С перенесением столицы Картли в Тбилиси Мцхета потеряла свое значение политического центра страны, но сохранила статус церковного центра и кафедры главы ГПЦ. Кроме того, Тбилисский архиепископ не всегда мог сохранять свое преимущественное положение перед Мцхетским и др. архиереями, поскольку в периоды нашествий на Картли трудности в первую очередь отражались на состоянии Тбилиси как столицы гос-ва, к-рую неоднократно завоевывали и разоряли, в результате чего Тбилисская епархия периодически слабела и вдовствовала. Так, в памятнике XIV в. «Распорядок царского двора» указано, что в то время архиепископ Мцхетский занимал 4-е место в церковной иерархии, а Тбилисский - 29-е, между Харчашнийским и Цалкским архиереями (Об освящении святого мира и о распорядке дарбазоба (приема)//ПГП. 1965. Т. 2. С. 49). В 1628 г. архиеп. Тбилисскому Елисею понадобилась жалованная грамота царя Картли Свимона (Симеона) II на получение кафедры и возвращение своих бывш. имений (царь утвердил его на кафедре, а поместья пожаловал в Сабараташвило) (Там же. С. 311). В кон. XVII в., при царе Картли Ираклии I (1688-1703) и католикосе-патриархе Вост. Грузии (Мцхетском) Иоанне X (Диасамидзе) (1688-1691; 1695-1700), Тбилисский архиерей получил титул митрополита. В 1749 г. по решению царя Картли Ираклия II и католикоса-патриарха Вост. Грузии (Мцхетского) Антония I (Багратиони) Тбилисскому митрополиту в церковной иерархии было определено 4-е место (после католикоса-патриарха и митрополитов Алавердского и Кизикского и перед Ниноцминдским архиереем). Картлийский (Самтавройский) архиерей в этот период не упоминается - очевидно, территория Мцхетской епархии находилась в непосредственном подчинении католикосу-патриарху (Там же. С. 401). В кон. XVIII в. был составлен список епархий, подвластных католикосу-патриарху Вост. Грузии (Мцхетскому) Антонию II (Багратиони) . Под его личным управлением находились храм Самтавро и приходы на территории между реками Рехула и Диди-Лиахви (т. е., земли, которые входили в Самтавройскую (Мцхетскую) епархию, возглавляемую архиепископом Картлийским): очевидно, в это время кафедра архиепископа Картлийского продолжала вдовствовать и управлялась непосредственно католикосом-патриархом.

http://pravenc.ru/text/2564528.html

Федор Волконский, дьяк Артемий Хватов, старец Троице-Сергиевой лавры Иосиф, иером. Алексий, иерей ц. Воскресения, «что у Булгаковых двора», Григорий, архидиак. Чудовского мон-ря Арсений, диак. ц. вмч. Георгия «из-за Москвы-реки» Антоний), целью которого были заключение соглашений с Теймуразом I и приведение его к крестному целованию рус. царю Михаилу Феодоровичу . Связанные с посольством документы позволяют установить, насколько высок был авторитет И. Послы пишут, что «Иван, архиепископ Самтаврского монастыря» в 1636 г. поставил архиепископом Алавердским некоего Зеведея (Зебеде). Патриарх Московский и всея Руси Иоасаф I передал для И. через послов икону Божией Матери «Одигитрия» и грамоту. В грамоте патриарх, не упоминая имени действующего в то время католикоса-патриарха Вост. Грузии Евдемона I (Диасамидзе ; 1632-1642), обращается к Собору груз. архиереев и к И. как к «возлюбленному сыну и сослужебнику Преосвященному Иоанну архиепископу Святые и Пречистые великия лавры Пресвятыя и Преблагословеныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и честнаго Ея Успения Самтаврского монастыря, купно ж и надзирателю святыя и соборныя и апостольския Церкви всемирного Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, священноначальнику Божия града Цхета (Мцхета.- Э. К.) Иверские земли Грузинского царствия» (Материалы по истории. 1937. С. 158, 215-217, 371). Однако рус. послы не застали И. в живых. В письме 1639 г., адресованном рус. царю Алексею Феодоровичу, царь Теймураз I отмечает: «...господин Иоанн архиепископ, который был образованный и добрый муж, в старости умер» ( Броссе. 1861. С. 8). Долгое время в груз. историографии И. ошибочно отождествляли с католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Иоанном IX (1612-1616/17), что опровергается последними исследованиями. Ист.: Иосиф, митр. Тбилисский. Моуравиада: Поэма в честь кн. Георгия Саакадзе, в стихах, на груз. языке, написанная в 1650 г. Тбилисским митр. Иосифом. Тифлис, 1851. С. 20; Броссе М. Переписка на иностр.

http://pravenc.ru/text/469450.html

Именно в XVI-XVII вв. понятие «грузин» стало идентичным понятию «православный». Грузины, перешедшие в др. веру, с этого времени стали называться негрузинами: грузин-католиков называли «пранги» (француз), грузин-монофизитов - «сомехи» (армянин), грузин-мусульман - «татари» (татарин). Время правления в Картли царя-мусульманина Ростома I было отмечено стабильностью, спокойствием, укреплением гос. власти и даже экономическим подъемом. Его супруга царица Мариам (дочь владетеля Мегрелии Левана II Дадиани) восстанавливала храмы, в мон-рях возобновилось книгописание, однако Ростом насаждал персид. обычаи во всех сферах жизни: при нем были введены персид. должности, в груз. язык внедрена персид. лексика, в груз. культуру - иран. и мусульм. элементы, что пагубно отражалось на национальном самосознании грузин. В 1642 г. часть груз. знати устроила заговор против Ростома. Ростом обвинил в участии в заговоре католикоса-патриарха сщмч. Евдемона I (Диасамидзе) . Заговор был раскрыт, католикос был пленен и задушен ( Бери Эгнаташвили. Новая КЦ. С. 423). Тело священномученика было сброшено с цитадели на площадь перед тбилисскими серными банями, ночью христиане похоронили его в сев.-зап. углу церкви в Анчисхати. Церковь в Тандзиа. XVII - XVIII вв. Церковь в Тандзиа. XVII - XVIII вв. Ростом с особой осторожностью отнесся к кандидатуре нового патриарха Христофора II (Урдубегисдзе-Амилахвари) (1642-1660) и согласился на его избрание Собором только после опроса всех иерархов Церкви. Бери Эгнаташвили пишет, что Христофор II был справедливым и добрым архиереем, достойным своего высокого сана, в молодости был отменным охотником и воином (Там же). В 50-х гг. Кахети заселили тюрк. племена, занявшие плодородные долины рек Алазани и Иори, уничтожившие виноградники, церкви и мон-ри и поставившие царство на грань полного вырождения. Летом 1660 г. картлийские и кахетинские князья подняли восстание против кызылбашей (персов) в крепости Бахтриони (территория совр. Ахметского р-на Грузии). На помощь восставшим пришли горцы - тушины, хевсуры, пшавы. Грузины разгромили персид. гарнизоны и освободили Алавердский мон-рь, превращенный персами в крепость ( Вахушти Багратиони. История. 1976. С. 600). Одни из руководителей восстания, св. эриставы Ксанские Бидзина Чолокашвили, Шалва и Элизбар , были замучены шахом Аббасом II: святым Шалве и Элизбару персы отрубили головы, св. Бидзину подвергли унижениям и пыткам, затем разрубили его на куски.

http://pravenc.ru/text/638558.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОНУФРИЙ ГАРЕДЖЕЛИ [Мачутадзе Отар; груз. ] (сер. XVII в., Гурия - после 1729, лавра Давидгареджи, Кахети), архим., настоятель лавры Давидгареджи (12 марта 1690 - после 1729), известный груз. церковный деятель XVII-XVIII вв. О. Г. называют 2-м (или новым) строителем пуст. Гареджи . Имя гурийского дворянина Отара Мачутадзе вместе с именем его брата, еп. Джуматского Максима (Мачутадзе), впервые упоминается в документе нач. 70-х гг. XVII в.: они входили в свиту Туты, дочери гурийского кн. Кайхосро I, невесты сына царя Картли Вахтанга V царевича Левана ( Карбелашвили. 1900. С. 130). В жалованной грамоте 1683 г. Леван назвал Отара своим «преданным рабом» и назначил его сборщиком повинности, взимаемой с урожая винограда ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 498). Между 1683 и 1690 гг. Отар прибыл в лавру Давидгареджи в пуст. Гареджи, где принял постриг с именем Онуфрий. 12 марта 1690 г. по решению Собора Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата О. Г. был назначен настоятелем Давидгареджи. В поставительной грамоте, подписанной католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Иоанном X (Диасамидзе) , архиеп. Алавердским Николаем (Андроникашвили) и др. груз. архиереями, указывалось, что это было сделано по распоряжению царя Картли Ираклия I (1688-1703) ввиду запустения гареджийских мон-рей в 1616 г., после нашествия персид. шаха Аббаса I на Кахети (подробнее см. в ст. Гареджийские преподобномученики ) ( Карбелашвили. 1900. С. 129; Жордания. 1903. С. 10). О. Г. урегулировал имущественные вопросы Давидгареджи, увеличил доходы, обеспечил безопасность и достаток, привлек многочисленную братию, развернул обширную строительную деятельность. В скором времени обитель снова обрела статус одного из крупнейших церковных центров Грузии. В 1690 г. Ираклий I вернул мон-рю все земли, к-рые присвоили кахетинские дворяне ( Лолашвили. 1959. С. 30-31); в 1696 г. царь назначил каждому монаху и О. Г. пособие в размере 9 червонцев в год, выделил из царской казны 5 литр (ок. 5 кг) свечей; в 1699 г. назначил ежегодное пожертвование мон-рю с доходов Картли (хлебом, вином, рисом, маслом, солью и сыром) и др. ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 516, 518).

http://pravenc.ru/text/2581425.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ГАИЙ (КЕРАТИШВИЛИ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Цилканский Гаий (Кератишвили) Гаий (Кератишвили) ( 1945 - 2016 ), б. митрополит Цилканский и Урбнисский ( Грузинская Православная Церковь ) В миру Бидзина Кератишвили (), родился 24 февраля 1945 года, в селении Цкаростави Сагареджойского района Кахетии Грузинской ССР . Окончил Тбилисский государственный университет с дипломом филолога. Работал научным сотрудником в ряде региональных музеев, публиковал в республиканской прессе статьи на историко-филологические темы. Был близко знаком с настоятелем церкви святого Додо Евагрием Диасамидзе , пользовавшимся славой живой летописи истории Грузии и обладавшем уникальной библиотекой, которую он открыл для пользования Бидзине. По рекомендации отца Евагрия молодой исследователь был представлен католикосу-патриарху всея Грузии Ефрему II , который включил его в свой ближний круг. В 1969 году был зачислен во Мцхетскую духовную семинарию . Через год, по рекомендации патриарха Ефрема II, поступил на службу делопроизводителем Грузинской Патриархии . 14 декабря 1971 года был пострижен в монахи патриархом Ефремом. 17 декабря последовало его рукоположение во иеродиакона , а 19 декабря того же года - во иеромонаха . Был назначен проходить служение при Тбилисской церкви святой Варвары . 24 марта 1972 года на заседании Священного Синода Грузинской Православной Церкви был избран, а 26 марта - хиротонисан епископом Цилканским . Был назначен патриаршим хорепископом . По кончине патриарха Ефрема его наследник, католикос-патриарх Давида V , назначил его настоятелем кафедрального собора Светицховели и ректором Мцхетской духовной семинарии . Читал в семинарии курсы по истории Грузинской Церкви , гомилетике , церковному праву . По его инициативе были упорядочены архивы храма Светицховели. Пригласил высококвалифицированных специалистов из тбилисского Музея искусств, которые создали точные списки древнейших грузинских икон, впоследствии размещённых в специальных киотах. В 1973 - 1977 годах под его руководством был выпущен ряд книг по истории Грузии, истории Грузинской Церкви, филологическим проблемам.

http://drevo-info.ru/articles/13677303.h...

27 мая 2005 г. Синод ГПЦ причислил Д. и сщмч. Евфимия (Шервашидзе) к лику святых. Ист.: Потто В. А. Утверждение рус. владычества на Кавказе. Тифлис, 1904. Т. 3. С. 506; Какабадзе С. Церковные док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. Т. 2. С. 114, 145, 165 (на груз. яз.); Дадиани Н. Жизнь грузин/Ред., коммент., словарь: Ш. Бурджанадзе. Тбилиси, 1962. С. 206-207 (на груз. яз.); ПГП. Т. 3. С. 1105, 1119. Лит.: Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1936. С. 15-18 (на груз. яз.); Киквидзе А. История Грузии (XIX в.). Тбилиси, 1954. С. 111-112 (на груз. яз.); Ломинадзе Т. Мат-лы к хронологии истории Зап. Грузии XVII-XVIII вв.//Мат-лы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1954. Вып. 31. С. 138, 139, 143 (на груз. яз.); Соселия О. Н. Очерки из истории социально-политической истории Зап. Грузии феодальной эпохи. Тбилиси, 1981; Коридзе Т. Досифей (Церетели)//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 171-172 (на груз. яз.); Ткешелашвили Л. Священномученики Грузии Досифей и Евфимий, 1820 г. Тбилиси, 2005. С. 6-37 (на груз. яз.). Т. В. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/180311.html

Батуми. Церковь Евдемона Диасамидзе. Церковь. Действует.   Год постройки:приблизительно 2001 - 2015. Адрес: Грузия, Автономная Республика Аджария, г. Батуми, ул. Святого Евдемона (Евдемоза) Первого, д. 36 Координаты: 41.625242, 41.613371 Вопрос модератора :Уточнить датировку. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=59451

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ [Груз. ] (Чолокашвили), архиеп. Алавердский (1695-1731) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви. Занимал Алавердскую кафедру после архиеп. Николая (Андроникашвили) . Род. в княжеской семье. Брат Н., Дурмишхан Чолокашвили, был сахлтухуцеси (министром хозяйства) царского двора Кахети. Приблизительно в 80-х гг. XVII в. Н. занимал Самебскую кафедру: как Самебский архиерей он упоминался в жалованной грамоте (1710), выданной царем Кахети Давидом II (Имамкули-ханом) для монастыря Кацарети ( Жордания. 1903. С. 32), а также в решении гареджийского мон-ря Удабно (1718), где сказано, что Н., будучи самебели (Самебским архиереем), вернул земли, отнятые у гареджийского мон-ря Натлисмцемели (ПГП. 1972. Т. 4. С. 275-276). В 1690-1694 гг. Н. был архиеп. Руставским ( Жордания. 1903. С. 343; Джандиери. 1971. С. 353). В этом сане он участвовал в церковном Соборе, созванном в 1690 г. по распоряжению царя Картли Ираклия I (1688-1703). На Соборе присутствовали также католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Иоанн X (Диасамидзе) , архиереи Алавердский Николай (Андроникашвили), Бодбийский Евдемон, Арсений Мтацминдели, Самебский Николай (Макашвили), архиепископ Картлийский (имя неизв.) и др. духовные лица. Н. в числе др. архиереев Вост. Грузии подписал постановление Собора от 12 марта 1690 г., известное как «Определение устава монастыря Давидгареджи» (НЦРГ. Ad 349; ПГП. 1970. Т. 3. С. 597-598). В 1694 г. Ираклий I, католикос-патриарх Иоанн X, Алавердский архиеп. Николай (Андроникашвили), архиепископ Тбилисский (имя неизв.), Н. и представители груз. знати участвовали в разбирательстве дела Гурамишвили (НА Грузии. Ф. 1448. Д. 5). Архиереи Алавердский Николай (Андроникашвили) и Руставский Н. также упоминаются в др. документе за тот же год (Там же. Д. 57). В грамоте 1695 г., выданной Ираклием I мцхетскому кафедральному патриаршему собору Светицховели , Н.

http://pravenc.ru/text/2566022.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ДЯЛУ жен. общежительный мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в Тырговиштской архиепископии Митрополии Мунтении и Добруджи Румынской Православной Церкви ЕВАНГЕЛИСТРИИ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ в честь иконы Благовещения Пресв. Богородицы на о-ве Тинос, одно из важнейших мест паломничества в Греции ЕВГЕНИЯ (в миру Елена; ок. 1310 - после 1375), жена серб. царя Стефана Уроша IV Душана, кор. (с 1346 царица), местночтимая прп. ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов ЕВЛОГИЙ (Стамболджиев Божидар Стоянов; род. 1954), еп. Адрианопольский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ЕВСТАФИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), мон. из мон-ря Путна на севере Молдавского княжества (ныне на территории Румынии) ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ЕВТИХИЙ (Угурлус Георгий; кон. XVIII в. - 1866), мон., мелург, певчий, автор транскрипций песнопений в нотацию Нового метода ЕВФИМИЙ (болг. Евтимий; до 1331 (?) - между 1402 и 1409?), патриарх Тырновский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) в 1375-1393 гг., переводчик, писатель, свт. (пам. 20 янв.) ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) ЕВФИМИЙ [Евфимий Исповедник] (Кереселидзе Евстафий Соломонович; 1865-1944), игум., исп. (пам. 19 янв.; пам. груз. 20 янв.)

http://pravenc.ru/rubrics/121368_22.html

В день рождения Ирода, когда он устроил большой пир для своих приближенных и начальников еврейского народа, дочь Иродиады плясала перед царем. Ее танцы так понравились Ироду, что он перед всеми приглашенными обещал ей дать все, что она захочет, даже до половины царства. Дочь не знала, что просить и пошла посоветоваться к своей матери. Иродиада сказала ей: – проси голову Иоанна Крестителя. Дочь пошла сейчас же к царю и сказала: «Хочу, чтобы ты мне дал теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь очень опечалился этой просьбой. Ему не хотелось убивать Иоанна Крестителя. Ирод знал, что он праведный и святой, и что это убийство будет очень нехорошим делом. Но царю очень стыдно было отказаться от своего царского обещания, которое он дал при своих подчиненных. Ложный стыд перед людьми заглушил его внутренний голос совести. Царь послал оруженосца отсечь голову Иоанна Крестителя. Голову принесли на блюде. Ирод отдал ее дочери, а дочь матери своей. Ученики Иоанна Крестителя услышали об этом, пришли, взяли тело его и похоронили. Иоанн Креститель, не боясь ни страданий, ни даже смерти, бесстрашно говорил правду перед царем Иродом и за это был предан смерти. Церковь прославляет подвиг Иоанна Крестителя и день его кончины (11 сентября по-новому стилю или 29 августа по-старому) отмечает праздником, который называется Усекновением Главы Иоанна Крестителя . В этот день в церкви молятся также и за всех тех, кто, по примеру Иоанна Крестителя, пострадал за правду. Церковь установила в этот день пост. Вопросы: Что говорил Иоанн Креститель про самого себя? Почему царь Ирод приглашал к себе Иоанна Крестителя? Что он говорил царю? Почему Иродиаде не нравились слова Иоанна Крестителя, и чего она добилась? Как произошло убиение его? Почему Ирод согласился убить Иоанна Крестителя? Как Церковь прославляет подвиг его? Самостоятельная работа: Написать почему Иоанна Крестителя называют: 1) святым, 2) пророком, 3) Предтечей, 4) Крестителем, 5) Иоанном. Исцеление десяти прокаженных Евангелие рассказывает о многих, но не о всех чудесах, которые Спаситель совершил на земле. Евангелист Иоанн говорит, что если бы описать все чудеса, то все книги мира не могли бы вместить их. Спаситель исцелял больных, воскрешал мертвых, оказывал всякую помощь людям в несчастьях.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010