Мы обязаны Богу этою любовью; она есть важнейший, «царский закон» ( Иак. 2:8 ). Но может ли любовь к Богу быть предметом заповеди или обязанности, когда она, как свободное чувство, по-видимому, независима от нашей воли? Может, потому что мы можем добровольно воспроизводить и оживлять себе те представления, которые могут возбуждать в нас любовь Божию ( Ин. 3:16 ; 1Ин. 4:9  и дал., Рим. 5:8 ). Потому то существует заповедь о любви к Богу. Когда законник иудейский спросил Иисуса Христа: «какая наибольшая заповедь в законе?» Он отвечал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь» ( Мф. 22:36–38 ). Заповедь о любви есть высшая и совершеннейшая заповедь – потому, что любовь к Богу есть высочайшая цель всех христианских заповедей. «Цель увещания, – говорит ап. Павел, – есть любовь от чистого сердца, и доброй совести, и нелицемерной любви» ( 1Тим. 1:5 ). Заповедь о любви к Богу есть совершеннейшая заповедь еще и потому, что исполнение ее заключает в себе соблюдение всех других заповедей. Ап. Павел учит: «любовь есть исполнение закона» ( Рим. 13:10 ). Ибо невозможно любить Бога, не соблюдая Его заповедей. «Кто имеет заповеди Мои, и соблюдает их, тот любит Меня» – сказал Спаситель ( Ин. 14:21 ); и возлюбленный Его ученик пишет: «кто говорит: «я познал Его» (Христа), но заповедей Его не соблюдает; тот лжец, и нет в нем истины» ( 1Ин. 2:4 ). «Хотя это (любовь) одна добродетель», говорит св. Василий Великий , – «однако же она силою своею приводит в действие и объемлет всякую заповедь» 105 . Дитя, искренно любящее своего отца, тщательно избегает всего того, что ему не нравится. Так и человек, истинно любящий Бога, страшится и всячески избегает всего того, что Его оскорбляет. Он охотнее готов претерпеть все на свете, даже самую смерть, нежели по причине тяжких грехов лишиться любви Божией. При всех искушениях он говорит устами патриарха Иосифа: «как сделаю я сие великое зло, и согрешу пред Богом?» ( Быт. 39:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Бог имеет Волю, которая ни от чего постороннего не зависит, она совершенно свободна. Мир был приведен в бытие не по какой – либо внешней или внутренней необходимости для Бога, а единственно по Его свободному изволению. Господь Бог не ограничен в Своей святости. Будучи Сам Святым, Бог требует и от людей святости: «Итак будьте святы, потому что Я свят» ( Лев.11:45 ). В силу Своей святости Бог не может идти против Самого Себя и Своей святой воли. Бог не нарушает свободу воли Своих разумных созданий, которым Он даровал ее. Поэтому Господь и не препятствует Своим созданиям, когда они преступают Его волю. Наряду с разумом и волей, Бог имеет также и чувства. С точки зрения Своих чувствований Бог обладает всеблаженством и бесконечной благостью или любовью к тварям. Всеблаженство Божие означает то, что стремление Бога к бесконечному благу совпадает с самим обладанием им, и что Бог ощущает наивысочайшее блаженство от согласованного действия всех сил и свойств Своей бесконечной природы. У псалмопевца Давида мы читаем: «Полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» ( Пс.15:11 ). Бесконечная благость или любовь Божия к тварям является Его сущностью, ибо «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:16 ). Неизреченная любовь побудила Господа создать мир и непрестанно промышлять о нем. «Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его» ( Пс.144:9 ). Высшим проявлением благости Божией явилось дело искупления: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою» ( Ин.3:16 ). «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» ( Рим.5:8 ). «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» ( 1Ин.4:10 ). Бог беспределен в Своем человеколюбии. Из бесконечного человеколюбия Божия вытекает милосердие и сострадание, которые означают, что Бог любит как послушных, так и непослушных сынов человеческих. «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Мф.5:45 ). Божие милосердие и сострадание неисчерпаемы и выше нашего понимания. Однако Бог никогда не бывает равнодушным перед грехом и не может защищать его. Если же грешник чистосердечно раскаивается во грехе. Бог прощает его.

http://azbyka.ru/dokazatelstvo-sushhestv...

Сама Божественная Любовь , о Которой сказано: «Бог есть любовь» ( 1Ин.4:8 ), не есть только себялюбие. Тогда Бог являлся бы источником эгоизма. Напротив! Бог есть Любовь – Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца, и Отец и Сын пребывают в Любви Духа Святаго. Все Три Лица Святой Троицы – пребывают в Любви. Разве не к этой Любви мы призываемся словами: «да будут едино, как Мы едино» ( Ин.17:22 ). Блаженный Августин писал: «Если любовь, которою Отец любит Сына, а Сын любит Отца, невыразимо являет общность Обоих, то разве не уместнее всего назвать Духа Святого, общего для Обоих, самою Любовью » . Через Духа Святого и мы являемся причастниками сей Божественной Любви, по слову апостола Павла: «потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:5 ). Сущность Бога Одна, а Лиц именно несколько... хотя в Них нет счета, как учат святые Отцы. Обратите внимание на следующий библейский стих: «…дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа» ( Кол.2:2 ). Некоторые считают, что счет в Лицах есть, так как сказано: «…Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня» ( Ин.4:28 ). Подобный текст надо сопоставлять с другими и путем смысловых совмещений находить золотую середину. Давайте проведем подобное сравнение: «Отец Мой более Меня» ( Ин.14:28 ), и другие тексты: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ), и следующий стих: «Я не один, но Я и Отец» ( Ин.8:16 ). Здесь явно говорится о двух природах во Христе – Божественной и Человеческой. То, что Божественная и Человеческая природа Христа (при соблюдении неслиянности) реально существует, подтверждают и показывают два следующих текста: «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» ( Ин.14:9 ); и другой текст: «…ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ). Об отсутствии счета в Лицах Святой Троицы (111) святой Иларий пишет: «Если мы допустим сотоварищество – то есть множественность, – мы исключим идею единичности и одиночества» . Святитель Амвросий добавляет: «Когда мы говорим, что Бог один, то единство исключает множественность богов и не предполагает количества в Боге» . То есть схема: 111 – недопустима; схема: 1-й, 2-й, 3-й – еще более недопустима. Приемлемо только: 1=3 или 3=1.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Грех 3-й Почитание мощей нетленными есть вражда против Бога, так как Сам Бог сказал еще Адаму, нашему прародителю по плоти: прах ты, и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ). А потому почитающие умерших, хотя бы и святых, нетленными, делают Бога лживым, потому что не веруют слову Божию, так как в Св. Писании засвидетельствовано во многих местах, что человек, отходящий в вечность, есть прах и тлен. Смотрите в следующих местах Писания, а именно: ( Пс.89:4 ; Ин.11:39 ; Деян.13:36 ; 1Кор.15:50 ; Иер.8:1–2 ). Мы же, будучи потомками прародителя нашего Адама, не должны и думать, что тела человеков могут быть нетленными, ибо Сам Бог сказал Адаму: прах ты, и в прах возвратишься. Сказывая это Адаму, значит Он и нам говорит тоже, как потомкам Адама, происшедшим из чресл его. И слово Божие верно, ибо Он лгать не может ( Чис.23:19 ). Грех 4-й Ходатайство перед Богом поручено единственно только Иисусу Христу, потому что на Нем положили печать Свою Отец Бог ( Ин.6:27 ). И апостол Павел также говорит об этом: ибо Един Бог, Един и Посредник между Богом и человеком – человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ). А также сказано и в следующих местах Св. Писания, которые обозначены ниже, а именно: ( 1Ин.2:1 ; Ин.14:13–14 ; Рим. —130— 8:26:27:34; Еф.2:18 ; Евр.7:25; 8:6; 9:15:24; 12:24 ; Пс.59:13; 141:5–7 ; Ис.8:19 ; Ос.7:16 ; 1Цар.28:15–1 6). Изложенные выше писания ясно свидетельствуют, что если кто-либо обращается за ходатайством к кому-либо, кроме Иисуса Христа, то тот становится врагом Богу. Даже запрещено обращаться за ходатайством и к святым, которые отошли в вечность. Это видно из ( 1Цар.28:15–16 ). Отсюда ясно видно то, что вопрошающие святых, которые отошли в вечность, тревожат дух их и тем делают себя врагами Богу. Грех 5-й Всякий человек, кто бы он ни был, но если он обращается в молитве к Пресвятой Деве Марии и говорит: Пресвятая Богородице, спаси нас, – то тот человек становится врагом Богу, так как в Св. Писании прямо и ясно сказано: ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:12 ). И еще следует читать ниже, а именно: ( Ин.10:7:9; 14:6 ; Деян.5:31; 13:39; 15:11; 10:42–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сектанты не хотят понять, что одно – дело устроение Богом необходимого для спасения человека и призвание его к нему (спасению), а иное дело – жизнь по призванию ко спасению, содевание человеком своего спасения. Все нужное для спасения Господь совершил «даром» (От человека ничего не требовалось и ничего не могло быть представлено), по Своей бесконечной любви ( Ин.3:16 ; Еф.2:4 ); Он призывает человека ко спасению тоже «даром», не за дела его какие-либо, а по одной Своей благости, благодати ( Еф.2:8 ; 2Тим.1:9 ; Тит.3:5 ) и, возбудив в нем покаяние и веру (уже не даром), прилагает его через крещение к Церкви Христовой в число спасаемых. По призвании добрые дела, жизнь добродетельная ( Еф.2:10, 4:22–24 ; Рим.6:18, 22 ) обязательны для христианина ( Ин.14:15, 21, 15:14 ; 1Ин.3:23–24 ), борьба с грехом необходима, а отсюда труды и подвиги, постоянная забота и внимательность к своему нравственному состоянию. «Не легкое дело», учит преподобный Макарий Египетский , «приобрести чистое сердце; много нужно человеку борения и труда, чтобы чистыми иметь совесть и сердце и всецело искоренить в себе зло». 104 Сущность спасения не в подвигах и делах, а в нравственном перерождении, изменении направлений и стремлений души; для возращения и укрепления этих стремлений и важны подвиги, труды и дела. «Вот почему и может случиться», – пишет архиеп. Сергий , – «что две лепты, принесенные вдовицей, перетянут все множество приношений богачей, а грешник-мытарь окажется ближе к Богу, чем праведный фарисей; пришедшие в одиннадцатый час и ничего не сделав получат равное вознаграждение с трудившимися весь день и перенесшими зной дневной». 105 В Послании к Ефесянам ( Еф.2:5–8 ) апостол говорит об устроении Богом спасения, в стих. 9 106 – о призвании Богом (через апостольскую проповедь) ефесян ко спасению или о Божеской стороне в спасении человека, а в стих. 10 107 – о жизни ефесян по призванию, о человеческой стороне в спасении. Из слов апостола: «благодатью вы спасены», – «оживотворил», – «воскресил» и «посадил» по снесении их с другими текстами ( 1Кор.6:9–10, 9:27, 10:6–10, 13:1–8 ; Евр.12:14 ; Откр.21:27 и др.) вывод только тот, что Господь все совершил для нашего спасения, и оно будет даровано нам, если пребудем тверды и непоколебимы в вере и не отпадем от надежды благовествования ( Кол.1:23 ; ср. Евр.3:14 ; Рим.8:24 ). Во 2-м Посл. к Тимофею ( 2Тим.1:9 ), и в Посл. к Титу ( Тит.3:5 ) говорится о Божеской стороне в спасении человека: об устроении спасения и о призвании ко спасению; о человеческой стороне сказано во многих местах ( 2Тим.1:13–14, 2:15–21, 3:17 ; Тит.2:12; 3:8 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

5) На основании слов св. Апостола Павла к Рим.8:18 , протестанты утверждают, что не может быть никакого равенства и соответствия добрых дел человека с жизнию вечною, которое бы требовалось при представлении последней, как награды за наши добрые дела. В ответ на это возражение «Камень веры» замечает, что в указанных словах Апостола разумеется неравенство земных трудов и страданий с жизнию вечною в том отношении, что последняя даруется за кратковременные земные подвиги в добродетели. Но в рассуждении благодати Божией, от которой происходят добрые дела, есть равенство и соответствие их с вечным блаженством и славою (960 а –961 а ). 6) Христос называет нас рабами непотребными ( Лк.17:10 ). Как же мы можем своими делами заслужить жизнь вечную? Решая это возражение, «Камень веры» приводит троякое толкование указанных слов Спасителя: а) по мнению св. Иоанна Златоуста , Господь, говоря так, хотел научить нас смирению; б) по словам св. Амвросия, добрые дела не имеют спасительного значения, поскольку они исходят от нашей поврежденной грехом природы; и в) своими добрыми делами мы не приносим собственно Богу ничего дорогого и ценного: «аще бо благо что сотворим, оттуду нам польза бывает, а не Богу, иже благих наших не требует». По всем этим толкованиям, указанные слова Христовы ничего не говорят против значения добрых дел в нашем спасении (961 а –962 б ). 7) Вера во Христа Спасителя отнимает всякую похвалу делами закона ( Рим.3:27 ), и потому последние не могут служить к нашему оправданию. В ответ на это возражение «Камень веры» говорит, что здесь Апостол имеет в виду дела обрядового закона Моисеева, а также одни естественные самостоятельные стремления человека к оправданию и не касается добрых дел христианина, совершаемых при помощи благодати Божией (962 б –963 а ). 8) Слово Божие отрицает всякое значение добрых дел в нашем оправдании пред Богом ( Рим.3:20, 28, 4:2 ; Гал.2:16 ; Еф.2:8 ; Флп.3:9 ; Тит.3:4–5 ). Вопреки этому мнению противников «Камень веры» утверждает, что тоже Слово Божие, кроме веры ( Евр.11:6 ), которую одну протестанты признают необходимою для оправдания, требует для спасения и других добродетелей, как-то: страха Божия ( Пс.110:10 ; Сир.1:11–13 ), надежды ( Пс.2:12, 5:12, 16:5 ), любви ( Лк.7:47 ; Гал.5:6 ; 1Ин.3:14 ), покаяния ( Деян.11:18 ; 2Кор.7:10 ; Иез.18:21 ; Лк.13:3 ), крещения ( Ин.3:5 ) и твердой решимости к доброй жизни ( Иез.18:31 ). Указываемые же в возражении свидетельства св. Писания говорят или о Ветхозаветных обрядах, или о делах человека естественного, совершаемых без благодати Божией (963 а –964 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

5 . Апостол Павел учит: «Кто духа Христова, не имеет, тот и не Его» ( Рим. 8:9 ). Для оправдания своего лжеучения хлысты указывают и на это изречение. Но в нем нет даже намека на возможность многократных воплощений Христа. В книгах Св. Писания под словом дух часто разумеется все то, что противоположно плоти – ум, настроение, чувство ( Рим. 11:34 ; Ис. 40:13 ; Иер. 23:18 ; Прем. 9:13 ; 1Кор. 2:16 ; Мф. 5:3 ; Лк, 6:20; 10:21; Мф. 11:25 ; 1Кор. 1:21 ; 2Кор. 4:3 ; Ис. 32:4 ; Мф. 23:34 ; Деян. 22:3–28 ; Ин. 11:33; 13:21 ; 1Пет. 4:6 ; Рим. 8:14 ; Гал. 3:3 и мн. др.). Из разбираемого текста, хлысты выбрали только конец; весь же стих читается так: «вы не по плоти живете, а по духу, если только дух Божий живет в вас, если же кто духа Христова не имеет, тот и не Его» ( Рим. 8:9 ). Ясно, что здесь речь идет не о многократных перевоплощениях Христа, а о духовной жизни христиан: кто не живет по учению Христа, тот и не Его, т. е., тот уже и не христиан. Таким образом, хлысты, относя этот текст только к своим лжехристам, а не ко всем истинным христианам, сами отказывают себе даже в имени христианина. 29 . Хлысты стараются истолковать в пользу своего лжеучения о многократных перевоплощениях Христа, Божией Матери и святых даже слова Спасителя: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф. 12:50 ; Мк. 3:35 ; Лк. 8:21 ). Каким образом? По учению Христа, толкуют хлыстовские апологеты, женщина, исполняющая волю Божию, есть Его мать, т. е., богородица; а, если она богородица, то она может родить и нового Христа. Такое толкование можно было бы назвать кощунственною шуткою какого-либо легкомысленного остряка, если бы хлыстовские лжеучители не высказывали его серьезно. У Иисуса Христа действительною Матерью, Его родившею, по свидетельству всех евангелий – и канонических, и неканонических, была Пресв. Дева Мария. Уже одного этого достаточно, чтобы приведенные слова Спасителя не понимать в буквальном смысле. Интересно знать, как бы истолковали хлысты слова Иисуса Христа, приводимые св. Марком (10:29–30): «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы братьев или сестер, отца или мать ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений во сто крат более братьев и сестер, отцов и матерей»? Неужели они стали бы утверждать, что, по слову Спасителя, всякий, претерпевший гонение за Христа, в награду получат (в буквальном смысле слова) больше ста действительных отцов и матерей? В книгах Св. Писания Нового Завета все христиане называются, обыкновенно, братьями ( 1Ин. 3:16 ; Мф. 23:8 ; Деян. 7:26 ; 1Кор. 6:5; 7:12 ), но, конечно, в переносном смысле. Спаситель говорит: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего»? ( Мф. 7:3 ), Значит ли это, что Спаситель запрещает смотреть на сучок в глазе только родного брата?

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Откр.3:15–16 . «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Объясн. И богослов Григорий говорит: нужно тщательно гореть или тщательно быть холодным. И подлинно, ибо о холодном, не имеющем горячей веры, можно иметь надежду, что получит её; а горящий духом чрез крещение и охладевший потом от лености отсекает у себя надежду спасения, отвергаясь избранной веры: Евр.6:4–6 (толков. Андрея, Арх. Кесарийского). Откр.3:20 . «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мной». Объясн. «Се, стою у дверей и стучу». Не вынужденно Моё присутствие. Толкаю в двери сердца и с отверзающими его сорадуюсь о их спасении; его почитаю Я вечерей и пиршеством, насыщаемый тем, чем они насыщаются и отгоняют голод слышания слова Господня и тьму заблуждений: Ин.14:23 (Толк. его же). Откр.18:4 . «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от неё, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её». Объясн. Под «народом», которому голос с неба повелел выйти из блудницы, нельзя разуметь самообольщённых еретиков, отвергающих, например, Крещение: Ин.3:5 , Причащение: Ин.6:53 ; последние, как незаконно подвизающиеся ( 2Тим.2:5 ), подлежат отлучению от Христовой Церкви: Мф.18:17–18 ; и именно от них повелено православ. верующим христианам отвращаться: Тит.3:10 . Пс.13:1:3 . «Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро... Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». Объясн. Думать, что нет Бога, но что всё произошло само собой, – это безбожие, верх всякого зла, есть начало всякой необузданности, всякого беззаконного действия. Применять этот тяжкий грех ко всем православным христианам по меньшей мере безрассудно. От грехов против нравственных заповедей никто не может считать себя совершенно чистым и свободным: 1Ин.1:8 ; Пс.115:8 ; Рим.7:15–17 , но есть грехи против догматов веры вследствие заблуждения человеческого ума или намеренного противления истине – называемые ересью. В таких грехах повинны далеко не все люди, и меньше всего православные христиане, а повинны главным образом отпадшие: Евр.6:4–6 , не почитающие за святыню Кровь завета: Евр.10:29 , не принимающие здравого учения и по своим прихотям избирающие себе учителей: 2Тим.4:3–4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Апостол Петр, Господь долготерпелив на нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут ( 2Пет.3:9 ). По сему-то Св. Апостол Павел сам призвал к Покаянию и по Богодарованной власти разрешил Коринфского грешника от такого греха, какого не слышно, как говорит Апостол, даже у язычников ( 1Кор.5:1 ). Итак, по учению слова Божия, никому из христиан не заграждены двери спасительного Таинства Покаяния. Сему нисколько не противоречат места Писания, в которых Апостолы говорят или о невозможности просвещенных единою паки обновляти в покаяние ( Евр.6:4–6 ), или, что волею согрешающим по приятии разума истины к тому о гресех не обретается жертва ( Евр.10:26 ), или, наконец, что есть согрешающие к смерти, о которых Апостол не советует даже молиться верным ( 1Ин.5:16 ): Есть грех к смерти: не о том глаголю да молится. Во всех сих местах Писания главная мысль та же, какую Иисус Христос выразил, обличая Фарисеев, злонамеренно приписывающих чудеса Его действию силы бесовской: яже на духа хула не отпустится человеком ( Мф.12:31 ). – поскольку грешник, пришедши в глубину зол, не радит уже о своем спасении, подобно Фарисеям, отвергает всякое действие благодати Божией, призывающей человека на покаяние ( Рим.11:4,5 ): то таковых людей и невозможно....обновляти в покаянии, второе распинающих Сына Божия себе и обличающих ( Евр.6:4,5 ); – невозможно по причине их нравственного состояния, по которому они уподобляются земле, износящей только терния и волчец, ея же кончина в пожжение ( Евр.6:8 , Мк.10:25,27 ). Люди сии, к числу которых преимущественно принадлежат еретики и отступники от Христа, добровольно отказываются от единственного средства очищения грехов – крестной жертвы Сына Божия; но другой жертвы, способной очищать грехи, кроме жертвы Сына Божия, нет. Посему имея в виду таких людей, Апостол говорит: волею согрешающим 115 как по принятии разума истины, к тому о гресех не обретается жертва ( Евр.10:26 ). Самая молитва верных за них не может быть действительна пред Богом ( Иер.8:16 ); а потому Апостол и не предписывает ее верным: есть грех к смерти: не о том глаголю да молится ( Ин.5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-t...

Различают дары постоянные, которые всегда существуют в Церкви, и временные, которые отвечают временным потребностям церковной жизни. К первым относятся дары пастырства и учительства, которые связаны со священническим служением. В Еф.4:11–12 говорится: «Он (т. е. Христос) поставил... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в меру полного возраста Христова». В то же время Священное Писание говорит о чрезвычайных дарах первенствующей Церкви. Служение апостольское, дар языков, дары истолкования, исцеления, чудотворения, пророческое служение и прочие дарования могут быть в Церкви, а могут и отсутствовать, однако Церковь от этого не перестает быть тем, чем она является. Особые дарования благодати суть силы и способности, которые представляют собой либо усиленные и возведенные на особенную высоту естественные способности человека, либо совершенно новые, не имеющие оснований в природе и сообщаемые непосредственно Святым Духом не на личную пользу, а на общую, для служения всей Церкви. Литература. Давыденков О. , прот. Догматическое богословие. Ч. 3. С. 181–195; Конспект по догматическому богословию. С. 115–118; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 191–204; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. Кн. 2. С. 3–19. Вопрос 47. Всеобщность благодати (1Ин.2:2; 1Тим.2:4,6). Православное понимание предопределения Божия, значение человеческой свободы (Ис.66:4; Зах.1:3; Мф.16:24; Деян.7:51; Рим.8:29–30; Откр.3:20). Условия освящения человека благодатью Божией – значение веры и добрых дел в нашем спасении (Мк.16:16; Ин.3:36; Деян.3:19; Иак.1:18; 1Кор.6:11; Гал.3:5–7; Рим.1:17, 2:13; Евр.11:6; Мф.7:21; Ин.14:21; Иак.2:26; Еф.2:10) Ответ. В «Послании Патриархов православной кафолической Церкви о православной вере», чл. 3, говорится: «Веруем, что всеблагий Бог предопределил к славе тех, которых избрал от вечности; а которых отвергнул, тех предал осуждению, не потому, впрочем, чтобы Он восхотел таким образом одних оправдать, а других оставить и осудить без причины, ибо это несвойственно Богу, общему всех и нелицеприятному Отцу, Который хощет всем человекам спастися и в познание истины прийти ( 1Тим.2:4 ), но поскольку Он предвидел, что одни будут хорошо пользоваться своею свободной волею, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010