Ярославское княжество образовалось в 1218 году, уже после того, как город Ярославль, основанный в начале XI века Ярославом Мудрым, превратился из отдаленного волжского форпоста Ростово-Суздальской земли в город значительный, самостоятельный, развивающийся, имеющий и строящий красивые церкви. Первым ярославским князем был Всеволод (1218–1238), получивший город в удел от отца, ростовского князя Константина. К Ярославлю относились также “Угличе поле, Молога и страны Заволгские до Кубенского озера” (см. примеч.2). Князь Всеволод Константинович разделил геройскую участь павших в сражении с татарами на реке Сити 4 марта 1238 года великим князем Юрием (Георгием) Владимирским, который также на берегах этой ярославской реки и в той же битве нашел себе славную мученическую кончину. В то время, как в Ярославле княжил Всеволод, в Ростове князем был его старший брат Василек (или Василько). Он тоже участвовал в роковом сражении, попал в плен. Василько был “красив лицом, имел ясный и вместе с тем грозный взгляд, был необыкновенно храбр”18. Ордынцы хотели склонить его на свою сторону, принять их обычаи и воевать вместе с ними, но ростовский князь “не ел, не пил, чтобы не оскверниться пищей поганых, укоризнами отвечал на их убеждения”18. Церковь причислила Василько, как и великого князя Георгия, к лику святых. Ярославский князь Всеволод имел двух сыновей – Василия и Константина – от Марины, дочери князя Олега Курского, с которою Всеволод сочетался браком в 1227 году. Смерть отца застала их еще детьми, не старше 10 и 9 лет. Тем не менее Василий наследует отцу на ярославском столе. В 1245 году, когда Василию было около 17 лет, он вступает в брак с княжной Ксенией, а уже в 1249 г., т. е. не старше 21 года, умирает, оставив после себя дочь Марию и сына Василия. О последнем в истории не осталось известий, должно быть, он умер мальчиком. Княжеский стол в Ярославле занимает младший брат Василия – Константин. Ему тогда было не более 20 лет. Через 8 лет, 3 июля 1257 года, князь Константин гибнет смертью героя в сражении на Туговой горе под Ярославлем (см. примеч.3).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Из его записей тех лет: “Азиатские горы, тяготеющие к Ташкенту, – это что-то особенное! Они достаточно велики, чтобы быть величественными, и в то же время не слишком грандиозны и не подавляют человека. В этих горах само собой образуется особое душевное состояние. Позади остаются искушения и суета мира сего, душа очищается, какое-то святое безмолвие охватывает ее, и она видит и слышит Божию красоту окружающего мира. Это я очень хорошо чувствовал каждое лето, проведенное на геологической работе, особенно в Приташкентском районе”. Во время войны он искал в этих горах вольфрам и молибден, необходимые оборонной промышленности, награжден медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне”. За сравнительно короткий период Константин Николаевич Вендланд сумел создать свою школу геологов-петрографов. Некоторые его ученики стали крупнейшими учеными, возглавляющими научную геологическую службу в национальных республиках бывшего СССР. Его концепции и прогнозные оценки находят подтверждение и при современном уровне исследований. Его труды цитируются, и на него ссылаются. Константин Николаевич всегда живо интересовался общими вопросами геологии и естествознания в целом. В первой половине сороковых годов у него возникло представление о земной коре, как о закономерной ассоциации геологических тел разной формы, состава и свойств. Новизна идей и постановка вопроса вызвала некоторую растерянность у присутствующих при защите научного отчета в Ташкенте сразу после войны. Сам же доклад он делал в Москве, уже будучи монахом Троице-Сергиевой Лавры. Известие о его священстве уже дошло до геологических кругов Москвы. Это была эпоха Жданова и Лысенко. Доклад был разгромлен с идеологических позиций. Геологу К. Н. Вендланду рисовалось возникновение нового раздела геологических наук – учение о геологических телах. Он является, по существу, забытым предтечей учения о геологических формациях и стратиграфической геофизике, получившего развитие в последующие десятилетия. Но, уйдя на церковное служение, он уже не принимал участия в их разработке. Его товарищ по Горному институту академик Владимир Степанович Соболев сокрушался: “Ушел в попы, пропал для науки, академиком мог бы стать”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

О реке жизни под названием “Геология” его коллегами и учениками создана рукописная книга воспоминаний. Мария Николаевна Соловьева, специалист Геологического института АН СССР, председатель Всесоюзной комиссии по микропалеонтологии, в военные годы училась в Ташкенте, и одним из ее преподавателей был будущий митрополит Иоанн. “Константин Николаевич, – вспоминала она, – был талантливым педагогом. Притягательная сила его складывалась из блистательного владения материалом в сочетании с удивительными личностными качествами, чего не могла не понять и не оценить истерзанная войной и полуголодная студенческая аудитория. Читал он вдохновенно. У него был прекрасный выразительный голос. Он не держался отчужденно, но и не заискивал, чем грешат часто в поисках популярности иные лекторы. Он уважал нас, и это сказывалось в его всегда безукоризненной подготовленности к лекциям. Одет он был очень скромно, если не сказать бедно: телогрейка, горные ботинки. Худ был неимоверно. Без преувеличения, все учившиеся у него и все работающие с ним любили и уважали его”. Он много занимался с детьми. Сохранился альбом с надписью на титульном листе: “К. Н. Вендланду от юных геологов Дворца пионеров”. Константин Николаевич руководил этим кружком в течение шести лет. Зимой школьники изучали теорию, а летом ходили в экспедиции. На пожелтевшей фотографии – молодой человек высокого роста, худощавый, белая рубашка, ремешок через плечо. Вокруг ребята – русские, узбеки. Константин Николаевич помогал семьям репрессированных, которых в Ташкенте было множество. Вклад К. Н. Вендланда в геологию Средней Азии весьма значительный. Кроме решения множества частных вопросов, им сделаны крупные научные обобщения о строении и происхождении массивов изверженных пород Западного Тянь-Шаня, основанные в значительной мере на данных собственных исследований. Они опубликованы в написанных им главах фундаментальных коллективных монографий, Трудах Среднеазиатского индустриального института, журналах, сборниках, бюллетенях. Геологическое прошлое не отпускало его всю жизнь. Как и не отпускала любимая Средняя Азия, где он побывал дважды уже на рубеже 70-х годов. Прошлое – это и родные могилы, и воспоминания о праведных трудах, и дорогая земля. “Ташкент мы проезжали ночью. Все мы встали и поклонились городу, в котором прожили двадцать лет своей жизни”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Они хотели, но не могли лишиться своих благ для пользы других, а Господь Иисус хотел и сделал. Все, что по человечеству имел Христос, Он отдал за наше спасение. Жизнь страдальчески отдал за нас на Кресте, а в душе пережил всю тяжесть наших грехов. Эта тяжесть мучительным бременем легла на Его чистейшую душу и вместе с телесными страданиями произвела в человеческой душе Спасителя страшное чувство богооставленности. Это чувство выразилось восклицанием: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ). Страданием, смертью и Воскресением Христовым очищены наши грехи, дело Спасителя было совершено не напрасно. Поэтому молитва Спасителя не расходится с делом; от спасительных действий Христовых приобретает особую силу Его пастырская молитва. Если праведники молились за других, то их молитва была просто человеческим пожеланием, выраженным перед Богом. Но Господь Иисус – действенный «ходатай Нового Завета» ( Евр. 9:15 ) и «может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» ( Евр. 7:25 ). Обратимся к рассмотрению Его пастырской, так называемой Первосвященнической молитвы. Спаситель начинает эту молитву прошением о Себе: «Отче! пришел час: прославь Сына Твоего», но о Себе Он просит не для Себя, а для славы Божией: «Да и Сын Твой прославит Тебя» ( Ин. 17:1 ). Далее, после собеседования с Отцом о Своих великих делах, совершенных Им на земле, Спаситель переходит к новым ходатайственным прошениям. Сперва Он молится о Своих апостолах: «Я о них молю… о тех, которых Ты дал Мне… Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы… чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» ( Ин.17:9–13 ). Как истинный Пастырь, Господь Иисус Христос хочет дать Своим чадам все то, что имеет Сам, всю полноту Своего блаженства, всю радость Его совершенную. Но Он не устраняет трудностей с их пути: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» ( Ин.17:15 ). Он желает воспитать Своих чад не в искусственных условиях отрешенности от всякого искушения, но в том мире, где им придется бороться с трудностями и преодолевать соблазны, чтобы они сделались опытнее, крепче и были способны другим помочь в таких же трудностях. И в этих условиях ученики должны получить благодатное освящение, нужное для единства с Богом:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Пятерых сирот приютили бездетные родственники – дядя, Яков Степанович Селюхин, и его жена, Ольга Александровна, -люди состоятельные и деловые: Яков Степанович заведовал тогда Александро-Невским рынком. Старший сын Егоровых – Николай (будущий профессор теоретической механики в технологическом институте Петербурга) занял лидирующее положение среди своих братьев: все старались равняться на него. Двое младших, Леонид (будущий архимандрит Лев)1 и Вячеслав, очень дружили между собой. Владыка Гурий любил показывать мне картину В. Серова “Дети” и при этом говорил, что изображенные на ней два мальчика (сыновья Серова) напоминают ему самого себя и брата Леонида. Дядя с тетей добросовестно воспитывали детей. Но ребятам все-таки не хватало настоящей материнской любви. Об этом мне говорил сам Владыка Гурий уже в преклонных летах. “Я, – рассказывал он, – не знал материнской ласки и теперь чувствую, что мне ее не хватает. Без нее и я стал, может быть, слишком рассудителен и недостаточно ласков к своим духовным детям”. Однажды в детстве ему стало грустно, и он сказал об этом своей тете, ожидая утешения. Но она равнодушно ответила: “Что же, тебе музыкантов привести что ли?” Такой ответ больно травмировал душу чуткого ребенка и запомнился на всю жизнь. Когда пришло время, Вячеслава отдали в Петровское коммерческое училище в Петербурге – среднее учебное заведение. От гимназии оно отличалось тем, что там не обращали большого внимания на изучение древних языков, а от реальных училищ – тем, что хотя там и изучались точные и естественные науки, но упор делался на такие предметы, как бухгалтерия и товароведение. Идеально преподавался французский язык: учитель этого предмета во время уроков не произносил ни слова по-русски. Преподаватель физики, Николай Васильевич Трифонов, – как вспоминал Владыка Гурий, – отличался циническим безбожием, но он прекрасно вел свой предмет. Кроме того, любил путешествовать и каждую осень рассказывал ученикам о своих поездках. Владыка Гурий вспоминал, что как-то на уроке учитель физики позволил себе антирелигиозный выпад, а он так удачно парировал его, что физик не знал, что и ответить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

С его смертью пресекается мужская линия первой династии ярославских князей. На княжеский стол Ярославля садится дева – Мария, дочь Василия. Ей тогда было не более 11 лет, и дела правления ведет ее мать Ксения, тоже еще молодая женщина, не старше 30 лет. Женщина правит княжеским столом немаловажного удела! Это событие – небывалое в Древней Руси7. Оно свидетельствует, впрочем, о том, что женщины уважались надлежащим образом нашими предками. На юной Марии через каких-то три-четыре года женится молодой князь Можайский Федор. Брак заключен по совету дядей Марии, сыновей ростовского святого мученика Василько, Бориса, князя Ростовского, и Глеба, князя Белозерского. Федор принят в чужую семью. Какие достоинства мог он принести с собой? Несущественным, но по тем временам обязательным достоинством было благородство происхождения. Из приведенной выше генеалогии мы видим, что этим достоинством Федор вполне располагал. Другим немаловажным обстоятельством была красивая и представительная внешность Федора. Ниже мы увидим, что красота и обходительность Федора пленят и ордынскую ханшу. Несомненно, однако, что Федор должен был зарекомендовать себя еще чем-то, иначе не склонился бы совет дядей Марии на брак с ним. Ратных подвигов мы за Федором к тому времени еще не знаем. Но, по-видимому, уже года два или три Федор хозяйничал в Можайске. Вот за это хозяйничанье, за то, что, получив Можайск, бедный и малый, Федор, как говорит житие, сумел сделать его не бедным, получает он, вероятно, одобрительный вотум почтенных дядей своей невесты. Он должен был и в Ярославле сделать то и еще более того, что сделал в Можайске. Что же встретил Федор в новой семье и новом городе? Молодая жена Мария должна была составить счастье возвышающегося в своем положении князя. Сын Михаил и две дочери, имен которых мы не знаем, говорят за прочность любви Федора к своей жене. За это же говорит спокойная стойкость, с которой впоследствии Федор будет отвергать брачные предложения Орды и согласится на них только после того, как узнает о смерти Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Как строился архиерейский распорядок дня Вставал он всегда очень рано, ложился очень поздно. Проснется раньше меня всегда — идет ко мне, стучит в дверь, будит. Я думаю: пока владыка моется, еще посплю, и снова в сон проваливаюсь — он снова в дверь стучит. Вскакиваешь, просыпаешься — бежишь. Вот так было. Санаторий Ясные зори, 2001 г.      То есть монашескую науку он показывал всегда личным примером. Вечером мы помолимся, он даст благословение, все пойдут спать, а он еще поклончики кладет. Владыка всегда их делал до последнего времени — физически был очень крепкий. Сделает поклоны, потом включит по старой привычке радио, чтобы быть в курсе событий. Ложился за полночь. А в шесть — уже бодрячком, все. Вставал, спускался вниз. На первом этаже находилась канцелярия, его личный кабинет, домовая церковь, на втором — общая трапезная и его келья. Он спускался вниз, занимался делами епархии, смотрел документы. Если служил, готовился к службе, уезжал на приход. С прихода возвращался, как правило, ненадолго: чайку попьет и опять — либо на богослужение, либо занимался епархиальной работой. Времени свободного у него практически не было. Как я распределял книги владыки Вспоминается мне такой случай. Как-то он привел меня в одну келью — в этой келье жил одно время митрополит Иоанн (Вендланд), духовный собрат и друг владыки. Оба они были духовными чадами митрополита Гурия (Егорова). Владыка Иоанн и ввел в семью Александро-Невского братства владыку Михея. И когда митрополит Иоанн ушел на покой, у него совершенно не было своего жилья, так что некоторое время он жил в здании епархии, когда в Ярославле был уже другой правящий архиерей — архиепископ Платон. Владыка Иоанн жил в маленькой комнате, метров девять квадратных. Потом уже ему город выделил квартиру. Ташкент, 1947 г. Слева направо: Игорь Мальцев, иероомонах Иоанн (Вендланд), епископ Гурий (Егоров), иподиакон Александр Хархаров      Вот в эту келью владыка меня приводит, открывает дверь и говорит: «Давай, лезь под кровать — доставай, что там есть». Я лезу под кровать, а там — целое сокровище: старинные минеи, жития святых, другие богослужебные книги, напрестольное Евангелие. Все очень ветхое, дореволюционное, но то, что составляет для владыки огромное сокровище, потому что это хранилось с тех пор, когда о таких книгах даже подумать опасно было, не то что достать их! Это сейчас их можно купить практически в каждом церковном магазине, а тогда это все было на вес золота.

http://pravoslavie.ru/65115.html

Глеб Александрович Каледа повторил таким образом тот особый путь служения Церкви Христовой, по которому шел и сам митрополит Иоанн. Путь этот, скрытый от глаз гонителей, был проложен отцами Александро-Невского братства. Все годы тайного служения отец Глеб совершал Божественную литургию в своей домовой церкви, освященной в память Всех святых, в земле Российской просиявших. Не знаем, кто дал название домовому храму: сам ли отец Глеб или благословил митрополит Иоанн. Но то, что русских святых особо почитали в духовной семье митрополита Гурия (Егорова), известно достоверно. В честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в 1930-е годы архимандритом Гурием была устроена тайная церковь в поселке Беш-Бала под Ферганой. В земляном полу узбекского домика вырыли нишу. В ней и разместили алтарь тайного храма. Уже при открытом служении в Ташкенте у Владыки Гурия в доме также был храм, освященный в честь Святых Российской земли. Все, жившие с ним, а это были будущий митрополит Иоанна (Вендланд), будущий архиепископ Михей (Хархаров), Елизавета Николаевна Вендланд, игумения Серафима (Яковлева) и многие другие, ежедневно пели им тропарь и кондак в конце и утренних, и вечерних молитв. Последнюю в своей жизни службу протоиерей Глеб Каледа отслужил Всем святым, в земле Российской просиявшим Может быть, и молодому геологу Глебу Каледе тоже довелось стоять на молитве в этом доме. Первый раз он приехал в Ташкент в 1951 году, после свадьбы с Лидией Владимировной Амбарцумовой. А затем ежегодно участвовал в экспедициях в Среднюю Азию и пользовался любой возможностью встретиться со своим духовным отцом. Известно, что последнюю в своей жизни службу протоиерей Глеб Каледа отслужил Всем святым, в земле Российской просиявшим. Говорят, что вдохновенной была его проповедь о подвиге известных и безвестных миллионах свидетелей, исповедников, мучеников и страстотерпцев – о его народе. С митрополитом Иоанном (Вендландом) После кончины митрополита Иоанна я часто бывала в Москве, заходила к отцу Глебу, отцу Леониду Кузьминову, к геологу Марии Николаевне Соловьевой. Она была ученицей Константина Николаевича Вендланда в Ташкенте. Рассказывала, как в экспедиции в Средней Азии сломала ногу. И Глеб Александрович Каледа, Глебушка, спускал ее с гор на своих плечах: «Глеб был бесстрашный геолог».

http://pravoslavie.ru/143202.html

На могиле митрополита Гурия в Симферополе. В ценре – митрополшит Феодор (Казанов) Милость Божия, но сегодня, сто лет спустя после кончины Николая Антоновича Вендланда и более тридцати лет спустя после кончины митрополита Иоанна, эта могилка не заброшена. Много лет ее навещал профессор математики из Петербургского университета, друг владыки – Сергей Андреевич Зегжда. Бывает там жительница Алушты Нина Павловна Сенник. Она знала митрополита Иоанна еще девочкой. Последние годы приезжает митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор (Казанов). В Ярославле он был келейником архиепископа Михея (Хархарова). И митрополит Иоанн, и митрополит Гурий для него родные люди. К нему присоединяются и другие ярославцы и волгоградцы, которые лично знали митрополита Иоанна или не знали, но любят его. Такое часто бывает в жизни верующих. 12 июля в день памяти митрополита Гурия владыка Феодор служит панихиду на его могиле в Симферополе у храма Всех святых, в Алуште на могиле игумении Серафимы (Яковлевой) и на старом Ливадийском кладбище на могиле Николая Антоновича. Геолог Константин Вендланд и архимандрит Гурий. Узбекистан, 1930-е гг. Еще несколько лет назад Ливадийское кладбище было совершенно заброшено Еще несколько лет назад Ливадийское кладбище было совершенно заброшено. Добираясь до могилы, мы карабкались по склону, цепляясь за колючие ветки кустарников. А если в момент подъема накрывал дождь (такое было), ползли по мокрой скользкой земле, держась друг за друга. Кладбищенская Вознесенская церковь еще в 1927 году разрушена землетрясением. Это то самое знаменитое Крымское землетрясение, когда за несколько дней было зарегистрировано более 200 толчков, разрушен Симферополь, а деревни в предгорной и степной части Крыма превратились в груды развалин. Теперь на месте церкви таксопарк. Коренные ялтинцы в большинстве своем не знают о существовании старого Ливадийского кладбища. Самый лучший способ его найти – спрашивать у местных, где таксопарк. Остатки кладбища нависают над Ялтинским шоссе в том месте, где оно поворачивает в сторону Ливадии. Если идти от этого поворота по тропинке вниз, то придешь к величественному памятнику государя Александра III, а затем к Ливадийскому дворцу. А если по тропинке вверх, то придешь к могилке.

http://pravoslavie.ru/157758.html

Как-то вечером, совершенно неожиданно для меня, в Клин приехал отец Глеб с сыном Сергеем. Я жил в церковном доме на территории храма. Они зашли ко мне в комнату и закрыли за собой дверь, которая обычно была открыта. Сергей достал из портфеля пишущую машинку и поставил на стол. Отец Глеб объясняет, что он решил выйти на открытое пастырское служение. У него был документ о посвящении в сан священника — Ставленная грамота митрополита Иоанна, датированная 14 августа 1979 года, которую Владыка Иоанн выдал ему за один-два года до своей кончины. Но в то время митрополит Иоанн был уже по болезни за штатом, а потому и выданный им документ не мог быть оформлен по всем правилам бюрократии. Совместно мы стали составлять бумагу, свидетельствующую о том, что мне доподлинно известно, что Глеб Александрович Каледа является священником, рукоположенным митрополитом Ярославским и Ростовским Иоанном (Вендландом). Владыка Иоанн скончался 25 марта 1989 года. С радостью я поставил свою подпись и печать благочинного под этим документом. Аналогичное свидетельство о священстве отца Глеба дал протоиерей Леонид Кузьминов, давний друг Владыки Иоанна. На прощание я вручил в пользование отцу Глебу свой восьмиконечный иерейский крест. И на многих фотографиях священника Глеба Каледы я его с радостью узнаю. Вернулся ко мне этот дорогой для меня крест после кончины отца Глеба. Отец Глеб хорошо знал текст и смысл божественной литургии. Когда он вышел на общественное служение Православной Церкви — легализовался. Первым храмом, в котором он открыто стал к Божиему престолу, был храм Илии Пророка в Обыденном переулке в Москве. У меня создалось впечатление, что духовенство этого храма держалось несколько на дистанции от нового пожилого пастыря. Как-то на буднях я пришел в эту церковь помолиться на литургии, которую совершал отец Глеб. Он был на два года старше меня по хиротонии, но не имел еще достаточных практических навыков в совершении богослужения в условиях храма. После литургии, которую отец Глеб служил без диакона, я дал ему несколько практических советов. Отец Глеб оживился и обрадовался, приняв все во внимание, а потом, как бы обращаясь ко мне, тихо спросил: «А почему же мне никто об этом здесь не сказал?..»

http://pravmir.ru/zhizn-v-tserkvi-svyash...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010