Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ IX (Иотамович Амилахвари), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1675-1688, 1692-1695). До восшествия на престол был архиепископом Руставским (до 1675) (НА Грузии. Ф. 1461. Оп. 3. Д. 86 - Аннотированный словарь лиц. 2004. Т. 3. С. 298). Избран предстоятелем Грузинской Церкви вскоре после воцарения в Картли Георгия XI (1676-1688, 1703-1709) при поддержке царя. Эти обстоятельства отражены в документе, выданном Н. патриаршему кафедральному собору Светицховели в 1687 г. ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 493). Груз. царевич Вахушти Багратиони в «Истории царства Грузинского» так писал об этом: в 1675 г. «пришел Георгий царем в Тбилиси… посадил католикосом брата Гиви Амилахвари» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 457). Упоминаемый в источнике брат Н. был князем - правителем княжества Саамилахвро, командующим садрошо (от груз. - знамя, военно-адм. единица Грузии) Земо-Картли, моурави (главой) г. Гори, входил в число наиболее приближенных к царю лиц. Его супруга Тамар была дочерью царя Картли Вахтанга VI (1716-1724). В 1688 г. персид. шах посадил на престол Картли царя, принявшего ислам,- Ираклия I (1688-1703). На поклон царю из всей знати и приближенных двора не явился только Н., преданный Георгию XI и открыто выступавший против воцарения на груз. престоле мусульманина. Его поддержали и др. духовные лица высокого ранга. Ираклий I сообщил об этом шаху, и шах снял с Н. архиерейский сан и поставил на престол католикоса-патриарха Иоанна X ( Диасамидзе; 1688-1691, 1695-1700). В 1691 г. Георгий XI, укрывавшийся в Раче, вернулся в Картли и в течение 4 лет боролся за возвращение престола. Одержав победу, «собрал он войско… вошел в Картли и все встретили его с радостью… и назначил католикосом Николоза…» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 468). Однако царь не смог надолго удержать власть. Сначала он укрылся в Зап. Грузии, затем явился к персидскому шаху и покорился ему. Вернувшийся на престол Ираклий I вновь поставил католикосом-патриархом Иоанна X (Там же. С. 468, 475). На церковном Соборе 1705 г. царь Картли Вахтанг VI выразил желание вновь избрать католикосом-патриархом Н. Но поскольку архиереи и др. духовенство были против, на престол предстоятеля Церкви был избран Доментий IV (Багратиони) (Там же. С. 481).

http://pravenc.ru/text/2566070.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ДРАНДА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь (9 мая 1883-1928) Сухумской епархии Грузинского Экзархата РПЦ (с 1917 Кавказского Экзархата РПЦ, с сент. 1919 Грузинской Православной Церкви), общежительный ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЕВФИМИЙ II [Еквтиме; Ефтвиме] (Сакварелидзе), Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх (ок. 1669-1673) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана ЕПИФАНИЙ [Епифане, Етвифане], чудотворец, прп. (пам. груз. 5 окт., в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121442_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Грузинской Православной Церкви ДАМИАН-ДИМИТРИЙ Дамиан (по др. источникам - Даниил), монах; († 1157), прп. (пам. 23 мая) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), царь объединенной Грузии (Димитрий I Багратиони; 1125-1154/55) ДИМИТРИЙ II САМОПОЖЕРТВОВАТЕЛЬ [Самоотверженный] (1259 - 1289), блгв. царь единой Грузии (1269/70-1289), мч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 марта) ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ЕВАГРИЙ МГВИМЕЛИ прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв.- в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр.) - см. Евагрий Шиомгвимский ЕВАГРИЙ ШИОМГВИМСКИЙ (Цихедидский) (VI в.), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 4 янв., в Соборе Шиомгвимских святых; 4 февр. вместе с прп. Шио Мгвимским) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.) ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных)

http://pravenc.ru/rubrics/122334_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь. Епископат ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении ДАВИД ТБЕЛИ (X-XI вв.), еп. Тбетский (Юж. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), церковный деятель и переводчик ДОСИФЕЙ (Церетели), сщмч. (пам. груз. 6 марта) Грузинской Православной Церкви , местоблюститель Абхазского (Западногрузинского) католикоса (1795-1814), митр. Кутаисский (4 авг. 1781-1820) ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ II [Еквтиме; Ефтвиме] (Сакварелидзе), Абхазский (Западногрузинский) католикос-патриарх (ок. 1669-1673) ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.) ЕЛИОЗ (Гобирахисдзе), католикос-патриарх всей Грузии (90-е гг. XIV в.- 1419) в период нашествий Тамерлана ЗАХАРИЯ (Джорджадзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) (1623-1632 (?)), еп. Некресский (до 1623) ЗАХАРИЯ (Квариани), католикос-патриарх Зап. Грузии (Абхазский; Пицундский) (1658 (?) - 1660), митр. Гелатский (1639-1660) ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.)

http://pravenc.ru/rubrics/121448_2.html

Надо предполагать, что этот престол раньше занимал центральное место, под куполом. Самый столб же при Мелхиседеке был окован золотом и серебром. Башнеобразное строение состоит из двух частей: верхняя с арочными пролетами покоится на кубе, составленном из глухих плоскостей стен. Стены сплошь покрыты росписью. Большая часть этой росписи выполнена художником Гульджаварасшвили в конце XVII века и отображает сцены обращения Грузии в христианство. Возникшее на грузинских традициях оригинальное решение цикла этих композиций вызывает особый интерес. Здесь мы видим первого христианского царя Мириана перед храмом Свети-Цховели, царицу Нану со свитой, вознесение «животворящего столпа», возвращение Мириана с охоты, распятие, около которого Элиоз с хитоном в руках, и другие эпизоды легенды. Выделенные обрамлением отдельные сцены представляют как бы обособленные картины, на которых чрезмерно удлиненные фигуры, «миниатюрная» манера исполнения, старательно вырисованный, но сухо члененный архитектурный фон показывают, как чувствительна разница между монументальной живописью зрелого средневековья и этой отдаленной от нее на несколько столетий росписью. Выстроенная из камня кафедра католикоса у юго-западного подкупольного устоя, согласно надписи католикоса Иоанна Диасамидзе, была расписана на переломе XVII—XVIII веков. В росписи обращает на себя внимание композиция «Сон Иакова» со спускающейся с неба на землю лестницей и сцена из легенды о хитоне господнем, связанной со строительством храма Свети-Цховели. Невысокая алтарная преграда с глухим парапетом из резных плит с открытой аркатурой над ними установлена при последней реконструкции (1972) взамен многоэтажного резного иконостаса XIX века, ничего общего не имеющего с принципами оформления интерьера храмов в древнегрузинском зодчестве. Ограда повторяет композицию известной алтарной преграды храма в Спети и восстанавливает характер общего решения интерьера в храмах Грузии. В храме сохранились многочисленные надгробия грузинского царского рода Багратиони.

http://sobory.ru/article/?object=04596

Декор окна кафоликона мон-ря Кватахеви Декор окна кафоликона мон-ря Кватахеви В сер. XVII в. при содействии царя Картли Вахтанга V (1658-1675/76) и его супруги Мариам, дочери одишского кн. Манучара Дадиани, с запада к храму был пристроен притвор, на его зап. стене асомтаврули была высечена надпись (не сохр.), в к-рой кроме царя и Мариам был упомянут настоятель К. Николай (Чхеидзе) ( Ксенофонтов. 1848. С. 168; Иоселиани. 1973. С. 94; Закарая. 1978. Т. 2. С. 43; Он же. 1990. С. 73). Мон-рю также покровительствовал царь Картли Георгий XI (1676-1688; 1703-1709). В 1703 г. царь Картли Ираклий I (1688-1703) в присутствии католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Евдемона II (Диасамидзе) (1700-1705), картлийских тавадов (князей), епископов и настоятелей мон-рей разобрал документы, касавшиеся имущественных прав К., и подтвердил правомочность дарственных грамот мон-рю ( Иоселиани. 1973. С. 100). Однако возникали новые земельные споры, к-рые перерастали в тяжбы: сохранились судебные постановления о незаконно захваченных землях в сел. Свелнети (19 нояб. 1700), о земельном споре между архим. Афанасием и Цриалашвили (24 авг. 1784), о споре между архим. Антонием и Такинашвили (2 апр. 1790), а также прошение настоятеля К. Иоанна с царской резолюцией (12 марта 1764) ( Иоселиани. 1973. С. 106; ПГП. 1974. Т. 5. С. 333, 491-491; 1981. Т. 7. С. 74-75). Набеги лезгинских племен опустошали К. Мон-рь периодически вдовствовал. В документе 1770 г., составленном царским двором Картли и Кахети для российских резидентов, среди пострадавших ставропигиальных мон-рей Картли назван К., «разоренный архимандритский [мон-рь] Богородицы» ( Мачарадзе. 1988. Т. 3. Ч. 1. С. 551). Светская власть всецело способствовала восстановлению монастырской жизни в К., возвращению мон-рю крестьян и земель. В кон. XVIII в. монастырские крестьяне были обязаны служить в ополчении и платить специальные денежные налоги, т. н. салеко (, букв.- «лекские, для леков») на содержание лезгинских наемников ( Такаишвили. Древности. Т. 3. 1910. С. 258-261).

http://pravenc.ru/text/1684021.html

Согласно каноническим устоям ГПЦ, даже в период управления Кахети персид. ставленниками каждый претендент на кахетинскую кафедру, выбранный кахетинскими архиереями и знатью и одобренный ханом, должен был пройти утверждение Мцхетского католикоса-патриарха в патриаршем кафедральном соборе Светицховели в Мцхете ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 606). Однако Н., как и некоторые др. алавердели, проявил склонность к сепаратизму и занял кафедру, игнорируя эту традицию ( Качарава. 1987. С. 113; Она же. 1998. С. 179). Его отношения с Мцхетским престолом значительно осложнились. Решить конфликт мирным путем попробовал архиеп. Тбилисский Иосиф (Саакадзе) . Сохранилось письмо Н. архиеп. Иосифу (НЦРГ. Ad 156; ПГП. 1970. Т. 3. С. 594-595, 1173), датированное И. Долидзе между 1683 и 1688 гг. на основании времени правления архиеп. Иосифа (1661-1688), Николая IX и Н. Архиеп. Иосиф советовал Н. добиваться встречи с католикосом-патриархом. Н. жаловался, что имеет многочисленных подстрекателей, в т. ч. и среди сторонников Ираклия I, отмечал, что «и другие поступали так, как я поступил». В то же время алавердели признавал, что «все знают издавна», что интронизация Алавердских архиереев всегда происходила в Мцхете с благословения главы ГПЦ. Также из документа становится известно, что отношения между Картли и Кахети в это время обострились до такой степени, что кахетинцы и особенно алавердели не могли безбоязненно появиться в Картли даже для того, чтобы поклониться Светицховели. Н. просил архиеп. Иосифа ходатайствовать перед Николаем IX о его помиловании и отмечал, что налаживание отношений между ним и католикосом-патриархом в целом окажет благотворное влияние на состояние Церкви. Письмо содержит эмоциональные высказывания Н. Так, он писал, что для него «обида» католикоса-патриарха - «как конец света. Он милосердный и помилует меня, что бы я ни совершил. Я ошибся, что совершил это без его благословения». Н. обещал, что впредь ни один из последующих алавердели «не наденет митру» без благословения католикоса-патриарха, и выражал полную покорность воле Николая IX: «Если... он приедет и Господь удостоит меня чести видеть его, или я смогу поехать, как он прикажет, так я и сделаю». Сведений о разрешении конфликта нет. Очевидно, он был исчерпан, поскольку Н. сохранил свое положение на Алавердской кафедре. Возможно, положительную роль в этом вопросе сыграли воцарение в Кахети в 1688 г. Ираклия I и восхождение на престол католикоса-патриарха Вост. Грузии Иоанна X ( Диасамидзе; 1688-1692, 1695-1700).

http://pravenc.ru/text/2565962.html

и 0,42 шир. На обороте ее надпись: «Мы, Царь Александр и супруга наша, дочь кахетинского царя царица Нестань-Дареджань украсили лик Твой жемчугом и каменьями и поставили его в храме Твоем и усыпальнице нашей, приделе храма, в моленье об нас и во спасении душ наших. Прими же скудный дар сей и избави нас от грехов наших». О царе Александре III, царствовавшем в Имеретии в 1639–1661 и Нестань-Дареджани, дочери кахетинского царя Теймураза I, упоминаемых и в надписи гелатского потира, см. Voyage arch., XI Rapp., 15. 18. Гелати, ц. Георгия 12 . В церкви св. вм. Георгия в Гелатском монастыре сохраняется икона Божией Матери, серебряная, чеканная, в окладе (см. рис. 18) тройного складня, крытого серебром, с двумя крыльями, вышины по среднему тяблу 0,44 м., ширины с крыльями 0,65 м. На самой иконе Богоматери с Младенцем поклоняются заказчики царь Георгий и царица Тамара; вверху Иоанне Предтеча и два святителя; по сторонам пророки с эмблемами Девы, у Пророков уподобленными Пречистой, и над каждой эмблемою ее икона-медальон; внизу два архангела. По крыльям Иоаким и Анна и Благовещенье. Надпись на обороте иконы гласит: «Мы, именитого Шармазана Диасамидзе и супруги его Анны дочь, царица цариц Тамара украсили лик сей Богоматери в ходатайство пред Богом, в сей и будущей жизни, за царя царей Георгия, да будем мы оба неразлучно одесную Его и да услышим вожделенный глас: «Приидите благословенные Отца Моего». О Шармазане Диасамидзе и жене его Анне и дочери их, супруге царя имеретинского Георгия II, Тамаре, живших во второй половине XVI в., см. Н. de la Géorgie, II, I livr., 642. Шармазан был одною из выдающихся личностей в истории Саатабаго и принимал деятельное участие в борьбе с персидским царем Шах Тамаспом (ibid., 219). Вообще же род Диасамидзе стоял во главе дворянства Саатабаго, имел обширные вотчины в Самцхе, в Аспиндзском округе и при покорении Турками Самцхе, не желая изменить вере своих отцов, переселился в Карталинию, где даль восточной Грузии двух католикосов: Евдемона, в начале XVII в., и Иоанна, в исходе того же века.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

150), каковое событие подтверждается и другими письменными памятниками с более или менее подробным освещением обстоятельств дела. Из сих памятников мы узнаем, что политический разрыв между царями карталинским и кахетинским вызвал неурядицу и в сфере церковной. Когда вторгшийся в Грузию в 1614 году Шах-Аббас I принудил покинуть Карталинию католикоса Иоанна Авалова (1611–1615 г), скончавшегося впоследствии в Гурии (во дни католикоса имеретинского Малахии), то на место его по желанию кахетинского царя Теймураза I был избран некресский епископ Захария Джорджадзе (1615–1631), бывший раньше придворным священником (1605–1613), брат Теймуразовского сахлтхуцеса (гофмаршала) Нодара, а в Карталинии около того же времени избрали католикосом Феодора (Феодосия, 1614–1616). Последний, однако, пробыл на своем посту недолго, так как с воцарением в Карталинии Баграт-Мирзы, сей царь пожаловал в католикосы своего шурина Христофора Амилахори (1616–1660), занимавшего раньше самтаврскую архиепископию. Таким образом, во дни святительства католикоса Захарии, в Грузии было двоевластие, которое не прекратилось и со смертью Захарии, ибо кахетинцы во главе с Теймуразом I на место скончавшегося католикоса, как мы уже сказали выше, поставили Эвдемоса I Диасамидзе (1630–1642), дядю царской невестки Елены Левановны (супруги царевича Давида), лишь после мученической кончины коего и воссоединились карталинские и кахетинские церкви под властью католикоса Христофора (Пл. Иосселиани. Исторический взгляд на состояние Грузии под властью царей магометан. Тифлис, 1849 г., стр. 37–38; Священник П. Карбелов. Иерархия Грузинской Церкви. Тифлис, 1904г., стр. 112–126). Спрашивается, когда же и кем мог быть избран в грузинские католикосы кукосонский митрополит Никифор, важнейший поклонник способностей которого (Переписка грузинских царей с русскими государями, стр. 6 и далее) царь Теймураз «после умершего католикоса Захарии» выбрал в преемники ему своего родственника Эвдемоса I Диасамидзе? 2) Из источников, имевшихся в распоряжении архимандрита Никандра, не видно, чтобы архимандрит Никифор был наместником антиохийского патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1959. С. 425). В 1648 г. Ростом одержал окончательную победу над своим соперником Теймуразом I (царь Картли и Кахети в 1623-1632); посредничество католикоса-патриарха позволило Теймуразу I мирно отступить в Зап. Грузию. Под влиянием супруги, царицы Мариам Дадиани, Ростом проявлял заботу о Церкви, восстанавливал храмы, а также разрушенный купол Светицховели, сведения о чем сохранились в надписи на храме 1656 г. ( Иоселиани. 1843. С. 205), оказывал собору материальную помощь. Однако гос. и общественные функции М. К. по-прежнему оставались ограниченными, католикос-патриарх был отстранен от участия в гос., общественных, школьных делах и т. д. При Вахтанге V Шах-Навазе (1658-1676) католикосом-патриархом по избранию церковного Собора 1660 г. стал двоюродный брат царя Доментий III (Мухранбатони; 1660-1676), «человек достойный и многое сделавший для укрепления веры» ( Бери Эгнаташвили. 1959. С. 440). Пользуясь покровительством царя, Доментий III старался возродить в обществе христ. веру и поднять на должную высоту моральные устои ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 454). После смерти Доментия III (1676) Патриарший престол оставался вдовствующим в течение 2 лет. В 1678 г. католикосом-патриархом был избран Николай IX (Амилахвари; 1678-1688, 1692-1695), ставленник царя Картли Георгия XI (1676-1688). Предстоятель был деятельной личностью и хорошим организатором, он продолжил начатое предшественником возрождение М. К., многое сделал для упорядочения управления и материального обеспечения Церкви, восполнил б-ку М. К., заново зарегистрировал архивные документы (ПГП. 1970. Т. 3. С. 589-592). Католикос-патриарх был сподвижником Георгия XI, который проводил независимую от Ирана политику: стремился соединить груз. земли, собирал единомышленников, вел тайные переговоры с папой Римским Иннокентием XI (1676-1689), одновременно в пользу своего брата, бывш. царя Имерети Арчила II, налаживал отношения с Османской империей. Николай IX присутствовал при встрече царя с кахетинскими тавадами (князьями), к-рые присягнули царю на верность (НЦРГ. Hd 2159), отправил письмо патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (Савёлову ; 1674-1690), где сообщил о бедствиях страны и просил оказать помощь Арчилу II ( Татишвили. 1959. С. 185). В 1688 г. шах лишил Георгия XI картлийского трона и отдал его выросшему в России кахетинскому царевичу Ираклию I (1688-1703; в России был известен как царевич Николай). Николай IX был смещен с престола, на его место посадили дядю нового царя со стороны матери, Руставского митр. Иоанна X (Диасамидзе ; 1688-1691, 1695-1700). В 1692-1695 гг. Георгий XI отвоевал трон, и Николай IX ненадолго вернулся на Патриарший престол. Предстоятельствовавшие в период царствования Ираклия I католикосы-патриархи Иоанн X и Евдемон II (Диасамидзе ; 1700-1705) не проявили себя как гос. и церковные деятели; в М. К. скопилось множество нерешенных дел, касавшихся организационной и материальной сфер, школьного дела и кахетинского вопроса, осложнившегося после нашествий шаха Аббаса II.

http://pravenc.ru/text/2564526.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010