Коллектив авторов Скачать epub pdf Мученица Филофея Румынская † 7 декабря (XIII в.) Прославлена Румынской Православной Церковью Имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви в 1956 г. Память празднуется 24 ноября/7 декабря Из определений Священного Синода от 7 февраля 1956 г. Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Алексия слушал Энциклику Священного Синода Румынской Православной Церкви (октябрь 1955 года) о воздании всенародных почестей святым, чьи мощи находятся в Румынской стране, и о причислении к лику святых мучеников и преподобных: преподобной Параскевы, святой мученицы Филофеи, святого Григория Декаполита , святого Димитрия Нового Бессарабовского, преподобного Никодима из Тисмана и святого мученика Иоанна Валаха. Выслушав Энциклику, Священный Синод возблагодарил Господа Бога и определил установить в Русской Православной Церкви на будущие времена воздавать святой мученице Филофее, преподобному Никодиму из Тисмана и святому мученику Иоанну Валаху все почести по учрежденным правилам и каноническому порядку ежегодно: святой мученице Филофее 24 ноября ст. ст., преподобному Никодиму из Тисмана 13 декабря ст. ст. и святому мученику Иоанну Валаху 29 апреля ст. ст., по общим чинам служб мучеников и преподобных, впредь до поступления от Румынской Церкви составленных в честь и память сих святых служб, а также и включить их святые имена в наш месяцеслов. Святая мученица Филофея родилась в 1206 году в городе Тырново, древней столице Болгарии, в семье земледельца. Мать ее была валашского (румынского) рода. Она воспитывала дочь в духе любви к Богу, но рано умерла, оставив девочку сиротой. Отец вскоре женился, и мачеха наказывала девочку за то, что она часто ходила в церковь и раздавала деньги и домашние вещи сиротам и нищим. Отец также ругал ее. Несмотря на брань и угрозы, Филофея продолжала делать добро, подавала милостыню, молилась и сохраняла свою чистоту. Однажды, когда мачеха послала ее отнести обед отцу, работавшему в поле, Филофея, как обычно, поделилась едой с бедными детьми. Отец, разгневанный тем, что ему осталось мало еды, выбранил свою жену, но та посоветовала ему подкараулить девочку. Он ее послушал, выследил Филофею и поймал, когда она раздавала пищу бедным детям. Разгневанный отец бросил в нее топор, поранив ей ногу. Вскоре девочка отдала душу Богу. Охваченный страхом и угрызениями совести, отец попытался поднять тело девочки, но не смог, так как оно стало тяжелым, как камень. Тогда несчастный отец побежал к архиепископу Тырнова и признался в своем грехе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святейший Патриарх Тихон благословил творить Службу и Акафист чудотворному образу Державной Богоматери (пам. 2 марта). Патриарший Местоблюститель Петр в 1925 г. благословил молиться по Службе, составленной протоиереем Николаем Миловским Шуйской-Смоленской иконе Богоматери (пам. 2 ноября). И хотя затем наступил перерыв в канонизации святых, однако литургическая жизнь Церкви продолжалась и развивалась. Святейший Патриарх Сергий (1943–1944) составил несколько акафистов. Акафист Воскресению Христову, составленный им, где в качестве припева в икосе взят пасхальный тропарь, и поныне творится в пасхальные дни в Московской Духовной Академии. С именем Патриарха Алексия I (1945–1970) связывается стабилизация жизни Русской Церкви. При нем также пополняется именами святых Православный Месяцеслов. В 1956 г. Синодальным решением в Месяцеслов Русской Церкви были внесены имена румынских святых: мученицы Филофеи (†1060; пам. 24 ноября), преподобного Никодима Тисманского (†1406; пам. 13 декабря) 2 и мученика Иоанна Валаха (†1662; пам. 29 апреля) (ЖМП. 1956. 3. – С. 4). На следующий год решением Синода от 27 декабря 1957 г. была введена в употребление служба святой праведной Тавифе (I в.; пам. 25 октября), составленная тогдашним архиепископом Ярославским и Ростовским Никодимом (ЖМП. 1963. 2. – С. 14). В последующее время в Богослужение был введен тропарь благоверному князю Игорю Черниговскому (†1147; пам. 19 сентября) (ЖМП. 1965. 1. – С. 6), а также святителю Ювеналию Иерусалимскому († ок. 458; пам. 2 июля) (ЖМП. 1969. 1. – С. 8). В 1962 г. Синод принял решение: “Ввиду того, что наш соотечественник преподобный Иоанн Русский, исповедник, канонизирован Константинопольской и Элладской Церквами, причислить его имя к лику святых, чтимых Русской Православной Церковью , установив празднование ему в день его преставления – 27 мая” (ЖМП. 1962. 9. – С. 5). В 1965 г. в календарь вносятся имена новоканонизированных святых Болгарской Церкви – преподобного Паисия Хилендарского (XVIII в.; пам. 19 июня) и святителя Софрония Врачевского (†1813; пам. 11 марта) (ЖМП. 1965. 4. – Сс. 4–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Мучеников Исаакия, Аполлоса и Кодрата (303). Святителя Максимиана, патриарха Константинопольскаго (434). 22. Преподобнаго Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольскаго (613). Благовернаго князя Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковскаго (перенесение мощей, 1834). Апостолов Нафанаила, Луки и Климента (I). Преподобнаго Виталия (VI–VII). 23. Святаго славнаго великомученика, победоносца и чудотворца Георгия (303). Мученицы царицы Александры (303). Мучеников Анатолия и Протолеона (303). 24. Святаго мученика Саввы Стратилата и с ним 70 воинов (272). Преподобнаго Саввы Печерскаго, в Ближних пещерах (XIII). Преподобнаго Алексия, затворника Печерскаго, в Ближних пещерах (XIII). Мучеников Пасикрата и Валентина (228). Мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303). Преподобнаго Фомы юродиваго (VI). Преподобныя Елисаветы чудотворицы (VI–VIII). Иконы Божия Матери Молченския (1405). 25. Святаго апостола и евангелиста Марка (I). Преподобнаго Сильвестра Обнорскаго (1379). Иконы Божия Матери Цареградския (1071). 26. Священномученика Василия, епископа Амасийскаго (ок. 322). Святителя Стефана Великопермскаго (1396). Праведныя Глафиры девы (322). Преподобнаго Иоанникия Девиченскаго (XIII) (серб.). 27. Святаго апостола и священномученика Симеона, сродника Господня (107). Преподобнаго Стефана, игумена Печерскаго, епископа Владимиро-Волынскаго (1094). Праведнаго Евлогия странноприимца (IV). 28. Святых апостолов Иасона и Сосипатра, Керкиры девы и иных с ними пострадавших (I). Мучеников Дады, Максима и Квинтилиана (286). Святителя Кирилла, епископа Туровскаго (1183). Мучеников Саторния, Иакисхола, Фавстиана, Ианнуария, Марсалия, Евфрасия, Маммия, Зинона, Евсевия, Неона и Виталия (I). 29. Святых 9-ти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона (III). Преподобнаго Мемнона чудотворца. Мучеников Диодора и Родопиана диакона (III–IV). Святителя Василия, епископа Захолмскаго (XVI) (серб.). Мученика Иоанна Валаха (румын.). 30.Святаго апостола Иакова Зеведеева, брата святаго Иоанна Богослова (44).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Николая Чудотворца, вмч. Феодора Тирона, вмч. Георгия Победоносца и особо почитаемых в Румынской Церкви вмч. Иоанна Нового и прп. Параскевы (Петки) Тырновской. В 1682-1686 гг. митр. Молдавии Досифей издал 4 тома «Житий и деяний святых», над к-рыми работал 25 лет. 1-й том охватывает месяцы сент.-дек., 2-й - янв.-февр., 3-й - март-июнь и 4-й - июль-авг. Источниками для этого издания были прежде всего «Минеи» Досифея Маргуниоса и «Жития святых» Симеона Метафраста, отпечатанные в греч. типографии Н. Гликиса в Венеции. Митр. Досифей использовал и др. греч. тексты, а также нек-рые слав. переводы, известные в Молдавии. Он упоминает ряд молдав. святых, своих современников, официально не канонизированных: Парфения из Агапии, Епифания Воронецкого, Кириака из Тазлэу, Кириака из Бисерикани и др. Хотя четырехтомник митр. Досифея являлся переводом греч. и слав. текстов, он значительно повлиял на создание молдав. и румын. Ж. л., становление письменного языка, выработку терминологии и отбор персоналий. Из широко распространенных житий на греч. языке следует отметить Житие нмч. Иоанна Валаха (Румына), уроженца Олтении, казненного турками в К-поле в 1662 г. за отказ изменить правосл. вере и принять ислам. Он был тогда же канонизирован К-польской Патриархией. Его Житие было включено в ряд др. текстов, неоднократно публиковавшихся. Параллельно на территории Молдавии осуществлялись переводы житий и на слав. язык. Примерно тогда же, в XVII в., на слав. язык в монастыре Бисерикани было переведено Житие Андрея Критского. Следует отметить издания, посвященные и нек-рым др. святым, напр. прп. Василию Новому, прп. Никодиму. В 1758 г. Евлогий Даскэлул из Ясс закончил работу над переводом сборника житий святых со славянского языка (не изд.). В рукописи остались и некоторые др. переводы, 2 из них находилось в б-ке Историко-археологического церковного об-ва в Кишинёве. В 1782 г. Макарием из Бистрицы с греческого языка были переведены «Жития святых» (опубл. позднее). Важным событием стала публикация 12 томов «Житий святых», выпущенных в типографии Нямецкого мон-ря в 1807-1815 гг.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Hellenistic Culture: Fusion and Diffusion. — N. Y.; London, 1959.  — P. 89–90). 18 (См.: Hopfner Th. Orient und griechische Philosophic. — Leipzig, 1925.  — S. 53). 19 (Сам Маркион не признавал Ветхий Завет в качестве Священного Писания, но видел в нем лишь «историческое свидетельство о прошлом.» См.: Blackman Ε. Marcion and His Influence. — London, 1948.  — P. 113–124). 20 (Епифанович С. Л. Патрология: Церковная письменность I–III вв.: Курс лекций, читанных студентам Киевской Духовной Академии в 1910–1911 учеб, г.: Ч. 3, отдел 1.  Апологетическая литература II века/Под ред. доц. МДА Н. И. Муравьева. — Загорск, 1951 (машинопись). — С. 125). 21 Здесь св. Феофил говорит не о Святом Духе, но о духе Божием. как духе мира. который все оживляет, питает землю, вдыхается человеком, при создании мира носился над водами, дарован творению как душа человеку, повсюду разлит. 22 Которые, т. е. сами, платят подати царю. Подобное говорит Тертуллиан: вы больше боитесь и трепещете Цезаря, нежели самого Юпитера олимпийского и справедливо. Кто из живущих не могущественнее мертвого? 23 Здесь под Словом разумеется Сын Божий, а под Премудростью — Дух Святой — 2–е и 3–е лица Св. Троицы. 24 Здесь словом «Дух Божий» означает не Лицо Святого Духа, но духовная сущность Сына Божия. 25 Слово Троица встречается первый раз из отцов церкви — у св.Феофила. 26 Имени царя Валаха нет в кн. Бытия. 27 Здесь св. Феофил не буквально приводит слова Моисея, а передает только смысл их. (Быт. 1,8; 2,1; Втор. 4,19; 17,3. 28 Здесь по ошибке назван Камбиз вместо Астиага. 29 Текст синодального издания Библии — 16 Так говорит Господь: остановитесь на путях ватих и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по чему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем». Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Расставание Падмы с царем легенда описывает так: «Когда они (т. е. царь Кри-срон и святой) прибыли (к границам Непала), то на небе явились облака и радуга, спустившаяся до земли. Среди облаков стояла лошадь; она имела седло из золота и серебра. Тряся ушами, она приблизилась. Когда она, ржа, стала, то в ржании слышно было: «здесь трон золотой, трон «гиу». Имя этой лошади Валаха, «царь лошадей». Под этой лошадью, согнувшись, помещались все дакинисы. Они массою окружили Падмасамбаву. Тогда весь мир мог видеть, как он по воздуху шел им навстречу. Обратившись к провожавшим, он сказал: «о, царь и царица и все ваши подданные, все пребывайте в справедливости! Теперь я желаю идти далее. Я желаю идти в страну против солнечного захода, чтобы обратить ракшасов (по-тибетски: срин-мо). Я желаю сделать ведьм служительницами учения Будды. Я всегда буду охранять вас. Теперь я ухожу». Так сказал он и быстро прыгнул на лошадь. Когда лошадь поднялась к небу, царь и его люди не спускали глаз с него и громко плакали. Тогда Падмасамбава, обернувшись, сказал: «Держитесь крепко религии, как будто смерть и болезнь стоят пред вами. Если вы желаете вечного мира, то держитесь религии. Но теперь вы не можете следовать за мною. Вы меня снова найдете... Искать меня нет никакой цели». Так сказал он и полетел. Царь и его свита были как рыбы на песке. Когда они, следя за святым, смотрели, то он показался им величиною, как ворон; когда снова посмотрели, то показался как дрозд, потом как муха и затем его уже трудно было различить: он стал мал, как водяная вошь (!). А когда они еще раз взглянули, то уже не увидели его. Когда царь и его люди наутро посмотрели, то при помощи божественной силы увидели, как Падмасамбава, прибыв в страну ракшисов, сидел в тени колоссального дерева, а его небесная лошадь стояла возле, покрытая золотым песком. Ракшисы, как рабыни, стояли у его ног и отдались религии». Монастырь Сам-иас, как упомянуто, есть первый монастырь Тибета. Буддизм при Срон-тзан-гам-по был в Тибете древнейшей сектой страны. С этого времени начались разделения, явились новые учители и все это повело впоследствии к образованию новых сект. Такова секта У-ргиан-па (приверженцев Падмасамбавы), которая и теперь еще существует при Гиммалае, но не в восточном Тибете. Эти древние секты наполнили страну заклинателями, которые занимались магией и предсказывали в экстатическом состоянии. В этом состоянии они считались одержимыми низшими божествами, которые дали обет приносить пользу религии и лишать бесов их областей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vasilevi...

Основатель монастыря св. Савва родился в Каппадокии около 439 года, основал монастырь в 483 году, умер в 532 году; мощи его покоятся в Венеции. Со скалы на скалу поднимаясь и спускаясь, пробрался я к воротам монастыря. Здешние обычаи для приема путешественников напоминают несколько синайские: та же осторожность, те же предварительные расспросы; впрочем, в последнее мирное время формальности слабее наблюдаются. Меня привели на небольшой двор, поражающий, вместе с окружающими зданиями, чистотой и белизной камня; посреди – небольшое здание в виде часовни; там и сям в скалах видны оконца и двери одиноких монашеских келий на разных высотах и расстояниях. Мне отвели большую комнату в главном здании, примыкающем к храму. Вокруг стен идут широкие диваны с матрацами и подушками; на полу разложены также тюфяки, покрытые коврами вроде персидских. Небольшое окно в задней стене выходит прямо в церковь . Болезненный и задыхающийся от слабости монах лет тридцати пяти явился ко мне предложить свои услуги. Он принес самовар и поставил его на табурет, а поднос с чаем, чашкой и другими принадлежностями – на софу; потом явились неизбежная рака, сладости и т. п. Вскоре посетил меня настоятель монастыря, известный весьма строгой жизнью 68 . Мой кавас, грек, рекомендовал мне его с этой стороны еще дорогою: «Ты видит архимандрита на этова монастыри: ницево болсе не ест – одна трава»… Живет он в каком-то чуланчике, высеченном в скале, в котором с трудом повернуться одному человеку; спит на каменной лежанке, прикрытой старым ковриком, ходит в крашенинной рясе и, несмотря на свои восемьдесят лет, невольно поражает какою-то юношескою застенчивостью. Есть русская пословица: «Каков поп, таков и приход». Она как нельзя более приложима к Саввинскому монастырю, братия которого отличается искренними кротостью и воздержанием. Если кто заезжий в Палестину захочет без помехи помолиться, тот не найдет для этого места удобнее Саввинского монастыря. Это тихая, безмятежная обитель, где земные помыслы оставляют человека, где окружающая среда не оскорбляет его нравственного чувства… Между монахами живут здесь трое русских, два валаха, говорящие хорошо по-немецки; остальные, человек двадцать, – греки, из которых двое свободно объясняются по-итальянски. Со стороны обрыва в долину видна у стен старая пальма, посаженная, по преданию, св. Саввой. Монахи приучили шакалов и лисиц приходить за подачкой, и они под вечер гурьбами шляются по долине, под стенами, куда им бросают с монастырской террасы разные остатки съестного. Окрестности монастыря кишат скорпионами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда царь сказал это, ему отвечал его сын: " Твой суд сегодня справедлив, царь! Да подкрепит Господь тебя в этом добром направлении. То же самое и я скажу своему учителю " . И, обратившись к Нахору, которого все принимали за Варлаама, он сказал: " Ты помнишь, Варлаам, в какой славе, почести и роскоши ты меня нашел. Своей длинной речью ты убедил меня оставить отцовские законы, обычаи и сделаться служителем твоего Бога; обещанием каких-то вечных и несказанных благ ты склонил меня последовать твоему учению и огорчить моего господина и отца. Теперь решится твоя участь: если ты выйдешь победителем из этой борьбы, докажешь истину своего учения, которое ты мне преподал, и уличишь заблуждение наших противников, то ты будешь почтен, как никто из смертных, и прославишься как проповедник истины. Тогда я навсегда останусь последователем твоего учения и слугою Христа до последнего дыхания. Если же ты будешь побежден или хитростью, или истиною и, таким образом, сделаешься виновником моего позора, то я отомщу за оскорбление своей гордости своими же руками: вырву твое сердце и язык и дам их с остальным телом на съедение псам, чтобы твой пример был для всех наукою не совращать царских сыновей " . Выслушав эти слова, Нахор очень опечалился, видя, что ему самому придется упасть в ту яму, которую он выкопал, и что собственный же меч вонзается в его сердце. Сообразив, как ему поступить, он решил, что во избежание нависнувшей опасности стать на сторону царевича, чтобы на его стороне была победа. Промысл Божий, который нередко мудро действует чрез наших противников, был, главным образом, причиною такого его решения. Когда представители идолопоклонников вступили в словесное состязание с Нахором, то он, подобно некоему Валааму, который во времена царя Валаха предпочел воззвать к Богу Израилеву, начав славословить Его так и Нахор стал вдруг противоречить безсмысленным мудрецам. В присутствии царя, сидевшего на троне, царевича, сидевшего, как мы сказали, и близ него множества языческих ораторов, наостривших свои языки, как меч, для сокрушения истины, массы сошедшего из чужих стран народа, чтобы увидеть, какая сторона победит,— один из ораторов, самый выдающийся из них, говорит Нахору: " Ты Варлаам, безстыдно и дерзко отнесшийся к нашим богам и вовлекший в такой обман дорогого царского сына, научив его служить Распятому? " Нахор ему возразил: " Я Варлаам, презирающий ваших богов, как ты сказал, но не вовлекший в обман царского сына, а наоборот, выведший его из обмана и обративший к истинному Богу " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=772...

Здесь же на месте зимою остаются два три семейства по выбору или по найму, для хранения пустых и запертых и, иногда совсем занесенных снегом, домов. Тяжелую и опасную задачу эту в состоянии выполнять только очень крепкие натуры и привычные к защите руки, которым нерадующую работу доставляют, впрочем, не столько паликары – искатели чужого добра, сколько звери и, всего более – медведи. За жителями следует, конечно, и духовенство, отправляющее свою службу в стране пришельствия своего или в церквах близлежащих сел, или в кочевных палатках. Странная жизнь эта с двумя или даже больше, так сказать, родинами, движением и переселением с места на место, должна отзываться, конечно, и на характере жителей. Какая, даже из наименее компетентных нащональностей вроде Турецкой, не готова бросить камень в непостоянство и двуличие Валаха, служащего по обстоятельствам и нашим – и вашим, но не бессердечно, как еврей, а часто с увлечением и самозабвением? Если такая молва идет о псевдо-римлянах княжеств, где все им говорит, а князь Куза (называемый фатально нашею печатью: Куца) даже вопиет, что они суть народ, да еще какой? Все Августы, Овидии, да Цинциннаты!, – то что говорить о здешних межеумочных куцо-влахах, пусть даже Мегало-влахах 138 , по книжному? Мне кажется я и сейчас закрывши глаза, вижу во всей позитуре каждого, усевшегося на рогожке, домнуля написанным его праотеческое исповедание гражданской веры: ubi bene, ibi patria. И напрасно было бы винить в том людей. Надобно стать на их место среди Славян, Албанцев, Греков и Турков, из коих, хотя что-нибудь насущное обещающим элементом, представляются одни Греки, чтобы понять их вольное и невольное грекофильство и, нередко, даже эллино-манию. Родной язык неотступно нашептывает им, что они румуны, а образование школьное и церковное делает их греками. Как тут устоять на „золотой средине“? Да и возможно ли отыскать таковую, хотя бы уже только позолоченую? Нет, этот всенародный хаос, из которого сложилась настоящая чудовищная Турция, не поддается никакой систематизации и, по истине, только один Бог знает, что из него выйдет, при усилии Европы сформировать что-нибудь и стремлении Турции обратить его в ничто!

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Афонское монашество есть, таким образом, религиозно-просветительный институт, высшая духовно-нравственная школа христианского подвижничества, имеющая обще-христианское, мировое значение. Афон – свет мира, и соль его жизни. Как свет – он должен быть постоянно на высоте уразумения христианской истины, представителем православия, хранителем чистоты его учения. Как соль – он должен превосходить всех чистотою нравственной деятельности. Но это духовное освещение и осоление должно иметь применение для жизни всего мира. Если Афон есть свет, то это свет маяка, указывающего всем блуждающим во тьме религиозной путь к царству небесному. Если Афон есть соль, то это соль нравственного примера, предохраняющего обще-христианскую жизнь от нравственного разложения. Таково значение иноческого Афона в среде всего христианского мира. 3053 И эта мысль сделать Афон, занимающий топографически очень удобное положение, обще-народным местом, куда приходили бы спасаться избранники со всех сторон; объединить здесь все народности на поприще иноческого подвига (грека, латиняна, славянина, грузина, валаха, араба и пр.) чтобы это – «жилище земных ангелов и небесных человеков» имело в тоже время и общечеловеческое про- —566— светительное значение, – эта мысль принадлежала еще самому Афанасию Афонскому († 1000 г.), преобразователю Афонского монашества, которому еще при жизни своей удалось отчасти и осуществить её. 3054 Спустя несколько десятков лет она уже настолько ясно реализовалась в представлении восточного 3055 христианства, что Алексей Комнин в своём послании 1081 г. свидетельствует о ней, как общеизвестной истине. И действительно, просматривая историю монашеского Афона, мы видим здесь всё время выполнение этой идеи. Так, с ранних времен 3056 Афон делается самою высшею школою христианского подвижничества, центром самого строгого аскетизма, убежищем самой высокой религиозно-созерцательной жизни не только Византии, но и вообще всех христианских государств мира. Афон – это «второй рай», монашеское «небесное царство» на земле, «убежище и мастерская всех добродетелей», гора святая по преимуществу. 3057

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010