Объяснение. Если когда-нибудь следует прервать общение с человеком порочной жизни, то должно делать это не по отвращению к нему и не по сознанию своего превосходства (иначе подпадём осуждению по силе сказанного апостолом в 4 гл. 5–7 ст., 1Кор.4:5–7 ), а по любви к нему и по желанию исправить его: 1Кор.5:10–11 ; особенно апостол да и Сам Господь предостерегает от общения с людьми, производящими разделения и соблазны: Рим.16:17 ; Мф.24:4 ; Лк.21:8 ; Флп.3:2 . Евр.12:15–16 . «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие ( Втор.29:18 ); чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства». Объяснение. Здесь об удалении из общества православных ничего не говорится, но требуется, чтобы сами христиане старались («наблюдайте» – ст.15) не допускать ближних до греха, особенно до греха тяжкого. Иначе сказать, Господь упрекает за самые преступления, а не за общение с грешниками. Кроме того, если Господь явился на земле не судить людей, а спасти: Ин.12:47:3:17 , то ты кто, который судишь другого? Иак.4:11–12 ; Рим.14:4 . Не судите, да не судимы будете: Лк.6:37 , или не судите прежде времени: 1Кор.4:4–5 . Втор.29:18 . «Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода, или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа, Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь». Объяснение. Господь запрещает общение с уклонившимися в идолопоклонство, а не молитвенное общение с грешником христианином, запрещает ещё общение греховное, – в преступлениях, иначе сказать, упрекает за самые преступления. «Господь пришёл не судить мир, но спасти...»: Ин.12:47 . «А ты кто, который судишь другого?» – говорит апостол: Иак.4:12 . Только ругатели... отделяющиеся от единства веры: Иуд.1:18–19 , могут осуждать многомиллионное общество православных христиан, усиливаясь поставить собственную праведность: Рим.10:3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

– Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. Так Его человеческая воля преодолела смертный ужас и оказалась покорной воле Божией до конца. Именно поэтому христиане не боятся смерти, что весь ее ужас принял на Себя Спаситель. Вновь подходит Он к ученикам и говорит: «Вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня» ( Мк. 14, 41–42 ). Предательство (Мф. 26, 47–57; Мк. 14, 43–50; Лк. 22, 47–53; Ин. 18, 3–11) Когда Господь говорил, в саду засветились факелы отряда иудейских солдат. Руководил ими Иуда. Он обещал указать на Христа, поцеловав Его. Войдя в сад, Иуда подошел к Иисусу и поцеловал Его. Господь же сказал: – Иуда, целованием ли предаешь Сына Человеческого? Впрочем, делай то, на что пришел. После этого Он вышел навстречу отряду и сказал: – Кого ищете? – Иисуса Назарянина. Тогда Он ответил: – Это Я. И тогда воины, почувствовав Божественную силу, упали на землю. Христос, подойдя к ним, снова спросил: – Кого ищете? Если Меня, то оставьте учеников. Тогда солдаты арестовали Господа. Петр попытался защитить Его и мечом отсек ухо одному из солдат, Малху. Но Господь запретил ему: – Вложи меч в ножны, ибо всякий взявший меч от меча и погибнет. Неужели ты думаешь, что Я не могу сейчас умолить Отца и Он пошлет Мне более нежели двенадцать легионов (семьдесят две тысячи – прим. авт.) Ангелов? Но как же тогда сбудется Писание? И тотчас Господь исцелил Малха. Тогда все ученики, оставив Его, бежали. Один из учеников, Марк, следовал за Христом. Воины попытались арестовать его, но он, сбросив покрывало, которым был обернут, убежал. Суд первосвященников (Мф. 26, 57–68; Мк. 14, 53–65; Лк. 22, 54; Ин. 18, 12–25) Солдаты отвели связанного Христа к бывшему первосвященнику Анне, который реально тогда управлял синедрионом. Тот спрашивал Господа об учениках Его и учении. Но Христос отвечал: – Я явно говорил миру. Я всегда учил в синагоге и в Храме и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

У святых в обычае благодарить Бога, являющего через них благоухание душеполезных знаний. А ты вместо благоухания, подобно вавилонянкам, сжигаешь курение из оливковых зерен (Посл. Иер. 1:42 ), ибо чем отличается от дыма распространённый тобой слух возмутительный и неполезный? 186. Ему же Если, как ты говоришь, в начале бытия человеческого целая толпа душ по причине греха ниспала сюда и облеклась телами 47 , то великому Моисею надлежало бы написать, что Бог сотворил из земли многие тела и вложил в них падшие души. Но не так написано у Моисея, согласно Писанию, только одного человека – Адама создал Бог из земли и вдунул в него душу живую, и как говорит апостол: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли ( Деян. 17:26 ). Потому что: Первый человек – из земли, перстный ( 1Кор. 15:47 ), а не первые толпы, сказано также: одним человеком грех вошел в мир ( Рим. 5:12 ), а не множеством людей. 187. Ему же Никто, оскорбивший Бога и подвергшийся изгнанию, не благословляется Им. Адам же, сотворённый из земли, и Ева, из ребра Адамова сотворённая, еще до грехопадения были благословлены Богом – расти, множиться и господствовать над всей вселенной. Как же ты говоришь, что Адам и жена его ещё на небесах, прежде согрешили? 188. Чтецу Аттику Видевший Меня видел Отца ( Ин. 14:9 ), то есть, кто сподобился познать Моё Божество, тот познал и Божество Отца, потому что Единое Божество и единая слава Отца и Сына: Я и Отец – одно ( Ин. 10:30 ), как сказал Господь. 189. Аглею, служащему на передовой Как говорит апостол Петр в своём Послании: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом ( 1Пет. 4:6 ). Подвергшись суду по человеку плотию – сказано, дабы ясно было утверждающим, что плоть не воскреснет из мертвых, и не будет судима. Но жили по Богу духом – то есть души, не поддавшиеся тому заблуждению, чтобы предполагать существование многих различных богов, пребудут, зная единого Бога. Изречение это полезно для держащихся Аристотелевых мнений и утверждающих, что будто бы все души человеческие со временем утончатся и обратятся в ничто. 190. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Указывается сим на первоначальное падение сотворённого добрым дьявола, отпадение от Бога как истины и уклонение в ложь, в области которой он с тех пор и вращается. Царство истины с тех пор для него закрылось, ложь стала для него жизненным началом, его непременной сферой, в которой он только и может жить и действовать. Истина и ложь берутся здесь в смысле общих понятий и исключают одна другую, как противоположности. – Ибо нет истины в нём: внутреннее основание того, что он не стоит в истине; в его внутреннем существе не стало и нет истины, совершенно чужда ему. – Когда он говорит ложь и пр.: ложь составляет его внутреннее существо, и потому ему свойственна только ложь; если бы он по какому-либо случаю сказал истину, то это было бы не его слово, а чуждое его природе, он может говорить только ложь и только тогда говорит своё и от себя, сообразное и свойственное его природе, когда говорит ложь (ср. Феофил. и Злат.). – Он лжец и отец лжи: повторение и усиление предшествующего положения; он лжец и источник всякой лжи, а потому отец всех лжецов, каковы были и иудеи, коих теперь обвиняет Господь; поэтому они суть истинные дети дьявола, а не Бога, как они полагали в своём ослеплении. Это изречение Господа – совершенно прямое и безусловное доказательство, не подлежащее перетолкованию, бытия, личности и деятельности дьявола. – А как Я истину говорю и пр.: от отца обращает речь опять к детям. Обыкновенно верят человеку потому, что он говорит истину, а иудеи так объяты тьмой лжи, что совсем наоборот поступают, – не верят Господу потому, что Он говорит им истину. Истина так стала чужда им, как и отцу их, что они именно потому и не веруют Христу, что Он говорит истину. «Ежели бы Я говорил ложь: вы поверили бы Мне, как говорящему свойственное отцу вашему» (Евф. Зиг.). 46. Ин. 8:46 . Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? 1Ин. 3:5 ; 1Пет. 2:22 ; 2Кор. 5:21 ; Евр. 4:15 . 47. Ин. 8:47 . Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

27. Ин. 10:27 . Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. 28. Ин. 10:28 . И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Ин. 17 д.; Ин. 8:51, 5:24 ; Ис. 40 д.; Рим. 8:38 ; 1Пет. 1:5 . Овцы Мои и пр.: кратко повторяет Господь характеристические отношения между Его последователями и Им, полнее высказанные в предшествующей речи, указывая теперешним слушателям Своим, почему они не принадлежат к числу овец Его. – Слушают голоса Моего: см. прим. к ст. 3–4. – И Я знаю их: см. прим. к ст. 14. – И они идут за Мною: см. ст. 4. Все черты, показывающие любвеобильное взаимное отношение между Христом и верующими в Него. – Я даю им жизнь и пр.: см. прим. к ст. 10 и 3:24; 6:39–40, 47 и парал. – Никто не похитит: намёк на волка, который расхищает овец, когда наёмник оставляет их (ст. 12). У Него – Пастыря доброго, а не наёмника, никакой враг не расхитит овец и не распугает их, ибо они состоят под покровительством Всемогущего (ст. 29). Впрочем, рука здесь символ не только власти и могущества, но ещё символ собственности овец. Возможность отпадения от Христа сими выражениями, конечно, не отрицается, ибо отпадший не есть уже овца Христова. 29. Ин. 10:29 . Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Ин. 6:37, 14:28 ; 1Кор. 15 д.; Ин. 10:33, 38 30. Ин. 10:30 . Я и Отец – одно. Ин. 5:23 ; Ин. 17 д. Ин. 21 . Пояснение того, почему никто не похитит из руки Христа овец Его. Бог Отец всемогущ, а Христос и Отец – одно. – Который дал Мне их: ср. прим. к 6:37. Это «сказано ради иудеев, чтобы они опять не назвали Его противником Божиим (Злат.). – Больше всех: по ходу речи надобно понимать, что Господь называет здесь Отца Своего большим всех по силе и могуществу, так что ни один враг не может одолеть Его и вследствие сего не может похитить овец Его из рук Его, – насильно, против воли и желания верующих отлучить их от Бога. – Я и Отец – одно: по связи речи опять одно по силе и могуществу, «так как вся речь у Него была о могуществе» (Злат., ср. Вас. В. 3, 56). Если никто не может похитить овец из рук Отца, значит, Отец всемогущ. Если же Отец и Христос одно, то, значит, и Христос всемогущ. Если же Он всемогущ, то, значит, Он – Бог. Если же Он Бог, то, значит, Он – одно с Отцом не только по всемогуществу, но и по всем другим Божеским свойствам, а, следовательно, и по природе или по существу (Злат. и Феофил.). Следовательно, в этом выражении содержится несомненно учение Самого Иисуса Христа о Своём Божестве. Так слова Его поняли и иудеи (ст. 33), и Господь не только не указал им на неправильность понимания ими слов Его, но и оправдывает Свои слова, что Он Сын Божий (ст. 36) и един с Отцом (ст. 38) (Ср. Злат. и Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

а) λλλους. Например, Ин 15:17 Τατα ντλλομαι μν, να γαπτε λλλους. Сие заповедую вам, да любите друг друга. (также см Ин 13:14; 15:12; 1 Ин 3:11,23; 4:7,11–12; 2 Ин 5; Рим 13:8; 1 Фес 4:9; 2 Фес 2:13; 1 Петр 1:22). б) δελφι. 1 Ин 2:10 γαπν τν δελφν ατο ν τ φωτ μνει κα σκνδαλον ν ατ οκ στιν. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. (1 Ин 3:10,14; 4:20,21). в) τ τκνα το Θεο 1 Ин 5:2 ν τοτ γινσκομεν τι γαπμεν τ τκνα το Θεο, ταν τν Θεν γαπμεν κα τς ντολς ατο ποιμεν. Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. г) отдельные лица 3 Ин 1:1 πρεσβτερος Γα τ γαπητ, ν γ γαπ ν ληθε. Старец — возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. (также 2 Ин 1; 2 Кор 11:11; 12:15). γαπν ставится также без объекта по большей части для обозначения братской и общественной любви, например, 1 Ин 3:18.. Τεκνα, μ γαπμεν λγ μηδ τ γλσσ, λλ ν ργ κα ληθε. Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. (также 1 Ин 3:14; 4:7–9); но однажды субъектом чувства была названа прощенная Христом грешница (Лк 7:47): …φωνται α μαρται ατς α πολλα, τι γπησεν πολ δ λγον φεται, λγον γαπ. …прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Переходя к рассмотрению семантики и словоупотребления φιλεν, необходимо отметить, что этот глагол в отличие от γαπν никакого специфического оттенка по сравнению с употреблением его в языке классическом не принял. Сфера словоупотребления несколько сократилась, в частности за счет области любви общественной. Также если гомеровский и классический грек и говорил о любви в отношении божества к человеку, то применял обычно φιλεν, теперь же — γαπν. Прочие же лексико-сематические варианты φιλεν сохраняются, хотя в аналогичных позициях и в достаточно близком значении можно встретить и γαπν, кроме двух, только φιλεν присущих вариантов значения, которые, правда, относятся к периферийным областям чувства: I. osculare “целовать” и II. solere “охотно что-либо делать, иметь обыкновение”.

http://pravmir.ru/glagoly-lyubvi-v-novom...

54. Моление о чаше Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV7 – нач. XVI в. Классическая иконография включает изображение молящегося коленопреклоненного Иисуса среди пустынных гор и спящих апостолов. Обычно Христос изображается дважды: молящимся и стоящим перед спящими учениками. В верхнем углу изображается небесный сегмент, из которого «нисходит» ангел. Если в Россанском евангелии мы видим фигуры трех апостолов, то на Софийской таблетке в нижнем регистре сцены – одиннадцать спящих апостолов. Следующий эпизод – «Предание Иуды». Эта сцена может получать различную трактовку, и в зависимости от того, какой эпизод больше акцентируется, складываются различные иконографические типы. 55. Поцелуй Иуды. Миниатюра константинопольской рукописи. Лекционарий 1059 г. из монастыря Дионисиат. Афон Евангелисты сообщают, что при выходе из Гефсиманского сада Христос встретил Иуду Искариота, который стоял в окружении людей, вооруженных мечами и копьями. «Предающий же его дал им знак, сказав: кого я поцелую, тот и есть, возьмите его». Затем Иуда подошел и поцеловал Иисуса, после чего стражники схватили Христа и отвели его к первосвященнику Каиафе ( Мф.26:47–56 ; Мк.14:43–50 ; Лк.22:47–54 ; Ин.18:3–12 ). Изображение на миниатюре сирийского евангелия Рабулы (VI в.) является одной из первых попыток воплощения иконографической схемы, которую можно обозначить как «Поцелуй Иуды». В центре композиции изображен Христос, руку которого лобзает Иуда, рядом два стражника берут Иисуса под руки. Уже здесь определилось фронтальное построение композиции. В дальнейшем сложилась схема, согласно которой Иуда обнимает Христа и целует его в щеку, их окружает толпа воинов с копьями и факелами в руках. Например, на новгородской иконе «Земная жизнь Христа» (1-я пол. XV в.), близкой по трактовке сюжета к южнославянским росписям XIII-XIV веков, в центре над головой Христа, как бы поднятый над толпой, изображен воин в развевающемся красном плаще, а в нижней части сцены – Петр, отрезающий ухо рабу Малху. Последний эпизод иллюстрирует слова Евангелия: «Один из бывших с Иисусом, простерши руки, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» ( Мф.26:51–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

6 . Мы сравнили жрецов со священниками. Теперь, если хочешь, давай сравним и египтян с израильтянами. Ибо далее сказано, что после голода и рабства египтяне должны были отдавать пятую часть фараону (ср. Быт.47:24 ), тогда как израильтяне жертвовали священникам десятину. Заметь также поразительную разумность Божественного Писания; смотри: египтяне определяют налог числом пять, ибо наше тело обладает пятью чувствами, которым служат плотские люди, потому что египтяне всегда подчиняются вещам видимым и телесным, а израильтяне чтят десять – число совершенства, ибо они получили десять слов закона и, связанные силой десяти заповедей, они входят, по дарованию, в Божественные тайны, неизвестные этому миру. Но и в Новом Завете число десять почитается как число плодов духа, проистекающих, как объясняется, от десяти добродетелей (ср. Гал.5:22 ), и верный раб принес господину десять мин прибыли от своих торговых предприятий и получил управление над десятью городами (ср. Лк.19:16–17 ). Но так как есть один творец всего и только Христос – источник и «начаток», поэтому и народ приносит десятину священникам, но жертвует своих первенцев рожденному «прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ) и начатки плодов – «начатку» всего, о Котором сказано: «Он – начаток» ( Кол.1:18 ), «рожденный прежде всякой твари» ( Кол.1:15 ). Из всего этого уразумей различия между египетским народом и народом Израиля и разницу между жрецами фараона и священниками Господа и, заглянув в себя, реши, к какому народу принадлежишь ты и какого порядка священства ты держишься. Если ты еще служишь плотским чувствам, если еще платишь налог, кратный пяти, и обращаешь взор к вещам видимым и временным и не смотришь на невидимое и вечное (ср. 2Кор.4:18 ), знай, что ты – египтянин. Но если всегда держишь перед глазами десять заповедей закона и четыре Евангелия Нового Завета, которые мы объясняли выше, и от этого приносишь десятину и в вере жертвуешь первенцев чувств своих «первенцу из мертвых» ( Кол.1:18 ) и возвращаешь начатки плодов своих «начатку» всего, то ты – «подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» ( Ин.1:47 ). И если священники Господа внимательно посмотрят на себя, освободятся от всех земных попечений и мирских владений, то они смогут воистину сказать Господу: «Мы оставили все и последовали за Тобою» ( Мф.19:27 ) и услышать в ответ: «Вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

„Заблуждаетесь, не зная писаний, ни силы Божией“, говорит Спаситель таким саддукеям. Толстой, тоже, слышать ничего не хочет о религиозном значении Ветхого Завета. Ветхий Завет совсем не подходит к его размышлениям. Он об этом говорит уже в предисловии к своему „евангелию“ (стр. 9–24). Радикализм его в этом отношении может быть сравним только с радикализмом генерала Людендорфа. Оторвать Евангелие от Библии хочет в мире еще и третья сила: раввинизм. Современные последователи Талмуда, так же не веруют в Искупителя мира, Истинного Богочеловека Христа и отвергают Его слово, чтобы народ их имел только национальную религию… (Парадоксальные сопоставления, но показывающие ясно, что богопротивление в мире и восстание против Божественной Истины, в сущности, – одно). „Исследуйте Писания“, говорит Спаситель, „ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную. А они свидетельствуют о Мне. Не думайте, что Я буду обвинять вас перед Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы веровали Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, – как поверите Моим словам?“ ( Ин. 5:39,45–47 )… „О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял сказанное о Нем во всем писании“ ( Лк. 24:25–27 )… Но – многие, говорящие о Писаниях, не думают через них иметь жизнь вечную. А Спаситель говорит лишь с теми, для тех и отвечает лишь тем, которые ищут жизнь вечную и думают ее иметь через истину св. Библии 42 . Слова Льва Николаевича в 1884 году Слова Льва Николаевича в 1894 году „Я читал не одну нагорную проповедь , я читал все Евангелия, все богословские комментарии на них… 43 И вот после многих, многих тщетных исканий, изучений того, что было писано об этом в доказательство божественности этого учения и в доказательство небожественности его… 44 Читаю послание ап. Павла… 45 Справляюсь (о том же непротивлении злу) с учителями церкви первых веков… 46 Обратился к толкованиям Церкви с пятого века… 47 Справляюсь у греческих, католических, протестантских писателей и писателей тюбингенской школы и школы исторической… 48 Справляюсь, как переводятся в Евангелиях эти слова на разные языки… в Вулегате, у Лютера… 49 Справляюсь с общим лексиконом… Справляюсь с лексиконом Нового Завета… Справляюсь с контекстами… 50 Хорошо зная академическую литературу… 51 Справляюсь с вариантами. Справляюсь по Грисбаху“ … 52 и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

   2. Кому же не ясно, что если бы Господь знал многих отцов и богов, то не заповедал бы Своим ученикам знать единого Бога и Его только называть Отцом? Он напротив различал тех, которые только на словах боги, от Того, Кто есть истинно Бог, чтобы они не заблуждались относительно Его учения и ни принимали одного за другого. Если же Он заповедал нам называть Единого Отца и Бога, а сам между тем по временам исповедует в том же смысле других отцов и богов, то Он окажется иное заповедующим ученикам и иное делающим. А это не свойственно доброму учителю, но обманщику и завистнику. И Апостолы, по их словам, оказываются преступниками заповеди, когда они Творца исповедуют, как я показал, Богом, Господом и Отцом, тогда как не Он один есть Бог и Отец. Иисус же у них будет виновником и учителем такого преступления, потому что заповедал называть Единого Отца, возлагая на них необходимость исповедывать Творца Своим Отцом, как уже показано. Глава II. Доказательства из свидетельств Моисея и других пророков, коих слова суть слова Христовы, что Един Бог Творец мира, Которого Господь проповедовал и называл Своим Отцом    1. Моисей, во Второзаконии, делая сокращенное повторение закона, полученного от Творца, так говорит: «внемли небо и я буду говорить; и да слышит земля слова из уст моих» (Втор.32:1). Еще Давид, говоря, что помощь ему пришла от Господа, сказал: «помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю» (Пс.123:8). И Исаия признается, что слова (его) произошли от Бога, сотворившего небо и землю и владычествующего над ними: «слушай небо, — сказал он, — и внимай ушами земля, ибо Господь говорил» (Ис.1:2). И еще: «так говорит Господь Бог сотворивший небо и утвердивший его, уставивший землю и то, что на ней, и дающий дыхание народу, живущему на ней и дух тем, которые ходят по ней» (Ис.42:5).    2. Еще Господь наш Иисус Христос исповедует Того Самаго Отцом Своим, когда говорит: «славлю Тебя Отче, Господь неба и земли» (Лк.10:21). Какого Отца должно разуметь нам по мнению этих негоднейших софистов Пандоры? Глубину ли, ими выдуманную, или Мать их или Единородного? Того ли, кого измыслили маркиониты или другие (еретики), — что он не Бог, это и показал уже подробно, — или чтб истинно, Творца неба и земли, Которого и пророки проповедовали, и Христос исповедует Своим Отцом и Закон возвещает, говоря: «Слушай, Израиль: Господь Бог твой Един есть» (Втор.6:46-47).    3. А что Писания Моисее суть слова Христа, Он Сам говорит к иудеем, как повествует Иоанн в Евангелии: «если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Еели же его писаниям не верите, то не поверите и Моим словам» (Ин.5:46-47), — ясно показывая, что писания Моисее суть Его слова. Если так относительно Моисее, то и слова прочих пророков без сомнения суть Его слова, как я показал. И опять, Сам Господь представляет, что Авраам сказал богачу обо всех, доселе живших: «если Моисее и пророков. не слушают, то если бы кго и из мертвых воскрес и пришел к ним, не поверят ему» (Лк.16:31).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010