Был ли царь Иван Грозный местночтимым святым «Как человек я грешен, но как царь — свят!» — говорит в вышедшем на экраны фильме Лунгина Иван IV. В Церкви и около Нее существуют люди, почитающих царя Ивана Грозного как… святого. «Нескучный сад» публикует подробный разбор аргументов по теме. 10 ноября, 2009 «Как человек я грешен, но как царь — свят!» — говорит в вышедшем на экраны фильме Лунгина Иван IV. В Церкви и около Нее существуют люди, почитающих царя Ивана Грозного как… святого. «Нескучный сад» публикует подробный разбор аргументов по теме.  «Как человек я грешен, но как царь — свят!» — говорит в вышедшем на экраны фильме Лунгина Иван IV . Удивительно, но в Церкви и около Нее существует группа людей, действительно почитающих царя Ивана Грозного как… святого. Такими людьми многочисленные исторические свидетельства его душевного нездоровья и патологической жестокости объявляются клеветой «врагов России», а историю почитания этого человека они прослеживают вплоть до самого дня его кончины. «Нескучный сад» публикует подробный разбор подобных аргументов.  Церковь обманывают? В октябре 2003 года газета «Вашингтон пост» стала готовить материал о царе Иоанне Грозном. 3 октября состоялась беседа директора бюро «Вашингтон пост» в Москве Сусанны Глассер «с одним из наиболее компетентных исследователей темы Л.Е. Болотиным». Последний, изучив вопрос об отношении к личности Иоанна IV в средствах массовой информации и в заявлениях православных общественных движений России за последние 12 лет, пришел к выводу, что информационно-аналитический аппарат Русской Православной Церкви не предоставляет ее Священноначалию «достоверной информации по вопросу реального церковного почитания Царя Иоанна Васильевича Грозного». «Штатные сотрудники предоставляют на Патриаршее благорассмотрение фальшивку. И потом они сами в своих выступлениях полемизируют с выдуманной ими фальшивкой. Они сочинили информационный фантом об организованных группах, партиях почитателей святости Царя Иоанна. И они «обличают» именно эти выдуманные маргинальные церковные группы и партии». А между тем, речь, по мнению господина Болотина, должна идти не о подобных группах, а о почитании « церковным народом, передовой его частью — исповедниками Православия — святости Царя Иоанна Васильевича Грозного», каковое является «органичной частью внутренней церковной жизни».

http://pravmir.ru/byl-li-car-ivan-grozny...

Закрыть itemscope itemtype="" > Правовая природа наследственной царской власти по взглядам Ивана Васильевича Грозного Доклад на научно-исторической конференции «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Начало Русского Царства» (29 января, Москва) 05.03.2017 2638 Время на чтение 17 минут 29 января Россия отмечала славную дату - 470 лет назад Великий Князь Иоанн IV был венчан на Русское Царство. Ко дню празднования становления Русского Самодержавия Международным фондом Славянской письменности и культуры и Русским Культурно-просветительным фондом имени Святого Василия Великого была подготовлена научно-историческая конференция «470-летие помазания на Царство благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного (начало Русского Царства)» . Она прошла 29 января в конференц-зале «Петровский» отеля «Националь» в Москве. Состав участников форума был весьма внушительным. Докладчиками конференции выступили видные отечественные и зарубежные ученые-историки, писатели и общественные деятели. Среди них доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета Игорь Фроянов, публицист, иконописец, ведущий авторской программы на радио «Радонеж» Виктор Саулкин , писатель-историк Вячеслав Манягин , доктор исторических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, писатель, публицист Владимир Лавров, писатель-историк Леонид Болотин, Народная артистка России, собирательница и исполнительница старинных русских народных песен и баллад Жанна Бичевская, схимонахиня Николая (Гроян), писатель-историк из Беларуси Валерий Ерчак, настоятель московского Храма святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров) , писатель, военный историк Борис Галенин , скульптор, Заслуженный художник России, автор памятника Государю Иоанну Васильевичу Грозному в Орле Олег Молчанов, юрист Александр Мирошниченко, писатель-историк Юрий Воробьевский, скульптор, график и живописец, член Союза художников России Василий Селиванов, юрист Георгий Шайрян. Вел конференцию Василий Бойко-Великий, президент Русского культурно-просветительного фонда имени Василия Великого.

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/06/...

Закрыть itemscope itemtype="" > К 490-летию Царя Иоанна Грозного В творческой мастерской протоиерея Феодора Конюхова состоялось освящение памятной доски, посвященной фактическому основателю государства Российского 08.09.2020 2981 Вчера православная общественность вспоминала знаменательную дату – 490-летие со дня рождения выдающегося русского Государя, первого русского Царя и фактического основателя государства Российского – Иоанна Васильевича Грозного. Царь Иван родился 25 августа по юлианскому календарю 1530 года. В этот день в центре Москвы в творческой мастерской знаменитого русского путешественника и протоиерея Русской Православной Церкви Феодора Конюхова состоялось историческое событие, сообщает наш корреспондент, посетивший памятное мероприятие. Отец Феодор в своей мастерской пристроил часовни, на которых размещается большое количество памятных досок, посвящённых не только выдающимся путешественникам, но и знаменитым общественным деятелям и русским Государям. У входа в творческую мастерскую стоит памятник деду Иоанна Грозного – Царю Иоанну III Великому. Он объединил б ольшую часть русских земель вокруг Москвы и фактически завершил дело воссоединения русских княжеств в единое Московское государство. На стене рядом с памятником появилась мемориальная доска, посвящённая его внуку – первому русскому Царю Иоанну Грозному. 450 лет назад Иоанн Грозный узаконил донское казачество. Инициатива по созданию памятной доски принадлежит депутату Касимовской городской думы, атаману Валерию Васильевичу Камшилову, который изготовил и доставил в Москву памятную доску Царя Иоанна Васильевича. Памятная доска установлена по благословению схиархимандрита Илии (Ноздрина), духовника Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. На памятной доске Царь Иоанн изображён, как на знаменитой картине Великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова. Фотографий и портретов, достоверно передающих черты Иоанна Васильевича, не сохранилось. Поэтому организаторы решили остановиться на картине Васнецова, которая наилучшим образом передаёт характер первого русского Царя.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/08/k_...

поиск:   разделы   рассылка Святейший Патриарх Кирилл: Если Церковь умолкнет, кто же тогда будет говорить? 16 июля 2011 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь, посвященную значению духовного подвига святителя для нашего времени. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня мы празднуем память святителя Филиппа, митрополита Московского, вспоминаем перенесение его мощей из Соловецкого монастыря во град Москву и поставление их в главном соборе Руси – Успенском соборе Московского Кремля. Это перенесение состоялось по инициативе тогдашнего Новгородского митрополита Никона, который затем стал Патриархом Московским и всея Руси, и при поддержке государя Алексея Михайловича, который испытывал естественные угрызения совести за все то, что произошло с митрополитом Филиппом, за грех своего прародителя государя Иоанна Васильевича, по приказу которого и был умерщвлен святитель Филипп – умерщвлен потому, что отказался благословить Иоанна Грозного после его очередного кровавого набега на свой народ, на мирных людей. Когда нетленные мощи святителя были перенесены сюда, в Успенский собор, их поставили посреди храма, и государь Алексий Михайлович вложил в руку святителя покаянную грамоту и, стоя на коленях пред гробом, испросил прощения за предка своего и за его злодеяния. Мы вспоминаем святителя Филиппа как доброго пастыря, который душу свою положил за овцы. Именно поэтому в день его памяти читается Евангелие от Иоанна, где Господь говорит: " Я есмь пастырь добрый; пастырь добрый душу свою полагает за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит волка и оставляет овец, и убегает. И приходит волк, и расхищает овец и губит их " (см. Ин. 10, 11-13). Действительно, подвиг святителя Филиппа не был политическим жестом, как его воспринял Иоанн Грозный, который решил, что святитель, отказавшись принародно благословить царя, тем самым поддержал несомненно существовавшую в ту пору оппозицию. Но святитель Филипп не выражал политической позиции. Он не был сторонником тех, кто мечтал о низвержении Иоанна Грозного, и он не благословил царя не потому, что стремился тем самым ослабить его авторитет, а именно как пастырь добрый, душу свою полагающий за овец. Ибо чем был для народа кровавый пример Иоанна Грозного? Если царь, в то время высший авторитет в народе, позволял себе страшные беззакония, то что же тогда должен был делать народ? Благословить эти поступки царя означало благословить беззаконие, совершить великий соблазн, который несомненно погубил бы множество людей. И неизвестно, чем завершилась бы история Иоанна Грозного, если бы тогда митрополит Филипп прилюдно благословил находившиеся в крови руки государя! В какую кровавую пучину могла бы опуститься страна!

http://religare.ru/2_87560.html

Глава 1. Начало основания монастыря В 1821 году июня 21-го протоиерей Горицкого Успенского собора Антоний писал казначею Данилова монастыря Иоасафу с братиею: Велено мне с братиею прислать сведение как о Горицком монастыре, так и о Вепревой пустыни. Но как Вепрева пустынь до состояния Переславской епархии была приписною к Переславскому Данилову монастырю, то благоволите сделать выправку по Вашим монастырским запискам, как о времени строения и о настоятелях, так и о прочем, сообразно известному вам требованию по форме и прислать мне. Из Данилова монастыря последовал следующий ответ: Вепрева пустынь построена с Горицким монастырём вместе, об оном значится в грамоте царей и Великих Князей Иоанна и Петра Алексеевичей и Великой Государыни царевны Софии Алексеевны, данной 7195 (1687) года февраля в 28-й день Даниловскому архимандриту Варфоломею о приписке означенной Вепревой пустыни к Данилову монастырю, но в котором году, неизвестно 1 . Действительно, в означенной грамоте написано: «в прошлых годех по указу прадеда нашего Государского блаженныя памяти Великого Государя, царя и Великого князя Иоанна Васильевича всея России построена та пустынь с Горицким монастырём вместе» 2 . Царствование царя Иоанна В. Грозного продолжалось с 1533 по 1584 год; следовательно, по этому известию и построение Горицкого монастыря надлежало бы относить к царствованию Грозного, то есть к XVI столетию, и это тем более казалось бы достоверным, что подтверждается царскою грамотою, документом официальным. Даниловские власти de jure отчасти правы, что сослались на этот документ (?). Но дальнейшие археологические исследования покажут, что и грамоты Великих Государей в отношении к хронологии исторических событий надобно принимать с осторожностью и не придавать им несомненной достоверности. Основание Горицкого монастыря было ранее царствования Иоанна Грозного. В житии святого Димитрия Прилуцкого пишется, что он жил и подвизался в иноческих подвигах в Горицком монастыре; а святой Димитрий жил в нём ранее 1350 года, потому что около этого года он основал в Переславле свой монастырь – Никольский на болоте; в 1354 году виделся с Преподобным Сергием, когда сей приходил в Переславль к епископу Афанасию, жившему в Никитском монастыре, просить игумена для созданной им Троицкой обители; 1368 г. святой Димитрий ушёл из Переславля в пределы Вологодские и скончался в Вологде в 1391 г. Следовательно, и кончина святого Димитрия Прилуцкого последовала за 142 г. до царствования Грозного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Закрыть itemscope itemtype="" > Священномученик Гермоген и царь Иван Грозный 14.10.2016 2036 Время на чтение 15 минут Изучаем историю своей страны, как ее нам преподнесли враги России, а не наши святые. «Благочестивым и христолюбивым благоверным государем царем», - так назвал Ивана Грозного в «Повести о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы» его современник великий русский святой Святейший Патриарх Московский и всея Руси священномученик Гермоген. Одну из самых героических фигур в истории нашего Отечества - святителя Гермогена трудно заподозрить в лицемерии, ангажированности. К тому же, когда в 1594 году священномученик писал свое сказание об этом чудном явлении в Казани, свидетелем которого он сам был, прошло десять лет, как умер царь Иван Васильевич. В стране фактически правил не законный государь - сын Ивана Грозного Федор Иоаннович, а Борис Годунов, который проводил политику дискредитации первого русского самодержца. Больше того, для многих тогда в России и за рубежом не было секретом, что Борис Годунов и боярин Богдан Бельский были отравителями Ивана Грозного. После его насильственной смерти в 1584 году народ восстал в Москве и требовал покарать цареубийц, но покарать их не удалось, и властолюбивый Годунов (уже, правда, без сообщника Бельского) продолжал идти по трупам к своей заветной цели - стать государем Российским. В 1591 году по его приказу был зарезан в Угличе малолетний царевич Димитрий, а в 1598 году отравлен помазанник Божий Федор Иоаннович. Проводившиеся в 20 веке экспертами исследования мощей Иоанна IV и его сыновей царевича Иоанна и царя Федора показали, что в костях, волосах, ногтях и тканях одежды наличествует огромного количества ртути, мышьяка и меди. Так, в останках царя Федора было обнаружено содержание мышьяка превышающего норму в 10 раз, у его отца Ивана Грозного и царевича Иоанна содержания ртути в 32 раза, мышьяка почти в 2 раза. С элементарной житейской логики, из чувства самосохранения святителю Гермогену, казалось бы, нужно было поостеречься, не восхищаться вслух первым русским самодержцем, ибо этим он мог вызвать очень сильное неудовольствие у Бориса Годунова. Но великого русского святого запугать было невозможно, он никогда не руководствовался в своей жизни меркантильными интересами, а всегда стоял за правду, за Святую Русь, за Русскую православную церковь, достойнейшим предстоятелем которой он был.

http://ruskline.ru/analitika/2016/10/15/...

Иван Грозный Грозный Иван IV Васильевич (1530–1584) – великий князь Московский – с 1533, русский царь – с 1547. «О произведениях Грозного, – отмечал академик Д.С.Лихачев, – писать нелегко. Это во всех отношениях крайне своеобразный автор. Надо преодолеть немало трудностей, чтобы определить даже то, что принадлежит Грозному, и надо испытать не меньше затруднений, чтобы раскрыть особенности его творчества. Но зато дойдя до существа его писательской натуры, мы открываем необыкновенно интересную творческую личность – личность в своем роде единственную и ни на кого не похожую, экспрессивную и все-таки загадочную, как бы выступающую из теней и полутеней, подобно лицам стариков на картинах Рембрандта». Одно из таких его загадочных лиц Ивана Грозного выступило в 1886 году, когда архимандрит Леонид опубликовал древнюю рукопись «Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение царя Иоанна, деспота российского» и привел надпись об освящении собора в 1564 году в Переяславле Залесском, гласившую, что «...всенощное бдение слушал и первую статью сам царь чел и божественную литургию слушал, и красным пением с своею станицею, сам же государь пел на заутрени и на литургии». В 1911 году известный исследователь А.И.Шляпкин обратил внимание на тождественность одного из посланий Ивана Грозного с текстами, известными под именем Парфения Уродливого, впервые высказав гипотезу, что Парфений Уродливый (Юродивый) – это псевдоним Ивана Грозного. В 1972 году Дмитрий Лихачев опубликовал молитвы Парфения Уродливого, приведя доказательства их принадлежности Ивану Грозному. Современные исследователи продолжили поиск, и к настоящему времени выявлено пять молитв, связанных с именем «Ивана Богомудрого Царя, Самодерждца Российского». Все они вошли в одиннадцатый том «Библиотеки литературы Древней Руси» (С Пб., 2002). В комментариях к этому изданию Е.Л.Алексеевой и Т.Р.Руди отмечается: «Стихотворное наследие Древней Руси представлено почти исключительно в жанрах церковной гимнографии. Главными стихотворными приемами являлись ритм (но без организации текста в стопы), синтаксическая инверсия и повторы. Поскольку тексты исполнялись на определенные мелодии, было необходимо сохранение заданного количества слогов; иногда это достигалось прибавлением гласных в тех местах, где они когда-то были в эпоху до падения редуцированных гласных (тогда краткие гласные обозначались буквами ер и ерь), или введением искусственных гласных. Из публикуемых текстов это явление, называемое в музыковедении «хомонией», особенно ярко представлено в «Стихирах митрополиту Петру».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Закрыть Автократор Иоанн Васильевич и современное государственное строительство К 491-й годовщине со дня рождения Государя и к недавним высказываниям В.В. Путина о Малюте Скуратове 08.09.2021 1737 Время на чтение 18 минут Парсуна Царя Иоанна Грозного. Была подарена в Москве в 1676 году Царем Феодором Алексеевичем датскому королю Кристиану V через посла Фридриха фон Габеля. Конец XVI – начало XVII века. Дерево, 36×34 см, темпера. Национальный музей Дании, Копенгаген. Часть Первая 25 Августа/7 Сентября — в день памяти Апостолов из 12 Варфоломея и из 70 Тита, а также Святителя Мины Царьградского православные царисты отмечают Рождество Благоверного Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Говоря в заголовке о государственном строительстве, я указываю не на одномоментные события в истории России, связанные с созданием государств разного типа в разные эпохи, но на единый непрерывный многовековой процесс, который характерен и для нынешнего периода жизни нашей Отчизны. И недавние высказывания Главы Российского государства Владимира Владимировича Путина об эпохе Царя Иона Грозного отнюдь не случайны. О шествии разрушителей и первоначальном сопротивлении Насколько я помню, в детстве и юности моё отношение к Царю Ивану Грозному никогда не было резко отрицательным или даже антипатичным. Помню детский интерес к публикации в «Неделе» о гробнице Царя, в те же годы пару раз по телевизору показывали фильм Сергея Эйзенштейна. Довольно рано, не по возрасту, прочитал лермонтовскую «Песнь про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Затем осилил изданную в Ташкенте в 1942 году книжку Р.Ю. Випера «Иван Грозный» (она и сейчас сохранилась в домашней библиотеке). Одолеть трехтомник Ивана Костылева «Иван Грозный» не решался, только листал его. Была ещё в домашней библиотеке какая-то детская научно-популярная книжка по истории древнерусской письменности, в которой большая глава была посвящена Царской Либерии и поискам её И.Я. Стеллецкого. Перечитывал ту книжку многократно.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/08/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Государь Иоанн Грозный как символ Русского Царства О научно-исторической конференции «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Начало Русского Царства» (29 января, Москва) 05.02.2017 2797 Время на чтение 17 минут В минувшее Воскресенье, 29 Января 2017 года Россия отмечала славную дату - 470 лет назад Великий Князь Московский и всея Руси Иоанн был венчан на Русское Царство. Божие Mvpoмaзahue совершил посланец Вселенского Патриарха Иосафа II Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси. Грамота о соборном признании Царского Самодержавного достоинства Иоанна Васильевича как Вселенского Автократора (Императора) всеми Восточными Патриархами и Книга Царского Величества (чин Царского Коронования) были торжественно доставлены Иоанну в Сентябре 1562 года Евгрипским Митрополитом. Это свидетельствовало о том, что Восточные Патриархи поняли и приняли волю Всемогущего Бога: теперь Богоизбранным народом является Русский народ; Великий же Князь этого народа является Богопомазанником; духовный центр Вселенского Православия переместился в Москву, и Москва теперь есть Третий Рим; теперь Царство Русского народа обладает наибольшим подобием Царства Небесного. Таким образом, легитимность Русского Царства была признана всем Православным мipoм. Ко дню празднования становления Русского Самодержавия Международным фондом Славянской письменности и культуры и Русским Культурно-просветительным фондом имени Святого Василия Великого была подготовлена научно-историческая конференция «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного (начало Русского Царства)». Она прошла 29 января в конференц-зале «Петровский» отеля «Националь» в Москве. Состав участников форума был весьма внушительным. Докладчиками конференции выступили видные отечественные и зарубежные ученые-историки, писатели и общественные деятели. Среди них доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета Игорь Фроянов, публицист, иконописец, ведущий авторской программы на радио «Радонеж» Виктор Саулкин, писатель-историк Вячеслав Манягин, доктор исторических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, писатель, публицист Владимир Лавров, писатель-историк Леонид Болотин, Народная артистка России, собирательница и исполнительница старинных русских народных песен и баллад Жанна Бичевская, схимонахиня Николая (Гроян), писатель-историк, правовед из Беларуси Валерий Ерчак, настоятель московского Храма Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров), писатель, военный историк Борис Галенин, скульптор, Заслуженный художник России, автор памятника Государю Иоанну Васильевичу Грозному в Орле Олег Молчанов, юрист Александр Мирошниченко, писатель-историк Юрий Воробьевский, скульптор, график и живописец, член Союза художников России Василий Селиванов, историк права Георгий Шайрян .

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/06/...

Тринадцать лет царствования Ивана Васильевича 6 Царствование Иоанна Грозного памятно России во всех отношениях: памятно по огромному расширению её пределов, по её страданиям и по необычайности добродетелей, вызванных самими страданиями. Царь Иван Васильевич был сын царя и великого князя Василия Ивановича от его второй жены. Первая жена Василия Ивановича, женщина непорочная в глазах человеческих, была ещё жива, когда он вступил в новый брачный союз; у неё детей не было, а Василии Иванович желал, чтобы его потомство сидело на Русском престоле; – он решился с нею развестись, женился на княжне Глинской, и у него родился сын, царствовавший в последствии под именем Ивана Васильевича Грозного. Иван Васильевич был ещё младенцем, когда умер его отец, и воспитание будущего царя, так же как и управление царством, были предоставлены вдовствующей великой княгине. Елена Глинская не отличалась нравственностью на престоле. Члены Боярской Думы, советники и любимцы великого князя Василия Ивановича, не отличались также ни совестливостью, ни благородством души. Двор сделался обителью разврата и кровопролития, и бедное младенчество Ивана Васильевича окружено было гибельными уроками и ещё более гибельными примерами всех пороков. Так возрастал будущий правитель России: душа страстная, но развращённая с детства; ум необычайный, но, к несчастью, не освещённый знанием обязанностей человеческих. Так достиг он юношеского возраста и вступил в правление государством. Народ, утомлённый крамолами бояр и негодующий на унижение России в последние годы их правления, встретил с радостною надеждою своего молодого царя, одарённого красотою и величием, редкими способностями к делу государственному и удивительным красноречием, которого доказательства сохранились для потомства в его письмах; но надежды скоро обратились в уныние. Россия наполнилась слухом о жестоких казнях. Москва была облита кровью невинных жертв и приведена в ужас буйным развратом своего царя. Иван Васильевич начинал то страшное царствование, которое, в продолжение нескольких десятков лет устрашало современников и губило в бесплодных страданиях силы государства. Сильвестр

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010