Объяснение соборных посланий святого Апостола Иоанна Богослова О первом соборном послании святого Апостола Иоанна Богослова Писатель этого послания не называет себя по имени, но он говорит о себе так: «Возвещаем, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, что жизнь вечная, которая была у Отца, явилась нам» ( 1Ин.1:1–2 ). Эти слова напоминают слова Евангелия Иоанна: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). И вообще во всем послании виден повсюду тот же дух пламенной любви возлюбленного ученика Христова и тот же язык возвышенный, с теми же повторениями и противопоставлениями, какие замечаются в его Евангелии. Наконец, вся христианская история свидетельствует об Апостольском происхождении сего послания от святого Апостола и Евангелиста Иоанна. Святой Апостол Иоанн был сыном Галилейского рыбаря Зеведея, семья которого принадлежала к числу немногих истинных Израильтян, полных самых живых и горячих ожиданий Мессии. Кроме Иоанна у Зеведея был еще старший сын – Иаков. Юный Иоанн рано углубился всею душой в мир великих ожиданий Спасителя, и когда раздалось мощное слово Предтечи Господня о приготовлении пути Господу, то Иоанн сделался одним из первых учеников Предтечи. Слушая проповедь Предтечи, он горел желанием видеть Мессию. И вот желание его исполнилось. Когда Предтеча Господень, увидев грядущего Христа, сказал: «се Агнец Божий», тогда Иоанн тотчас пошел за Иисусом Христом, вместе с Андреем Первозванным, и пробыл с Иисусом Христом тот день. Когда вскоре потом Иисус Христос позвал за Собою Иоанна, то он, оставив отца и мать, стал повсюду следовать за Христом и сделался преданным учеником Его. И Господь не удалял от Себя Иоанна даже тогда, когда Он оставлял почти всех Своих учеников. Так, когда Господь преобразился на Фаворе, то здесь были с Ним только Петр, Иаков и Иоанн. Даже из сих учеников Господних Иоанн был любимейшим. На тайной вечери он возлежал на груди Христовой, и ему первому поведана была тайна предательства Христа Иудой. Он провожал Иисуса Христа в глубину Гефсиманского сада вместе с другими двумя избраннейшими учениками, но при крестных страданиях Христовых находился уже один, и за то удостоился великой чести быть названным сыном Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Он говорил это о храме Тела Своего, то есть, что, когда Его убьют, умертвят Его Тело, Он в третий день воскреснет, и тогда Они увидят, какую власть Он имеет. Но спрашивавшие Его не поняли этого и думали, что Он говорит о храме Иерусалимском, который строился сорок шесть лет. Они дивились, как Он может построить такой храм в три дня, и отошли прочь. Во время этого пребывания Господа в Иерусалиме многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали в Него. 11. Усекновение главы Иоанна Предтечи (Мф. 14:1–12; Мк. 6:14–29; Лк. 9:7–9) Когда Христос выступил на проповедь, Галилеей правил сын того царя Ирода, при котором Он родился, – Ирод Антиппа. Это был человек тоже жестокий и распутный. Он увел у брата своего Филиппа его жену Иродиаду, приходившуюся им обоим к тому же родной племянницей, и сам женился на ней. При Иродиаде была ее дочь от первого мужа, Соломия. Святой пророк и Предтеча Христов, Иоанн Креститель, о котором Спаситель сказал, что из рожденных женщинами нет ни одного пророка больше него, усовещевал Ирода и говорил: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». Иродиада, боясь, что Ирод послушает пророка и удалит ее от себя, уговорила своего незаконного мужа схватить Иоанна и заключить в тюрьму. Она желала бы его казни, но Ирод, хотя и был очень дурной человек, все-таки берег Иоанна, зная, что он праведник и святой. Он иногда даже призывал его из тюрьмы к себе, с удовольствием говорил с ним и во многом его слушался. А пророк все настаивал, чтобы Ирод отослал от себя Иродиаду, которая все больше ненавидела за это Иоанна и обдумывала, как бы добиться его смерти. Однажды Ирод Антиппа праздновал в своем роскошном дворце день своего рождения; он сделал пир для начальников войска и старейшин галилейских. Во время пира вошла дочь Иродиады Соломия и стала плясать. Ея пляска так понравилась гостям и самому Ироду, что он сказал ей: «Проси у меня, что хочешь, и дам тебе». При этом он клялся, что готов дать ей даже половину царства. Конечно, Ирод думал, что она попросит нарядов, драгоценных вещей или большую сумму денег. Соломия же побежала к матери посоветоваться, чего ей просить. Та отвечала: «Проси головы Иоанна Крестителя». Соломия поспешила к царю и сказала: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Такой просьбы Ирод не ожидал; он смутился и опечалился, но тем не менее не захотел отказать Соломии, чтобы перед гостями не изменить данному ей обещанию исполнить всякую ее просьбу. И вот он послал в тюрьму оруженосца; тот отсек Иоанну голову, принес ее окровавленную на блюде и подал Соломии, а эта отнесла матери. Ученики Иоанна пришли, взяли его тело и погребли. Усекновение главы Иоанна Крестителя, Предтечи Христова, вспоминается православною церковью 29 августа (11 сентября по н. ст.). Этот день православные христиане проводят в посте. 12. Исцеление расслабленного в Овчей купели (Ин. 5:1–47)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

Ответ на возражение 3. Крещение Иоанна подготовило путь не только крещению Христа, но и позволило другим приблизиться к крещению Христа, а это произошло не сразу же после того, как крестился Христос. Раздел 6. Должны ли были крестившиеся крещением Иоанна впоследствии креститься крещением Христа? С шестым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что крестившиеся крещением Иоанна не должны были впоследствии креститься крещением Христа. В самом деле, Иоанн был не меньшим, чем апостолы, поскольку сказано: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» ( Мф. 11, 11 ). Но крестившиеся апостолами не крестились опять, а только получали возложение рук. Так, [в Писании] сказано, что некоторые были «только крещены» Филиппом «во имя Господа, Иисуса», и тогда апостолы, а именно Петр и Иоанн, «возложили руки на них – и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8, 16, 17 ). Следовательно, похоже, что крестившиеся крещением Иоанна не должны были впоследствии креститься крещением Христа. Возражение 2. Далее, апостолы крестились крещением Иоанна, поскольку некоторые из них, как явствует из [слов Писания] ( Ин. 1, 37 ), были его учениками. Но апостолы, похоже, не были крещены крещением Христа, поскольку читаем, что «Сам Иисус не крестил – а ученики Его» ( Ин. 4, 2 ). Следовательно, похоже, что крестившиеся крещением Иоанна не были должны креститься крещением Христа. Возражение 3. Далее, крестящийся меньше крестящего. Но нигде не сказано о том, что Иоанн крестился крещением Христа. Следовательно, все остальные, крестившиеся Иоанном, тем более не должны были креститься крещением Христа. Возражение 4. Далее, [в Писании] сказано, что Павел, «найдя там некоторых учеников, сказал им: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовав?» – они же сказали ему: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой!»; он сказал им: «Во что же вы крестились?» -они отвечали: «Во Иоанново крещение " ». Поэтому они опять «крестились во имя Господа, Иисуса» ( Деян. 19, 1 – 5 ). Таким образом, дело представляется так, что, как говорит в своем послании и комментарии на [книгу пророка] Иоиля Иероним, а вслед за ним и Амвросий, они нуждались в новом крещении потому, что не знали о Святом Духе. Но некоторые из крестившихся крещением Иоанна обладали знанием о Троице. Следовательно, им не требовалось креститься вновь крещением Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин.20:19–29 ). Мы видим, что начало истории у обоих евангелистов практически совпадает: Иисус является неожиданно и приветствует учеников словами мир вам. В обоих Евангелиях Иисус показывает ученикам части Своего тела: у Луки – руки и ноги, у Иоанна – руки и ребра. Это свидетельствует о реальности тела воскресшего Иисуса, которое сохраняет признаки материального тела, хотя и приобрело способность проходить сквозь запертые двери (впрочем, и до воскресения Иисус мог ходить по воде). Однако отличия между двумя рассказами весьма существенны. У Луки речь идет об одном явлении, у Иоанна – о двух. У Луки присутствуют одиннадцать учеников и бывшие с ними, у Иоанна – одиннадцать без Фомы. У Луки ученики принимают Иисуса за духа, у Иоанна об этом не говорится. У Луки Иисус ест рыбу и сотовый мед, у Иоанна об этом умалчивается (впрочем, в Ин.21:9–13 мы увидим, как Иисус предлагает ученикам рыбу и хлеб). У Луки Иисус отверзает ученикам ум к разумению Писаний, у Иоанна этой темы нет. Зато только у Иоанна Иисус посылает учеников на проповедь, дарует им Духа Святого и право отпускать грехи : этой темы нет у Луки, а у двух других синоптиков она выражена иначе и в ином контексте ( Мф.28:18–20 ; Мк.16:15–18 ). Наконец, весь эпизод с Фомой присутствует только у Иоанна. Рассказ Луки о явлении одиннадцати продолжает ту же тему, что была затронута в повествовании о двух учениках на пути в Эммаус. Там Иисус говорил: Не так ли надлежало (δει) пострадать Христу и войти в славу Свою? И начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о Нем во всем Писании. Здесь Иисус говорит: надлежит (δε) исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах; после чего отверзает ученикам ум к уразумению Писаний и доказывает, что так надлежало (δει) пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день. Тема исполнения ветхозаветных пророчеств о страждущем и воскресающем Мессии в обоих случаях стоит в центре повествования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Слуги царя Ирода, не найдя Иоанна, ворвались в Иерусалимский Храм и стали пытать священника Захарию, пытаясь через него выведать, где скрывается Иоанн. Захария ничего им не сказал и по приказу Ирода был убит в храме у алтаря… Через 40 дней после его смерти скончалась и его супруга – Елисавета.      …Иоанн остался без родителей. Возможно, его вырастили родственники – члены религиозной суровой и аскетичной секты ессеев. Ясно одно: Господь хранил Иоанна для великой, предначертанной только ему одному миссии. Постом и молитвой, суровой аскезой, питаясь лишь диким медом и акридами (плодами хлебного, или рожкового, дерева; его ели лишь одни бедняки и аскеты, его добавляли в корм скоту – Ред.), готовил себя Иоанн к великому служению. И наконец пришло его время. Служение, выпавшее на долю Иоанна от Господа, включало в себя, если так можно выразиться, три составляющие. Первая – обличать грехи людские, призывая людей к покаянию: «И он походил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3, 3). Второй элемент служения как бы вытекал из первого: раскаявшихся грешников Иоанн крестил, погружая их в воды реки Иордан. Омовение являлось символом очищения от грехов: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне; и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1, 5). И, наконец, третий – чуть ли не самый главный – элемент миссии Иоанна: он должен был возвестить о скором явлении Мессии: «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16). Недаром Иоанна назвали Предтечей. Он был послан предварить приход Спасителя мира, подготовить народ к Его появлению, как первые лучи зари предвосхищают солнечное утро. Неслучайно в Евангелии от Иоанна сказано об Иоанне Крестителе: «Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (Ин. 1, 8). Велико для Церкви и всех верующих значение Иоанна Крестителя. Ведь благодаря ему возникло Таинство Крещения как необходимое условие вхождения в христианскую Церковь. Именно Иоанн был тем первым человеком, кто увидел в Иисусе Мессию и указал на него всему народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира; Сей есть, о Котором я сказал: За мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня; Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1, 29–31). Кстати, услышав эти слова Иоанна, двое его учеников присоединились к Иисусу Христу и пошли за Ним. Это были апостолы Иоанн Богослов и Андрей, брат Симона Петра.

http://pravoslavie.ru/100250.html

Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что крещение Иоанна было не от Бога. В самом деле, всякое таинство, которое от Бога, не нарекается именем простого человека; так, крещение Нового Закона не названо именем Петра или Павла, но – только Христа. Однако это крещение было названо именем Иоанна, согласно сказанному [в Писании]: «Крещение Иоанново откуда было – с небес или от человеков?» ( Мф. 21, 25 ). Следовательно, крещение Иоанна было не от Бога. Возражение 2. Далее, любое исходящее от Бога учение подтверждается теми или иными знамениями; так, Господь дал Моисею силу творить знамения ( Исх. 4 ); и еще сказано, что наше спасение было «сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами» ( Евр. 2, 3, 4 ). Но о Иоанне Крестителе сказано, что «Иоанн не сотворил никакого чуда» ( Ин. 10, 41 ). Следовательно, похоже, что крещение, которым он крестил, было не от Бога. Возражение 3. Далее, установленные Богом обряды содержатся в некоторых предписаниях Священного Писания. Но нет такого предписания Священного Писания, которое бы устанавливало крещение Иоанна. Следовательно, похоже, что оно было не от Бога. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: «На кого увидишь Духа сходящего... " » и т. д. ( Ин. 1, 33 ). Отвечаю: в крещении Иоанна можно усматривать две вещи, а именно обряд крещения и следствие крещения. Обряд крещения был не от людей, а от Бога, пославшего Иоанна крестить посредством внутреннего откровения Святого Духа. А вот следствие этого крещения было от человека, поскольку оно не производило ничего из того, чего человек не мог бы исполнить сам. Поэтому оно было от Бога только в той мере, в какой Бог соделывает в человеке. Ответ на возражение 1. Крещением Нового Закона люди крестятся внутренне Святым Духом, и это производится Богом. Крещением же Иоанна только тело очищалось водой. В связи с этим [в Писании] сказано: «Я крещу вас в воде...; Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мф. 3, 11 ). Поэтому крещение Иоанна и было названо его именем – ведь оно не производило ничего, чего бы не исполнил он сам. Что же касается крещения Нового Закона, то оно не называется именем служителя, поскольку тот не производит его основного следствия, а именно внутреннего очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Так изъясняется посланничество Иоанна, как свидетеля – μρτυς: все должны уверовать через него δι’ ατο, т. е. по причине его, благодаря ему и его свидетельству. Это не значит, конечно, чтобы он проповедовал всем, но что его свидетельство имеет вселенское значение от лица человеческого рода и для всего человеческого рода: без Иоанна не был бы узнан Христос (или, что то же, был бы неверно узнан). Однако здесь еще не приводится ближайшее содержание его свидетельства. В дальнейшем излагается пришествие Света в мир, и когда евангелист доходит до торжествующего свидетельства, что «Слово плоть бысть» (1,14), он снова, второй уже раз, возвращается к Иоанну как свидетелю о сем: «Иоанн свидетельствует о Нем и восклицал, глаголя: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, ибо был первее меня, πρτς μου» (1,15). Здесь свидетельство Иоанна уже раскрывается по своему содержанию, но не приурочено евангелистом ни к какому месту и времени, скорее, тут намечается лишь общее содержание его проповеди, как бы тема ее. И в дальнейшем изложении наносятся уже более конкретные черты, в третьем повествовании о свидетельстве Иоанна, в той же 1 -й главе, немедленно по окончании пролога. Замечательно, что, если не считать пролога, представляющего собой до известной степени самостоятельное целое, то рассказ Евангелия от Иоанна совершенно точно так же как, и синоптиков, начинается, хотя и по-своему, с Предтечи. Но о Предтече рассказывается уже не как о Крестителе и пророке, но только как о свидетеле. Свидетельство Иоанна необходимым образом становится и самосвидетельством. «И вот свидетельство Иоанна, когда иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто он?» Это было, очевидно, уже в середине проповедничества Иоанна, когда стоустая молва все больше говорила об Иоанне, и руководящая партия, хотя и враждовала Иоанну, однако, боясь народа, не решалась на открытую вражду, предпочитая уловление в слове, как это было и в жизни Господа. Однако уже и самые вопросы свидетельствуют о тех ответах, которые предносились, выражая народные надежды и впечатление, производимое Предтечей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Таким образом апостолы на глазах Самого Господа уже начали свое проповедническое служение. В наставлениях, которые теперь Господь дал им, определены обязанности и указаны затруднения и опасности для проповедников веры и на будущее время. § 40. Смерть Иоанна Крестителя. (Мф. 14, 1–12; Марк. 6, 14–29; Лук. 9, 7–9). В то время, когда назначены и уже посланы были новые провозвестники истины в лице апостолов, последовала славная кончина великого проповедника покаяния, святого Иоанна Крестителя. Святой Иоанн Предтеча исполнил порученное ему от Бога великое дело: проповедью покаяния возбудил в иудеях желание спасения и приготовил их к принятию Спасителя; свидетельствовал о Нем пред синедрионом и народом, как об истинном Мессии и Сыне Божием, пришедшем пострадать за грехи людей; воспитал для Господа и передал Ему своих лучших учеников. Этот великий подвиг жизни и свидетельство об истине он запечатлел страданиями и мученическою смертью . Галилейский царь Ирод-Антипа удалил от себя свою законную жену (дочь Ареты, царя аравийского), и вместо неё взял жену у родного брата своего Филиппа – Иродиаду. Иоанн Креститель обличил это постыдное поведение Ирода и сказал ему: „не должно тебе иметь жену твоего брата“. За это обличение в особенности раздражалась против Иоанна Иродиада и всячески склоняла Ирода умертвить его, но Ирод, хотя был под сильным влиянием Иродиады, однако же долго противился ей, потону что боялся народа, который почитал Иоанна, как великого пророка, и сам имел к нему невольное уважение: многое делал по его слову и с удовольствием слушал его. Наконец, по настоянию Иродиады, он послал воинов, которые взяли Иоанна Крестителя и посадили в темницу (в крепости, называемой Махеронт). Прошло около года после сего. Ирод праздновал день своего рождения и устроил пиршество для придворных и вельмож. В заключение пира вышла Саломия, дочь Иродиады и Филиппа, и так угодила своею пляской Ироду и гостям его, что тот сказал ей: „проси у меня, чего хочешь, и дам тебе“. А потом, разгоряченный вином, еще с клятвою подтвердил ей: „чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства“. Девица пошла к матери посоветоваться, чего попросить. Иродиада обрадовалась атому случаю и сказала дочери: «иди и проси голову Иоанна Крестителя». Саломия поспешно вышла к царю и сказала: „хочу, чтобы ты даль мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя“. Ирод опечалился, услышав эту страшную просьбу; однако, по слабости своего характера и боясь упреков за неисполнение данной клятвы, не отказал ей. По приказанию его, оруженосец пошел отсек Иоанну голову в темнице, принес ее на блюде и отдал девице, а девица отдала матери своей. Ученики Иоанна Крестителя, услышав о смерти своего учителя, выпросили позволение взять тело его, и с честью похоронили его 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Хотя время Иоанна Крестителя уже прошло, Иисусу «должно расти», а Иоанну «умаляться», но Иисус не хочет косвенно соперничать с ним, не хочет, чтобы досужие люди подсчитывали, сколько людей ходит за Ним, а сколько за Иоанном. Тем более, Он не хочет торжествовать в глазах людей над заключенным в темницу «соперником». Кстати, а как иначе могло завершиться служение Иоанна Крестителя? Можно ли представить себе, что Господь сказал: «хватит, заканчивай, уже все холмы понижены и долы наполнены, уже приготовлен путь»? Труд Иоанна Крестителя мог завершиться только естественным для святого человека образом, и увенчаться только мученическим венцом. И способствовал этому, по попущению Божию, Ирод, «обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого». Вместо исправления, он «прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу» ( Лк.3:19–20 ). Когда же Иоанн пребывал в темнице, Иродиада, «злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и снятый, и берег его;... и с удовольствием слушал его» ( Мк.6:19–20 ). Значит, Иоанн не имел зла на своего тюремщика; он и в темнице продолжал доброжелательно беседовать, и так умел наставлять, что Ирод даже «многое делал, слушаясь его». О том, сколько у Иоанна, при всей суровости жизни, было любви и такта, говорит следующий случай ( Мф.11:2–15 ). «Услышав в темнице о делах Христовых», Иоанн «послал двоих из учеников своих сказать ему: ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?». Не самого Иоанна мучил этот вопрос. Он хотел вразумить тех учеников, которые ни за что не желали оставить его. Иоанн чувствовал, что бесполезно убеждать словами; надо самим увидеть. Но как послать их – мол, пойдите и убедитесь? Они сказали бы: никого нам не надо, ни на кого не хотим смотреть. Тогда Иоанн послал как бы от себя, чтобы рассеять как бы свои сомнения. Тут уже ученики не могли отказать. Иисус, уразумев замысел Иоанна, не стал отвечать прямо на вопрос посланных, а предложил рассказать Иоанну только то, что они сами своими глазами могли увидеть:

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Я это хорошо знаю. Да поможет Господь выйти всем вашим знакомым и батюшкам из обновленческого раскола в святое православие. Спасайте свою душу, потому что, если умрете в обновленчестве, то погубите свою душу. Да укрепит Вас Господь. Молитесь о мне грешном.    Кто осмелился прекратить святую жизнь? За слово истины умертвил Иоанна злой Ирод...Святой Иоанн был Предтечею в мир Спасителя. Он подготовил народ избранный к встрече миссии. Всех зовет Иоанн Предтеча к покаянию в своих грехах, и воинов, и мытарей, и гордых книжников и фарисеев. Все согрешили и должны нести плоды покаяния. «Уже и секира при корне дерев лежит, всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Mamф.III:I0). Никого не страшился святой провозвестник истины: грозное слово Пророка коснулось и тогдашнего правителя-царя Ирода, сына того Ирода, который приказал убить 14 тысяч вифлиемских младенцев. Ирод бросил свою жену и стал жить с Иродиадой, женою Филиппа, брата своего. И святой Иоанн дерзновенно сказал Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего...» Что же Ирод? За это он посадил в темницу Иоанна. Но не убивал, отчасти из уважении к Пророку, а отчасти из-за страха перед народом. Ирод уважал Иоанна Предтечу, слушал с удовольствием его наставления, и много делал доброго по его призыву. А народа боялся Ирод, потому что народ любил и благоговел пред Иоанном Крестителем и Ирод боялся вызвать волнение в народе через убийство Предтечи. Но главным врагом Иоанна был не Ирод, а Иродиада. Она искала удобного случая, чтобы умертвить Иоанна, и этот случай представился. Ирод справлял день своего рождения. Шел пир и на этом пиру пред Иродом и его многочисленными гостями плясала бестыдные танцы дочь Иродиады. И пляска так понравилась Ироду, что он с клятвою обещал дать все, что она захочет, и даже полцарства... Девица поспешила к матери своей за советом. Что же просит Иродиада? Драгоценных ли одежд или камней? Нет, голову Иоанна Крестителя. И она тот час пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу,чтобы ты мне дал теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. И опечалился царь. Как не был он жесток, но такое бесчеловечное отношение смутило его и всех его гостей. Он не хотел такого убийства, но из-за ложного самоюбия, не прослыть пред гостями смешным человеком, он исполнил просьбу легкомысленной и злой девицы. Послав оруженосца, царь велел принести голову Иоанна Крестителя. Тот пошел, отсек голову в темнице, принес ее на блюде и отдал девице, а девица отдала ее матери cboeй(Mapk.YI,17—28,Mamф.3—11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010