Французский посол Шетарди в своем донесении писал: «Найдя великую княгиню правительницу в постели и фрейлину Менгден, лежавшую около нее, принцесса (Елизавета Петровна) объявила первой об аресте. Великая княгиня тотчас подчинилась ее повелениям и стала заклинать ее не причинять насилия ни ей с семейством, ни фрейлине Менгден, которую она очень желала сохранить при себе. Новая императрица обещала ей это». Миних, которого растолкали и арестовали гвардейцы, вспоминал, что, ворвавшись в спальню правительницы, Елизавета Петровна произнесла следующие слова: «Сестрица, пора вставать!» . Годовалого Императора Иоанна Антоновича велено было «арестовать» без шума и только тогда, когда он сам проснется. Гвардейцы около часа молча стояли рядом с колыбелью, пока младенец не открыл глаза и не закричал от страха, после чего в суматохе произвели «арест». Елизавета Петровна, взяв младенца на руки, якобы проговорила: « Бедное дитя! ты ни в чем не винно; виноваты родители твои!» и с ребенком на руках отправилась в свой дворец. Князь Я.П.Шаховской вспоминал: «Ночь была темная и мороз великий, но улицы были наполнены людьми, идущими к царевнину дворцу, а гвардии полки с ружьем шеренгами стояли уже вокруг оного в ближайших улицах и для облегчения от стужи во многих местах раскладывали огни, а другие, поднося друг другу, пили вино, чтоб от стужи согреться, причем шум разговоров и громкое восклицание многих голосов: " Здравствуй наша матушка императрица Елизавета Петровна " воздух наполняли» . К утру 25 ноября 1741 года были готовы форма присяги и манифест, в котором Елизавета Петровна провозглашала, что по «законному праву по близости крови к самодержавным нашим вседражайшим родителям, государю императору Петру Великому и государыне императрице Екатерине Алексеевне, и по их всеподданнейшему наших верных единогласному прошению тот наш отеческий всероссийский престол всемилостивейше восприять соизволили» . Вызванные и построенные у Зимнего дворца полки принесли присягу. Солдаты прикладывались сначала к Евангелию и кресту, потом подходили к праздничной чарке. Под приветственные крики «Виват», залпы салютов с бастионов Адмиралтейской и Петропавловской крепостей Елизавета торжественно и чинно проследовала в свою резиденцию. А 28 ноября был издан второй манифест, в котором право дочери Петра Великого на российскую корону подкреплялось ссылкой на завещание Императрицы Екатерины I. Иван Антонович был объявлен «незаконным государем», не имевшим «никакой уже ко всероссийскому престолу принадлежащей претензии, линии и права» , а множество листов с присягой на верность ему публично были сожжены на площадях «при барабанном бое». Влиятельные «немцы» прежнего царствования - Миних, Левенвольде и Остерман - были приговорены к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь, а Брауншвейгское семейство было выслано в ссылку.

http://ruskline.ru/history/2013/12/07/vy...

Посему докладу Высочайшей резолюцией от 22 июня 1741 г. повелено: «оным архимандритам по прежнему указу кресты носить позволяется токмо по тех местах, пока они в Синоде будут». Вышеуказанный состав Святейшего Синода продолжал держаться и при регентстве в кратковременное царствование Иоанна Антоновича. Описанные изменения в составе Святейшего Синода показывает, что Синод в царствование Анны Иоанновны, не смотря на предпринимавшиеся почти непрерывные попытки к пополнению его состава, только в начале и конце сего царствования приблизился к норме, которая в отмену реформы императрицы Екатерины, была предначертана именным указом императрицы Анны Иоанновны 21 июля1730г. Для уяснения порядка, коим были назначены в Синод членами поименованные лица, необходимо заметить, что со стороны сенаторов было предложено Его Цесарскому Величеству быть в Духовной Коллегии: «Президент из митрополитов, вице-президентов из архиепископов 2, советников из архимандритов 4, асессоров из протопопов 3, да из греческих черных священников 1. Всего 11. И на то мнение о жаловании оным указ учинить, которая дача имеет быть с тем, что они могут получить архиереи из епархий, архимандриты из монастырей, а протопопы и с жалованием. А которых епархий архиереям и монастырей архимандритам и протопопам в оных чинах быть, о том указом не определено, а без того дачу жалования, к получаемому их доходу положить невозможно». За сим относительно предполагавшихся в Духовную Коллегию членов пояснено: «В Духовной Коллегии архиереи: президент Стефан митрополит Рязанский: вице-президенты, архиепископы: Феодосий Новгородский, Феофан Псковский, советники, архимандриты: Петр Симоновский, Леонид Петровский, Иерофей Донской, Гавриил Ипацкого монастыря, асессоры, протопопы: Иоанн Троицкий, Петр иерей самсоновский, да греческий черный священник, а о четвертом, как Духовная Коллегия за благо рассудит». В конце сего документа собственноручная приписка Петра I следующая «сих призвав в Сенат объявить также указ и вручить присягу».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Смирнов Дмитрий Андреевич , протоиерей – на Соборе член I отдела – «Об организации Временного высшего церковного управления » и III отдела – «О церковной дисциплине», председатель Донского епархиального совета. Хандалеев Василий Павлович , протоиерей – на Соборе член II отдела – «Об устройстве прихода». В 1885 г. окончил Екатеринославскую духовную семинарию. До 1888 г. – псаломщик соборного Свято-Троицкого храма в г. Бахмут, учитель русского языка и церковнославянского чтения в образцовой Бахмутской церковно-приходской школе, переведен в Покровский храм с. Кагальник. С 1889 г. – иерей, настоятель Князь-Владимирского храма (Шаховского) в Ростове-на-Дону, законоучитель в церковно-приходской школе при нем и 9-м городском женском училище. С 1897 г. – делопроизводитель Ростовского-на-Дону миссионерского комитета. В 1919 г. – член Приазовского викариатского совета. В 1922 г. – товарищ председателя Президиума Съезда духовенства и мирян Ростовской епархии, организованного обновленцами, однако не совсем оправдал их надежды. 250 Чернявский Василий Антонович (1882–1937), протоиерей, – на Соборе член II отдела – «Об устройстве прихода» и III отдела – «О церковной дисциплине». Член Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. Родился в с. Сарья Витебской губернии. Окончил Витебскую духовную семинарию в 1902 г. и Киевскую духовную академию в 1906 г., кандидат богословия. До 1915 г. – диакон в кладбищенском храме г. Азов. До 1918 г. – законоучитель Платовской гимназии в Новочеркасске, настоятель храма свв. Кирилла и Мефодия. В 1919 г. – помощник архиеп. Евлогия (Георгиевского) в ревизии деятельности епископа Иоанна (Левицкого), председатель Донского епархиального совета. С 1920 г. – преподаватель в пастырско-богословском училище, настоятель Михаило-Архангельского храма в Новочеркасске. В 1930-х гг. – настоятель храма в с. Рудне-Никитское Орехово-Зуевского округа Московской области. Расстрелян. 251 Шавельский Георгий Иванович (1871–1951), протопресвитер, – один из инициаторов Собора, председатель Предсоборной комиссии, товарищ Председателя Собора, товарищ председателя I отдела – «Об организации Временного высшего церковного управления», II отдела – «Об устройстве прихода», 1-й комиссии – «По составлению грамот и воззваний». Товарищ председателя Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг., член Соборного Совета и Высшего Церковного Совета, магистр богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Платонова Марфа, урожденная Нейглик (1889–1964), художница. Проживала в Хельсинки. Овдовела в 1921 г. Присоединилась к Православной Церкви в 1948 г., в крещении названа Марией. Работала над проектами декораций и костюмов для Шведского театра и Национального оперного театра Хельсинки. Искусно писала портреты. После принятия Православия занималась иконописью. Участвовала в создании иконостасов для ряда церквей и часовен по всей Финляндии, возводимых за государственные средства после войны. Состояла в дружеских отношениях с семьей Коллиандер. Была духовной дочерью иеромонаха Луки (Земскова). Порфирий, иеромонах, настоятель Трифоно-Печенгского монастыря (1916). Рагнер Виир, врач. Родился в Эстонии. В настоящее время на пенсии, проживает в Хельсинки (Финляндия). Защитил докторскую диссертацию, преподавал в эстонском университете. Райло Лидия (около 1935–1976). Помощница отца Иоанна. Ухаживала за ним в последние дни его жизни. Рафаил (Александр Иванович Мудров; 1881–1936), иеродиакон. Родился в д. Великий Остров Пудожского уезда Олонецкой губ. 1 сентября 1910 г. поступил в Валаамский монастырь. 30 июня 1914 г. зачислен в послушники. 19 марта 1921 г. пострижен в монашество. 1 июля 1928 г. рукоположен во иеродиакона. Его послушанием была рыбная ловля. Подвизался в Сергиевском скиту. Родион (Роман Майоров; 1873–1961), иеродиакон. Из крестьян Олонецкой губ. 31 августа 1900 г. поступил в монастырь. 17 февраля 1907 г. зачислен в послушники. 7 апреля 1911 г. пострижен в монашество. 24 июня 1915 г. рукоположен в иеродиакона. Проходил клиросное послушание в монастыре и при монастырском подворье в Москве, послушание экклесиарха, был занят в священнослужении. Выполнял работу хлебореза и хлебораздатчика на братской трапезе. Роман (Семен Антонович Есаков; 1872–1955), монах. Родился в Рязанской губ. 29 июля 1900 г. поступил в монастырь. 10 марта 1908 г. определен в послушники. 23 июня 1912 г. пострижен в монашество. Проходил разные послушания при монастырском подворье в Москве, в Авраамиевском и Предтеченском скитах; трапезным. С 1930 г. был пономарем в монастырском соборе. В 1939 г. заведовал Сердобольским подворьем. В Папинниеми раздавал хлеб в монастырской трапезной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

В своей борьбе с Вымдонским Миллер решился выставить Бину Менгден жертвою клеветы капитана и принца Антона. «Дерзаю донесть, – писал Миллер Черкасову, – что Бина по его клеветам, мню, что с согласия учиненным, теперь целые два с половиною года уже содержится бесчеловечно; ибо, выключая то, что одна в такой большой и пустой палате заперта и кроме кушанья, которое, как собаке, в дверь подают, и рубашки во все два с половиною года мыть не сносят, пьяные солдаты и сержанты, там живущие, в угодность капитану и прочим всячески обижают». В отчаянии Бина ударила однажды ножом в висок солдата и задушила женщину, говоря: «Я на то пошла, чтобы кого-нибудь уходить ножом или вилками; скорее получу резолюцию, которой третий год нет». Ссора офицеров кончилась тем, что Миллера перевели в Казань полковником Свияжского полка; в Холмогорах ему нечего было больше делать, потому что в начале 1756 года принца Иоанна перевели в Шлюссельбург. Сержант лейб-компании Савин вывез его из Холмогор тайно в глухую ночь, причем Вымдонский получил указ: «Оставшихся арестантов содержать по-прежнему, еще и строже и с прибавкою караула, чтоб не подать вида о вывозе арестанта, о чем накрепко подтвердить команде вашей, кто будет знать о вывозе арестанта, чтобы никому не сказывал; в Кабинет наш и по отправлении арестанта репортовать, что он под вашим караулом находится, как и прежде репортовали; а за Антоном Ульрихом и за детьми его смотреть наикрепчайшим образом, чтобы не учинили утечки». В Шлюссельбурге надзор за Иваном Антоновичем был поручен гвардии капитану Шубину, который получил такую инструкцию от Александра Ив. Шувалова, ведавшего тайные дела после Ушакова: «Быть у онаго арестанта вам самому и Ингерманландского пехотного полка прапорщику Власьеву, а когда за нужное найдете, то быть и сержанту Луке Чекину в той казарме дозволяется, а кроме же вас и прапорщика, в ту казарму никому ни для чего не входить, чтоб арестанта видеть никто не мог, також арестанта из казармы не выпускать; когда же для убирания в казарме всякой нечистоты кто впущен будет, тогда арестанту быть за ширмами, чтобы его видеть не могли. Где вы обретаться будете, запрещается вам и команде вашей под жесточайшим гневом ее и. в-ства никому не писать; когда же иметь будете нужду писать в дом ваш, то не именуя, из которого места, при прочих репортах присылать, напротив которых и к вам обратно письма присыланы будут от меня чрез майора Бередникова (шлюссельбургского коменданта). Арестанту пища определена в обед по пяти и в ужин по пяти же блюд, в каждый день вина по одной, полпива по шести бутылок, квасу потребное число. В котором месте арестант содержится и далеко ли от Петербурга или от Москвы, арестанту не сказывать, чтобы он не знал. Вам и команде вашей, кто допущен будет арестанта видеть, отнюдь никому не сказывать, каков арестант, стар или молод, русский или иностранец, о чем подтвердить под смертною казнью, коли кто скажет».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Непостоянство счастья от 1741 до 1742 года На земле нет ничего непостояннее счастья: вечность и ее бесконечные, чистые радости ожидают нас там, за гробом, у того милосердного Спасителя, Который так божественно открыл нам ее; здесь же все неверно, все изменяется не только каждый год, но часто даже каждый месяц. Читая в нашем последнем рассказе о перевороте, возвратившем на Русский престол драгоценное поколение одного из великих земных царей, вы, наверное, подумали о судьбе этой, хотя и слишком беспечной, но доброй и кроткой правительницы и о судьбе ее маленького сына, так рано осчастливленного и так скоро лишенного счастья? Вы, наверное, подумали также и о знаменитых людях, пострадавших вместе с ними? Например, о храбром фельдмаршале Минихе, о графе Остермане, о преданном и императрице Анне, и ее племяннице графе Левенвольде? Все они по необходимости должны были разделить несчастье принцессы, которую так усердно старались поддерживать на троне, не принадлежавшем ей. Начнем с главного лица — с принцессы — правительницы. Несчастье, поразив Анну Леопольдовну жестоким горем, возвысило добрые свойства ее души: она стала самой заботливой матерью, самой мужественной утешительницей своего бедного семейства. Ее супруг не имел и половины ее твердости духа, ее покорности судьбе, и все время, пока она была жива, его положение не могло называться полностью несчастным, хотя некоторым образом и сама она была виновата в продолжительности своего заключения: когда императрица Елизавета Петровна предложила ей отказаться за сына от Русской короны, она не согласилась на это предложение и тем возбудила подозрение, что надежда возвратить эту корону еще живет в ее душе. С этой надеждой она и скончалась в 1746 году, оставив своему супругу, кроме бывшего императора, принца Иоанна, еще четырех детей, родившихся в заключении: принцев — Петра и Алексея и принцесс — Екатерину и Елизавету. Места заключения их менялись несколько раз: сначала они содержались в Рижской крепости, потом в Динаминде, оттуда были перевезены в Раненбург — город в Рязанской губернии. Здесь принц Иоанн Антонович был разлучен со своими родителями, которых никогда больше не видел: его отвезли в Шлиссельбургскую крепость, их — в небольшой городок Архангельской губернии, Холмогоры, где и скончалась Анна Леопольдовна.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Архиерейский Собор 1997 г. поставил точку в деле бывшего киевского митрополита. Акт об отлучении его от Церкви (Об отлучении, 1997) в преамбуле констатировал отсутствие покаяния с его стороны, что выразилось в продолжении совершения им «священнодействий», в именовании себя «патриархом Киевским и всея Украины», а также в возведении хулы на архиереев Украинской Церкви. Упоминались и каноны, ставшие основанием для принятых решений: 25-е апостольское правило, 14-е правило Сардикийского Собора, 88-е правило свт.Василия Великого. Далее следовало само решение: анафематствовать монаха Филарета (Михаила Антоновича Денисенко) (п. 1), предупредить о возможности применения аналогичных прещений монахов Иакова (Панчука) и Андрея (Горака) (п. 2), а также иных лиц, вовлечённых в раскол (п. 3), оповестить предстоятелей Православных Церквей о совершённом отлучении (п. 4). Примечательно, что в последнем пункте говорится о «бывшем монахе Филарете». Упоминаемый в документе монах Андрей (Горак) — бывший епископ Львовский и Дрогобычский, лишённый сана Синодом Украинской Церкви 14.07.1992 г. за то, что примкнул к митр. Филарету (Денисенко) [Горак, 2002, 358–259]. В дальнейшем Русская Православная Церковь не занималась вопросами судьбы монахов Андрея (Горака) († 05.07.2010 г.) и Иакова (Панчука) († 16.03.2004 г.). Из указанных в документе об анафематствовании канонических норм одно из правил упоминалось и при лишении сана бывшего киевского митрополита (25-е апостольское правило). Другое, как было отмечено, фигурировало в заявлении украинских архиереев (88-е правило свт. Василия), третье стало новым (14-е правило Сардикийского Собора). Последнее говорит о запрещении самостоятельно присваивать себе общение в случае отстранения от него, до пересмотра дела, однако эти нормы приведены в отношении осуждённых пресвитеров и диаконов, но не епископов, к тому же в каноне отсутствуют санкции за его нарушение. Впрочем, это не исключает его применение по аналогии и к архиереям. Подобное можно сказать и про 88-е правило свт. Василия, которое говорит об анафематствовании за служение в состоянии запрещения, при этом адресовано оно пресвитеру. Ни один из приведённых канонов не был упомянут в деле еп. Иоанна (Боднарчука). Это вполне логично, поскольку в том случае вопрос об отлучении от Церкви не ставился.

http://bogoslov.ru/article/6172796

Синодик, переписанный в 1765 году из двух старых синодиков 1718 и 1732 годов. — Синодик этот замечателен потому, что в нем записаны роды многих святых, а именно: преподобного Александра Свирского; святителя Петра, Митрополита; святителя Алексия, Митрополита; святителя Ионы, Митрополита; святителя Филиппа, Митрополита; преподобного Варлаама Хутынского; преподобного Саввы Вишерского; святителя Моисея, Архиепископа Новгородского; святителя Иоанна, Архиепископа Новгородского; святителя Ионы, Архиепископа Новгородского; преподобного Сергия Радонежского; преподобного Кирилла Белоезерского; преподобного Антония Римлянина; преподобного Мартирия Зеленецкого; преподобного Пафнутия Боровского; преподобного Иосифа Волоколамского; Святителя Николая Чудотворца; преподобного Макария Калязинского; преподобного Михаила Клопского; преподобного Арсения Новгородского; Феодора Блаженного; преподобного Зосимы Соловецкого; Николы Качалова, Новгородского чудотворца.   Роды замечательных фамилий: Фельдмаршала Генерал-Прокурора Князя Никиты Юрьевича Трубецкого. Князя Якова Федоровича Долгорукова. Адмирала Князя Михаила Михайловича Голицына. Болярина Федора Матвеевича Апраксина. Сенатора Князя Ивана Васильевича Одоевского. Графа Петра Антоновича Манойлова. Графа Гавриила Ивановича Головкина. Графа Чернышева. Сенатора Бориса Григорьевича Юсупова. Князя Григория Путятина. На половине книги встречается следующая надпись: «1782 года, иуния 22 дня, от сего числа началися писать роды при строителе иеромонахе Назарии с братиею, при заведении им общежительного устава. Собирая с каждаго имени на церковныя потребы по пятидесяти копеек». Житие преподобного Авраамия, писанное уставом в лист. Из надписи, сделанной в конце, видно, что она переписана в Ростовском Авраамиевом монастыре иеродиаконом Аминадавом в 1825 году. Житие преподобного Александра Свирского с 62 картинами, сходное с печатным, писано уставом в лист. Житие преподобного Феодосия Тотемского, с присовокуплением сказания об открытии мощей его, службы ему, его завещания, чудес, бывших при мощах его, и похвального ему слова; писано уставом в лист.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   Болгария провозглашена царством Болгарским. Добре, справедливо.    1 час ночи 28 сентября. Воскресенье. Сейчас по грехам моим потерпел насилие во сне от злого духа за то, что выпил с большим избытком кавказской воды (принца Ольденбургского); он напал на меня, был в виде человека молодого, лет семнадцати; и начал вымогать от меня насильно денег, а я упорствовал; и когда он сильно теснил меня, я стал кусать ему руки, и он отстал было, а потом опять напал с удвоенной силой. Я стал кричать и проснулся. — Я выпил воду не вовремя: была половина 1-го ночи, согрешил пред Богом.    Крестьянин Дамиан Антонович Ходжик просит молитв.    На 29 сентября. Опять в ночи, около 12-ти часов, во сне была встреча с злым духом в виде нищего? мальчика; замерла, парализована была моя душа в эти минуты, зацепенела; лицо его белое было полузакрыто; я говорил ему: открой лицо — он наполовину открыл и водил зрачками; я с места не мог двинуться, да и был упавши на землю в начале Андреевской улицы. Поймал. А то у собора на крыльце два сторожа незнакомые путали меня. Я спрашивал их: кто очередной по двору? Они врали; один говорил, что Антона череда, а такого у нас нет. Когда я ушел от них, один идучи говорил о ком-то, ругая пресыщенником. А это я пресыщаюсь Святыми Тайнами да молоком?, грешен.    Больной священник Вас. Ив. Скворцов. Мать его Мария Николаевна. 30 сентября он служит?.    Господи, благодарю Тебя за несказанные щедроты всяческие, коим нет числа.    30 сентября. Ночь. Согрешил пред Господом, возмалодушествовал, возроптал, безумные слова говорил о Боге, Божией Матери и святых, когда железа крайне невыносимо разболелась, заныла, воспалилась из-за того, что я поел на ночь свеклы пареной с горчицей в жидком виде и поел соленой тресковой ухи. Тяжко мне было, как никогда, и я сильно роптал, что Сам Бог оставил меня, «Бог,» Который «есть Любовь» (1 Ин. 4:8, 16) и Милость; Божия Матерь оставила, все святые — никто будто не сочувствует, не сострадает, не слышит, не милует. Потом покаялся от души и сердечно, с верою и умилением, возвел сердечные очи к Богу и Божией Матери, и тотчас почувствовал облегчение. Благодарю Господа и Божию Матерь. О, как тяжела боль — железа эта, чирей этот. Избави от него, Господи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На днях Михаил Антонович на порошенковском телеканале опять затянул свою старую сагу о том, что сотрудничать с КГБ было необходимо, так как «ни одного священника нельзя было назначить на приход без согласования» с надзорными чекистскими органами. Это правда, но не вся. В советское время Филарет объездил по заданию КГБ, партии и правительства 60 стран мира – он, что, колесил согласовывать назначение священника на сельский приход? В 1987 Леонид Кравчук, курировавший атеистическую работу в ЦК КПУ, в своем докладе об усилении антирелигиозной работы в преддверии 1000-летия Крещения Руси указывал, что «после 1981 года было освоено 893 бывших культовых помещений», попросту говоря, храмов. Их «осваивали» под «социально-культурные цели» или хозяйственные нужды, т.е. закрывали. Получалось, что в последнюю перед горбачевской свободой пятилетку в Украине закрывали в среднем по 180 храмов в год, по15 – ежемесячно. За пять лет Православную Церковь сократили почти на четверть. До того закрывали не меньше, и ни одного храма, начиная с хрущевских гонений (1957–1964), не открыли. Поэтому Филарет согласовывал не столько назначение, сколько сокращение священнослужителей. Думенко не указывает, к какому типу агентов принадлежит его шеф (чекистом под прикрытием или завербованным). Однако московские кураторы Филарета (председатель Совета по делам религий Константин Харчев), которые тоже «развоспоминались», указывают на первый тип, поскольку для Филарета «каноны КГБ были выше апостольских». Принуждать человека, того же престарелого лагерника Киевского Митрополита Иоанна (Соколова), к выполнению хрущевских партийных предначертаний было делом хлопотным. А вот в 1957 году прислали из Саратова молодого чекиста Филарета, и завертелось-закрутилось: он закрыл Киевскую духовную семинарию, затем Киево-Печерскую лавру и другие храмы, пошел на повышение, вернулся уже экзархом и (вместе с тем же Леонидом Макаровичем) вел Церковь, как видим, ударными темпами к коммунизму. «Засланным комсомольцем» считал Филарета знаменитый харьковский митрополит Никодим, рукополагавший его в епископы.

http://radonezh.ru/2019/02/01/epifaniy-e...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010