Из этих наставлений мы узнаем, что старец Иоанн Вишенский был опытным делателем непрестанной умной молитвы, пытаясь эту святогорскую традицию привить и своим последователям на родине. Таким образом, как видно, задолго до прп. Паисия Величковского он пытался возродить мистическую исихастскую традицию внутреннего «умного делания» среди украинского православного монашества. Хоть до наших дней сохранилось мало сведений о земной биографии старца Иоанна, однако красноречивее любого подробного жизнеописания о подвижнике может свидетельствовать его духовное наследие. Как писал еще во времена советского атеизма В. Шевчук, «жизнь не забыла Вишенского, воскресив в памяти человеческой эту неординарную личность, перенимая из его произведений все доброе и светлое, что человека облагораживает и возносит. Она сплетает далекому... страннику, будившему общественное сознание на грани XVI – XVII вв., надлежащий венец». Сподвижник прп. Иова (Княгиницкого) Тисменицкого и прп. Иова (Желизо) Почаевского, старец Иоанн Вишенский принадлежит к числу выдающихся отечественных подвижников благочестия. Уйдя в пещерный затвор на Святой Горе Афон, он, все же, сам о том не помышляя, оставил бессмертный след в истории Православной Церкви в Украине, повлияв на ее возрождение после событий Брестской унии 1596 года. Наследие преподобного старца Иоанна – бесценная духовная и литературная сокровищница. Незаслужено забытое сегодня, оно является важной составляющей как отечественной культуры, так и вселенського православия. В наше время это наследие обретает новую актуальность. Все это требует его более глубокого изучения, возрождения и почитания. Прославление преподобного старца Иоанна Вишенского состоялось 28 июля 2016 года во время праздничной литургии в Киево-Печерской Лавре, приуроченной ко Дню Крещения Руси и 1000-летию древнерусского монашества на Афоне. В торжествах прославления приняли участие собор архиереев УПЦ во главе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, представителями Константинопольского Патриархата и Святой Горы Афон, а также при многочисленном стечении православного люда со всех концов Украины.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=262...

2) а) Просветитель, сл. 12, стр. 294, слова св. Афанасия В.: «Шествующе же не прелестный путь, око убо извержем не чувственное, но умное, сиречь: аще епископ или пресвитер, сущеи очи церковные, неподобно живут и соблазняют люди, подобает изврещи их. Уне есть им без них собиратися во храм молитвенный, неже с ними воврещися, яко со Анною и Каиафою в геенну огненную» (то же у Никона Черн. л. 48). б) Подобно сему учит и св. Иоанн Златоуст : «Лучше бо есть ни οт единого же водиму быти, нежели от злого водиму быти». (Бес. на 14 посл. 3113 стр.). в) Иоанн Вишенский: «Лепше бо вам без владык и без попов, от диавола поставленных, до церкви ходити и православие хранити, нежели с владыками и попами, не от Бога званными, у церкви быти и с той ся ругати и православие попирати. Не попы бо нас спасут или владыки или митрополиты, но веры таинство нашей православной с хранением заповедей Божиих – тое нас спасти мает» (Акты относящ. к истории южной и зап. России, т. 2, стр. 210; то же приведено в кн. «о правдивой единости» Зах. Коп. 172 об.). Разбор: У Иоанна Вишенского далее говорится: «Прето вы пастыря собе тако избирайте: прежде назнаменайте неколико особ, от жития и разума свидетельствованных, яко суть благоговейныи и правоверни; таже узаконите собе день и пост и сотворите бдение, свокупившся в церковь , и молетеся Богу, да вам даст и открыет пастыря, егоже жребием от сих реченных искушайте. Бог же милостивый моления вашего не презрит, вам пастыря даст и объявит, которого приемши за пастыря» (В Актах стр. 210; у Зах. Коп. в кн. «О правдивой единости», л. 172 об.). Кроме того, в «Актах» на 275 стр. читаем: «Другая ересь, еже отступати от своих старших первопрестольных патриарх, от которых веру православную спасительную и благословение святое с начала, за монархи великого Владимера приняли, ныне от тых отстали и до папежа пристали». Главное же то, что послание Иоанна Вишенского писано православным христианам Малой России, имевшим среди себя пастырей. Читаем в заглавии: «Благочестивому господарю Василию, княжати Острожскому, и всем православным христианам Малой России, так духовным яко и светским от высшего стану (звания) и до конечного, благодать, милость, мир и радость... (В «Актах», стр. 205, у Зах. Коп. 161 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Страницы рукописи Жития прп. Иова (Княгиницкого), где упоминается о старце Иоанне Вишенском Страницы рукописи Жития прп. Иова (Княгиницкого), где упоминается о старце Иоанне Вишенском Как призывал старец Иоанн в одном из своих посланий: «Русь жития чистого ищет, тепер в нас цноты, учтивости и доброго сумненя видти прагнет... Манастыр, на благочестие наданые, от фолваркового имени на общее житие пременте, зане нын владыкове проклятые фолварки соб починили з опщих манастырев и мысливства прекормлюют в них, а не душ, спасаемые на живот вчный». 122 Как мы знаем, в рамках затеянной при участии старца Иоанна Вишенского монастырской реформы в это время по афонскому образцу были преобразованы, помимо Дерманского, Угорницкий, Уневский, Почаевский и другие монастыри, а также основан знаменитый Манявский скит, сыгравший важное значение в возрождении православного монашества в Западной Украине. 123 Плоды такой деятельности не заставили себя долго ждать. Под влиянием «афонитов» оставшиеся верными православию монастыри постепенно преобразовывались в национальные духовно-культурные очаги. Возрожденные при участии афонских подвижников обители становятся в Украине теми центрами, вокруг которых и начинается духовное, культурное и политическое возрождение. Как отмечал И. Власовский, «начатые с унии преследования православия и православных в Польско-Литовском государстве возбуждали ревность к монашеской жизни, – в украинской шляхте, кто из нее оставался верным своей Церкви, а также и среди простого народа усиливается набожность, которая проявляется в создании новых монастырей, которые были бы крепостями православия при наступлении на него католичества и местами духовного молитвенного спокойствия для исповедников в свирепые времена». 124 Прп. Иов (Княгиницкий) и прп. Феодосии Манявский Несмотря на гонения и притеснения, во многих украинских православных монастырях в течение XVII века растет число насельников – до 100–200 монахов, 125 появляется до 55 новых обителей, 126 и почти все они обустраиваются по афонскому уставу, в них возрождаются афонские исихастские традиции, открываются школы, переписываются или печатаются книги. Так что этот период справедливо можно назвать «украинским исихастским возрождением» XVII века. Для более ясного понимания царивших тогда настроений, позволим себе процитировать высказывания исследователя той эпохи П. Кулиша: «Существовало в Малороссии целое общество людей, которые на панские конфедерации и съезды смотрели, как на дела еретические...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

братства, в архиве к-рого документ был обнаружен. Мн. соборные рекомендации носят следы влияния сочинений Иоанна (Вишенского) , с к-рым, как и с Иовом (Княгиницким), И. поддерживал контакты. Одно из постановлений Собора предписывает пригласить с Афона в Западнорусскую митрополию «преподобных мужей россов, межи иными блаженных Киприяна и Иоанна пореклом Вишенского, и прочих тамо обретающихся, в житии и богословии цвитущих» (Советование о благочестии. 1845. Т. 1. С. 224, 247-248). Возможно, это постановление связано с И., долго жившим на Афоне и знавшим местных рус. насельников. В. Г. Пидгайко Соч.: Письмо патриарху Филарету// Кулиш П. А. Материалы для истории воссоединения Руси. М., 1877. Т. 1. С. 132-134; Се же путешествие (до) святого града Иерусалима, и Гроба Господня, и всех предел иерусалимских, и обоих пол Иордана и Помория//Лит. сборник, издаваемый Галицко-русской матицей. Львов, 1871. С. 99-125. Арх.: РГАДА. Ф. 52 (Сношения с Грецией). 10, 1624 г.; Ф. 124 (Малороссийские дела). 1, 1625 г.; ЦГИАК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 50. Л. 434-436; Ф. 223. Оп. 1. Д. 688. Л. 10 об. Ист.: Рус. ист. сб. ОИДР. М., 1839. С. 247; Советование о благочестии//ПВКДА. 1845. Т. 1. 32. С. 224-251; Т. 2. 5, 7; Т. 4. Отд. 1. С. 34-39; ПСРЛ. 2003. Т. 40. С. 157; АЗР. Т. 4. 231; Т. 5. 12; АрхЮЗР. 1872. Ч. 1. Т. 5. 1; Зоря Галицкая яко альбум на год 1860. Львов, 1860. С. 228; РИБ. Т. 3. Кн. 3. Стб. 25, 31; Т. 4. Стб. 634-635; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр (Могила) и его сподвижники. К., 1883. Прил. С. 314, 315, 334, 396; Грушевський М. С. Icmopiя Украïни-Руси. К.; Льbib, 1909. Т. 7. С. 523-524; Жукович П. Н. Мат-лы для истории Киевского и Львовского Соборов 1629 г. СПб., 1910. С. 13; Bronewski M. Ekthesis abo krótkie zebranie spraw, które si dziay na partykularnym, to jest pomiastnym, Synodzie w Brzeciu Litewskim. Wrócaw, 1955. S. 68; Заборовский Л. В., Захарьина Н. С. Из документов по истории русско-укр. взаимоотношений нач. 30-х гг. XVII в.//Славяне и их соседи. М., 1999. Вып. 7. С. 166-168.

http://pravenc.ru/text/674778.html

Старец Иоанн ведет активную полемику с иерархами, заключившими унию с Римом в 1596 году. В частности, в 1598 году он пишет обличительное «писание к утекшим от православной веры епископам» – митрополиту Михаилу Рогозе и епископам Ипатию Потию, Кириллу Терлецкому, Леонтию Пелчицкому, Дионисию Збируйскому и Григорию Загоровскому. Также он полемизирует с известным польским римско-католическим теологом-иезуитом Петром Скаргой (1536–1612). По убеждению старца, переход православных архиереев в унию является отступлением от истинного святоотеческого православия и благочестия, чему предшествовало их нравственное отступление: «вру длы злыми на перед еще разорили». 282 Причиной же принятия иерархами унии он называет «прагненя лихоимства пнежного и достатку мирского». 283 При этом он обличает и польского короля, который «гвалтом правоврных до латынства власти свцкой приводити понуждает», 284 безбоязненно сравнивая его с ветхозаветным Навуходоносором. «Проповедь Скарги». Худ. Ян Матейко, 1864 г. Национальный музей, Варшава Главной бедой Церкви и причиной упадка благочестия среди высшего духовенства и иерархии старец считал симонию, когда за деньги состоятельные, но нравственно порочные лица, не имея ни тяготения к монашеской и аскетической жизни, ни духовного образования, покупали себе сан и положение с целью дальнейшего материального обогащения. «Не днес ли каштеляны, дворяны, жолнрми, войны, кръвопролийцами, прокураторми, курцияны, корчмарами, купцами, медвдниками, а утро – попами, а поутру – бискупами, а поутру утрешнем – арцибискупами починилися», – пишет отец Иоанн в «Писании к утекшим от православное вры епископом...». 285 В другом месте старец так описывает подобное положение вещей в Церкви: «днесь кат, а завтра священник, днесь мучитель, а завтра учитель, днесь корчмар и танцоводец, а заутра богослов и народоводец, днесь убийца, а заутра святитель и епископ». 286 В полемике с отошедшими от православия архиереями он изобличает не только их нравственные пороки и отступления от заповедей евангельских, но и пытается доказать ошибочность католического учения и догматов. Этой теме у старца посвящен целый ряд произведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Вышла в свет книга об афонском подвижнике, борце с унией и православном писателе-полемисте старце Иоанне Вишенском 20.07.2016 Книга о выдающемся афонском подвижнике, борце с унией и православном писателе-полемисте старце Иоанне Вишенском (1550-е – 1620-е гг.) издана Издательским отделом Украинской Православной Церкви совместно с Международным институтом афонского наследия в Украине, — сообщает корреспондент портала «Русский Афон». Издание осуществлено по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, и посвящено 1000-летию древнерусского монашества на Афоне. Полное название книги: «Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию " блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенского Святогорца " ». Автор – Сергей Шумило, директор Международного института афонского наследия в Украине (МИАНУ), главный редактор научного альманаха «Афонское наследие». В книге Сергея Шумило впервые на основе малоизвестных архивных документов предпринята попытка воссоздания подробного жизнеописания святогорского старца, сыгравшего важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия в Украине в XVII веке. Также анализируется его духовно-литературное наследие. В отличие от большинства светских исследователей, автор пытается взглянуть на Иоанна Вишенского и его произведения через призму афонской исихастско-святоотеческой традиции, в рамках которой мыслил, писал и жил подвижник. Кроме того, исследователь попытался отыскать на Афоне пещеру, в которой в затворе подвизался старец Иоанн Вишенский и где он закончил свой земной путь. В книге читатель узнает не только о месте подвигов выдающегося святогорского подвижника, но и сможет увидеть их на многочисленных фотографиях, сделанных автором и помещенных в книге.

http://drevo-info.ru/news/20948.html

Последнее известное произведение И.- «Позорище мысленное» создано на Афоне ок. 1615-1616 гг.; И. пишет о том, что он живет в пещере. Упоминание И. содержится в рукописном «Златоусте», посланном в Галичину «от Святой горы чрез Вишенского Иоанна»; в 1617 г. сборник принадлежал иером. Павлу (Домжив-Лютковичу) ( Колосова. 1982. С. 24). В 10-х гг. XVII в. И. послал с Афона западнорус. список Торжественника в 2 томах (РГБ. Егор. 1528; РГБ. Собр. Лукашевича и Маркевича. 88). В 1621 г. по благословению Киевского митр. Иова (Борецкого) в Луцке прошел Собор правосл. духовенства и дворянства Волынского воеводства. Ряд его решений был направлен на сохранение и распространение «в русском народе веры и догматов Восточной Церкви». Сборник решений Собора получил название «Советование о благочестии». Его составителями могли быть члены Луцкого Крестовоздвиженского правосл. братства, основанного в 1617 г. при участии иером. Павла (Домжив-Лютковича); документ был обнаружен в архиве братства. Мн. рекомендации Собора были составлены под влиянием сочинений И. (в частности, призыв свидетельствовать веру мученичеством). Одно из постановлений Собора было связано с И.: «Послати до Патриарха Константинопольскаго по благословение, помощь и раду, и на Святую Афонскую гору послати, вызвати и препровадити преподобных мужей россов, межи иными блаженных Киприяна и Иоанна пореклом Вишенского, и прочих тамо обретающихся, в житии и богословии цвитущих» (Советование о благочестии. 1845. С. 224, 247-248). Это последнее прижизненное упоминание И. В письме инока Манявского скита Леонтия члену Львовского братства Н. Золоторуцкому от 9 сент. 1633 г. И. упоминается как «блаженной памяти великий старец Иоанн Вишенский, святогорец». В этом же письме сообщается, что к тому времени списки сочинений И. имелись в киевских мон-рях, в Вильно, в Могилёве, в Кутеинском в честь Богоявления мон-ре , в Манявском скиту ( Голубев. 1898. Т. 2. Прил. С. 35). Древнейшая сохранившаяся рукопись произведений И. (ЛНБ. Колл. монастырских рукописей. 3) относится к 1-й пол. XVII в. и происходит из Подгорецкого Благовещенского мон-ря (ныне с. Подгорцы Бродовского р-на Львовской обл.), восстановленного в сер. XVII в. выходцами из Манявского скита (в 1700 перешел к базилианам ).

http://pravenc.ru/text/469466.html

Нередко послания старца и его самого пытаются рассматривать и оценивать с точки зрения литературно-социальных и даже общественно-политических позиций. Однако такой подход в корне неверен. Ведь, как афонский подвижник, аскет и отшельник, он, на самом деле, не ставил перед собой подобных целей. Писания старца Иоанна Вишенского проникнуты святоотеческо-исихастским духом. Он обильно цитирует не только Священное Писание и Апостолов, но и творения выдающихся Святых Отцов Востока, таких как Дионисий Ареопагит, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник, Григорий Богослов, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит, Исаак Сирин, Григорий Палама, Епифаний Кипрский, Иоанн Дамаскин. Он всецело погружен в их творения, сопоставляя свои мысли с их наставлениями, живя и мысля ими. Одна из основных тем в посланиях Иоанна Вишенского – защита чистоты веры и истинности Церкви Православной. Кроме того, в посланиях старца красной нитью проходит призыв к покаянию: «Покайтеся убо, вс жители тоя земли! Покайтеся, да не погибнете двоякою погибелию, и вчною и дочасною, от скораго гнва Божия нагло!» В отличие от начинавших получать распространение в Украине гуманистических идей, старец Иоанн скорее был сторонником христианского традиционализма, представляя его исихастское направление в литературе. Эта ориентация существенно отразилась на всех его произведениях. В своих посланиях старец Иоанн не только не отрицает науку, но и призывает к распространению в крае православного просвещения «писанием, наукою, друкованием книг, училищи и довольствы от избытков наших». В то же время, согласно поучениям старца, внешние знания и науки полезны тогда, когда правильно воспринимаемы человеком, не являются для него культом и самоцелью, но способны помогать духовному его совершенствованию. Поэтому он убежден, что прежде, чем прикасаться к внешним наукам (особенно для тех, кто хочет выбрать монашеский образ жизни), необходимо сперва пройти науку внутреннюю, ведущую к познанию Бога и духовному совершенствованию, и уже после этого, окрепнув духовно и приобретя необходимый опыт и знание, «утвердивши сумнения вры благочестивыми догматы, тогда вншних хитростей для вдомости касатися не возбраняти» и «будет волно и свое книги читати и еретических книг касатися».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=262...

Важно отметить, что в отличие от пейзажных зарисовок в средневековых путевых записках, большей частью плоскостных по своему характеру, горный пейзаж в «Хождении» Лукьянова объемный, трехмерный. Писатель указывает на протяженность горной гряды (от Борлата к Галацам), дает представление о высоте (на вершинах снег не тает, лежат облака) и расстоянии до гор (трехдневный путь). Он насыщает словесный пейзаж оценочными эпитетами и сравнениями, согревая нарисованную картину чувством восхищения красотой мира, что подчеркивается повторением в тексте слов с общим корнем див: мы тем горам зело подивихомся; нам зело дивно, зело удивителныя горы. Иоанн Лукьянов – создатель первых в русской паломнической литературе маринистических пейзажей. В средние века море и все, связанное с ним, являлось одним из доказательств существования и могущества высших сил. По словам библейского царя Давида, сходящий в море в кораблех, творящий делания в водах многих, тии видеша дела Господня и чудеса его во глубина ( Пс. 106, 23–24 ). Если суша была естественной и привычной средой обитания человека, где он мог надеяться на свои силы, ловкость, умения, то море было для него стихией грозной и неподвластной. Путешественники, попадая в шторм, объясняли происходящее с религиозно-символической точки зрения, видели в молитве единственное действенное средство спасения. Этой средневековой традиции неукоснительно следовал писатель-старообрядец Иоанн Лукьянов, в отличие от других путешественников петровского времени: Петра Толстого, который в трудную минуту сам вставал к штурвалу корабля, Ипполита Вишенского, державшего на случай бури дошку наготове, чтобы на нее всест, когда судно начнет потопати. Причем молитва московского священника, обращенная к Богу, была искренней и трепетной, разительно отличаясь от той, к которой призывали паломников корабленники в «Хождении» Ипполита Вишенского: Молитися Богу, хто як верит, не спите, а ви, калугори, просете Бога, читайте книги, и зовете Антония Великаго , и обещайте ему всяк купити свеч пару 80 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

на: Франко I.Ibah Вишенський i його твори. Лыbib, 1895)//Киевская старина. 1895. Т. 50. 9. С. 211–247; Т. 51. 10. С. 1–47 (отд. отт.: К., 1895); Щурат В. Г. До писань Ibaha з 1909. Т. 87. С. 48–63; Грушевський М. С. К., 1995. Кн. 2. С. 91–163, 234–266; Перетц В. Н. Иван Вишенский и польск. лит-ра XVI в.//Его же. Исследования и мат-лы по истории старинной укр. лит-ры XVI-XVIII вв. Л., 1926. Т. 1. С. 15–49. (СбОРЯС; Т. 101, 2); Загайко П. К. XVI – поч. XVII ст. в проти Ватикану К., 1957. С. 40–60; Шолом Ф. Я. Иван Вишенский и Максим Грек (Из истории русско-укр. лит. связей XVI – нач. XVII в.)//Слав. филология: Сб. ст. М., 1958. Сб. 3. С. 294–315; С. П. Ibah Вишенський: Життя К., 1968; Пашук А. I. I. Вишенського до Сковороди. К., 1972. С. 8–24; Його ж. Ibah Вишенський – мислитель борець. 1990; Gröschel B. Die Sprache Ivan Vyšens’kyjs: Untersuch. und Materialen zur Mst. Grammarik des Ukmmschen. Köln; W., 1972. (Slavistische Forschungen; 13); Колосова В. П. Автограф Ивана Вишенского//Федоровские чтения. 1978. М., 1981. С. 128–132; Ее же. Иван Вишенский и Павел Домжив-Люткович//Там же, 1979. М., 1982. С. 2434; Яременко П. К. Ibah Вишенський. К., 1982; Пелешенко Ю. В. 1) Дещо про у Ibaha бароко. К., 1987. С. 131–143; 2) (друга половина – XV ст.): Джерела. Система К., 2004. С. 226–229; Неменский О. Б., Пидгайко В. Г. Иоанн Вишенский//Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 23. С. 387–400; Александров А., Мирошниченко А. Иван Вишенский – взгляд с Афона на мир и место человека в нем//Афонское наследие: научный альманах. Вып.: 1–2: Материалы международной научной конференции «Русь и Афон: тысячелетие духовно-культурных связей». Чернигов, 28–29 ноября 2014 г. Киев – Чернигов: Издание Международного института афонского наследия в Украине, 2015. С. 290–297; Поплавська Н. М. Риторика. Переконування. проза XVI – початку XVII ст.): 2007. С. 345–378; ж. комплекс XVI ст. Острозького культурного осередку: до проблеми поетики записки. В. Гнатюка. ТДПУ, 2004. Вип. XIV. С. 127–134; ж. контекст аскетичного школа» в та пограниччя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010