал с удовольствием его наставления, и много делал доброго по его призыву. А народа боялся Ирод, потому что народ любил и благоговел пред Иоанном Крестителем и Ирод боялся вызвать волнение в народе через убийство Предтечи. Но главным врагом Иоанна был не Ирод, а Иродиада. Она искала удобного случая, чтобы умертвить Иоанна, и этот случай представился. Ирод справлял день своего рождения. Шел пир и на этом пиру пред Иродом и его многочисленными гостями плясала бестыдные танцы дочь Иродиады. И пляска так понравилась Ироду, что он с клятвою обещал дать все, что она захочет, и даже полцарства... Девица поспешила к матери своей за советом. Что же просит Иродиада? Драгоценных ли одежд или камней? Нет, голову Иоанна Крестителя. И она тот час пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу,чтобы ты мне дал теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь. Как не был он жесток, но такое бесчеловечное отношение смутило его и всех его гостей. Он не хотел такого убийства, но из-за ложного самоюбия, не прослыть пред гостями смешным человеком, он исполнил просьбу легкомысленной и злой девицы. Послав оруженосца, царь велел принести голову Иоанна Крестителя. Тот пошел, отсек голову в темнице, принес ее на блюде и отдал девице, а девица отдала ее матери cboeй(Mapk.YI,17—28,Mamф.3—11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Апостолы исполнили повеление своего Учителя. Они отправились с проповедью по всей земле Иудейской, везде возвещали о покаянии и наступлении царствия Божия на земле и, вместе с тем, творили многие чудеса во имя Иисуса Христа. 37. Мученическая кончина Иоанна Крестителя ( Мф.14:1–12 ; Мк.6:14–29 ; Лк.9:7–9 ) В то время, как Иисус Христос после Своего крещения обходил города и селения, проповедуя наступление царства Божия, Иоанн Креститель был заключен в темницу. Царь Ирод незаконно женился на Иродиаде, жене брата своего Филиппа. Иоанн Предтеча строго обличал Ирода за его поступок. Иродиада возненавидела Иоанна за обличения и решилась убить его. Но сколько она ни уговаривала своего мужа, Ирод не соглашался убить Иоанна, потому что сам глубоко уважал его и часто с любовью слушал его наставления. Но Иродиада успела упросить его заключить Иоанна в темницу, а вскоре представился ей случай и убить посланника Божия. По случаю дня своего рождения, Ирод сделал большой пир и пригласил на него своих вельмож и старейшин. Во время пиршества пришла дочь Иродиады и плясала перед гостями. Она так угодила этим Ироду, что он сказал ей: «Проси у меня, чего хочешь, до половины моего царства отдам тебе». Девица пошла к матери своей спросить совета. Та научила ее просить голову Иоанна Крестителя. Ирода сильно опечалила эта просьба, но ему казалось стыдом пред гостями не сдержать своего обещания, и он послал оруженосца в темницу отрубить голову Иоанна. Оруженосец исполнил приказание Ирода: пошел в темницу, отсек голову Предтече И. Христа и принес ее на блюде девице, а та отдала ее матери своей. Ученики Иоанна, узнав о его мученической кончине, взяли тело его и похоронили, а потом передали о случившемся Иисусу Христу. Когда до Ирода дошел слух об Иисусе Христе и Его многочисленных чудесах, он недоумевал, что это за человек: одни иудеи говорили, что это Иоанн воскрес из мертвых; другие думали, что Он – пророк Илия или один из древних пророков. Поэтому Ирод сильно искал случая увидеть Иисуса Христа. 38. Чудесное насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

В Новом Завете после Евангелий от Матфея, Марка и Луки следует Евангелие от Иоанна. Автором его является святой апостол Иоанн, призванный в число учеников одним из первых: увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним (Мф. 4, 21–22). Первый богослов Остромирово Евангелие Церковь именует святого апостола Иоанна Богословом. Почему? Ведь если богословие — это слово о Боге, а богослов тот, кто говорит о Боге (кстати, древние греки называли «богословами» поэтов, писавших о происхождении богов), то каждый апостол является богословом. Это действительно так. Но Церковь выделила из числа учеников Господних одного — апостола Иоанна,— потому что именно его Евангелие раскрывает для христиан учение о вечном существовании Бога Отца, Сына и Святого Духа, говорит о духовном перерождении в Таинстве Крещения, о необходимости есть Плоть и пить Кровь Сына Божия и о многом-многом другом. Духовная высота четвертого Евангелия стала причиной того, что апостол Иоанн был назван Богословом. Но это не говорит о том, что три первых Евангелия не так духовно значимы или не глубоки по смыслу. Это говорит лишь о том, что все четыре Евангелия дополняют друг друга и во всей полноте являют верующим Христа-Спасителя и Его подвиг. В начале Если бы святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову задали вопрос: «В чем смысл жизни?», он непременно бы ответил, что смысл не только жизни, но и вообще всего — в Слове. Первые строки Иоаннова Благовестия торжественно провозглашают: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1, 1–3). Интересно, что первый стих четвертого Евангелия созвучен с первым стихом книги Бытия, с которой начинается Священное Писание Ветхого Завета: В начале сотворил Бог… (Быт. 1, 1). И Бытие, и Евангелие от Иоанна говорят о творении: Бог творит и Слово дает начало всему существующему, ничто не может существовать без Слова. В греческом оригинале Евангелия от Иоанна употреблены два сложных термина, использовавшихся уже в античной философии: «архэ» (начало, управление) и «логос» (слово, речь, смысл). Так вот, «архэ» — не просто начало, «архэ» — это то, что определяет дальнейшее существование и развитие вещей. «Логос» — не просто слово, это Сам Бог-Слово, Сын Божий, через Которого Бог призывает мир к существованию. Поэтому все творение имеет свое начало и существование в Боге, определяется и управляется Богом, только в Боге обретает свое истинное значение. Жизнь мира — это Бог.

http://pravoslavie.ru/68014.html

Все мы хорошо помним потрясающие подробности его смерти. Иоанн уже сидел в темнице, куда был посажен Иродом четвертовластником за то, что обличал того за женитьбу на жене родного брата Иродиаде. Тем временем Ирод устроил пир по случаю дня своего рождения. Во время пира дочь Иродиады так угодила Ироду своею пляской, что он с клятвою обещал дать ей, чего ни попросит. Она же, но наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь: он знал, что Иоанн муж праведный и святой, и берег его, – многое делал, слушаясь его, и в сладость беседовал с ним ( Мк. 6:20 ), что, впрочем, не мешало ему в минуты раздражения против Иоанна желать его смерти, и если бы он не боялся народа, среди которого почитали Иоанна за пророка, то, может быть, Иоанна давно бы уже не было в живых ( Мф. 14:5 ). Как бы то ни было, но теперь, когда нужно было произнести страшное слово, которое бы окончательно решило участь Иоанна, царь опечалился: даже и его развращенному сердцу не легко было помириться с насильственною смертию праведника и притом из-за изысканно-жестокой прихоти изысканно-жестокой женщины, но, – повествует евангелист, – ради клятвы и возлежащих с ним не решился отступить от своего безумного слова: послал отсечь Иоанну голову в темнице. Как прежде из-за страха перед народом удерживался от убийства Иоанна, так теперь, из-за того же страха, но только уже не перед народом, а перед гостями, приказал отсечь голову человека, которого сам же считал мужем праведным и святым. Так, бр., в обоих потрясающих событиях – и в предании на смерть Христа, и в усекновении главы Его Предтечи, страх перед тем, что скажут, в первом случае – кесарь, во втором, – народ или гости, собравшиеся на пир, оказался тяжестью, окончательно и бесповоротно определившей наклон воли тех лиц, в руках которых находилась земная судьба Христа Спасителя и Иоанна Предтечи, в сторону злого дела: что скажет кесарь? как бы из-за оправдательного приговора не лишиться места? что скажет народ? как бы своими действиями не вызвать возмущения в народе? что скажут гости? как бы не осудили за нарушение клятвенного слова? Что скажут, как бы не осудили, как бы не лишили места – и эти мелкие, недостойные побуждения оказываются могущественною силой в душе людей, созданных по образу и подобию Божию, призванных украшать землю своим богоподобным достоинством! Больно и страшно, – за человека страшно...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kudryavce...

Все четыре Евангелия уделяют большое внимание Иоанну Крестителю как пророку, чья проповедь непосредственно предшествовала проповеди Иисуса. Марк начинает свое Евангелие с рассказа об Иоанне Крестителе. У Матфея рассказ о проповеди Крестителя следует сразу же за первыми двумя главами, посвященными рождению и детству Иисуса. Лука начинает свое Евангелие с рождения Крестителя и затем в течение первых двух глав излагает биографии Крестителя и Иисуса параллельно. Рассказ о рождении и детских годах Иисуса у Луки как бы вправлен в рассказ о рождении и детстве Крестителя. Все три синоптика описывают крещение Иисуса от Иоанна в Иордане как событие, с которого началось общественное служение Иисуса. В Евангелии от Иоанна описание крещения отсутствует, однако Иоанн Креститель появляется уже в 6-м стихе 1-й главы. Пролог четвертого Евангелия содержит два вкрапления, касающихся Иоанна: Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете ( Ин.1:6–8 ). Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня ( Ин.1:15 ). Швейцарский протестантский теолог О. Кульман видит во всем четвертом Евангелии, и особенно в его прологе, полемику с теми последователями Иоанна Крестителя, которые не признали Иисуса Мессией. Ученый полагает, что некоторые из них со временем влились в секту мандеев 71 , считавших, что Иоанн Креститель пришел до Иисуса и, следовательно, должен быть выше Него. Якобы против этого понимания и направлены два вкрапления, посвященные Иоанну, в тексте пролога 72 . Гипотеза о том, что Евангелие от Иоанна содержит полемику с мандеизмом, в свое время активно обсуждалась в научной литературе 73 . К настоящему времени она практически единодушно отвергнута научным сообществом. Связь между учениками Иоанна Крестителя и мандеями тоже не установлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010