503 ...и держа царство, три лета мирно владея Казанью. – Правление Шах-Али в Казани, согласно русским источникам, продолжалось два с небольшим года (по весну 1521 г.). 504 ...ко царю Менди-Гирею... – Крымский хан Менгли-Гирей, сын основателя Крымского ханства Хаджи-Гирея, умер в 1515 г. В 1521 г., к которому относится посольство казанцев, крымским ханом был сын Менгли-Гирея – Мухаммед-Гирей. 505 ...и оттуду приведоша царя... именем Сап-Кирея. – Сахыб (Сагиб, Саип)-Гирей, сын Менгли-Гирея. Занял в 1521 г. престол, опираясь на вооруженную помощь крымцев и поддержку Турции. В 1524 г., не чувствуя прочной основы своей власти, бежал в Турцию, уступив казанский престол своему племяннику Сафа-Гирею (см. сноску 5). В 1532–1551 гг. Сахыб-Гирей – крымский хан. Убит во время похода на Казань старшим сыном Сафа-Гирея Булюк-Гиреем. 506 Бе бо царь Шигалей по роду... от колена Тактамышева... – Род Шах-Али происходил не от Тохтамыша, а от хана Тимура-Кутлу. Родословная хана Сахыб-Гирея восходила к брату Тимура-Кутлу, Таш-Тимуру. 507 И неверный варвар паче наших верных сотвори. – Шах-Али идеализирован автором «Казанской истории». Из летописных источников известно, что Шах-Али принимал участие в заговоре против Василия III, за что попал в опалу и был сослан на Белоозеро, где провел иесколько лет (с 1533 по 1536 г). В 1536 г. был возвращен в Москву как претендент на казанский престол. 508 И потом молча долго князь великий, 11 лет не могий управилшся с казанцы... – Т. е. с весны 1521 г. (воцарение Сахыб-Гирея) до 1532 г. (первое изгнание из Казани Сафа-Гирея). 509 ...брань... имяше с полским королем, з Жигимонтом... – Жигимонт – Сигизмунд I (1467–1548). Король польский и великий князь литовский с 1506 г. С 1507 г. вел неудачную войну с русским государством, в ходе которой Русь возвратила себе некоторые западные земли и г. Смоленск (1514 г.). 511 Воеводам же началным бе имена: князь Иоан Бельский... – Иван Федорович Бельский (ок. 1490–1542), князь, боярин. С 1522 г. – один из ближайших бояр царя Василия III. Участник походов на Казань 1524, 1530, 1532 гг. После смерти Василия III был брошен в темницу из-за побега брата Семена Федоровича в Литву, но в 1538 г. освобожден. После смерти Елены Глинской и И. Ф. Овчины-Оболенского – фактически правитель государства. В 1542 г. был свергнут Шуйскими и сослан на Белоозеро, где и умер насильственной смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сольский С.М. Каков может быть состав научных введений в книги Священного Писания в настоящее время?//Труды Киевской духовной академии, 1887, т. I, – С. 358–376. Сперанский А.И. Краткий исторический очерк судьбы неканонических книг Ветхого Завета//Христианское чтение, 1881, II, – С. 387. Сперанский А.И. Свидетельства новозаветных священных писателем о неканонических книгах Ветхого Завета и значение их на основании этих свидетельств//Христианское чтение, 1881, II, – С. 683; 1882, I, – С. 28. Стеллецкий, свящ. Брак у древних евреев//Труды Киевской духовной академии, 1891, т. II, – С. 511–561, т. III. – С. 3–57, 171–210, 492–544; 1892, т. II. – С. 387–404; т. II. – С. 365–415, 567–628; т. III. – С. 225–260. Стоянов И. Современная апология Талмуда и талмудистов//Вера и разум, 1888, т. II; 1889, т. II; 1890, I. Стоянов И. Художественный натурализм в области библейских повествований//Вера и разум, 1890, т. II. Страхов В., свящ. Эсхатологическое учение второй главы второго Послания св. ап. Павла к Фессалоникийцам//Богословский вестник. 1911. Т. 1. 3. С. 525–548. 1911. Т. 1. 4. С. 643–670. 1911. Т. 2. 5. С. 52–84. 1911. Т. 2. 7/8. С. 451–466. 1911. Т. 3. 9. С. 43–66. Сысуев, свящ. Быт патриархов еврейского народа//Православный собеседник, 1900, т. I. – С. 419–463, 703–752; т. II. – С. 127–136; т. III. – C. 223–245, 388–428. Сысуев, свящ. Быт патриархов еврейского народа//Православный собеседник, 1901, т. I. Т Т-цкий Д., свящ. Для чего Бог дал закон ( Гал. 3:19 ) //Странник, 1896, I. Таланкин В. Сущность первородного греха с христианско-философской точки зрения//Вера и разум, 1912, Тареев М.М. [Рец. на:] Lasarus. Die Ethik des Judenthuius. (Этика Юдаизма)//Богословский вестник, 1904, т. I, – С. 395–407. Тареев М.М. Законическое иудейство//Богословский вестник, 1907, т. II, – С. 494–549. Тареев М.М. Uoah. VIII, 44 //Богословский вестник. 1903. Т. 3. 10. С. 295–397. Тареев М.М. Иоан. Х, 12–13 //Богословский вестник. 1903. Т. 3. 9. С. 88–90. Тареев М.М. Примечание к критической заметке К.Торопова//Богословский вестник. 1904. Т. 2. 7/8. С. 591–593.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

   Два только обета произнесены за нас при крещении нашими восприемниками, – два обета, но – чрезвычайной важности. Представьте, что это были первые обеты, данные нами Богу; с этих обетов началось наше христианство, а главное – в этих обетах выражены самые существенные условия нашего вечного спасения: первым обетом мы обязались творить добрые дела; вторым – иметь веру во Христа; но вера и добрые дела и составляют то, без чего нам спастись невозможно.    II. На наши обеты, данные пред крещением, Господь отозвался двумя величайшими благами, дарованными нам в крещении.    Все мы родились в прародительском грехе, и потому все с самого рождения были виновными пред Богом и чадами гнева Его (Еф. II:3). И вот в таинстве крещения Дух Святой, сошедши на нас, возродил нас – потребил в нас все греховное, освятил наше естество, освободил нас от всякой виновности пред Богом, так что мы вышли из купели крещения совершенно чистыми от греха, невинными и святыми. Вы были некогда грешниками, писал св. апостол к коринфским христианам, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. VI:11). Таково было первое благо, дарованное нам в крещении! Где ж оно теперь у нас – это бесценное сокровище? Где чистота души, где непорочность сердца, где святость помыслов, чувствований и желаний, где наша первая невинность, полученная нами в бане пакибытия и обновления Святого Духа? (Тит. III:5).    Но мало того, что Дух Святой очистил нас от греха, освятил и оправдал в таинстве крещения, Он вместе сочетал нас Христу по вере нашей, усвоив нам Его заслуги, и соделал нас чадами Божиими: новое величайшее благо! Вси бо вы сынове Божии есте, говорит нам св. апостол, верою о Христе Иисусе: елицы бо во Христа крестистеся во Христа облекостеся (Гал. III:26, 27). А это высочайшее преимущество – быть чадами Божиими, облеченными во Христа – сохраняется ли нами в целости? Так ли мы живем, как прилично рожденным от Бога и сочетавшимся Христу? Елицы Духом Божиим водятся, сии суть сынове Божии (Рим. VIII:14); иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. V:24); всяк, рожденный от Бога, греха не творить, яко семя его в нем пребывает (1 Иоан. III:9). Можем ли приложить к себе все эти признаки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

«Подобно первому Адаму в его невинном состоянии», говорит о. И. Л. Янышев, «и второй Адам не мог не быть способным одинаково как к добру, так и ко злу, т. е. формально свободным... Где есть искушение, какое имел Спаситель в Своей земной жизни, не только от свойств Своей телесной природы, но и от чрезвычайных действий диавола, где есть одна возможность такого, не мнимого фиктивного, а действительно сознаваемого искушения, там само собою предполагается нравственная свобода, и при том формальная нравственная свобода, как способность столько же ко злу, сколько и к добру, хотя эта формальная человеческая свобода в лице Спасителя мира и была, вследствие ипостасного единства в Нем божества и человечества, соединена с идеальною божественною свободою. (Прав.–христ. уч. о нравственности § 50). “И это согласно с божественным Писанием», говорит св. Григорий нисский , именно, что Он соделался грехом ради нас ( 2Кор. 5:21 ), т. е. соединил с Собою способную (саму по себе) ко греху (μαρτιχν) душу человеческую (Опров. мнений Аполлинария. VII ч. 105 стр. в рус. пер.). 111 Подробные разъяснения по сему вопросу можно находить в труде проф. Тареева Μ, М. Искушения Господа нашего Иисуса Христа. Москва. 1900 г. 116 См. напр. Иустина. Разг. с Триф. 110 гл. Иринея. Прот. ерес. IV кн., XX, 2. Клим. ал. Стром. VII, 12. Иппол. Прот. Ноэта, 17 гл. Афанас. В. О воплощении, 17 гл. Злат На Ефес. Бес. III, 3. Феодорит. Еран. диал. III. На Ebp. II, 8 . – Блаж. Августин говорит: nullum habuit omnino peccatum, vel originale, vel proprium (Epist, CLI ad Evod. n. 19). 117 -го всел. соб. 12 опред. против еретиков. См. Деян. всел. соб. в рус. пер. Каз. 1868 г. V т. 377–378 стр. 118 Выражение – «Слово стало плотию“ значит, говорит И. Дамаскин, «что самая ипостась Слова без всякого превращения стала ипостасью плоти». (Точи. изл. прав. в. III, 11). Та же мысль выражена ап. Иоанном и в посланиях, особенно I Иоан. 1, 1–2 и 5, 20. 119 ’Еν μαρφ Θεο πρχων. – Μορφ означает здесь не οσα или φσις, а только форму существования (habitus, forma, status, σχμα), или образ явления сущности, «норму бытия», по выражению еп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

12, стр. 1 и ФПС I, 68 ФПС III стр. 46 16, стр. 2 дело 84 Кат-АМ (обновл.) Кат-ЯВ III, стр. 54–55 Кат-ЕС 1, стр. 11, 60 «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год» стр. 318–319 Am 27.05.1915 traf Evdokim Mešerskij in Nordamerika ein und versuchte, das kirchliche Leben der verschiedenen Nationalgruppen zu organisieren. Für die Syro-Araber konsekrierte er В Aftimios. Auch die kirchlichen Institutionen hat er reorganisiert. Das Waisenhaus in Brooklyn wurde nach Springfield, Vermont verlegt, an dessen Stelle das Woomen-College eröffnet. Ebenso war er stark an St. Platons’ Seminary in Tenafly, N.Y. interessiert. Am 06.08.1917 kehrte er nach Rußland zurück. M. Antonij (Chrapovickij) tadelt seinen Lebenswandel in einem Brief an ihn: «Es ist für Sie jetzt schwierig, nicht auf Schritt und Tritt Ihre früheren geheiligten Überzeugungen preiszugeben. Da Sie Konkubinen und illegitime Kinder haben, sind Sie gezwungen, sich nach allen Seiten umzuschauen und ständig vor Entlarvung, Absetzung und Armut zu zittern» (N. Rklickij, izneopisanie VI, 132–133). Als Vorsitzender des von den Erneuerern geschaffenen «heiligen Synod» sandte er nach dem Tode Lenins ein Beileidsschreiben an die Sowjetregierung, das durch seine übertriebene Kriecherei vor den Sowjets viel Empörung bei den Gläubigen hervorgerufen hatte (Christianin 1924, Juni, Nr. 1, S. 6). Werke Naši zadai in: Christianin 1 (1924) 1, 185 Otkliki na smert’ V.I. Lenina ebda. 6 Sobornyj razum ili edinovlastie ebda. 2 (1924) 2/3, 1–5 Literatur Prav. Rus’ 1955, 18, 9 5 (1962) 24 Regel’son 303, 312, 330, 347, 355 A.Levitin – V.Šarov, Oerki po istorii I, 168 f., 170–174, 178, 214 M. Poskij Novye mueniki I, 149 Joh. Chrysostomus Kirchengeschichte I, 204, 205, 216, 223, 275, 304, 307, 319; II, 36–38, 79, 80, 285 Orthodox America 1794–1976 (Syosset N.Y. 1975) Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   Точно также св. Григорий Богослов ясно признает зло происходящим от нас самих и вместе с тем от диавола, когда говорит: „зло не имеет ни особой сущности, ни царства, оно ни безначально, ни самобытно, ниже сотворено Богом, но есть наше дело и дело лукавого, и привзошло в нас от нашего нерадение, а не от Творца» (Твор. св. Григория Б. в русск. пер. ч. III, стр. 320). Ясно выражает эту мысль св. Григорий Богослов и в следующих словах: „ржа – пагуба твердому железу; а я, самоубийца, насадил в себе пагубу – грех, по своему умышлению, последовав коварным внушениям завистника» (Там же, ч. IV. стр. 228).    Подобным образом и блаж. Феодорит признает, что грех происходит из нашей свободы, когда говорит: „поелику от произволения зависит избрание доброго и противного тому, то справедливо одни получают победные венцы, а другие несут наказание за произвольные грехи» (Твор. блаж. Феодорита, в рус. перев., ч. I, стран. 39).    Приведенных мест вполне достаточно, чтобы видеть, что и отцы и учители церкви главную причину происхождение греха полагали, согласно со словом Божиим, в самом человеке, именно в его свободе. – (Из кн. „Грех, его происхожд., сущность и следствия», свящ. В. Велтистова. Москва, 1885 г., стр. 183 – 190).   5. История грехопадение первых людей    (По учению Филарета, митрополита московского)    I. Происхождение греха. Начало греха в диаволе. – Греху человека предшествовал грех в мире духовном (1 Иоан. III:8). „Прежде видимой и разумной твари, то есть человека, Бог сотворил невидимую разумную тварь духов, которые называются ангелами. Один из сих светлых духов, с некоторыми подчиненными ему духами, имел дерзость выйти из послушание всеблагой воле Бога, Творца, своего, и чрез то лишился дарованного ему света и блаженства, и сделался злым духом “ („ Начатки“, 10 стр.).    Факт падение добрых духов „подтверждается словом Божиим, когда оно говорить об ангелах, не сохранивших своего начала, но оставивших свое жилище« (Иуд. VI). Злые духи, „сделавшиеся таковыми чрез отпадение от Бога“, после греха своего, „впали в самолюбие, гордость и злобу»; они стали „духами нечистыми, прогневавшими Бога, осужденными, хотя приговор сего суда не во всем еще царствии Божием обнародован и не во всей силе исполнен» (Слова и речи, изд. 1848 г. II, 290; Кат. XXIV); они „настолько укоренились во зле, что стали совершенно неспособны полюбить добро и раскаяться в грехе“ („Зап. на Быт.« I, 61).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

1934 Concil. Bracar. II, can. IX. Placuit, ut… mediante quadradesima ex. diebus viginti baptizandos infants ad exorcismi purgationem afferre». Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom. LXXXIV, col. 372–373; Bruns – «Canones Apoctol. et Concil», pars. II, Berol. 1839, pag. 41–2. 1935 Тяжелов. «Законы греч. император. в отнош. в Церкви». Чт. В общ. люб. Дух. Просв. 1877. Июнь. стр. 584 – 5. 1936 Harduin. «Acta Concil». Tom. 1, Par. 1715. Varii canones Arabici. Codex extreme., can. X, col. 512. 1937 Григор. Наз. «Orat. XL, n. 28.» curs. Compl. Patrol. Tom. XXXVI, col. 400; русск. Пер. Твор. св. отц. Том. III, М. 1844, стр. 301. 1938 Такое основание для этого обычая высказывались, по крайней мере в греч. церкви: Симеон Солунск. «De sacramentis», cap. LX, Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. CLV, col. 209; в русск. пер. «Писан. отц. и учит. относящ. к истолкован. богосл.» Том II, стр. 47–48. 1939 Тяжелов. «Законы греч. император. в отнош. в Церкви». Чт. В общ. люб. Дух. Просв. 1877. Июнь. стр. 584–5. 1943 Служ. ркп. типографской библ. 129. л. 133 об.; (Дмитриевский. «Богослуж. в русск. церкви за первые пять веков». Прав. Соб. 1883 г., т. III, стр; 348), « Τακτικον Иоан. Кантакузена», ркп. М. Синод. библ. л; 213 об. Таже заметка встречается и в сербских богослужебных памятниках данного времени. (Дмтриевский ibid.) 1944 Симеон Солунск. «De sacramentis». cap. LV. Curs. Compl. Patr. Ser. Graec. Tom. CLV, col. 200; по русск. пер., «Пис. отц. и учит, относ. к истол. богосл.» том. II, стр. 46. «В осьмой же день младенец приноситса кем либо пред лицо Божие, и пред дверьми (церковными); как непросвещенного еще крещением... запечатлеет ero иерей крестным знамением... и с священною молитвою дает ему имя». 1945 Так можно заключать из того факта, что, говора о принесениии младеица во храм в 40-й день. Симеон. Солунский находит нужным говорит здесь об обрядах, совершаемых, в это время над младенцем в том случае, еслион еще не крешен, так, равным образом, и в том случае, если он уже получил крещение. Симеон Солунск. «De sacramentis». Curs. Compl. Patrolog. Ibid. в русск. пер. ibid стр. 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Заменю этот привод простым перечнем имен Божиих, употребляющихся в Богослужении, указав при некоторых, в каких молитвах читаются они; при именах, которые говорятся чаще других и во многих песнопениях или молитвах, указаний не приписываю. Располагаю их в том же порядке, какой дан был именам, взятым из Писания. Имена Божии в Богослужебных молитвах Присносущий, Октоих. Гл. 5. Песнь 9. Самосущий, Литургия Златоустого: в молитве во время Невидимый, пения: «Достойно и праведно есть». Незреченный, Неведомый, Непостижимый, Безвиновный, 2-го канона на пятидесятницу, 4-ой песни (т.е.ни от кого не происходящий) ирмос. Безначальный, Незследимый, Невместимый, Окт. Гл. 5. Песнь 9. Незимеримый, Невещественный, Кан. на Р.Х. Косьмы Маюм. Песн. 4 , ирмос. Непременный, Кан. на Срет. Песн. 5 ирм. Неизменный, Нетленный, Совершенный, Мол. 2-я на сон грядущим. Беспредельный, Неописанный, Предвечный, Вездесущий, Вечный, II. Крепкий, Всесильный, Троп. троичн. 1-й, в мол. утр. Непобедимый, Владыка, Творец, Содетель, Вседетель, Хранитель, Мол. 5-я на сон грядущим. Избавитель, Спаситель, Благодетель, 2-го кан. на пятид. песн. 8-я. Врач душ и телес, Царь мира, Октоих. Гл. 4, песн. 5 ирм. Глас 3-й, песн. 5. Мир, Податель жизни, Сокровище благ, III. Светоначальник, Октоих. Гл. 2. Песн. 5 , ирм. Премудрый, Сердцеведец, В песни на Велик. повечерии. IV. 40 .Благий, Благоутробный, Великодаровитый, Молитва св. Макария Великого , 4-я на сон Щедрый, грядущий. Человекобюбивый, Незлобливый, Многомилостивый, Сострадательный, 2-ая молитва на Бечерн. в д. Пятидесятн. Благосклонно Молитв. священника во время выслушивающий херув. песни. Долготерпеливый, Премилосердый, Степен. 8-го гласа. антиф. 2-й. Кроткий, Милостивый, Ектения на Литии. в Последов. Вечерни, Благоуветливый. на Всенощном Бдении. V. Нескверный, Пречистый, Чудный, Окт. Гл. 8. Песн. 1 . ирм. Страшный, Мол., чит. священником на Лит. Св. Иоан. Злат. Всевышний, Великий, Благословенный, Препрославленный, Поклоняемый. VI. Единица по существу. Кан. Св. Андр.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

4. Поелику же простая и многообразная Премудрость иногда покрывает наготу их, и дает им носить некоторые орудия, теперь изъясним, столько для нас возможно, и сии священные одежды и орудия Умов небесных. Светлая и огнеподобная одежда, как я думаю, означает, подобием огня, их Богоподобие и силу освещать, сообразно с их состоянием на небе, где обитает свет, который духовно сияет и сам осиявается. Священническая одежда означает их близость к Божественным и таинственным видениям, и посвящение жизни Богу. Поясы означают их способность охранять в себе плодотворные силы, и сосредоточение их действования в одной цели, утвержденного навсегда в одинаковом состоянии, как в правильном круге. 5. Жезлы означают их царское и владычественное достоинство, и прямое всего исполнение. Копья и секира означают силу отделять то, что им не свойственно, остроту, деятельность и действие различительных сил. Орудия геометрические и художнические — способность основывать, созидать и совершать, и вообще все, что относится к действию возведения к Богу и обращения существ низших. Иногда же орудия, с которыми изображаются святые Ангелы, служат символами судов Божиих о нас (Числ. XXII, 23. 2 Цар. XXIV, 17. Апок. XX, Амос. VIII. Захар. III. Иерем. XXIV.). Одни из сих орудий означают исправительное наставление, или наказывающее правосудие; другие — освобождение от опасностей, или цель наставлений, или восстановление первого блаженства, или умножение других даров, малых или великих, чувственных или духовных. Словом, проницательный ум не усомнится в том, что видимое употреблено собственно для означения невидимого. 6. То, что они называются ветрами (Дан. VII, 2. Псал. XVII, II. CIII, 3.), означает быстроту их деятельности, которая безостановочно всюду проникает, их способность переноситься сверху вниз, и снизу вверх, возводящую низших на выспреннюю высоту, а высших побуждающую к сообщению с низшими и попечению об них. Можно также сказать, что чрез наименование ветрами означается Богоподобие небесных Умов; ибо и ветер имеет в себе подобие и образ Божественного действия (как я довольно показал это в символическом Богословии, при таинственном изъяснении четырех стихий), по своей естественной и животворной удободвижимости, по своему быстрому, ничем неудержимому стремлению, и по неизвестности и сокровенности для нас начала и конца его движений. Не веси бо, сказано, откуду приходит и камо идет (Иоан. III, 8). Далее, Богословие окружает их облаками, означая сим, что священные Умы непостижимым образом исполняются таинственным светом, принимают в себя первоначальный свет без тщеславия, и обильно передают оный существам, низшим, сообразно с их природою; что они одарены силою рождать, оживотворять, возращать и совершать по образу дождя умственного, который обильными каплями возбуждает к животворному рождению недро, им орошаемое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Деян. 21, 40; 22, 2; Иоан. 5, 2; 19, 13, Апок. 9, 11 и др. 15 О Савеллие и его ереси см. творений св. Епифания ч. III, стр. 60–72. 16 Это место римские католики приводят, как самое ясное будто–бы доказательство учения св. Епифания об исхождении Святого Духа и от Сына (Filioque). Но напрасно. Здесь речь о единстве Божеского существа у Святого Духа с Отцем и Сыном, как то явствует и из приведенного в конце изречения Священного Писания: Дух есть Бог. 17 В книгах Против ересей просто: «Птолемеи», см. напр. Творений Св. Епифания ч. I, стр. 8. 18 См. св. Иринея, Против ересей, кн. I, гл. 17. 19 Здесь в подлиннике является незначительный пропуск. 20 Разумеется школа антиохийская, чуждавшаяся аллегорического толкования Священного Писания и наблюдавшая лишь контекст речи буквального смысла Писания. 21 Акила — иудейский прозелит II в. по Р. Хр., перевел ветхозаветную Библию с еврейского на греческий язык для обитавших в Малой Азии иудеев. 22 Собственно по еврейски: но еще задолго до времен св. Епифания вошел в силу между палестинскими и вавилонскими иудеями обычай — священное и неизреченное, по их мнению, имя Иеговы заменять в произношении, при чтении Библии, именем: Адонаи (-Господь мой) Шаддаи (-Крепкий) и т. д. 23 Употребление слова: угнездить, см. Сир. 1, 15. 24 В каком смысле безумно мнение манихеев, об этом можно читать в книгах св. Епифания против ересей, именно в рассуждении о 46 (66) ереси (Творений ч. 3, стр. 241 и дал.) 25 Такое же почти число глав или малых отделений насчитывает в четвероевангелии (именно 1163) и блаж. Иероним. Само собою разумеется, такое деление не соответствует теперешним ни главам, ни стихам. 26 См. подобное же сравнение в книгах против ересей, творений св. Епифания ч. IV, стр. 251. 27 Срав. св. Епифания протяв ересей, твор. ч. III, стр. 158–159. 28 Св. Отец не именует самого хлеба, в виду таинственности Евхаристии, не для всех понятной по своему высокому христианскому значению и в его время служившей предметом соблазна для язычников. 29 Страною Елимэев (Елимаидою) у древних называлась местность в Сузиане, при персидском заливе и в великой Мидии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010