б) Это объясняется тем, что ни Мухаммед, ни толковники Корана не знали чнстого евангельского учения, а вместо него знали еретическое учение об Иисусе Христе. 7) От еретиков, главным образом, были заимствованы все мухаммеданские рассказы о Сыне Божием, рассказы о Нем разных христианских апокрифов. 8) Относясь ко всем этим рассказам без всякой критики, мухаммеданство исказило истину, перемешало ложное с действительным, руководясь при этом единственно верою в единого Аллаха и посланника его Мухаммеда. 9) От этого и те немногие выражения мухаммеданства, которые близко подходят к православному учению о Сыне Божием, имеют свой мухаммеданский смысл. 10) Поэтому все мухаммеданское учение о Лице Иисуса Христа есть в высшей степени антихристианское учение и притом учение, в высшей степени враждебно относящееся к Евангелию. 694 Говоря так, мы имеем в виду, что многие из читателей Мис. Противумусул. Сборника не имеют возможности прочитать эту статью в Собеседнике, а между тем, при небогатстве русской миссионерской противомухаммеданской литературы, и наша статья может служить пособием желающим ознакомиться со взглядом мухаммеданской науки на личность Господа Иисуса Христа. 695 Казанские татары читают: Гийса. Относительно этимологии этого слова Герокк замечает, что имя Гыса, очевидно, искажено из еврейского Яшуа. См. Versuch einer Darstellung der Christologie des Koran von B. F. Corock. Hamburg und Gotha 1839. p. 87. 715 Смотр. Иоанн. гл. 14, ст. 1; гл. 8, ст. 14; гл. 10, ст. 15; гл. 8, ст. 55; гл. 12, ст. 49: 1 Иоанн. гл. 3, ст. 23; гл, 10, ст. 30. 724 Гл. 61. ст. 6. Ахмяд есть одно из многих имен Мухаммеда, употребляемое, по верованию мухаммедан, будто бы только в подлинном Евангелии. См. в……1850.стр. 35. 727 Шпренгер, впрочем, делает предположение, что Мухаммед сначала признал очень многое из христианства в угоду христианскому правителю Абиссинии, но позже, когда т. е. он не нуждался более в его помощи, уничтожил, вычеркнул то, что не подходило к главному догмату мухаммеданства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Наибольшая часть грехов наших происходит от сластолюбия нашего или плотоугодия и от пристрастия к тленным вещам мира сего, так например гнев (лишили чего-либо, заспорили, разбили, иначе как-либо утратили, отняли), блуд, зависть, гордость, уныние, отчаяние. Если бы не любили чрез меру своей плоти страстной и телесных благ мира сего, тогда тысячи поводов ко греху были бы устранены, тогда любовь к Богу и ближнему горела бы в сердце, как пламень огня. Все блага, о коих мы читаем в канонах, стихирах, акафистах, в молитвах церковных и коих просим у Бога, уже даны нам, уже получены нами г или непрестанно ими пользуемся по нашей молитве. Слава о сем многомилостивому и прещедрому Господу, окружающему нас радостями спасения Своего и даров Своих, коим нет числа, как песку на берегу морском. 13 января Воскресение. Благодарю Господа, помиловавшего меня совершить и ныне Божественную литургию непреткновенно, громогласно и торжественно и возвеселившего меня в дому молитвы Своей, после причащения Божественных святых, пречистых, животворящих и страшных Таин Своих, наипаче когда я говорил слово великого нашего проповедника Григория, архиепископа Казанского. Но вот и неверность моя пред Господом: при виде женской доброты, или красоты, я ощущал в сердце сладострастные движения; впрочем, вскоре останавливал и очищал их молитвою покаяния, сознавая их непотребство, нечистоту, беззаконность, нелепость, мерзость, богопротивность; после вечернего сна, пришедши на панихиду в гостиницу «Петергоф» и не видя дьячка и служа без него с диаконом, я прогневался на него, хоть дьячок пришел в назначенный срок, а я поспешил ранее начать службу; сердился на него, когда он отдавал на дороге записку от отца протоиерея. За то долго ощущал в себе лютую язву и рану палящуюся, скорбь и тесноту. Добавил этот грех другим – озлоблением на нищего старика, бывшего лакея, назойливо приступавшего ко мне за милостыней; я говорил ему: ты пропиваешь на вино деньги, и, когда он гнался за мною, я с яростью набросился на него и подрал за бороду и за волосы. Но, о, долготерпение и милосердие Божие! И после этого Господь приял мое покаяние до крестин у г. Белоусова в доме Кудрявцева и даровал мне совершить непреткновенно, громогласно, торжественно святое Таинство Крещения. Слава и благодарение Господу за все милости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Их насчитывается двадцать, написанных разным лицам на разные темы. Они свидетельствуют о разнообразной деятельности их автора. Одни из них написаны во время борьбы с жидовствующими, другие возникли из участия Иосифа в общественной, жизни его эпохи, третьи связаны с его игуменской деятельностью; некоторые носят просто личный характер. Все послания отличаются практическим смыслом, который вообще: так свойствен Иосифу Волоцкому . Литургические правила исторические сведения – все вообще клонится в этих письмах к тому, чтобы дать их читателю правильное представление о христианстве вообще и об обязанностях каждого отдельного христианина в частности. К сожалению, они не всегда соответствуют объективной правде и пестрят гневными выпадами нетерпимостью, хитроумными уловками и другими недостатками, не вызывающими особых симпатий к личности автора. Именно в этих посланиях содержится совет – прибегать к «благоразумной хитрости» для сыска еретиков, в подражание патриарху Антиохийскому Флавиану, который будто бы, божественно внушенной ему хитростью» открыл и подавил мессалийскую ересь. В) «Просветитель» Эту книгу Иосиф Волоколамский оставил нам, как памятник своей борьбы с жидовствующими. Она возникла не сразу, а постепенно, и только после смерти автора получила от Собора 1553 года то заглавие, под которым она известна с тех пор. В течение более чем трех столетий «Просветитель» сохранялся лишь в рукописном виде и только в 1859 г. он был издан профессорами Казанской Духовной Академии и стал доступным: широкой публике., «Просветитель» представляет собою очень значительное явление в истории русской духовной письменности. Можно сказать, что в нем собрано все русское духовное просвещение того времени. А так как это русское просвещение состояло главным образом  в знакомстве со святоотеческой литературой, то заранее можно представить себе особо сильное влияние, оказанное на труд Иосифа произведениями Святых Отцов, в силу уже самой цели, которую Иосиф преследовал. Действительно, его труд настолько пронизан духом, мыслями и изречениями Святых Отцов, что даже не сличая его текстов с греческими оригиналами, уже приходится удивляться тому, что такое произведение могло быть написано в России в период упадка просвещения, русским человеком, не знавшим греческого языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Благодарю Тя, Владыко долготерпеливе, яко избавил мя еси но молитве моей от страстей бесчестия и тесноты, когда я преклонил колена сердца и тела моего пред Тобою и воззвал к Тебе всем сердцем моим! Сентября 5-го дня. Вечер. 10 часов вечера. Благодарю Тя, Казанская Владычице Богородице, за величайшую Твою милость, явленную на мне, окаянном: когда я, сидя в столовой за столом после чаю с женою и сестрою Анною Константиновною, на которую не мог спокойно смотреть от злобы, воззвал к Тебе от всего сердца о спасении, Ты скоро услышала меня и потребила злобу мою – я стал спокойно беседовать с женою и сестрою; ясно увидел, что злоба и гордость сестры моей были только кажущиеся, что мне всё казалось, казалось, мечталось и что на самом деле она вовсе не такова, а добрая и умная девушка с своим характером – стойким, важным. Благодарю, что Ты отъяла, Владычице, слепоту и безумство злобы. Какая связь, какое круговращение грехов и страстей! Я люблю есть-пить сладко, чрез это я делаюсь жадным и скупым и человеконенавистником, хладным к Богу, немилосердым. Почему? Потому что сласть усиливает во мне ложную, плотскую любовь к самому себе и внушает всё привлекать к себе, в жертву своему сластолюбию: и пищу, и питье, и одежду, и деньги, и даже прекрасные лица обращать в жертву своего плотского самолюбия; а как многие люди препятствуют нашему плотскому самолюбию или постоянному продолжению его или усилению его, например приходят к нам часто есть-пить или лишают нас денег и пр., то мы по естественному следствию греха чувствуем к ним отвращение и ненависть; тех же, которые способствуют нашему сластолюбию, давая нам средства к нему, мы обыкновенно любим, но плотскою, не духовною любовью, по крайней мере редко высокою, духовною, чистою любовью. Какая связь грехов! Неумеренно пользуясь сластями пищи и питья, я естественно впадаю в сластолюбие блуда и прелюбодейства, оскверняюсь ночными сновидениями, мечтами по действию пакостника плоти. Какая ужасная связь грехов! Будучи сластолюбивым, я необходимо впадаю в грех человеконенавистничества относительно тех, кои разделяют со мною сласти, которым я принужден часто уделять или эти сласти, или деньги, или вообще средства, служащие к моему сластолюбию или одеждолюбию, покою, неге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Целый облак свидетелей из интеллигентов же заставляет признать такое мнение именно заблуждением. 8 И это тем более, что, восхваляя ораторский талант о. П-ва, почитатели его увлекаются иногда до того, что допускают искажения в передаче даже самой простой, фактической стороны дела. Напр., в «П. Газ.» за 1902 г. некто Н. М-в, интервьюировавший о. П-ва, повествует, что, будто бы, сам о. П-в ему, г. М-ву, говорил следующее: «Я веду два рода бесед – одни чисто народные, в большой аудитории Михайловского Артил. Училища, а другие для интеллигенции – в манеже Мраморного Дворца... Контингент аудитории Артил. Училища состоит из простых людей, солдат, служителей и проч.; собеседования же в манеже Мраморного Дворца, по внешности, являют собою вид светских раутов – эффектные наряды дам, аромат модных духов, преобладание французской речи...» и проч. Помилуй, Бог , какая обстоятельность интервьюера в передаче даже подробностей того, что ему говорил о. П-в!.. Между тем... между тем, дело (об аудиториях) нужно представлять совершенно наоборот, т. е. сказанное о внешнем виде собрания в манеже Мраморного Дворца должно отнести к залу Училища, а публику училищного зала – переселить в манеж. Такова обстоятельность в отчете интервьюера! Она просто комична и тем более, что г. М-в прежде, чем передавать беседу свою с о. Петровым («это, по его словам, была, впрочем, не беседа, а скорее блестящая импровизация собеседника») предварил читателя таким решительным обещанием: «постараемся передать ее (беседу) с возможной точностью» ... 9 Перед аудиторией о. Петрова, надо полагать, не особенно трудно прослыть самостоятельным толкователем и заслужить за это особенный почет и уважение. Сидели со мной рядом два слушателя, из которых один (очень почтенных лет) приглашал другого отправиться завтра (т. е. в Великий Четверг) в Казанский Собор, где так хорошо пропоют: «Да молчит» ... Исключений в виду не имеем. 11 Об оправдании такой «приспособляемости» тем обстоятельством, что она не с церковной кафедры, не может быть никакой речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел [ Мф. 13, 25 ]. Спать не только духовно, но и телесно более надлежащего вредно: враг во время сна сеет плевелы страстей. Бодрствуйте. Из моих поступков с домашними замечаю, что я самолюбив, своенравен, зол, завистлив, скуп, жаден, блудлив, корыстолюбив, спорлив, ссорлив, упорен, лицеприятен. Исправи, Господи, меня, непотребного! Враг подущает засматриваться внутренними очами на грехи брата (ближних), действительные или мнимые, для того чтобы возбуждать вражду на него и чтобы отвлекать внимание от своих грехов, чтобы, таким образом, ему царствовать в нас и удобно сеять и возращать в нашем сердце свои адские плевелы страстей. Потому необходимо смирение и самоукорение; ближних предоставим судить Богу, да и сами предадимся Ему же со всеми нашими грехами и немощами. Ближних укоряем, а сами те же грехи делаем, что и они. Господь будит нас, грешных, чтобы мы не уснули в греховной смерти; будит скорбями и болезнями, бедствиями войны, голода, пожаров, моровых поветрий. Согрешил ко Господу, что вчера оговорил и одернул диакона на всенощной в церкви и на всенощной у Ин. Вишнякова. Стократно благодарю Господа, яко паки и паки весь исполнихся неистощимыя благодати и жизни Его в причащении Святых, небесных, животворящих и страшных Его Таин и удостоился разрешения всех грехов моих, мира, радости, бодрости, дерзновения, силы и всякого Божественного дарования и победы над врагами невидимыми. 15 ноября. Воскресение. Первый день Рождественского поста. Два с четвертью часа пополудни. Говорил проповедь по Григорию, архиепископу Казанскому 166 , о важности христианской веры. С жадностию торопился я пить чай и ярился из-за него – и наказал меня Господь лишением мира и свободы за жадность и строптивость (что кончили и не приготовили мне чай), а между тем чай был для меня вреден и ненужен. Припадал ко Господу до трех раз, и Господь помиловал меня. Молиться – значит умиляться, с умилением просить, благодарить, славословить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Известный писатель выпустил сочинение, в котором рассказывает о скитаниях одного неспокойного искателя воли и правды Божией, – и не мог удержаться, чтобы не отравить душу читателю ложью и низкой клеветой на святые иконы; будто какими-то подделками и обманом занимаются служители Церкви, когда объявляют их чудотворными (Горький в «Исповеди»). Ещё: видят враги Христовы почитание чтимой иконы Знамения в Курске, и чтобы разрушить веру народную, подкладывают взрывчатые вещества, с намерением взорвать и отнять у народа святыню. А сколько теперь слышим и читаем, как иконы прямо грабят или похищают! Так, похищен и образ Казанской Божией Матери, похищен при обстоятельствах странных и доселе непонятных и неразъяснённых, с судьбой похитителя тоже странной и подозрительной, с намерениями, по-видимому, не простого воровства драгоценностей и приношений благочестивых жертвователей и украсителей святыни, а с какими-то другими безбожными и сатанинскими. Однако верьте, верные, – и новое нападение на святые иконы также не будет иметь успеха! И это потому, что оно покоится на глубоко врождённом свойстве человеческого духа и его стремления искать внешнего обнаружения святости и святыни. А такого врождённого свойства и стремления нельзя подавить, нельзя похитить, нельзя истребить клеветой или насмешкой. Оно всегда заставит признать себя, оно всегда возьмёт своё. Люди будут пить и есть, как бы вы ни издевались над пищей и питьём и потребностями тела. Но ещё более властны в человеке потребности духа. Прекрасно выражено такое стремление, заложенное в человеке, в одной молитве церковной, мало кому ведомой. В каноне Ангелу-хранителю мы молимся: «Вещество имея матерь, и брение – отца, и праотца – персть, и сих сродством на землю весьма зрю: но даждь ми, предстателю мой, и горé воззрети когда к небесней доброте». Да, все мы, по своей телесной природе, на землю весьма зрим; воистину, праотец наш – персть, земля. Отец наш – брение, грязь, а мать – вещество земли. И если рассматривать человека только с этой стороны, то он не только не выше, но значительно хуже и ниже многих животных, из которых есть и более сильные и более долговечные, и здоровее, чем человек, и более защищённые от вредных влияний природы, и от нападения врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

«Хотя зилоты в своем неистовстве дошли до всякого рода нечестия, однако же тех, кто желал принести жертву, они принимали, с подозрением и стражами обыскивая соотечественников. А пришлецы, даже успевшие вымолить снисхождение к себе, делались однако безполезной добычей мятежа, потому что копья, силой машин достигая до жертвенника и храма, падали в священников, совершающих священнодействия. И многие, которые с крайних концов страны приходили к святейшему месту, погибали пред самою жертвой, а жертвенник, досточтимый для всех греков и варваров, обагряли своей кровью. Мертвые туземцы перемешаны были с иностранцами, священники с простолюдинами, и кровь различных трупов образовала озеро среди священного двора» 52 . «С наступлением же дня опресноков Елеазар с союзниками, отворяя дверь, хотел, чтобы вошли те из народа, которые желали поклониться храму. Иоанн же пользовался праздничным днем для прикрытия злых умыслов; снарядивши некоторых менее известных из своих со скрытым под одеждою оружием, из которых многие были нечистыми, поместил тайно между другими для занятия святилища. Когда же они вошли, то снявши верхнюю одежду, вдруг оказались вооруженными. Тотчас же началась большая свалка и переполох вокруг храма, когда непричастный мячежу народ подумал, что засада устроена для всех без различия, а зилоты, – что для них только. И одни оставивши стражу при дверях, а другие спрыгнувши с укреплений, прежде, нежели вступить в сражение, убегали в канавы, устроенные при храме для стока нечистот. Граждане же, сошедшиеся у жертвенника, толпились, согнанные внутри храма и были побиваемы повсюду кольями и мечами. Многих из убитых неприятели умерщвляли по личной ненависти, как союзников другой партии. Но избивая с большою жестокостью невинных, виновным они дали перемирие и отпустили вышедших из канав» 53 . Наконец, мерзость запустения, так решительно воцарившаяся в храме, выходит за его пределы и сказывается в страшном общем растлении нравов. Наступает то умножение беззаконий, о котором говорит Иисус Христос ( Мф. 24:12 ). Все нравственные законы, не только писанные, но и естественные, забыты и попраны. Всякое понятие о правде и совести утрачено. Совершаются днем и считаются за шутку такие дела, которых никогда не терпело никакое законодательство. Поразительно быстрое распространение общего развращения кажется необъяснимым с первого взгляда. Оно заражает всех, как грозная чума, не знающая преграды на своем пути и минующая лишь немногих избранных. Единственно понятным делается это явление, если причиной его считать удаление божественной благодати от народа за богоубийство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно российскому законодательству, кочевые народы имели право свободно пересекать границу с Монголией, поэтому религиозная организация буддистов России и Монголии на первых порах была общей. Однако российское правительство не было заинтересовано в укреплении контактов российских буддистов с Монголией. Принятие ряда законов, препятствующих доступу монгольских лам на территорию России, постепенно привело к обособлению российских ламаистов от их единоверцев, хотя полного разрушения связей так и не произошло. Национальное и религиозное возрождение, которое в начале XX века переживали народы, исповедующие буддизм, не прошло мимо их российских единоверцев. После указа о веротерпимости среди крещеных бурят и калмыков началось движение за возвращение к вере предков. Против православия работали и периодически предпринимавшиеся попытки прямой русификации бурят. Дело в том, что национальная самобытность была одним из основных аргументов буддистов, полемизирующих с православными миссионерами. В Иркутской епархии миссионерам приходилось спорить с тезисом, согласно которому ламаизм является национальной религией, и после крещения бурят перестает быть бурятом. 1021 В связи с этим некоторые деятели миссии видели в отступничестве бурят движение политическое, а не религиозное. Выступая на IV Миссионерском съезде, протоиерей Иоанн Восторгов утверждал, что в поддержку буддизма выступают не только приезжающие из-за границы ламы, но и представители левых партий, заинтересованные в активизации национальных движений на окраине страны. 1022 Нет никакого сомнения в том, что практически все возникающие на окраинах империи центробежные национальные движения были враждебны православию. Однако политический аспект этих движений едва ли следует считать определяющим. Причиной отпадений была не только деятельность ламаистских проповедников, но и крайне низкий уровень усвоения христианства принявшими крещение кочевниками. В докладе «Степень усвоения христианства крещеными калмыками», представленном на Казанском миссионерском съезде, иеромонах Гурий (Степанов) говорил, что большинство крещеных калмыков мало чем отличается от ламаистов: Иконы держатся в сундуках, кресты надеваются в тех случаях, когда опасно без них быть, например, при посещении высокопоставленными лицами русского правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Редакция долгом считает предуведомить читателей, что предлагаемые записки лекций покойного преосвященного Иоанна Смоленского, читанных студентам Казанской духовной академии, обязательно доставлены ей бывшим воспитанником Казанской академии 8 курса С. Л. Н-м. Записки эти хотя не могут, конечно, претендовать на безусловную точность и полноту в передаче мыслей покойного преосвященного по обсуждаемым предметам, тем не менее составлены полнее и несколько отчётливее сравнительно с предшестствующими лекциями преосвященного, помещёнными в нашем журнале. Не распространяясь подробно о значении казанских лекций покойного преосвященного, считаем долгом заметить, что в них довольно отчётливо обрисовываются по крайней мере общие взгляды преосвященного на те важнейшие догматические истины, которые раскрываются обыкновенно в первой части догматического богословия. По обстоятельствам, не зависящим от нас, мы не могли, к сожалению, предпринять издание лекций по догматическому богословию преосвященного Иоанна в более или менее последовательном порядке, так как не имели под руками лекций, говоренных им в Казанской академии, и начали своё издание с лекций преосвященного о лице Иисуса Христа, присоединив к ним несколько лекций о промысле Божием, сказанных в нашей академии. Теперь, благодаря полученным нами казанским лекциям, мы имеем возможность сообщить читателям почти самое начало догматического богословия преосвященного Иоанна и не теряем надежды со временем соединить в отдельном издании все богословия лекций нашего знаменитого отечественного богослова и представить их в последовательном и связном порядке. За исключением самой первой лекции по догматическому богословию, в которой, как можно думать, покойный преосвященный высказал и раскрыл свой взгляд на догматику как науку вообще и которой, к сожалению, не оказывается в записках, доставленных нам почтенным С. Л. Н-м, в казанских лекциях сообщаются мысли из 12-ти начальных трактатов преосвященного по догматическому богословию. В этих лекциях определяется понятие о догматах веры вообще и, в частности, о их неизменяемости и их развитии, в отличие от видоизменения; уясняется отношение между верою и разумом, умом и откровением и раскрывается христианское учение о Боге самом в себе и в отношении Его к миру и человеку. Центр тяжести предлагаемых лекций сосредоточивается главным образом в весьма подробном, полном, можно сказать, почти специальном раскрытии учения о Св. Троице, в глубоких и оригинальных богословско-умозрительных соображениях покойного преосвященного, направленных к уразумению и объяснению веры в этот таинственный догмат.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010