При суждениях о ветхозаветных чудесах мы забываем великое различие между нашим временем и временем судей и царей древнееврейских, различие в понятиях и языке. На это различие мы найдем указание в речах Господа, многократно осуждавшего страсть евреев к чудесному. Евреи, например, приписывали магическую силу Моисею и даже его жезлу. Но Господь внушал им: «Не Моисей дал вам хлеб с неба, но Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес» ( Ин. 6:32 ). Евреи преставление Еноха и Илии понимали как восхождение на небо, но Господь устраняет это чувственное понимание, говоря: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин. 3.13 ). В этих словах содержится указание на различие неба физического и неба духовного, различие, ведомое богопросвещенным мужам Ветхого Завета, но не усвоенное народной массой. Евреи имели плотское понимание относительно богоявлений первым людям, патриархам. Но любимый ученик Христа утверждает: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1:18 ) 39 . Евреи приписывали силе пророка Илии трехлетнюю засуху в израильской земле, но Христос говорит: «Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев» ( Лк. 4:25 ). Мы живем в периоде рассудочном, а ветхозаветные евреи жили чувством. Наш язык точный, хотя и несовершенный, а язык евреев – образный. Св. Иоанн Златоуст в беседах на Книгу Бытия утверждает, что Моисей приноравливается к пониманию своих соотечественников. Вот пример: «И сказал Господь Моисею и Аарону (…) скажи им: (…) не войдете в землю, на которой Я, подымая руку, клялся поселить вас» ( Чис. 14:26, 28, 30 ). О поднятии руки здесь сказано только для более живого представления о клятве. В 31-й главе Исхода читаем, что Бог дал Моисею «две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (ст. 18). По известном разбитии этих скрижалей, Господь повелел Моисею: «Вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и взойди ко Мне на гору, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних, которые ты разбил. (…) И вытесал Моисей две скрижали каменные (…) взошел на гору Синай (…) И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей; и написал Моисей на скрижалях слова завета десятословия» ( Исх. 34:1,4 и 28). При свете второго известия видно, как нужно понимать писание «перстом Божиим» и слова «Я напишу». Подобные образные выражения возможны и теперь. Б. И. Гладков , у которого мы заимствовали замечание против буквального понимания речений Библии , ссылается на речь преосв. Антонина, сказанную 26 декабря 1904 г. в Петроградском Казанском соборе по случаю сдачи Порт-Артура. В речи сказано, что «на крепостной скале перстом Божиим написаны прегрешения одних и мученичество других». Думаю, однако, что, несмотря на эти слова Преосвященного, никто не станет искать на горах Порт-Артура такой надписи 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, ко торый Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. XVIII, 1-8). Поэтому и святая Церковь Православная старается приучить к настойчивой молитве, предлагая свои продолжительные Богослужения, на утомительность которых многие ропщут. Таким образом, как говорит притча, надо вопиять ко Господу день и ночь. Не следует приходить в отчаяние, если Господь медлит исполнить нашу просьбу. " Прося того, что достойно Бога, — пишет святитель Василий Великий, — не переставай просить, пока не получишь. На сие наводя мысль, Господь сказал притчу о выпросившем в полночь хлебы своею неотступностью. Хотя пройдет месяц и год, и трехлетие; и большое число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, непрестанно делая добро " . " Нашим да будет всегдашним делом, — поучает другой великий святитель, Иоанн Златоуст, — прилежать молитвам и не унывать при медленности услышания, но являть терпеливо благодушие. Будем приучать себя к тому, чтобы прилепиться к молитве и молиться днем и ночью, особенно ночью, когда никто не докучает делами, когда улегаются помыслы, когда вокруг все безмолвствует и ум имеет полную свободу возноситься к Врачу душ. Всякое место и всякое время пригодно для такого делания. Если ты имеешь ум очищенный от нечестивых страстей, то будь ты на торжище, будь в дороге, будь дома, будь в судилище, будь в монастыре, будь на море, и где ты ни будь, везде, призвав Бога, можешь получить просимое " . Известней когда-то в С.-Петербурге духовник о. А. Колоколов говорил иногда своим духовным детям: " Вы ищете помощи Божией Матери? Так идите в Казанский собор и, стоя как бы воочию перед иконой, говорите: " Владычице, помоги! Я не отступлю, но буду просить, умолять, насколько сил хватит моих. Я приду к Тебе и завтра, и послезавтра и многие годы буду просить и молить, пока не получу просимое! "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Скачать epub pdf Протоиерей Философ Орнатский. Саровские поучения. Во всех воспоминаниях, приведенных в этой книге, упомянуты, а часто и пересказываются замечательные проповеди протоиерея Философа Орнатского , которые врезались в душу всем, кто слышал их в те дни в Сарове. Как и главные участники прославления преподобного Серафима – Царственные страстотерпцы, Великая княгиня Елизавета Феодоровна, священномученик Серафим (Чичагов) ,– отец Философ вошёл в светлый сонм новомучеников и исповедников Российских. Священномученик Философ Орнатский родился в Новгородской губернии в семье священника. Один из его братьев был женат на племяннице св. прав. Иоанна Кронштадтского . Св. Иоанн Кронштадтский очень любил отца Философа и часто бывал в его доме. Философ Орнатский окончил Петербургскую Духовную Академию и принял священство. Через несколько лет был назначен настоятелем Казанского собора в Петербурге. Его проповеднический талант привлекал искавших живого слова. Не раз он призывал свою паству не внимать идеям «равенства». Во время революции на его глазах был расстрелян протоиерей Петр Скипетров, муж сестры его жены – один из первых новомучеников Российских. Мученика отпевал митрополит Вениамин с духовенством. Проповедь при отпевании произнес отец Философ. В 1918 г. в канун праздника пророка Илии его и двух сыновей – Николая, военного врача, и Бориса, тоже офицера, арестовали. В ту же ночь их вместе с другими заключенными повезли на расстрел. По дороге он читал вслух отходную над приговоренными. Из его паствы с ним было 22 человека. Все убитые были брошены в море 20 июля/2 августа 1918 г. Знаменательно, что отец Философ был арестован в день памяти преподобного Серафима и сподобился мученической кончины спустя ровно 15 лет после великих дней прославления Преподобного, когда говорил свои «Саровские поучения»...   1. Святой Серафим – идеал жизни во Христе Слово, произнесенное в Успенском соборе Саровской пустыни 13 июля, за поздней литургией «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» ( Мф. 9, 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

«Слышите, — изрек Господь после этой притчи, — слышите, что говорит судья неправедный… Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» Два положения можно вывести из этих слов Христа. Первое, что, желая получить что-нибудь от Господа, надо вопиять к Нему «день и ночь». Второе — что не надо отчаиваться в молитве, несмотря на то, что Господь «медлит» с защитой. О неотступности молитвы опытнейший известный петербургский почивший о. протоиерей Алексей Петрович Колоколов так наставлял духовных детей своих. «Вы ищете помощи Богоматери. Так идите в Казанский собор и, стоя пред чудотворным ликом с таким чувством, как если бы вы стояли воочию пред самою Богоматерью, говорите Ей: «Владычице, Ты должна помочь мне, потому что я не отступлю от тебя. Я приду к тебе с моей просьбой и завтра, и послезавтра, и буду ходить всякий день, весь год, и буду ходить многие годы. Я не отойду от тебя, пока не получу желаемого». Ведь то, что предлагал тут о. Алексей — есть то же самое, что делала женщина притчи с судьей неправедным, с тою разницею, что женщина имела дело с бессердечным корыстолюбивым и подкупным человеком, — тогда как пред молящимися Богоматери стоит Та, Которой Христос на кресте заповедал заботиться о людях, как о детях Своих. Христос сказал, что если кто, имея веру с горчичное зерно, скажет горе: «передвинься и бросься в море», и при этом не усумнится в сердце своем, то исполнится то слово его. Среди преданий о великих аскетах, сохраняется рассказ, что человек, дышавший великой верой, рассказывал о силе веры, и во время рассказа, когда дошел до слов о горе: «и если горе этой сказать: передвинься», — гора заколебалась, так что ему пришлось другим словом остановить гору. Хранится другое предание о том, как некая блудница, с верою помолясь, воскресила мертвеца. В наши дни, примером молитвы, которая доходит до Бога и творит чудеса, был о. Иоанн Кронштадтский . Тот, кто видел его молящимся, тот не забудет этой молитвы. Воочию предстоя перед Богом, он как бы наступал на Него, уже не прося, а требуя исполнения молитвы своей, как наступала на Христа жена хананейская со своею неотступною просьбою; хватался за ризы Христовы, как схватила их некогда жена кровоточивая, и не выпускал их.

http://azbyka.ru/fiction/idealy-hristian...

«Слышите, — изрек Господь после этой притчи,— слышите, что говорит судья неправедный... Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» Два положения можно вывести из этих слов Христа. Первое — что, желая получить что-нибудь от Господа, надо вопиять к Нему «день и ночь». Второе — что не надо отчаиваться в молитве, несмотря на то, что Господь «медлит» с защитой. О неотступности молитвы опытнейший известный петербургский почивший отец протоиерей Алексей Петрович Колоколов так наставлял духовных детей своих: «Вы ищете помощи Богоматери? Так идите в Казанский собор и, стоя пред чудотворным ликом с таким чувством, как если бы вы стояли воочию пред Самою Богоматерью, говорите Ей: “Владычица, Ты должна помочь мне, потому что я не отступлю от Тебя. Я приду к Тебе с моей просьбой и завтра, и послезавтра, и буду ходить всякий день, весь год, и буду ходить многие годы. Я не отойду от тебя, пока не получу желаемого”». Ведь то, что предлагал тут отец Алексей, есть то же самое, что делала женщина притчи с судьей неправедным, с тою разницею, что женщина имела дело с бессердечным корыстолюбивым и подкупным человеком, тогда как пред молящимися Богоматери стоит Та, Которой Христос на Кресте заповедал заботиться о людях, как о детях Своих. Христос сказал, что если кто, имея веру с горчичное зерно, скажет горе: «передвинься и бросься в море» — и при этом не усумнится в сердце своем, то исполнится слово его. Среди преданий о великих аскетах сохраняется рассказ, что человек, дышавший великой верой, рассказывал о силе веры, и во время рассказа, когда дошел до слов о горе: «и если горе этой сказать: передвинься», — гора заколебалась, так что ему пришлось другим словом остановить гору. Хранится другое предание о том, как некая блудница, с верою помолясь, воскресила мертвеца. В наши дни, примером молитвы, которая доходит до Бога и творит чудеса, был отец Иоанн Кронштадтский. Тот, кто видел его молящимся, тот не забудет этой молитвы. Воочию предстоя перед Богом, он как бы наступал на Него, уже не прося, а требуя исполнения молитвы своей, как наступала на Христа жена Хананейская со своею неотступною просьбою; хватался за ризы Христовы, как схватила их некогда жена кровоточивая, и не выпускал их.

http://pravoslavie.ru/2326.html

– Теперь почерпните и понесите распорядителю пира. Распорядитель попробовал воды, сделавшейся вином (а он не знал, откуда это вино, знали только слуги, зачерпнувшие воду), позвал жениха и говорит ему: – Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег до конца. Помощь Божией Матери Так первое чудо сделал Христос по просьбе Своей Матери, пожалевшей бедных людей. Спаситель не отказал Ей, хотя еще и не наступило время Его проповеди , когда Он совершил многие чудеса. По любви к людям, Божия Матерь просила им помощи у Спасителя, и ради Нее Он оказал эту помощь. Как любящий сын, Он исполняет просьбы Своей Матери и теперь. Поэтому, молясь Богу, мы обращаемся к Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас». В нашей жизни бывают трудные случаи, когда мы сами оказываемся бессильными и не можем найти помощь от другого человека. Евангелист Иоанн рассказал нам о первом чуде Спасителя, совершенном по просьбе Его Матери, чтобы мы знали о любви Божией Матери к людям. В Кане Галилейской еще не знали о Спасителе, что Он – Сын Божий. К Ней никто не обратился с просьбой о помощи, Она Сама увидела, что бедным людям неоткуда получить вино для брака. Теперь, когда мы знаем о Ее любви ко всем, мы обращаемся к Ней с молитвой о помощи и о спасении нас от всяких бед и несчастий. Чудотворные иконы Божией Матери В России было много храмов, посвященных Божией Матери, было много Ее чудотворных икон. Эти иконы имели свои названия, или по тому месту, где они находились – Владимирская, Смоленская, Казанская, Тихвинская, или же другие, которые давал народ: «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», «Путеводительница». Особенно праздновался в России день Покрова Божией Матери, 1/14 октября, в память явления Богоматери святому Андрею в храме, на воздухе с покровом, который Она держала над всем миром. И во всех странах почитают Деву Марию, как Матерь Бога и Спасателя нашего Иисуса Христа, и молятся Ей, как охранительнице и спасительнице от бед. Так исполняются слова Божией Матери, сказанные Ей Елизавете: «Отныне будут почитать Меня все народы».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

То, что пишет о бесноватых о. Иоанн Кронштадтский, наблюдал и я в течение 18 лет (с 26 марта 1880 года), во время чтения заклинательных молитв над страждущими от злых духов пред Казанской иконой Божией Матери в Симоновом монастыре. Больные в этих случаях шумят, бьются о пол, хватают меня за одежду и прочее. Глава V. Отношение Бога к падшим духам Бог ограничивает деятельность злых духов Своею силою. — Почему влияют демоны на людей после искупления Христом. — Искушение невинных прародителей и Безгрешного Богочеловека как доказательства возможности влияния злых духов и на праведников. — Необходимость для нас искушения от дьявола. Отношение Бога — Промыслителя к падшим ангелам, по воззрению св. Отцов и учителей Церкви, такое же, какое отношение света солнечного к самовольно удалившимся от его животворного действия и обрекающим чрез это себя на тьму и потерю правильной жизни 52 . Тотчас же после падения злые духи могли бы, если бы захотели, покаяться и обратиться к Источнику жизни, и можно думать, что Богом было дано им время на исправление 53 ; но гордость и обдуманное упорство воспрепятствовали им это сделать, а потому они все дальше и дальше отпадают от Бога и вместе с ним все более и более ниспадают в страну мрака, где нет покаяния. Проложивши путь чрез грех и смерть к господству в мире, дьявол простер свою власть на всех людей, злых и порочных возвеличивая, а добрых и благочестивых преследуя. Но все это попуская вследствие Своего решения не нарушать свободы ни одного из свободно-разумных существ 54 , Господь, вместе с тем, ограничивал и ограничивает пагубные действия в мире духа злобы, направляя их ко благу людей. Еще согрешившим прародителям Господь сказал в раю, что Семя жены сотрет главу змия ( Быт.3:15 ). По слову Апостола, для сего-то явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола ( 1Ин.3:8 ). Для того Он воспринимал нашу плоть и кровь, чтобы Своею смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола, и избавить тех, которые от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству ( Евр.2:14–15 ). Исполнились древние пророчества: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3:16 ). Снято с нас древнее проклятье Крестом Сына Божия, уничтожен грех Безгрешным Богочеловеком, попрана смерть смертью Христа. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? ( Ос.13:14 ). Отнята власть над миром у князя мира, изгнан дьявол Сказавшим: Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего будет изгнан вон ( Ин.12:31 ).

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

Тогда Ирод решился на ужасное дело: велел избить в окрестностях Вифлеема всех младенцев от двух лет и ниже, надеясь вместе с ними погубить Иисуса. Но что значила хитрость его в сравнении с премудростию Божиею? Богомладенец Иисус уже был вне всякой опасности: Иосиф, по слову Ангела, взял Младенца и Матерь Его и бежал в Египет – страну, на которую не простиралась власть Ирода, – где и пробыл до его смерти, возвещенной Иосифу от Ангела. Возвратившись из Египта, Иосиф с Пресвятою Девою и Иисусом поселился в Назарете. Здесь в тишине и неизвестности возрастал Господь Иисус Христос , повинуясь мнимому отцу Своему Иосифу и Матери Своей Пресвятой Деве Марии. Пример для подражания всем детям! Почитать родителей, повиноваться им, помогать им – это долг, налагаемый на детей законом Божиим и освященный жизнию Самого Спасителя. При всей простоте жизни отрок Иисус укреплялся духом, исполняясь премудрости. Эта премудрость скоро обнаружилась пред самыми мудрыми иудеями – учителями иерусалимскими. Иосиф и Мария каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи, как было в обычае иудеев. Когда Иисусу было двенадцать лет, пошел и Он вместе с Иосифом и Мариею в Иерусалим. Праздник окончился; Иосиф и Мария возвращались домой и между множеством спутников только дорогою заметили, что Иисуса с ними не было. В беспокойстве они возвратились в Иерусалим, чтобы отыскать Иисуса. Каково же было их удивление, когда они нашли Его в храме в беседе с учителями! Все, слушавшие Его, дивились разуму и ответам Его. Божество, соединенное с человечеством Иисуса, делало для Него излишним обыкновенное человеческое научение, так что Он знал Писание, не учившись ( Ин. 7:15 ). Когда приблизилось время служения Господа спасению людей, то в пустыне начал свою приготовительную проповедь Предтеча Иисусов Иоанн, увещевая к покаянию и возвещая наступление Царства Божия, т. е. пришествие в мир Спасителя. Слова Его, подкрепленные строго подвижническою жизнью, нашли доступ к сердцам людей, и многие, исповедуя грехи свои, крестились от него в Иордане.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Фудель С. И. У стен Церкви.//Надежда. Христианское чтение. Вып. 2. – Франкфурт, 1979, с. 219. 115 Об этом см. главу “Икона и иноки” в моей книге “Традиция, Догмат, Обряд. Апологетические очерки”. – М., 1995. 116 См. Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. – М., 1985, глава “Новый Завет в свете археологических открытий”. 117 См. Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. – Париж, 1989. 118 Grabar A. L " iconoclasme byzantin. – Paris, 1984, p. 20. 119 Рогозин П. И. Указ. соч., с. 21. 120 Там же, с. 22. 121 Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Т. 7. – Казань, 1891, с. 293. 122 Замечу, что нынешним иконоборцам очень далеко до богословской глубины и точности аргументации иконоборцев древней Византии. 123 Об этом см. в трудах преп. Феодора Студита в защиту икон. 124 Потебня А. А. Мысль и язык.//Потебня А. А. Эстетика и поэтика. – М., 1976, с. 147. 125 преп. Иоанн Дамаскин. Третье защитительное слово об иконах, с. 230. 126 Рерих Е. Письма. Т. 1. Минск, 1992, с. 225. 127 отец Алексий Мечев. Воспоминания. Проповеди. Письма. – Париж, 1989, с. 57. 128 Фудель С. И. У стен Церкви, с. 375. 129 Житие старца Серафима Саровской пустыни иеромонаха, пустынножителя и затворника, с. 189. 130 Кстати замечу, что обращение к священнику “святой отец” не принято в Православии. Его употребление расценивается православными как знак нецерковности. 131 Лосский Б. Н. Наша семья в пору лихолетья 1914-1922.//Минувшее. Исторический альманах. XI. – М. СПб., 1992, с. 194. 132 “Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего” (1 Кор. 8, 8-13). 133

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

ЦВ 18 (439) сентябрь 2010 /  18 сентября 2010 г. Дивен Бог во святых своих. К 10-летию прославления преподобного Серафима Вырицкого Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем (1 Ин. 4, 16), — так определяет критерий истинной святости апостол и евангелист Иоанн Богослов, бывший любимым учеником Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Серафим Вырицкий действительно жил любовью ко всем. Во всяком его слове и деле всегда светилась она и неудержимо изливалась на все окружающее. Своей любовью он обнимал весь мир и желал вечного спасения всем людям. Именно любовь соединяет святых с Господом нашим Иисусом Христом и Господа со святыми, ибо Он Сам есть любовь. Святые по любви своей ходатайствуют о скорбящих, немощных и малодушных, а Он, по любви своей, вдохновляет и укрепляет народ Божий в находящих скорбях и искушениях. Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6, 17). Эти слова Святого Евангелия по праву можно отнести к отцу Серафиму. Он воистину стал избранным сосудом благодати Божией, орудием Духа Святого Божия, посредством которого действует Сам Господь.  Христовы любовь и смирение — главные качества жителя горнего мира, которые стяжал вырицкий старец многими скорбями и великими подвигами. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его (Мф. 6, 33), — этот завет Спасителя был для подвижника незыблемым правилом его жизни. А она является живым примером исполнения заповедей Святого Евангелия, практическим пособием к стяжанию Духа Святого Божия на пути к горнему Иерусалиму, истинному Отечеству нашему. Это самое великое чудо, которое сотворил для нас преподобный. Он не писал назидательных книг, но дал действенный образ спасения в современном бушующем мире, где кипят страсти и господствует дух антихриста, низводящий в адскую бездну неисчислимое количество душ. «Приходите ко мне на могилку, как к живому, разговаривайте, как с живым, и я всегда помогу вам», — многим говорил в свое время вырицкий старец. И вот уже более шести десятилетий идут бесконечной вереницей искатели нетленных небесных сокровищ к месту земного упокоения великого подвижника, на маленький церковный погост у стен вырицкого Казанского храма. Приходят сюда многие люди и со своими земными проблемами — всех с любовью, как и во дни своего земного жития, принимает преподобный.

http://e-vestnik.ru/church/439diven_bog_...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010