607 Как Господь явился ученикам в восьмой день по воскресении. По окончании праздника Пасхи апостолы возвратились в Галилею, где Иисус Христос обещал предварить их. По Своем воскресении Господь уже не находился все время с апостолами, а только являлся им. 609 Очевидно, и на сей раз Господь явился апостолам в ином образе. Поэтому никто из них сразу не узнал Его, они только почувствовали, что это Господь. 610 Под агнцами и овцами здесь разумеются уверовавшие в Иисуса Христа. Господь поручает апостолу Петру пасти или руководить ими, и тем самым восстановляет его в апостольстве. 611 Итак, трижды апостол Петр отрекся от Иисуса Христа, трояким же исповеданием своей любви к Нему Господь восстановляет его в апостольском звании. Апостол Петр опечалился, потому что понял, к чему клонилась речь Иисуса Христа. 614 По словам апостола Павла, на горе Галилейской в это время было более пятисот последователей Иисуса Христа. Тот же апостол свидетельствует, что Иисус Христос, по Своем воскресении, явился отдельно апостолу Иакову. 615 и проч., – по-русски: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». 616 Деяния Святых Апостолов, кроме повествования о вознесении Господнем и Сошествии Святого Духа на апостолов, содержат в себе историю проповеднической деятельности апостолов, в особенности святых Петра и Павла. 618 и проч., – по-русски: «Сей: Иисус, Вознесшийся от вас на небо, прийдет таким же образом, как вы видели Его, Восходящим на небо». 619 То есть все апостолы, как двенадцать, так и семьдесят, Матерь Божия, братья Иисуса Христа по плоти, святые жены и прочие, всего числом около ста двадцати человек. 622 и проч., – по-русски: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа». 624 О Воскресшем Господе и основанном Им Царстве Божием на земле. Итак, день Сошествия Святого Духана апостолов, и прочих верующих должен быть особенно знаменателен для христиан. В этот день получила свое начало Церковь Христова или Царство Божие на земле, – так называется установленное от Бога общество верующих в Иисуса Христа, соединенных между собою православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

6. Мелхиседек в его личном прообразовательном значении и в его отношении к Аврааму 198 Св. апостол Павел, в своем послании к Евреям, не раз уже указав на пророчественное изречение Псалмиста (109:4) о Мессии: «ты священник во век по чину Мелхиседека» (5:6,10; 6:20), в доказательство превосходства священства Христа перед левитским священством, предлагает толкование исторической личности Мелхиседека ( Быт. 14 гл.) в отношении к Аврааму и Христу говоря: «ибо Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Вышнего, тот самый, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, которому и десятину отделил Авраам от всего, во-первых, по знаменованию имени (ρμηνεμενος) царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира. Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь (φωμοιωμνος) Сыну Божию, пребывает священником на всегда (μνει ερες ις τ διηνεκς) ( Евр. 7:1–3 ). В этих немногих словах св. апостол уже выразил всю сущность своего толкования таинственной личности Мелхиседека в обоих сказанных отношениях». Дальнейшее служит лишь развитием основной мысли этого толкования. Для уяснения смысла всего этого толкования апостола мы наметим, так сказать, основные пункты его. Это именно – а) в отношении к самой личности Мелхиседека: 1) мысль о безначальности (идеальной, конечно, а не действительной) и бесконечности жизни его по характеру исторического явления его в бытописании ( Быт. 14:18–20 срав. Псал. 109:4 ); 2) проистекающая отсюда мысль о вечности его в священническом его служении Богу Вышнему ( Псал. 109:4 ; Евр. 7:3  и др. сн. Быт. 14:18 ), в чем он служил прообразом (φωμοιωμνος) Сына Божия во плоти; (ср. Иоан. 8:58 ); это уподобление не стоит без связи (ибо иначе апостолу не было бы нужды употреблять особое ρμηνεα имени Мелхиседека), и 3) с той чертой Мелхиседека, что он есть царь правды, как и 4) с той, – что он есть царь мира, хотя и только отдаленно можно выводить как заключающуюся в этом толковании апостола мысль, чтобы и эти две последние черты 199 уподобления в Мелхиседеке были ες τ διηνεκς – вечными. б) в отношении к Аврааму общая мысль: превосходство Мелхиседека перед последним (сн. Иоан. 8:59–54,56 ), обнаруженное 1) в благословении им Авраама, владевшего обетованиями» (сн. ст. 6) и в принятии от последнего десятины из всей добычи, доставшейся ему после поражения царей 200 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

7:1–2, 4). Это сказал он не просто, но с тем, чтобы показать, что наше священство гораздо важнее иудейского. И это превосходство наперед уже открывается из самых образов вещей. Авраам был отец Исаака, дед Иакова и прадед Левия; ибо, у Иакова был сын Левий. От Левия получило свое начало иудейское священство. Но этот–то Авраам, прародитель левитов и священников иудейских, перед Мелхиседеком, который был образом нашего священства, стал на месте мирянина, и показал это двояким образом: тем, что дал ему десятину, ибо миряне давали священникам десятину; и тем, что получил от него благословение, ибо миряне же получают благословение от священников. Так смотри, сколь велико превосходство нашего священства, когда Авраам, патриарх иудеев, прародитель левитов, благословляется Мелхиседеком и дает ему десятину. О том и другом рассказывает Ветхий Завет, т. е. и о том, что Мелхиседек благословил Авраама, и о том, что Авраам дал ему десятину (Быт. 14:19–20). Это–то самое поставив на вид, Павел сказал: « видите, как велик тот ». Кто? « Мелхиседек », говорит, « которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих » (Евр. 7:4). « Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Аврамовых » (Евр. 7:5). Это значит: левиты, иудейские священники, имели право по закону получать десятину от других иудеев. Хотя все произошли от Авраама, как левиты, так и остальной народ, но, не смотря на то, левиты получают десятину от братьев своих. А Мелхиседек, « не происходящий от рода их » (ибо произошел не от Авраама, и не от колена левитского, но от другого рода), « получил десятину от Авраама », т. е. взял от него десятину. Но кроме этого он сделал еще и нечто другое. Что же такое? « и благословил имевшего обетования » (Евр. 7:6). Что же, скажешь, это значит? То, что Авраам гораздо меньше Мелхиседека. Как это? « Без всякого же прекословия меньший благословляется большим » (Евр. 7:7). Значит, если бы Авраам, прародитель левитов, не был меньше Мелхиседека, то этот не благословил бы того, и тот не дал бы ему десятину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

7и 6:19–20). Притом тех было много, ибо смерть прерывала и возбраняла им жить. А этот, как пребывающий во веки, имеет и священство не преходящее; посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу ( Евр. 7:23–25 ). Те служили образу и тени небесного и ежегодно входили во святая святых с чужою кровью. А этот получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета ( Евр. 8:5–6 ), первосвященник будущих благ в большей и совершеннейшей скинии нерукотворной, – и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею кровью вошел однажды во святое святых и приобрел вечное искупление ( Евр. 9:11–12 ). Он Сам был и священник и жертва, почему и открыл нам святая святых, отверз для всех врата небесные и сделал их доступными, легко и удобно проходимыми. Какое различие лиц – Христа и Аарона с его преемниками, совершенно не сходных! Какое беспредельное и бесконечное расстояние между ними и какое различие жертв! Там приносилась кровь бессловесных животных, а здесь приносится кровь пречистого Агнца, вземлющаго грех мира. Различны, сверх того, заветы и скинии. Там было рукотворное и временное, уничтожаемое временем, не имеющее прочности и, говоря вообще такое, что уже обветшало, устарело и посему исчезло. Здесь же не рукотворное и временное, но постоянное и вечное, всегда обновляемое, никогда не изменяемое, не уменьшаемое и не уничтожаемое. Кроме того необходимо различать служение и жертвы. Те были тучные и плотские, – как бы в образах предначертывая и представляя грядущее и истину, они не имели (и не давали) совершенства. Наши же, совершаемые в духе и истине, усовершают приносящих чрез них Богу жертву хвалы, и через них непрестанно взывают: авва Отче ( Рим. 8:15 ). И если бы совершенство, говорит (апостол), достигалось посредством Левитского священства (ибо для сего дан закон народу), то не было бы нужды восставать иному Священнику по чину Мельхиседекову, ибо закон ничего не довел до совершенства, но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу ( Евр. 7:11, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Konsta...

LXX: Вы вошли в Вефиль и поступали беззаконно, в Галгале умножили преступления, и с утра приносили жертвы ваши и в третий день десятины ваши. И они извне читали закон и взывали с исповеданиями. Провозглашайте, ибо это полюбили сыны Израилевы, говорит Господь Бог . И Я дам вам оскомину зубов во всех городах ваших и недостаток хлеба во всех местах ваших; но вы не обратились ко Мне, говорит Господь. Сначала положим историческое основание. Твое пленение, несчастный Израиль, уже близко; уже приближается ассирийское войско: делай, что угодно, – совершай беззакония, свободно блудодействуй с идолами, и чем более ты будешь бесстыдным, тем более в твоих страданиях обнаружится справедливость Моего определения. Идите, говорит, в Вефиль, в котором вы поставили золотого тельца, и поступайте беззаконно в отношении к Богу. Идите в Галгал, место идолослужения, о котором Я чрез Осию сказал: вся злобы их в Галгалех. ( Ос9:15 ); и еще у него же: «тщетно они в Галгале приносили жертвы тельцам» ( Ос12:11 ). И когда вы придете в Галгал, то умножайте преступление. Ибо все то, что вы там делали, было преступлением против Бога, которому вы предпочли идолов. И приносите жертвы ваши с утра, чтобы не было никакой отсрочки для преступления, и десятины ваши в три дня или, как перевел Симмах, десятины ваши в третий день. Это место, как нам кажется, можно объяснить следующим образом: в левитском законе ( Лев7:11–18 ) предписано, чтобы одни жертвы не сохранялись до другого дня и чтобы другие не оставлялись до третьего дня; если же кто-либо оставит их, то они будут нечистыми. Таким образом это имеет следующий смысл: закалайте ежедневно нечистые жертвы, и совершайте оскверненные приношения, и приносите в жертву хвалы квасное, что, по предписаниям Моисея, вовсе не приносится Богу. Вместо хвалы Акила перевел Ευχαρισταν, то есть благодарение, что по-еврейски называется thoda. Провозглашайте, говорит, о добровольных приношениях, которые евреи называют nadaboth, то есть доброхотными. Добровольное приношение служить выражением радости, и по латыни мы можем назвать его epulum (пиршеством).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

XXX. Военный подвиг Давида в земле Филистимской. XXXI. Смерть Саула. Последовательное чтение Первой Книги Царств Часть первая (гл. 1–4). Время правления первосвященника Илия Глава 1. Обстоятельства рождения пророка Самуила а) Две жены левита Елканы: любимая, но бесплодная Анна и Феннана (ст. 1–5). б) Скорбь и обет Анны при скинии в Силоме (ст. 6–11). в) Незаслуженный упрек от первосвященника Илия, и радостное предсказание (ст. 12–18). г) Рождение и воспитание Самуила (ст. 19–23). д) Исполнение обета над Самуилом его матерью Анной (ст. 24–28). Ст. 1. Был один человек из Рамафаим-Цофима… имя ему Елкана, сын Иерохама, сына Илия, сына Тоху, сына Цуфа, – Ефрафянин… Яснее изложить родословие Елканы следует так: Елкана был сын Иерохама, Иерохам – сын Илия, Илий – сын Тоху, Тоху – сын Цуфа. Так надо понимать и в других местах Писания подобные родословия. Сначала ставится имя лица, о котором идет речь; потом следует имя его отца, деда, прадеда, прапрадеда и т. д. Названием Ефрафянин определяется только местожительство Елканы (Ефрафа, или Ефра – был город в колене Ефремовом); между тем, из первой книги Паралипоменон известно, что Елкана был левитского происхождения, из племени Каафова 264 . Таким образом, Самуил, при всей своей близости к скинии и личной святости своей, не имел священнического сана, поскольку сей сан принадлежал только роду Ааронову. Ст. 2. …У него (Елканы) были две жены: имя одной Анна, а имя другой Феннана... Двоеженством Елканы не унижалось ли его левитское достоинство? Нет, не унижалось; ибо в ветхом завете было позволено законом иметь более одной жены 265 , отчасти, в силу всеобщего тогдашнего обычая, отчасти, в предупреждение наибольших зол, источником которых могли быть грубые и чувственные наклонности Израильтян. Брачный союз еще не был возвышен в ветхом завете на степень духовного и таинственного союза между двумя только лицами. Ст. 3. …И ходил этот человек из города своего в положенные дни поклоняться и приносить жертву Господу Саваофу в Силом… В Силоме стояла скиния свидения еще со времен Иисуса Навина 266 , потому и нужно было Елкане туда ходить для жертвоприношений. Ходил же он туда, конечно, в дни главнейших Иудейских праздников (Пасхи, Пятидесятницы и Кущей), или, может быть, в один который-нибудь из них; ибо до построения храма Иерусалимского и до тех пор, пока Израильтяне не успокоились совершенно в земле Ханаанской, праздники еще не совершались правильным и законным образом. Во времена Соломона народ приносил еще жертвы на высотах, и сам Соломон делал это, пока не выстроил храма 267 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   11. Итак, на Мелхиседеке доказано, что некогда отнимется звание священства от священствовавшего по закону колена, и что воссияет иной образ и закон священнодействия. Ибо необходимо было, чтобы вместе с изменением и отнятием священнодействия изменен и отменен был и самый закон. Посему и божественный Павел любомудрствует об этом и говорит: «если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, -ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона» (Евр. 7:11—12). И опять: «И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр.7:15—17). Видишь ли, как осуждает законное священство, как не могшее привести ни к какому совершенству, показывая всю пользу привнесения лучшей заповеди. Ибо если бы в оном, говорит, была необходимость, то почему не лучше было бы явиться иному священнику по чину Аарона, а не по чину Мелхиседека, который был подобием и образом Христа, уже отнюдь не по плоти священствовавшего, но скорее «по силе жизни непрестающей». Он воспитывает нас для неувядающей жизни таинственными священнодействиями, хотя Аарон священствовал и по плоти. Чрез Аарона совершаемы были принесение волов в жертву и заклания овец и пепел телиц, окроплявший приобщавшихся ему для чистоты плоти, и все другое кроме сего, не приводившее служащих к совершенству по совести. «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4). Итак, когда введен к нам иной способ священнодействия, удаляющий от первых и древнейших обычаев, то иной, конечно, должен быть и священник. И Бог обетовал Новый Завет, так как первый обветшал, то Священником по чину Мелхиседекову, которого прилично было бы представлять и существующим во век, может быть никто иной как только Господь наш Иисус Христос, чрез Которого и с Которым Богу и Отцу слава со Святым Духом, во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    К. Это значит умереть для мира и грехов и проводить жизнь священную, святую и наиболее всего любезную Богу, чем опять весьма похвалялся Павел, говоря: «Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал.2:19-20). Это, думаю, и значит: умереть в мире и понести мертвость Христа, а в то же время и проводить жизнь в Нем. Итак, пепел, телицы в смешении с водою может указывать собою на мертвость Христа, совершаемую во святом крещении, причастниками которой, сказано, должны быть и сами числящиеся левитском чине и как бы в сени освобожденные от всякого вида плотской нечистоты. На это, думаю, указывает, и очень ясно, снятие бритвою волос на теле: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр.4:12), как бы какую нечистоту волос и ногтей срезающее с ума нечистоту врожденных нам плотских движений, каковую Священное Писание в одном месте называет также и законом греха, живущим в членах плоти и противовоюющим закону ума и влекущим недозволенному (Рим. 7:23). Но силою и действием Святого Духа, как бы бритвою срезаемый, он (закон греха) немоществует, а если бы как-нибудь стал снова усиливаться в нас, то еще с большею силою отсекается: «духом ходите, — сказано, — и похоти плотские не совершайте» (Гал.5:16). Как бритва, однако же, не вполне с самого корня вырывает у нас волос, а срезает недавно лишь вырастающий: так ив нас слово Божие не до самого как бы корня исторгает врожденное нам влечение похоти (ибо совершенная святость соблюдена для будущего века), но скорее умерщвляет возрастающее и усиливающееся в нас и укрощает неистовствующий в членах плоти закон. Итак, снятие волос загадочно указывает на очищение ума, которое совершает в нас Божественное и острейшее слово Божие. Омовение же одежд указывает нам светлое и безукоризненное жительство, вне проявляющееся: «промышляюще добрая не только пред Господем, по написанному, но и пред человека» (Рим. 12:17 и Притч. 3:4). И Сам Господь говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Итак, истинно святые и священные должны быть чистыми изнутри и совне, нося мертвость Иисуса в своем теле и некоторым образом спогребаясь Ему чрез святое крещение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

   В самом доме Божием воздвигались языческие алтари, приносились идольские жертвы. Так Ахаз, царь иудейский, повелевает первосвященнику Урии заменить медный жертвенник храма новым, по образцу жертвенника языческого, который он видел в Дамаске, - и приказание царя исполняется беспрекословно (4 Цар. 16:10-16). Во времена иудейского царя Манассии в храме Божием сооружен был не один жертвенник языческий и даже был поставлен истукан Астарты, позволялись гадания, ворожба, вызывание мертвых и прорицателей, а сын царский был проведен через огонь (4 Цар. 21:4-7; 23, 4—6; 7, 11; Иерем. 7:31). При иных царях «заперли двери притвора и погасили светильники, и не сожигали курения, и не возносили всесожжения во святилище Бога Израилева» (2 Пар. 29:7).    Многие места Библии говорят нам и о том, что ветхозаветные пастыри совершенно не радели о своих обязанностях. В те дни Израиль оставался «без Бога Истинного, и без священника учащаго, и без закона» (2 Пар. 15:3). Сама книга закона была утеряна. Священники и левиты, как свидетельствует Сам Господь через пророков, «творят ложь и неправду» (Иерем. 5:31; 6, 13; 23, 11; Соф. 3:4; Мал. 2:8); «спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикера» (Ис. 28:7); «нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от несвятого и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них» (Иез. 22:26); «не говорили: где Господь?» (Иерем. 2:8); покланялись солнцу и луне и всему воинству небесному (Иерем. 8:1-2); учили за плату (Мих. 3:11) и даже, как разбойники, убивали на пути в Сихем, и совершали мерзости (Ос. 6:9).    Все внимание пастырей сосредоточивалось на видимом, на показном благочестии. В результате этого в среде левитского священства наблюдалось отсутствие одухотворенности, что лишало их благодатных даров, способствовавших достойному прохождению вверенного им служения, и лишало общения с Богом. В силу такого разобщения ветхозаветного священства с Иеговой, оно не могло оказать влияния на народ, а если и оказывало, то только своей недостойной жизнью, которая действовала на еврейский народ развращающим образом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3278...

   Итак, это краткое и спасительно смиренное исповедание, состоящее из слов: «Причисли меня к какой-нибудь левитской должности, чтоб иметь пропитание», и есть упомянутая гера серебра; потому что оно и кратко, и представляет собою слова Господа, обитающего в сердце верующего. А так как выше Он сказал, что дал дому Ааронову пищу от жертв Ветхого завета, когда говорил: «Не дал ли Я дому отца твоего от всех огнем сожигаемых жертв сынов Израилевых?», ибо таковы были жертвоприношения иудеев, то соответственно этому теперь говорится «и куска хлеба... чтоб иметь пропитание», что в Новом завете составляет жертвоприношение христиан. Глава VI. Об иудейском священстве и царстве, которые, хотя и называются установленными на веки, не сохранились; так что под ними разумеются другие священство и царство, которым обещается вечность    Но хотя это предвозвещено было столь возвышенно и оправдалось в настоящее время на деле с такою ясностью, однако кто-нибудь может не без основания прийти в недоумение, и сказать: «Почему вы так уверены, что совершается все, что в виде долженствующего случиться предсказано в тех книгах, если не исполнилось даже то, что в них сказано как божественное определение: «Дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек»? Ведь мы видим, что священство это было отменено и что нет даже надежды, чтобы обещанное тому дому когда-нибудь исполнилось; потому что то священство, которое по отвержении и отмене прежнего заступило его место, еще с большею силой провозглашается вечным». Говорящий это не понимает или забывает, что и само священство по чину Ааронову было установлено в виде сени будущего вечного священства; а потому, когда ему была обещана вечность, она была обещана не сени или образу, а тому, что ею оттенялось или прообразовывалось. Но чтобы о сени не думали, будто она должна непременно остаться, нужно было пророчество и об отмене ее.    Подобно этому и царство Саула, в действительности отверженного и низверженного, было сенью будущего царства, долженствующего продолжиться в вечности.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010