Чего стоят одни только призывы подвижника: «будте готови отлучитися от того погибелного антихристова и содомскаго рода, да есте истинною новый Израиль («дабы быть истинным Новым Израилем», – прим. С. Ш.), а не с поганци погане. Где бо в поганх таковый плод нечистый, яко ж нын в Лядской земли видится ?». « На панов же ваших руского роду, на сыны человческия, не надйтеся! В них же нст спасения... Тмже да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне. Будите убо готови на приятие Исуса, который нын у вашей земли нмает где главу подклонити». 206 Пантелеймон Кулиш, называя старца Иоанна «афонским апостолом», пишет, что «его голос был явственно слышен; он давал сбившимся с дороги направление; он ободрял, он пророчествовал, и так действительно сталось, как он пророчествовал среди бури». 207 Как известно, позже, во время национально-освободительной войны 1648–54 годов Богдан Хмельницкий в своих воззваниях и призывах к восстанию неоднократно ссылался на существование «предвечного пророчества» об освобождении Украины из неволи польско-католической. 208 Что это за пророчества – неизвестно, но знаем, что общение с паствой в виде пророчеств было характерно именно для традиции старцев-исихастов, в том числе и последователей Иоанна Вишенского. Поэтому не исключено, что автором таких пророчеств мог быть именно старец Иоанн или кто-то из подвижников, испытавших на себе влияние посланий афонского полемиста (митрополит Исаия Копинский, преподобномученик Афанасий Филиппович и др.) и активно поддерживавших казачьи восстания под лозунгами борьбы за православную веру. 209 Проповедь Иоанна Вишенского (роспись из монастыря Рождества Христова в Жовкве Львовской области). Худ. Юлиан Буцманюк, 1930-е гг. Рядом с Иоанном Вишенским Б. Хмельницкий, И. Мазепа, Г. Гулевичивна и другие православные деятели Украины Новое возрождение забытого наследия старца Иоанна Вишенского и обращение к его произведениям началось уже в XIX веке. Так, малоизвестный и непонятый многими современниками при жизни, старец Иоанн через свои пламенные полемические послания вновь восстал из небытия через 200 лет. И это его наследие не утратило своей актуальности по сей день.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таковый на живот в мир сей родился и тут о Боз жизнь живет и по смерти с Богом вчне жити будет». 318 Оглавление Старец Иоанн Вишенский: афонский подвижник и православный писатель-полемист. Материалы к жизнеописанию «блаженной памяти великого старца Иоанна Вишенскоео Святоеорца» Афонский старец Иоанн Вишенский Вступительное слово антипросопа Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Святой Горы Афон Вместо предисловия Афонский старец Иоанн Вишенский Старец Иоанн Вишенский Афонский старец Иоанн Вишенский. Современный портрет Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Иоанн Вишенский и его связь с православным духовно-культурным центром в Остроге Украинский шляхтич XVII в. Луцкий замок XVI в. Реконструкция П. Троневича Портрет и подпись еп. Кирилла Терлецкого (1540-е –1607) Князь Василий-Константин Острожский (1526–1608) В. К. Острожский (второй справа) в ряду русских князей. Роспись Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Фото кон. XIX в. Выезд кн. В. К. Острожского из замка. Худ. А. Ковальчук, кон. XX в. Острожский замок. Акварель Зигмунта Фогеля, 1796 г. Острог. Худ. Наполеон Орда, 1870-е гг. Острожский замок. Современный вид Портрет кн. В. К. Острожского. XIX е. Золотая медаль с изображением кн. В.К. Острожского. Аверс и реверс. После 1608 г. Эрмитаж (Санкт-Петербург) Остр омский замок. Современная реконструкция Автограф кн. В. К.Острожского Прп. Нил Сорский Луцкий замок. Худ. Наполеон Орда, 1870-е гг. Луцкий замковый кафедральный собор св. Иоанна Богослова. Кон. XVI – нач. XVII вв. Реконструкция П. Троневича Вид Святой Горы Афон. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Вид Святой Горы Афон. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Древнерусская обитель св. Пантелеимона («Нагорный», или «Старый Русик») на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Древнерусская обитель св. Пантелеимона («Нагорный», или «Старый Русик») на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Уход Иоанна Вишенского на Афон Дарственная надпись мон. Иоанна Вишенского на острожском издании «Книги о постничествγь» сет. Василия Великого , подаренном Дубенскому Свято-Спасскому монастырю

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С.В. Шумило Влияние учения святителя Григория Паламы об Иисусовой молитве и «внешних» и «внутренних» знаниях на взгляды Иоанна Вишенского Наследие старца Иоанна Вишенского невозможно понять и истолковать в отрыве от учения святых отцов Восточной Церкви и, в частности, теоретиков афонской мистической традиции исихазма, 215 которым проникнуто все мировоззрение подвижника. По убеждению Ю. Пелешенко, старец Иоанн Вишенский придерживался «теории и практики исихазма, разработанные св. Григорием Богословом и св. Григорием Паламой », в связи с чем он «идею пустыннического подвижничества воплотил в жизнь собственным примером». 216 Ю. Пелешенко верно замечает, что «сейчас сложно определить, чьи именно идеи (непосредственно древних Отцов Церкви или Григория Синаита и Григория Паламы ) заимствовал и трансформировал в своих сочинениях Иоанн Вишенский». 217 Скорее всего, в них нашло отражение все святоотеческое наследие, которое на протяжении веков бережно хранилось и приумножалось на Афоне, и где старец Иоанн непосредственно на практике от афонских подвижников-исихастов, как и в богатейших святогорских монастырских библиотеках, имел возможность изучать и впитывать. Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Как уже было сказано, неверно пытаться понять творения старца Иоанна вне контекста эпохи, в которой он жил, и вне византийского исихастско-святоотеческого наследия в целом, на котором основывались все его воззрения. И если для ментальности верующих людей конца XVI – начала XVII веков это были очевидные и понятные вещи, то с позиций современного секулярного сознания и воспитания многое из сказанного святогорцем может казаться странным и даже «реакционным». В результате его труды и высказывания остаются непонятыми, а то и вовсе искаженными. Самым распространенным ошибочным представлением относительно взглядов старца Иоанна является то, что он будто бы категорически выступал против науки и образования и отстаивал необходимость оставаться неграмотными и непросвещенными. Такая трактовка значительно упрощает и искажает образ и мировоззрение старца, а кроме того, свидетельствует о коренном непонимании современными авторами того, о чем пытался сказать афонский подвижник более 400 лет назад. На это обратил внимание еще Иван Франко. Он делает справедливое замечание современникам: «не стоит думать, что Вишенский так хотел оставить своих земляков в темноте и оградить от остального мира... Вишенский, побывав на Руси после Афона в начале XVII в., уже потом писал, что не выступает в общем против школ, но необходимо только усердствовать, дабы в них не пропало православие». 218 Это важный аспект, на который, увы, не все обращают внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В смутные политические времена, в тисках экономических проблем, находясь на перепутье между Востоком и Западом, наш соотечественник нуждается в примерах духовной стойкости и активной жизненной позиции. Личностью , которая, безусловно, может быть ориентиром целостности и последовательности в своем служении народу и Церкви, является старец Иоанн Вишенский. При всей условности и схематизме параллели между нашим временем и концом XVI – началом XVII века ее позволительно проводить: тогда и сегодня человек стоял и стоит перед необходимостью выбора духовного пути и угрозой утраты связи с животворной силой традиции. СВ. Шумило взял на свои плечи большую, по интеллектуальной трудоемкости, научной и моральной ответственности, ношу. Создание жизнеописания старца и писателя-полемиста Иоанна Вишенского – задача сложная уже в силу скудости, точнее отсутствия прямых биографических источников, которые позволили бы в должной мере осветить подвижническую деятельность такой незаурядной личности и темпераментного защитника православия на украинских землях. В этих условиях автор, создавая полное жизнеописание выдающегося святогорца, пошел по пути, который наметил еще Иван Франко. Это – использование отрывочных сведений из произведений самого Иоанна Вишенского, а также информации, содержащейся в источниках, имеющих косвенное отношение к теме. Вместе с тем автор данной работы пошел гораздо дальше Ивана Франко в создании не только полной, но и, подчеркиваю, убедительной версии биографии старца Иоанна. Естественно, что в современном жизнеописании афонского подвижника использованы наработки ученых, появившиеся за последние сто лет. Но главное, конечно, – это привлечение новых источников, недоступных предшественникам С.В. Шумило, в частности, находящихся в архиве Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Как мне представляется, в результате автору книги удалось создать наиболее полное и убедительное жизнеописание Иоанна Вишенского. Хочу подчеркнуть: биография этого великого церковного деятеля полна так называемых «белых пятен». Реконструкция соответствующих периодов и ситуаций жизни в значительной мере затруднена. Однако автору удалось в высшей степени корректно воссоздать недостающие составляющие жизнеописания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этом афонский подвижник видит опасный отход от традиционного православного святоотеческого наследия и истинного богопознания: «вмсто богословия и внимания настоящго жития – прелести, хитрости человческия, лжи, щекарства и прокураций диаволского празднословия и угождения ся учат». 246 Как известно, 100 лет спустя подобные же причины побудят и молодого преподобного Паисия Величковского покинуть стены Киево-Могилянской академии и уйти на Афон в поисках истинных духовных знаний и мистического опыта святогорских старцев: «от внешнего учения я не ощущаю в душе никакой пользы, ибо, слыша в нем воспоминания часто эллинских богов и богинь и поэтические басни, от всей души возненавидел такое учение. А если бы и во внешнем учении наставники употребляли слова богоносных учителей Святой Церкви, наученых Пресвятым Духом, то ученики сподоблялись бы двойной пользы от духовной мудрости и внешнего учения. А поскольку, как написано в «Алфавите духовном», «ныне не от Духа Святого, но от Аристотеля, Цицерона, Платона и прочих языческих философов разуму учатся, и из-за сего окончательно ослеплены они ложью, заблудившись в разуме вне пути правого, и учатся только говорению словес, а внутри души у них мрак и тьма, вся же премудрость их лишь на языке», поскольку, по свидетельству сему, от такого учения не ощущая в душе своей пользы, к тому же и опасаясь, как бы от него, как со многими и случается, не впасть мне в развращение ума, я и оставил его», 247 – писал преподобный Паисий Величковский . Рукопись из архива Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, 328. L033325. Иоанн Вишенский. Зачапка мудраго латынника с глупым русином. 210 л. На примере преподобного Паисия Величковского мы видим, как идеи и взгляды старца Иоанна Вишенского и через 100 лет влияли на умы отдельных подвижников. Цитируемый Величковским «Алфавит духовный» – это произведение младшего современника и, по сути, последователя старца Иоанна Вишенского – киевского митрополита-исихаста Исаии (Копинского), который в личной жизни пытался следовать примеру и наставлениям афонского отшельника-полемиста и также был последовательным сторонником его воззрений и идей. 248

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В частности, Иоанн Вишенский пишет в 1598 году обличительное «писание к утекшим от православной веры епископам» – митрополиту Михаилу Рогозе и епископам Ипатию Потию, Кириллу Терлецкому, Леонтию Пелчицкому, Дионисию Збируйскому и Григорию Загоровскому Это послание написано как ответ на книгу Ипатия Потия «Оборона згоды...». Также перед поездкой в Украину по просьбе патриарха Мелетия он составляет на Афоне разбор книги польского римско-католического теолога-иезуита, придворного проповедника короля Сигизмунда III и ректора Виленской академии Петра Скарги (1536–1612). Портрет Петра Скарги (1536–1612) Среди прочих произведений старца наиболее известны «Обличение диявола-миродержца...», «Порада», «О еретиках», «Загадка философам латинским...», «След к постижению и изучению художества...» (все – 1599–1600), «Зачапка мудрого латынника з глупым Русином» (1608–1609), «Позорище мысленное» (1615–1616) и др. Портрет, подпись и печать еп. Ипатия Потия (1541–1613) Большая часть этих сочинений была объединена в составленный около 1599–1601 годов авторский сборник «Книжка Иоанна мниха, Вишенского, от Святыя Афонскиа горы в напоминание всех православных христиан братствам и всем благочестивым, в Малой России в Короне Полской жителствующим...». Скорее всего, сборник этот был подготовлен и передан в Украину между 1600–1602 годами через отца Исаакия Борисковича, посетившего в это время Афон. По мнению И. П. Еремина, «Книжка...» была передана старцем Иоанном для публикации Львовскому братству. 113 Однако в связи с имевшимися у святогорца разногласиями с братчиками она так и не увидела свет. Не исключено, что причиной отказа в издании было крайне оппозиционное отношение автора ко всему общественному строю Речи Посполитой. В частности, И. П. Еремин считал, что сочинения Иоанна Вишенского принадлежали к числу «pism uszczypliwych» (злоречивых сочинений), распространение которых в Речи Посполитой было запрещено и каралось законом. 114 Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Долгое время творения старца Иоанна Вишенского имели хождение лишь в рукописном виде; они переписывались и распространялись в основном среди православных монахов. Ныне известно не менее 12 списков XVII – начала XX веков. 10 Одна из таких рукописей, переписанная в XIX в. с более древнего списка, хранится в архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. 11 На страницы отечественных изданий имя старца-полемиста впервые попало в 1845 году, когда было обнаружено и опубликовано упомянутое выше «Совтование о благочестии». 12 В том же году П. Строевым были изданы «Рукописи славянские и российские, принадлежащие купцу И. Н. Царскому» (1848), где он описал рукописный сборник, включавший и произведения полемиста. Затем в 1858 году СМ. Соловьевым было открыто несколько неизвестных сочинений Иоанна Вишенского. 13 Через два года, в 1860 году, А. Петрушевичем во Львове было опубликовано житие старца Иова (Княгиницкого), в котором упоминалось о старце Иоанне Вишенском как сподвижнике и близком друге преподобного Иова. 14 Еще через пять лет, в 1865 году, Н. Костомаровым в «Актах Юго-Западной России» были опубликованы еще четыре малоизвестных произведения афонского подвижника. 15 Это дало толчок С. Голубеву , И. Житецкому и другим текстологам к дальнейшим поискам и изданию рукописей старца. 16 Кстати, Иван Франко сумел возжечь в среде интеллигенции особый интерес к творениям святогорца-полемиста, не пресекающийся вот уже более 100 лет. Среди исследователей наследия Иоанна Вишенского также необходимо отметить работы таких авторов, как Н. Сумцов, В. Завитаевич, В. Щурат, A. Крымский, В. Перетц, М. Грушевский, М. Возняк, А. Белецкий, С. Цимбалюк, Д. Чижевский, Т. Скирда, П. Загайко, Ф. Шлем, С. Пинчук, В. Микитась, Л. Махновец, Д. Наливайко, В. Колосова, К. Яременко, B. Шевчук, Р. Лубкивский, Ю. Пелешенко, О. Неменский, О. Пидгайко, А. Александров, Н. Поплавская и многие другие. 17 Особая заслуга в издании трудов афонского подвижника принадлежит И. Еремину. 18 Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

До ухода на Святую Гору Афон жизнь и деятельность прп. Иоанна Вишенского тесно была связана с Волынью. Известно, что проживал он в Луцке и Остроге. Опекуном молодого И. Вишенского был защитник православия в Речи Посполитой, маршалок Волынской земли и воевода Киевский князь Василий-Константин Острожский (потомок преподобного Феодора Острожского, нетленные мощи которого почивают в Киево-Печерской Лавре). Из посланий прп. Иоанна Вишенского явствует, что помимо Острога и Луцка, он бывал в Люблине и Львове, был тесно связан с Львовским братством. Также он имел отношение к монастырям Жидичинскому Свято-Никольскому в предместье Луцка, Уневскому Свято-Успенскому и Спасскому в Перемышльской епархии. О старце Иоанне неоднократно упоминается в Житии прп. Иова (Княгиницкого) Тиминицкого, составленном его учеником иеромонахом Игнатием из Любарова . Судя по всему, прп. Иов (Княгиницкий) ходил в путешествие на Афон в сопровождении именно Иоанна Вишенского, как самого близкого своего друга. На Афоне прп. Иоанн в начале своего пребывания на Святой Горе подвизался в Русике – старинном древнерусском монастыре св. Пантелеимона, как и действовавшем при нем ските Ксилургу. Древнерусский монастырь св. Пантелеимона (Старый Русик). Рис. В. Григоровича-Барского      Здесь, удалившись от суеты «мира сего», он пытался постичь основы святоотеческой аскетики и обрести молитвенное уединение и безмолвие. Однако окончательно изолироваться от «мира» и затеряться среди безвестных афонских отшельников-исихастов ему так и не удалось. Древнерусская обитель " Ксилургу " на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г.      Уже в 1596 г. на Афон к старцу Иоанну пишет письмо местоблюститель Константинопольского патриаршего престола и патриарх Александрийский свт. Мелетий I (Пигас, 1549–1601), который призывает его вступить в полемику с униатами. Тот факт, что к Иоанну Вишенскому обращается сам патриарх, свидетельствует о том, что старец был уже довольно известен и имел определенный духовный авторитет. Ответом на такое обращение патриарха и стали первые полемические послания старца Иоанна. До наших дней сохранилось 16 произведений старца. Три из них были составлены до Брестской унии, остальные 13 написаны после унии 1596 г. и посвящены, преимущественно, апологии православной веры и обличению католического учения, а также епископата и духовенства, отступивших от православия.

http://pravoslavie.ru/95541.html

     Жизнь и деятельность св. преподобного афонского старца Иоанна Вишенского (1550-е – 1620-е гг.) совпали с трагическими событиями гонений на православие в Речи Посполитой, в связи с чем его усилия и послания были направлены главным образом на защиту православной веры. Сам того не подозревая, он стал одним из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия на Украине в XVII веке. На Афоне старец подвизался более 40 лет. Отсюда он и писал свои пламенные полемические послания на Украину против Брестской унии. До сего дня память прп. старца Иоанна чтится в Галиции, на Волыни и даже на Святой Горе Афон. Его произведения легли в основу нового направления в украинской литературе — полемического, получившего развитие после Брестской унии. На произведениях Вишенского воспитывалось несколько поколений писателей, церковно-культурных и общественных деятелей в Украине. Претерпев «новое рождение» и неоднократные переиздания в XIX–XX вв., его послания даже в советское время помещались в школьных учебниках и хрестоматиях. Так благодаря писаниям афонского старца-отшельника XVII века уже в ХХ веке многие молодые люди в годы господствующего атеизма впервые приобщались к духовной сокровищнице православия и вере в Бога. Высоко ценил наследие прп. Иоанна Вишенского святитель Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский . А Пантелеимон Кулиш, называя его «афонским апостолом Руси», так отзывался о святогорском подвижнике: «он давал сбившимся с дороги направление; он ободрял, он пророчествовал, и так действительно сталось, как он пророчествовал среди бури». Как и большинство афонских подвижников, старец Иоанн Вишенский не стремился к известности и славе среди людей, поэтому о его жизни сохранилось мало сведений. В основном они почерпнуты из кратких упоминаний в его же письмах или в других обрывочных источниках. Икона афонского старца прп. Иоанна Вишенского Святогорца      Из писаний старца известно, что родился он в г. Судовая Вишня в Галиции (ныне Львовская область). Точная дата его рождения неизвестна, поэтому на основе косвенных свидетельств большинство исследователей считали, что родился он между 1533–1550 гг. По всей видимости, происходил он из местного шляхетского рода Вишенских и имел неплохое начальное образование.

http://pravoslavie.ru/95541.html

В этот период был тесно связан с Острожским центром книжников-традиционалистов старец-нестяжатель Артемий Троицкий, который, так или иначе, имел влияние на формирование взглядов молодого И. Вишенского. Под впечатлением рассказов старца Артемия о прп. Ниле Сорском, его странствиях на Афон и пребывании в древнерусском свягорском монастыре И. Вишенский мог загореться желанием и сам отправиться в далекую монашескую республику. Кроме того, именно взгляды прп. Нила Сорского, игум. Артемия и других «нестяжателей», критика ими монастырских землевладений, по всей видимости, отразились и на воззрениях И. Вишенского и его категоричном неприятии вырождения монастырей в крупные земледельческие имения-«фальварки». Таким образом, можно считать, что в украинском исихастском возрождении конца XVI – начала XVII вв. как бы сошлись две школы — непосредственно Афонская и «нестяжательская» школа афонита преподобного Нила Сорского, которая искусственно была уничтожена в Московской Руси, но чрез старца Артемия Троицкого продолжила свое развитие теперь уже в Украине, в новых условиях. Из посланий Иоанна Вишенского явствует, что помимо Острога и Луцка, он бывал во Львове и был тесно связан с Львовским братством. Также он имел какое-то отношение к монастырям Жидичинскому Свято-Никольскому в предместье Луцка, Уневскому Свято-Успенскому и Спасскому в Перемышльской епархии. Есть все основания считать, что прп. Иов (Княгиницкий) ходил в путешествие на Афон в сопровождении именно Иоанна Вишенского, как самого близкого своего друга. Учитывая эти обстоятельства, на основе Жития прп. Иова мы вполне можем восполнить недостающую важную деталь странствия будущего старца Иоанна на Афон. В частности, можно определить, что ушли оба подвижника на Афон около 1589-1593 гг. О том, что на момент Брестской унии 1596 г. Иоанн Вишенский давно уже был на Святой Горе подтверждает и он сам, сообщая в одном из своих посланий за 1597 г.: «Сам на той час у ваших краях несьм был». В некоторых из своих посланий старец Иоанн называет себя «скитствуяй в Святой гор» , что дает основание полагать, что какое-то время он подвизался при одном из святогорских скитов.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=262...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010