А что было бы, если бы промолчали ревнители памяти святых Царственных Страстотерпцев, уступили бы давлению теплохладных " умолчальников " ? Церковь все равно бы поставили в положение обороняющейся и оправдывающейся стороны перед лицом внешних оппонентов. И это в лучшем случае. А в худшем - умножились бы внутренние нестроения. Благое, на первый взгляд, желание некоторых церковных историков обойти острые углы из прошлого Русской Православной Церкви продиктовано отнюдь не " педагогическими и вероучительными задачами " , не стремлением сохранить церковный мир, а имеет непосредственное отношение к дню сегодняшнему, к нынешним церковно-государственным отношениям. Как пароль, как клятву верности политики повторяют слова о приверженности " демократии " и " общечеловеческим ценностям " , а историки- " умольчальники " - хулу на Царя Иоанна Грозного, Императора Петра Первого и синодальный период. Заглянем ли мы в сочинение И.К. Смолича, лукаво присоединенное к " Истории Русской Церкви " митрополита Макария (Булгакова), или в исторический раздел " Основ социальной концепции " Церкви - этот " джентльменский набор " обязательно присутствует. Но как ни стараются " умолчальники " , все равно выходит какая-нибудь гадость и очередная дискредитация Священноначалия. Не успел еще " забронзоветь " труд И.К. Смолича, основное достоинство которого по признанию публикаторов и комментаторов в пафосе отрицания " государственной церковности " , как он был поставлен под сомнение, в частности, в моей статье " Германский след " , опубликованной в N 4(55) 2001 г. газеты православных мирян " Десятина " , где на конкретном примере показано, как сделанный И.К. Смоличем анализ такого исторического явления как русский штудобаптизм абсолютно не соответствует реальным фактам, нашедшим свое отражение в прежде закрытых материалах одного из российских архивов. Не успели авторы исторического раздела " Основ социальной концепции " в директивном порядке убедить православных, что Царь Иоанн Грозный - тиран, Император Петр Первый - протестант, а лучше всего Русской Церкви, оказывается, жилось при Временном правительстве и еще лучше заживется, если она заключит конкордат с нынешними властями, как бывший православный священник, а ныне правоверный обрезанный мусульманин Али Полосин сочинил свою исламскую социальную концепцию и опубликовал ее на страницах редактируемой им " Мусульманской газеты " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/1...

Владиславом Цыпиным по изданию: Russisches Мцпснтит: Entstehung, Entwicklung und Wesen. 988–1917. Wьrzburg, 1953. Цитаты из русских источников были выверены переводчиком и частично редакцией. Работа «Жизнь и учение старцев» публикуется в переводе высокопреосвященного Иоанна (Вендланда), митрополита Ярославского и Ростовского († 25.03.1989), который в годы своего архиерейского служения в Берлине был дружен с И. К. Смоличем . Редакция лишь стилистически поправила текст и, по возможности, сверила цитаты. Впрочем, ответственность за точность приведенной информации полностью остается на авторе. Опубликованные труды И. К. Смолича Великий старец Нил Сорский//Путь. 1929. 19. С. 57–69. Церковная уния 1596 г.//Вестник РСХД. 1930. 5. Иван Васильевич Киреевский//Путь. 1932. 33. Блаженный Августин//Вестник РСХД. 1933. 11/12. Предсоборное Присутствие 1906 г.//Путь. 1933. 38. С. 65–75. Из новой немецкой литературы о православии//Путь. 1938. 56. К столетию освобождения крестьян//Вестник РСХД. 1961. 60. Святая гора Афонская (К 1000-летию участия ее в жизни православной Церкви)//Вестник РСХД. 1963. 70/71. Архимандрит Макарий Глухарев — просветитель Алтая//Вестник РСХД. 1967. 85. Ivan Vasil’eviu Kireevskij: Leben und Weltanschauung. 1806–1856. Ein Beitrag zur Geschichte des rissischen Slavophilentums//Jahrbьcher fьr Kultur und Geschichte der Slaven. NF. 1933. 9. S. 390–427, 463–492 (часть докторской диссертации, полностью: Breslau, 1934). Westler und Slavophile in der neueren Forschung//ZSP. 1933. 10. S. 195–209; 1934. 11. S. 439–449. Die Ostkirche betet//Путь. 1935. 49; 1936/1937. 52. Leben und Lehre der Starzen. Wien, 1936. 2. Aufl. Kцln; Olten, 1952; на фр. яз.: Moines de la Sainte Russie. Tours; Paris, 1967; на русск. яз.: Жизнь и учение старцев//БТ. 31. М., 1992; 2-е изд. М., 1997 (в печати). Studien zum Klosterwesen RuЯlands. 1: Der Werdegang des russischen Starzentums//Kyrios. 1937. 2. S. 95–112; 2: Zum Problem des Klosterbesitzes im 15. und 16. Jh.//Kyrios. 1939/1940. 4. S. 29–38.

http://sedmitza.ru/lib/text/436423/

Важнейшим вопросом было восстановление в епархии поминовения за богослужением Святейшего Патриарха Тихона. В дек. 1923 г. вышел циркуляр Наркомюста, в к-ром предписывалось рассматривать как уголовно наказуемое деяние «публичное чествование лиц, осужденных или находящихся под судом за совершение тяжких государственных преступлений... в частности... гр. Белавина (Тихона)» (цит. по: Акты свт. Тихона. С. 305). Хотя Патриарх был освобожден из-под ареста, циркуляр о возношении его имени за богослужением остался в силе (Следственное дело Патриарха Тихона. М., 2000. С. 375). После высылки архиеп. Пахомия обновленческое Черниговское епархиальное управление во главе с Александром (Мигулиным) разослало распоряжение о непоминовении еп. Пахомия и патриарха как «контрреволюционеров». После приезда еп. Дамаскина в Черниговскую епархию возношение патриаршего имени за богослужением было восстановлено. В мае 1924 г., после публикаций в советской прессе материалов о принятии Патриархом Тихоном в общение лидера обновленцев В. Д. Красницкого , еп. Дамаскин ездил в Москву, имел встречу с Предстоятелем Русской Церкви. Вернувшись, он обратился с посланием «К пастырям и пастве Церкви Черниговской», в к-ром разоблачил клевету о признании патриархом «Живой церкви» и передал призыв первосвятителя твердо стоять на страже Православия. За краткий период управления Черниговской епархией еп. Дамаскин в Глухове рукоположил неск. священников (в частности, в мае 1924 - сщмч. Иоанна Смоличева ). Много ездил по епархии, неоднократно посещал Крестовоздвиженскую трудовую общину в Глуховском у., созданную в 1889 г. общественным деятелем Н. Н. Неплюевым как модель общества, основанного на христ. морали и принципе социальной справедливости (с 1908 община называлась Воздвиженской сельскохозяйственной артелью). Еп. Дамаскин видел в этой коммуне способ духовной защиты от наступления безбожия. В сент. 1924 г. епископ снова ездил в Москву, в Троицком соборе Данилова мон-ря служил с Патриархом Тихоном и высланными укр. архиереями - архиеп. Пахомием (Кедровым), Каменец-Подольским еп. сщмч. Амвросием (Полянским) , еп. Парфением (Брянских). 12 сент. участвовал в хиротонии архим. Стефана (Знамировского) во епископа Шадринского.

http://pravenc.ru/text/165171.html

У меня есть свои раздумья и вопросы. Я стар, все мне задают вопросы, и вы тоже. А кому мне задавать вопросы? Пусть не покажется это нескромным, но у меня были раздумья по поводу моей собственной жизни схимонаха. И тогда я попросту пошел в скит преподобного Сергия и задавал вопросы старцу Илии (Рейзмиру) — он примерно мой ровесник, чуть младше. И он дал мне ответ, который я и сам мог бы дать кому-то другому, но который я не имею права давать самому себе. Надо спрашивать. Изменения произошли сущностные. Это был один пример, я могу привести много других. На поиски литературных прообразов — Вы помните свои первые святоотеческие книги? — Недавно с помощью моего друга — бенедиктинского монаха, моего преемника в библиотеке — я воссоздал свою первую святоотеческую библиотечку. Ведь некоторые книги из нее были утеряны. Эта литература, которую я когда-то для себя открыл, сформировала в моем представлении образ монаха. Когда я захотел стать монахом, я отправился на поиски литературных прообразов, потому что в Кельне не было бенедиктинского монастыря, а другие монастыри не являли в моих глазах, да и на самом деле, образ монаха. В той моей первой библиотеке был маленький сборник высказываний старцев-пустынников, краткий Патерик, малюсенький, совсем не такой, как те большие издания, которые сейчас издают на Западе. Потом 2 лекции о молитвах Иоанна Кассиана, затем маленькое Добротолюбие, точнее, выдержки из Добротолюбия в переводе с французского. Были еще Жития о жизни и ученичестве старцев, составленные И. Смоличем, ученым, который жил на Западе, в эмиграции, я думаю, и который писал очень серьезные вещи о русском монашестве. И что особенно важно, были «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» в первом немецком издании, которое относится к 20-м гг. ХХ в. Там было лишь 4 первых повествования, ведь это книга из многих частей. Это толстый том. Мы даже знаем, кто автор — иеромонах Арсений (Троепольский). Отрешенный от всего и соединенный со всеми Сразу же после чтения «Странника» я начал практиковаться в Иисусовой молитве (как и они это делали), по пути от дома до университета через парк. Я никогда раньше не видел четок, но я научился их использовать намного раньше, чем пришел в монастырь. И даже задолго до того, как ездил на Восток. Когда я отправился в путешествие в Грецию, я был тогда студентом, мне был 21 год, я встретил старого игумена — живую икону монаха.

http://pravmir.ru/sxiarximandrit-gavriil...

У меня есть свои раздумья и вопросы. Я стар, все мне задают вопросы, и вы тоже. А кому мне задавать вопросы? Пусть не покажется это нескромным, но у меня были раздумья по поводу моей собственной жизни схимонаха. И тогда я попросту пошел в скит преподобного Сергия и задавал вопросы старцу Илии (Рейзмиру) - он примерно мой ровесник, чуть младше. И он дал мне ответ, который я и сам мог бы дать кому-то другому, но который я не имею права давать самому себе. Надо спрашивать. Изменения произошли сущностные. Это был один пример, я могу привести много других. На поиски литературных прообразов - Вы помните свои первые святоотеческие книги? - Недавно с помощью моего друга - бенедиктинского монаха, моего преемника в библиотеке - я воссоздал свою первую святоотеческую библиотечку. Ведь некоторые книги из нее были утеряны. Эта литература, которую я когда-то для себя открыл, сформировала в моем представлении образ монаха. Когда я захотел стать монахом, я отправился на поиски литературных прообразов, потому что в Кельне не было бенедиктинского монастыря, а другие монастыри не являли в моих глазах, да и на самом деле, образ монаха. В той моей первой библиотеке был маленький сборник высказываний старцев-пустынников, краткий Патерик, малюсенький, совсем не такой, как те большие издания, которые сейчас издают на Западе. Потом 2 лекции о молитвах Иоанна Кассиана, затем маленькое Добротолюбие, точнее, выдержки из Добротолюбия в переводе с французского. Были еще Жития о жизни и ученичестве старцев, составленные И. Смоличем, ученым, который жил на Западе, в эмиграции, я думаю, и который писал очень серьезные вещи о русском монашестве. И что особенно важно, были «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» в первом немецком издании, которое относится к 20-м гг. XX в. Там было лишь 4 первых повествования, ведь это книга из многих частей. Это толстый том. Мы даже знаем, кто автор - иеромонах Арсений (Троепольский). Отрешенный от всего и соединенный со всеми Сразу же после чтения «Странника» я начал практиковаться в Иисусовой молитве (как и они это делали), по пути от дома до университета через парк. Я никогда раньше не видел четок, но я научился их использовать намного раньше, чем пришел в монастырь. И даже задолго до того, как ездил на Восток. Когда я отправился в путешествие в Грецию, я был тогда студентом, мне был 21 год, я встретил старого игумена - живую икону монаха.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

207 В 17 (ноябрьском) «Миссионерского Обозрения» было помещено и письмо самого отца Иоанна, и несколько сообщений о реакции на «Ответ пастыря…» в различных кругах. В частности, приводились отклики немецкой «Frankfurten Zeitung», редактора журнала «Гражданин» кн. Мещерского, отрывки из открытого письма мирянина, крестьянина Рязанской губ. Тита Карпова. Диакон Иоанн Смолич, сотрудник «Миссионерского обозрения», в письме к отцу Иоанну сообщал: «К этому ответу весьма сочувственно отнеслись даже и интеллигенты некоторые. “Московские Ведомости” и “Рижский Вестник” перепечатали целиком, но всего благотворнее подействовал ответ на простой народ, который с жадностию расхватывал брошюру, результат чего – напечатанная тысяча распродана в несколько дней двумя книгоношами. Наш старший корректор на днях вернулся из отпуска из Рязанской губ. и передал, что сельские священники весьма утешены этим ответом и благодарят Бога, пославшего сильного защитника нашего упования в лице Вас, дорогой Батюшка. Причем иереи добавляют, что только Вам и можно так сильно и прямо обличать Толстого, ибо враг человечества и через либеральные газеты боится огрызаться на Вас, тогда как если бы кто из рядовых писак попробовал так сильно обличать, то почитатели Толстого закидали бы грязью» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 32. Л. 37–38об.). 208 Мнение В. М. Скворцова было передано Батюшке диаконом Иоанном Смоличем, который писал: «Василий Михайлович ответ Ваш считает золотым украшением журнала» (Там же). Предваряя публикацию в «Миссионерском Обозрении» отрывков из дневника Батюшки, редактор приглашал читателей «возблагодарить Господа, что Он, Всеблагий, дает силы Кронштадтскому пастырю-подвижнику спасать и обличать православную Русь от язв и зол нашего времени не только своею молитвою, словом, житием, любовию, но и писаниями, полными силы веры и авторитетной убедительности» (МО. 1903. 20. С. 1489). 209 Печатается по ксерокопии заметки из неустановленной газеты, хранящейся в архиве изд-ва «Отчий дом». В тексте этой анонимной заметки «История со страхованием жизни отца Иоанна», подписанной «Кронштадтец», в частности, говорилось: «Теперь, после смерти от.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Среди них встречались православные верующие, нуждавшиеся в духовном окормлении. Владыка не отвергал никого. Господь хранил Владыку, посылая через него утешение бывшим соотечественникам. Он подружился с русским историком и богословом эмигрантом Игорем Смоличем. Через тридцать лет после их знакомства, за несколько месяцев до своей кончины, митрополит Иоанн перевел с немецкого языка на русский его труд – «Жизнь и учение старцев». Эта книга в переводе митрополита Иоанна Вендланда увидела свет уже после смерти Владыки и выдержала несколько изданий. Игорь Смолич был не просто эмигрантом: офицер армии Корнилова и Деникина, Родину он покинул с частями барона Врангеля. Хуже репутации в те времена трудно вообразить. Но для Владыки это не являлось препятствием: «Он проживал в «Русском доме» в предместье Западного Берлина в Тегеле, где имел одну комнату, выходящую в широкий общий коридор. Я с ним был знаком с 1960 по 1962 год, когда был епископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим Экзархом Средней Европы. Навещая «Русский дом», я всегда заставал Смолича сидящим за своим письменным столом и усердно работающим». В Германии Владыка много трудился, изучал религиозную жизнь Центральной Европы. Читал доклады и лекции о жизни Русской Православной Церкви, много ездил по городам Европы. Мирность, незлобивость его характера очень располагали к нему самых разных людей – простых и высокообразованных, знатных и самых обыкновенных. В этом состояла особенность Владыки Иоанна – он был открыт каждому человеку, который встречался на его пути. И Владыка Иоанн, и его сестра всегда с чувством радости отмечали в людях проявление благоговейного отношения к православной вере. Из письма матушки Евфросинии Владыке Гурию на Пасху: «На ночную службу собралось 182 человека. Кроме православных были студенты-богословы и даже один католический священник. Крестный ход был вокруг дома по саду. Мы шли с зажженными свечами, ветер не задувал, с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе». На улице тьма, полное безлюдье и тишина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Пока время и принятые меры подействуют благодетельным образом на сих заблудших, я нужным считаю обратить особенное внимание на законное обуздание Римских священников, поддерживающих в упорстве сказанных прихожан. Посему, поставляю вам в обязанность, отец архимандрит, собрать негласным образом посредством священников, управляющих обуреваемыми приходами, верные и точные сведения: кто из Латинских ксёндзов удовлетворяет или удовлетворял духовными требами совращённых вновь из Православия прихожан, и сведения сии мне доставить. Правлению Литовской семинарии, от 3 сентября за 1510, об образовании при семинарии особого хора, чтобы из оного можно было иметь певчих для трёх архиерейских хоров в Литовской епархии От недостаточного образования по части пения низших духовных училищ Литовской епархии оказался недостаток в способных певчих для составления хора при епархиальном архиерее и двух викарных сей епархии. Посему двукратно были выписываемы по распоряжению Святейшего Синода по 12 певчих из великороссийских епархий. Ныне, однако же, Святейший Синод, указом, от 25 июля сего года за 7760, предписал мне стараться непременно образовать певчих от собственных епархиальных средств, для избежания необходимости выписывать их вновь из стороннего ведомства. По сему предлагаю правлению семинарии, для образования хороших певчих, независимо от архиерейского хора, составить особый хор из способных для сего учеников семинарии и Жировицких училищ и хор сей вверить по прежнему Михаилу Чеботарю, под главным ведением и управлением регента Успенского. Святейшему Правительствующему Синоду, от 22 ноября за 12382, с представлением об оставлении в сане белого Православного священника Латинского ксёндза Антония Петкевича, присоединившегося к Православию Состоявший при Юрбургском Латинском костёле священник Антоний Петкевич в начале настоящего года вошёл с просьбою о присоединении его к Православной Церкви. Для удостоверения о чистоте его намерении и нужного наставления, состоял он по моему распоряжению прежде при вице-благочинном Смоличе, а после в Пожайском монастыре, и с моего разрешения приобщён к Церкви Православной в сём же монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Наиболее интересные размышления, которые пытаются нащупать суть этой духовной дисциплины, были сформулированы двумя достаточно известными и интересными авторами уже в эмиграции. Речь идет об упоминавшемся уже мною на предыдущих наших встречах Игоре Корнильевиче Смоличе, авторе, который работал в Германии, писал по-немецки, у него есть специальная работа, одна из первых о старчестве. А также я хотел бы упомянуть Ивана Михайловича Концевича, который тоже – первая волна эмиграции, но писал по-русски, работал уже в Америке. У Концевича есть две достаточно известные книги: «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси» и  «Оптина пустынь и ее время». В первой части он выступает как исследователь, во второй части  –  и как исследователь, и как мемуарист, потому что сам он тоже окормлялся в Оптиной пустыни в предреволюционные годы. Какова особенность размышлений Смолича и Концевича о старчестве? И тот, и другой начинают систематически рассматривать этот духовный феномен в рамках более широкого христианского аскетизма, то есть в рамках методик духовной жизни, которые практикуются в Церкви и в монашестве. Концевич достаточно подробно, аргументированно и очень логично выводит старчество из практики того, что на языке аскетической традиции называется духовным трезвением. Что такое духовное трезвение? Это такое внутреннее делание подвижника, которым он должен очистить ум и сердце, отсекая все недолжные мысли и движения души. Концевич говорит, что старчество является одним из методов такого очищения внутреннего мира: общаясь со старцем, с помощью старца, с помощью его советов, подвижник очищает свое сердце, проходит этапы духовного трезвения. Нужно сказать, что в этот же период в том же русле мыслили и другие авторы (как в Европе, так и в России), не только Концевич и Смолич, например – отец Сергий Четвериков, автор первой подробной, более или менее научной биографии Паисия Величковского, или монахиня Игнатия (Пузик), автор самиздата в России, очерки о старчестве этих авторов движутся в том же направлении. Но Смолич и Концевич свои работы опубликовали, они были достаточно хорошо известны, они тиражировались, поэтому и оказывали больше влияния на аудиторию.

http://pravmir.ru/aleksey-beglov-chto-ta...

В 452 году архимандриту монастыря Маркеллу святой Иоанн указал в видении место сокрытия своей главы, и она была вновь обретена. Святыню перенесли в Емессу, а затем в Константинополь. Праздник первого и второго чудесного обретения главы Иоанна Крестителя отмечается Церковью 8 марта (24 февраля ст. ст.). Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Когда в Константинополе возникли волнения, связанные со ссылкой святителя Иоанна Златоуста, глава святого Иоанна Крестителя была унесена в Емессу, а оттуда, во время набега сарацин (около 810-820 гг.), — в Команы, где была спрятана позже, во времена иконоборческих гонений. После восстановления иконопочитания Патриарху Игнатию (847-857) ночью на молитве было указано место, где хранилась честная глава. Святыня снова была обретена в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне. Праздник третьего обретения главы святого Иоанна Предтечи — 7 июня (25 мая ст. ст.). В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. Иконы Усекновения главы Иоанна Крестителя   Картины с сюжетом Усекновения головы Иоанна Предтечи Иоанн Предтеча перед Иродом. Mattia Preti. 1665 Густав Моро. Саломея Василий Худяков. Усекновение головы Иоанна Предтечи. 1861 Якопо да Понте. Усекновение главы Иоанна Предтечи Джованни Батиста Тьеполо. Усекновение главы Иоанна Предтечи Пьер Сесиль Пюви де Шаванн. Усекновение главы Иоанна Предтечи. 1869 Месть Иродиады. Картина Хуана Фландеса Усекновение главы Иоанна Крестителя. Караваджо. 1608 Саломея. Лукас Кранах Старший. Ок. 1530 Гвидо Рени. Саломея с головой Иоанна Крестителя Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи Песнопения праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в исполнении хора храма свт. Николая в Кузнецкой слободе (г. Москва) Аудиоплеер

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-ioan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010