Этими словами патриарха уместно и мне, братие, огласить слух ваш в настоящее время и в настоящем месте. Ибо и для нас этот, только что освященный нами храм, есть дом Божий и врата небесная. – Хорошо знаем мы, что Бог, как вездесущий Дух, не может быть заключен в стенах и ограничен каким нибудь местом и что Он всюду может слышать вздохи и молитвы благочестивых душ, так что мы в праве сказать тоже, что сказал некогда Соломон: небо и небо небес не вмещает Тебя, Господи, тем менее сей храм, который мы построили имени Твоему ( ). Но если не нужны храмы Богу, то очень нужны они нам. Для достойного совершения таинств, установленных Христом, для проповедания к общему назиданию Слова Божия, для совершения общественного богослужения мы нуждаемся в постоянных местах общественных Собраний и во внешних спасительных средствах, чтобы через чувственные образы возносить душу свою к сверхчувственному и вечному. Вот почему эти храмы в старое доброе время, у наших благочестивых предков были предметом особенной любви и почитания. Здесь находили они утешение в своих бедствиях и скорбях, воспевая священные песни и смиренно выслушивая учение Господа; здесь получали они благословение и освящение при всех особенно важных событиях своей жизни. Здесь находили они успокоение мятущейся совести, отпущение грехов и мир с Богом. Сюда во все праздничные дни собирались они без различия пола, возраста и состояния для молитвы и поклонения Богу, и не было между ними никого, кто своевольно уклонялся бы от этих богослужебных Собраний. Все представляли из себя здесь одну великую семью, семью Божию, где не было различия ни между богатыми и бедными, ни между знатными и простолюдинами, ни между учеными и простецами. У нас же теперь стало не так. До нас сохранилось от предков много древних и славных храмов, но не сохранилось их благочестия. Для многих из наших современников известного сорта и направления храмы являются уже излишними; одни из них появляются здесь очень редко, а другие и никогда. Вот почему не будет неуместным делом сейчас, в день освящения этого храма, остановиться нам своим вниманием на этом печальном явлении и дать ответ на вопрос: где причины этого печального недуга (храмобоязни) охлаждения к храмам? Не заходя далеко, мы можем указать следующие четыре причины: |
54 Так сделано с Феофилом Эротиком при Мономахе, с Критоилом при Иоанне Комнине и др. Cedr., II, 550. Киннам, рус., II. Пахимер, рус., 219. Обычай этот, по видимому, перешел к византийцам с востока, от персов, у которых позорным наказанием для воина было облаченье в женское платье, – Cedr., II, 569. Грек очень был чувствителен к перспективе быть одетым в женское платье и обнаруживал боязнь пред этим убранством даже в критические минуты; характеристический и вместе случай был при Мануиле Комнине с его двоюродным братом Андроником (впоследствии занимавшем престол). Этот Андроник, большой руки ловелас, вступил в любовную связь с двоюродной своей Евдокией. Раз ночью, когда он находился в палатке Евдокии, родственники последней, узнав об этом, окружили палатку с намерением убить обольстителя. Евдокия, с свойственною женщинам проницательностью, раньше своего любовника почуяла опасность и предложила остроумный план: любовник ее наденет женское платье, она громким голосом, чтобы слышали окружавшие палатку, кликнет по имени прислужницу и велит ей принести светильник, Андроник под видом прислужницы выйдет из и скроется. Андроник отверг этот план, боясь срама быть пойманным в женском платье. Он предпочел выполнить необыкновенный salto mortale, который был возможен только для человека такого исполинского роста и геркулесовской силы, какими отличался Андроник: косым ударом меча он рассек палатку, выскочил вон и одним огромным прыжком перескочил и плетень, случайно примыкавший к палатке, и все которое занимали колья и веревки. Сторожившие разинули только рты от удивленья. Хониат, рус., 132–3. 57 Напр. Относительно Алексея Комнина за его решительность и быстроту: Anna, ed. Bonn.,98. 62 Вот некоторые. Когда приверженцы Вриенния приблизились к стенам Византии, они услышали от граждан насмешки, Attal., 251; та же участь постигла приверженцев Алексея Комнина, в частности кесаря Иоанна Дуку, при осаде ими столицы. Anna, 119. При осаде Андроником (Комниным) Никеи осажденные осыпали со стен Андроника ругательствами, называя его мясником, кровожадным псом, гнилым старикашкой, бессмертным злом, людскою ауриею, развратником и др. постыдными именами, Хониат, р., 360. |
Сортировать по Исключить новости Когда владыка Антоний приезжал, а это было ежегодно, мы устраивали его беседы со многими желающими людьми. Это и прихожане храма, где я служил, и знакомые, друзья, которые хотели послушать его. Он охотно соглашался беседовать. Мы организовывали эти беседы у себя на квартире или у своих друзей на квартире. Интервью с протоиереем Николаем Ведерниковым Источник: Электронная библиотека Антоний Сурожский — Отец Николай, расскажите о тех беседах, которые проводил владыка Антоний во время своих приездов в СССР? — Когда владыка Антоний приезжал, а это было ежегодно, мы устраивали его беседы со многими желающими людьми. Это и прихожане храма, где я служил, и знакомые, друзья, которые хотели послушать его. Он охотно соглашался беседовать. Мы организовывали эти беседы у себя на квартире или у своих друзей на квартире. Собиралось человек по тридцать, а то и по пятьдесят. Люди приходили с диктофонами и записывали беседы. Часто бывало, что ему никто не задавал тему, он сам выбирал темы, а после беседы он отвечал на вопросы слушателей. Вопросы были как личного характера, так и общецерковного. Так продолжалось каждый год, пока он приезжал. Пожалуй, не было такого года, чтобы у нас не было такой общей беседы. Но это не исключало и частных встреч. Мы приходили к нему в гостиницу. Он обычно нам звонил, когда приезжал. Мы приходили к нему в гостиницу в назначенное время для личной беседы. А потом назначались встречи. У него программа была, как мы знаем, очень плотная, поэтому трудно было выкроить время, но, тем не менее, он выкраивал день для бесед. Часто это бывало очень поздно, потому что он задерживался, так как в гостинице его осаждали люди, которые приходили к нему для личной беседы. |
Гибби воспринял их предложение с восторгом. вот что, напоследок предупредил его берегись, чтобы тебя опять не схватили и не отстегали, ладно? А если спросят, как зовут, говори только Гибби и больше ничего. Мальчуган рассмеялся и кивнул, и это было ничуть не хуже самого верного и твёрдого мужского обещания. Для двоих мальчишек начались чудные времена. Донал тут же начал обучать Гибби эвклидовой геометрии и арифметике. Когда они уставали от математики, он читал своему пичуге главы из истории Шотландии, а когда и тут они честно выполняли свой дневной долг, наступал самый приятный и долгожданный час: они принимались за те романы и стихи, которые Доналу удавалось достать. Приблизительно в это время Доналу впервые попался «Потерянный рай», но он мало что в нём понял. Однако стоило ему начать читать его вслух для Гибби, он, как и прежде, увидел, что уже само внимательное присутствие младшего братишки отзывалось в нём каким–то духовным эхом и помогало понять смысл прочитанного. А когда ни один из них не понимал, о чём идёт речь, они оба радовались уже тому, как величественно и раскатисто звучат торжественные звуки великой поэмы, не теряя своей красоты в устах простого пастуха с шотландским выговором. Однажды они увидели, что на поле внезапно вышел егерь. В ту же секунду Гибби ничком кинулся в траву, готовый в любое мгновение сорваться с места и бежать. Однако егерь не стал подходить к ним близко. Глава 26 Егерь Началась вторая зима, и с наступлением холодов Гибби снова натянул свой овечий тулупчик, а также штаны и башмаки, которые он сделал себе из оленьей шкуры шерстью вверх. Старики радовались, что он так тепло одет. Ещё им нравилось, что в такой одежде он напоминал им этакого собирательного то ли Иакова, то ли Иоанна Крестителя, то ли того мужественного воина, который зимой спустился в ров и убил там из большой Библии, принадлежавшей Роберту и содержавшей в себе многочисленные гравюры с изображениями этих персонажей. Вскоре в деревнях опять всколыхнулись прежние слухи, а к ним добавились и кое–какие новые. То один, то другой из местных ребятишек прибегал домой с рассказом, что видел мохнатого горного чёрта, бегущего по скалам с ловкостью козла. А однажды сынишка самого Ангуса, забравшийся высоко на гору, вернулся домой мертвенно–бледный от ужаса, говоря, что за ним вдогонку долго бежало какое–то страшное чудище. Правда, он ни слова не сказал о том, что швырял в овец камнями, не заметив рядом с ними пастуха. |
10 августа 1806 г. последовало Высочайшее разрешение на приведенное ходатайство. Обер-священник армии и флотов И.С. Державин Материальное положение военного духовенства составляло также предмет особенных попечений обер-священника армии и флотов протоиерея Иоанна Семеновича Державина (1807–1826 гг.). Он состоял присутствующим в Святейшем Правительствующем Синоде и был известен как талантливый проповедник. Некоторые из его проповедей – как, например, слово о должности воина, речь к военнослужащим лейб-гвардии Измайловского, Литовского, Финляндского и Егерского полков при Всемилостивейшем пожаловании им георгиевских знамен, речь по случаю возвращения победоносного русского воинства из Парижа – с благословения Святейшего Синода были отпечатаны на казенный счет и разосланы по церквам. Получая ограниченное содержание и пользуясь крайне скудными доходами, военные священники, обремененные семьею, в походное время вынуждены были подвергать жизнь свою опасностям и лишениям. Поэтому обер-священник Державин в 1812 г. исходатайствовал Высочайшее соизволение, чтобы священникам, имеющим выступить в поход, по крайней затруднительности для них в снабжении необходимыми принадлежностями было дозволено выдавать на подъем по 400 руб. каждому из церковных сумм того полка, где они находятся. Равным образом после войны 1812 г. обер-священник Державин принял самое теплое участие в бедственном положении военных священников и их семейств, ходатайствуя пред Св. Синодом о назначении пособия от 100 до 500 руб. за понесенные при разорении потери и убытки, а также о выдаче установленных окладов пенсий по сокращенному сроку и Высочайших наград за службу в действующей армии. В декабре 1817 г. обер-священник Державин объяснил синодальному обер-прокурору и комиссии духовных училищ, что с постоянным возвышением цен на все жизненные припасы и с постепенным увеличением числа детей армейского духовенства сообразно увеличению армии и численности определяемых к ней священников недостаточно отпускаемых на содержание армейской семинарии 22 568 руб. |
Нельзя без сожаления видеть тот класс несчастных жертв разврата, которые известны под именем гавазе или танцовщиц. Они большею частью абиссинки. Их не должно смешивать, как то всегда делают, с певицами, называемыми альме и которые, получая образование искусно расточают цветы восточной поэзии в своих меланхолических напевах и услаждают праздные часы муселимов, особенно в гаремах. Танцовщицы-гавазе, с которых так много было говорено под именем себя от знаменитого рода изгнанников из Сирии; они исполнены огненного воображения и обучены с младенчества обольщать чувства; их призывают на все богатые торжества, и в виду возлежащих, при напевах и музыке, они совершают столь соблазнительные пляски, что часто доводят до исступления зрителей и исторгают у них богатейшие дары. Таким образом, Ирод пожертвовал главою Иоанна Крестителя для Иродиады! Этот обычай принадлежит еще глубокой древности. Мы не станем описывать этого соблазнительного неистовства: оно изображено в точности у Ювенала. Я был однажды глубоко тронут, завлекшись любопытством на такое зрелище: несчастная абиссинка, полная прелести, будучи, вероятно, против воли, из корысти ее властителя, принуждаема к самой неистовой пляске и исполняя данные ей приказания с лицом принужденно-веселым, вдруг залилась горькими слезами. Я понес с собою тяжкое чувство какого-то раскаяния. Теперь подобные пляски воспрещены публично; но не менее того, они всегда исполняются втайне. Окончим наше обозрение Каира, сказав несколько слов о прекрасном местечке Джизе, которое находится по ту сторону Нила, против острова Руда. Позади беспредельная пустыня, а впереди очаровательный вид Каира с его пристанями; местечко Джизе окружено рощами пальмовыми и апельсинными; и в здешнем местопребывании много отрадного. Тут устроена кавалерийская школа под начальством весьма любезного француза г. Варена, бывшего адъютанта маршала Гувиона-Сен-Сира. Я несколько раз любовался прекрасным устройством трех образцовых эскадронов, которые сформировал г. Варен из достойнейших молодых арабов. Находясь в Каире в одно время с маршалом Мармоном, я был свидетелем прекрасных маневров, которые г. Варен исполнил для него в виду пирамид, между Джизе и Ембабе, на самом поле битвы Бонапарта с Мамелюками, где маршал Мармон был сам действующим лицом. Я понимаю, как это должно было воспламенить старого воина. Маршал пояснял нам подробности знаменитой битвы. |
Итак, Тертуллиан , использовавший Септуагинту (или ее латинский перевод), допускал, подобно многим другим христианским писателям, отклонения от оригинального текста. В большинстве случаев причина этого – цитирование по памяти. Иногда изменение текста происходит в соответствии с волей автора трактата. Известно критическое отношение Тертуллиана к используемому им латинскому переводу Библии в тех случаях, когда этот перевод затруднял его полемику с оппонентами. 43 Библейские тексты были для автора трактата не «сакральными», не подлежащими какому бы то ни было изменению формулами, а инструментом, при помощи которого можно сокрушить противников. Любопытно, что из двух латинских эквивалентов греческого слова «Библия» – instrumentum и (терминов, использовавшихся в римском праве, из которых первый означал письменный контракт, а второй – завещание) – Тертуллиан предпочитал instrumentum. 44 Его творческое отношение к священным текстам вполне соответствует его «монтанистскому» убеждению, что Откровение не закончилось и после апостола Иоанна (De an., 9, 3). Главное для Тертуллиана – вера, а не начитанность в Писании (см.: Tert. De praescr., 14, 3). В качестве примера сочинения из практико-аскетической тематической группы возьмем работу «О венке», в которой автор доказывает недопустимость для христиан как принимать наградные венки на военной службе, так и вообще служить в армии. Именно в этом произведении, как было сказано выше, Тертуллиан подробно описывает обряд посвящения в третью степень мистерий Митры. Ставя в пример не решающимся отказаться от наградного венка воинам-христианам «воина Митры», он говорит: «При посвящении в пещере, истинном лагере тьмы, его (приверженца Митры. – А.Б.) убеждают убрать рукой возложенный на голову венок, который до этого был ему предложен на мече, словно в подражанье мученичеству, и со словами, что его венок – это Митра, на плечо, пожалуй, перенести ; и его сразу начинают считать воином Митры, если он сбросит венок, если скажет, что тот заключается для него в его боге (coronam interposito gladio sibi oblatam, quasi mimum dehinc capiti suo accommodatam monetur obvia manu a capite pellere et in humerum, si forte, transferre dicens Mithran esse coronam suam, statimque creditur Mithrae miles, si deiecerit coronam, si eam in deo suo esse dixerit)» (Tert. |
«Не будь строгим судиею тех, которые словами учат о великих добродетелях, когда видишь, что сами они к благому деланию ленивы; ибо недостаток дела часто восполняется пользою оного учения. Мы не все стяжали все в равной мере: некоторые имеют превосходство более в слове, чем в деле; а в других, напротив, дело сильнее слова» (Лествица. 26:154). Мы можем считать кого-то плохим человеком, но мы не принимаем в расчет того, что если бы мы прошли через то, через что пришлось пройти ему, мы были бы намного хуже. Бог , Которому известно все, судит нас не только по нашим делам, но и по нашим намерениям и усилиям; не только по нашим достижениям и успехам, но и по нашему уделу в жизни: «Бог во всем взирает на намерение наше; но в том, что соразмерно нашим силам, Он человеколюбиво требует от нас и деятельности. Велик тот, кто не оставляет никакого доброго дела, силам его соразмерного; а еще более тот, кто со смирением покушается и на дела, превышающие его силы» (Лествица. 26:163). «Иногда воспитание бывает причиною крайних зол, а иногда худое сообщество; но часто и собственное развращение души достаточно ей к погибели» (Лествица. 26:123). «Неленостная душа воздвигает бесов на брань против себя; с умножением же браней умножаются и венцы. Неуязвляемый супостатами не получит никакого венца; а кто от случающихся падений не упадет духом, того восхвалят Ангелы как храброго воина» (Лествица. 26:156). «Видел я немощных душою и телом, которые ради множества согрешений своих покусились на подвиги, превосходившие их силу, но не могли их вынести. Я сказал им, что Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения» (Лествица. 26:122). Как слышим мы в прекрасном Пасхальном слове св. Иоанна Златоуста , «и дела приемлет, и намерение целует, и деяния почитает, и предложение хвалит». 42 Определенно, те, кто изо всех сил борются со страстями, даже если у них ничего не получается, получают большую награду, чем те, кому добродетели достались без труда: «Некоторые, не знаю, почему, так сказать, по природе наклонны к воздержанности, или к безмолвничеству, или к чистоте, или к скромности, или к кротости, или к умилению. У других же самая почти природа сопротивляется сим добрым качествам, но они насильно принуждают себя к оным; и хотя иногда и побеждаются, однако их, как понудителей естества, я похваляю больше первых» (Лествица. 26:28). |
Нижегородская область Арзамасский район и г. Арзамас. Арзамас. Воскресения Христова, кафедральный собор (с приделом Иоанна Воина ) Нижний Новгород, город. Нижегородский район. Казанской иконы Божией Матери над Зеленским съездом (старая), церковь (с приделом Иоанна Воина ) Ардатовский район. Ардатов. Иоанна Воина, часовня Новгородская область Хвойнинский район. Миголощи. Иоанна Воина, церковь Новосибирская область Баганский район. Ивановка. Иоанна Воина, церковь Омская область Омск, город. Омск. Иоанна Воина на Ново-Южном кладбище, храм-часовня Орловская область Орловский район. Паслово. Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Иоанна Воина ) Мценский район и г. Мценск. Гладкое. Иоанна Воина, церковь Орёл, город. Орёл. Михаила Архангела, собор (с приделом Иоанна Воина ) Пензенская область Пенза, город. Пенза. Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Иоанна Воина ) Пензенский район и ЗАТО Заречный. Калинино. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Иоанна Воина ) Кузнецкий район и г. Кузнецк. Радищево. Спаса Преображения, церковь (с приделом Иоанна Воина ) Пермский край Пермь, город. Пермь. Иоанна Воина в Голованове, церковь Псковская область Псков, город. Псков. Иоанна Богослова с Мишариной горы, церковь (с приделом Иоанна Воина ) Куньинский район. Сопки. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Иоанна Воина ) Бежаницкий район. Аксёново. Знамение иконы Божией Матери, церковь (с приделом Иоанна Воина ) (координаты не указаны) Великолукский район и г. Великие Луки. Великие Луки. Троице-Сергиев мужской монастырь. Церковь Иоанна Воина Республика Кабардино-Балкария Нальчик, город. Звездный. Иоанна Воина, церковь Республика Мордовия Темниковский район. Кушки. Иоанна Воина, церковь (с приделом Иоанна Воина ) Республика Северная Осетия-Алания Владикавказ, город. Владикавказ. Иоанна Воина, церковь Республика Татарстан Чистопольский район. Сосновый Ключ. Иоанна Воина, часовня Зеленодольский район. Русские Ширданы. Петра и Павла, церковь (с приделом Иоанна Воина ) |
Авдулово. Церковь Иоанна Воина. Утрачена. Престолы: Иоанна Воина , Димитрия Солунского Год постройки:Между 1759 и 1765. Год утраты:Не установлен. Адрес: Липецкая обл., Данковский р-н, с.Авдулово Координаты: Проезд:При движении от а/д Ефремов - Данков переехать по мосту р.Птань, на центральной площади села справа, к западу от здания новой школы - развалины церкви. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В приходе: с. Ивановское-Авдулово, д. Свинушки, д. Хомяково, д. Хутора. Время образования прихода не установлено. Каменная церковь строилась с 1759 по 1765 гг. на средства помещика подпоручика Василия Семеновича Плахова. Два престола: главный - во имя мч. Иоанна Воина, в приделе - во имя вмч. Димитрия Солунского. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, с. 339ГАТО. Ф. 3. Оп. 17. Д. 548., л. Церковь была взорвана в 1976 г. несмотря на протесты местных жителей - после того, как от спровоцированного шалостью обрушения пострадал подросток. Сейчас от церкви остались контуры белокаменного фундамента и груды белого камня на месте стен и объемов. Когда был построен первый храм св. Иоанна Воина, неизвестно, но в 1738— 1743 гг. он уже существовал. Прошение о строительстве вместо него храма было подано 4 мая 1759 г. Строительство каменной церкви св. Иоанна Воина с такой же велось в 1759— 1765 гг. на старого храма на средства местных отставного поручика и данковского дворянства депутата Василия Плахова и Петра Васильевича Авдулова по благословенной грамоте епископа Рязанского Палладия. Освящён храм в 1766 г. В конце XIX века в части храме был придел св. вмч. Солунского. Первоначально в приход церкви Иоанна-Воина кроме с. Авдулово входила и деревня Крутой Колодезь, ставшая впоследствии с. Греково. До 1777 г. в Иоанно-Воиновской церкви 331 двор, а штат храма состоял из трёх священников. В конце XIX в. храма «состоит из селений: Авдулово, Хомякова, Свинушек и Хуторей с 1 257 душ крестьян мужского 1 287 женского пола». Причт церкви составляли священник, диакон и Церковной земли в это время 40 дес., из которых усадебной 3 дес., пахотной 30 дес. и сенокоса 7 дес. С 1876 г. в приходе храма св. Иоанна Воина церковно-приходское и два народных училища — в с. Авдулово и в д. Хомяково. |
|