22:18. Иоаким. См. коммент. к 1:3. 22:20. Ливан, Васан, Аварим. Три горные области. Ливан находился на севере, Васан – в Трансиордании на северо-востоке, а Аварим – в Моаве на юго-востоке. Возможно, эти области символизируют союзников Иудеи или природные богатства земли. 22:24. Перстень. Упоминаемый здесь перстень – это, вероятно, кольцо с печаткой. В Месопотамии были широко распространены цилиндрические печати, тогда как в Израиле преобладали печати-штампы. В Месопотамии и Сирии-Палестине найдены тысячи цилиндрических и штамповых печатей. Печать заменяла личную подпись и была знаком власти и собственности. Говоря, что сорвал бы перстень (т. е. Иехонию) с руки Своей, Яхве ясно дает понять, что осуждает его царствование. 22:25. Судьба Иехонии. Иехония находился у власти всего три месяца, после чего вынужден был сдаться Навуходоносору. Его увели в плен в Вавилон, где он и провел остаток своей жизни (см.: 4Цар. 25:27–30 ). Его имя найдено в вавилонском списке расходов продовольствия, что подтверждает библейскую информацию о том, что он питался за царским столом. 23:1–6 Отрасль 23:5. Восставлю Давиду Отрасль. Понятие «отрасль» встречается в таких мессианских текстах, как Зах. 3и 6:12, где оно относится к Зоровавелю. Многие исследователи считают, что это специальный термин, обозначающий законного наследника царской династии; в Израиле – будущего царя из династии Давида, который восстановит царство. Найденная на Кипре финикийская надпись начала III в. до н. э., посвященная Мелькарту, гласит, что династия Птолемеев в Египте является законной «отраслью». В свитках Мертвого моря из Кумрана это понятие не используется в мессианском смысле, но в угаритских и ассирийских текстах действительно применяется по отношению к царям. Так, Тиглатпаласар III именуется «отраслью» города Балтиль (Ашшур) и справедливым правителем своего народа. Его обещания творить правду и справедливость находят параллели в декларативных утверждениях вавилонских законодателей. Седекия выступил с подобным заявлением в 588 г. до н. э. (см. коммент. к 34:8–11). 23:9–40 Лжепророки

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Учение о " третьем царстве» как царстве Святого Духа, которое еще придет на землю вслед за царством Бога Отца, царством Ветхого Завета и закона – и царством Сына, царством Нового Завета и временем спасения, – зародилось в учении хилиастов еще в первые века христианства. Оно было распространено в раннем Средневековье и в Византии. Тем не менее, можно предполагать, что более близкие, непосредственные источники этой доктрины, развитой в " Белом Клобуке», были, скорее, западного, чем непосредственно византийского происхождения. Правда, ирландский богослов и философ-идеалист Эригена развил свою теорию о третьем царстве на основе учения ранних восточных отцов. Все же популярность этого учения в поздние века Средневековья не столько обязана самому Эригене, сколько проповеди его духовных последователей: Иоакима де-Фиоре [Иоахима Флорского] и францисканцев-спиритуалистов. В XII–XIII веках они предсказывали близкий конец мира и наступление царства Святого Духа, которое они называли веком свободы 28 . Эта доктрина царства Святого Духа, возвещавшая конец нашей грешной эры и наступление нового духовного и святого века, несомненно, проникла с Запада и оживилась в связи с ожидаемым в 1492 году окончанием исторического мира. Она могла попасть в бывшую республику Великого Новгорода или через католических монахов, которые там появились в конце XV века и принимали участие в компиляции полного текста Библии и клерикальной литературы, доказывавшей независимость церкви от светской власти, или через посланцев архиепископа Геннадия в Рим 29 . Геннадий, стремившийся отстоять независимость владения новгородской епископской кафедры и боровшийся с учением жидовствующих, которым Иван III оказывал совсем прямую поддержку, старался поднять авторитет русской церкви. Поэтому создание легенды о Белом Клобуке ставило себе целью не прославление русского государства, а восхваление православной церкви на Руси и самой православной русской земли. Стараясь собрать материалы для утверждения учения о независимости церковной власти от власти государственной, Геннадий, видимо, с этой целью послал своего толмача в Рим. Там посланец Геннадия, судя по указаниям легенды о Белом Клобуке, нашел нужные ему материалы. Там же он мог легко познакомиться с популярной тогда теорией о приближении конца нашего мира и о будущем царстве Святого Духа. Во всяком случае, именно Геннадий и образовавшийся вокруг него в Новгороде кружок церковных ученых и борцов за независимость церкви от государства воспользовались католическими теориями о взаимоотношениях церковной и светской власти. Так, например, там были популяризованы и принадлежащие перу папы Иннокентия III сравнения церковной власти с солнцем и государственной власти с луной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Борьба афонских монастырей за свою экономическую и административную независимость от Константинопольского Патриархата в 1880–1890-е годы продолжала обостряться. В первую очередь этот вопрос вставал в связи с получением от России доходов с бессарабских имений и с назначением управляющих в бессарабские и кавказские имения монастырей. В неоднократно возникавших конфликтных ситуациях российские дипломаты, как правило, принимали сторону патриарха в интересах единства Православия. «Вопрос о желании патриарха подчинить себе более или менее афонские монастыри – не новый, – писал в апреле 1890 г. сотрудник константинопольского посольства А. Иванов . – Разбирать его с точки зрения историко-легальной бесполезно. Нас должен скорее интересовать вопрос этот со стороны полезности для нас разрешения его в том или другом смысле... Я полагаю, что нам всегда будет полезнее держать сторону патриарха. Во-первых, Вселенский патриарх для нас есть представитель православия на Востоке и идти против него представляет для нас такие невыгоды, каких нельзя вознаградить никакими временными выгодами на Афоне. Кроме того, легче... иметь дело с одним патриархом, чем со многими афонскими монастырями. До тех пор пока афонские монастыри будут строго держаться православия, они от патриарха не отпадут. Если же случилось, что, подпавши влиянию афинского эллинизма, они уклонились от пути подчинения Великой церкви, то нам неизбежно придется держаться опять патриарха, то есть выйти на ту же самую дорогу, на которую и желает теперь вывести нас Патриарх». 638 История Афона последних двух десятилетий XIX в. тесно связана с деятельностью патриарха Иоакима III (1878–1884; 1901–1912). Чуждый националистических пристрастий, искренне расположенный к России, Иоаким III, еще будучи Фессалоникийским митрополитом, поддерживал русских монахов на Афоне. После восшествия на Патриарший престол он старался укрепить церковную дисциплину и добиться от Афона строгого подчинения Патриархии. В конце 1879 г. он потребовал, чтобы все русские монахи, отправлявшиеся с Афона в Россию, имели при себе рекомендательные грамоты от Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, «по мнению блаженного Иеронима книгу написала сама Иудифь; по другим – автором книги был первосвященник Елиаким; третьи приписывают ее Ахиору Аммонитянину, упоминаемому в книге, или Иисусу, сыну Иоседекову, сотоварищу Зоровавеля при возвращении из плена Вавилонского» 20 . Однако ни Елиаким, ни Иисус не могли быть авторами книги Иудифь, так как по времени они жили гораздо ранее Маккавсйской эпохи. Что же касается мнений о том, что авторами могли быть или сама Иудифь, или Ахиор, то, во-первых, эти личности не упоминаются ни в одной из других книг Библии и не известны истории, а во-вторых, в пользу их возможного авторства не приведено никаких серьезных аргументов. Целью написания книги Иудифь было стремление автора подкрепить духовные силы и надежду на Бога среди соплеменников, которые представляли собой «народ, у которого нет ни войска, ни силы для крепкого ополчения» ( Иудифь.5:23 ), воодушевить их па борьбу с могущественным врагом и «показать пример того, как неожиданно Господь посылает иногда спасение рабам Своим, крепко на Него надеющимся, и какими ничтожными по-видимому и слабыми средствами Он устрояет сие спасение» 21 . Содержание книги Иудифь, состоящей из 16 глав, заключается в следующем. Навуходоносор, царствовавший над ассирийцами в Ниневии ( Иудифь.1:1 ), начинает войну против Арфаксада, царя Мидии, и призывает к участию в ней все подвластные ему народы, в том числе и народы Палестины (I, 6–9). Получив отказ, Навуходоносор после победы над Арфаксадом решил наказать неповиновавшихся его призыву и поручил совершить расправу своему главному военачальнику Олоферну, дав ему для этой цели весьма большое войско (II, 1–20). При этом Олоферну было приказано «истребить всех богов той земли, чтобы все народы служили одному Навуходоносору и все языки и все племена их призывали его как бога» (III, 8). Олоферн опустошил многие земли (II, 21; III, 8) и подошел к Иудее, намереваясь начать наступление на горную часть страны и на Иерусалим. Тогда иудеи, недавно возвратившиеся из плена и освятившие свой храм (IV, 3), стали по призыву первосвященника Иоакима укреплять горы, устраивать преграды на равнинах, готовиться к защите проходов и умолять Бога о помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

– См. там же, стр. 325–327. 439 Так писал Маржерет, бывший в России 1600–1606 г. См. сказ. Современ. О Самозв. Ч. III, стр. 27. 440 Об этом см. ст. А. В. Горского «о духовных училищах в Москве в XVII ст. Приб. к Тв. св. Отц. III, еще: Прав. Об. 1867, г., т. 22 «образование духовенства в древней Руси» – Знаменского. 441 Так сказано об училище бояр. Ртищева в «привеллегии Московской академии». См. Вивл. изд. 2. VI, стр. 404. 444 Патриаршия граматы об устроении училищ к Москве сполна отпечатаны к той же статье стр. 168–171. 445 См. выше примеч. 40 и 345. Правда, и п. Иоасаф издал свою благословенную грамату, вместе с восточными патриархами, на учреждение в Москве училищ: но едва ли только на основании этого чисто оффициального документа можно думать, чтобы он в самом деле сочувствовал и тем более принимал деятельное участие в учреждении училищ. 447 См. Древн. Росс. Вивлиоф XVI, стр. 295; сравн. в указан. статье .о духовных училищах»... примеч. Я на стр. 174. 448 Училище открыто было в палатах, где до того времени помещались «правильня» и библиотека, последния были перемещены по этому случаю во вновь выстроенное, более поместительное двух этажное здание. См. «Древности», труды Моск. Арх. Общ. 1869 г. педаг. К. Герца, т. II, вып. 1-й ст. Румянцева стр. 14–16. 449 Историческое известие о Московской академии», составлнееое Екикарновым. Др. Вивл. XVI, стр. 295–297. 451 В рукописи Моск. дух. акад. начала Х40;Ш столетия есть «довод, яко учение и язык еллнно греческий наипаче нужно-потребный, нежели латинский язык и учение», составленный (автор неизвестен) еще до открытия училища и направленый против тех, которые хотели, чтобы в этом училище было отдано предпочтение латинскоку языку пред греческим. Автор предлагал наипаче учити греческому языку купно со словенским и только хотящим преподавать и латинский язык, основания, на которых он утверждался ири этом представлены и в статье «о духовных училищах в Москве в XVII в.» стр. 176–178 452 На это прямое указание есть в челобитной П.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 6 дней О современном мире 15.01.2012 Вот и пришло время написать о Патриархе Иоакиме III. Делаем это с особой радостью. Потому что это, действительно, был удивительный человек. Многие патрирахи оканчивали свой земной путь на Афоне, но Патриарх Иоаким III - занимает среди них особое место. Напомним, что были еще два особенно отличившихся патриарха: Кирилл и Афанасий. Первый восходил на кафедру три раза, а второй - пять. Их подвиг проходил в борьбе с иезуитами. 02.01.2012 Один духовный сын отца Порфирия в качестве помощи дал некоему человеку значительную сумму, в долг без процентов. Когда он рассказал об этом Старцу, тот сказал: - Деньги пропали, не жди что они вернутся… 27.12.2011 Европейский чай (который растет в Китае) прогоняет сон, когда мы хотим совершать бдение, точно так же, как и кофе. Чашечка кофе не только помогает бдению, но оказывает также большую помощь молодым, когда они испытывают естественную плотскую бурю. То есть иногда случается, что внезапно на нас находит плотское облако, ум помрачается, тело расслабляется и т.д. 01.12.2011 Достоинство имеет только образ жизни... Один человек, совсем не имевший связи с Церковью, сказал мне: - Я - монархист! - Да раз ты себя крестом не осеняешь, что толку в этом? -ответил я ему. 11.11.2011 Дмитрий Сергеевич Лихачев действительно был совестью нации: в годы страшных сталинских репрессий, в годы засилья атеистической идеологии в культуре и науке он защищал и спасал от забвения и уничтожения памятники отечественной культуры, в эпоху антирелигиозной пропаганды открывал для современников и потомков духовное наследие предшествующих эпох Российской истории и показывал через древнерусскую литературу — как наши предки старались и умели жить по совести 11.11.2011 Нам, конечно, не хотелось бы, но мы представили, что кого-то из читателей портала Исихазм проглотил крокодил… Конечно, в России крокодилы не водятся, но можно просто задать такой вопрос: что тогда будем делать? 11.10.2011

http://isihazm.ru/?id=384&sid=3&pid=7

142 С собственноручного черн. подлинн., хранящ. в архиве Св. Синода. Опись 94, т. II; докум. 115 и 116. 143 Ответ на письмо А.П. Ахматова, от 29 июля, при коем была препровождена митрополитудепеша Е.П.Новикова, от 9–21 того же июля, о положении дел в константинопольской церкви, в коей сообщалось, что «партия патриарха Иоакима истощила все средства, чтобы вызвать общественные манифестации в пользу патриарха. С одной стороны, образовались от простого народа депутации, просившие Порту не увольнять его святейшества; с другой – обнаружились между хиосцами и ионнийцами признаки волнений, своевременно остановленных. Журнальные статьи и прокламации, обращенные к православному народу Востока и содержащая резкий вызов сочувствия к главе церкви, совершенно уронили дело, которое думали поддержать. К довершению соблазна, составление прокламации приписывается католику Бароцци, бывшему драгоману греческого посольства. Фирман султана, утверждающий увольнение патриарха, должен появиться немедленно». Т. III, 94; док. 118. 144 С собственноручного черн. подлин., хранящ. в архиве Св. Синода. Опись 94, т. III; докум. 118. 145 Заметка написана на отношении князя С.Н. Урусова, от 18 июня, за 4022, при коем был препровожден митрополиту отчет настоятеля нашей посольской церкви в Константинополе архимандрита Антонина о действиях константинопольского народного смешанного совета. 146 С собственноручного черн. подлинн., хранящ. в архиве Св. Синода. Опись 94, т. III; докум. 132. 147 На предварительном избрании в числе кандидатов на вселенский патриарший престол, по числу голосов, оказались 13 лиц, именно: местоблюститель патр. престола, митр. рашко-призренский (32 голоса), бывшие конст. патриархи: Анфим (эфесский – 13), Григорий (4), Анфим (никомидийский – 2), бывший александрийский Каллиник (8), митрополиты: артский (5), амассийский (2), солунский (3), кассандрийский (3), филиппольский (1), серрский (1), требизонтский (1) и фарсальский (1). Из сих кандидатов Порта исключила патриархов, как оставивших в свое время престолы по требованию народа. За тем первое избрание дало следующие результаты: местоблюститель получил 25 голосов, митр.: солунский – 14, филиппопольский – 18, кассандрийский – 37, требизоятский – 41, фарсальский – 48 и амассийский – 39. Таким образом по числу голосов, в числе трех кандидатов оказались митр. Фарсальский, требизонтский и амассийский. При окончательном избрании в храме, избранным оказался амассийский Софроний, поучивший 10 голосов против 9, поданных за митр. фарсальского. Т. III, 95; док.123.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

§ 6. Вместо канонической подати («subvention»), которую эти три митрополичьи епархии давали вселенской патриархии, австро-венгерское правительство обязуется платить Его Святейшеству патриарху Иоакиму III сумму 58.000 пиастров 95 золотом, которая будет ежегодно вноситься в кассу патриархии чрез императорское и королевское посольство в Константинополе. А кроме этого вознаграждения, Е.С. патриарх Иоаким III не может претендовать ни на какие другие доходы от названных епархий. § 7. Епископы названных провинций в будущем не должны взимать никаких поборов со своих пасомых. Отныне их будет взимать императорское и королевское правительство, за исключением части, предназначенной для вселенской патриархии, – части, которая не будет больше требоваться. Взамен упомянутые епископы будут регулярно получать плату из императорской и королевской кассы, и её величина будет определяться сообразно средним годичным доходам церковным, которые они до сих пор получали от своей паствы. Изучив глубоко эти предложения и обсудив их зрело с нашими дорогими братьями и коллегами, преосвященными митрополитами, мы нашли, что упомянутые предложения не вредны для временного урегулирования отношений православных епархий к великой Константинопольской —133— церкви в нынешнее время и при нынешних обстоятельствах. Принимая их единогласно с нашими дорогими братьями и коллегами в Св. Духе, преосвященными митрополитами – членами Синода, мы высказались в пользу сохранения в силе постановлений, сделанных на основании соглашения обеих сторон. В то же время мы молимся Всемогущему, Который управляет миром, чтобы Он защищал и сохранял Его Императорское и Королевское Апостольское Величество здравым и благополучным на его престоле на благо и пользу всех народов, подчиненных его отеческому скипетру. В подтверждение сего и составлен этот патриарший и синодальный акт и внесен в кодекс нашей великой церкви в лето нашего Господа 1880, в месяце марте, индикта 8». 96 Благодаря этому конкордату, власть патриархии для босно-герцеговинской церкви осталась только номинально, а фактически перешла в руки иноверного светского правительства. Австрийский император и назначает митрополитов и увольняет их. Патриархия вместо прежней «субвенции» от босно-герцеговинских митрополитов получает определенную сумму из австрийского государственного казначейства. Митрополиты вместо прежней «владычарины» получают также из государственного казначейства определенное жалование, для чего введен нарочитый налог на православное население Боснии и Герцеговины. Таким образом, назначение и увольнение митрополитов и материальное обеспечение их зависят теперь от иноверного светского правительства. Чрез это босно-герцеговинские митрополиты утратили всякую самостоятельность и должны делать то, чего желает австрийское правительство. Были в Боснии и Герцеговине и в годы оккупации митрополиты – светлые личности, истинные патриоты и страдальцы за свою землю,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Содержание I. Паримия 26 октября в воспоминание землетрясения, бывшего в Константинополе (Гл. II, 2–12) II. Паримия в Великий четверток (Иерем. XI:18–23, XII:1–5, 9–11, 14, 15) III. Паримия в Великую субботу (Гл. XXXI, 31–34)     Иеремия родился в Анафофе, городе колена Вениаминова, лежавшем на север от Иерусалима не вдали от него. Анафоф был один из городов священнических, и Иеремия происходил от жившего там священника Хелкии. По надписанию книги пророчеств, Иеремия проходил свое служение с 13-го года Иосии царя Иудейского (629 – 611) и во дни сына его Иоакима (611 – 600), до взятия Иерусалима Халдеями при Седекии. Но это не окончательный предел деятельности пророка: в некоторых главах его книги (XL-XLIV) описываются его дела и судьба и по разрушении Иерусалима. К сему же времени относится и книга его Плач. Поприщем его пророческой деятельности был сначала отечественный его город Анафоф, потом Иерусалим, куда он удалился после злоумышлений на его жизнь анафофских жителей. По разрушении Иерусалима он поселился в Массифе, города Вениаминова колена ( Hab. XVIII, 26 ), местопребывании Вавилонского наместника Годолии; затем по убиении Годолии мятежниками, увлечен был ими в Египетский город Тафнис, где и скончался. К пророческому служению Иеремия призван в молодых летах (I, 6–7) и продолжал его более 42 лет, среди непрерывных оскорблений и бедствий, которые терпел за свои обличения и угрозы от царей, священников, лжепророков и простонародья. Угрожая Иудеям Вавилонским пленом, Иеремия вместе предсказывал об окончании его через 70 лет. К утешительным предсказаниям Иеремии относятся предсказания о временах Мессии, когда Бог так будет близок и доступен людям, что никто уже не будет жалеть об утрате, при разрушении Иерусалима, ковчега завета и не будет чувствовать нужды в восстановлении ветхого завета (III, 16), и когда к истинной вере будут обращаться все народы (17). Излагая обетования о временах Мессии, Иеремия именует Его Потомком Давидовым, Царем мудрым и правосудным (гл. XXIII, 7–8; XXXIII, 14–22), предрекает об установлении Им нового завета (XXXI, 31–34) и о вечности новозаветного священства (XXXIII, 18 – 23). К числу предсказаний Иеремии относятся также предсказания о судьбе иноземных народов. Он предсказывает, что Вавилон возвысится на развалинах сопредельных ему царств и наконец сам будет низвергнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

При патр. Иоакиме III был восстановлен и украшен патриарший храм, убранство которого сохранялось в неизменном виде до пожара 1941 года. Иоаким III основал патриаршую библиотеку и реорганизовал типографию (1880), в которой начали издавать официальную газету «Εκκλησιαστικ Αλθεια» Константинопольского Патриархата (до 1923). При нем было достроено новое здание Великой народной школы (Μεγλη Σχολ το Γνους) в константинопольском районе Фанар (1880-1882). В 1879 году на острове Халки было учреждено центральное священническое училище, а в 1882 году была основана священническая школа близ Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери). В 1879 году в Смирне (ныне Измир ) было организовано Братство для распространения греческих знаний в Малой Азии, т. к. большая часть малоазийских греков почти забыла родной язык. Выйдя в отставку и живя в Вафиохори, Иоаким III продолжал следить за церковно-политической жизнью. Его уход с кафедры вызвал сильные волнения в греческом народе; в высших церковных кругах сформировалась партия его приверженцев, т. н. иоакимиты, которые при активной поддержке русской дипломатии старались добиться его восстановления на патриаршем престоле. В августе 1886 года Иоакима III посетил проф. Санкт-Петербургской двуховной академии И. Е. Троицкий . Отчет об этом визите, представленный К. П. Победоносцеву, является одним из важнейших документов по церковной истории конце XIX века. В разговоре с Троицким Иоаким III выступает сторонником строгой церковной дисциплины и даже считает нужным учиться в этом отношении у католиков, подчеркивая, что это не распространяется на догматическую сторону вопроса. В глазах противников Иоаким был русским ставленником, поэтому избрание в 1887 году патриарха Дионисия V расценивалось как вызов России. Иоаким III совершил несколько поездок по Ближнему Востоку, а затем удалился на Афон , в Милопотам , принадлежащий Великой Лавре (пребывал там с 1889 по 1901 год). Он продолжал поддерживать отношения с русскими дипломатами, особенно с консулом в Фессалонике; вел переписку с Троицким и Т. И. Филипповым. В июле 1893 года Иоакима III посетил Гроттаферратский аббат Арсенио Пеллегрини, отмечавший широту взглядов Иоакима. Его суждения были независимы и отличались постоянством. Так, Иоаким III критиковал узоры облачений, присланных русским Святейшим Синодом, некоторые детали коронации имп. Николая II. Иоаким принимал участие в разрешении споров на Св. Горе, выступая по возможности миротворцем. Не разделяя в целом активной позиции русских монахов на Афоне, Иоаким тем не менее восхищался их дисциплинированностью и строгой аскетической жизнью. Позднее, в сентябре 1912 года, патриарх Иоаким III направил настоятелю русского монастыря св. Пантелеимона послание, в котором называл новое учение об имени " безсмысленным и богохульным " и советовал его сторонникам " отстать от душевредного заблуждения и перестать спорить и толковать о вещах, которых не знают " .

http://drevo-info.ru/articles/13678670.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010