Χριστος; в псалме 2; αυτος – Той Быт. 3:15 в приложении к «σπερμα» (слову среднего рода), значит христиане не post factum, а много раньше явления Христа могли видеть у евреев в этих и подобных местах Слова Божия веру в Мессию. 4) Перевод LXX стоит во многих отношениях выше современного мисоретского чтения. Напр. в известном месте пс. 15 «преподобному твоему» у LXX вернее, чем читается у масоретов «преподобным твоим», в Пс.21:17 «пронзили» (о Христе) более правильно, чем масоретское чтение «как лев». 5) «Нельзя отвергать, что существует много разностей между нынешним еврейским текстом и переводом LXX толковников. Но несравненно в тысячу раз больше сходства между ними. Между тем как разность в большинстве случаев зависела от самих переводчиков, не может решительно доказывать изменения подлунного текста, сходство перевода LXX с современным еврейским текстом положительно доказывает не поврежденность подлинного еврейского текста». Общий вывод проф. Юнгерова таков: «Сходство между переводом LXX и нынешним еврейским текстом побуждает призвать, что нынешний текст не отличен от текста III в. до Р. Хр.» (стр. 375). 1) Моисей, живший с 1600 по 1480 г. до Р.Хр., положил начало ветхозаветной священной письменности. Написанные им пять книг (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), или так называемое «Пятикнижие», всеми писателями В. 3. от Иисуса Навина (8:31–85) и до Малахии «печати пророков» (4:4) называлось «книгою» или «законом Моисея» ( Лук.24:44 ), «книгою Моисея» (Мк.12:26), или просто «Моисеем» ( Иоан.5:45–47 ; 2Кор.3:15 ). Книги эти принято называть по содержанию «законоположительными», так как главное содержание их составляют «законы, правила и уставы», данные чрез Моисея. В Пятикнижии описывается происхождение мира и человека, первоначальная история рода человеческого до потопа, рассеяние народов по лицу земли после потопа, смешение языков, избрание из среды послепотопного человечества патриархов еврейского народа, их жизнь и сохранение среди них веры в истинного Бога и обетованного Спасителя, переселение их в Египет (этим заканчивается книга Бытия); происхождение от них еврейского народа, жизнь Моисея, избавление евреев от египетского ига (это событие сообщило название книге «Исход»), дарование им законов, учреждение скинии и всего чина ветхозаветного богослужения с тремя чинами священства (по имени низших служителей при скинии и книга о сем называется «Левит»), сорокалетнее странствование евреев по аравийской пустыне, по исчислении народа у горы Синай (отсюда наименование книги «Числа»), подведение евреев Моисеем к восточным пределам земли Ханаанской, прощальные речи Моисея, повторение вкратце закона для тех, кто не слышал его у Синая (отсюда название последней книги «Второзаконием») и смерть Моисея, описанная, конечно, его преемником.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

29 . После классов занимался повторением философских лекций по классу Логики. Лег спать уже в 1-м часу. Особенного ничего не было. 30 . После 1-го класса, в продолжении которого и мне случилось удачно ответить В.И.К, занимался весь день писанием философских лекций De judiciis… Пред ужином выпросили старшие на завтрашний день рекреацию. Поэтому после ужина в нашу комнату собрались было слушать музыки Г.Г. студентов. По приезде Отца Инсп. разрушил все. Все разбежались; по своим комнатам. Вот что значит жить под страхом, и невинные удовольствия считаются пороком. После ужина я опять писал de judiciis. Уснул также в 1-м часу. Мая 1. В сегодняшнее число была рекреация. Я встал в 5-м часу, до обеда писал лекцию. После обеда гулял в Пафнут. саду с М.А. 2938 За сим отдохнул с час, тут —348— пошел в Баню. После бани, напившись чаю у В.И. 2939 пошли с ним гулять. Доходили до конца Переславки, отселе до половины дороги к Корбухе. Назад прошли через Нижний… в сад Паф., обошли, его кругом и возвратились домой в начале 8-го часа. Вот какова была вся наша рекреация. Это писано перед ужином. Что будет после – не знаю. Да, вот забыл было содержание нашего разговора. Главный предмет разговоров был родина, радости и веселья, которые обещает она или которыми наслаждались в прошедшие годы. cimamaNpuяmho вспомнить старину (старое) cimamaNpuяmho в будущность взглянуть: cimamaKoль сердцем чистым обладаешь, cimamaKoль вестник внутренний вещает cimamaTeбe, что ты исполнил долг – cimamaДoлr человека – сколько мог. Но я заврался, пока кончить – пора ужинать. Ставлю перо в чернильницу опять с мыслями о родине. О родина! родина!… 2 . После классов писал из толкования Св. П. о Пророках прибавление, вновь выданное. Более не знаю, что записать. 3 . После классов писал из Истории Гражданской о Иоанне В. III-м или Великом, о сыне его Василии Иоан. и о сыне сего Иоанне IV Грозном. Впрочем, после Немецкого класса ходил с Н.Н. в сад Пафнутьев наслаждаться свежим воздухом молодых цветов и дерев. 4 . До обедни писал тоже, что и вчерась. После обедни опять в Пафнутьев, тут отдыхал. После с М.А. ходили на Корбуху – я еще в 1-й раз после Пасхи и с удовольствием. Разговоры наши были обыкновенные входили туда и мечтали о прошедшем и будущем, о провождении времени в Языкине и пр. и пр. Возвратившись в комнату, я занялся писанием Фил. Истории, именно Канта. После ужина были в треугольном Садике. Возвращаясь слышал, что сегодня выдали одному солдату жалованья 300 палок за… насильство. Кажется, достойное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Говоря о возрождении водой и Духом, Спаситель высказал Никодиму, что нужно было для определения и объяснения понятия возрождения. Заметим со Св. Златоустом мудрую постепенность, с которой Премудрый Учитель возводит учителя Израилева от чувственных его понятий к истинному пониманию небесного учения. Богочеловек, как бы нарочито, не ясно выразился прежде (ст. 3) о способе возрождения, употребивши только слово свыше, чтобы возбудить любознательность Никодима и, таким образом, постепенно возводить его от низких чувственных понятий к новым, возвышенным, духовныСв. Златоуст говорит: «для того-то Христос часто и говорил не ясно, чтобы побудить слушателей к вопросам и сделать их более внимательными. Ибо ясно сказанное не редко проходит мимо слуха, а неясное делает слушателя внимательнее и усерднее». Бесед. на Иоан. 24 . Подобно Кирилл Алекс. Comment. In Ioh. c. III. v. 5 p. 147. Lutet. 1688.. Действующее начало и способ возрождения в предшествующем изречении Спасителя не были обозначены; потому, как мы видели, Никодим и не понял Его, и предложил вопрос – как это может статься? Христос объясняет свое изречение, указывает на действующее начало и способ этого возрождения. Св. Дух силой и действием своих благодатных даров, при посредстве воды, возрождает человека, преобразует или воссозидает его природу. Это возрождение дарует человеку новое начало жизни, из которого может развиться новое направление, противоположное тому господствующему началу и направлению, которые являются во всяком невозрожденном человеке, как члене человечества, зараженного грехом, от которого оно никак не может освободиться своими только силами. Когда и в ком совершится это духовное возрождение или преобразование, явится это новое начало жизни, тогда и тот может увидеть царство Божие и войти в него; это необходимое условие, без которого участником его сделаться невозможно. Теперь Никодим более мог понять, чего требует Иисус. Он знал воду, как средство к очищению, предписанному законом в известных случаях ( Быт. 35:2 ; Чис. 19:7 ; Иез. 36:25 ), и, конечно, сам употреблял ее, как очистительное средство.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/a...

7 Ewald, Lehrbuch der Hebräischen Sprache, 6-te Ausg. (Leipzig. 1855) S. 470. not. I; Gesenius, Thesaurus philologicus criticus liuguae hebraeae et chaldeae V. T. (Lipsiae. 1842). T. III. p. 1359 – 1361; Lotz, Quaest. de hist. Sabbati, p. 6; Riehm, Handwört. Bd. II. S. 130°; Herzog, Real-Encycl. Bd. XIII. S. 157. Из образовалась форма , а затем, чрез новое усиление гласной, получилось уже слово (Ewald, ibid.). 8 De-Lagarde, Psalterium Hieronymi (Lipsiae. 1874). P. 158–159; Dillmann, Exodus und Leviticus (Leipzig. 1880). S. 214; Lotz, Quaest. p. 5 not. 9 Lotz, ibid. p. 6; Oehler, Real-Encycl. v. Herzog. Bd. XIII, S. 156. Некоторые, как напр. Мангольд (Schenkel, Bib. Lex. Bd. V. S 123), Де-Легарде (Psalterium Hieronymi, p. 158), Кейль (Bibl. Comment. Th. I. Bd. I. S. 423), считают слово за nomen agentis и принимают в значении , tempus quiescens. Но в таком случае едва ли бы могло употребляться выражение ( Исх. ХХ, 8 ). Что есть nomen actionis, – это подтверждается и аналогией с другими словами, образовавшимися подобным же образом, каковы нарезывание, царапина, грех (как действие) и многие другие названия болезней и пороков. См. Lotz, ibid. p. 6 – 7. 12 Из ряда недельных суббот в Евангелии выделены суббота великая ( Uoah. XIX, 31 : μεγλη μρα το Σαββτου) и суббота второпервая, δευτερπρωτον ( Лyk. VI, 1 ). – Субботой великой, по согласному мнению всех исследователей, называлась у евреев та суббота, на которую падал первый пасхальный день (Ср. Иоан. ХХ, 1 ), и которая, поэтому, считалась святою предпочтительно пред прочими. Wiener, Bibl. Realwört. Bd. II. S. 349; Scholz, Die heilig. Alterthümer. Abth. II. S. 12. Что же касается выражения Σββατον δευτερπρωτον, – то оно принадлежит к числу παξ λεγμενα и с давних пор считается crux interpretum. На трудность объяснения этого выражения указывал еще бл. Иероним в письме к Негоциану. „Мой прежний учитель“,– пишет Иероним, – „ Григорий Назианзин , как-то на мою просьбу объяснить, что значит у Луки (VI, 1) суббота δευτερπρωτον, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   Апостол предпочитает, говоря о разумном начале, пользоваться именно термином νος.. Примером пусть послужит рассуждение о законах ума и плоти (Римл. VII:23 и сл.) и о молитве (1 Кор. XIV:14-15). В словоупотреблении ап. Павла «ум» означает не только интеллект и разум, но и манеру думать, мнение, чувство, приближаясь в этом отношении к совести, помогая человеку быть послушным Богу. Ум, конечно, очень приближается к понятию «дух». Что это: два различных начала, или неодинаковые ступени религиозного ведения? Симар считает, что «ум» и «дух», равно как и «душа», посколько они являются понятиями этическими, не представляют собою различных принципов человеческой природы, но один и тот же. Пфлейдерер же находит, что у ап. Павла не «дух», а именно «ум» является высшим началом в отличие от плоти. То же разделяет и Бовон. Ниже будет сказано, почему Апостол в своей трихотомической схеме (1 Сол. V:23) выбрал именно слово «дух», а не «ум». Д. Совесть и сердце.    Наряду с понятием ума Апостол ввел в свои рассуждения о человеке и «совеет». Оно заимствуется из греческой психологии. Будучи «hapax legomenon» в Евангелии (Иоан. VIII:9), оно вовсе неизвестно Ветхому Завету. Да и в греческом языке оно не явилось ранее Менандра. Еврейское madah, переведенное LXX в Еккл. X:20, как «совесть», не имеет нравственного значения и гораздо точнее передается Вульгатою «cogjtatione tua», a в русском переводе «в мыслях твоих». Самое понятие совести, как нравственного советника и судии, конечно, было ведомо Израилю, (напр., 2 Цар. XXIV:10; 3 Цар. II:44, Иова XXVII, 6), но охватывалось понятием leb «сердце», этим всеобъемлющим центром религиозной жизни вообще.    На языке ап. Павла «совесть» есть понятие религиозно-гносеологическое и значит сознание о Боге, к которому мы приведены нашим существом, в отличие от «ума», как более общее и отвлеченное религиозное ведение. Совесть есть мерило моральных ценностей, нравственный законодатель, внутренний свет, путеводящий человека, судья его поступков, инстанция индивидуальная (2 Кор. I:12; IV, 2; Рим. IX:1; 1 Тим. I:5, 19; III, 9; IV, 2; 2 Тим. I; 3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

74 Bellarmin приводит ещё следующее место из Киприана: panis iste, quem Dominus discipulis poirigeb if non efficie, sed natura mutatus omni potential Dei factus est caro et sicut in persona Dei humanitas apparebat et latebat divinitas, ita sacramento visibili ineffabiliter divina e infudit essen tra. Но из того же Bellarmina видно, что сочинение, в котр. находятся означенные слова, ложно приписываются Киприану. (t. III, p. 261). 76 Прим. μεταβολη (первон. у Кир. Иерус., затем у Кир. Алекс., Софр. Иерус., И. Дамаскина и нек. друг.) mutatio, permutatio, transmutatio,immutatio, conversio, transitio (у Амвр. Мед., Август., Ремигия и др.) Означает собственно: оборот, перемена, изменение, превращение, обращение; главным образом, перемену нравственную, перемену образа мыслей, знания, положения, состояния. Напр., у св. Григ. Нисского в приложении к крещению: τεν δια του βαπτισαατος προς το κρεττον μεταβολην και μεταποιησιν (Cathech. oratio, cap. 40). В приложении к таинству Евхаристии, как увидим ниже, оно употреблялось у отцов в значении перемены одной субстанции на другую – Μεταποιησις – переделка, перемена (впервые у Григ. Нисск., потом Феодор. Гераклейского, И. Дамаск. и нек. друг. – см. ниже). В общем значит тоже, что и μεταβολη. Недаром эти слова часто употребляются рядом и безразлично у одного и того же писателя (у древн. – И. Дамаскина, позд. – Геннадия Схолария , Мелетия Пигаса и др.), как взаимно поясняющие друг друга. Ср. также только что приведённое место из 40 оглас. слова Гр. Нисс.– Με αρρυθμος и μεταρρ υθαισις (главн. образ. у Иоан. Злат.) – лат. transformatio (у Амвр. Мед. и Авг.) от μεταρρυθμιζεαθαι=перестраивать на чужой лад, преобразовать, переменять.– Μεταστοιχειωσις (впервые у Григ. Нисского –1 раз, затем Феоф. Болгарского) – лат. Transelementatio (у Амвр.). Весьма сильное выражение, обозначающее собственно перемену одной стихии в другую. Может быть поставлено почти на одну доску и μετουσιωσις. При филологическом разборе слов мы пользовались словарём Киевского Филологич. общества, составленным по Бензелеру. 1881 г. стр. 492, –3, –5.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pre...

Афанасий, Евсевий и бл. Феодорит), и в разные времена многократно совершалось над врагами христианства, в той гибельной судьбе их, какою почти все они оканчивали жизнь свою (Евсевий и кн. Лактанция о смерти гонителей Хр. Ц., – в Христ. Чт. 1833, III). азъ же поставленъ црь нег над горою стою 6. «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею» 7. «Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; 7 . В подтверждение слов Господа о поставление Им Мессии Царём Сиона, Сам Мессия хочет объявить и объявляет мятежному народу определение Божие, которым Он поставлен на царство. Господь торжественно признал Его истинным Сыном Своим, – не по усыновлению, или по особенной милости и отеческой любви, как называются сынами Божьими ангелы ( Иов.1:6; 2:1 ), цари ( Пс.88:27–28 ; 2Ц. 7:14), судии ( Пс.81:6 ), целый народ израильский ( Исх.4:22 ) и отдельные верующие ( Быт.6:2, 4 ; Гал.4:5–7 ), но по действительному рождению из Существа Божия, каков, по объяснению Евангелия, един только Господь Иисус Христос , как Единородный Сын Божий, сущий в лоне Отца ( Ин.1:18 и 14). Такое определение Божие должно было показать мятежникам, что Мессия получил от Бога царство по самому существу Своему, как Сын и Наследник Царя-Господа, почему никто не имеет права не признавать Его царственных прав, или восставать против законности Его власти. Так Иисус Христос, во время земной жизни Своей, не раз указывал иудеям на Свое сыновнее отношение к Богу Отцу, как на доказательство Своего божественного посланничества и обязанности для Его слушателей внимать и следовать Его учению ( Иоан. 5:17–27; 6:38–40; 12:48–50 и мн. др.), и восстание против Него иудеев представил под образом убиения злыми виноградарями сына и законного наследника владельца винограда, которые потому, даже по признанию иудеев, не могли иметь себе никакого извинения ( Мф.21:33–41 ; Мк.12:1–9 ). Сынъ мой ес ты, азъ днесь родихъ т – Рождение Мессии, Сына Божия, от Бога Отца происходит из начала, от дней вечных ( Мих.5:2 ; Ин.1:1–2 ), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Апостол предпочитает, говоря о разумном начале, пользоваться именно термином νος.. Примером пусть послужит рассуждение о законах ума и плоти (Римл. VII, 23 и сл.) и о молитве (1 Кор. XIV, 14–15). В словоупотреблении ап. Павла «ум» означает не только интеллект и разум, но и манеру думать, мнение, чувство, приближаясь в этом отношении к совести   , помогая человеку быть послушным Богу   . Ум, конечно, очень приближается к понятию «дух». Что это: два различных начала, или неодинаковые ступени религиозного ведения? Симар считает, что «ум» и «дух», равно как и «душа», поскольку они являются понятиями этическими, не представляют собою различных принципов человеческой природы, но один и тот же   . Пфлейдерер же находит, что у ап. Павла не «дух», а именно «ум» является высшим началом в отличие от плоти   . То же разделяет и Бовон   . Ниже будет сказано, почему Апостол в своей трихотомической схеме (1 Сол. V, 23) выбрал именно слово «дух», а не «ум». Д. Совесть и сердце Наряду с понятием ума Апостол ввел в свои рассуждения о человеке и «совеет». Оно заимствуется из греческой психологии   . Будучи «hapax legomenon» в Евангелии (Иоан. VIII, 9), оно вовсе неизвестно Ветхому Завету. Да и в греческом языке оно не явилось ранее Менандра. Еврейское madah, переведенное LXX в Еккл. X, 20, как «совесть», не имеет нравственного значения и гораздо точнее передается Вульгатою «cogitatione tua», a в русском переводе «в мыслях твоих». Самое понятие совести, как нравственного советника и судии, конечно, было ведомо Израилю, (например, 2 Цар. XXIV, 10; 3 Цар. II, 44, Иова XXVII, 6), но охватывалось понятием leb «сердце», этим всеобъемлющим центром религиозной жизни вообще   . На языке ап. Павла «совесть» есть понятие религиозно–гносеологическое и значит сознание о Боге, к которому мы приведены нашим существом   , в отличие от «ума», как более общее и отвлеченное религиозное ведение   . Совесть есть мерило моральных ценностей   , нравственный законодатель, внутренний свет, путеводящий человека, судья его поступков, инстанция индивидуальная (2 Кор. I, 12; IV, 2; Рим. IX, 1; 1 Тим. I, 5, 19; III, 9; IV, 2; 2 Тим. I; 3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2445...

  Беседа III. Продолжение на слова: В начале сотвори Бог небо и землю, до слов: и бысть вечер, и бысть утро, день един (Быт. 1, 1-5) 1. Чтение божественнаго Писания подобно сокровищу. Как получивший из сокровища и малую частицу приобретает себе великое богатство, так и в божественном Писании даже в кратком речении можно найти великую духовную силу и неизреченное богатство мыслей. И не только сокровищу подобно слово Божие, но и источнику, источающему обильные потоки, и имеющему много воды: это все мы узнали на самом деле вчера. Начав с первых слов книги творения, мы все поучение посвятили словам: в начале сотвори Бог небо и землю, и однако не могли обнять всего, потому что велико богатство этого сокровища и обильны потоки этого духовнаго источника. Не удивляйся, что так случилось с нами: и наши предки по своим силам черпали из этих потоков, и наши потомки будут делать тоже самое, и однакож не будут в состоянии изчерпать все; напротив воды будут прибывать и потоки умножаться. Таково свойство потоков духовных: чем более будут черпать из них, тем более начнет прибывать и умножаться благодать духовная. Поэтому и Христос сказал: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет: веруяй в Мя, яко же рече писание, реки от чрева его истекут воды живы (Иоан. VII, 37, 38), - показывая нам обилие этих потоков. Если же таково свойство духовных потоков, то пусть каждый из нас в обилии принесет сосуды ума, чтобы наполнив их, возвратиться домой, потому что благодать Духа, как усмотрит пламенное желание и возбужденный ум, сообщает дары свои в обилии. Итак, оставив все житейское и вырвав из себя заботы, могущия подобно тернию заглушать ум наш, сосредоточим нашу мысль на духовных стремлениях, чтобы выйти нам отсюда с многою пользою, с великим и славным приобретением. Но чтобы (наша) речь была для вас яснее, напомним вашей любви нечто из сказаннаго вчера: таким образом и то, что будет сказано сегодня, соединим со вчерашним как бы в одно тело. Вчера, как помните, мы показали, как блаженный Моисей, повествуя нам о творении этих видимых стихий сказал: в начале сотвори Бог небо и землю: земля же бе невидима и неустроена, и объяснили вам то, почему и для чего Бог создал землю безобразною и неустроенною, - думаю, что все это вы хорошо помните.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/936/...

Ибо если я, смотря на бешеного, закусившего удила и сбросившего с себя седока коня, скажу, что он, приближаясь к стремнине, бросится в нее, и затем по слову моему сделается это, то не я ввергнул коня в пропасть. И Бог всяческих, издалека все предвидя, как Бог, не доводит тем до необходимости одного преуспевать в добродетели, а другого делать зло. Если бы Сам Он принуждал к тому и другому, тогда несправедливо было бы одного провозглашать победителем и увенчивать, а другому определять наказание... Но Он справедлив, а потому побуждает к добру и запрещает противное тому, а также хвалит делателей добра и наказывает по Своей собственной воле возлюбивших порок“. (Соттепт. in Epist. ad Roman. vers. 29 ет 30. Сравн. Соттепт, in Psalm. 57. vers. 4. Сн. „Опыт. Прав. дог. богосл.» еп. Сильвестра, Киев. 1884 г., т. III, ст. 513 – 514.   79. Виды промышления Божия о человеке 1. „Бог попускает часто и праведнику впадать в несчастия, чтобы сокрытую в нем добродетель показать другим: так было с Иовом.2. Иногда допускает нечто, по-видимому, несообразное, чтобы несообразным, по-видимому, действием произвести что-либо великое и удивительное: так Крестом совершено человеческое спасение.3. В некоторых случаях Бог попускает святому терпеть зло, чтобы святой не отпал от правой совести, или не впал в высокомерие, по причине данных ему сил и благодати: так было с ап. Павлом (2 Кор. XII:7).4. Бог оставляет человека на время для исправления другого, чтобы другие, смотря на него, вразумлялись: так было с Лазарем и богатым (Лук. XVI:19). Ибо, видя страждущих, естественным образом приходим в себя.5. Иного же оставляет Бог и для славы другого, не за собственные его и не за родительские грехи: так слепой от рождения был слеп для славы Сына человеческого (Иоан. IX:2).6. Еще Бог попускает страдать человеку для возбуждения другого к соревнованию, чтобы, видя возрастающую славу пострадавшего, и другие бестрепетно подвергались страданию в надежде будущей славы и из желания будущих благ. Так было с мучениками.7.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010