“Будет ликование торжества восстановления Русской Церкви” - святитель Иоанн (Максимович), Из Слова на открытии Епархиального съезда Западно-Европейской епархии в 1960 г. Мысли священника после поездки в Россию В мае месяце с.г. состоялась первая официальная поездка Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра, в Россию. В те майские дни чада Русской Зарубежной Церкви усиленно молились Господу, чтобы поездка прошла во славу Божию, на пользу Русской Церкви. Нам известно, например, что в санфранцисском кафедральном соборе молящиеся каждый вечер собирались у раки святителя Иоанна на молебны о благопоспешении поездки Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви в Россию; прот. Иоанн Шо, настоятель маленького прихода в Висконсине, во время пребывания Владыки митрополита в России, ежедневно совершал Божественную литургию; многие верующие келейно читали акафисты... Наша делегация чувствовала эти молитвы и поддержку духовенства и прихожан Зарубежной Руси. Спаси всех вас, Господи! На сегодняшний день тема взаимоотношений двух частей Русской Церкви - самая актуальная тема нашей церковной жизни. Нет возможности в газетной или журнальной статье обстоятельно изложить историю разделения в Русской Церкви, экклезиологические позиции и канонические вопросы. В этой статье я попытаюсь сосредоточить внимание читателя на другом: каков был и должен быть дух нашей Русской Зарубежной Церкви в деле уврачевания трагического для любого христианина разделения? ПОКАЯНИЕ И СПАСЕНИЕ ДУШ В состав делегации нашей Церкви митрополит Лавр пригласил представителей всех епархий русского зарубежья. Перед поездкой мы молились о том, чтобы Господь нас вел, чтобы была исполнена Его воля и чтобы мы достойно представили нашу Русскую Церковь Заграницей, прошедшую славный и тернистый путь. Мы осознавали, что на нас будут смотреть не только наши верные прихожане во всем мире, но и наши недоброжелатели и враги русского церковного единства, а также вся церковная и даже нецерковная Россия. Во время нашей поездки везде было много корреспондентов. Ежедневно по новостям передавались репортажи о пребывании делегации Русской Зарубежной Церкви на Родине. По Божией милости, мы быди представителями этой Церкви и участниками этого исторического визита.

http://pravoslavie.ru/214.html

«В России мы чувствовали себя как дома» Интервью с архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским Иларионом Уже более года успешно продолжают свою работу Комиссии Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Свидетельством того, что разделение между Церковью в Отечестве и Церковью за границей постепенно движется к окончательному уврачеванию, служит и растущий интерес к жизни Московского Патриархата со стороны видных деятелей Зарубежной Церкви, а также рядовых ее членов. Пример тому – путешествия в Россию паломников из Русской Зарубежной Церкви. Осенью 2004 года святые места нашей страны посетила паломническая группа, которую возглавлял епископ Штуттгартский Агапит. В июне-июле 2005 года в России находились паломники из Джорданвилльской семинарии во главе с диаконом Владимиром Цуриковым. Наконец, с 22 июля по 16 августа совершила большое паломническое путешествие группа из США и Австралии во главе с архиепископом Сиднейским и Австралийско-Новозеландским Иларионом. Немаловажно, что архиепископ Иларион является не только правящим архиереем одной из крупнейших епархий Русской Зарубежной Церкви, но также возглавляет комиссию по подготовке к IV Всезарубежному Собору, который состоится в Сан-Франциско в мае будущего года. Владыка Иларион согласился ответить на вопросы, связанные с деятельностью Русской Зарубежной Церкви, а также поделился впечатлениями о поездке. - Ваше Высокопреосвященство, не могли бы Вы рассказать о том, каким был Ваш путь к монашеству и архипастырскому служению. Какие люди оказали влияние на Ваш выбор? - Мои родители были эмигрантами с Украины. Они не были особенно религиозными, хотя и посещали церковь. Уже в детстве я почувствовал благодать богослужений и красоту  церковных служб,  и у меня  появилось желание служить Церкви. Все годы молодости я носил это желание  в своей душе, старался больше читать о Церкви, собирал журналы и  книги. Постепенно созрело желание поступить в семинарию и стать монахом. В этом на меня особенно повлиял пример святителя Иоанна Максимовича.

http://pravoslavie.ru/4628.html

Владыка Иоанн (Максимович) – самый святой человек Руского Зарубежья. Да что Зарубежья! Это живая Четья Минея, в которой и исповедничество, и святительство, и преподобничество, и юродство. Между тем он был гоним в конце жизни. Гоним яростно и при этом – своими. Зарубежная Церковь, таким образом, убежав от бессовестных и жестоких гонений на веру со стороны «товарищей», сама, в лице подавляющего большинства иерархов, стала гонительницей современной святости, живущей под боком. Тема слишком важна, чтобы сделать вид, что ее не было. Грех глубоко в человечестве поселился. И оказывается святость колет глаз не только отпетому безбожнику или пленнику атеистической идеологии. Святость колет глаза всем вообще, не исключая священнослужителей. Может быть им (нам) она колет глаз более, чем всем прочим. Ух, как страшно! А мы все: «Евреи, евреи. Не узнали, отвергли. Предали, распяли». А ведь не узнать, предать, распять, отвергнуть ту святыню, к которой со временем весь мир на коленях поползет, у христиан получается чуть не в каждом поколении. Святых легче чтить на расстоянии, да по прошествии времени, когда уже все ясно. А вблизи святого находясь, его не узнать – проще простого. Мало того, что не узнать – еретиком назвать (как Оптинских старцев ), смутьяном и врагом законной власти (как Митрополита Филиппа – Грозный царь), или просто сумасшедшим, как собственно Иоанна Шанхайского. Сам Владыка Иоанн понятно чем навлек на себя немилость. Слишком свободен от условностей, ничего барского и чопорного, никакого сходства с одной из орлиных голов на двуглавом гербе. Вместо омофора мог полотенце на плечи поверх саккоса надеть. Митры все какие-то легкие. Как игрушечные. С простенькими камешками. Спит все время, где только сядет (чем только ночью занимается?). Говорит гугниво, служит долго, все стихиры, кажется, наизусть знает. Псаломщикам с ним – беда. Часто непричесан, иногда в алтаре бос. Короче – сплошное исключение из правила. Вблизи таких людей, как в луче света, сразу вся пыль видна. На фоне этого «исключения» все блестящие, красочные и пышные признаки архиерейского достоинства действительно теряют в цене, обнаруживают свою вторичность, изрядную ненужность или, по крайней мере, условность. Конечно, можно целой корпорации за это зуб на человека наточить. Златоуста, и того съели. Не в один присест, а в два или более, но съели. Неужели этого не съедим? Он ведь не Вселенский учитель. Он просто чудак, вредный и непредсказуемый.

http://pravoslavie.ru/62596.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Вдали от родины за родину всем сердцем! К вопросу о деятельности русской эмиграции по секретным архивам Управления государственной безопасности Югославии 18.05.2019 696 Время на чтение 10 минут Впервые доступ к секретным архивам Управления государственной безопасности Югославии (УДБЕ) получил Тома Миленкович, выдающийся сербский ученый, умерший в мае 2018 г. Он написал книгу, в которую вошли эти материалы. Но работа издана маленьким тиражом и осталась почти никому не известной. На основании данных из секретных архивов можно утверждать, что через тайную деятельность лидеры русской эмиграции в Королевстве Югославия влияли на внутреннюю и внешнюю политику страны, а также на международные отношения того периода. Секретные данные были собраны в 1955 г., они подготовлены самими белыми эмигрантами, поэтому могли быть и не вполне объективными. Но, несомненно, в этих документах представлено множество ранее неизвестных данных о внутреннем устройстве белой эмиграции, ее военной структуре, источниках финансирования, отношениях с королем Александром I Карагеоргиевичем, о действиях Русской зарубежной церкви и, наконец, о сети международных связей белой эмиграции по всей Европе. В книге «Славянский вопрос и сербско-русское содружество в 20-40-х годах ХХ века в Королевстве Югославия» я пыталась обосновать мысль о крепком духовном единстве русских на чужбине. В частности, говорилось о том, что решением проблемы сохранения национальной идентичности и исторической памяти в условиях эмиграции стали церемонии памяти, выразив­шиеся в праздновании знаменательных дат, подчеркивающих величие России. День русской славы стал манифеста­цией соборного единения и славян, и многих других народов под сенью Владимирского креста. День св. Владимира ежегодно праздновался не только в Белграде, но и в Загребе при участии владыки митрополита Досифея, в Битоле - под покровительством владыки епископа Николая Охридского, а также в городах Западной Европы, в Болгарии, в Карпатской Руси, в Америке и на Дальнем Востоке благодаря заботам владыки епископа Иоанна (Максимовича).

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/18/vdali...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг. Книга I. Глава 13 12.09.2012 444 Время на чтение 21 минут Книга I. Главы 1-2; Главы 3-4; Главы 5-6 Главы 7-8 ; Главы 9-10; Глава 11 ; Глава 12 Сентябрь 1915 года. - Петербургский князь Андроников. - Алексей Хвостов и проведение его в министры Внутренних Дел. - Андроников, Хвостов и Белецкий. - Влияние на А. А. Вырубову. - Влияние на Царицу. - Эксплуатация Распутиным. - Прием Царицей Хвостова. - Белецкий у Вырубовой. - Возвращение Государя в Царское Село. - Прием Хвостова. - Я на обеде у Андроникова. - Планы Андроникова. - Увольнение князя Щербатова. - Назначение Хвостова министром Внутренних Дел. - Мой визит к Хвостову. - Увольнение Обер-Прокурора Синода Самарина. - Дело Еп. Варнавы и прославление мощей Иоанна Максимовича. - Недовольство в обществе по поводу увольнения Самарина и Щербатова. - Доклад Воейкову. - Царица и Воейков. - Возвращение Распутина. - Слухи о реакции и о Регенте. - Из неизданного дневника министра Палеолога о Вел. Кн. Николае Михайловиче. - Отъезд Государя 1 октября на фронт. Маленький, полненький, чистенький, с круглым розовым лицом и острыми всегда смеющимися глазками, с тоненьким голоском, всегда с портфелем и всегда против кого-либо интригующий, князь Андроников умел проникать, если не в гостиную, то в приемную каждого министра. Князь обладал средствами, нигде не служил, на уже несколько лет числился чиновником для поручений при Министерстве Внутренних Дел только для того, чтобы иметь возможность, когда надо, одеть форменный вицмундир. При Маклакове его отчислили от Министерства, и он устроился причисленным к Святейшему Синоду. Маклакову он, конечно, жестоко мстил потом. Князь состоял в нескольких коммерческих предприятиях и занимался делами, существо которых для всех оставалось тайной. Себя он называл «адъютантом Господа Бога», «человеком в полном смысле», «гражданином, желающим как можно больше принести пользы своему отечеству». Княжеский титул, неимоверный апломб, беглый французский язык, красивая остроумная речь, то пересыпанная едкой бранью, то умелой лестью и комплиментами, а также бесконечно великий запас сведений о том, что было и чего не было - все это делало князя весьма интересным и для многих нужным человеком. И его принимали, хотя за глаза и ругали, ибо все отлично знали, что нет той гадости, мерзости, сплетни и клеветы, которыми бы он не стал засыпать человека, пошедшего на него войной.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/13/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Объединение или единение? 10.04.2006 503 Время на чтение 8 минут Эта статья и её анонс получены нашей редакцией из США. Автор этой статьи протопресвитер Валерий Лукьянов, настоятель Александро-Невского собора в г. Лейквуде (США), - один из самых популярных церковных писателей и проповедников Русской Зарубежной Церкви. Еще с ранних лет отец Валерий находился под водительством прославленного Русской Зарубежной Церковью святителя Иоанна (Максимовича; ? 1966), который и рукоположил его во диакона, а сан священства он принял от митрополита Филарета (Вознесенского; ? 1985). Особое влияние на формирование о. Валерия как церковного пастыря, учителя молодежи и духовного деятеля имел выдающийся иерарх Церкви Христовой архиепископ Аверкий (Таушев). Мысли в преддверии IV Всезарубежного Собора Несколько лет прошло с того времени, как открылся диалог, а затем и заседания Комиссий по переговорам между Русской Православной Церковью Заграницей (ЗЦ) и Русской Православной Церковью Московского Патриархата (МП) по вопросу примирения разобщенных частей Российской Церкви. За этот период времени исписаны бесчисленные страницы прений, изданы многочисленные сборники, так что давно уже составилась обширнейшая библиотека материалов по этому вопросу. К сожалению, часто не выдержанные потоки слов служат к разобщению людей и к разделениям, отводят верующих зарубежья от братского единения в Христовой любви. Не мешало бы направить усилия к изданию деянияй трех Всезарубежных Соборов и некоторых ответственнейших Архиерейских Соборов, давно уже свидетельствовавших о нашей идеологии по данному вопросу, и в которых мы найдем ответы даже для сегодняшней пост-коммунистической действительности. В сопоставлении с этим, изданы в Москве материалы Юбилейного Архиерейского Собора Патриархии 2000 года, по которым мы имеем возможность делать заключения и сравнения. Впечатление от диалога не воодушевляющее - длительно и мучительно выясняются отношения. Определяя отношения между ЗЦ и МП, несомненно чьими-то усилиями создается миф, что часть прихожан стоит за безоговорочное неприятие объединения с МП - при любых условиях. Это не соответствует действительности. Русская Церковь должна быть едина. В самом начале печального разрыва в двух частях Русской Церкви Архиерейский Собор ЗЦ 1927 г. изрек: " Заграничная часть Русской Церкви почитает себя неразрывной, духовной, духовно-единой ветвью Великой Русской Церкви. Она не отделяет себя от своей Матери-Церкви и не считает себя автокефальной... Зарубежная Церковь взяла на себя высокую, но и тяжелую, ответственную миссию хранить все основы, традиции и величие Русского Православия и Русской Православной Церкви, и говорить свободно и открыто по всему мipy от имени порабощенной Матери-Церкви и изнывающего в неволе русского народа " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Отец Валерий мог своим словом проникать в самую глубину душ» На 91-м году отошел ко Господу старейший клирик Русской Зарубежной Церкви протопресвитер Валерий Лукьянов 25.05.2018 979 Время на чтение 4 минуты Сегодня ночью, на 91-м году, почил в Бозе протопресвитер Валерий Лукьянов . Это ОГРОМНАЯ потеря для РПЦЗ и для всего Православного мира. Это огромная потеря для нас, кто любил и чтил о. Валерия как своего духовного наставника. Прошло всего несколько часов, как душа р.б. отошла ко Господу Богу. Мы еще не привыкли к потере. Мы чувствуем, что душа этого великого пастыря среди нас, что она совершает обход наших домов, умов и сердец. Она взывает в нашей памяти те многочисленные моменты радости общения с Богом и духовного просветления, которые нам дарил о.Валерий через свои проповеди, молитвы и многие часы личных бесед. Со временем очевидно появятся многие публикации, в которых будет описан непростой и долгий жизненный путь о. Валерия, истоки которого начинались в колонии русских эмигрантов в Шанхае. Очевидно будут упомянуты имена величайших духовных светочей Русского Зарубежья, с которыми он соприкасался: свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, митрополит Филарет (Вознесенский), митрополит Лавр (Шкурла), Архиепископ Иоанн (Максимович), Архиепископ Никон (Рклицкий), архиепископ Аверкий (Таушев), архимандрит Константин (Зайцев), проф. Андреевский, Николай Тальберг и мн. др. То было великое время, вошедшее в историю время потерь и созиданий, и отец Валерий был его частью. С уходом из жизни таких людей история беднеет и бледнеет. Уж больше не плодит Земля таких выдающихся людей, выживших в горниле Гражданской войны, и несмотря на горечь трагических потерь, пронесших через всю свою жизнь любовь к матери Церкви, к России и что самое ценное в этих жестоких условиях – любовь к людям. Любовь к людям – наипервейшая заповедь Божья, и отец Валерий щедро дарил её всем своим духовным чадам и всем кто его окружал. Отец Валерий был не только великим пастырем, но и выдающимся богословом. Его перу принадлежат многочисленные труды, такие как: Духовная качественность общественной молитвы. – Джорданвилль, 1970; Источник воды живой: Записки паломника. — 1980; Душе моя, возстани: Сборник духовных сочинений. – 1993; Радость о Господе: Сборник духовных сочинений. – 2000; Богослужебные заметки: Опыт разъяснения практической стороны богослужения Православной Церкви. − 2006; Светильник благодати: Семь слов иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Франциского. Святитель Иоанн в жизни молодежи и детей. – 2010, и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/05/25/ot...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Под сенью Брасовских аллей» О Великокняжеских Михайловских Днях на Брянщине 14-16 Июня 13.06.2019 992 Время на чтение 5 минут С 14 по 16 июня 2019 года в посёлке Локоть Брасовского района Брянской области проходит праздник «Под сенью Брасовских аллей», посвящённый Дому Романовых. По результатам независимого экспертного отбора праздник входит в топ-200 лучших событийных проектов России. Ему присвоен статус «Национального события 2019 года». Дорогие Друзья! Дамы и Господа! Рада приветствовать Вас на открытии Выставочно-музейного историко-культурного центра имени Великого Князя-Мученика Михаила Александровича. К моему глубокому сожалению, по причине заранее запланированных в Москве мероприятий Благотворительного фонда имени Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны и по состоянию здоровья я не смогла приехать в Брасово-Локоть на сегодняшнее торжество. Поэтому обращаюсь к Вам заочно. В современной России общенародная память о Великом Князе Михаиле - Пермском Страдальце - с каждым годом множится и ширится. Во многом вижу заслугу в том местных крестьян, церковных, культурных, общественных деятелей, рабочих, военных, учителей и молодёжи Священной Брянской Руси. Очевидно, есть в этом процессе и вклад выходцев с Брянщины. Те самые Иваны да Марьи, помнящие свое родство с Отечественной духовной историей, которые трудятся на ответственных постах в Столицах, которые знамениты художественным и литературным творчеством, блистают на сценах России и киноэкранах, дорожат не только собственной нынешней знаменитостью, но и свидетельствуют, что они помнят и великих брянских предков - Благоверного Князя Давида Черниговского и Князя-Мученика Игоря Ольговича Киевского, Преподобных Князей Николу Святошу и Олега Брянского, героя Куликовской Битвы - Преподобного богатыря Александра Пересвета, Святителя Иоанна (Максимовича), Тобольского и всея Сибири Чудотворца, Преподобного Зосиму (Верховского) и Святителя Феодосия Углицкого - в общем, весь многочисленный Собор Брянских Святых.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Продажная девка – история… Сейчас не только Украина, но и весь осатанелый Запад клевещут на Святую Русь 29.08.2023 1641 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Учите историю! Зачастую звучат рекомендации в адрес тех, кто не согласен с чьим-то мнением. «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», – фраза Михаила Ломоносова. После таких аргументов невольно задумаешься, а действительно ли настолько важна для нас информация из прошлого? Вообще-то история – это мягкотелая субстанция, из которой лепят то, что выгодно определённым кругам общества – власть имущим. Бытует такое изречение: «История есть продажная девка политики». Я бы трактовал даже так: «Обзор прошлого страны, государства через призму сложившегося в ней политического строя – и есть её история». Прежде чем читать книгу либо художественную, либо документальную, не мешало бы взглянуть, кто её издатель, тогда будет предсказуемо – откуда дует ветер. Мои школьные годы пришлись на правление КПСС. И вот, уже будучи достаточно взрослым воцерковлённым человеком, я постигал то, чему нас не учили в школе, я с жадностью читал религиозную литературу (в основном это были жития святых), по ним я и переучивал историю. Мне приходилось часто корректировать в своей памяти события прошлых лет, которые явно разнились с тем, что было написано в советских учебниках, и то, что я читал на страницах духовной литературы. Хочу привести пример: много написано различных книг о Григории Распутине, например, Валентин Пикуль в романе «Нечистая сила» преподнёс свою версию, продиктованную ему большевистской пропагандой, а Николай Жевахов в своих «Воспоминаниях товарища обер-прокурора» опроверг клевету. Вот ещё интересный пример – читаем на сайте «Православный-молитвослов. рф. Житие святителя Иоанна Шанхайского: «Святитель Иоанн родился 4/17 июня 1896г на Юге России в селе Адамовка Харьковской губернии. При святом крещении он был наречён Михаилом». А вот, что написано в Википедии: « Архиепископ Иоанн (в миру Михаил Борисович Максимович; 4 (16) июня 1896, село Адамовка, Изюмский уезд, Харьковская губерния». Как мы видим авторы универсальной интернет-энциклопедии упразднили географическое уточнение Юг России, а вставить «Украина» вместо «Юг России» не посмели потому, что самостийной тогда ещё не существовало. Вот так и исчезают факты со страниц летописей… Ну, что же – мы сами пишем свою историю. Народу Украины больше по душе пришёлся образ Андрея, нежели Остапа из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», а позже и Степан Бандера превратился в народного героя – «по Сеньке и шапка».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/29/pr...

Закрыть Какой должна быть власть Публицист Игорь Евсин о поучениях святителя Иоанна Тобольского в книге «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам» в связи с нынешними выборами Игорь Евсин   10:46 13.01.2018 1237 Время на чтение 4 минуты У нас в стране грядут выборы Президента. Как правило, православные не ходят на выборы разного уровня, полагая, что политика — «дело грязное», а власть дается только от Бога. Если же власть достается в результате политических манипуляций, то такая власть многими (и порой оправданно) считается сомнительна, хотя в «Основах социальной концепции РПЦ» в целом выборная власть признается вполне легитимной. А как относились к власти наши церковные иерархи в старину? Небольшой драмтеатр. Первым официальным трактатом на эту тему была книга «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам». Создал его известный духовный писатель, миссионер, просветитель Сибири, святитель Иоанн Тобольский. Но почему — Феатрон? Коль уж это книга высокого духового содержания, то и содержание слова, выведенного в заголовок должно быть соответствующим. Ан — нет. Феатрон с греческого означает небольшой драмтеатр. Отчего же тогда таким словом названа книга одного из самых почитаемых на Руси святителей? Дело в том, что книга святителя с таким названием посвящена политическим выборам. Да, да, выборам, происходившим в 1703 году при Царе Петре I. Выборы тогда делились на три вида: 1). Органов управления городами и посадами 2). Органов сословного дворянского управления 3). Депутатов законосовещательных ассамблей Увы, все эти демократические принципы при абсолютном самодержавном правлении превращались в малый драмтеатр, поскольку кандидаты выдвигались при помощи политических манипуляций, изменяющих симпатию народа в сторону того или иного кандидата. Вот почему такие выборы святой Иоанн (Максимович), Тобольский митрополит, и назвал Феатрон. О «Симфонии власти и Церкви». Но не потому написал Иоанн Тобольский свою книгу, чтобы обличить саму выборную систему. В своей книге святитель напрямую обращался к власти. Как бы там ни было, но во времена правления Императора Петра Великого к государственному управлению относились внимательно и серьезно, а то ведь можно было в прямом смысле и под топор попасть. И чем более развивалась при Петре I государство, тем все больше светлые умы Отечества считали необходимым поразмышлять над достойным образом праведного православного правителя.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/13/ka...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010