Содержание История Иисуса Христа до первой пасхи служения. Ин.1:19–51, 2:1–11. а) Свидетельства Предтечи о Иисусе. б) Первые последователи Иисуса. События с первой пасхи до второй. а) Изгнание торжников из храма. б) Беседа с Никодимом, Ин.3:1–21. в) Последнее свидетельство Предтечи, Ин.3:22–36. г) Беседа с самарянкой. Ин.4:1–42 д) Второе чудо в Кане, Ин.4:43–54. Третье отделение: проишествия от 2-й до 3-й пасхи, гл. 5 и 6. а) Исцеление расслабленного (Ин.5:1–16) с учением о Сыне Божием, ст. 17–47. б) Насыщение 5 хлебами и 2 рыбами народа. Ин.6:1–13 в) Чудо на озере и беседа о небесном хлебе. Ин.6:16–71 Четвертое отделение: дела Христовы после третьей пасхи до четвертой а) Удаление из Галилеи и проповеди в храме в праздник, Ин.7:1–53. б) Новое прибытие Иисуса Христа в храм и проповедь его. Ин.8:1–59. в) Исцеление слепорожденного, Ин.9:1–41. г) Беседа о пастыре. Ин.10:1–42. д) Вечеря в дому Симона и вход в Иерусалим, Ин.12:1–50     Ни один евангелист не начинает так евангелия своего, как начинает св. Иоанн. Другие евангелисты начинают то с родословия Иисуса Христа (Матфей), то с рождения Его (Лука), то с крещения (Марк). Иоанн прежде, чем говорит что-либо о земной жизни Мессии Иисуса, предлагает учение о Слове. Тем более нужно особенное внимание к началу евангелия Иоаннова. В начале бе слово Кто это Слово у Иоанна? Вопрос разрешает сам св. Иоанн, когда в ст. 14 говорит о воплощении Слова и прямо называет Его единородным Сыном Божиим. Тем не менее? видно и то у св. Иоанна, что в ст. 1–4 Слово показывается нам в ином отношении, чем в ст. 5–18. В последнем случае описывается воплощение Сына Божия, как Мессии, Спасителя людей; а в ст. 1–4, показывается Сын Божий в Его божественной природе, без связи со званием Мессии. Откуда у Иоанна Слово его? Не у мудрости ли человеческой занял он Слово? Цельс, враг христианства, прямо говорит, что христиане выдумали называть Сына Божия Словом. Ориген , сколько ни спрашивал у учителей иудейских, известно ли у них наименование Мессии Словом, получал в ответ, что у них ни в книгах, ни в школах, ничего нет подобного (Cont. Cels. Lib. 2. с. 3). Так Слово Иоанна есть собственность его, его, как ученика откровения Божия. Об этом он и сам говорит. Прежде чем писал он евангелие, в своем апокалипсисе свидетельствовал: и увидел я отверзстое небо и се, конь белый, и седящий на нем называется верным и истинным… Он был облечен в одежду обагренную кровию. Имя Ему: Слово Божие ( Откр.19:11,13 ). Вот откуда, из откровения Божия, научился Иоанн о Слове! Он передает учение о Нем не человеческое. Это надобно твердо помнить и для того, чтобы при объяснении учения Иоаннова о Слове не справляться с учением мудрости людской.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Скачать epub pdf Толкование на Евангелие от Иоанна Содержание Свящ. Франсуа Руло. Епископ Кассиан Безобразов как экзегет Иоанновских писаний ВВЕДЕНИЕ Предварительные замечания Проблема текста Экзегетические предпосылки толкования Ин. Своеобразие Ин. Форма Ин. Ритм Неясности Форма и содержание Толкование фактического содержания Ин. Историческая верность Иоанна О братьях Господних О Вифанском помазании Смысл истории Толкование духовное Выводы Множественность смысла Двусмысленности Список учеников, свидетелей явления Воскресшего Господа при море Тивериадском (Ин. XXI, 2) План Ин ТОЛКОВАНИЕ 1. 1–18. Отношение Пролога к Евангелию Понятие Логоса Концентрическое построение Пролога Глава I. 1–2. Божество Логоса 3–5. Логос как посредник Творения и Откровения Свет и Тьма 10–13. Спасение как усыновление 14–18. Воплощение Логоса Благодать и Истина Теоцентризм Ин 6–8, 15. Иоанн Креститель Глава II. 19-II. 22 как вторая часть Введения 19–34. Свидетельство Иоанна Крестителя Агнец Божий Крестящий Духом Святым Сын Божий 35–51. Призвание учеников Иисус и Нафанаил Проблема апостола Петра 1–11. Знамение в Кане 12. Иисус в Капернауме. I 13–22. Очищение Храма 23–25 Глава III 1–21. Беседа с Никодимом 22-IV. 3. Свидетельство Иоанна Крестителя Глава IV IV. 4–42. Иисус в Самарии IV. 43–54. Исцеление Капернаумского отрока Глава V-VI Главы V и VI. Их порядок Единство глав V и VI. Внешнее единство Внутреннее единство Глава V Ин. V. 2–15 Конфликт. Ин. V. 10–18 V. 17–47 Глава VI Знамение и учение Хлеб жизни Дело Божие Вера Жизнь Отец Евхаристия Вознесение и Святой Дух Мистическое единение VI. 60–71 Главы VII-VIII Мир Христос Его отшествие VII. 37–39 Гл. VIII VIII. 12–30 VIII. 21–23 VIII. 24–29 VIII. 30–36 VIII. 44. Диавол – отец иудеев Главы IX и X IX. 1–7 IX. 8–23 IX. 24–34 IX. 35–38 IX. 39–41. й Тема греха X. 1–21 X. 19–39 X. 40–42 Глава XI Гл. XI Историческая проблема XI. 1–16 XI. 17–40. Воскрешение Лазаря как символ Воскрешение Лазаря как прообраз XI. 45–57. Решение начальников Глава XII XII. 1–19 XII.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Вторая Пасха Вторая пасха не ясно означена у Евангелистов. Иоанн говорит только о приближении праздника, не определяя его ни именем, ни временем. Другие Евангелисты не говорят вовсе об этой пасхе и только рассказывают о некоторых событиях, которые дают право сделать вывод, что недавно была пасха. Так, Матфей и Марк говорят о срывании учениками Иисуса колосьев ( Мф.12:1 ; Мк.2:23 ), а Лука ( Лк.6:1 ) субботу, в которую происходило срывание колосьев, называет второпервою: всё это заставляет относить это событие ко времени после пасхи, когда в Палестине начиналась жатва, а в церковном году начиналось счисление суббот. В беседе с Самарянкою Иисус Христос говорит, что до жатвы – то есть до Пасхи – остаётся 4 месяца ( Ин.4:35 ), а название ( " εορτ), употребляемое Иоанном для означения упомянутого праздника, по объяснению всех толкователей, прилагается преимущественно к Пасхе ( Мф.26:5 ; Мк.15:6 ; Лк.23:17 = Мф.27:15 ; Ин.12:12 ); тогда как при речи о других праздниках всегда прилагается и название его ( Ин.7:2, 10:22 ). Упоминание же о новой пасхе вскоре ( Ин.6:4 ) указывает только, что Иоанн опустил подробности события, описанные у других Евангелистов. Важнейшие события, происшедшие между второю и третьею пасхами, следующие: исцеление 38-летнего расслабленного, срывание учениками колосьев в субботу и исцеление сухорукого в субботу же, избрание 12 Апостолов и Нагорная проповедь; воскрешение сына Наинской вдовы; ответ ученикам Иоанна, посланным из темницы; прощение жены-грешницы в доме Симона фарисея; состязание с фарисеями по причине обвинения Его ими в совершении чудес силою веельзевула; учение народа в притчах; укрощение бури во время плавания по озеру; исцеление Гадаринских бесноватых; воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой; посольство Апостолов на проповедь; умерщвление Иродом Иоанна Крестителя; насыщение 5,000 человек пятью хлебами; хождение по водам; возвращение в Капернаум и беседа с народом о хлебе животном. Исцеление 38-летнего расслабленного ( Ин.5:1–47 )

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Среди исторических вопросов, встающих перед исследователем Нового Завета, одним из самых трудных является вопрос о воскрешении Лазаря ( Ин.11 ). Как известно, о воскрешении Лазаря повествует только Иоанн, а синоптики этого события даже не упоминают. Молчание синоптиков вызывает недоумение не только потому, что с чудом воскрешения разлагающегося мертвеца не может сравниться ни одно из чудес Христовых, рассказываемых у синоптиков, но и потому, что четвертый Евангелист прямо свидетельствует о том, какое решающее влияние это чудо оказало на исход земного служения Христа Спасителя: для Иоанна воскрешение Лазаря есть ближайший повод к выступлению против Господа иудейских начальников, закончившемуся Его крестной смертью ( Ин.11:47–53 , Ин.11:57 , Ин.12:10–11 , Ин.12:17–19 ). Левая критика, констатируя это различие, решает его просто. – Чудо воскрешения Лазаря не принадлежит к истории. Его измыслил автор четвертого Евангелия, для которого оно имеет значение чисто-символическое. В лучшем случае, это чудо, с проистекающими из него следствиями, может быть понято, как развитие древнехристианским преданием мотива притчи о богаче и Лазаре. На Лазаре четверодневном исполняются слова Авраама богачу ( Лк.16:31 ) – Мертвец воскрес, но и ему не поверили. Это отрицательное решение вопроса связано с общей оценкой четвертого Евангелия, как исторически недостоверного; оценкой, имеющей и в наше время убежденных защитников среди либеральных ученых. Но движение науки показывает, что даже для либеральных исследователей эта общая оценка не является в настоящее время столь бесспорной, как она была в XIX веке, и в защиту исторической достоверности воскрешения Лазаря можно тоже привести серьезные соображения 1 . Если чудо воскрешения Лазаря не упомянуто у синоптиков, то есть чудеса, рассказанные у синоптиков и не встречающиеся у Иоанна. И, прежде всего, это относится к чудесам воскрешения. Иоанн не повествует ни о чуде воскрешения дочери Иаировой, о котором рассказывают все три синоптика ( Мф.9:18–26 , Мк.5:22–43 , Лк.8:41–56 ), ни о более поразительном – чуде воскрешения несомого на погребение сына вдовы Наинской, о котором рассказывает ( Лк.7:11–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Толкование на Евангелие от Иоанна в неделю Расслабленного (Ин.5:1–15) Была в Иерусалиме купель, около которой было пять притворов, а в оных лежало множество больных. Ибо Ангел Господень на всякое лето сходил в купель и возмущал воду: и кто из больных по возмущении первый влазил в воду, здравым бывал. Господь наш Иисус пришел из Галилеи во Иерусалим на праздник, и нашед на притворе человека расслабленного чрез тридцать осмь лет, вопросил его: хочет ли он здравия? Но больной ответствовал: не имею человека, который бы ввергнул меня в купель; ибо прежде нежели я прииду, другой слазит и, вшед первее в купель, здравым бывает. Тогда же Господь Иисус сказал ему: «востани, возми одр твой, и ходи» ( Ин.5:8 ). И в тот же час расслабленный встает, берет одр на рамена свои, и ходит. Но Иудеи, поелику тот день был день субботы, соблазняются, обвиняют расслабленного. Не имеешь власти, говорят, взять ныне одр. Тот же им ответствует: исцеливый меня повелел, да возьму одр мой. И хотя Иудеи спрашивают о том, кто есть исцеливый? однако расслабленный сего не знал, поелику Иисус, сотворив чудо, уклонился ради множества народа, там находящегося. Потом же незадолго, обрет его в церкви, сказал: «се здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет» ( Ин.5:14 ). Вот сие есть содержание истории нынешнего Евангелия. Просто все здесь кажется и нелюбопрительно; однако смысл заключает высокий и душеспасительный. Почему, если кто усердно приклонит к сему ухо свое, может исцелять благодатию Христовою душевное свое расслабление. Ин.5:1 .  Во время оно, взыде Иисус во Иерусалим. В Кане Галилейской находясь, Господь Иисус сына царедворцева исцелил от смертоносной болезни: когда ж наступил праздник Иудейский, пришел во Иерусалим ( Ин.4:47 ). О празднике сем иные говорят, что была Пятидесятница, а другие Пасху поставляют 4 . Приходил на таковые праздники Иисус для того, что тогда многое собиралось людей множество, а паче тех, кои были благочестивые и празднолюбные. Почему Он, научая и чудодействуя, многих обращал, да веруют в Него. Ради праздника убо пришел во Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Скачать epub pdf 52. Седмица 6 по Пасхе. Отдание Пасхи. О явлениях Спасителя от воскресения Своего до Вознесения (Ин. 12:36–47) «Я пришёл не судить мир, но спасти мир» ( Ин. 12:47 ) Отдание Пасхи, благочестивые слушатели, означает окончание празднования её. Сорок дней продолжалось это празднование. Сорок дней мы слышали пасхальные песнопения в храме. Все дневные и вечерние богослужения начинались и заканчивались троекратным песнопением тропаря: «Христос Воскресе». Нас радовали и поднимали наш дух стихиры, тропари и ирмосы пасхального канона, певаемые за богослужением. Даже в чине панихид и отпеваний покойников находили место пасхальные песнопения. Воскресший Христос как бы всюду следовал за нами, непрерывно напоминал нам о Себе во всём чине и строе богослужений и священнодействий. И вот пришёл конец этому. С чувством особой, священной грусти мы сегодня «отдаём» Пасху, как бы расстаёмся, прощаемся с ней. Дай Бог нам дожить до светлых дней святой Пасхи в будущем году. Сегодня же приветствуем в последний раз друг друга священным и радостным приветствием: «Христос Воскрес!» Спрашивается, где Христос пребывал в эти сорок дней от воскресения Своего до вознесения и что творил для нашего спасения? Воскресши из мёртвых, Он уже не пребывал телом Своим всецело на земле, как это было раньше (до воскресения). Явившись по воскресению Марии Магдалине, Он сказал ей: Не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не взошёл ко Отцу Моему, а иди к братиям Моим и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин. 20:17 ). Как видим, Христос не восшёл сразу же и совсем к Отцу Небесному, не полностью и не совсем покинул землю. Известно из Евангелия, что Он много раз (свыше десяти) являлся ученикам и народу в эти сорок дней. Являлся Он хотя и в теле (с телом), но в преображённом, духовидном, лёгком, светоносным. В этом теле Христос мог проникнуть сквозь двери затворённые, мог мгновенно появляться (среди апостолов) и мгновенно исчезать, мог быть неузнаваемым (при явлении Марии Магдалине, Луке и Клеопе), мог даже вкушать пищу ( Лк. 24:43 ). С одинаковой лёгкостью в этом теле Христос мог пребывать и на небе и на земле, с Отцом Небесным на небе и с людьми на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » (Ин. 3:16). Церковь Христова живет « в мире », но она « не от мира » (ср. Ин. 17:11 и 14-15). Церковь как Тело воплотившегося Бога Слова (свт. Иоанн Златоуст, Беседа перед отправлением в ссылку , 2, PG 52, 429) является живым «присутствием», знамением и образом Царствия Троичного Бога в истории, благовествуя о « новой твари » (2 Кор. 5:17), о « новом небе и новой земле, на которых обитает правда » (2 Петр. 3:13), о мире, в котором « отрет Бог всякую слезу с очей людей, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет » (Откр. 21:4-5). Этим чаянием Церковь уже живет и предвкушает его в особенности при совершении Божественной Евхаристии, собирая « вкупе » (1 Кор. 11:20) рассеянных чад Божиих (Ин. 11:52) без различия расы, пола, возраста, социального или иного положения во единое тело, где « нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского » (Гал. 3:28, ср. Кол. 3:11), в единую реальность примирения, мира и любви. Этим предвкушением «новой твари», преображенного мира Церковь живет также в лице своих святых, которые путем подвижничества и добродетели во Христе уже в этой жизни явили образ Царствия Божия, доказывая и подтверждая тем, что чаяние мира, справедливости и любви – не утопия, а « осуществление ожидаемого » (Евр. 11:1), достижимое по благодати Божией и посредством духовного подвига человека. Находя постоянное вдохновение в этом чаянии и предвкушении Царствия Божия, Церковь не остается безучастной к проблемам человека в каждую эпоху, но разделяет его озабоченность и насущные проблемы, принимая на себя, подобно своему Господу, боль и раны, причина которых – действующее в мире зло, и, подобно доброму самарянину, словом « терпения и утешения » (Рим. 15:4, Евр. 13:22) и действенной любовью возливая на раны его елей и вино (Лк. 10:34). Ее слово, обращенное к миру, имеет целью в первую очередь не судить и осуждать мир (ср. Ин. 3:17 и 12:47), но предложить ему в качестве руководства Евангелие Царствия Божия, надежду и уверенность в том, что последнее слово в истории не за злом, под каким бы видом оно ни выступало, и что нельзя позволять ему направлять ее ход.

http://pravmir.ru/missiya-pravoslavnoy-t...

Последование святых и спасительных страстей Христа Господа нашего Иисуса, сиречь Последование утрени во Святый и Великий Пяток Источник Славянский текст с русским (сличенным с греческим) переводом, очерком и объяснением порядка сего богослужения и положенных на оных песнопениях и евангельских чтений. Содержание Служба во Святую и Великую Пятницу Последование утрени Последование часов Святаго и Великаго пятка Последование вечерни во Святый и Великий пяток Последование малаго повечерия во Святый и Великий пяток Объяснительные примечания к тексту Евангельских чтений утрени Великого Пятка Евангелие 1-е Евангелие 2-е (Ин. 18:1–28) Евангелие 3-е (Мф. 26:57–75) Евангелие 4-е (Ин. 18:28, 19:16) Евангелие 5-е (Мф. 27:3–32) Евангелие 6-е (Мк. 5:16–32) Евангелие 7-е (Мф. 27:34–45) Евангелие 8-е (Лк. 23:32–49) Евангелие 9-е (Ин. 19:25–37) Евангелие 10-е (Мк. 15:43–47) Евангелие 11-е (Ин. 19:38–42) Евангелие 12-е (Мф. 27:62–66)     В Великий Пяток святою Церковью воспоминаются святыя спасительныя Страсти Господа нашего Иисуса Христа, нас ради волею претерпевшего оплевания, биения, заушения, досады, посмеяния, пробождение гвоздями, копием и, наконец, смерть на кресте. Если, по словам святого Иоанна Златоуста , в дни Страстной седмицы мы вообще должны чаще приходить в храм „отложив всякое житейское помышление, с чистым и бодрым оком ума“, то в день Великого Пятка мы должны были бы неисходно оставаться в святом храме, временно прекратив все заботы и попечения о житейском. „Я невольно останавливаюсь»,–писал автор знаменитых писем о Богослужении Восточной Кафолической церкви, приступая к описанию богослужения Страстной седмицы, пораженный величием предмета..; ибо сию великую седмицу наипаче украсила церковь возвышенными песнями и знаменательными обрядами и премудрым расположением пророческих и евангельских чтений, так чтобы даже и рассеянный христианин созерцанием одной сей недели был приготовлен к сретению Пасхи, и чтобы день Господень, по словам писания, не пришел к нему нежданно, яко тать в нощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

  В Новом Завете неоднократно указывается на Моисея, как на Пророка, предвозвестившего пришествие Спасителя мира. Иисус Христос , обличая неверие Иудеев, обращает внимание их на Писание, свидетельствующее о Нем: испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне ( Ин. 5:39 ), и в особенности указывает им на Моисея, писавшего о Нем: не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть иже на вы глаголет, Моисей, наньже вы уповаете. Аще бо бысте веровали Моисееви, веровали бысте убо и Мне: о Мне бо той писа. Аще ли того писанием не веруете, како Моим глаголом веру имете ( Ин. 5:45–47 )? По воскресении Своем явившись двум ученикам шедшим в Еммаус, Иисус Христос начен от Моисея и от всех пророк, сказаше ими от всех писаний, яже о Нем ( Лк. 24:27 ). Апостол Павел говорил перед царем Агриппою: помощь улучив яже от Бога, даже до дне сего стою, свидетельствуя малуже и велику, ничтоже вещая, разве яже пророцы рекоша хотящая быти, и Моисей: яко Христос имеяше пострадати, яко первый от воскресения мертвых свет хотяше проповедати людем (иудейским) и языком ( Деян. 26:22–23 ). Подобно сему в Риме тот же Апостол излагал Иудеям учение о царствии Божием, уверяя их, яже о Иисусе, от закона Моисеева и пророк ( Деян. 28:23 ). В народе иудейском была общая уверенность, что в писаниях Моисея находятся пророчества о Христе. Так Филипп говорит Нафанаилу: Егоже писа Моисей в законе, и пророцы, обретохом Иисуса, сына Иосифова, Иже от Назарета ( Ин. 1:45 ). – Святые Отцы и учители Церкви имели глубокое убеждение в той истине, что Моисей пророчествовал о Христе, и обличали отвергавших сию истину. Так блаженный Августин на то возражение манихея Фанста, будто, исследовав писания Моисея, он не находит там никаких пророчеств о Христе, отвечает: «не находит, потому что не понимает; а не понимает, потому что читает с враждебным и противным намерением; ибо не с тем изследует, чтобы знать, но думает о себе, будто знает то, чего не знает» 1 . Обетования и пророчества о Христе находятся в следующих местах Пятикнижия Моисеева: Быт. 3:15; 12:3; 18:18; 22:18; 26:4; 28:14; 49:10 ; Чис. 24:17 ; Втор. 18:15; 18: 19 . 1. Обетование о семени жены

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Глава 5 1–18. Исцеление расслабленного при купальне Вифезда в субботу. Иудеи замышляют убить Христа за нарушение субботы и за Его учение о Себе как Сыне Божием. – 19–47. Речь Христа о Себе как об истинном Сыне Божием, Которому Отец отдал власть над миром. Ин.5:1 .  После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. «После сего», т.е. после событий ( μετ τατα – множественное число; ср. μετ τοτο – единственное число в Ин.2:12 ), описанных Иоанном в 4-й главе. «Был праздник Иудейский». Что это за праздник? Вероятнее всего предположить, что таким выражением Иоанн хотел обозначить праздник Кущей, как наиболее веселый и любимый в народе. Просто праздником ( ορτ) называется иногда праздник Кущей и в книгах Ветхого Завета ( 3Цар.8:2, 12:32 ; Иез.45:25 ; Неем.8:14 ) и у Иосифа Флавия (Иосиф Флавий. «Иудейские древности» XX, 9, 3; XIII, 13, 5). Ни о Пасхе, ни о Пятидесятнице нельзя сказать ничего подобного, тем более о празднике Пурим. Например, в Ветхом Завете в переводе Семидесяти праздник Пятидесятницы (по-арамейски – Асарта, по-еврейски – Ацерет) нигде не обозначен просто выражением «праздник» ( ορτ). Но если Иоанн здесь имеет в виду праздник Кущей, то значит, что между прохождением Христа по Самарии в январе ( Ин.4:35 ) и настоящим событием, случившемся в Иерусалиме в начале октября (от 15 до 22 месяца тисри), прошло около девяти месяцев, в течение которых Господь прожил в уединении в Галилее, не посетив в предшествующую Пасху (2-ю Пасху) Иерусалим. «Пришел Иисус в Иерусалим». Господь приходит в Иерусалим один, без учеников, которые в это время, по-видимому, вернулись к своим прежним занятиям. Можно предполагать, впрочем, что апостол Иоанн, у которого была возможность прибыть с Господом в Иерусалим, не оставлял своего Учителя и в это пребывание Христа в Иерусалим. Иначе откуда он мог бы заимствовать речь Христа, сказанную по поводу исцеления расслабленного? (Предположение Эдершейма, что Христос Сам впоследствии передал ее содержание Иоанну, неправдоподобно: в Евангелиях нет нигде ни малейшего указания на такой способ ознакомления Матфея и Иоанна с речами Христа.)

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010