Но священническое служение поставило перед Иоан­ном и иные испытания, которые немыслимо было обойти – только разрешить их для себя во всей глубине и неоспоримости. «Первые годы моего пастырства… были и моим слезным покаянием… По мере входа в пастырское дело я осознавал все более необходимость обновления моего духа (…). Прощению Божьему, в таинстве человеку данному, я доверял без мнительности, я верил в это прощение; но душа, хотя и знает, что Бог все знает, не может насытиться явлением и исповеданием Богу своей прошлой неверности. Она входит все более в осознание ее, в понимание своей греховности, она хочет сказать о ней Богу (…). Покаяние – особый процесс души. Без вхождения в него нет духовной жизни». Этот путь дался новому пастырю не без труда, но «реальность невидимых сил, помогающих человеку» помогла и ему. Иеромонах Иоанн полюбил людей и не боялся их. Он ощутил в себе силы говорить и поступать, как власть имеющий, не обращая внимания на звания и авторитеты. Перед Богом все равны. К тому же у огромного количества русских людей, оказавшихся в изгнании, за рубежом, действительно ничего более не осталось, кроме Церкви. Она их объединяла, мистически связывала с оставленной Родиной, с Россией. Как священник, иеромонах Иоанн не мог этого не понимать и не ощущать. И, тем не менее, как он сам признавался, вместе с ощущением все большей связанности своей с людьми он одновременно все более отчетливо понимал и свою независимость от них, но зависимость только от Бога, от Божьей воли. В Белую Церковь заезжал к отцу Иоанну отпра­вившийся в путешествие на Афон Борис Зайцев. Там же, еще в самом начале своего служения, отец Иоанн осознает, что необходимо срочно начать издавать духов­ную литературу, потребность в которой была в среде русской эмиграции огромна. Это свое служение, эти труды владыка Иоанн уже не оставит во всю свою оставшуюся жизнь. И цена этим трудам не поддается исчислению. Она сверх всего мирского значима и спасительна. Вообще, приобретенный в Белой Церкви духовный опыт оказался тем необходимым краеугольным камнем, на котором крепко стояло все дальнейшее пастырское служение Шаховского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Ни Русско-Американская, ни Японская церкви не могут ни в какой мере быть «зарубежными», так как они находятся в рубежах, в пределах своих собственных стран. В этом их каноническое отличие в Зарубежной русской церкви, для которой вся территория мира вне России есть «Зарубежье». Русские православные американцы – не «Зарубежники», – они находятся в своих собственных американских рубежах, они – полноправные граждане своей страны, после принятия присяги, вышедшие из своей зарубежности. Они имеют свою каноническую православную церковь Америки. Грядущие десятилетия (не говоря уже о столетиях) будут все более и более подтверждать это положение, законность и нормальность которого с канонической точки зрения столь же очевидно, как и религиозно – полезно для развития церкви в Америке. Но Зарубежная русская церковь объединяет в своем лоне в разных уголках мира немало хороших православных душ и пастырей и иметь уважение к ее молитвенному и пастырскому деланию в мире и в пределах Америки – наш братский долг. 21 ноября в сан-францисской газете «Наше Время» напечатана была статья В. Н. Борзова «О единстве Церкви. Ответ мирянина епископу Иоанну Шаховскому », выдержки из которой нами приводятся: Первым положением епископа Иоанна Шаховского было: «Время для слияния американской церковной юрисдикции с Зарубежною церковью еще не настало». Это положение видимо является ответом на призыв Архиерейского Собора Русской Православной Соборной Церкви к единению, обращенный к отколовшимся епархиям. Заявление епископа Шаховского в высшей степени прискорбно. Совершенно непонятно, как епископ, возносящий молитвы перед Престолом Всевышнего Бога об единении церквей, когда слова нужно провести в жизнь, поступает совершенно иначе. Нам остается только надеяться, что высказанное епископом Шаховским, есть его личное мнение, которое не разделяется другими членами епископата его юрисдикции. Однако, как бы стараясь смягчить гнетущее впечатление произведенное отказом от объединения, епископ Иоанн Шаховской говорит о «братстве» и о том, что Соборная православная Церковь есть «гостья» и ее надо считать, как гостью. Я отвечу, что говорить о братстве легко, было бы лучше видеть разговоры о братстве проводимые в жизнь. Что же касается рассуждений о «гостье», то они, как минимум, странны. Выходит так, что епископ Шаховской, проживающий в Америке сравнительно недавно, сделался здесь «хозяином», а мы, тысячи и тысячи православных граждан Соединенных Штатов и верных сынов Русской Православной Церкви, вдруг стали «гостями». Необходимо поставить на вид епископу Шаховскому, что в Америке он не «хозяин» и что подобные рассуждения противоречат духу американизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Пюхтицкий Успенский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Пюхтицкий Успенский монастырь — женский ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви, основан в 1891 году, никогда не закрывался, расположен в деревне Куремяэ волости Иллука (Ида-Вируский уезд Эстонии). Пюхтица (Pühtitsa) по-эстонски означает «святое место». Эстонское название монастыря — Pühtitsa Jumalaema Uinumise naisklooster. Содержание История [ править править код ] До 1893 года [ править править код ] История создания обители связана с образом Успения Божией Матери: по преданию, в районе, где ныне располагается монастырь, местным жителям явилась Богородица, и на месте её явления была найдена Успенская икона Божией Матери. В XVI веке местные жители рядом с дубом, где была найдена икона, построили часовню иконы Божией Матери. Благодаря упорной и неослабной энергии губернатора Эстляндии князя С. В. Шаховского и заботе княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской в 1885 году на Богородицкой горе был открыт Пюхтицкий православный приход и построен храм для обретённой ранее иконы. Позднее, после переноса иконы в собор этот храм стал кладбищенским и был переосвящён во имя святителя Николая и преподобного Арсения Великого. В 1887 году по инициативе князя С. В. Шаховскаго было учреждено отделение православного прибалтийского братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери под председательством супруги князя — княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской, и открыты благотворительные учреждения в м. Иевве: школа, лечебница с аптекой и приемным покоем для помещения амбулаторных больных, приют для сирот, рукодельная. Однако главной целью братство полагало устройство женской обители на Богородицкой горе в Пюхтице, куда со временем могли бы быть перенесены открытые в Иевве (г.Йыхви) благотворительные учреждения. Княгиня Е. Д. Шаховская лично обращалась ко многим людям с просьбами и письмами по вопросам устроения православия в Эстонии. В частности, в 1888 году княгиня переписывалась со святым праведным Иоанном Кронштадтским , который прислал ей своё благословение и 200 рублей для Пюхтицкого монастыря и на просветительские цели. Ответ Елизавете Дмитриевне отца Иоанна от 26 сентября 1888 году: «Ваше сиятельство, достоуважаемая княгиня Елизавета! Получил ваше письмо и с сердечным сочувствием прочитал его. Да наградит Вас Господь за ваше посильное содействие в утверждении Православия в крае, где Господь судил Вам жить и действовать на благо народу и во славу Божию… Вы просите у Бога чуда для успешного распространения Православия и для оказания помощи бедным эстам и латышам. Бог есть Бог чудес во все времена… Он сотворил и сотворит чудеса в Вашем братстве и утвердит Ваше дело до конца. Имею честь прислать на нужды общества 200 рублей. Сердечно Вам кланяюсь, княгиня. Ваш покорный слуга и богомолец — протоиерей Иоанн Сергиев».

http://azbyka.ru/palomnik/Пюхтицкий_Успе...

Евлогия, но не имели собственных приходов 138 . И все же 4 оставшиеся в Германии общины Русского Западно-Европейского Экзархата Вселенской Патриархии продолжали упорное сопротивление. В связи с этим в июле 1938 г. гестапо посчитало необходимым выслать из страны архимандрита Иоанна (Шаховского) – знаменитого православного проповедника, который был активным противником перехода в карловацкую юрисдикцию. В соответствующем письме в РКМ от 27 июля необходимость высылки обосновывалась тем, что «Иоанн, особенно в последнее время, вносит беспокойство в среду здешней русской эмиграции своими подчеркнуто дружественными евреям проповедями и высказываниями». Архимандрит Иоанн был допрошен в гестапо. Он, несомненно, отвергал расовую теорию нацизма, еще в 1934 г. опубликовав в Берлине брошюру «Иудейство и Церковь », где рассказал о несовместимости националистической религии и расизма с христианской верой. Высылке о. Иоанна помешали первые совместные богослужения, проведенные с ним 28 и 30 июля еп. Серафимом, а также очень доброжелательное по отношению к евлогианам письмо Владыки в РКМ. В результате министерство предложило гестапо наблюдать за развитием дела архим. Иоанна (Шаховского) , не прибегая к высылке 139 . В июле – августе гестапо также планировало удалить из страны евлогианского священника в Баден-Бадене М. Шефирцу и берлинского священника Московского Патриархата Г. Прозорова. Эти планы не осуществились, но угроза была вполне реальной, так как часть паствы о. Прозорова все же выслали 140 . Осенью 1938 г. развернулась упорная борьба по поводу судьбы прихода в пригороде Берлина Тегеле. Эту евлогианскую общину возглавлял очень одаренный и популярный священник Сергий Положенский. Общее собрание прихожан 31 октября 1937 г. уже отклонило возможность перехода к карловчанам, поэтому приходский совет на своем заседании от 10 августа 1938 г. высказался против созыва нового общего собрания. Выступавший на нем благочинный архим. Иоанн ввиду давления со стороны властей подчеркнул: «Если считать, что будет принято подлинное мнение собрания, то нет сомнения, что большинство выскажется за сохранение наличного положения, за своего настоятеля… Если же мнение общего собрания все равно не будет принято во внимание, так что имущество будет передано меньшинству, то к чему же эта комедия с собранием? Если предполагается насилие, то нам достойнее потерпеть его в полной мере… Если бы даже решено было выслать нас (духовенство) из Германии, мы спокойно подчинились бы, считая, что Бог посылает нас в ту страну, куда нам пришлось бы выехать. Но принципов нашего вероучения, церковной дисциплины и совести нашей мы не можем приспосабливать к условиям и требованиям момента, к желаниям лиц, посторонних Церкви, не понимающих дела, в особенности иноверцев» 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1918 г. имение князей Шаховских было национализировано, в конце 1930-хгг. закрыта церковь. До 1997 г. здание храма использовалось под склад зерна и холодильную камеру. В 1997 г. храм возвратили Русской Православной Церкви и он начал возрождаться. Адрес: Россия, Московская область, Шаховской район, Белая Колпь, д. 21 Телефон : +7 (903) 772-50-14 Электронная почта: Nicolaev.87@mail.ru Сайт: http://belayakolp.cerkov.ru Подробнее... Воскресенский храм (Раменье) [ править править код ] Воскресенский храм (Раменье). Известно, что первый храм в селе Раменье построен до XVI века. Храм был уничтожен во время Литовского нашествия Второй храм Иоанна Предтечи построил стольник Василий Андреевич Колычев в 1635. Третья деревянная церковь Обновления храма Воскресения Христова с пределом Рождества Иоанна-Предтечи построена в 1795 г. «тщанием приходских людей и пособием князя Николая Алексеевича Голицына». Зданием была деревянная на каменном фундаменте обшита тесом и окрашена белой краской, а крыша зеленой, при ней колокольня деревянная. В 1898 году здание церкви было разобрано и перевезено в д. Игнатково для образования нового прихода. 23 июня 1871 г. возле обветшавшей деревянной церкви заложен новый каменный трехпрестольный храм в честь Обновления храма Воскресения Христова с двумя приделами Казанской иконы Божией Матери и Рождества Иоанна Предтечи. В 1871 г. храм с. Раменья построили до окон. В 1877 г. до верхнего свода. Адрес: Россия, Московская область, городской округ Шаховская, село Раменье, Колхозная улица, 2-А Телефон : +7 (926) 702-53-10 Электронная почта: tarasov.orthodox@yandex.ru Сайт: http://ramenie.prihod.ru Подробнее... Всехсвятский храм (Шаховская) [ править править код ] Всехсвятский храм (Шаховская). 5 августа 1997 г. Шаховская администрация по просьбе православного прихода выделила под строительство храма Всех святых участок, принадлежавший на тот момент Шаховской вспомогательной (ныне специальной коррекционной) школе-интернату. В январе 1998 г. состоялось первое богослужение. Оно прошло накануне дня памяти Новомучеников и исповедников Российских, поэтому решили вначале построить Крестильный храм в их честь. 29 августа 1999 г. состоялась закладка деревянного храма, а вскоре — строительство и обустройство.

http://azbyka.ru/palomnik/Шаховский_окру...

Вначале семья Родзянко отправилась во Францию, где они гостили у архиепископа Иоанна (Шаховского), впоследствии архиепископа Сан-Францисского, которого отец Владимир со временем сменил на посту епископа. Из Франции они отправились в Англию, где обосновались и воспитали двоих своих сыновей. В Лондоне вдобавок к своему священническому служению отец Владимир стал уделять время и другому своему увлечению, когда ему предложили должность на радио BBC. На протяжении более 40 лет он выпускал религиозные радиопрограммы, которые транслировались на Советский Союз через BBC, Славянскую евангельскую ассоциацию, Радио Ватикана и «Голос Православия» (со штаб-квартирой в Париже), идя по стопам блаженной памяти отца Александра Шмемана. Он читал много лекций о православной духовности, роли молитвы в жизни христианина, Пресвятой Богородице и многом другом. Отец Владимир был активным членом Братства святых Альбана и Сергия. А еще он стал духовным отцом для многих людей по обе стороны Атлантики, как и для многих тысяч христиан в России, которые лишь слышали его голос. Священник Владимир Родзянко в студии BBC А затем семейство Родзянко потрясла двойная трагедия. Его внук-подросток был убит в результате покушения на самого батюшку, который из-за своих религиозных передач, транслируемых на Советский Союз, долгое время являлся мишенью КГБ. А в 1978 году отошла ко Господу Мария, любимая жена отца Владимира. Через год в Англии отец Владимир принял монашеские обеты, получив имя Василий. Он перешел в юрисдикцию Православной Церкви в Америке (Московского Патриархата) и 12 января 1980 года был рукоположен во епископа Вашингтонского. С ноября 1980 года и до самой своей отставки, последовавшей 24 апреля 1984 года, епископ Василий служил епископом Сан-Франциско. В последние дни жизни архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского) владыка Василий оставался при нем, служа ему нянькой, ухаживая за умирающим и тем самым отплачивая за то гостеприимство, которое архиепископ Иоанн оказал семье Родзянко после их бегства из Сербии.

http://pravoslavie.ru/123964.html

Скачать epub pdf Содержание Установление единства Белая церковь Город в огне     Библиография трудов архиепископа Иоанна Сан-Францисского (Шаховского) велика. Тут и большие теоретические работы, и стихи, письма, афоризмы. Есть и несколько произведений, которые особенно привлекли к себе наше внимание. Это «Установление единства», «Белая Церковь », «Город в огне» – воспоминания первоначального духовного борения, духовного пути, пройденного молодым образованным человеком, а затем начинающим пастырем. Пришелся этот путь на времена для страны и мира тяжелейшие, судьбоносные. Исполнилось уже более пятидесяти пяти лет, как мемуары впервые увидели свет. Потому вполне понятно наше желание их перечитать и оценить уже взглядом из сегодняшнего времени. Установление единства 1 Максимилиан Александрович Волошин в статье «Русь распятая» (1920 г.) писал: «Русское общество, уже много десятилетий жившее ожиданием революции, приняло внешние признаки (падение династии, отре­чение, провозглашение Республики) за сущность собы­тия и радовалось симптомам гангрены, считая их пред­вестниками исцеления. Все дифирамбы в честь свободы и демократии, все митинговые речи и газетные статьи того времени были нестерпимой ложью…» Так ли это? Епископ Иоанн Шаховской много лет спустя, после написания этих строк Волошиным, размышляя над историей все тех же свершившихся событий в работе «Установление единства», отметит следующее: «Удивительная тайна человеческого времени. Чем больше о ней размышляешь, тем больше недоумеваешь. Время становится все неизъяснимее по мере лет, и все более оно бывает сопряжено с вечностью, все более становится скорлупкой вечности. Только живой, движущейся вечностью и можно измерять время, потому что вечность уже владеет нами… О всем временном, что ушло, я не жалел. Было здесь нечто более глубокое, чем даже память, – был избыток бытия, так как человек есть избыток бытия, Божественной вечности, таинственно создавшей нас и пульсирующей в нас и во всем». Именно в этих словах мне видится истинное постижение времени… Нет, истинное направление пути к этому постижению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

А кто начал слушаться Его, начал и служить Ему… Так было в моей самой, самой обыкновенной жизни, проникнутой столь многими пустыми житейскими мотивировками и бездумными импульсами… Я просто заскучал в своих правдах. Ценности мои перестали утолять меня. Все чаще стал я выходить из этого мира в молитву и богомыслие». Огромная роль в столь значительной перемене жизненных приоритетов, самого сознания преуспевающего молодого литератора сыграл его духовный наставник, тогда инспектор Свято-Сергиевской Духовной академии в Париже епископ Вениамин (Федченков) . Он призвал никогда и не помышлявшего об этом ранее Дмитрия Шаховского на служение Церкви. И, как в дальнейшем признавался сам владыка, все его книги, статьи, стихи, по сути своей, есть попытка раскрыть, что произошло с ним, с его мировоззрением, духовным состоянием в те давние 1925–1926 годы. По благословению своего духовника Дмитрий едет на святую гору Афон. Афон его пленил. Здесь душе его хотелось остаться, найти молитвенное уединение. Молодой паломник обходит монастыри и скиты этого святого места. Беседуя со старцами, разрешает для себя многие духовные сомнения. И, наконец, исполняя благословение своего духовника, преосвященного Вениамина, 23 августа 1926 года, в день своего двадцатичетырехлетия, на рассвете, он был пострижен в одной из церковок Пантелеймоновского монастыря с монашеским именем Иоанн (в честь Иоанна Богослова – апостола и евангелиста). Как ни стремилась душа молодого инока остаться в этом святом месте (и старец-духовник афонский архимандрит Кирик убеждал его остаться навсегда на Афоне), но, повинуясь послушанию, полученному от преосвященного Вениамина, уже инок Иоанн вернулся на служение Церкви в мир, в Париж, в Духовную академию. С Афона он уехал «в новую жизнь в новой одежде». Белая церковь Но проучиться долго в академии, что располагалась на парижской Сергиевой Горке, студенту Шаховскому не пришлось. К тому времени внутри Русского Зарубежья началось церковное разногласие. Патриарх Тихон определил архиепископа Евлогия быть митрополитом Западно-Европейских Православных Русских Церквей с центром в Париже. К этому решению присоединился в числе других 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Очевидно, молитвенная душа отца Владимира ощущала, что ему уготовано Всевышним не так уж много земных лет для службы людям. Все ли мы исполняем завет: спешите делать добро? Когда думаешь об этом, невольно приходят на ум некоторые воспоминания о событиях восьмилетней давности. Эти годы жизни отделяют меня от той Божественной радости, которая дарована была мне, грешному, после автокатастрофы: ощутить в «том» мире свет Любви Божией. После выздоровления, работая в своей крымской келье над продолжением книги, я натолкнулся на удивительные строки в сочинениях архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского). Буквально за час до этого, во время прогулки по монастырским аллеям, я беседовал с паломниками из Курска о том, надо ли спешить в этой жизни и для чего спешить, есть ли духовные причины для спешки. – Какая суета сейчас в мире, – сокрушалась бабушка тяжело болящей внучки, – люди бегут, ничего не замечая вокруг. – В этом-то и заключается сила бесовского давления на человечество, – подтверждаю ее беспокойство, – врагу рода человеческого важно нагнетать темп жизни, чтобы у человека в его бесконечном беге не осталось времени замечать трудности людей, помочь кому-то. – Просто в ужас приходишь от этого водоворота, – горюет женщина, – спешка эта, наверное, мчит нас к концу света. – Все это, конечно, напоминает падение человека, – отвечаю ей, – но только надо разобраться, что же нас толкает или же подвигает к спешке. Если мы мечемся в цепях ничтожных малых дел – из-за суетности личных желаний, то это очень напоминает скольжение в бездну. После этой беседы, вернувшись за рабочий стол, я открыл книгу архиепископа Иоанна (Шаховского) в том месте, где он беседует о горячностях духа. Слова этого великого молитвенника настолько переплелись со слабо написанными ранее мною строками в книге «Между жизнью и смертью», точнее, обогатили, подтвердили их, что мне захотелось поделиться ими с читателями. «Горе человека в том, что он постоянно торопится, но торопится суетно, бесплодно Вошла в мир дьявольская торопливость, поспешность. Тайну этой поспешности и торопливости открывает нам Слово Божие в 12-ой главе Апокалипсиса: “сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени ” ( Откр. 12 ; 12). Вот откуда все более безудержный бег людей и народов Бедный человек! Все закованы в цепи малых, ничего не дающих дел, которые надо выполнить возможно скорее, чтобы начать ряд других, столь же ничтожных дел…»

http://azbyka.ru/zdorovie/ternovyj-venec...

И вдруг, оставив всё светское, Дмитрий по совету своего духовника, епископа Вениамина (Федченкова) , принимает монашество. Впрочем, внутренняя подготовка к этому событию давно зрела в глубинах его души. Он так говорил об этом: «Таинственно, непостижимо выявлялась передо мной и во мне жизнь более глубокая и прекрасная, чем та, которую мог видеть мой взор в самой утончённой человеческой культуре. Никаких разочарований в жизни у меня не было. Господь меня привлёк к Себе только одной любовью. В свете её побледнела и исчезла всякая иная любовь. Во внешнем мире всё благоприятствовало мне и открывало свои перспективы. Но Господь стал открывать моим внутренним очам Свой небесный и земной мир... Сокровенный сердца человек, о котором говорит апостол Пётр ( 1Пет. 3:4 ), в нетленной красоте своей оказался для меня гораздо значительнее всех ценностей и всех радостей земли. Я понимаю, что это было призвание, призыв воли моей на служение воле Божией... Я полюбил сущность Церкви, её мудрость». Дмитрий принял постриг на Афоне в день своего 24-летия с именем Иоанн – в честь апостола любви Иоанна Богослова, и никогда потом не сомневался в правильности выбранного пути. Затем последовало учение в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. В 1927 году духовник Иоанна владыка Вениамин рукоположил его в иеромонаха. Пастырство его началось в Югославии, в Белой Церкви, где он был строителем и первым настоятелем русского храма святого апостола Иоанна Богослова. С 1932 по 1945 год отец Иоанн жил в Берлине, был там настоятелем Свято-Владимирского храма, который чудом уцелел во время Второй мировой войны. Митрополит Западноевропейский Евлогий (Георгиевский) вспоминал: «Приход возглавил о. Иоанн Шаховской , человек даровитый, высокого аскетического склада, подвижнического духа, пламенный проповедник. Он привлёк сердца; приход ожил и процвёл». Одновременно отец Иоанн был благочинным всех православных церквей в Германии, совершал миссионерские путешествия по странам Европы. Об этом времени он вспоминал так: «Мой берлинский приход святого князя Владимира был не только местом моей приходской работы, но стал центром работы печатной, миссионерской и благовестнической. За эти годы пришлось издать много книг и посетить все, кроме Албании, страны Европы со словом благовествования людям русского рассеяния... Мы увидели, что, несмотря на отпадение многих, Русь остаётся такой же, какой была тысячелетие, – крещёной, к Богу стремящейся, веру в сердце носящей...»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010