На иконах Илья Пророк держит свиток, на котором написано: «...возревновал я о Господе, Боге Саваофе» ( 3Цар.19:10 ), но символы последних свидетелей – «две маслины и два светильника» ( Откр.11:4 ), то есть символы окончательного мира и света. Пребывание на небесах изменяет лик Ильи ПророкаИоанн Креститель ваяет его по своему образу. На тайну проливается свет, если воспринять Иоанна Предтечу как «многозвездный архетип» свидетелей, как сияющее начало всех видов свидетельства, созвездие мужских призваний; вот почему богослужебный текст, обращаясь к нему, именует его «пророком, апостолом, ангелом, предтечей, крестителем, священником, проповедником во аде, образцом для монахов и цветком пустыни, мучеником». Только так можно понять близость свидетелей друг ко другу, тождественное строение их духа, которое настолько их отождествляет, что одного можно принять за другого 349 . Григорий Монах в своей проповеди на восхищение Ильи Пророка на небо приписывает Богу следующие знаменательные слова: «Поднимись ко Мне на небо, чтобы Я, Бесплотный, сошел и воплотился» 350 . Это случай мессианического сжатия времени, когда история как будто не разделяет Илью и Иоанна. Оба они – на одинаковом основании, один в другом, в совершенном свидетельском единении – представляют объективное человеческое условие Воплощения, предрешенного на Предвечном Совете Божьем. Библия прикровенно упоминает – в плане явно архетипическом – о событиях, которые до такой степени проникают друг в друга, что составляют одно неразделимое целое. Елисей получает милость Ильи Пророка и в свою очередь рассекает воды Иордана; как Илья Пророк ( 3Цар.17:9–24 ) он умножает масло у вдовы и возвращает жизнь сыну сонамитянки, простираясь над ним ( 4Цар.2:13–14, 4:1–37 ). Елисей – это двойник Ильи Пророка, его самая точная проекция. Они оба восходят к Иоанну Предтече как к своему общему Источнику, чтобы еще раз его отразить «в последний день». Когда Господь спрашивает своих учеников: «За кого люди почитают Меня?», – то они отвечают: «...одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков» ( Мф.16:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Ст. 7–9. «Когда же они пошли (πορευομνων – форма длительная) Иисус начал говорить народу о Иоанне: что смотреть ходили вы (ξλθετε и θεσασθαι=формы краткого действия) в пустыню? трость-ли, ветром колеблемую? Что же смотреть (δεν – также форма краткого действия) ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка». В настоящем месте не выдержаны формы краткости и длительности действия, или формы так называемых у нас совершенного и несовершенного видов (видовые), – всем им придан иной, чуждый им характер; предложный глагол ξρχομαι (выходить) три раза переведен простым (ходить, но по-славянски: изыдосте). Поэтому предлагаем несколько иное чтение этих стихов, такое: «при удалении же их Иисус начал (уже) говорить народу об Иоанне: на что посмотреть вышли вы в пустыню? ужели на трость, ветром колеблемую? На что же посмотреть вы вышли? не на человека ли, одетого в нежащие одежды? Так (δο) носящие нежащие одежды в чертогах царских находятся. На что же посмотреть вышли вы? на пророка? Да, говорю вам, даже больше, чем на пророка». При таком чтении выходит, что Спаситель, послав на дело проповеди в города и селения двенадцать учеников Своих, Сам удалился в пустыню и что это случилось, когда еще не особенно много прошло времени от заключения Иоанна в темницу, так что в пустыню все еще продолжал выходить народ; потому что не знал еще о заключении Иоанна и искал видеть его. Итак из сопоставления этих стихов с первым выходит, что Господь, послав двенадцать апостолов на проповедь , Сам удалился в те места, где проповедовал Иоанн и куда продолжал еще стекаться народ: по возвращении с проповеди апостолы нашли Его в пустыне. 45 Ст. 11. «Из рожденных женами не восставал (γγερται – также не выдержана видовая форма) больший Иоанна Крестителя: но меньший в царстве небесном больше его». К чему дополнением считать слова: в царстве небесном, к слову ли: меньший (но меньший), или к слову: больше (больше его)? По складу греческого языка слова эти следует признать за дополнение к слову: больше, так как греческий язык любит слова дополнительные ставит впереди дополняемых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

Глава седьмая. Образ третий: имеющий прийти Пророк Ветхозаветный пророк, (нави), – это человек, говорящий от имени Ягве Бога; он предупреждает об опасности во дни благополучия, утешает в лютую годину; он обличает сильных мира сего, а сам бывает презираем, он странник здесь. Иногда пророк сам хочет освободиться от своего пророческого бремени, тяжко оно ему. Пророк не подотчетен людям, он не ими поставляется и не ими упраздняется, но он страдает за народ. Пророк возвещает будущее, учит верить и жить, открывает тайны учения Торы. Но при всей значимости служения ветхозаветных пророков, это было только предслужение имевшего прийти Пророка. Сколько ни приходило пророков, народ Божий ожидал еще приход Того, особенного Пророка. Это чаяние основывалось на предвозвещении великого Моисея (Моше): Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Ягве, Бог твой, – Его слушайте ( Втор. 18:15 ). Предвозвещение Моисея само является пророчеством с двойным объектом. Во-первых, Бог предвозвещает через Моисея появление в Израиле целой плеяды нави – Самуила и пророков. Все они, как и Моисей, будут говорить богооткровенным словом. Во-вторых, Бог воздвигнет венчающего эту плеяду пророков Пророка Нового Завета, Который, как некогда Моисей, даст новый закон, новое служение, заключив, как Посредник, с народом Новый Завет. Всегда ли иудейское сознание четко осознавало, что грядущий Царь-Мессия, загадочный Первосвященник по чину Мелхиседека и ожидаемый Пророк, будет одним и тем же лицом? А может, было и много неясного, неосознаваемого во всех этих ожиданиях. Но понималось, что этот исключительный ожидаемый Пророк не просто будет пророчествовать, а совершит именно нечто совсем новое. И когда весть о Царстве Божием, пришедшем в силе, уже звучала на Обетованной Земле из уст Назарянина, народ иудейский ждал Пророка, чувствовал, – а не Этот ли Он и есть! Об этом многократно свидетельствует Евангелие. Священники и левиты спрашивали Иоанна Крестителя: Что же? Ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? ( Ин. 1:21 ). Характерно, что о том, Тот ли он Пророк, иудеи спросили Иоанна уже после того, как он сказал, что он не Христос. Тот Пророк и Христос запутывались в понятиях иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

За обличение старейшин израилевых в идолопоклонстве пророк Иезекииль претерпел мученическую смерть. Язык и изложение Книги пророка Иезекииля отличаются обилием символических видений, действий, притч и аллегорий. В этом Книгу Иезекииля можно сравнить разве только с Откровением Иоанна Богослова. Видение славы Господней, описанное в первых трех главах его книги, столь необычайно, что трудно его себе и представить. Вообще образность и символизм речи пророка делают его книгу трудной для понимания, на что жаловался даже такой знаток Библии и еврейского языка, как блаженный Иероним. В книге пророка Иезекииля встречаются даже свои особые названия: Бог – Адонаи-Саваоф, т.е. «Господь воинств небесных», Саддаи – «Всемогущий»; народ – Израиль, что значит «борющийся с Богом». Нередко пророк называет себя «сыном человеческим» в смысле своего смиренного и униженного положения, как пророка плененного народа. Знаменательно видение Иезекииля, в котором Ангел Божий делал особое начертание на челах жителей Иерусалима, «скорбящих и воздыхающих о всех мерзостях, совершаемых в этом городе». Эти люди, отмеченные Ангелом, избегли участи остальных жителей Иерусалима, которые были умерщвлены во время взятия города неприятелем. Согласно видению, наказание нечестивых должно было начаться со служителей при святилище (см. Иез. 9, 1–7). Это видение пророка Иезекииля очень схоже с видением евангелиста Иоанна Богослова (см. Откр. 7, 1–4) и говорит о том, что благодать Божия как некая печать выделяет и ограждает людей, любящих Бога, от общей участи нечестивых. Согласно предсказанию Иезекииля, верующие люди грядущего Царства Мессии будут не только внешне исполнять заповеди Божии, как это делали лучшие из ветхозаветных иудеев, но по своему духовному содержанию будут совсем другими людьми: И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую? Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую? Возможно, что народ после того, как услышал вопрос Иоанна, соблазнился: не сомневается ли относительно Христа и Иоанн и не переменил ли он легко свое мнение, хотя раньше и свидетельствовал о Христе? Итак, устраняя это подозрение, Христос говорит: Иоанн не трость, то есть не непостоянен; ибо если бы он был таков, то как же вы ходили к нему в пустыню? Вы не пошли бы к трости, то есть человеку, который легко изменяется, но ходили к великому и твердому человеку. Таковым он и остается, каким вы его считали. Что же смотреть вы ходили? Человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть вы ходили? Человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Чтобы не могли сказать, что Иоанн, сделавшись рабом роскоши, впоследствии стал изнеженным, Господь говорит им: «Нет?» Ибо власяная одежда показывает, что он — враг роскоши. Если бы он носил мягкие одежды, если бы он хотел роскоши, то жил бы в царских палатах, а не в темнице. Узнай же, что истинный христианин не должен носить мягкие одежды. Что же смотреть ходили вы? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Что же смотреть ходили вы? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Иоанн больше пророка, потому что другие пророки только предсказывали о Христе, этот же сам видел Его, что действительно очень важно. Кроме того, другие пророчествовали после своего рождения, а этот еще во чреве матери познал Христа и взыграл. Ибо он — тот, о котором написано: вот Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо он — тот, о котором написано: вот Я посылаю ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ангелом назван и по причине ангельской и почти бесплотной жизни и потому, что возвестил и проповедовал Христа. Он приготовил путь Христу, свидетельствуя о Нем и совершая крещение в покаяние, потому что вслед за покаянием идет прощение грехов, каковое прощение дает Христос. После того как ученики Иоанна ушли, Христос говорит это, чтобы не показалось, что Он льстит. Сказанное же пророчество принадлежит Малахии.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Ис.16:1 : «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение» (Ср. Лк.4:18 ). Ис.62:11 : «Грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним» (Ср. Лк.6:36 ; Мф.11:11–12 ). Ис.49:6 : «Мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых…но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ср. Ин.8:12, 12:36, 46 и 10:16). В главе 40, стихах 3, 4 Исайя предсказывает о явлении Иоанна Крестителя, Предтечи Господа (Ср. Лк.3:2–6 ; Ин.1:19–23 ). В той же главе, стихи 10 и 11, мы читаем: «Вот Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властию. Вот награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицом Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое» (Ср. Ин.10:11–16, 27–28 ; Лк.6:35 ). В главе 50 стихе 6 книги Исайи мы читаем о поругании над Спасителем нашим: «Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ср. Лк.22:63–65 и Мф.26:67 ). Особенно замечательна 53 глава книги пророка Исайи, изображающая страдания Христа за грехи наши: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... Ранами его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно… На подвиг души Своей Он будет смотреть с удовольствием; чрез познание Его Он оправдает многих и грехи их на себе понесёт» (Ср. Мф.26, 27 ; Лк.22:23 ). Царственный Псалмопевец Давид, живший за тысячу лет до Христа, в своем 21 псалме пророчески изображает мысли и чувствования Спасителя нашего на кресте. В псалме 23 он пророчествует о вознесении Его на небо, в псалме 2 о Христе, как помазаннике Божием и царстве Его, а в псалме 97 – как о Спасителе и Судии народов (Ср. Ин.5:22–23 ). Смотри также пророческие о Христе Псалмы 2, 68, 117. У пророка Аггея ( Аг.2:7 ) мы читаем: «и приидет Желанный всеми народами»; у пророка Михея ( Мих.5:2 ) – о рождении Спасителя в г. Вифлееме (ср. Мф.2:1–6 ); у пророка Захарии ( Зах.9:9 ) читаем мы о входе Господа в Иерусалим, на вольные страдания за грехи людей, сидя на ослице (ср. Мф.21:5 ) и о распятии Христа ( Зах.12:10 . Ср. Откр.1:7 ); у пророка Амоса ( Ам.8:9 ) о закате солнца в полдень, когда, Христос висел на кресте (ср. Лк.23:44–45 ) у пророка Иоиля ( Иоил.2:28 ) – о сошествии Св. Духа на Апостолов ( Деян.2:16–21 ). Последний пророк Малахия изображает явление Христа на подобие солнца, оживляющего омертвелую природу: «Для вас, благоговеющих пред именем Моим, – говорит Господь, – взойдет Солнце правды, и исцеление в лучах Его» ( Мал.4:2 ср. Ин.8:12, 9:5, 12:36 ) и предсказывает также об Иоанне Предтече, как новом Илии, по духу ( Мал.4:5–6 ср. Лк.1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Мф.11:8.   Но чесо изыдосте видети; человека ли в мягки ризы облеченна , Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды?: т. е. изнеженного, чтобы и из этого он казался слабым и легкоизменяемым; или наоборот, воспитанного сурово, как убеждали в этом его одежда и пища. Мф.11:8.   Се, иже мягкая носящии, в домех царских суть . Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Но этот сначала жил в пустыне, а теперь заключен в темницу. Так как одни бывают легкомысленны от рождения, а другие становятся такими от изнеженности, то Христос привел и то, и другое и показал, что ничего этого нельзя сказать об Иоанне. Затем высказывает истинное суждение, подтверждает его истиною, и сплетает Крестителю блестящий венец похвалы. Мф.11:9.   Но чесо изыдосте видети; пророка ли; Ей, глаголю вам, и лишше пророка , Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка, т. е. больше пророка. Далее говорит — почему больше; именно по причине близости его явления к пришествию Христа. И между глашатаями большими были те, которые шли вблизи царя. Больше пророка, потому что он своими глазами видел Того, о Ком пророчествовал, между тем как бывшие до него пророки видели Его только в гадании. Мф.11:10.   Сей бо есть, о немже есть писано: се, Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою . Ибо он тот, о котором написано: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». После Своего свидетельства представляет и пророческое: это изречение — Малахии (3, 1). Оно сказано как будто Отцом и Богом к Сыну и Богу, Ангелом (вестником) Своим Бог назвал Иоанна или потому, что он возвестил народу сказанное ему о Христе: «бысть» , говорит, «глагол Божий ко Иоанну Захариину сыну в пустыни» (Лк. 3:2), или потому, что он проводил ангельскую жизнь, возвышаясь над земным и стремясь к небесному. «Пред лицем Твоим» , т. е. идущего пред Тобою, как раба, который приготовит впереди Тебя путь. Путь Христов — это души людей, к которым заранее должно было прийти слово, как об этом пространнее сказали мы в третьей главе. Может он назваться более, чем пророком, и потому, что видел Того, о Ком пророчествовал, как никто другой из пророков, и не только видел, но и крестил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

44. Царствие Небесное можно уподобить тому, как нашел бы человек зарытое в безлюдном месте сокровище, утаил его и от радости о нем продает все, что имеет, чтобы купить участок тот. 45. И еще можно уподобить Царствие Небесное тому, как если бы некий купец искал хорошие жемчужины, 46. и он, найдя одну жемчужину великой цены, пошел и продал все, чтобы ее купить. 47. И еще можно уподобить Царствие Небесное тому, как если бы сеть, закинутая в море, захватила рыб всяческого рода; 48. а когда она наполнилась, вытащили ее на берег и, присев, стали отбирать хороших рыб в сосуды, а негодных выбрасывать вон. 49. Так будет при скончании века: выйдут ангелы, и обособят злых от праведников, 50. и ввергнут их в печь огненную; будет там плач и скрежет зубовный. 51. Все ли это вы поняли?» Говорят они Ему: 52. А Он сказал им: «Вот поэтому всякого книжника, ставшего учеником Царствия Небесного, можно уподобить домохозяину, который выносит из запасов своих и новое, и старое». 53. И было: когда досказал Иисус притчи эти, Он ушел оттуда. 54. И придя в родной Свой город, учил Он их в их синагоге, а они говорили в изумлении: «Откуда у Него эта премудрость и эти чудеса? 55. Разве Он — не сын плотника? Разве мать Его не зовется Мариам, а братья Его — не Иаков, Иосиф, Симон и Иуда? 56. Разве сестры Его не живут все с нами. ? Откуда же у Него все это?» 57. И не могли уверовать в Него. А Иисус сказал им: «Не бывает пророк без чести, кроме как в отечестве своем и в дому своем». И по причине неверия их не сотворил там многих чудес.   14 В то время дошел до тетрарха Ирода слух об Иисусе. 2. И сказал он людям своим: «Это Иоанн Креститель; он восстал из мертвых, и потому в нем сила творить чудеса». 3. Дело в том, что этот Ирод схватил Иоанна, заковал в узы и заключил в тюрьму из-за Иродиады, жены своего брата Филиппа. 4. Ибо Иоанн говорил ему: «Не должно тебе жить с ней». 5. И хотел бы Ирод убить его, но боялся народа, потому что Иоанна почитали за пророка. 6. Но когда настал день рождения Ирода, дочь Иродиады плясала перед гостями и угодила Ироду; 7. поэтому он поклялся дать ей все, о чем бы она ни попросила. 8. А она по предварительному наущению своей матери говорит: «Дай мне здесь же голову Иоанна Крестителя на блюде!» 9. И как ни огорчен был царь, однако по клятвы перед гостями приказал, чтобы требуемое было дано, 10. и послал обезглавить Иоанна в темнице. 11. И принесли голову его на блюде, и дали девочке, а та отнесла матери. 12. И ученики Иоанна, придя, взяли его тело и погребли его, и пошли, и передали весть Иисусу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

44Царствие Небесное можно уподобить тому, как нашел бы человек зарытое в безлюдном месте сокровище, утаил его и от радости о нем продает все, что имеет, чтобы купить участок тот. 45И еще можно уподобить Царствие Небесное тому, как если бы некий купец искал хорошие жемчужины, 46и он, найдя одну жемчужину великой цены, пошел и продал все, чтобы ее купить. 47И еще можно уподобить Царствие Небесное тому, как если бы сеть, закинутая в море, захватила рыб всяческого рода; 48а когда она наполнилась, вытащили ее на берег и, присев, стали отбирать хороших рыб в сосуды» а негодных выбрасывать вон. 49Так будет при скончании века: выйдут ангелы, и обособят злых от праведников, 50и ввергнут их в печь огненную; будет там плач и скрежет зубовный. 51Все ли это вы поняли?» Говорят они Ему: «Да!» 52А Он сказал им: «Вот поэтому всякого книжника, ставшего учеником Царствия Небесного, можно уподобить домохозяину, который выносит из запасов своих и новое, и старое». 53И было: когда досказал Иисус притчи эти, Он ушел оттуда. 54И придя в родной Свой город, учил Он их в их синагоге, а они говорили в изумлении: «Откуда у Него эта премудрость и эти чудеса? 55Разве Он – не сын плотника? Разве мать Его не урвется Мариам, а братья Его – не Иаков, Иосиф, Симон и Иуда? 56Разве сестры Его не живут все с нами? Откуда же у Него все это?» 57И не могли уверовать в Него. А Иисус сказал им: «Не бывает пророк без чести, кроме как в отечестве своем и в дому своем». И по причине неверия их не сотворил там многих чудес. 14. В то время дошел до тетрарха Ирода слух об Иисусе. 2И сказал он людям своим: «Это Иоанн Креститель; он восстал из мертвых, и потому в нем сила творить чудеса». 3Дело в том, что этот Ирод схватил Иоанна, заковал в узы и заключил в тюрьму из-за Иродиады, жены своего брата Филиппа. 4Ибо Иоанн говорил ему: «Не должно тебе жить с ней». 5И хотел бы Ирод убить его, но боялся народа, потому что Иоанна почитали за пророка. 6Но когда настал день рождения Ирода, дочь Иродиады плясала перед гостями и угодила Ироду; 7поэтому он поклялся дать ей все, о чем бы она ни попросила. 8А она по предварительному наущению своей матери говорит: «Дай мне здесь же голову Иоанна Крестителя на блюде!» 9И как ни огорчен был царь, однако по причине клятвы перед гостями приказал, чтобы требуемое было дано, 10и послал обезглавить Иоанна в темнице. 11И принесли голову его на блюде, и дали девочке, а та отнесла матери. 12И ученики Иоанна, придя, взяли его тело и погребли его, и пошли, и передали весть Иисусу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

В Евангелии от Луки приведены слова Иисуса о том, что из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его ( Лк. 7:28 ). Эти слова присутствуют и у Матфея ( Мф. 11:11 ), однако только у Луки они сопровождаются ремаркой, которая текстуально близка к притче о двух сыновьях: И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него ( Лк. 7:29–30 ). И в приведенных словах, и в рассматриваемой притче говорится о воле Божией, которую отвергли духовные лидеры народа израильского, не уверовав в то, о чем проповедовал Иоанн Креститель. Проповедь Иоанна была призывом к покаянию. В греческом языке понятия «покаяние» (μετνοια) и «раскаяние» (μεταμλεια) имеют одинаковую приставку μετα-, указывающую на перенос, перемену. Покаяться – значит передумать, переменить свой образ мыслей, перестроить свою жизнь. Эта приставка делит время жизни человека на два отрезка: до и после. Точно такую же смысловую нагрузку в рассматриваемой притче несет слово «позже». Оно служит водоразделом между тем, что предшествовало Божьему призыву, и тем, что за ним последовало. Проповедь Иоанна была лишь прелюдией к проповеди и служению Иисуса. Именно через Иисуса народ израильский услышал тот Божий призыв, на который каждый должен был откликнуться. Но, как и в случае с проповедью Иоанна Крестителя, на призыв Иисуса откликнулись совсем не те, кто казались праведниками в собственных глазах и в глазах окружающих. Выражение путь праведности заслуживает отдельного рассмотрения. В греческом тексте Евангелия от Матфея термин δικαιοσνη, соответствующий еврейскому q, встречается семь раз. На русский язык он переводится, в зависимости от контекста, как «праведность» или «правда». Впервые мы встречаем его в ответе Иисуса на слова Иоанна Крестителя, который пытался воспрепятствовать Ему креститься от него: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду ( Мф. 3:15 ). Пять раз термин встречается в Нагорной проповеди, в том числе дважды в Блаженствах: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся… Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное ( Мф. 5:6, 10 ). Далее Иисус говорит: Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное ( Мф. 5:20 ). И чуть позже в той же проповеди: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его ( Мф. 6:33 ). Наконец, в последний раз в Евангелии от Матфея термин встречается в рассматриваемой притче.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010