Подле Великой Княгини Марии, супруги Василия Васильевича Тёмного. 4 1485 года, Июля 24 В. Княгиня Мария, в инокинях Марфа, урождённая Княжна Донская, супруга Василия Васильевича Тёмного В углу церковном 1503 года, Апреля 7 В. Княгиня Софья Фомична, урождённая Княжна Палеологова, супруга В. Князя Ивана Васильевича Подле В. Княгини Марии Борисовны. 3 1538 года, Апреля3 В. Княгиня Елена Васильевна, урождённая Княжна Глинская, супруга В. К. Василия Ивановича Подле Софии Фомичны. 5 1550 года Княжна Мария Ивановна, дочь Царя Ивана Васильевича Подле Царицы Ирины Михайловны. 24 1563 года, Августа 7 Царица Анастасия Романовна, первая супруга Царя Ивана Васильевича Подле В. К. Елены Васильевны. 6 1570 года, Сент. 1; по другим в 1568 году Царица Мария Темрюковна или Феодоровна, урождённая Княжна Черкасская, вторая Супруга Царя Ивана Васильевича. См. Зерцало Российских Государей стр. 390 и Путеводитель к древностям Московским, т. I, стр. 243 Подле Царицы Анастасии Романовны. 8 Царевна Феодосия Феодоровна, дочь Царя Феодора Иоанновича Подле Царевны Марии Иоанновны. 7 1605 года Ноября 14 Царица Марфа Васильевна, урождённая Собакина, третья супруга Царя Иоанна Васильевича Подле Царицы Марии Темрюковой. 9 1608 года, Июля 20 Царица. Мария Феодоровна, урождённая Нагих, супруга Царя Иоанна Васильевича Грозного Около 1610 года Царевна Анна Васильевна, дочь Царя Василия Ивановича Подле Царевны Пелагеи Михайловны. 16 1622 года, Января 6 Царица Мария Владимировна, урождённая Княжна Долгоруких, первая супруга Царя Михаила Феодоровича За левым столбом подле западных дверей на левой стороне на первом месте 1626 года в Июле Царица Мария Петровна, в инокинях Елена, урождённая Княжна Буйносова Ростовская, супруга Василия Иоанновича Шуйского Подле Царицы Натальи Кирилловны. 30 1629 года, Января 25 Царевна Пелагия Михайловна, дочь Царя Михаила Феодоровича Подле Царевны Марфы Михайловны 17 1632 года, Сентября 2 Царевна Марфа Михайловна, дочь того же Царя Михаила Феодоровича Подле Царевны Софьи Михайловны. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В открытии памятной доски приняли участие известные общественные деятели, почитатели Царя Иоанна Васильевича Грозного. Среди них знаменитый учёный, популяризатор науки и многолетний ведущий передачи «В мире животных» Николай Николаевич Дроздов, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов и другие. После торжественного открытия, в ходе которого к собравшимся обратились инициаторы создания памятной доски, протоиерей Феодор Конюхов и атаман Валерий Камшилов, состоялось освящение памятного знака и лития в память Иоанна Грозного и всех русских Государей династии Рюриковичей. Литию отслужил протоиерей Владимир Тищенко, клирик Украинс кой Православной Церкви Московского Патриархата. После торжественной церемонии и фотографирования в творческой мастерской отца Феодора Конюхова состоялись торжественная церемония и дружеское общение участников мероприятия. В ходе торжественной церемонии атаман Валерий Камшилов вручил протоиерею Феодору Конюхову казачий орден атамана Платова. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 24. Ответ на 2, Отец Георгий : Но его канонизация в обычном порядке -- не возможна. Мы можем только благодарить Ивана Васильевича за его великие плодотворные труды на благо старой Руси, но рисовать ему нимбы мы не можем. И этого не будет в официальной РПЦ МП. Очень много смущений в отношении его реальных злодеяний, именно злодеяний, как у его приемника Иосифа Сталина. Поэтому, н Иван Грозный, ни Иосиф Сталин не будут канонизированы соборно всей полнотой Церкви. Тем не менее, это не умаляет их реальных великих отдельных заслуг перед Русью, Россией и СССР. Царствие им небесное и прощение от Господа за их грехи ! Дело в том, что РПЦ МП из состояния плота воссобирается в Корабль. А на Корабле может произойти и то, что на плоту было бы немыслимо. И Ивана Грозного и Иосифа Сталина- канонизируют. Пусть и как благоразумных Разбойников.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/08/k_...

Европейцы методично превращали в колонии страны Африки и Азии, Северной и Южной Америки. Но лишь Московское Царство, Российская Империя, а затем по Божиему Промыслу даже Советский Союз несокрушимой стеной стояли на пути всех претендентов на мировое господство. И сегодня Россия вновь противостоит «мировому гегемону», который уничтожает суверенные страны, ради торжества «демократии и прав человека». Именно Россия в XXI веке выступила против однополярного мира, ломая планы глобализации, задуманной «мировым интернационалом ростовщиков». Для любого историка ясно, что основы могущества Российской державы были заложены в царствование Иоанна Васильевича Грозного. Это настолько очевидно, что даже самые явные недоброжелатели Грозного Царя не пытаются оспаривать истину. Неудивительно, что наши «заклятые друзья» стараются не только оклеветать, но и любыми средствами закрепить в сознании людей ложь о первом Помазаннике Божием на Русском престоле - Государе Иоанне Васильевиче Грозном. Первая информационная война против России была развязана в XVI веке во время Ливонской войны. Именно тогда европейцев впервые стали запугивать «дикими ордами московитов» и их свирепым царем Иоанном Ужасным. «Дикие московиты», нависшие над цивилизованной Европой просто необходимы нашим недругам для подготовки очередного нашествия на Россию. От них нас шли «освобождать» и польский король Стефан Баторий, и король шведский Карл XII, и Наполеон, и Гитлер. Всех их наголову разбили на русской земле. Настойчивые попытки очернить Государя Иоанна Васильевича и утвердить ложь под видом «научной истины», а именно писания Радзинского, кощунственный балет в Самаре, на премьеру которого собрался весь цвет «либеральной мысли» во главе с послом США, телесериал Эшпая и, наконец, необычайная клевета и грязь, вылитая не только на Грозного царя, но на русский народ и Русскую историю в омерзительном фильме Лунгина «Tzar», - все это должно было закрепить в сознании людей образ полубезумного кровавого тирана Иоанна. Когда мне стало известно, что Лунгин приступает к съемкам фильма о Государе Иоанне Васильевиче Грозном, мы довольно горячо поспорили с моим другом, который сообщил мне об этом. Я пытался убедить своего товарища, очарованного лентой «Остров», в том, что снимет Лунгин грязный и кощунственный пасквиль на Грозного Царя, в котором будет беспощадно и бессовестно оклеветана Русская история, первый Помазанник Божий на русском престоле и вся Россия. Для меня это было очевидно, можно было спорить лишь о том, насколько далеко посмеет Лунгин зайти в своем желании выставить Государя «кровавым маньяком», а русских - «несчастными рабами и холопами».

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/21/...

Граф Сергий Дмитриевич, рождение 14 ноября 1844 Алексей Фёдорович Алексей Васильевич, женат на Екатерине Сергеевне Шереметевой Анастасия Васильевна, рождение 1806 † 1846; за Якушкиным Пелагея Васильевна, за генерал-лейтенант Михайлом Николаевичем Муравьевым Василий Васильевич Василий Сергеевич, полковник, рождение 1810; женат на княжне Варваре Павловне Голицыной Сергей Сергеевич, рождение 1821; женат: 1) на княжне Варваре Петровне Горчаковой † 1853; 2) на Софие Михайловне Муравьевой Борис Сергеевич Екатерина Сергеевна, за Алексеем Васильевичем Шереметевым Анна Сергеевна, † 1849; за графом Дмитрием Николаевичем Шереметевым Варвара Сергеевна, за князем Андреем Борисовичем Голицыным Елисавета Сергеевна, за Дёлёром Василий Петрович, рождение 1835 Елисавета Петровна, за Дмитрием Дмитриевичем Бибиковым КОЛЕНО XVI: Граф Фёдор Михайлович † 20 ноября 1821; женат на Анне Аполлоновне Дашковой † 1801 Граф Николай Алексеевич † 24 мая 1847; женат на Екатерине Ивановне Яковлевой † 1828 Графиня Анастасия Алексеевна † 1823; за кназем Александром Павловичем Долгоруковым КОЛЕНО XVII: Графиня Евгения Николаевна, за Теглевым Иван Андреевич 2) убит в сражении с Крымцами на берегу Оки, в 1521 году; брат его Василий Андреевич служил воеводою и потом постригся в Троицко-Сергиевской Лавре, под именем Вассиана. Старший сын его, Иван больший Васильевич служил боярином при Царе Иоанне Грозном; храбрый и опытный полководец на поле брани; мудрый и проницательный в совете, благочестивый, щедрый, нищелюбивый, он пользовался всеобщим уважением и любовию всеобщею. За несколько лет до кончины своей, он постригся в Кирилло-Белозерской обители, под именем Ионы. Дочь его Елена Ивановна была третиею супругою Царевича Иоанна Иоанновича; а из братьев его: Григорий Васильевич убит при взятии Казани; Семён Васильевич, Никита Васильевич и Иван меньший Васильевич служили боярами при Царе Иоанне Грозном, и последний из них убит при осаде Ревеля, в 1576 году; Фёдор Васильевич служил боярином при Царе Феодоре Иоанновиче.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

#lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button #cf1926ea28 Закрыть День памяти Иоанна IV Васильевича Грозного Сегодня мы также вспоминаем жандармского полковника С.Н.Мясоедова, поэтессу Е.Ю.Кузьмину-Караваеву (мать Марию), хирурга А.Н.Бакулева, Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко 04:08 31.03.2024 214 Время на чтение 13 минут Фото: В.Васнецов, Царь Иван Васильевич Грозный Сегодня Святая Церковь чтит память свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского (386). Мчч. Трофима и Евкарпия (ок. 300). Прп. Анина монаха. Иоанн Грозный и Мещёра Сщмч. Димитрия пресвитера, прмц. Наталии. Царь Иоанн Грозный родился 25 августа 1530 г. и был старшим сыном Великого Князя Василия III Иоанновича от второго брака с княгиней Еленой Васильевной Глинской. «Царствование Иоанна IV протекало бурно. Со всей возможной выразительностью ее течение обнажило особенность русской истории, состоящую в том, что ее ход имеет в основе не " баланс интересов " различных сословий, классов, групп, а понимание общего дела, всенародного служения Богу, религиозного долга... В 1547 году сгорела Москва . Пожар и последовавший за ним всенародный мятеж потрясли юного Иоанна. В бедствиях, обрушившихся на Россию, он увидел мановение десницы Божией, карающей страну и народ за его, царя, грехи и неисправности. Пожар почти совпал по времени с венчанием Иоанна на царство. Церковное Таинство Миропомазания открыло юному монарху глубину мистической связи царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности. Иоанн осознал себя " игуменом всея Руси " . И это осознание с того момента руководило всеми его личными поступками и государственными начинаниями до самой кончины... Воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа – как народа-богоносца, русской государственности – как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания – как осознания богослужебного долга, русского " воцерковленного " мироощущения – как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя. Приняв на себя груз ответственности за народ и державу, юный царь с ревностью приступил к делам государственного, общественного и церковного устроения...

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/31/de...

И вы б ныне и впредь молили Бога и Пречистую Богородицу и великих Чюдотворцев Петра, Алексия и Ионы и Преподобных и Богоносных Отець наших Сергия и Варлаама и Кирилла и всех Святых о многолетном здравии и спасении Господина и Сына нашего смирения Боговенчаннаго Царя и Великого Князя Ивана Васильевича всеа Росии Самодержца, по Его Благородной и Христолюбивой Царице Анастасии Романовной, чтоб Им Бог умножил лет живота Их и устроил бы Царство Их мирно и вечно в род и род, и на веки. И дал бы Им Господь Бог видети на Своем Царстве Сыны Сынов Своих и возвысил бы Господь Бог Царскую десницу православного Царя надо всеми его недруги и враги. Так же бы есте молили о Его Брате Князь Георгие Васильевиче и о Их болярех и о христолюбивом воинстве и о всех православных христианех от безсерменства и от латинства и помощь и крепость Господь Свою послал православному нашему Царю и всему христолюбивому воинству на наши враги на безсерменства и латынство да пожаловали бы есте и наше смирение поминали во святых своих молитвах» . Почитался святым отец Иоанна Грозного - Великий князь Василий III, его изображение на иконе св. Василия Парийского (XVI в., собрание Государственного исторического музея) было обнаружено в процессе реставрации во второй половине 90-х гг. XX столетия. Великий князь изображен в монашеской одежде, справа от его фигуры надпись: «благоверный князь великий Василий Иоаннович самодержец...» Сомневаться в этом не приходится, так как портрет отца Иоанна Грозного сопровождает подробная надпись с упоминанием его титула и имени . Кроме того, еще в XVII веке существовала и икона святого Царя Феодора Иоанновича, сына Иоанна Грозного, который почитался и официально почитается сейчас, как местночтимый московский святой. Будучи первым Помазанником Божиим на русском престоле, Иоанн IV, без сомнения, так же почитался в народе после своей кончины, как местночтимый святой благоверный Царь. Не стоит забывать, что перед смертью он принял великую схиму с именем Иона. Это почитание и отражают нимбы на нескольких известных ныне изображениях Государя. До 1917 года на гробницу Иоанна Васильевича в Московском Кремле проходили верующие просить Царя о заступничестве в суде, как небесного предстоятеля перед Праведным Судией .

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

В связи с этим интересно следующее: 17 марта 1673 г. изограф Василий Кондаков доставил игумену Николаевского Коряжемского монастыря Варсонуфию грамоту архиепископа Вологодского и Белозерского Симона . Возможно, работал он также и в самом Николо-Коряжемском монастыре, в синодик которого вписан «род Василия Иосифова сына Кондакова» (список XVIII в. с более раннего оригинала) (РНБ, Q-IV-351) . Известно, одним из документальных подтверждений официального причисления Царя Иоанна Васильевича к лику святых, служат «Святцы Коряжемского монастыря» (1624 г.), в которых на обороте 205 листа под датой 10 июня находится запись: «В той же день обретение святаго телеси великомученика Царя Иванна» . Церковный историк проф. Е. Голубинский (который весьма скептически оценивал личность государя Иоанна Васильевича) в своем труде «История канонизации святых в Русской церкви» признает, что речь идет о мощах именно царя Иоанна Грозного, а также отмечает почитание его в лике местночтимых святых, почитание которых прекратилось по какой-либо причине . Не стоит забывать и о том, что Новоспасский монастырь издавна служил родовой усыпальницей семейства Романовых. Это случилось еще по воле Патриарха Филарета, родного племянника Иоанна Грозного по его первой супруге, благоверной Царице Анастасии. Созданные в монастыре Василием Осиповым фрески были написаны явно с ведома Царя (будущего Императора) Петра Алексеевича, бывшего ктитором обители. Его отношение к личности Царя Иоанна Васильевича давно известно. В 1722 году Император Петр сказал своему будущему зятю - герцогу Голштинскому Карлу Фридриху, впоследствии ставшем мужем его дочери - Царевны Анны Петровны: «Сей Государь (Иван Грозный) есть Мой Предшественник и образец; я всегда представлял Его Себе образцом Моего правления в гражданских и воинских делах, но не успел еще в том столь далеко, как Он. Глупцы только, коим не известны обстоятельства Его времени, свойства Его народа и великие Его заслуги, называют его мучителем». В любом случае, изображение Царя Иоанна Васильевича с нимбом в монастыре, служившем родовой усыпальницей членам Царствующего Дома и находящемся под пристальным вниманием первого русского Императора явно не могло быть самодеятельностью тогдашних изографов.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

Табл. XVII. Ризница Псково-Печерского монастыря Кружка серебряная; высота 0,20 м.; диаметр 0,18 м.; массивная ручка; ножки в виде пуговок круглых. На крышке герб иностранный и надписи: Deo dante nihil valet invidia; Deo non dante nihil valet labor. Anno 1682. На боку кружки в венке надпись: Sehe Franz von Mallern Catharina Schreij. На внутренней стороне крышки на вставной медали начеканено: Riga devicta victoria venit ab axelauru ubi Gustavi cinxit radiante capillos. Кружка эта считается даром Шведского короля Густава Адольфа. Дорожный столовой прибор царя Ивана Васильевича Грозного: ложка, ножик и вилка. Черенки ножика и вилки серебряные ажурные. Золотые, украшенные жемчугом, серьги царицы Анастасии Романовны. Золотой перстень царицы Анастасии Романовны с надписью внутри: «перстень царицы и великие княгини Анастасии». Перстень украшен эмалью и бирюзой. Табл. XVIII. Ризница Псково-Печерского монастыря Красно-медная труба с надписью: Hanns Hipschman Nurmberg V. I (?) 4–5. Кошелек царя Иоанна Грозного. Пороховница с цепью. Цепочка золотая кольчатая Иоанна Грозного для наперсного креста. Мемориальная бляха золотая (?) в виде ромба с надписью: «Государева Ливонскаго походу. Лета 7086». Такая же бляха с надписью: «сей золотой крест (?) приложил царевич князь Иван Иванович своего Ливонскаго походу. Летопись: лета 7086». Ковш серебряный (печерский); (вес) две гривенки без золотника. Летопись: «божиею милостью царь и Государь и великий князь Иван Васильевич всея Русии». Три братины царя Ивана Васильевича Грозного с надписями: а) братина царя Государя Беликова князя Ивана Васильевича всея Руси (и) сына царевича князя Феодора; б) Божию милостию Царь и Государь великий князь Иван Васильевич всея Русии, в) Иоанн Божию милостию Государь всея Русии великий князь Володимерский и Московский, и Новгородский, и Тверской, и Псковский, Югорскый, Пермскый и болгарский и иных... «Серебряная чаша князя Ивана Федоровича Меншово-Шеховсково» 68 зол. Ковш с изображениями грифонов и медведя: «ковш князя Андрея Васильевича Большого кто из него пьет мысля Господарю добро дай Бог ему самому добро при славе при богатстве». 2 гривны 46 золотн.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Ну ладно, трактуйте образ царя, как желаете, теперь у каждого автора свое право. Но хотя бы намекнуть на великие свершения царствования Грозного можно? Разве из 8 серий " Грозного " можно составить представление, хотя бы и малейшее, о величественной эпохе, когда созидалась великая держава? А ведь заявлено было, как масштабное исторической полотно. Ну где же в нем изображено то величественное и трагическое время середины XVI века,  на грядущие столетия до наших дней определившее судьбу Русской земли? Время, когда продолжая дело своего деда государя Иоанна Васильевича Великого и отца государя Василия Третьего, царь Иоанн Грозный создавал централизованное единое государство, преодолевая сопротивление бывших удельных князей и могущественных боярских родов? " И Царство новое пред их очами встало... " Для любого историка ясно, что основы могущества Российской державы были заложены в царствование Иоанна Васильевича Грозного. Это настолько очевидно, что даже самые явные недоброжелатели Грозного не пытаются оспаривать истину.   Надо понимать, что сотворил первый русский царь Иоанн Васильевич Грозный для всего мира: он сумел сохранить Восточно-Христианскую цивилизацию, без которой немыслимо существование мира. После крушения православной Восточно-Римской империи в разоренном Константинополе по святой Софии расхаживали турки и город оглашали вопли муэдзина. Пали под ударами османов Сербское и Болгарское царства. Древние христианские земли Малой Азии были давно захвачены воинами ислама.  В Риме торжествовали: восточные «схизматики» разгромлены. Осталось княжество Московское. Но Русь где-то там далеко, в дремучих лесах на севере, отрезана от морей, зажата между сильными соседями с Запада (Польшей, Литвой, Ливонским орденом), с Востока ее терзают татары.  Но внезапно для всех недругов: И Царство новое пред их очами встало… Оно не прихотью явилося на свет. В нем не одной Руси спасения завет: В нем Церкви Истинной хоругвь, и меч, и сила! Единоверных скорбь, чтоб быть ему, молила... (А. Н. Майков, " У гроба Грозного " )

http://radonezh.ru/2020/12/04/serial-gro...

Изд.: [Гимнографическое творчество Ивана Грозного]: Канон Ангелу Грозному, воеводе; Молитва к Господу нашему Иисусу Христу, к святому архангелу Михаилу; Стихиры митрополиту Петру, Стихиры Сретению Владимирской иконы Божией Матери; Тропарь и кондак на перенесение мощей Михаила Черниговского/Подгот. текста: Т. Р. Руди, пер.: Е. Л. Алексеева, коммент.: Е. Л. Алексеева, Т. Р. Руди//БЛДР. 2001. Т. 11. С. 279-297. Лит.: Арсений, иером. Описание слав. рукописей б-ки Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1878. Ч. 2. С. 146; Леонид (Кавелин), архим. Стихиры, положенные на крюковые ноты: Творение царя Иоанна, деспота Российского: По ркп. б-ки Троице-Сергиевой лавры 428. СПб., 1886. (ПДПИ; Т. 63) [в прил. к публ. стихир в крюковой записи дано их перелож. на линейные ноты]; Шляпкин И. А. Ермолай Прегрешный, новый писатель эпохи Грозного, и его сочинения//С. Ф. Платонову: ученики, друзья и почитатели. СПб., 1911. С. 554-555; Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России. М.; Л., 1928. Т. 1. Вып. 3. С. 246-247; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество: (По совр. Минеям). П., 1951. С. 225-226, 293; Успенский Н. Д. Образцы древнерус. певч. искусства. Л., 1968. С. 130-133; он же. Древнерус. певческое искусство. М., 19712. С. 186; Лихачев Д. С. Канон и молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного)//Рукописное наследие Древней Руси (по материалам Пушкинского дома). Л., 1972. С. 10-27; Келдыш Ю. В. История рус. музыки: В 10 т. Т. 1: Древняя Русь, XI-XVII вв. М., 1983. С. 132-133; Былинин В. К., Посошенко А. Л. Царь Алексей Михайлович как мастер распева//ПКНО, 1987. М., 1988. С. 131-137; Рамазанова Н. В. Тропарь и кондак на пренесение честным мощем кн. Михаилу Черниговскому, «творение Иоанна, богомудраго царя, самодержца Российскаго»: (К пробл. атрибуции)//Лит-ра Древней Руси: Источниковедение: Сб. ст. Л., 1988. С. 107-116; она же. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI-XVII вв. СПб., 2004. С. 151-205; Рогов А. И. Эпоха Ивана Грозного…: [Аннот.]//Стихиры Ивана Грозного/Муж.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010