Вот, мы говорим о последнем суде. Епископ Андрей (князь Ухтомский) говорил, что мы неправильно понимаем Суд Страшный. Суд-то мы произносим сами. Вот это слово и будет судить нас. Какое у нас к нему отношение сейчас, вот с тем результатом мы и предстанем. Отец Игорь Павницкий говорит: и все кончины просим. Я думал, что речь идёт о смерти, а, оказывается, там не о смерти контекст в греческом языке, а вот с каким мы результатом придём на тот конец. Что это будет за результат? Вот Спаситель об этом и говорит: вы сами имеете судию, себе сами произносите суд над собой ежечасно. Какой? Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. В зависимости от того, какое у нас отношение к этому слову. И никто не сможет оправдаться. Никто. Потому что нет такой изоляции, чтобы человек не услышал что-нибудь о Боге, о Церкви, да из любопытства посмотрел . Так вот оно  и будет судить его в последний день. «Ибо Я говорил не от Себя; но Пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» ( Ин. 12:49–50 ). Прекрасно. Вот Он исполняет волю Отца, и говорит об этой воле, что Моя пища есть творить волю Отца Моего (см. Ин. 4:34 ); Видящий Меня видел Отца (см. Ин. 14:5 ); Верующий в Меня не в Меня верует, а в Пославшего Меня (см. Ин. 12:44 ); И Мы придем к нему, и обитель у него сотворим, и будем вечерять (см. Ин. 14:23 ; Откр. 3:20 ). Так вот это единосущие Его со Своим Отцом Он и подчёркивает особенно выразительно, потому что для учеников будет испытание: страдающий Мессия, тем более, Мессия, осуждённый на крест и умерший, – в их сознании никак не вмещался. Мессия – Это Победитель. Мессия должен прийти, смести этот строй ненавистный и все прерогативы со всех земель, и богатства должны стекаться в Иерусалим – как к мессианскому народу. Поэтому непонятны были им слова, что Мессия должен пострадать. И когда Господь говорил им об этом, у них никак в голове не умещалось: ну как Он должен пострадать, когда Он должен, наоборот, возглавить борьбу народа против ненавистного римского ига? А Он им говорит о каком-то страдании, и убиют Его, и в третий день воскреснет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Со вторым пришествием Христа связано телесное воскресение мертвых. Идея эта ясно выражена в речах Господа в 4 Евангелии. „Наступает время, – говорит Христос, – в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения“ ( Ин.5:28:29 ). Объяснить это место в смысле учения о духовном воскресении не представляется никакой возможности, потому что здесь глас Сына Божия слышат и делавшие зло; воскресают и те, которые подвергаются осуждению. Таким образом здесь мы встречаемся с учением о всеобщем воскресении. Догма о телесном воскресении имеет в 4 Евангелии такое значение, что оно упоминается иногда в тех случаях, когда речь идет только о духовных благах христианства. Дело представляется как будто так, что только в телесном воскресении все духовные блага христианства имеют надлежащее увенчание: Христос пришел для того, чтобы воскресить верующих в последний день. „Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день“ ( Ин.6:39:40 ). „Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день“ ( Ин.6:44 ). „Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день“ ( Ин.6:54 ). Понимать все подобные места в смысле учения о телесном воскресении вынуждает указание на время его: последний день – σχτη μρα. Замечательным свидетельством, содержащим учение о воскресении, является Ин.11:23–26 . В нем сменяют друг друга идеи телесного и духовного воскресения. Марфа, – в ответе на уверение Господа, что ее брат воскреснет, – высказывает убеждение, что он воскреснет ν τ ναστσει ν τ σχτ μρ. Христос не отвергает такую веру, но утверждает связь и этого воскресения с Его личностью: „Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет“. Факт телесной смерти для верующего – событие проходящего значения; совершенно устраняемый воскресением, он не колеблет общего положения: „всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек“.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Этот единственный в своем роде пример показывает, насколько Христовой Церкви чужда ложь во всех ее видах: как притворство, как мнительность и подозрительность, как лицемерие, как ханжество, как все, что имеет лишь вид благочестия, но не имеет его силы. Этот пример живо показывает, какой смертоносный меч готовит себе лжец. Преподобный Дорофей пишет, что «нужно большое внимание, чтобы нам не быть окраденными ложью, ибо лжец не имеет общения с Богом». Ложь чужда Богу. В Писании сказано, что ложь от лукавого, и что он ложь есть и отец лжи ( Ин.8:44 ). Вот, отцом лжи назван диавол, а истина есть Бог , ибо Он Сам говорит: «Аз есмь путь, истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). Видите, от Кого мы отлучаем себя и с кем соединяемся ложью: очевидно с лукавым. Итак, если мы поистине хотим спастись, то мы должны всеми силами охранять себя от всякой лжи, чтобы она не отлучила нас от истины и жизни. Суббота. О Небесном и о земном хлебе Ин.6:14–27   Деян.5:21–33 Когда после чудесного насыщения пяти тысяч пятью хлебами Иисус переправился на другой берег Геннисаретского озера, весь народ последовал за Ним. И даже говорили: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир». Но Господь с грустью укоряет их: «вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились». И через минуту это подтвердилось. Когда Господь далее сказал: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин.6:29 ), – то в ответ услышал: «какое же Ты дашь знамение, чтобы мы» «поверили Тебе»? «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» ( Ин.6:30–31 ). Вот чего ждали от Иисуса: еще хлеба. И они еще и хотели «придти, нечаянно взять Его и сделать царем», – чтобы хлеба и всегда было вдоволь. А Господь говорит: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий». Да, от хлеба – жизнь. От земного хлеба – земная, временная жизнь. А от Небесного – вечная, небесная. С земным просто: откусил, разжевал, проглотил, – и продлятся твои дни на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Что касается евангелистов, то для выражения способа совершения погребения они употребляют глаголы: ejn Ù eilevw (Мк. XV , 46) и ejnÙtulivssw (Мф. XXVII , 59; Лк. XXIII , 53). Глагол ejneilevw (употребляется только один раз в Новом Завете и один раз в Септуагинте) означает завертывать в: «Вот меч Голиафа Филистимлянина, которого ты поразил в долине дуба, завернутый в одежду, позади ефода» (1Цар. XXI , 9). Глагол ejntulivssw (употребляется в Новом Завете только три раза, а в Септуагинте не употребляется вообще) означает заворачивать, сворачивать: « завернуться в плащ» (Словарь древнегреческого языка И. Х. Дворецкого), «платок, который был на голове Его, не с пеленами лежит, но отдельно свернут на своем месте» (Ин. XX , 7) . Эти два глагола более всего подходят для описания процесса заварачивания тела Иисуса Христа в Плащаницу, когда тело было положено на одну половину Плащаницы, а другая, перекинутая через голову, накрыла тело сверху. В Евангелии же от Иоанна речь идет не о Плащанице ( sindwvn ), а о пеленах во множественном числе ( ojqovnia ), – точнее, о лентах или погребальных перевязях. Нельзя считать, что слова плащаница ( sindwvn ) и пелены ( ojqovnia ) синонимичны: в Евангелии от Луки они употребляются в одном контексте, но различаются; их различие подчеркивается употреблением их в различной грамматической форме – одно в единственном числе, а другое во множественном. Поэтому Иоанн с именем пелены ( ojqovnia ) употребляет глагол devw , который имеет значение связывать: «Они взяли тело Иисуса и связали его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. XIX , 40) ; «вышел умерший, связанный по рукам и ногам погребальными перевязями (греч. keiriva , жгутами, ремнями)» (Ин. XI , 44) ; «воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса, и связали Его» (Ин. XVIII, 12). Именно эти пелены ( ojqovnia ), а не плащаница ( sindwvn ), были найдены апостолами в пустой пещере: «Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены ( ojqovnia ) лежащие» (Лк. XXIV , 12); «И наклонившись, увидел лежащие пелены ( ojqovnia ); но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены ( ojqovnia ) лежащие» (Ин. XX, 5-6). Иоанн пишет о пеленах или перевязях, чтобы указать на то, что Иисус Христос освободился от них чудесным образом, не развязывая их.

http://pravoslavie.ru/sretmon/turin/tain...

Спаситель, указав на изображение кесаря и надпись на динарии с именем кесаря, сказал: “отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу” (Мф. 22, 21). Господь различает, но не противопоставляет Царство Небесное и царство земное. Служение кесарю не препятствует служению Богу. По толкованию этого евангельского стиха, данного блаж. Августином, мы приносили кесарю монеты, а Богу — самих себя. Ответ Спасителя заградил уста искушавших Его. Это не помешало, однако, позже иудейским вождям обвинить Иисуса перед Пилатом в том, “что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю” (Лк. 23, 2). Как видим, это было явное лжесвидетельство. Лукавый расчет был у книжников и фарисеев и тогда, когда они привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин. 8, 2–11). По закону, ее должны были побить камнями. Они знали, что Иисус творил дела милосердия и призывал к ним: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9, 13). Искушавшие Его надеялись получить возможность обвинить Спасителя в несоблюдении закона Моисея. За три с половиной года, в течение которых Господь благовествовал Царствие Небесное, зло проявляло себя иногда безудержно, не ища даже мнимого повода к обвинению: иудеи хотели самочинно расправиться с Иисусом. Мы уже говорили о намерении жителей Назарета. Евангелисты приводят и другие факты (Ин. 5, 16; 7, 25; 8, 40). О причинах таких намерений и попыток Спаситель сказал иудеям: “ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас” (Ин. 8, 37); «ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога» (Ин. 8, 40). Только Иисусу были ведомы демонические источники все более нараставшей против Него злобы: “Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне” (Ин. 8, 44–45). Ученикам, окружавшим Иисуса, значение происходивших событий откроется позже. Религиозная жизнь требует от человека внимания к себе, нравственной чуткости, смирения и чистых намерений.

http://pravoslavie.ru/2981.html

Но не так бывает в обителях вечных и в тех селениях: здесь иной трудился, а иной наслаждается; а там каждый будет господином своих трудов, и получит многообразную награду. Будем же стремиться к тому стяжанию. Там устроим себе дома, да упокоимся во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу со Святым Духом, слава во веки. Аминь. Из беседы 66 на Ин. Как богатство обыкновенно губит людей неосторожных, так равно и власть. Первое доводит до любостяжания, а последняя до безумия. Вот смотри: подчиненные в иудейском народе судят здраво, а начальники — превратно. Что народ веровал во Христа, об этом часто говорят евангелисты, — что «Многие же из народа уверовали в Него» (Ин. 7:31). А из начальников не веровали. Сами же начальники, а не народ, говорят: «уверовал ли в Него кто из начальников» (Ин. 7:48)? Но кто же? «Народ», не знающий Бога, «проклят он» (ст. 49). Верующих называли проклятыми; а самих себя, убийц, — благоразумными. Так и теперь, увидев чудо, многие уверовали, — а начальники не только не удовольствовались своими злодействами, но покушались еще умертвить и Лазаря. Пусть — Христа за то, что Он нарушал субботу, что творил Себя равным Отцу, из–за римлян, как говорите вы; но в чем вы можете обвинить Лазаря? За что хотите умертвить? Ужели в том его вина, что он получил благодеяние? Видишь, как они склонны к убийству? Много чудес сотворил (Христос), но ни одно до такой степени не ожесточило их, — ни чудо над расслабленным, ни чудо над слепым. Это потому, что чудо над Лазарем и по самой природе своей было удивительнее, и было совершено после многих чудес. Да и поразительно было видеть, что четверодневный мертвец ходит и говорит. А прекрасное, неправда ли, дело для праздника — к торжеству присоединить убийство! Из беседы 69 на Ин. Мы должны избегать всех вообще душевредных страстей, но особенно тех из них, которые и сами из себя рождают много грехов. Таково, напр., сребролюбие. Оно и само по себе тяжкая болезнь, но становится еще тяжелее потому, что оно корень и мать всех зол. Таково же и тщеславие. Вот, например, и эти (начальники иудейские) отторглись от веры по любви к славе. «И из начальников», говорит Писание, «многие уверовали в Него; но» иудеев «ради не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги». Так точно и (Христос) еще прежде говорил им: «как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете» (Ин. 5:44)?

http://predanie.ru/book/219870-ioann-zla...

– Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» ( Лк. 10:23–24 ). Что же видели и слышали апостолы? «Мы слышали, – свидетельствуют они сами о себе, – мы видели своими очами, рассматривали, и руки наши осязали Слово жизни» ( 1Ин. 1:1 ). Но внешнее видение, слышание и осязание воплотившегося Сына Божия было преимуществом одних самовидцев Его. И действительно, когда Иисус Христос еще жил на земле, люди нередко достигали веры в Него своим личным, непосредственным опытом. Так, Нафанаил уверовал в Сына Божия лишь после того, как воспользовался предложением Филиппа: «Пойди и посмотри» ( Ин. 1:45–51 ). И Фома уверовал в воскресшего Спасителя только тогда, когда, согласно своему и Господню желанию, увидел и осязал Его ( Ин. 20:24–29 ). После же того, как Христос окончил великое Свое служение на земле и вознесся на небо, люди стали веровать в Него, не видя Ero ( 1Петр. 1, 8 ), так что мы теперь «ходим верою, а не видением» ( 2Кор. 5:7 ). Здесь кроется новая причина, почему христианская вера возводится на ступень добродетели. Вот почему, когда Фома, видением убедившись в воскресении Господа, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ), Христос сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» ( Ин. 20:29 ). Каковы же свойства истинной веры как сердечного убеждения? Вера есть глубочайший акт покорности и послушания нашего Богу. ( Рим. 1:5; 6:17 ). В акте веры мы с помощыо Божией подчиняем свой разум вечной истине, или, по выражению ап. Павла, «пленяем всякое помышление в послушание Христово» ( 2Кор. 10:5 ). Только к истинно покорному сердцу вера находит доступ. Гордые жители Капернаума и Вифсаиды не хотели верить, но послушные ученики поверили. Поэтому Иисус Христос молился: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли! что Ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл то младенцам» ( Мф. 11:25 ). Фарисеям же Он говорил: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?» ( Ин. 5:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Спасает соприкосновение (всего лишь!) совести с Богом. Оно возрождает и преображает всего человека, всю его жизнь, в том числе и прошлую, ведь покаянию прошлое доступно. Это подобно пробуждению, так как совесть можно понимать как спящий образ Бога в нашей душе. Началом многотрудного пути к милости можно считать и настойчивость “вдовицы” 7 — души, оставшейся в одиночестве без Бога и “стучащей к судье”-совести с тем, чтобы она проснулась и помогла увидеть во свете свою грешную жизнь (Лк 18:2–8). Это соединение раскаяния с надеждой, с узнаванием и, наконец, с ведением милости. Именно тут встречаются, соединяются милость и истина, правда и мир, Дух и душа, ибо Господь даст благо, и земля наша даст плод свой (Пс 84:11–13). Если мы любим — значит, “видим” сердцем. Первая “ви­дящая” из людей — Богородица. Она складывала все слова Своего Сына в Своём сердце (Лк 2:51). Это значит — именно ими и жила. И нас призывала Его любить: Что скажет Он вам, то сделайте (Ин 2:5). Она выше всех Своим “слышанием”, “сле­дованием” и одновременно выше всех Своей безмолвной исповедью-проповедью о том, что увидела у Своего Сына. Как часто вздыхал Христос, глядя на слушающих: Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? (Ин 3:12); имея очи, не видите? имея уши, не слышите? (Мк 8:18); Авраам и пророки хотели бы видеть то, что вы видите (ср. Мф 13:17; Лк 10:24), — не видя! отраднее будет Содому и Гоморре в день суда (Мк 6:10); вы не узнали (не увидели) часа посещения Моего (ср. Лк 19:44); не бывает пророк без чести (то есть не узнан), разве только в отечестве своем (Мф 13:57); и ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Лк 10:15); если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин 9:41); народ сей ослепил глаза свои (Ин 12:40). Своим ученикам Он говорил: не могли вы один час бодрствовать (то есть видеть) со Мною глаза их отяжелели (Мф 26:40,43). И ещё: видевший Меня видел Отца (Ин 14:9); еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? (Мк 8:17), то есть не слышите, не видите ни пророков, ни Христа. Скорбь Евангелия о нас — это то, что мы не услышали и не увидели Сына Божия: Его слов, Его жизни — Его образа. Причина же слепоты, на что много раз указывал Христос — в нашем лицемерии. И сострадая нам (!), говорил: Горе вам, лицемеры… (Мф 23:13–30). Как тяжко перепутать тьму со светом и свет с тьмою, так же тяжко более надеяться на свою многообразную “праведность” и волю, чем на спасение, подаваемое в покаянии. Ученики, слыша Иисуса Христа, не раз ужасались: так кто же может спастись? — Человекам это невозможно, Богу же все возможно, — отвечал на этот вопрос Иисус Христос (Мф 19:25–26). Нет такого дела, которым бы мы спаслись, оправдались, но есть воплотившаяся Любовь, которая может, “жаждет” спасти, простить.

http://pravmir.ru/ob-odnoy-zapovedi-hris...

Господь же, не гнушаясь даров Пославшего Его, но порицая принимающих дары (и) зная, к какой цели стремится их жестокая душа, сказал им: «Вот хлеб, который сходит с небес; если кто будет вкушать от него, тот разве умрет?» Никоим образом, говорит, потому что это есть хлеб, который дан всему миру (Ин. 6:33). Моисею дана была несовершенная манна, потому манна его давалась только Израильтянам. А чтобы показать, что дары Моисея превосходятся Его дарами, как и призвание жестоковыйного народа превосходится призванием язычников, говорит: «всякий, кто вкушает от этого хлеба, будет жить вовек» (ср.: Ин. 6:51). Потому что хлеб Божий сошел с неба и к тому же дан всему миру. «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его к Себе Отец, пославший Меня» (ср.: Ин. 6:44). Это сказал для того, чтобы учение, данное им от Бога, вызвать в них к действию. Но где же то, что (сказано Им): «Я есть путь и дверь овцам [т. е. каким образом Христос мог назвать Себя «путем и дверью», если не Он, а Отец привлекает людей к себе? Это возражение святой Ефрем не удостоил ответом]» (ср.: Ин. 10:7)? Далее, сказал это для того, чтобы каждый из них делался совершенным, как привлеченный Богом, и таким образом становился бы Его надежной собственностью. Ибо те, которые пришли ко Христу, были наименованы во имя Отца, а те, которые погибли, (названы) по имени сатаны. «И никто из них не погиб, кроме сына погибели» (Ин. 17:12). На таком основании народ Израильский, который согрешил, назван по имени Моисея, потому что упорно стоял на повелениях Моисея. «Кто злословит отца своего или мать свою, смертию да умрет» (ср.: Мф. 15:4. Исх. 20:12. 21:17), а кто хулит Бога, да будет распят (Лев. 24:16). Этими словами Бог сравнил почитание родителей с почитанием Его Самого; подобное сравнение сделал и пророк, говоря: «если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где страх предо Мною?» (ср.: Мал. 1:6). Это (же) подтверждает Господь, говоря: «Бог сказал: почитай отца твоего и матерь твою. А вы говорите каждому из отцов ваших и матерей ваших: вот, дар то, чем бы ты от меня попользовался» (ср.: Мф. 15: 4–5). И сын, которому ты дал такой закон, не постарается впоследствии почитать отца и мать. Быть может, поэтому и фарисеям, которые возбуждали на Господа последователей своих, сказал: «Ради предложенной пищи Я не смотрю на лицо того фарисея, который пригласил Меня на пир, как вы обыкновенно делаете», — ибо и он также не почитает отца и матери. Слова: «всякое растение, которое не насадил Отец Мой Небесный, искоренится» (ср.: Мф. 15:13), должно понимать относительно преданий их старцев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Научимся отсюда удерживаться от гнева и не сердиться, когда нам что-либо советуют и люди незначительные. Если Христос с кротостью перенес совет людей неверовавших, которые советовали то, чего не следовало советовать, и советовали не от доброго расположения, то какое мы получим прощение, мы – земля и пепел, если будем негодовать на советников, когда они хотя немного ниже нас, считая их советы недостойными нас? Вот смотри, с какою кротостью Христос отстраняет от Себя их обвинение. На их слова: «яви Себя миру», Он говорит: «вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит», и этим уничтожает их обвинение. Не только, говорит, Я не ищу славы у людей, но и непрестанно обличаю их, хотя и знаю, что это рождает ненависть ко Мне и готовит мне смерть. Когда же, скажешь, Он обличил? Но когда же и переставал обличать? Не говорил ли Он: «не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей» ( Ин.5:45 ); еще: «знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу» ( Ин.5:42 ); и еще: «как вы можете веровать, когда от человек принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» ( Ин.5:44 ). Видишь ли, как всем этим Он показал, что ненависть к Нему происходила от Его открытых обличений, а не от нарушения субботы? А для чего Он посылает их на праздник, говоря: «вы пойдите на праздник; а Я еще не пойду» ( Ин.7:8 )? Чтобы показать, что Он не нуждается в них и не хочет, чтобы они льстили Ему, и что Он дозволяет им соблюдать иудейские обряды. Но как же, скажешь, Он пошел на праздник, когда прежде сказал: «не пойду»? Он не просто сказал: «не пойду», но прибавил: теперь, т.е. вместе с вами: «потому что Мое время еще не исполнилось». Но ведь Он имел быть распят в следующую Пасху, – почему же бы и Ему не идти? Если же не пошел потому, что еще не настало Его время, то следовало бы и совсем не ходить. Но Он пошел не для того, чтобы пострадать, а чтобы преподать им учение. Зачем же тайно? Мог Он, конечно, пойти и явно и быть среди иудеев и удержать их неистовое нападение, что нередко и делал; но Он не хотел так действовать всегда. Если бы Он пришел явно и опять поразил их слепотою, то этим яснее выказал бы Свое божество, и еще более открыл бы его, чего пока не следовало делать. Но так как они (Его братья) думали, что Он остался по малодушию, то (Своим появлением на праздник) Он, напротив, показывает то, что Он, наперед зная время в которое пострадает, с наступлением этого времени, вполне охотно пойдет во Иерусалим. Мне, впрочем, кажется, что в словах: «вы пойдите» Он высказывает и такую мысль: не думайте, что Я принуждаю вас против воли оставаться со Мной; а в следующих затем: «Мое время еще не исполнилось» показывает, что Ему надлежало еще совершать и чудеса и говорить беседы, чтобы и больше уверовало народа и тверже стали ученики, видя дерзновение Учителя и все, что Он претерпел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010