«Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо». Точнее, мысль пророка должна быть передана в условной форме: «если послушаете Меня, то вкусите благо». Самое приглашение «послушать» речи о спасении и истинном благе очень близко напоминает подобные же воззвания Божественной Премудрости к ее чадам ( Притч.8:1, 6 ). О «вкушении же блага», как уделе праведного, пророк говорил не раз и раньше, даже еще в первой половине своей книги ( Ис.1:19 ; Ис.3:10 . См. также и вперед Ис.58:14 ). А что это «благо» имеет не материальный, а духовный характер, это следует уже из одного того, что с ним пророк все время связывает «жизнь души» (2–3 ст.). Ис.55:3 . Прикло­ните ухо ваше и при­дите ко Мне: по­слушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизмен­ные милости, обещан­ные Давиду. «И дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду.» Как содержание данной главы, так и весь ход пророческих речей Исаии не оставляет сомнения в том, что здесь идет речь о «Новом Завете», т. е. о христианской церкви, с которой Господь вступил в союз, как жених с невестою. Ветхого Завета нельзя видеть здесь и потому, что пророк еще в первой половине книги сказал об его прекращении и уничтожении грехами людей ( Ис.24:5 ). Но, конечно, в силу внутреннего сродства идеальных черт ветхозаветного союза с новозаветным, последний справедливо может быть назван восстановлением, или точнее – дополнением первого. В этом смысле вполне понятным становится и упоминание о мессианских обетованиях, данных Богом Давиду ( 2Цар.7:14–16 ), поскольку последние имели не столько исторический, сколько прообразовательно-пророческий смысл, т. е. относились или к Лицу Самого Мессии, или к Его эпохе. Ис.55:4 . Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. «Вот, я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником». Основываясь на ближайшей грамматической связи, многие из рационалистически настроенных экзегетов, под словом «его» разумеют не Мессию, а Давида, о котором только что говорилось (Гезениус, Эвальд, Кнобель, Чейн и др.). Но, по мнению очень многих других толкователей, здесь вовсе нет надобности рабски следовать грамматике, в явный ущерб здравому смыслу, так как более, чем рискованно личность исторического Давида признать свидетелем для современников пророка Исаии их наставником и вождем; и не только для современников, но и для их отдаленнейших потомков, так как речь пророка имеет в виду, главным образом последних (Витринг, Розенмюллер, Умбрейт, Орелли, The Pulp. Com. и др.). Мессия здесь назван «свидетелем», совершенно согласно со словами Самого Христа, Который говорил: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» ( Ин.18:37 ). Неоднократно также Мессия – этот возлюбленный Отрок Господень, выставляется вселенским учителем, вождем и повелителем народов, как у Самого пророка Исаии, так и у других пророков ( Ис.42:6 ; Ис.43:9, 12 ; Ис.44:8 ; Ис.49:1–2 ; Ис.51:4 ; Иер.30:9 ; Иез.34:23–24 ; и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С этим созвучны и слова Философа, который говорит во второй книге Метафизики, 33 что наш ум так относится к первым сущностям, наиболее ясным по природе, как глаза ночной птицы к солнцу. Подтверждает эту истину и Священное Писание . В Книге Иова говорится: «Можешь ли ты исследованием найти Бога? Можешь ли совершенно постигнуть Вседержителя?» (11:7). И: «Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его» (36:26). А в Первом послании к Коринфянам сказано: «Мы отчасти знаем» (13:9). Итак, не все, что говорится о Боге и не может быть исследовано разумом, следует тотчас отвергать как ложное, как думали манихеи и большинство неверных. 34 29 Аристотель, Никомахова этика, 1094 b 23. Боэций, О Троице, гл.2 (Русск. пер. Боэций. Утешение философией и другие трактаты, М., Наука, 1990, с. 147). Боэций, в свою очередь, цитировал Аристотеля по Цицерону, Тускуланские беседы, V, 7,19. 30 Ср. Аристотель, Метафизика, 1037 а 14; Физика, 258 b 10. Avicenna, Met. VIII, 1 sqq.; Averroes, Destructio destructionum, disp.6; Maimonides, Dux neutrorum, II, 2. 32 Ни люди, ни ангелы не способны познать Бога непосредственно. И те, и другие узнают Его из его действий, или следствий, как их первопричину. Но люди восходят от чувственных, материальных вещей, доступных их непосредственному познанию, а ангелы, как существа духовные, способны непосредственно воспринимать умопостигаемые сущности, и потому начинают восхождение к знанию Бога с более высокой ступени. – Слово «благородный» (nobilis) Фома употребляет постоянно для характеристики положения той или иной вещи в иерархии бытия. «Благороднее» – значит выше в онтологическом порядке. Так, дух благороднее тела, человек – зверя, живое существо – неодушевленного вещества. 34 Ср. Augustini De Genesi contra Manichaeos, I ,1, 2; De utilitate credendi, I, 2; Retractationes, I,14,1. Читать далее Источник: Сумма против язычников/Фома Аквинский; [пер. с лат. и примеч. Т. Ю. Бородай]. : В 2-х Кн. - М. : Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2004./Кн. 1. - 440 с. ISBN 5-94242-008-4

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

И Исаия: И всех гордых погублю 83 ( Ис. 1:25 ). И Псалмопевец: Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестем своим ( Пс. 72:6 ) и: исчезоша, погибоша за беззаконие свое( Пс. 72:19 ). И еще: гордыня ненавидящих Тя взыде выну ( Пс. 73:23 ). Посему они прилагают всякое усердие, чтобы священные места Твои погубить и святыни Твои опустошить. Но протяни руки Твои на гордыню их до конца ( Пс. 72:6 ), да постыдятся гордии, яко неправедно беззаконноваша на нас ( Пс. 118:78 ). Ибо всегда гордые, как и отцы их в пустыне (ср. Ин. 6:31 ), сильно беззаконствовали, раб же Твой Давид от закона Твоего не уклонился ( Пс. 118:51 ), гордым оком и несытым сердцем, с сим на ядях( Пс. 100:5 ), ни вообще не живяше посреде дому моего помысел, творяй гордыню ( Пс. 100:7 ). И Приточник: Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни, и пути лукавых ( Притч. 8:13 ), и продолжает: Елико велик еси, толико смиряйся и пред Господем [ Col. 1573 ] обрящеши благодать ( Сир. 3:18 ) и: не возносися, да не падеши ( Сир. 1:30 ), потому что ненавистен Богу и человекам всяк гордый. И Иаков: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать ( Иак. 4:6 ). И прибавляет: Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас ( 1Пет. 5:6 ). Посему убоимся, братия, и всяким хранением будем хранить свое сердце от смертоносного духа гордости. Потому что когда он возобладает над жалкой душой, [то поступает,] как некий жестокий тиран: захватив град великий и высокий, весь его разрушает и разоряет [до основания]. И самое достойное жалости то, что сей проклятый бес стремится низвергнуть в особенности совершенных, как было сказано, и взошедших на высоту добродетели и не допустить их возвратиться к покаянию. И как покаются те, которые всего диавола принимают в себя через гордость и делают противником себе Бога? Посему мы посредством смиренномудрия отразим беса гордости, приговаривая сами про себя слова Апостола, когда исполним какую-нибудь добродетель: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною ( 1Кор. 15:10 ); и опять-таки: не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего ( Рим. 9:16 ). И Господом сказано: без Меня не можете делать ничего ( Ин. 15:5 ). И тогда сможем услышать вновь от Господа: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью ( Лк. 10:18–19 ). Ему же, Благому, подобает слава во веки. Аминь. 80 Древняя римская традиция триумфального шествия предполагала ведение пленников вслед за победителями для лицезрения граждан. 82 Страсть гордости (как, впрочем, и всякая другая порочная страсть) не прирождена человеческому естеству, но является противоестественной. Читать далее Источник: Всеобъемлющее собрание (Пандекты) Богодухновенных Святых Писаний/преп. Антиох Монах ; пер., коммент. П. К. Доброцветова ; ред. пер. Д. Е. Афиногенова. - Москва : Сибирская благозвонница, 2015. - 750 с. ISBN 978-5-91362-901-2 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Но если строго обязательны были для подзаконных верующих заповеди Божий, преданные Моисею через Ангелов, и нарушение многих из этих заповедей влекло за собой смертную казнь (например, прелюбодейцы были побиваемы камнями), то позволительно ли думать, что новозаветным верующим можно безнаказанно нарушать заповеди Божии, данные нам Самим Сыном Божиим, Который относительно нашего спасения открыл нам все, что слышал от Отца ( Ин.15:15 ), и возвещены апостолами при засвидетельствовании знамениями и чудесами? Правда, Христос снял проклятие, тяготевшее над ветхозаветными нарушителями закона, ибо понес на Себе клятву закона и Своей честной Кровью освободил от нее тех, которые верою в Него сподобляются благодати Святого Духа ( Гал.3:13 ). Благодатию есте спасет чрез веру; и сие не от вас, Божий дар; ни от дел, да никтоже похвалится ( Еф.2:8–9 ). Но и вера спасительна для нас только в соединении с добрыми делами. Вера без дел мертва ( Иак.2:17 ), следовательно – неугодна Богу, ибо такую веру и бесы имеют ( Иак.2:19 ). Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Божие, но творяй волю Отца Моего, говорит Христос ( Мф.7:21 ). Воля же Отца Небесного, которую возвестил Христос, требует не одной веры, но и жизни, сообразной с верой. Посему в ком нет такой жизни, тот напрасно надеется спастись одной верой. Отъидите от Мене делающие беззаконие ( Лк.13:27 ), скажет Господь на последнем Своем Суде людям, которые в свое оправдание сошлются на свою веру в Него и на то, что они этой верой творили чудеса, но которые не удержали себя от беззаконных дел. Не только за беззаконные дела, но и за праздные слова люди дадут ответ в день Суда ( Мф.12:36 ). А за слова бранные и злобные Господь грозит геенной ( Мф.5:22 ). Геенной Он грозит даже за желания нецеломудренные ( Мф.5:28–30 ). Помни это, душа, подражающая ветхозаветным грешникам, и поспеши сойти с пути, ведущего к вечному осуждению. Не надейся избежать этого осуждения одной верой в Христа без ревности к подвигам жизни благочестивой и добродетельной, согласной с заповедями, еще более строгими в Новом Завете, чем в Ветхом. Подражай не ветхозаветным грешникам, а ветхозаветным праведникам. Они также спасались верою во Христа ( Евр.11 ), но не мертвой и бесплодной, а живой и деятельной: они угодили Господу подвигами самоотвержения в борьбе с греховными искушениями, подвигами любви к Богу и ближним. Притом они спасались при меньших благодатных средствах спасения, чем новозаветные верующие, принявшие от полноты Христовой благодать на благодать ( Ин.1:16 ). При таком преимуществе последних перед первыми новозаветные грешники будут строже судимы, чем ветхозаветные, ибо кому дано много, с того много потребуется, кому много вверено, с того больше взыщут ( Лк.12:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Срам следует за воровством: Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, – так осрамил себя дом Израилев ( Иер.2:26 ). Согласие с вором есть ненависть к душе своей: Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том ( Притч.29:24 ). Воровство а) привлекает проклятие: Вижу летящий свиток: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен; Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его ( Зах.5:2–4 ). Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня… десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы – весь народ – обкрадываете Меня ( Мал.3:8–9 ); б) лишает неба: не обманывайтесь: ни воры, ни лихоимцы, ни хищники царства Божия не наследуют ( 1Кор.6:10 ). Верные а) должны хранить себя от воровства: Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь. Только бы не пострадал кто из вас как вор, или как посягающий на чужое ( 1Петр.4:12,15 ); б) молятся, чтобы не увлечься к воровству: Нищеты и богатства не давай мне, Боже, – питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя, и чтоб, обедневши, не стал красть ( Притч.30:8–9 ). Всякое земное сокровище подвержено воровству: Не собирай себе сокровищ на земле, где воры подкапывают и крадут ( Мф.6:19 ). Небесное сокровище безопасно от воров: Приготовляйте себе сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается ( Лк.12:33 ). Ложные учители сравниваются с ворами: Вот Я на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга ( Иер.23:30 ). Кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник. Вор приходит только для того, чтоб украсть, убить и погубить ( Ин.10:1,10 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В восьмом члене, братие, мы выражаем веру в то, что Дух Святой не есть божественная сила, а Истинный Бог, как Бог Отец и Бог Сын. В этом смысле Он и называется в символе веры Господом. О том, что Дух Святой есть истинный Бог, свидетельствует и Свящ. Писание: оно приписывает Ему божеские имена, равенство с Богом Отцем и Сыном и божеские свойства. Апостол Петр, обличая некоего мужа Ананию, который, продав имение свое и утаив часть из цены, думал скрыть свой поступок от апостолов, сказал ему: «для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.5:3–4 ). Таким образом, апостол прямо называет св. Духа Богом. Что Духу Святому приписывается равенство с Богом Отцем и Сыном, – это ясно можно видеть из повеления Господня апостолам крестить во имя (а не в имена) Отца и Сына и Святаго Духа ( Мф.28:19 ). В Свящ. Писании приписываются Духу Святому божеские свойства: всеведение ( Ин.16:13 ), вездеприсутствие ( Рим.8:9,11 ), всемогущество ( 1Кор. 12:7–11 ). Приписываются также Духу Святому и божеские действия: промышление и управление Церковью Христовою ( Пс. 103:30 ; Деян.20:28 и др.), творение и преимущественно в царстве благодатном возрождение падшего человека. В этом последнем смысле Дух Святой называется в символе веры Господом животворящим, то есть что Он вместе с Богом Отцем и Сыном дает тварям жизнь, особенно духовную человекам. Аще кто не родится, говорит Иисус Христос, водою и Духом, не может внити во Царствие Божие ( Ин.3:5 ). Итак, братие, мы веруем, что Дух Святой, третье Лицо св. Троицы, есть истинный Бог, что Он равен Богу Отцу и Богу Сыну, что Он входит в сердца наши, очищает нас от всякого греха, – оживотворяет нас благодатью Своею. Будем же, братие, стараться быть достойными даров Его, будем молиться, чтобы Он вселился в нас, очистил от всякой скверны и спас нас от вечного наказания. Царю небесный, утешителю, душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих, и жизни подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, блаже, души наша. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

в) духовною пищею Тела и Крови Его: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6:56 ). – «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 2Кор. 10:16, 17 ). Общение с Господом производит а) оправдание: Господь «сделался для нас... праведностью... освящением и искуплением» ( 1Кор. 1:30 ). б) освобождение от осуждения: «нет ныне никакого осуждение тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, а по духу» ( Рим. 8:1 ). в) смерть для греха и духовное воскресение: «вы имеете полноту в Господе... бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли... и вас, которые были мертвы во грехах... оживил (Бог) вместе с Ним, простив нам все грехи» ( Кол. 2:10, 12, 13 ). – «Если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» ( Рим. 8:10 ). г) возрождение: «вы... познали Христа... и в Нем научились... обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф. 4:20, 21, 23, 24 ). д) жизнь для Бога во Христе: «почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 6:11 ). – «Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» ( Кол. 3:3 ). е) освобождение от господства греха: «Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает» ( 1Ин. 3:6 ), – «Ветхий... человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» ( Рим. 6:6 ). ж) обильные плоды праведности: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» ( Ин. 15:5 ). з) непостыдность на суде: «пребывай во Христе, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его» ( 1Ин. 2:28 ). Единение или общение с Господом необходимо для возрастание в благодати: «держись Главы (Христа), от Которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» ( Кол. 2:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В годы гонений на православную веру отд-ние Византии в ГЭ было закрыто (1931), но М. сумел и в 30-40-х гг. XX в. дополнить и развить свою концепцию, изучив культурное взаимодействие варваров и Византии и выдвинув гипотезу об изготовлении в империи особых даров для дипломатических целей, выполненных с учетом вкуса варваров. Для этого он обратился к изучению культуры готов и сарматов, работая в сармато-готской секции ГЭ и в ГАИМК (1928-1941). С 20-х гг. XX в. и особенно в конце жизни М. исследовал позднеантичные и средневековые памятники Грузии. М. преподавал в Ин-те истории искусства ИСА РАН (1918-1922), в ЛГУ (1939-1952); столетие со дня его рождения ученики отметили специальной научной сессией ГЭ. Соч.: Храмы Детинца на неизданном плане Новгорода XVII в.//Сб. Новгородского об-ва любителей древностей. Новг., 1910. Вып. 3. С. 1-11 (отд. паг.); Знаменский собор в Новгороде//Там же. 1911. Вып. 5. С. 1-4 (отд. паг.); Церковь Успения Пресвятой Богородицы в с. Волотово близ Новгорода. СПб., 1912. (Памятники древнерус. искусства; Вып. 4); О времени разрушения Борисоглебской ц. в Новгородском Детинце//Новгор. церк. старина: Тр. НЦАО. Новг., 1914. Т. 1. С. 185-188; Временная выст. церк. старины: (Открыта 5 нояб. 1922 г.)/ГЭ. Пг., 1922; Выставка церковной старины в Эрмитаже. Л., 1922 (То же: Среди коллекционеров, 1923. 1-2); Византийские резные кости собр. М. П. Боткина: Памяти В. К. Мясоедова. 26.2.1916 г.//Сборник/ГЭ. Пб., 1923. Вып. 2. С. 43-72; Maculevi L. Monuments disparus de Dumati//Byz. 1926. Т. 2. P. 77-108; Серебряная чаша из Керчи. Л., 1926; Рельеф с цирковыми сценами в Эрмитаже//SK. 1928. Сб. 2. С. 139-148; Византия и эпоха великого переселения народов: Кр. путев./ГЭ. Л., 1929; Byzanminische Antike. B.; Lpz., 1929; Византийское серебро в России. 1932; Погребение варварского князя в Вост. Европе: Новые находки в верховье р. Суджи. М.; Л., 1936. (Изв. ГАИМК; Вып. 118); Никорцминда и ее место в культуре Грузии//Сб. Руставели: К 750-летию «Вепхисткаосани». Тб., 1938. С. 31-68; Византийский антик и Прикамье. М., 1940. (МИА; 1); Открытие мозаичного пола в др. Пицунте//ВДИ. 1956. 4. С. 146-153; Мозаики Бир-аль-Кута и Пицунды//ВВ. 1961. Т. 19(44). С. 138-143.

http://pravenc.ru/text/2562730.html

в) Третья заповедь (20,7) касается св. Имени Божия. Имя в библейские времена тесно связывалось с существом, его носящим. Поэтому, если Бог свят, то есть велик и непостижим, благоговение должно распространяться и на Его Имя (ср. евангельское «Да святится имя Твое»). Слово «лашав» (синод. пер. напрасно) имеет широкий смысл, включающий в себя и произнесение ложной клятвы и употребление св. Имени в суеверных целях (для ворожбы и т.д.). Позднее, около III века до Р.Х., благоговение к св. Имени вызвало запрет его произносить: его заменили словом Адонай – Господь. г) Четвертая заповедь (20,8–11) касается субботнего дня. В этот день должны отдыхать все люди – свободные и рабы, и даже скот. Именно этот отдых от трудов имел в виду Господь Иисус, когда сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы» ( Мк. 2:27 ). В Новом Завете таким днем стал день Воскресный. Пояснение Элохиста к заповеди выводит ее из сказания о Шестодневе, а Второзаконие связывает ее с исходом из Египта. I–IV заповеди говорят об отношении человека к Богу. Их объединяет великое завещание Моисея, оставленное им ветхозаветной Церкви незадолго до смерти: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» ( Втор. 6:4-5 ). Христос Спаситель, отвечая на вопрос: «Какая первая из всех заповедей?» – привел именно эту ( Мк. 12:28-30 ), но добавил: «Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев. 19:18 ); иной, большей сих, заповеди нет» ( Мк. 12:31 ). д) Апостол Павел поясняет, что эта вторая заповедь обобщает остальную часть Декалога, V–X заповеди: «Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в одном слове: «люби ближнего твоего, как самого себя» ( Рим. 13:9 ). Таким образом, говоря, что Он пришел не разрушить Закон, а его восполнить, Господь имел в виду прежде всего этический монотеизм – Декалог ( прим.: греческий глагол «плеросай» в синодальном переводе передано как «исполнить», но буквально оно означает «восполнить», «завершить»). Это «восполнение» заключалось в том, что к осуждению греховных поступков Он добавил осуждение греховных движений души и увенчал все новой заповедью о любви самоотверженной ( Мф. 5:17-28 ; Ин. 13:34 ). Христос, по слову бл. Феофилакта, «в полном совершенстве начертал то, чего закон представлял одну тень. Подобно как и живописец не заглаживает начального очертания, но проявляет и дополняет его» (Благовестник. Казань, 1855, ч. 1, с. 99).

http://azbyka.ru/dekalog-ili-desyat-zapo...

Над всеми этими многовековыми поисками, блужданиями и разочарованиями человечества возвышается и зовет к себе Животворящий Крест Христов, с высоты которого когда-то много веков назад прозвучал глас: " Совершилось! " (Ин. 19, 30). И Того, Кто после сих слов испустил дух, " смерти невозможно было удержать " (Деян. 2, 24). Так началась история неумолкаемого и неиссякаемого Благовестия о том, что только во Христе - подлинно новая тварь, " новое небо и новая земля " (Откр. 21, 1), Новый Завет Бога с человеком, скрепленный честню кровию Агнца Божия, взявшего на себя все грехи мира.  " Светися, светися, новый Иерусалиме! " - воспеваем мы вслед за великим христианском поэтом и богословом Вселенской Церкви преподобным Иоанном Дамаскиным. Слова эти обращены к Церкви - к собранию верующих, живущему в веках и наполняющему храмы до сего дня. И все мы, ныне собранные в день Пасхи Христовой в храме, согреты Славой Господней, воссиявшей из Гроба яко Солнце. Будем же помнить и другие слова - слова Спасителя, обращенные ко всем верным, кто назвался учениками Его: " Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? " (Мф. 5, 13). Воспримем же как руководство к действию воскресную весть о торжестве жизни во Христе, о преизбытке милости Божией ко всем кающимся грешникам, об утолении всякой печали и преодолении вражды. Пусть соль нашей веры во Христа Воскресшего осолит любовью и истиной всю нашу жизнь, общение, все наши начинания и труды. Поздравляю всех вас, досточтимые владыки, всечестные отцы, матушки, братья и сестры, насельники и насельницы монастырей, диаконы, церковные служители и труженики, учащие и учащиеся Духовных школ и все благочестивые чада Санкт-Петербургской митрополии, с праздником Светлого Христова Воскресения! Пусть не умолкает в ваших сердцах пасхальное возвещение: ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ! Очистим же все наши чувства и помышления, дабы духовными очами узреть " Царство Божие, пришедшее в силе " (Мк. 9, 1), вступить во свет Христовой всепобеждающей любви, напитаться благодатными дарами пасхального пира и всегда прославлять Бога, " давшего такую власть человекам " (Мф. 9, 8).

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=211...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010