Временными удалениями Иисуса Христа в пустынные места, как это было доселе, уже нельзя успокоить врагов; всякая попытка придти в Иерусалим уже видимо грозила Спасителю смертью, и об этом засвидетельствовали сами ученики Господа в ответ на высказанное Им желание идти в Иудею ( Ин.11:8 ). При таких-то обстоятельствах Иисус Христос отправляется в Иерусалим. Он идет молча впереди, весь преисполненный ожиданием мук и смерти, а сзади за Ним следуют ученики Его, следуют со страхом, как замечает евангелие. При таких-то обстоятельствах и происходит замечательный разговор Спасителя с учениками Своими. Он подзывает их и говорит: «Вот мы восходим в Иерусалим и Сын Человеческий предан будет в руки грешников, и поругаются над Ним, и оплюют Его, и убьют Его, и убиен быв, в третий день воскреснет». В словах Спасителя слышится желание предохранить учеников от грядущего соблазна: пусть знают они, что совершенно ясно Учитель их предвидит страдания, что совершенно добровольно Он идет на эти страдания, что сила Божества Его все-таки восторжествует над спасенным миром. Христос говорил о Своих страданиях и унижении, – а ученики помышляли о славе Его земного царства, которого они упорно ожидали, вопреки всем указаниям Господа. Мать сынов Зеведеевых, т.е. апостолов Иоанна и Иакова, а потом и сами они обращаются здесь к Спасителю с необычною просьбою: дай, чтоб один из нас сел по правую, а другой по левую сторону в царстве Твоем ( Мк.10 ). Так просят они, а другие апостолы негодуют на них, но не за то, что просьба их неуместна, а за то, что Иаков и Иоанн себе одним просят благ, на которые рассчитывают и прочие апостолы. Все они глубоко заблуждались, думая, что царство Христа есть царство земное, и можно себе представить, как горько было на душе и сердце Спасителя, когда Он видел, что ближайшие Его ученики не понимали Его. И вот здесь-то Он и сказал им вечныя слова: «Вы знаете, что князья владеют людьми и сильные господствуют над ними и благодетелями называются; у вас же пусть будет не так, но кто хочет быть из вас первый, да будет всем слуга, а кто хочет быть старшим между вами, пусть будет всем раб».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Вспомним некоторые из библейских текстов, содержащих в себе обетования Израилю о Мессии. Обетование, очевидно, возбудило в Иудеях живое ожидание; сознание же исполнения этого обетования, чувство удовлетворения выразилось при рождении Иисуса Христа. «Господи, – воскликнул старец Симеон, человек праведный и благочестивый, ожидавший утешения Израилева, – ныне отпущаешь раба Твоего по слову Твоему с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты приготовил дать всем народам как свет к просвещению язычников и как славу народа Твоего Израиля» ( Лук.2:25–32 ). После Симеона одна благочестивая женщина «лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь, Анна восхвалила Господа и говорила об Иисусе Христе всем во Иерусалиме, ожидавшим избавления Израилева» (ст. 36–38). Там был ещё некто более Симеона и Анны, и было ещё нечто выше их восторгов радости: «В те дни там явился Иоанн Креститель, проповедуя в пустыне Иудейской. Он имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный вокруг чресл своих, и пищею его были акриды и дикий мед. И он говорил: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное; ибо это Тот, о ком пророчествовал Исаия пророк, говоря: Глас вопиющего в пустыне говорит: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Его: я крещу вас в воде, чтобы привести вас к покаянию, но есть некто среди вас, которого вы не знаете. Он есть Тот, кто идёт после меня, но который превосходит меня; я не достоин развязать ремень у обуви Его... И я не знал Его, но я пришёл крестить в воде для того, чтоб Он явлен был Израилю... И я видел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий» ( Мф.3:1–5 . Мк.1:2–11 . Лук.3:1–18 . Ин.1:26–33 ). Некоторые, хотя боязливо, покушались представлять Иисуса Христа как знаменитейшего из числа многих преобразователей, которые около того же времени присваивали себе имя и дело Мессии, предсказанного пророками и ожидаемого Израилем. В частности, как на одного из Его предшественников указывали на Иуду Галилеянина, который немного после рождения Иусуса по случаю переписи, назначенной императорским легатом Квиринием, решился возмутить Иудею против этой меры, против налогов, через неё установляемых, и против самого императора, провозглашая, что одному Богу принадлежит имя Владыки, и что свобода дороже жизни 44 . Такие сравнения, не скажем – уподобления, лишены всякого основания; мнимые предшественники Христа были собственно противниками римского владычества, восстававшие так же, как и прежде них Маккавеи, во имя национальной независимости и в духе противодействия правительству в пользу правления Моисеева. У Иисуса Христа не было предшественников; Его дело не имеет никакого отношения ни к одной из предшествующих попыток, и Его единственным Предтечей был Иоанн Креститель, чуждый, как и Он сам, всяких предприятий и видов политических и столько же смиренный пред Ним, как пред истинным и единственным Мессией, сколько Иуда Галилеянин и его сообщики были дерзки против императора.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/razm...

Вспомните далее, кто из апостолов был по преимуществу проповедником любви и сам был преисполнен любви? Это – св. Иоанн, память которого мы вчера прославляли. Это он учит, что не любящий брата пребывает в смерти, что ненавидящий ближнего есть человекоубийца. Но послушайте, что апостол любви говорит нам о нечестивых соблазнителях: «Многие обольстители вошли в мир. Наблюдайте за собой, чтобы вам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Кто приходит к вам и не приносит правого Христова учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его» ( 2Ин. 1:7, 8, 10–11 ). Слышите, как строг суд к этим нечестивцам? Апостол любви воспрещает даже молиться о таковых, согрешающих грехом к смерти ( 1Ин. 5:16 ). И понятно: ведь грех противления и упорной злобы против Божественной Истины, и по слову Воплощённой Любви, Христа Спасителя, не простятся людям ни в сей век, ни в будущий ( Мф. 12:31 ). И даже слово вразумления, в ответ на такую злобу, является бесплодным, почему и заповедано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его своими ногами и, обратившись, не растерзали вас» ( Мф. 7:6 ). И другой апостол учит: «Вкрались некоторые люди, нечестивые, ругатели, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высшие власти, ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям; уста их произносят надутые слова; они отделяют себя от единства веры. А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, сохраняйте себя в любви Божией. И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте»... ( Иуд. 1:4–23 ). Мы уже сказали, что страхом спасать есть право и обязанность законной власти, посылаемой для наказания преступников и для поощрения делающих добро ( 1Пет. 2:14 ). А наша обязанность – делая добро, заграждать уста невежеству безумных людей (ст. 15). Пусть же горит и пламенеет в нас вера и ревность, пусть всегда, как сегодня, это множество верующих стекается к святыням, пусть каждому оскорбителю святыни ясно будет, что его вопли неверия и призыв к смуте – это клокотание зловонной грязи, которое хочет перемочь силу звука и раската грома небесного...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

«За шесть дней до Пасхи, – повествует святой евангелист Иоанн, – пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним» ( Ин. 12, 1–2 ). Евангелист нарочно обращает внимание читателей на Лазаря, воскрешенного из мертвых, чтобы показать всемогущество Христа, грядущего на страдания, и указать на то, что Он идет на смерть добровольно. «Многие из Иудеев, – продолжает евангелист, – узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых», – так велико было действие на народ этого чуда, совершенного Господом незадолго пред страданиями! «Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса» ( Ин. 12, 9–11 ), – столь велико было их озлобление против истины, что воскресшего мертвеца, вызывающего у всех естественное, невольное изумление, они не хотят оставить в живых, только бы не было им препятствия со стороны света оставаться во тьме, которую возлюбили ( Ин. 3:19, 8:12, 12:35–36 )! Однако никакие усилия их уже не могли остановить восторга народного: сопровождавшие Христа толпы народа, повинуясь единственно наполнявшим их чувствам удивления пред великим пророком и чудотворцем, начали единодушно и открыто выражать свои чувства: не сознавая сами значения своих действий, они являлись исполнителями сказанного о Христе древними пророками. Сами ученики еще не понимали происходившего пред их глазами и, только когда прославился Иисус, увидели, что, сами не сознавая того, они явились исполнителями древних знаменательных пророчеств о Христе ( Ин. 12, 16 ). Один Господь духовным взором Своим видел все. Посему «когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию, к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение», т. е. в Вифанию (ср. Ин. 12:1, 9–12 ; Мф. 21, 1 ). Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус. Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Так действительно и было: хозяева осленка, узнав, что он нужен Господу, тотчас отпустили его ( Мк. 11, 5–6 ; Лк. 19, 33–34 ). Этим Своим предречением о том, что случится с осленком, Господь хотел научить учеников Своих, что Он добровольно идет на страдания: ибо если бедные (может быть) хозяева беспрекословно отпускают осленка по одному слову Господа, как замечает святой Иоанн Златоуст , то, очевидно, Он мог воспрепятствовать иудеям схватить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

И как разум и телесные силы помогают человеку в сохранении и поддержании его жизни и в добывании средств для пропитания себя и своих близких, так точно разум человека помогает ему отыскивать и нужные лекарства от болезней для той же цели, т.е. для сохранения жизни. Древний библейский мудрец говорит, что Господь от земли создал врачевания, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими ( Сир. 38:4 ). Поэтому тот же мудрец советует: Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание, и от царя он получает дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Для того Господь и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими Он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и чрез него бывает благо на лице земли (1–8). И смотрите, поучаясь, как и в ветхом и в новом завете люди святые не пренебрегали внешними пособиями для исцеления ближних от болезни. Моисей и словом чудодейственным мог сделать воду в пустыне здоровою, но он находит для этого особое древо, которое вложил в воду и сделал ее сладкою и тем прославил имя Божие и спас народ от смерти ( Сир. 38:5 ; ср. Исх. 15:5 ); царю Езекии пророк, посланный к нему для исцеления, накладывает на больное место пластырь и спасает его ( Ис. 28:23 ; 4Цар. 20:7 ). Ангел, посланный исцелить Товита от слепоты, указывает для сего сыну его лекарство – желчь от рыбы, и ею возвращает больному зрение ( Тов. 3:10, 6:3–9 ). Спаситель наш исцелял болезни словом, но нередко употреблял и видимые средства исцеления: слепому возвратил зрение плюновением и возложением рук на очи; другому помазал очи брением и повелел умыться в купели Силоама; глухому и немому возложил перст в ухо и коснулся языка его ( Мк. 8:22 ; Ин. 9:6 ). Один из евангелистов – св. апостол Лука был врач; он помогал врачеваниями другому великому апостолу – Павлу в его немощах ( Кол. 4:14 ), много святых были врачами: Косьма, Дамиан, Кир, Иоанн, Пантелеймон...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Ин.11:1–45 Евр.12:28–13, 8 Сегодня мы вспоминаем, как Господь воскресил святого праведного Лазаря. Он был братом Марфы и Марии, о которых мы слышим во все Богородичные праздники. Господь был за пределами Иудеи, когда «сестры послали сказать Ему: Господи! Вот, кого Ты любишь, болен». Кстати, далее Евангелист подтверждает: «Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря». О себе Иоанн Богослов тоже говорит, как о ученике, «которого любил Иисус» ( Ин.13:23 ). Но неужели Бог, Который есть любовь, Который заповедал любить и врагов, может кого-то любить, а кого-то не любить? Дело, очевидно, в том, что каждый христианин должен понять и почувствовать, что Господь именно его больше всех любит. Марфа и Мария, как и Иоанн Богослов, – открыли для себя эту тайну. Поэтому они и послали сказать именно так. Иисус же промедлил два дня. И лишь когда Лазарь умер, Он «сказал ученикам: пойдем опять в Иудею». Ученики без восторга встретили это предложение: «Равви! Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и ты опять идешь туда»? Иисус сказал, что Лазарь «уснул», и они спешат ухватиться за это: «если уснул, то выздоровеет». И лишь когда Иисус прямо сказал, что он умер, но идти все равно надо, то настроение и ожидание учеников выразил Фома: «пойдем и мы умрем с Ним». И вот, Господь подходит к Вифании. Марфа, услышав, что Он идет, поспешила навстречу и сказала: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». В этих словах слышится укор, потому что она знала, что Господь пошел не сразу. Но Марфа все равно верит в Его силу: «Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Однако же, на обещание Иисуса, что «воскреснет брат» ее, она отвечает: «Знаю, что воскреснет», но воскреснет «в последний день». Она верит, что Иисус есть «Сын Божий, грядущий в мир», но не может представить себе, что воскреснет четырехдневный мертвец! Тем не менее, Марфа позвала Марию. Мария пришла с тем же, что и Марфа: «Господи! Если бы ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус уже не говорит с ней, как говорил с Марфой, не требует веры, видя, что она находится в безмерной печали.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Ин.12:16 .  Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Как ученики прежде не поняли слов Христа о Себе как о храме, который будет сперва разрушен, а потом восстановлен ( Ин.2:19 ), так и по отношению ко входу Господню в Иерусалим они обнаруживают непонимание того, что в этом исполнились ветхозаветные пророчества о Христе. Только после прославления Христа они поняли, что и сами послужили к осуществлению этих пророчеств, приведя к Господу осла, на котором Он и совершил вхождение в Иерусалим ( «и это сделали Ему»). Ин.12:17 .  Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Ин.12:18 .  Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Ин.12:19 .  Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним. «Народ», т.е. толпа народа ( χλος), бывшая в Вифании при воскрешении Лазаря; разъяснял «народу», т.е. опять толпе ( χλος), которая встречала Христа в воротах Иерусалима, что сделал Господь в Вифании. Этим и объясняет евангелист восторг, с которым встречен был Христос. Фарисеям тогда показалось, что уже «весь мир» или весь народ идет за Христом, и они побуждают этими соображениями друг друга к более решительным действиям против Христа. Ин.12:20 .  Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Эллины, о которых здесь упоминает Иоанн, принадлежали, по-видимому, к так называемым «прозелитам врат» и пришли в Иерусалим для поклонения (ср. Деян.24:11 ). В какой день случилось следующее происшествие евангелист не указывает. Ин.12:21 .  Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Эти прозелиты видели, как иудейский народ встречал своего Мессию, с ожиданием Которого они не могли не быть ознакомлены прежде, и пожелали «видеть Иисуса», т.е. познакомиться с Ним («видеть» же Его они могли и прежде). С просьбою познакомить их с Христом они обращаются к апостолу Филиппу. Иоанн, говоря, что Филипп был из Вифсаиды Галилейской (см. Лк.9:10 ), этим самым дает понять, что Филипп мог быть известен этим «эллинам», по всей вероятности, пришедшим из Десятиградия, в отношении к которому Вифсаида занимала соседнее место (ср. Мф.4:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но и теперь, и без их рассказов мы можем ясно представить себе их положение при беспрерывных боях, когда приходилось сражаться буквально дни и ночи без перемены даже для короткого отдыха; когда недостало ни боевых снарядов, ни жизненных припасов, ни лекарств для больных и раненых, в то время, как цынга, тиф и другие болезни косили косою смерти поредевшие ряды защитников крепости, как бы вступив в союз с внешним врагом; когда не успевали и не могли хоронить тысячи убитых, и они гнили на открытом воздухе, заражая его ужасающим зловонием; когда больных бросали без призора, и они, едва держась на ногах, продолжали сражаться; когда раненые по нескольку раз возвращались в строй до новых тяжких ран или смерти; когда «люди стали тенями», и одни падали мертвыми у орудий от полного изнеможения, а другие от страшной усталости переставали понимать человеческую речь и слова команды; когда, наконец, страдальцам, отрезанным от мира и оставленным, уже не виделось впереди никакой помощи и спасения... И все-таки больные выздоровеют, живые возвратятся домой; они услышат привет родины, почтительное удивление всей России, благодарное слово и награду от Царя; имя их будет славно, и до конца дней для каждого из них одно слово: «я был и сражался в Порт-Артуре» будет честью и бесспорною похвалою. Они увидят родное небо, родное солнце, родную природу, родных людей, родные храмы... Но что сказать вам, одиннадцать тысяч убитых?!! Кто теперь прольет слезу над вашими дальними безвестными могилами? Кто утешит вас и восхвалит за пролитые слезы, за голод и жажду, за страдания и кровавые горящие раны? Где теперь, милые, ваша родина, ваше небо, ваше солнце, где ваш храм и где вы служите Богу, Которого возлюбили? Видел некогда новозаветный Тайнозритель Иоанн: «Взглянул я, – говорит он, – и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, стояло перед престолом и Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих... И начав речь, один из старцев спросил меня: сии, облеченные в одежды белые, кто они и откуда они пришли? И...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

О. Когда Иисуса Христа в саду Гефсиманском воины взяли под стражу, «один из бывших с Иисусом, простёрши руку, извлёк меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсёк ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». В. Как читается текст Лк. 9:51–56 ? О. «Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим, и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение». В. Каким должно быть отношение христианства к социализму? О. Не отрицая коммунизма и даже одобряя и поощряя его там, где он возможен по чисто нравственным условиям, при сохранении полной свободы выбора образа жизни, притом не ради земных целей, а ради Бога и нравственного совершенства, как это мы видим в общежительных монастырях, – истинное христианство, как религия духа и вечности, должно отвергнуть современный социализм, который, не желая быть простой теорией, претендует на значение новой веры человечества, стремящейся вытеснить и заменить собой христианство, – на значение целостного, хотя и грубого, узкого мировоззрения, проповедующего культ плоти и сосредоточивающего все помыслы человека исключительно на интересах его земного, материального благополучия, с полным забвением о Боге, о вечности, о жизни духа, – о том, словом, что есть «едино на потребу». В. Чем может быть объяснено явление христианского социализма после того, как выяснилось, что христианство и социализм взаимно исключают друг друга? О. То или другое смешение социализма предполагает недостаточное углубление в сущности этих двух начал, за исключением того случая, когда социалисты стараются обосновать свои положения ссылкой на Евангелие по тактическим соображениям. Факт нищеты и обездоленности тёмного люда, факт, который главным образом и содействует успеху социализма вообще, бывает часто причиной того, что христиански настроенные люди, желая облегчить ему бремя жизни, стремятся к реформе существующего общественно-экономического строя и в ложной надежде обращаются за разрешением этого вопроса к социалистическим теориям, которые, однако, не только, не способны разрешить его, но и противоречат по существу самому учению Христа и нормальному устройству жизни. С другой стороны, и социализм нередко прибегает к христианским началам любви, равенства, справедливости и т.п., чтобы прочнее утвердиться в мнениях воспитанных в христианской морали современных людей, что, однако, не мешает ему по существу оставаться враждебным христианству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Объяснение. Святой Иоанн объят был великой радостью, внимая вести о брачной вечере Агнца: ст.2:9. В этом духовном восторге он очевидно принял Ангела, говорившего с ним, за Самого Господа, за Самого Победителя тёмной силы, почему и устремился воздать ему поклонение. Ангел должен был отказаться от поклонения, воздаваемого с таким расположением. Божеское поклонение можно и должно воздавать Одному Богу. Однако это нисколько не противоречит тому, что можно и должно почитать преклонением главы и всего тела не только небесных духов, но и святых: Мф.18:10 ; Рим.14:18 ; 1Пар.21:16 ; Тов.12:12 . Откр.22:9 . «Но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я – сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей: Богу поклонись». Объяснение. Как в присутствии царя земного нельзя кланяться вперёд слуге царскому, так и здесь, в присутствии Сидящего на престоле ( Откр.21:5 ), Ангел не мог принять от Иоанна поклонения и потому сказал: Богу поклонись. Но почитание святых Ангелов, как слуг Божиих, имеет для себя основание в Священном Писании: Нав.5:14 ; Суд.13:20 ; 1Пар.21:16 ; Рим.14:18 . Втор.4:19 . См. объясн. Деян.7:42 . Втор.17:3 и 4Цар.23:5 . «И пойдёт и станет служить иным богам и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел». Объяснение. Святые Ангелы называются не «воинством небесным», а «воинством Господним»: Нав.5:14–15 ; следовательно, здесь осуждается поклонение «воинству небесному» – светилам небесным (сабеизм). За чествование же святых Ангелов благочестивые люди получили благословение Божие: Нав.5:14 ср. 6:19; Суд.13:20 ср. 13:23–24. Иер.19:13 и Соф.1:5 . «И домы Иерусалима и домы царей Иудейских будут, как место Тофет, нечистыми, потому что на кровлях всех домов кадят всему воинству небесному и совершают возлияния богам чужим». Объяснение. Здесь опять-таки под «воинством небесным» разумеются светила небесные и осуждается поклонение этим светилам: Деян.7:43 . Между тем как Ангелы Господни называются не «воинством небесным», а «воинством Господним»: Нав.5:14 , и потому к чествованию святых Ангелов эти слова пророка можно относить только вследствие заблуждения, проистекающего от смешения понятий «о воинствах» небесных и Господних. За чествование святых Ангелов благочестивые люди, как выше доказывалось, получили благословение Божие: Нав.6:19 ; Суд.13:20 . Много и других мест Священного Писания, свидетельствуют в пользу почитания и призывания в молитвах святых Ангелов, как, напр.: Нав.5:15 ; Быт.19:1 ; Тов.12:12 и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010