В заключение обзора трудной главы 17 еще раз задумаемся над тем, почему эсхатологический противник Христа, то есть антихрист, выступает в образе восставшего из бездны Нерона, чему способствовала, как мы видели, известная легенда о Нероне воскресшем? Дело а том, что даже после смерти Нерона память о его порочности, о его гонениях на христиан продолжала жить. В антихристе, новом Нероне, Иоанн видит возрождение всего самого безнравственного, безумного и жестокого, что может нести в себе необузданное человеческое властолюбие, власть, стремящаяся к абсолютности, желающая занять в умах и сердцах людей место бога. Таких примеров в истории мы знаем множество. И все эти «земные боги», предтечи антихриста, какие бы «чудеса и знамения» своего величия ни творили, сколько бы миллионов поклонников они ни имели, какой бы восторг толп ни вызывали, сколько бы стран и народов ни покорили, сколько бы людей ни погубили, – все эти «земные боги» неизбежно заканчивали свой путь крахом и поражением их дела. Но люди – таковы уж они – вновь и вновь ищут себе новых антихристов, новых богов на земле. И так будет, как говорит нам Апокалипсис, до скончания века сего, до пришествия последнего антихриста. Б. Гибель Вавилона (18:1–24) Следующая глава Апокалипсиса написана в форме, типичной для ветхозаветных пророческих книг. Это так называемая «Песнь гибели», песнь гибели города Рима, изображенного в символическом образе Вавилона. а) Весть о гибели Рима ( Откр.18:1–3 ) 1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. 2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, 3 и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. Ангел, провозглашающий падение и гибель Вавилона, приходит в сиянии славы Божьей, которая осветила всю землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

В начале говорится, что Иов жил в стране Авситидийской; потом Писание свидетельствует о благочестивой его жизни, говорит о том, что у него было семь сыновей и три дочери, и о числе стад его. Сыновья его, приходя друг к другу, устраивали пиршества каждый день с тремя сестрами своими; а Иов призывал их и очищал сыновей своих, принося о них жертву Богу. Первое свидетельство Господа об Иове перед дьяволом ; первая клевета дьявола на Иова перед Господом. Господь дает власть дьяволу над всем, что было у Иова, кроме него самого. Прежде всего, дьявол посылает Иову весть о взятии в плен коней и ослов его, и об избиении слуг. Второй вестник сказал Иову, что сожжены овцы его и пастухи их. Третий вестник донес Иову о пленении верблюдов и избиении слуг. Четвертый вестник приходит к нему и говорит, что обрушился дом и убиты все дети его. При всем этом, случившемся с Иовом, он не согрешил перед Господом. Второе свидетельство Господа перед дьяволом в похвалу Иова, и вторая клевета дьявола на Иова перед Господом. Господь предает ему Иова, с тем, чтобы оставалась неприкосновенной душа его. Дьявол, вышедши, поразил Иова от ног до головы. Иов, сидя на навозной куче, скоблил свой гной. Жена убеждает Иова сказать слово против Господа и умереть; но он укоряет ее. Три друга Иова, Елифаз, царь Феманский, Валдад, властитель Савхейский, и Софар, царь Минейский, услышали о всем, случившемся с ним, и пришли к нему, каждый из страны своей, посмотреть на него, и, увидев его, разодрали каждый одежду свою при виде такого бедствия. При таком страдании Иов впервые отверз уста свои и проклял день и ночь, в которую родился. Он сказал: «Раб свободен от господина своего ( Иов.3:19 ), так дан страдальцу свет, и жизнь..., которые ждут смерти, и нет ее» ( Иов.3:20–21 ). Обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб?» ( Иов.3:22 ). В ответ на это Елифаз Феманский говорит Иову: «Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? ( Иов.4:7 ). Рев льва и голос рыкающего умолкает, и зубы скимнов сокрушаются; могучий лев погибает без добычи, и дети львицы рассеиваются ( Иов.4:10–11 ). Нет ни одного смертного, который был бы праведнее... Бога. И муж чище... Творца своего?» ( Иов.4:17 ). Безумные, говорит, хотя бы и укоренялись, но «тотчас проклял дом его» ( Иов.5:3 ), потому что «жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его» ( Иов.5:5 ). «Но человек, – продолжает он, – рождается на страдание, как искры, чтобы устремляться вверх» ( Иов.5:7 ). Господь «уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным» ( Иов.5:13 ); а невинного Господь избавляет от нужд «и в седьмой раз не коснется тебя зло» ( Иов.5:19 ). «Вот, что мы дознали; так оно и есть: выслушай это и заметь для себя» ( Иов.5:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В страданиях он созрел для покаяния и обратился к Богу и истине; в народе находились по временам твёрдые и верные слуги Господа, и сыны родины. Господь не раз тогда посылал народу избавителей в лице судей; одним из таких героев веры и родины и был знаменитый Гедеон со своими ближайшими сотрудниками. Как все великие люди, Гедеон не сознавал своего величия, и на призыв Господа к подвигу, в ответ на обетование победы, говорил о себе словами, полными несказанного смирения: «Господи, как спасу я народ? Вот я и племя моё самое бедное, и я в доме отца моего младший» (ст. 15). Но вдохновлённый верой и Божьим избранием, ободрённый чудесами и знамениями, выступил Гедеон на брань за попранную веру и за попранный народ, и прежде всего он один и с опасностью для жизни сокрушил идола Ваала и его капище, за что и получил прозвание Иероваала, т.е. противоборца Ваалу. «Дух Господень объял Гедеона, и он вострубил трубой», говорит священная книга (ст. 34); он созвал до 32000 человек под свои знамёна. И вот, здесь он обнаружил свою духовную мудрость великую: не в численности войска он видел силу и залог победы, а в крепости и огне святого воодушевления борцов за веру и родину. Пред ним стояли враги в силе огромной и вчетверо превосходили числом его отряд, но Гедеон убеждает своё войско: «кто боязлив и робок, тот пусть возвратится и пойдёт назад» (7:3). Остаётся после того у него только 10.000 человек. «И сказал Господь Гедеону: всё ещё много народу; не могу Я предать мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мной и не сказал: моя рука спасла меня» (7:4, 2). Тогда привёл Гедеон отряд свой к воде; уже приближались враги, уже каждая минута была дорога и опасна, уже каждый шорох был подозрителен. Сильная жажда мучила воинов. И тут-то сказались настоящие люди: одни жадно и нетерпеливо с поспешностью бросились к воде и стали пить её ртом, «лакая её языком своим, как лакает пёс» (ст. 5), другие – хладнокровно и сдержанно, при сильной жажде, в виду неприятеля, захватывали воду пригоршнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

В храмовом символе «голени-столбы» напоминают храмовые столпы Иахин и Воаз, означавшие «исправление» и «крепость». Вид его подобен Ливану, величествен, как кедры . Здесь Суламифь от описаний частностей своего Жениха переходит к общему виду его, вызывающему ее восторг и любовь к Нему. Вид Его подобен Ливану, величествен, как кедры . «Праведник... возвышается подобно кедру на Ливане» ( Пс. 91:13 ). Воспевается величественность Ягве. «Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?» ( Исх. 15:11 ). Величествен Господь – великолепен храм Его, обшитый Соломоном досками ливанского кедра. Все внутри храма было покрыто кедром, украшенным искусной резьбой (подобия огурцов и распускающихся цветов) ( 3Цар. 6:9–18 ). 10 . Уста его – сладость . Так завершает Суламифь воспевание образа своего Божественного Жениха, Ягве возлюбленного. Уста Господни источают божественное Слово, которое «слаще меда и капель сота» ( Пс. 18:11 ). Уста его – сладость , а по LXX – гортань его сладость. Посему и «сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим» ( Пс. 118:103 ). Сладость божественного учения от уст Его источалась в храме Иерусалимском. Так воспев, так описав Жениха своего Возлюбленного, восклицает Суламифь, как бы итог всему подводя: И весь он – любезность , или по переводу LXX и славянскому: И весь желание (предмет желания), а епископ Порфирий (Успенский) переводит: «И весь он красота». Он, Господь и Творец, любезен народу Своему, и весь желание чающим утехи Израиля. А по сравнению со страшными и порой безобразными языческими богами, Он весь – красота. Древний мир пытался откупиться от своих взыскательных и порой даже корыстных богов, умилостивить и задобрить их своими жертвами, а лучшие сыны Израиля уже возвысились до чистой любви Невесты к Богу своему как Прекрасному Жениху, Который Один был их всецелым желанием, даже когда они терзали Его. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские! Так ответила Суламифь на иронию дочерей Иерусалима, возвышенно и поэтично объяснив, чем Возлюбленный ее лучше других возлюбленных, почему она изнемогала от любви и заклинала их передать Ему об этом, если они встретят Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В христианстве «любовь есть совокупность всех совершенств» ( Кол. 3:14 ). Я приведу вам слова апостола, изображающие такое величие любви его, которое во всяком случае никак нельзя считать вызванным мыслью и желанием будущего возмездия. Вот что с клятвой пишет апостол Павел о своих единоплеменниках-евреях: «Истину говорю во Христе, не лгу; свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа (и, значит, на век погибнуть) за братьев моих, родных моих по плоти, т.е. израильтян... ( Рим. 9:1–4 ). А вот вам слова великого Иоанна Златоустог о, свидетельствующие, как понимала этот вопрос древняя Церковь : «Видишь ли душу твердую, ум высокий, дух непоколебимый, который восхищается не венцами, но утешается подвигами; радуется не наградам, но восторгается и самыми трудами; веселится не от воздаяния, но хвалится борьбой; прежде награды самые подвиги приносят ему величайшую радость " 81 . Те же мысли встречаем у других св. отцов Церкви. Св. Макарий Великий говорит: «Истинно любящие Бога не царствия ради небесного избрали работать Ему, но яко Бога Того Единого и Творца своего возлюбивше и верующе, положенный от самого естества непременный закон сей исполняют». Слова св. Григория Богослова : «Истинно любомудрые и боголюбивые любят общение с добром ради самого добра, а не ради почестей, уготованных здесь и за гробом, потому что это будет уже вторая степень правильной жизни, а третья – избегать зла по страху наказания». Но возмездие, повторяем, не побуждение к нравственной деятельности, это сама действительность. Неужели мы с вами не совершаем убийства потому только, что за убийство осудят, накажут, сошлют? Тем не менее закон, осуждающий убийство, существует во всяком государстве и нисколько не унижает праведной деятельности нравственно-развитых людей. Для некоторых, однако, – для людей нравственно неразвитых, этот закон служит сдерживающим началом жизни, и в этом смысле полезен. Так и будущее возмездие в системе христианского нравоучения до некоторой степени нужно и как побуждение для несовершенных христиан, для которых непонятны и недоступны побуждения высшие, а в более совершенных оно заменяется любовью ко Христу и ближним, любовью ко всему доброму и прекрасному.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

В чем заключается основание любви, и где ее источник? Если мы любим друг друга, то основание нашей любви заключается в сродстве человеческой природы, и даже при индивидуальных различиях есть между нами существенная связь, скрытая в глубинах человеческого рода. В силу этой связи все люди составляют одно тело, по выражению ап. Павла, или «один город», – по выражению Зенона. Это кость от костей моих и плоть от плоти моей ( Быт. 2:23 ): этими словами Адам выразил свой восторг при появлении Евы и любовь свою к ней, и как на основание своей любви, он указывает, что в ней видит ту же природу, какую носит в себе. Эту же мысль выражают слова Бытописателя: для человека не нашлось помощника, подобного ему (2:20). Следовательно, подобие составляет условие тесной связи или любви между существами. Но общая человеческая сущность, лежащая в основе их лиц и побуждающая ко взаимной любви, указывает на более общую сущность, всеобъемлющую, или божескую, лежащую в основании первой. Как человек есть подобие другого человека, от которого он родился, так все в совокупности человечество есть подобие своего Творца, и в силу этого подобия побуждается к любви Творца. В Свящ. Писании прямо говорится, что мы божеского рода ( Деян. 17:20 ). Говорится также: сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его ( Быт. 1:22 ). И еще: в Нем мы живем и движемся и существуем ( Деян. 17:28 ). И, следовательно, источник любви есть Бог. Он и в Самом Себе, в Своей Собственной сущности есть вечная любовь: «Бог есть любовь», – говорит ап. Иоанн (4:8, 16). Сотворивши по любви мир, как Свое подобие, Бог обязал этим и человека любить Его, как свой первообраз. Любовь Божия есть первая любовь, а любовь наша есть вторая любовь. Потому говорит апостол: Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас ( 1Ин. 4:19 ). Любовь Свою к миру Бог выразил в особенности ниспосланием Сына Своего для искупления человеческого рода. Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного ( Ин. 3:16 ). В этом Божием действии выразился самым ясным образом существенный элемент любви – самопожертвование. Этот элемент должен характеризовать и нашу любовь к Богу. Мы должны отвергнуться и забыть себя, чтобы жить Богом и в Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

В этих словах усматривается готовность Израиля идти вслед Господа. Влеки меня – этим означается призывающая благодать Божия, влекущая людей к Богу, но не принуждающая их. Мы побежим за тобою – свободный отклик Израиля на зов Ягве. Царь – например, в сирийских песнях, жених и невеста часто именуются царем и царицей. В христианском таинстве венчания на жениха и невесту возлагаются золотые венцы, напоминающие царские. Ягве часто именуется Царем Израиля. «Господь Бог Ваш – Царь ваш» ( 1Цар. 12:12 ; Ис. 6:1.5 ; Иер. 23:2 ; Иез. 34:11–16 ). Но еще чаще Господь именуется Царем после вавилонского плена ( Авд. 1:21 ; Зах. 14:9 ; Мал. 1:14 и др.). Ложница, или чертоги – это святой Иерусалим, или лучше сам Иерусалимский храм – место пребывания и покоя Ягве. Место – где Он являлся Своей Невесте – святому Израилю в лице его первосвященника. Туда устремлялись и девицы , ибо там был и двор язычников. Тех язычников, которые, оставляя своих идолов, устремлялись к Единому и Истинному Богу. Увлекаемый Господом, Израиль говорит: «Ты, Ягве, повлек меня за собою, когда я был в Египте, и я поспешил вслед Тебя, так что не успел заготовить в путь хлеба, и за это послушание Ты ввел меня в свой чертог, в город Иерусалим» Эти слова можно отнести и к плененным в Вавилоне иудеям, сердца которых тосковали по чертогам Господним, по храму святого Иерусалима. «При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе...» ( Пс. 136:1 ). Царь ввел меня в чертоги свои – «так говорит Господь Саваоф: снова переполнятся города Мои добром, и утешит Господь Сион, и снова изберет Иерусалим» ( Зах. 1:17 ). Иудеи ждали, когда они вновь будут позваны в Иерусалим, теперь уже из Вавилона, как некогда из Египта. Возрадуемся и возвеселимся о Тебе и возлюбим сосца твоя паче вина – радость иудеев при возвещении им вести о спасении. «Возвеселится сердце их, как от вина; и увидят это сыны их и возрадуются; в восторге будет сердце их о Господе» ( Зах. 10:7 ). 1:4 Черна есмь и добра, дщери Иерусалимския, якоже селения кидарска, якоже завесы Соломоновы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ведь и Спаситель, обращаясь к апостолам в прощальной с ними беседе, так говорил о врагах христианства: «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» ( Ин. 16:2 ). Так и проповедники бунтов и забастовок не замечают, как они из людей, по-видимому, ищущих добра рабочим и крестьянам, делаются врагами рабочих и крестьян, врагами общества и государства. Разве зло и насилие принесут добро? Разве грязное белье можно вымыть и сделать чистым в грязной луже? Кому полезны стачки, забастовки? Они лишают бедных людей работы и заработка; несчастные семьи сидят без куска хлеба; припасы становятся дороже; многого купить нельзя; мяса и хлеба не продают, или продают за большую цену: и денег не заработаешь, да и то, что скопил и припас, скоро истратишь. Все это ложится тяжким бременем на тех же рабочих, на тех же бедняков, которым их руководители в стачках обещают всякие блага, и которых уверяют в своей любви и заботливости. Не говорим уже о том, что наряду с людьми хорошими, но обманутыми, в среде подстрекателей на бунты и забастовки не мало прямо злых людей, сознательных врагов России. Таким нужна только смута; они хотят помешать правительству в его работе. Как вору и хищнику нужна ночь, так им нужно общее недовольство. Люди рабочие! Вас так любил Христос Спаситель наш и святые апостолы; о вас так всегда заботилась и молилась Церковь Божия; из рабочих людей в древности вышло столько святых и праведных, которых мы почитаем! Не оскорбляйте же Христа Господа изменою Его учению; не ухудшайте своего положения волнениями и забастовками; не препятствуйте Царю и правительству заботиться о вас и устроять во благо вашу жизнь! Свято пред Богом и пред людьми почетно ваше звание: не делайте его позорным! «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Великий здесь соблазн и великое мучение для нашей совести и для нашей деятельности. Очевидно, нужно мудрости человеческой указать и дать нечто высшее, нечто такое, что приводило бы её выводы к необходимому единству и чрез то давало бы ей и возможность служить действительной силой и опорой жизни. Очевидно, для того, чтобы, всё испытывая, держаться доброго, нужно иметь постоянно высшее руководящее начало, нужно всегда безошибочно знать, где и в чём это доброе. Святой Златоуст говорит, что «София-Премудрость есть Сын Божий, соделавшийся человеком» 124 . У него только мы и найдём безошибочное руководство для нашей человеческой мудрости. Мы найдём у Него такое руководство, применяясь даже только к обстоятельствам ныне празднуемого события. Божественная София-Христос. Ныне Он торжественно входит в Иерусалим, в город священных обетований и неизреченных благословений. Входит Он, как Царь к Богоизбранному народу. Из дали веков провидел это пророк и тогда же указал одну знаменательную черту в этом торжественном и царственном шествии Господа: Царь Израилев входит кроткий и спасающий; Он сидит не на коне, знаменующем на Востоке брань и воинские занятия, Он воссел на молодого осла – животное, знаменующее мирную жизнь, мирный труд. Вот первое свойство истинной и божественной премудрости: она – кроткая и спасающая. Один из учеников воплощённой премудрости так говорит об этом в поучение векам и народами: «Мудр ли и разумен кто из вас, – докажи это на самом деле добрым поведением с мудрой кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, бесовская. Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» ( Иак. 3:13–17 ). Как воистину применимо слово в слово это наставление апостола и к нашему времени! Итак, если предлагается нам премудрость человеческая, сеющая злобу, зависть, ненависть и разделение, если эта мудрость, как, например, социал-демократия, обещает не соединение людей в мирном сожитии, а исступлённо повторяет только об одном – о «борьбе классов», о борьбе отдельных людей между собой, как о чём-то желательном и необходимом; если возглашая: «в борьбе обретёшь ты право своё», право и правду желают найти путём насилий, крови, злобы, убийств, подстрекательствами к убийствам и сочувствием им: то это не свыше сходящая мудрость, а земная и бесовская.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Веротерпимость... Знают ли сторонники её и поклонники этого модного идеала что веротерпимость истинная есть удел и право только и исключительно людей верующих, и притом глубоко верующих, и притом горящих огнем веры и ревности, и усердия? Знают ли они, что уважать чужое религиозное чувство может только тот, кто в себе его сам имеет? Знают ли, что у теперешних проповедников веротерпимости, как они ее понимают, говорит или равнодушие к вере или тайная к ней злоба? Вот Ирод говорит волхвам: идите и поскорее тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне поклониться Ему ( Мф.2:8 ). Четырнадцать тысяч избитых младенцев Вифлеема, – вот жертвы «веротерпимости» Ирода по отношению к волхвам, но это только самая малая, самая незначительная часть погубленных нынешними защитниками веротерпимости юношеских душ, в которых вера убита равнодушием, отравлена безбожными книжками с насмешками и издевательствами над христианством и всякой верой. Не забудьте, что книжки эти издаются и пишутся исключительно сторонниками пресловутой свободы совести и неверия – терпимости. Вот, изображенный в Деяниях апостольских проконсул Ахаии Галлион, с его презрительною речью, под которой теперь охотно подпишутся все сторонники пресловутого правового государства, с его замалчиванием и отрицанием всякой религии. Иудеи! – говорит Галлион, когда к нему привели судить апостола Павла за проповедь, – если бы какая-нибудь была обида, или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас. Но когда идёт спор об учении и именах, то разбирайте сами: я не хочу быть судьею в этом. И прогнал их от судилища. Дееписатель тут же замечает: А все еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его пред судилищем, и Галлион нимало не беспокоился о том ( Деян.18:14–17 ). Уже раздавались речи наших веротерпимых Галлионов в Государственной Думе. И скоро-скоро еще услышат русские православные люди о таких законопроектах нынешних думских Галлионов в защиту «укрепления начал веротерпимости», такие речи в Государственной Думе при их обсуждении, что у них зазвенит в обоих ушах... И придется покинуть представление о том, что отцы наши и предки создали Русь святую и боголюбивую, что стране нашей смиренной, полной вере и чудес, Бог отдал судьбу вселенной, власть земли и глас небес, что всю нашу землю родную с ношей крестной Царь вселенной исходил благословляя, что чистая риза Христа всегда будет покрывать и исцелять раны и язвы совести народной... Когда православные русские люди захотят охранить святыню веры укрепить и расширить её действия, высшее государственное учреждение скажет им: «я не хочу быть судьею в этом», и прогонит их от судилища. Оно в сознании своей высокой культурности, в согласии со всеми европейскими авторитетами, объявить все веры одинаковыми и терпимыми, а это значит, что из них истинной нет ни одной...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010