иером. Макарий Симонопетрский Память ста тысяч мучеников Тбилисских 851 В 1227 г. войско Джелал ад-Дина (1220–1231), шаха среднеазиатского государства Хорезм 852 , с помощью предателей овладело столицей Грузинского царства Тбилиси. Тысячи жестоких убийств утопили город в крови. Шах приказал снять купол с Сионского собора и заменить его своим троном, а также заставил бросить иконы Христа и Пресвятой Богородицы на мост через р. Куру. Собрав оставшихся в живых, безбожники приказали им идти по мосту и плевать на иконы. Все те, кто отказался осквернить святые образа, были немедленно обезглавлены, а их тела брошены в реку. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ Книги Священного Писания в алфавитном порядке: BETXIЙ ЗАВЕТ Авв – Книга пророка Аввакума Книга пророка Малахии Книга пророка Авдия Книга пророка Михея Книга пророка Аггея Книга Иисуса Навина Книга пророка Амоса Книга пророка Наума Книга Неемии Книга пророка Варуха Книга пророка Осии Второзаконие Первая книга Паралипо- Книга пророка Даниила Первая книга Ездры Вторая книга Паралипо- Вторая книга Ездры Третья книга Ездры Песнь песней Соломона Книга Екклесиаста, или Плач Иеремии Проповедника (Соломона) Послание Иеремии Книга Есфири Книга Премудрости Соло Книга пророка Захарии Книга пророка Иезекииля Притч – Притчи Соломона Книга пророка Иеремии Псалтирь Книга Иова Книга Руфи Книга пророка Иоиля Книга Премудрости Иису Книга пророка Ионы са, сына Сирахова Книга пророка Исаии Книга пророка Софонии Книга Судей израилевых Иудифь – – Книга Иудифи Книга Товита Первая книга Царств Первая книга Маккавейская Вторая книга Царств Вторая книга Маккавейская Третья книга Царств Третья книга Маккавей Четвертая книга Царств НОВЫЙ ЗАВЕТ Послание к галатам Евангелие от Матфея Деяния апостолов Откровение Иоанна (Апо Послание к евреям калипсис) Послание к ефесянам Первое послание Петра Послание Иакова Второе послание Петра Евангелие от Иоанна Послание к римлянам Первое послание Иоанна Первое послание к солуня- Второе послание Иоанна нам (фессалоникийцам) Третье послание Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Толкование на книгу пророка Аввакума или Опыт библейской теодицеи Глава 1 Первый вопрос Аввакума: в мире зло и неправда – где Ты, Господи? Первый ответ Божий: халдеи – орудие Его наказания Второй вопрос Аввакума: но ведь халдеи грешнее Израиля! Глава 2 Второй ответ Божий Повеление записать ответ Божий ответ Аввакуму Образ надменного человека Насмешливая песнь Первое горе Второе горе Третье горе Четвёртое горе Пятое горе Господь во святом храме Своем Глава 3 Песнь Аввакума Пролог песни Аввакума. Пророк взывает о милости к Богу во гневе Его Песнь Аввакума. Шествие Божие Эпилог песни Аввакума Приложение 1. Пророк Аввакум в книге пророка Даниила Приложение 2. Кумранское толкование на книгу пророка Аввакума Кумранская община и Кумранские рукописи Кумранское толкование на книгу пророка Аввакума Первый вопрос Аввакума Первый ответ Божий Второй вопрос Аввакума Второй ответ Божий Аввакуму Насмешливая песнь, или пятикратное горе надменному человеку Приложение 3. Иудейско-раввинистическое толкование на книгу пророка Аввакума Глава 1 Глава 2 Насмешливая песнь, или пятикратное горе надменному человеку Первое горе Второе горе Третье горе Четвертое горе Пятое горе Глава 3. Песнь пророка Аввакума Эпилог Приложение 4. Пророчество Аввакума в трактовке исламских богословов Приложение 5. Протоиерей Александр Классен. Историческое введение в книгу пророка Аввакума Пророк Иудейское предание Христианское предание Авторство и время написания книги История текста История экзегезы Святоотеческие толкования на книгу пророка Аввакума Приложение 6. Протоиерей Виталий Шумилов, Христина Шумилова. Развитие иконографии пророка Аввакума в церковном искусстве IV-XVII веков Древнейшие образцы иконографии пророка Аввакума Иконография пророка Аввакума в памятниках искусства XI-XVII веков Приложение 7. Теодицея богословов и философов Теодицея Тертуллиана Теодицея св. Иоанна Златоуста Апокатастасис Теодицея Божественного огня любви Теодицея дара свободной воли человека Теодицея Блаженного Августина Теодицея Лейбница Теодицея Гёте – Булгакова Теодицея Солженицына Приложение 8. Гомилетическое приложение: Святые богоборцы Праотец Иаков Иов Многострадальный Моисей Боговидец Пролом в стене Иерусалимской Апостол Павел Праведная Моника Преподобный Паисий Великий Святой Илья Муромец Преподобный Серафим Саровский Иисус Христос Вместо эпилога Протоиерей Геннадий Фаст  

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сегодня Святая Церковь воспоминает день усекновения главы святого славного Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, жизнь и деятельность которого вызывают глубокое благоговение. Перед нашим мысленным взором при имени пророка Иоанна встает величайший подвижник, аскет, одетый в жесткую власяницу, подпоясанный кожаным ремнем, питающийся самой неприхотливой пищей – акридами (саранчой) и медом диких пчел. Он был сыном священника Захарии и праведной Елисаветы. До рождения сына отцу – Захарии – ангел Господень предсказал о его высоком назначении. «Он, – сказал ангел, – предыдет пред Господом в духе и силе пророка Илии». То же говорили о нем и пророки. Так, пророк Исаия, живший за восемь веков до Рождества Христова, в пророчестве о нем сказал, что он будет «гласом вопиющего в пустыне, уготовит путь Господень». Это образное выражение «приготовить путь Господень» показывает высокое назначение пророка Иоанна пред пришествием Христа Спасителя, показывает, в каких трудностях должна была проходить миссия пророка Иоанна. Подготовить путь – это значит сделать проходимым и, более того, удобопроходимым то место, которое или заболочено, или рытвенными ухабами покрыто, привести его в такой порядок, чтобы можно было передвигаться. Недаром и теперь мы говорим, когда строится что-либо, что прежде всего нужно приготовить пути. Вот это образное выражение и говорит о высокой миссии Иоанна-пророка. Дело в том, что за шестьдесят лет до пришествия Господа Иудея подпала под владычество всемирных тогдашних завоевателей – римлян. Римляне были суровые завоеватели. Евреям, которым было дано обетование быть наследниками Царства Божия, тяжелый плен под их игом казался чрезвычайно трудным. Они никак не могли смириться с мыслью, что, будучи, народом богоизбранным, вдруг подверглись такому жестокому плену, и вера их поколебалась. Обычно бывает, что люди, не твердые в своих взглядах и убеждениях, действуют под влиянием тех или иных событий. То же самое случилось и с иудеями. Мессию – Христа Спасителя евреи стали в подавляющем большинстве представлять не духовным вождем, Который дарует людям Царство Небесное, а вождем политическим. Который освободит их от ненавистного римского ига и сделает первыми среди всех народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Выбуты. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь Карта и ближайшие объекты Погост Выбуты, Ильинская церковь построена в XV в. По преданию, в этих местах родилась княгиня Ольга. На 1910 год имеет два престола - главный - во имя Пророка Илии и придельный - во имя Святителя и Чудотворца Николая. Первый храм холодный, второй теплый (перестроен из холодного с двухкратным увеличением в 1875 году). Местночтимые иконы - св. Пророка Илии, св. Николая и св. Княгини Ольги. В 1866 году церковь вместо тесовой крыши перекрыта железом. В 1910 году в приходе было 9 часовен - 2 каменные, остальные деревянные. Каменные - первая, находится на месте, называемом " Ольгин камень " , близ погоста, сооружена в 1888 году Псковским археологическим обществом в память двух юбилеев - 1000 летия Св. княгини Ольги 11 июля 1883 года и 900 летия крещения Руси 15 июля 1888 года. Вторая - в селении Выдоре во имя Преподобномученицы Анастасии, празднуют 29 октября. Деревянные часовни: в селении Покрутище во имя Св. Николая 9 мая и 6 октября; вторая и третья в селении Снигиреве во имя Преподобномученицы Анастасии, 29 октября и Пророка Крестителя Иоанна 24 июня; в селении Решетове во имя Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября; в селении Барановка во имя Великомученика Димитрия 26 октября; в селении Пятинове во имя Мученицы Параскевы 28 октября; в селении Неклоче во имя Архистратига Михаила 8 ноября. Источник: " Святыни и древности Псковского уезда. По дореволюционным источникам " . Составитель Н.Ф. Левин. - Псков, 2006, стр. 399-402 Погост Выбуты, церковь Святого Пророка Божия Илии Село Выбуты - родина Святой равноапостольной великой княгини Ольги. В окрестностях этого села из поколения в поколение местные жители показывали те или иные места и называли их Ольгин камень, Ольгины ворота, Ольгин дворец, Ольгина церковь, Ольгины слуды. Источник на берегу реки Великой до наших дней носит название Ольгин ключ, вода в нем считается целебной. Недалеко отсюда, на берегу реки Черёхи, село Буденик (современное название Будник), предполагаемая родина Святого Крестителя Руси князя Владимира.

http://sobory.ru/article/?object=00273

Покаянный или Великий Канон св. Андрея есть замечательное произведение греческого писателя конца 7го столетия, св. Андрея, архиепископа Критского. На богослужениях этот канон читается по частям на повечериях (с понедельника до четверга включительно) первой недели Великого Поста, и полностью — в среду вечером на 5й неделе Великого Поста. (Примечание: На богослужениях “канонами” называются молитвенные последования, состоящие из 9ти “песней”). Молящиеся чаще всего слышат каноны на всенощных после чтения Евангелия. Каждая песнь канона начинается ирмосом и имеет известное количество тропарей. Ирмосы поются, тропари читаются. Обычно перед тропарями читается стих, соответствующий данному событию. Ирмосы канонов составлены по образцу девяти гимнов Священного Писания. Так, например, ирмосы первой песни канона составлены по образцу песни Мариамны, воспетой по переходе евреев через Чермное (Красное) море “Поем Господеви, славно бо прославися” ( Исх.15:1–19 ); ирмосы второй песни — по образцу молитвы Моисея, написанной в пустыне “Вонми небо и возглаголю,” (Второзаконие 32:1–44). Вторая песнь канона, как покаянная, исполняется только в Великом посту. Ирмосы третьей песни — по образцу благодарственной молитвы Анны, матери пророка Самуила “Утвердися сердце мое в Господе,” ( 1 Цар.2:1 ); ирмосы четвертой песни — по образцу молитвы пророка Аввакума, который видел Бога, грядущего с небесной горы “Господи, услышах слух Твой и убояхся,” ( Авв.3:2–20 ); ирмосы пятой песни — по образцу молитвы пророка Исаии, возвестившего рождение от Девы Еммануила: “От нощи утреннюет (бодрствует) дух мой к Тебе, Боже,” (Исаии 26:9–20); ирмосы шестой песни — по образцу молитвы пророка Ионы, находившегося три дня во чреве кита и потом выброшенного на сушу “Возопих в скорби моей к Господу Богу,” ( Ион.2:1–7 ); ирмосы седьмой и восьмой песни — по образцу гимна трех отроков в печи вавилонской “Благословен еси Господи, Боже отец наших… Благословите вся дела Господня, Господа пойте и превозносите Его во веки,” ( Дан.3:26–72 ); наконец, ирмосы девятой песни — в подражание гимну пророка Захарии по поводу рождения пророка Иоанна Крестителя: “Благословен Господь, Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим,” ( Лк.1:46–55 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Пророческое служение в Ветхом Завете Делай, что должно… В Израильском царстве воцарился Ахав и взял себе в жены дочь Сидонского царя по имени Иезавель. Это открывает совершенно новую страницу в истории и Израильского царства, и библейского повествования. Народ Израильского царства по примеру Иезавели уклоняется в идолопоклонство, и служители Ваала и Астарты, жрецы безбедно здесь живут и поэтому приезжают во множестве. Уклонение Израильского царства достигает критического градуса, когда фактически ставится вопрос о дальнейшей судьбе Израильского царства. Для читающих Библию история царя Ахава открывает и совершенно необычную историю жизни пророка Илии – удивительного человека, настолько особо стоящего в череде других пророков, что Священное Писание делает его образцом: как царь Давид образец царя, так пророк Илия образец пророка. И совершенно не случайно говорят про Иоанна Предтечу, что он будет во всем подобен Илии. Как говорят святые отцы – толкователи Священного Писания, в последние дни мира именно пророк Илия придет на землю к народу еврейскому, чтобы засвидетельствовать ему последний раз о истине и призвать к покаянию. И, как свидетельствует Священное Писание, значительная часть еврейского народа поверит словам пророка и обратится к Богу, то есть, в контексте последних судеб мира, ко Христу. Но мы сильно забегаем вперед. Прежде чем говорить о пророке Илие, необходимо хотя бы несколько слов сказать о пророческом служении. Оно занимает очень важное место в Ветхом Завете именно со времени пророка Илии (это не значит, что не было пророков до него – были, они упоминаются в Библии, но такое влияние на судьбы царства и людей, с точки зрения мессианских пророчеств, пророки начинают играть именно с пророка Илии). Надо четко понимать, что пророк Библии не есть предсказатель в нашем понимании этого слова, не ясновидящий, который предсказывает будущее. Главнейшая роль библейского пророка – это откровение воли Божией, свидетельство о Боге в конкретной исторической реальности, в конкретном бытовом сюжете, в конкретной точке истории, времени, пространства.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/33

Б.Г. Деревенский Содержание Последний враг Церкви: «венец зла» I. Прообразы, ветхозаветные ассоциации Книги пророка Исайи «Небольшой рог» и «наглый царь» книги пророка Даниила Книга пророка Даниила «Коварный муж» и «новый рог» сивиллиных книг 3-Я Сивиллина книга, 381–400 Велиар сивиллиных книг «Беззаконник» и «дракон» в Псалмах Соломона Псалмы Соломона, II, VIII, XVII «Царь, которого не ожидают» апокалипсиса Ездры Третья книга Ездры, 5:1–13,11:1–12:38 «Кедр» сирийского апокалипсиса Баруха Апокалипсис Баруха, 35:1–40:4 II. Слагаемые учения об антихристе (Новый Завет и новозаветные апокрифы) Антихрист в новозаветной литературе Лжехристы и лжепророки «Человек греха, сын погибели» Антихристы «Зверь» Послание Варнавы, 4:1–5 Откровение Иоанна Богослова Пастырь Герма, 4:1–3 Видение 4-е. О будущем гонении на христиан «Мирообольститель» Учение двенадцати апостолов, 16 Воплощённый Велиар Вознесение Исайи, 3:11–17; 4:1–18 Дополнение «последние времена» Евангелие от Марка, 13:1–37 Евангелие от Матфея, 24:1–42 Евангелие от Луки, 21:5–36 Второе соборное послание апостола Петра, 3:3–13 Соборное послание апостола Иуды, 1:17–19 Первое послание к Тимофею апостола Павла, 4:1–5 III. Раннехристианские представления об антихристе Второе послание к Тимофею апостола Павла, 3:1–9 От Иустина Философа до Оригена Иустин Философ. Разговор с Трифоном Иудеем, 32, 110 Ириней Лионский против ересей, V 24–26, 28–30 Тертуллиан о воскресении плоти, 24 Ипполит Римский О Христе и антихристе Толкование на книгу пророкА Даниила, IV 1–21, 48–55 Ориген Толкование на Евангелие от Матфея Против Цельса, I 57, II 49–50, VI 45–46 IV. Антихрист в восточнохристианской традиции От Ефрема Сирина до Андрея Кесарийского Ефрем Сирин Слово на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихриста Слово на Пришествие Господне (1) Слово на Пришествие Господне (2) Толкование на второе послание к фессалоникийцам апостола Павла Кирилл Иерусалимский поучения, XV 9–18 Иоанн Златоуст Беседы на Евангелие от Иоанна, XLI Беседы на второе послание к Фессалоникийцам апостола Павла, I 1; III 2; IV 1–2 Слово о лжепророках и лжеучителях, 6; 8 Феодорит Кирский Толкование на видения пророка Даниила, 7:7–28 Собрание еретических толков Иоанн Дамаскин – Изложение Православной Веры, IV, 26 Андрей Кесарийский – Толкование на Откровение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Приложение Слово блаженнейшего Ипполита, епископа и мученика, о кончине мира, и об антихристе, и о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа Откровение псевдо-Иоанна Откровение святого Иоанна Богослова, 1–16 Откровение псевдо-Мефодия Слово Мефодия Патарского о царстве народов и последних временах, 5–12.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Принесение десницы Иоанна Крестителя в Россию Фото Андрей Толкунов. Православие.Ru С 7 июня по 16 июля по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II из Монастыря Рождества Пресвятой Богородицы в Цетинье (Сербия и Черногория) Фондом Всехвального апостола Андрея Первозванного на каноническую территорию Русской Православной Церкви принесена великая святыня православия – десная рука Святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Жители России, Украины, Белоруссии смогут прикоснуться к ковчегу с кистью, которую Иоанн Креститель возложил на главу Спасителя в миг Богоявления и Крещения в водах Иорданских Сына Божия. Десница Иоанна Крестителя, с 1799 по 1918 годы хранившаяся в России (Санкт-Петербурге и Гатчине) и являвшаяся собственностью Российской Императорской семьи, из-за революционных потрясений последние полвека пребывала в Сербии и Черногории, считаясь утраченной и была обретена лишь в 1993 году. В сопровождении представителя Святейшего Патриарха Сербского, десница будет на время принесена для поклонения в Москву, Нижний Новгород, Чебоксары, Екатеринбург, Челябинск, Саратов, Владикавказ, Ростов-на Дону, Минск, Санкт-Петербург, Киев. Сохранилось описание десницы Иоанна Предтечи, принадлежащее боярину Борису Петровичу Шереметеву (1652–1719), будущему генералу-фельдмаршалу Русских войск и Андреевского кавалера. Вот как он описал ее в своих записках о девятидневном путешествии на Мальту в 1698 году, где он был посланником Петра I: " Мая 8 числа боярин в церкви Святого Иоанна Предтечи, в которой того дня был гранд магистр, и все кавалеры слушали Литургию и все причащались. По окончании Литургии выносили с процессию и пением руки святого Великаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и сподобились все ее целовать... Та Святого Предтечи рука по запястья, и видом мощи весьма преудивительны являются, как будто недавно умершего человека. Показуют же оную руку всенародно годом немногажды " . На нетленной Святой кисти Пророка нет мизинца и среднего пальца. С 1200 года мизинец находился в Константинополе в храме Святого Пророка Иоанна Крестителя в известном своим строгим благочинием Студийском монастыре, расположенном на берегу Мраморного моря. При завоевании Константинополя турками храм был превращен в мечеть, а мизинец попал в собрание святынь султана и поныне пребывает в музее Стамбула в ковчеге, имеющем форму руки. Средний перст десницы Иоанна Крестителя был принесен в начале XIII века Святителем Саввой, Архиепископом Сербским Цареградскому Патриарху Герману II и основателю Никейской Империи Феодору I Ласкарису (1204–1222).

http://pravoslavie.ru/17615.html

Вязьма. Церковь Илии Пророка. Церковь Сретения Господня /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь типа восьмерик на четверике, построенная в 1793 г. на месте кирпичных храмов упраздненного Ильинского монастыря. Трапезная и колокольня перестроены в 1-й пол. XIX в., приделы Ильинский и Митрофана Воронежского (1840 г.). Закрыта в 1929 г., кон. 1930-х гг. частично сломана, руины снесены в 1950-х гг. На месте церкви устроили танцплощадку. В XVI-XVIII вв. тут существовал женский Ильинский монастырь, упраздненный в 1779 г. Церковь Илии пророка находилась в городском саду, где сейчас танцплощадка. Когда возник монастырь, не известно, во время литовского разорения 1606-1612 годов все документы были уничтожены. В 1627 году на этом месте упоминается девичий Ильинский монастырь, а " в нем церковь клетьская деревянная во имя Ильи Пророка с приделом Св. великомученицы Екатерины, строение и имущество той церкви государево. А около той церкви колокольня рубленая, а на ней четыре колокола не велики. Да в монастыре церковь клетьская деревянная во имя Усекновения главы Иоанна Претечего, строение мирских людей, также монастырь был обнесен оградою со святыми воротами, а на них Деисус на красках, в ограде было 8 келий, в них 10 старец, а игуменьи в монастыре нет " . В писцовых книгах города Вязьмы 1646 году уже было " 2 кельи строении Государево; 15 кельей поставлены того же монастыря вкладчицы, а в кельях игуменья Онисья Лошакова да 16 стариц " . В 1739 году монашествующих в обители было 45 человек. При введении в России «Духовных штатов» в 1764 году монастырь оставлен на собственном содержании. В 1774 году дьяконом монастыря Иоанном Алексеевым составлена опись для Смоленской Духовной Консистории. В этой описи указано: имеет каменный одноглавый храм во имя иконы Казанской Божией матери, который покрыт тесом, с двумя приделами во имя Пророка Ильи и Иоанна Предтечи (на месте Ильинской церкви). Рядом с ним с запада стояла каменная колокольня. Сведений о её строительстве нет, но можно предположить, что она была поставлена в начале XVIII века, когда в городе велось интенсивное строительство каменных храмов. Здесь же стоял каменный пятиглавый храм во имя Сретения Господня с позолоченными крестами, построенный во второй половине XVIII века (на месте церкви Иоанна Предтечи). Одноэтажный сестринский корпус имел 21 келью. Монастырь был обнесен каменной оградой длиной 149 саженей (312,9), покрытой тесом.

http://sobory.ru/article/?object=34510

Г. Подскальски VI. Список сокращений Названия библейских произведений: Ветхий Завет: Быт………………… Бытие Втор……………….. Второзаконие Дан………………… Книга пророка Даниила Езд…………………. Книга Ездры Иез…………………. Книга пророка Иезекииля Иер………………… Книга пророка Иеремии Иис…………………. Книга Иисуса Навина Иов…………………. Книга Иова Ион…………………. Книга пророка Ионы Ис…………………… Книга пророка Исайи Исх…………………. Исход Лев…………………. Левит 1, 2 Макк…………. 1-я и 2-я книги Маккавеев Неем……………….. Книга Неемии 1, 2 Пар…………… 1-я и 2-я книги Паралипоменон Прем……………….. Книга Премудрости Соломона Притч……………… Притчи Соломона Пс…………………… Псалтирь Суд…………………. Книга Судей израилевых 1–4 Цар……………. Книги Царств (с 1-й по 4-ю) Числ……………….. Числа Новый Завет: Деян………………… Деяния Апостолов Евр………………….. Послание к Евреям Еф …………………… Послание к Ефесянам Ин…………………… Евангелие от Иоанна 1, 2 Ин……………… 1-е и 2-е Послания Иоанна 1, 2 Кор…………….. 1-е и 2-е Послания к Коринфянам Лк……………………. Евангелие от Луки Мк……………………. Евангелие от Марка Мф…………………… Евангелие от Матфея Откр………………… Откровение Иоанна (Апокалипсис) 1 Петр……………… 1-е Послание Петра Рим…………………. Послание к Римлянам 1, 2 Тим……………. 1-е и 2-е Послания к Тимофею Флп…………………. Послание к Филиппийцам Прочие сокращения: АЕ ............................ Археографический ежегодник БиблЛет ................. Библиографическая летопись БогВест .................. Богословский Вестник БСт .......................... Български старини БТр…………………… Богословские труды ВАИ ......................... Вестник археологии и истории, издаваемый Археологическим институтом ВВ ............................ Византийский временник Вест. ЛГУ ............... Вестник Ленинградского Гос. университета Вест. МГУ ............... Вестник Московского Гос. университета ВИ ............................ Вопросы истории ВИД …………………. Вспомогательные исторические дисциплины ВРА .......................... Вопросы истории религии и атеизма ВремОИДР ............ Временник Московского общества истории и древностей Российских ВО ............................ Византийские очерки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010