А.) не строить, и когда те деревянные домы обветшают, то построить на том месте каменные же дома» 68 . Поэтому в 1747 году на прежнем месте по проекту архитектора К. Кемпфа были возведены новые каменные здания, одно из которых по-прежнему отводилось школе. 69 Петрикирхе была главным духовным центром для немцев-лютеран, живших в Санкт-Петербурге. В ее стенах крестили, венчали, отпевали. Перу фон Хавена принадлежит описание бракосочетания, состоявшегося 8 февраля 1737 года под сводами церкви св. Петра. «Женихом и невестой были знатный саксонский господин с одною из знатнейших придворных фрейлин, и один из них носил фамилию Кейзерлинг. Они решили публично венчаться в немецкой церкви св. Петра», – сообщает датский автор своим читателям, переходя к основной части своего повествования. «Обе принцессы – Елизавета и Анна – вели невесту. Обряд бракосочетания совершал самый старый немецкий пастор. Когда он произносил слово и когда пели, принцесса Анна была очень тиха, набожна и благоговейна. Принцесса же Елизавета была весела, переменчива и во время венчания более применяла свои глаза, нежели уши, – пишет фон Хавен. – Она, казалось, смеялась над голосом немецкого пастора, о котором его прихожане говорили, что он в юности сорвал голос. Великолепие всей свиты и чрезвычайно длинную вереницу карет кратко или с большей пользой описать невозможно» 70 . В этом отрывке упомянуты «принцессы Елизавета и Анна», мирно шествовавшие к алтарю лютеранского храма св. Петра. И трудно было предполагать, что через три года обе принцессы будут вовлечены в водоворот политических событий. Императрица Анна Иоанновна незадолго до своей кончины (17 октября 1740 г.) назначила своим преемником новорожденного внука Иоанна Антоновича, а регентом – Иоганна Эрнста Бирона, с которым она сблизилась еще в 1720-х гг. Эта связь вызывала всевозможные толки; так французский посланник в Санкт-Петербурге маркиз де ла Шетарди в одном из своих донесений приводит такую оценку: «(Анна Иоанновна)…более всякой другой женщины полна предрассудков православной религии, и тем охотнее вооружается против всех лиц иного образа мыслей, что воображает весьма не кстати отвести глаза от связи своей с Бироном, прикрываясь маской религиозности и благочестия».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

13, с. 495). … рассказывали, что он был красавец, высокого роста, белокурый, с голубыми глазами… был умен. — Иван Антонович был заключен в тюрьму еще младенцем. Все, что было связано с ним, хранилось в глубочайшей тайне, но после свидания, которое Петр III устроил вскоре по восшествии на престол и которое происходило при свидетелях, известия о таинственном узнике распространились довольно широко. Он был найден «физически совершенно развитым, но с расстроенными умственными способностями». Более подробные сведения появились после убийства Иоанна Антоновича, и получены они были от его убийц — офицеров Власьева и Чекина. Они показали, что «при очень крепком здоровье не имел он никакого телесного недостатка, кроме сильного косноязычия; посторонние почти вовсе не могли его понимать, и постоянно находившиеся при нем понимали с трудом, он не мог произнести слова, не подняв рукою подбородка. Вкуса не имел, ел все без разбора и с жадностию. В продолжение 8 лет не примечено ни одной минуты, когда бы он пользовался настоящим употреблением разума; сам себе задавал вопросы и отвечал на них Нрава был свирепого и никакого противоречия не сносил; грамоте не знал, памяти не имел Все время или ходил, или лежал, ходя, иногда хохотал» (Соловьев, кн. 13, с. 320). … мать и наказала… сына-то высекла”. — У этой безымянной матери, возможно, был яркий пример: в свое время за подобное же легкомыслие домашнему наказанию розгами подвергся 18-летний полковник и будущий фельдмаршал граф П. А. Румянцев-Задунайский. Правда, его биограф сообщает, что он был наказан отцом, генералом А. И. Румянцевым (см.: Русский биографический словарь. Романова—Рясовский. Пг., 1918, с. 5). Там был особый театр, в который допускались только избранные из царедворцев. — По окончании работ над дворцовыми пристройками Екатерина II заказала итальянскому архитектору Дж. Кваренги, с 1780 г. работавшему в России, построить к августу 1784 г. театр на месте бывшего лейб-кампанского корпуса. На сцене вновь построенного Эрмитажного театра в екатерининское время играли все известные европейские знаменитости артистического мира (см.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

3606 . – 11 ноября. О предписании всем епархиальным преосвященным и прочим подчинённым Св. Синоду местам отслужить молебен о здравии Государя Иоанна Антоновича, родителей Его и Цесаревны Елизаветы Петровны Понеже благодарственное ко Господу Богу моление о здравии Его Императорского Величества и дражайших Его Императорского Величества родителей, Её Императорского Высочества Благоверной Государыни Правительницы Великой княгини Анны всея России и супруга её благородного Государя Антона, герцога Брауншвейг-Люнебургского, и благоверной Государыни Цесаревны Елисаветы Петровны в Санкт-Петербурге в Петропавловском соборе и во всех здешних соборных и приходских церквах сего ноября 10 числа отправлено с пушечною пальбою и целодневным звоном, того ради по указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказали : таково ж о здравии Его Императорского Величества и дражайших Его Императорского Величества родителей, Её Императорского Высочества благоверной Государыни Правительницы Великой княгини Анны всея России и супруга её, благородного Государя Антона, герцога Брауншвейг-Люнебургского, и благоверной Государыни Цесаревны Елисаветы Петровны молебное ко Всещедрому Богу благодарение и во всей Российской Империи, как в соборных и прочих ружных и приходских церквах, так в монастырях и пустынях отправить с целодневным же звоном, а где есть, и с пушечною пальбою неотменно, и для исполнения о том к синодальным членам, в епархии к архиереям и в прочие подчинённые Святейшему Синоду места, куда надлежит, послать указы, а в Московскую синодального правления Канцелярию ведение; и где когда оное молебное благодарение отправлено будет, Святейшему Правительствующему Синоду рапортовать; а дабы о отправлении такового ж ко Всещедрому Богу благодарения обретающимися в иностранных государствах при Российских послах резидентах духовными лицы от Иностранной Коллегии к кому надлежит определено было в те места Его Императорского Величества указами – во оную Коллегию из Святейшего Синода послать указ же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

За великое терпение Господь еще при жизни прославил свою избранницу. Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего. Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и Иоанна Антоновича; купчихе Крапивиной предсказала кончину прикровенно, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девице – замужество. Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила, или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики, – все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо. О, какой назидательный пример и нам быть странноприимными! Кто знает: быть может, тот убогий, кого мы напитаем – есть великий Божий избранник! Ведь, творя милостыню бедному, Господу служим! Но пришел конец и земному странствованию блаженной Ксении. На 71 году жизни она почила сном смерти. Ее очищенный дух, покинув земную юдоль, возвратился в обители Отца Небесного! Раба Божия Ксения погребена на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией совершается у гроба блаженной Ксении. По ее молитвенному предстательству Господь спас одну девицу от ужасного брака с преступником. По совершении панихиды на могиле рабы Божией Ксении, после долгих бесплодных хлопот, получили места доктор Булах и И. Исполатов, и были определены в школу дети одной полковницы. А одна высокоименитая благочестивая дама до того была тронута дивными исцелением великого труженика, ее супруга, по явлении ей блаженной Ксении, что и родившуюся в скором времени дочь нарекла Ксенией. Явившись одной помещице ночью, блаженная Ксения предупредила пожар. А еще так недавно своим явлением она исцелила мужа одной доброй женщины и спасла от погибели в пожаре дома того же мужа и маленьких детей. Много и иных дивных знамений, записанных на скрижалях сердец облагодетельствованных, творится у гроба Ксении; даже земля от ее гроба является источником врачующей силы Божией!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Период Синодальный . Введение . Основной характер и оценка синодального периода. Церковь при Петре Великом . Личная религиозность Nempa I. Зарождение реформы протестантского образца. Начало господства малороссийского епископата. Секретное начало церковной реформы. Открытая самодержавная реформа. Манифест и Присяга. Реформа самой Реформы. «Домашняя» реформа Петра и критерий вселенскости. Признание Синода православными патриархами. Отражение реформы в государственном правосознании. Реакция на реформу в церковном сознании. Высшее Церковное управление и отношения Церкви к государству. Св. Синод после Петра Великого .   Время Ekamepuhы I (1725-1727 гг.). Время Nempa II (1727-1730 гг.). Царствование Анны Иоанновны (1730-1740 гг.). Организация аппарата высшей церковной власти в царствование Анны Иоанновны. «Бироновщина» в церкви. Архиерейские процессы. Дело Воронежского архиепископа Льва (Юрлова). Дело Георгия и Игнатия. Дело архиеп. Феофилакта (Лопатинского). Воцарение Иоанна IV Антоновича (1740-1741 гг.). Царствование Елизаветы Петровны 1741-1760 гг.). Начало процедуры секуляризации. Император Nemp III Федорович (1761-1762 гг.). Воцарение Ekamepuhы II (1792 -1796 гг.). Секуляризация церковных земель. Личность Ekamepuhы II. Процедура секуляризации. Дело Арсения Мациевича. Суд Синода. Арсений в ссылке. Павел (Канючкевич) митрополит Тобольский и Сибирский. После секуляризации. Иерархи Екатерининского времени. Приходское духовенство . От времени реформ Петра Великого. Наследственность мест служения духовенства. Штатные рамки и разборы. Приходское духовенство при Ekamepuhe II. Испытания Пугачевщины. Духовная школа . Царствование Nabлa I (1796-1801 гг.) . Патриарший Период (1586-1700) Введение Мы уже отметили условность выделения времени русских патриархов в особый период. Но, с другой стороны, мы признали и то объективное основание, которое продиктовало старым историкам русской церкви видеть в патриаршем времени новую главу истории, поскольку после Смуты вся русская государственность и культура обновились и двинулись вперед навстречу неизбежным реформам всей русской жизни в направлении ее синтеза с Западом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Письмо это — благодарность Н. П. Кондакову за присланную им книгу «Современное положение русской народной иконописи». Она сохранилась в библиотеке Антона Павловича. Собрание Чехова насчитывает несколько десятков книг духовного содержания: Библия, каноны и акафисты, издания по истории русского монашества, летописи. Все эти источники были проштудированы Антоном Павловичем при написании диссертации «Врачебное дело в России» на звание доктора медицины. Диссертация так и осталась незаконченной, но ничто не пропало. Без знания Священного Писания, богослужебных и церковно­исторических книг, летописей (вкупе со знанием обрядов) не было бы ни «Святой ночью», ни «Архиерея», ни «Студента» («Из моих вещей самый мой любимый рассказ», — признавался Чехов). Не было бы и столь глубокого проникновения в самую суть русского национального характера. «Русская жизнь представляет из себя непрерывный ряд верований и увлечений, а неверия или отрицания она еще, ежели желаете знать, и не нюхала» — это из рассказа «На пути», написанного в 1886­м, спустя всего два года после окончания Московского университета. Антон Чехов — ученик выдающегося русского врача, основателя отечественной психотерапии, профессора Г. А. Захарьина (среди его пациентов –император Александр Чудила и толстосум, Григорий Антонович тем не менее оставил по себе добрую память. Был он щедрым благотворителем, на собственные деньги построил в Москве больницу «Захарьино», жертвовал на создание коллекции Музея изящных искусств (ныне — Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), ежегодно вносил 10 000 рублей в пользу неимущих студентов. Доктор Захарьин – один из создателей Московского комитета охранения народного здравия. Вослед своему великому учителю Чехов был убежден в насущной необходимости общественного служения: «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не на Малой Дмитровке», — писал он 20 октября 1891 года А. С. Суворину. Это отнюдь не декларация и сказано не красного словца ради. Незадолго до этого Чехов вернулся из поездки на Сахалин, «места невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек, вольный и подневольный». Почти четыре месяца длилась поездка (или, как говорил сам Антон Павлович, «конно­лошадиное странствование») от Москвы до поста Александровского — по железной дороге и в повозках, на пароходах и плотах, в дождь, грязь и распутицу — без малого 11 000 верст. Три месяца провел Чехов на Сахалине, переписал 8000 ссыльнокаторжан. На острове Антон Павлович познакомился с четырьмя священниками, собрал материалы по истории тамошнего духовенства. И, кстати, проехав по всему Сахалину, подметил замечательную деталь: почти в каждой избе — портрет всероссийского батюшки, праведного Иоанна Кронштадтского.

http://pravoslavie.ru/34535.html

мысль. 1916. 7/8. С. 94-121; Личность и учение блаженного Августина: Докт. дис. Серг. П., 1916. Т. 1 (переизд.: Труды по патрологии. Т. 2); Живая жизнь: В Академии//БВ. 1917. Т. 2. 6/7. С. 117-123; 8/9. С. 279-280; 10/11/12. С. 430-436; Введение во храм Пресвятой Богородицы//ЖМП. 1949. 11. С. 26-30; Св. Иларий, еп. Пиктавийский//БТ. 1968. Сб. 4. С. 127-168; 1970. Сб. 5. С. 69-151; 1971. Сб. 6. С. 117-150; Сб. 7. С. 115-169 (переизд.: Там же. Т. 1. С. 417-734); Св. Амфилохий, еп. Иконийский//БТ. 1972. Сб. 9. С. 15-79 (переизд.: Там же. С. 219-310); О почитании святых мощей//ЖМП. 1997. 1. С. 74-79; Труды по патрологии: В 2 т. Серг. П., 2004-2005. Лит.: Польский М. В., протопр. Новые мученики Российские. Джорд., 1957. Т. 2. С. 200-202; Скурат К. Е. Патрологические труды проф. МДА И. В. Попова//БТ. 1990. Сб. 30. С. 83-116; Струве Н. А. Соловецкие епископы и Декларация митр. Сергия 1927 г.//Вестн. РХД. 1998. 152. С. 207-211; Голубцов С., протодиак. Стратилаты академические. М., 1999. С. 171-217; он же. Профессура МДА в сетях Гулага и ЧеКа. М., 1999; Сидоров А. И., Тимофеев А. А. Профессор МДА И. В. Попов как христианин и православный ученый// Попов И. В. Труды по патрологии. Серг. П., 2004. Т. 1. С. 5-16; Гаврюшин Н. К. Русское богословие: Очерки и портреты. Н. Новг., 2005. С. 151-186; Дамаскин (Орловский), игум. Житие мученика Иоанна (Попова)//Реутов православный. 2005. 1(7). С. 7-21. М. В. Никифоров Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/469348.html

Женитьба на Екатерине Ивановне Ромодановской – родственнице великой княжны в будущем императрицы Анны Иоанновны, казалось, укрепило положение Головкина-младшего при дворе, однако судьба вельможи сложилась иначе. Став одним из влиятельнейших людей при малолетнем царе Иоанне Антоновиче, Головкин задумал план заточения в монастырь амбициозной дочери Петра I Елизаветы. Он составил проект устранения конкурентки на престол и отправил его с доверенным лицом во дворец регентше Анне Леопольдовне – матери Иоанна Антоновича. Однако письмо было перехвачено и прочитано Елизаветой Петровной, что позволило ей помешать замыслу Головкина. В ночь перед праздником святой Екатерины сторонники Елизаветы Петровны совершили государственный переворот: Анна Леопольдовна была лишена власти, а вице-канцлер Михаил Головкин был арестован и приговорен к смертной казни. Уже на эшафоте палач зачитал Головкину помилование – казнь была заменена лишением дворянства, чинов и вечной ссылкой в село Германг – ныне город Среднеколымск в Якутии. Екатерине Ивановне Головкиной суд предложил развестись с опальным графом, но она решила добровольно разделить участь супруга и последовать за ним в Сибирь. Ссыльные, как писал Ф. Г. Головкин, с высоты своего величия и «восточной роскоши» упали в нищету, питались на севере дикими кореньями и малоизвестными снадобьями, которые давали им якутские жрецы. Только спустя двадцать три года Е. И. Головкиной разрешили вернуться в Москву (сам граф Головкин давно к этому времени скончался). Слепая, но не утратившая жизненной силы и памяти Е. И. Головкина прожила в палатах своего отца почти до столетнего возраста. Ее племянник Ф. Г. Головкин вспоминал об этом времени так: «Она жила с величавой простотой древних бояр и принимала во всякое время всех, кто желал ее видеть; и все шли к ней, как на поклонение национальной святыне». Изначально храм на этом месте был выстроен из дерева. Как уже было сказано выше, деревянная церковь Святой Троицы была построена в 1694 году в сельце Губцове (что ныне село Троицкое) окольничего Ивана Юрьевича Леонтьева.

http://sobory.ru/article/?object=17656

Иоанн-Конрад Ostermann, пастор бокумский (в графстве Маркском, в Вестфалии) имел двухъ сыновей. Старший, Иоанн-Христофор-Дитрих, прибыл в Россию и получил звание наставника дочерей Царя Иоанна Алексеевич а, Царевен: Екатерины Иоанновны, Анны Иоанновны (в последствии Императрицы) и Прасковии Иоанновны. Когда Царевна Екатерина Иоанновна выша за герцога Леопольда Мекленбург-Шверинского, герцог Леопольд пожаловал Остермана бароном, тайным советником и мекленбургским посланником при Российском Дворе. Барон Остерман пробыл в России до 1742 года, потом уехал в Германию, и там скончался бездетным. Младший брат его, Генрих-Иоанн-Фридрих, а в России Андрей Иванович (рождение 30 мая 1686 † 20 мая 1747), прибыл в Россию при Петре Великом, служил в посольском приказе, был советником Царской канцелярии; и за мир Нишадтский (заключённый им и графом Брюсом) пожалован, 30 августа 1721 года, Бароном Российского Царства и получил чин тайного советника. При Екатерине I пожалован действительным тайным советником, вице-канцлером, членом верховного тайного совета, воспитателем Царевича Петра Алексеевича, и получил Андреевскую лету. При Императрице Анне Иоанновне возведён, 28 апреля 1730 года, в Графское Российской Империи достоинство, и пожалован кабинет-министром, а при Иоанне Антоновиче был генерал-адмиралом. По восшествии на престол Императрицы Елисаветы Петровны, сослан в Сибирь, в Берёзов, где и скончался. – Муж истинно-гениальный, первый дипломат своего века, высокооценённый и Петром Великим и Фридрихом Великим, граф Остерман был, в эту эпоху, для России на поприще дипломатическом, тем самым, чем был Миних на поприщах военном и государственном: проницательный и дальновидный в изумительной степени, министр глубокомысленный, сановник безкорыстный, истинно-преданный своему новому отечеству, граф Остерман обезсмертил имя своё в летописях России. Он был женат на Марфе Ивановне Стрешневой (рождение 1698 † 24 февраля 1781); имел двух сыновей, Фёдора и Ивана, и дочь графиню Анну Андреевну (рождение 22 апреля 1724 года † 15 февраля 1769 года), за генерал-аншефом Матвеем Андреевичем Толстым (см. родословие Толстых).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Антонова взяла новорождённого на руки и с ним вместе вернулась домой. Отца ребёнка найти так и не удалось. Антонова сама вырастила мальчика, воспитала, и он всю жизнь почитал её как родную мать. А однажды Ксения весь день ходила по городу — то к прохожим подойдёт, то к знакомым заглянет, то в церковь… И всё повторяет: — Пеките блины! Пеките блины! Скоро вся Россия будет печь блины! — Что это нынче с Ксенией? — удивлялись люди. — При чём тут блины?! До масленицы вроде ещё далеко… А на следующий день, 25 декабря 1761 года, умерла императрица Елизавета Петровна, дочь Петра Великого. Ещё накануне велела она архитектору Растрелли настлать в ее новом Зимнем дворце паркет покрасивее, отделать спальню золотом, но вдруг — скончалась. И, как положено по обычаю в таких случаях, люди на поминках варили кисель и пекли блины. А несколько лет спустя, уже в царствование императрицы Екатерины. Великой, блаженная Ксения несколько дней подряд просидела на церковной паперти — и всё плакала, плакала… — О чём ты плачешь, Андрей Фёдорович? — спрашивали её. — Там кровь, кровь… реки, каналы кровью текут, — горестно плакала Ксения. А вскоре стало известно, что в Шлиссельбургской крепости на острове Орешек, в том месте, где берёт начало Нева, убили законного наследника престола, молодого Иоанна Антоновича, так и не успевшего увидеть за свою жизнь ничего, кроме каменных стен своей темницы. В другой раз Ксения подошла на улице к незнакомой женщине, подала той медный пятак с изображением всадника и сказала: — Возьми пятак, тут царь на коне. Потухнет. Женщина приняла монету и, не понимая, что означают странные слова нищей, направилась домой. И только завернула на свою улицу, как издали увидела, что на крыше её дома вспыхнуло пламя. Вокруг дома собрался народ — кто кричит, кто крестится, кто в окно уж полез вещи вытаскивать. Испуганная женщина с зажатым в кулаке пятаком побежала к дому, и только к нему приблизилась, как пламя, к удивлению всей толпы, вмиг исчезло. Говорили, что Ксения насквозь видела людей, читала все их мысли.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010