Когда царь сказал это, ему отвечал его сын: " Твой суд сегодня справедлив, царь! Да подкрепит Господь тебя в этом добром направлении. То же самое и я скажу своему учителю " . И, обратившись к Нахору, которого все принимали за Варлаама, он сказал: " Ты помнишь, Варлаам, в какой славе, почести и роскоши ты меня нашел. Своей длинной речью ты убедил меня оставить отцовские законы, обычаи и сделаться служителем твоего Бога; обещанием каких-то вечных и несказанных благ ты склонил меня последовать твоему учению и огорчить моего господина и отца. Теперь решится твоя участь: если ты выйдешь победителем из этой борьбы, докажешь истину своего учения, которое ты мне преподал, и уличишь заблуждение наших противников, то ты будешь почтен, как никто из смертных, и прославишься как проповедник истины. Тогда я навсегда останусь последователем твоего учения и слугою Христа до последнего дыхания. Если же ты будешь побежден или хитростью, или истиною и, таким образом, сделаешься виновником моего позора, то я отомщу за оскорбление своей гордости своими же руками: вырву твое сердце и язык и дам их с остальным телом на съедение псам, чтобы твой пример был для всех наукою не совращать царских сыновей " . Выслушав эти слова, Нахор очень опечалился, видя, что ему самому придется упасть в ту яму, которую он выкопал, и что собственный же меч вонзается в его сердце. Сообразив, как ему поступить, он решил, что во избежание нависнувшей опасности стать на сторону царевича, чтобы на его стороне была победа. Промысл Божий, который нередко мудро действует чрез наших противников, был, главным образом, причиною такого его решения. Когда представители идолопоклонников вступили в словесное состязание с Нахором, то он, подобно некоему Валааму, который во времена царя Валаха предпочел воззвать к Богу Израилеву, начав славословить Его так и Нахор стал вдруг противоречить бессмысленным мудрецам. В присутствии царя, сидевшего на троне, царевича, сидевшего, как мы сказали, и близ него множества языческих ораторов, наостривших свои языки, как меч, для сокрушения истины, массы сошедшего из чужих стран народа, чтобы увидеть, какая сторона победит, - один из ораторов, самый выдающийся из них, говорит Нахору: " Ты Варлаам, бесстыдно и дерзко отнесшийся к нашим богам и вовлекший в такой обман дорогого царского сына, научив его служить Распятому? " Нахор ему возразил: " Я Варлаам, презирающий ваших богов, как ты сказал, но не вовлекший в обман царского сына, а наоборот, выведший его из обмана и обративший к истинному Богу " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/924/...

Афонское монашество есть, таким образом, религиозно-просветительный институт, высшая духовно-нравственная школа христианского подвижничества, имеющая обще-христианское, мировое значение. Афон – свет мира, и соль его жизни. Как свет – он должен быть постоянно на высоте уразумения христианской истины, представителем православия, хранителем чистоты его учения. Как соль – он должен превосходить всех чистотою нравственной деятельности. Но это духовное освещение и осоление должно иметь применение для жизни всего мира. Если Афон есть свет, то это свет маяка, указывающего всем блуждающим во тьме религиозной путь к царству небесному. Если Афон есть соль, то это соль нравственного примера, предохраняющего обще-христианскую жизнь от нравственного разложения. Таково значение иноческого Афона в среде всего христианского мира. 3053 И эта мысль сделать Афон, занимающий топографически очень удобное положение, обще-народным местом, куда приходили бы спасаться избранники со всех сторон; объединить здесь все народности на поприще иноческого подвига (грека, латиняна, славянина, грузина, валаха, араба и пр.) чтобы это – «жилище земных ангелов и небесных человеков» имело в тоже время и общечеловеческое про- —566— светительное значение, – эта мысль принадлежала еще самому Афанасию Афонскому († 1000 г.), преобразователю Афонского монашества, которому еще при жизни своей удалось отчасти и осуществить её. 3054 Спустя несколько десятков лет она уже настолько ясно реализовалась в представлении восточного 3055 христианства, что Алексей Комнин в своём послании 1081 г. свидетельствует о ней, как общеизвестной истине. И действительно, просматривая историю монашеского Афона, мы видим здесь всё время выполнение этой идеи. Так, с ранних времен 3056 Афон делается самою высшею школою христианского подвижничества, центром самого строгого аскетизма, убежищем самой высокой религиозно-созерцательной жизни не только Византии, но и вообще всех христианских государств мира. Афон – это «второй рай», монашеское «небесное царство» на земле, «убежище и мастерская всех добродетелей», гора святая по преимуществу. 3057

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

П.В. Безобразов К. М. Базили от 12 августа 1852 г. После тяжкой болезни, состоявшейся в нестерпимом колоте в животе и в расстройстве мочевых отправлений, я постепенно укрепляюсь в силах. Эта болезнь была причиной того, что я не отвечал вам на писание ваше об известной продаже некоторых книг. Теперь, будучи в состоянии держать в руках перо, уведомляю вас, что в настоящих тесных обстоятельствах моих (синод, неизвестно почему, не высылает мне жалованья с сентября прошлого года) нет никакой возможности издерживаться на приобретение книг. Внутренние дела святогробские идут своим порядком 123 . Приезжавший сюда посланец нашего патриарха Апостоли возвестил, что султан будто бы потребовал от его блаженства последний журнал о св. местах 124 . Видно, что французы сильно работают в Стамбуле. Посмотрим, что сделают наши, получив упомянутый фирман к сведению. Посмотрим! кто огонь, кто вода, и кто кого пересилит. Жалкая судьба Иерусалима! Но еще жальче все те, которые ведут нескончаемую прю между собой, и за что же? За бездушные камни, называемые священными гробами. Вся эта пря есть наказание Божие за почитание камней вместо духовного поклонения Существу всевышнему. Некоторым лицам следовало бы, сколько можно, быть холоднее к делу о здешних суверных поклонениях. Пусть грызутся одни попы, или остаются in statu quo. Доколе суеверие и ложь будут тяготеть над народами? Доколе трудовая и потовая копейка валаха, или грузина, или росса, или армянина, или обитателя Запада, будет служить поводом к достоплачевной тяжбе за такие предметы, о которых даже не помышляли ни апостолы, ни первые христиане до Константина полуязычника, полухристианина? Около Назарета есть православная деревня Олма. В ней уже очень давно нет священника. Я уговаривал нового фаворского архиерея позаботиться о духовных чадах его и даже обещался содержать своим иждивением священника олмийского. Что же? Ни гласу, ни послушанья от наместника патриаршего! Каково! И после этого святогробцы еще смеют жаловаться на прозелитизм англичан! От всего сердца желаю этим островитянам успеха. Ибо они выведут арабское племя из тьмы духовной, в которой оно коснеет вместе с греческими попами, чтущими бога-мамону.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Ямна Гурна. Церковь Михаила Архангела. Михайловская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1843 и 1846. Год утраты:1956 (сожжена) Адрес: Польша, Подкарпатское воеводство, Бещадский уезд, гмина Устишки Дольне, была деревней Ямна Гурна Координаты: 49.607008, 22.59125 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Ямная Горишня (пол. Jamna Górna) - несуществующее ныне село, лежавшее в долине ручейка Ямнянки, притока реки Вигор, которая в свою очередь является притоком р. Сян. Ниже по течению Ямнянки находились также села Ямная Долишня и Троица, а ближайшими городами были Риботичи и Арламов. Первая церковь Св.Михаила упоминается уже в 1565 году, следующая была построена в 1843 и простояла до 1946 года, когда была разрушена. Эта церковь принадлежала приходу в с. Троица Добромильского деканата Перемышльской епархии УГКЦ. В селе также было греко-католическое кладбище, заложенное в XVI веке, действовавшее до 1946 года, в 1955 г. разрушенное. Ямна Гурна было село в административном районе Гмина Устшики Дольне, в Бещадском уезде, Подкарпатское воеводство , на юго-востоке Польши. Его географическое положение находится примерно в 19 км (12 миль) к северу от Устшики-Дольне и в 66 км (41 миль) к юго-востоку от столицы региона Жешув . Ямна-Горна была основана в соответствии с законами Валаха в начало 16 века как королевская деревня и принадлежала старостям Пшемысля. На рубеже XVI и XVII веков деревня была отделена от старосты Пшемысля и сдана в аренду. В 1628 году ее пользователем был Адам Островский, затем владелец рыбных товаров Миколай Осолинский, после его смерти с 1663 года его сын Ежи Осолинский. Адам Конарски, кастелян Сандомира, был последним арендатором, у которого в 1788 году австрийское правительство перешло во владение деревней.

http://sobory.ru/article/?object=58304

Основатель монастыря св. Савва родился в Каппадокии около 439 года, основал монастырь в 483 году, умер в 532 году; мощи его покоятся в Венеции. Со скалы на скалу поднимаясь и спускаясь, пробрался я к воротам монастыря. Здешние обычаи для приема путешественников напоминают несколько синайские: та же осторожность, те же предварительные расспросы; впрочем, в последнее мирное время формальности слабее наблюдаются. Меня привели на небольшой двор, поражающий, вместе с окружающими зданиями, чистотой и белизной камня; посреди – небольшое здание в виде часовни; там и сям в скалах видны оконца и двери одиноких монашеских келий на разных высотах и расстояниях. Мне отвели большую комнату в главном здании, примыкающем к храму. Вокруг стен идут широкие диваны с матрацами и подушками; на полу разложены также тюфяки, покрытые коврами вроде персидских. Небольшое окно в задней стене выходит прямо в церковь . Болезненный и задыхающийся от слабости монах лет тридцати пяти явился ко мне предложить свои услуги. Он принес самовар и поставил его на табурет, а поднос с чаем, чашкой и другими принадлежностями – на софу; потом явились неизбежная рака, сладости и т. п. Вскоре посетил меня настоятель монастыря, известный весьма строгой жизнью 68 . Мой кавас, грек, рекомендовал мне его с этой стороны еще дорогою: «Ты видит архимандрита на этова монастыри: ницево болсе не ест – одна трава»… Живет он в каком-то чуланчике, высеченном в скале, в котором с трудом повернуться одному человеку; спит на каменной лежанке, прикрытой старым ковриком, ходит в крашенинной рясе и, несмотря на свои восемьдесят лет, невольно поражает какою-то юношескою застенчивостью. Есть русская пословица: «Каков поп, таков и приход». Она как нельзя более приложима к Саввинскому монастырю, братия которого отличается искренними кротостью и воздержанием. Если кто заезжий в Палестину захочет без помехи помолиться, тот не найдет для этого места удобнее Саввинского монастыря. Это тихая, безмятежная обитель, где земные помыслы оставляют человека, где окружающая среда не оскорбляет его нравственного чувства… Между монахами живут здесь трое русских, два валаха, говорящие хорошо по-немецки; остальные, человек двадцать, – греки, из которых двое свободно объясняются по-итальянски. Со стороны обрыва в долину видна у стен старая пальма, посаженная, по преданию, св. Саввой. Монахи приучили шакалов и лисиц приходить за подачкой, и они под вечер гурьбами шляются по долине, под стенами, куда им бросают с монастырской террасы разные остатки съестного. Окрестности монастыря кишат скорпионами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Hellenistic Culture: Fusion and Diffusion. — N. Y.; London, 1959.  — P. 89–90). 18 (См.: Hopfner Th. Orient und griechische Philosophic. — Leipzig, 1925.  — S. 53). 19 (Сам Маркион не признавал Ветхий Завет в качестве Священного Писания, но видел в нем лишь «историческое свидетельство о прошлом.» См.: Blackman Ε. Marcion and His Influence. — London, 1948.  — P. 113–124). 20 (Епифанович С. Л. Патрология: Церковная письменность I–III вв.: Курс лекций, читанных студентам Киевской Духовной Академии в 1910–1911 учеб, г.: Ч. 3, отдел 1.  Апологетическая литература II века/Под ред. доц. МДА Н. И. Муравьева. — Загорск, 1951 (машинопись). — С. 125). 21 Здесь св. Феофил говорит не о Святом Духе, но о духе Божием. как духе мира. который все оживляет, питает землю, вдыхается человеком, при создании мира носился над водами, дарован творению как душа человеку, повсюду разлит. 22 Которые, т. е. сами, платят подати царю. Подобное говорит Тертуллиан: вы больше боитесь и трепещете Цезаря, нежели самого Юпитера олимпийского и справедливо. Кто из живущих не могущественнее мертвого? 23 Здесь под Словом разумеется Сын Божий, а под Премудростью — Дух Святой — 2–е и 3–е лица Св. Троицы. 24 Здесь словом «Дух Божий» означает не Лицо Святого Духа, но духовная сущность Сына Божия. 25 Слово Троица встречается первый раз из отцов церкви — у св.Феофила. 26 Имени царя Валаха нет в кн. Бытия. 27 Здесь св. Феофил не буквально приводит слова Моисея, а передает только смысл их. (Быт. 1,8; 2,1; Втор. 4,19; 17,3. 28 Здесь по ошибке назван Камбиз вместо Астиага. 29 Текст синодального издания Библии — 16 Так говорит Господь: остановитесь на путях ватих и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по чему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем». Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Расставание Падмы с царем легенда описывает так: «Когда они (т. е. царь Кри-срон и святой) прибыли (к границам Непала), то на небе явились облака и радуга, спустившаяся до земли. Среди облаков стояла лошадь; она имела седло из золота и серебра. Тряся ушами, она приблизилась. Когда она, ржа, стала, то в ржании слышно было: «здесь трон золотой, трон «гиу». Имя этой лошади Валаха, «царь лошадей». Под этой лошадью, согнувшись, помещались все дакинисы. Они массою окружили Падмасамбаву. Тогда весь мир мог видеть, как он по воздуху шел им навстречу. Обратившись к провожавшим, он сказал: «о, царь и царица и все ваши подданные, все пребывайте в справедливости! Теперь я желаю идти далее. Я желаю идти в страну против солнечного захода, чтобы обратить ракшасов (по-тибетски: срин-мо). Я желаю сделать ведьм служительницами учения Будды. Я всегда буду охранять вас. Теперь я ухожу». Так сказал он и быстро прыгнул на лошадь. Когда лошадь поднялась к небу, царь и его люди не спускали глаз с него и громко плакали. Тогда Падмасамбава, обернувшись, сказал: «Держитесь крепко религии, как будто смерть и болезнь стоят пред вами. Если вы желаете вечного мира, то держитесь религии. Но теперь вы не можете следовать за мною. Вы меня снова найдете... Искать меня нет никакой цели». Так сказал он и полетел. Царь и его свита были как рыбы на песке. Когда они, следя за святым, смотрели, то он показался им величиною, как ворон; когда снова посмотрели, то показался как дрозд, потом как муха и затем его уже трудно было различить: он стал мал, как водяная вошь (!). А когда они еще раз взглянули, то уже не увидели его. Когда царь и его люди наутро посмотрели, то при помощи божественной силы увидели, как Падмасамбава, прибыв в страну ракшисов, сидел в тени колоссального дерева, а его небесная лошадь стояла возле, покрытая золотым песком. Ракшисы, как рабыни, стояли у его ног и отдались религии». Монастырь Сам-иас, как упомянуто, есть первый монастырь Тибета. Буддизм при Срон-тзан-гам-по был в Тибете древнейшей сектой страны. С этого времени начались разделения, явились новые учители и все это повело впоследствии к образованию новых сект. Такова секта У-ргиан-па (приверженцев Падмасамбавы), которая и теперь еще существует при Гиммалае, но не в восточном Тибете. Эти древние секты наполнили страну заклинателями, которые занимались магией и предсказывали в экстатическом состоянии. В этом состоянии они считались одержимыми низшими божествами, которые дали обет приносить пользу религии и лишать бесов их областей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vasilevi...

За треснувшей от землетрясения церковью простирается лужайка наподобие амфитеатра. Здесь, в этой «естественной зале», примерно там, где стоит скамейка, на которой расположились мы с монахиней Рафаилой, когда-то сидел святой Василий и учил своих многочисленных учеников. А после него здесь учили другие маститые игумены, его преемники. Монашеская школа долго существовала здесь без перерыва, до самых последних времен, до установления коммунистического режима (1947 год), когда иеромонах, именуемый Назарием (Сэпунару), еще руководил богословской семинарией в зеленом амфитеатре, проповедуя и наставляя в духе святого Василия. Более 17 столетий монашество не оскудевало здесь никогда. Прп. Паисий Величковский И здесь же, в Дэлхэуць, старец Василий принял своего юного ученика, Паисия (Величковского), пришедшего тоже из Полтавы спустя несколько десятилетий после него. Эпохальная встреча двух великих святых, которую и сегодня поминают в монастыре, словно она произошла вчера. Из сообщений своих предшественников монахиня Рафаила может немного представить себе, как это происходило: робкий худенький юноша, слабый здоровьем, который трудился на кухне, но не очень успешно, поскольку «ум его был в другом месте», и плакал как ребенок каждый раз, когда хлеб в печи у него сгорал, хотя старец никогда не ругал его. Это ученичество юного Паисия в горах Вранчи станет решающим в судьбе будущего святого валаха. И неудивительно, что через 4 года после его ухода на Афон старец Василий сам пришел на греческую землю, чтобы повидать своего ученика, о котором он так болел душой, и весной 1750 года постриг его в монашество и облачил в малую схиму. Знаменитый старец после этого и сам долго не задержался в Дэлхэуцах. Там стало слишком людно, поскольку выросло уже много маститых монахов. И он взял 12 самых лучших из них, словно неких апостолов, и ушел с ними в горы. Они поднимались всё выше и выше. Это было в 1730-м году, и зимой того года все они ютились в землянках, которые выкапывали себе в лесу. Новый монастырь будет назван Яблоневой Поляной, или Пояной Мэрулуй. И поначалу их было 13, включая святого Василия.

http://pravoslavie.ru/149890.html

В день рождения Ирода, когда он устроил большой пир для своих приближенных и начальников еврейского народа, дочь Иродиады плясала перед царем. Ее танцы так понравились Ироду, что он перед всеми приглашенными обещал ей дать все, что она захочет, даже до половины царства. Дочь не знала, что просить и пошла посоветоваться к своей матери. Иродиада сказала ей: – проси голову Иоанна Крестителя. Дочь пошла сейчас же к царю и сказала: «Хочу, чтобы ты мне дал теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь очень опечалился этой просьбой. Ему не хотелось убивать Иоанна Крестителя. Ирод знал, что он праведный и святой, и что это убийство будет очень нехорошим делом. Но царю очень стыдно было отказаться от своего царского обещания, которое он дал при своих подчиненных. Ложный стыд перед людьми заглушил его внутренний голос совести. Царь послал оруженосца отсечь голову Иоанна Крестителя. Голову принесли на блюде. Ирод отдал ее дочери, а дочь матери своей. Ученики Иоанна Крестителя услышали об этом, пришли, взяли тело его и похоронили. Иоанн Креститель, не боясь ни страданий, ни даже смерти, бесстрашно говорил правду перед царем Иродом и за это был предан смерти. Церковь прославляет подвиг Иоанна Крестителя и день его кончины (11 сентября по-новому стилю или 29 августа по-старому) отмечает праздником, который называется Усекновением Главы Иоанна Крестителя . В этот день в церкви молятся также и за всех тех, кто, по примеру Иоанна Крестителя, пострадал за правду. Церковь установила в этот день пост. Вопросы: Что говорил Иоанн Креститель про самого себя? Почему царь Ирод приглашал к себе Иоанна Крестителя? Что он говорил царю? Почему Иродиаде не нравились слова Иоанна Крестителя, и чего она добилась? Как произошло убиение его? Почему Ирод согласился убить Иоанна Крестителя? Как Церковь прославляет подвиг его? Самостоятельная работа: Написать почему Иоанна Крестителя называют: 1) святым, 2) пророком, 3) Предтечей, 4) Крестителем, 5) Иоанном. Исцеление десяти прокаженных Евангелие рассказывает о многих, но не о всех чудесах, которые Спаситель совершил на земле. Евангелист Иоанн говорит, что если бы описать все чудеса, то все книги мира не могли бы вместить их. Спаситель исцелял больных, воскрешал мертвых, оказывал всякую помощь людям в несчастьях.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   Иоанн обличал царя Ирода в том, что он, при жизни брата своего Филиппа, женился на его жене Иродиаде. Иродиада озлобилась за это на Иоанна и просила Ирода, чтобы он убил его. Но Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна за великого пророка и боялся народа, но в угоду ей, посадил его в темницу. Иродиада же не удовольствовалась этим, тем более, что сам Ирод с удовольствием слушал наставления Иоанна и во многом поступал по словам его.    Прошло после этого около года. Ирод, празднуя день своего рождения, давал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам галилейским. На пир вошла дочь Иродиады (падчерица Ирода), Саломия и стала плясать; и угодила Ироду и пирующим с ним.    Ирод сказал ей: «проси у меня чего хочешь», и клялся, что отдаст ей даже до половины царства.    Она вышла и спросила у матери своей: «чего мне просить у него?»    Иродиада отвечала: «головы Иоанна Крестителя».    Саломия с поспешностью возвратилась к Ироду и сказала: «хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя».    Ирод опечалился, но ему не хотелось при гостях изменить своему слову, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну. Воин, выполнив приказание царя, принес на блюде голову Иоанна Крестителя и отдал Саломии, а Саломия отнесла матери своей Иродиаде.    Ученики Иоанновы, услышав о смерти Иоанна Крестителя, пришли, взяли тело его и похоронили.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея (Мф.14:1-12); от Марка (Мк.6:14-29); от Луки (Лк.9:7-9).    День мученической смерти св. Иоанна Предтечи воспоминается св. Православною Церковью 29 августа (11 сент. н. ст.) и называется днем Усекновения главы Иоанна Предтечи. В этот день положен строгий пост. Св. Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех святых после Богоматери. Чудесное насыщение народа пятью хлебами...    Вскоре после смерти Иоанна Крестителя Иисус Христос вместе с учениками отправился на другую сторону озера. Народ пешком бежал за ним по берегу. Когда лодка остановилась, на берегу, уже собралось множество народа. Иисус Христос, видя множество людей, сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря. Он вышел на берег, и много и долго беседовал с народом о Царстве Небесном, и исцелял много больных. Народ с таким усердием слушал Его, что не замечал, как проходило время. Наконец, день стал клониться к вечеру.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010