К Иисусу прикасались руками. Иисус предложил Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои» ( Ин. 20:27 ). Уверовавший Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин. 20:28 ). Точно так же, когда Мария прильнула к Иисусу после Его воскресения, Он велел ей: «не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему» ( Ин. 20:17 ). Матфей добавляет, что женщины ухватились за ноги Иисуса и поклонились Ему ( Мф. 28:9 ). Позднее, когда Иисус явился десяти ученикам, Он сказал: «посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите» ( Лк. 24:39 ; курсив Н. Г.). Воскрешённое тело Иисуса было вполне физическим телом, к которому можно было прикоснуться и даже потрогать раны от гвоздей и копья. У Иисуса было тело из плоти и костей. Возможно, самым сильным свидетельством физической природы воскрешённого тела выступает решительное предложение Иисуса: «осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк. 24:39 ). Затем Он дополнительно подтвердил это, спросив учеников, есть ли у них пища, и тогда «они подали Ему часть печёной рыбы и сотового мёда. И, взяв, ел пред ними» ( Лк. 24:42–43 ). Павел справедливо указывает, что греховные «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» ( 1Кор. 15:50 ); но плоть Иисуса греховной не была, ибо Он не знал греха ( 2Кор. 5:21 ; Евр. 4:15 ). Он имел плоть, но без плотских вожделений. Греховной человеческой плоти у Него не было ( Евр. 4:15 ), и всё же Он умер и воскрес из мёртвых в реальной человеческой плоти (sarx; Деян. 2:31 ). Иоанн подчёркивает сохраняющуюся телесность воплотившегося в человека Иисуса, когда предостерегает: «многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего [и пребывающего] во плоти» ( 2Ин. 1:7 ). Употребление в древнегреческом оригинале причастия настоящего времени подразумевает, что Христос оставался во плоти и в тот момент, когда это писалось. Утверждения о том, будто бы до Воскресения эта плоть была физической, а после Воскресения – уже нет, представляют собой разновидность гностицизма или докетизма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

32 Здесь молитва о всех членах местной Церкви (епархии), находящихся в молитвенном общении между собой и которые, по учению Церкви, составляют единое евхаристическое собрание, возглавляемое епископом. Возможно и те члены общины, которые по исполнении епитимии, могли стоять с верными за Литургией, но еще не получили права на причащение. И те, кто отсутствует на Евхаристии по благой «вине». 33 Церк. слав. «щедроты Божии» – благодатные дары жертвенной любви Божией к человеку: божественное благосердие, сострадание, сочувствие, милующая благость Божия, сопереживание Бога человеку, действие Божие, направленное на спасение его души. Сравните с выражением «щедрая земля». См.: Еф.5:9 : «…плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине». 34 Вселенский Патриарх Фотий: «Лица Святой Троицы имеют общее действие... У Святой Троицы общее Царство, Сила и Держава, также и Слава, не только от нас возносимая, но и та, которую Сами Они – Лица Святой Троицы – принимают от Самих Себя». (См. Mai. Spicilegium Romanorum, t.10, Romae, 1844, p. 38–39, а также Успенский Н.Д. Из истории молитвы “Никтоже достоин”). 35 Антифон – попеременное (двумя хорами) пение псалмов или гимнов. По будням поются иные тексты псалмов. В двунадесятые праздники – с особыми припевами или тропарями. Все антифоны Литургии – остаток древней т.н. песенной Утрени 39 Облеки их в Славу Твою – т.е., облачи всех любящих храм Божий невидимым облаком божественной Славы (Шихины). 42 Тропарь кафедрального храма Константинополя в честь Христа-Бога, Превечной Премудрости – Софии Божией. Тропарь – вид церковной гимнографии, песнь в честь Христа, праздника или святого 44 Бог-Слово, божественное Слово – по-гречески «Логос», второе Лицо Святой единосущной и нераздельной Троицы, превечно рождаемое от Отца. Ин.1:1 : «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». На вопрос Моисея: «Кто Ты?», – последовал ответ Бога: «Аз есмь Сый», т.е., «Я есмь Сущий», «Я есть Тот, Который Есть» (см. Исх.3:14 : «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам»). Приснобытие в полной мере относится и ко второму Лицу Святой Троицы – Единородному Сыну Божьему. Ин.17:24 : «Отче! Которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира»; Откр.1:8 : «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». Ин.8:58 : «Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я Есмь». «Бессмертен сый» – бессмертносущий, постоянно бытийствующий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Христос поражается особой силе веры некоторых женщин. О помазавшей Его ноги миром Он сказал: «…Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф 26:13; Мк 14:9). После разговора с хананеянкой Иисус воскликнул: «О, женщина! велика вера твоя…» (Мф 15:28). Первое же указание на непосредственное служение женщин Христу встречается в Евангелии от Матфея: «…Многие женщины следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему (διακονοσαι ατω) между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сынов Зеведеевых» (Мф 27:55-56; см. Мк 15:40-41). В чем именно заключалась их помощь Христу, неизвестно. Очевидно, что здесь не могло быть и речи о каком-то канонически оформленном служении, поскольку Церкви как сложившегося института еще не было. Видимо, служение женщин Христу и Его последователям заключалось в какой-то материальной поддержке, о чем и пишет евангелист Лука: «Женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие (женщины — А. П.) служили Ему (Христу и Его ученикам — А. П.) имением своим (δνηκνουν ατος κ των υπαρχντων οτας)» (Лк 8:2—3; ср. Мф 8:15). Помогать проповедникам материально Иоанна имела возможность, лишь сама будучи обеспеченной за счет своего мужа, занимавшего высокую должность. Под словами «служили Ему имением своим» Лука мог подразумевать вовсе не трату каких-то больших средств, а обычную посильную помощь совсем и не богатых женщин, буквально: «Служили тем, что имели». Так, теща апостола Петра после того, как была исцелена Иисусом, «встала и служила им» (Мф 8:15; Мк 1:31; Лк 4:39). Возможно, она приготовила еду или на какое-то время предоставила Христу свой дом, что может подтвердить аналогичный случай с Марфой, которая «приняла Его (Христа — А. П.) в дом свой» и «заботилась о большом угощении» (Лк 10:38,40). В другой раз в Вифании «приготовили Ему (Христу — А. П.) вечерю, и Марфа служила» (Ин 12:2). Марфа явила собой тип женщины, осуществлявшей практическую деятельность. Христос не отверг и не осудил дел Марфы, но выше них поставил созерцательное служение Марии (Лк 10:39—42), которая помазала ноги Иисуса нардовым миром и отерла их своими волосами (Ин 11:2; 12:3-7). Этим она как бы предвосхитила поступок Самого Христа, когда Он, желая показать ученикам образ смирения и должного служения друг другу, умыл им ноги (Ин 13:1-15).

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

Христос поражается особой силе веры некоторых женщин. О помазавшей Его ноги миром Он сказал: “…Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала” (Мф 26:13; Мк 14:9). После разговора с хананеянкой Иисус воскликнул: “О, женщина! велика вера твоя…” (Мф 15:28). Первое же указание на непосредственное служение женщин Христу встречается в Евангелии от Матфея: “…Многие женщины следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему ( diakonoasai аЩтщ); между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сынов Зеведеевых” (Мф 27:55–56; см. Мк 15:40–41). В чем именно заключалась их помощь Христу, неизвестно. Очевидно, что здесь не могло быть и речи о каком-то канонически оформленном служении, поскольку Церкви как сложившегося института еще не было. Видимо, служение женщин Христу и Его последователям заключалось в какой-то материальной поддержке, о чем и пишет евангелист Лука: “Жен­щины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие (женщины — А. П.) служили Ему (Христу и Его ученикам — А. П.) имением своим ( dihkTnoun aЩmo‹j ™k топ ШparcTnmwn aЩma‹j)” (Лк 8:2–3; ср. Мф 8:15). Помогать проповедникам материально Иоанна имела возможность, лишь сама будучи обеспеченной за счет своего мужа, занимавшего высокую должность. Под словами “служили Ему имением своим” Лука мог подразумевать вовсе не трату каких-то больших средств, а обычную посильную помощь совсем и не богатых женщин, буквально: “Служили тем, что имели”. Так, теща апостола Петра после того, как была исцелена Иисусом, “встала и служила им” (Мф 8:15; Мк 1:31; Лк 4:39). Возможно, она приготовила еду или на какое-то время предоставила Христу свой дом, что может подтвердить аналогичный случай с Марфой, которая “приняла Его (Христа — А. П.) в дом свой” и “заботилась о большом угощении” (Лк 10:38,40). В другой раз в Вифании “приготовили Ему (Христу — А. П.) вечерю, и Марфа служила” (Ин 12:2). Марфа явила собой тип женщины, осуществлявшей практическую деятельность. Христос не отверг и не осудил дел Марфы, но выше них поставил созерцательное служение Марии (Лк 10:39–42), которая помазала ноги Иисуса нардовым миром и отерла их своими волосами (Ин 11:2; 12:3–7). Этим она как бы предвосхитила поступок Самого Христа, когда Он, желая показать ученикам образ смирения и должного служения друг другу, умыл им ноги (Ин 13:1–15).

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

Посмотрите: эти слова используют еретики, чтобы воздвигать против нас пустые обвинения. Вот посмотрите, что он говорит: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они. Святой Дух назван водой в Евангелии, где Господь воскликнул и произнес: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой ( Ин.7:37–38 ). При этом евангелист показал, о чем именно Он говорит. Ибо он продолжает и произносит: Сие сказал Он о Духе, Которого должны будут принять верующие в Него ( Ин.7:39 ). Почему же Господь не крестил многих? Что говорит [апостол]? Ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен ( Ин.7:39 ). И вот, поскольку они приняли Крещение, но еще не приняли Святого Духа, Которого в день Пятидесятницы Господь послал с неба, они ожидали прославления Господа, чтобы им был дан Дух. И прежде чем быть прославленным [P. 302] и прежде чем послать Его, Он призвал людей, чтобы они приготовились принять воду, о которой Он сказал: кто жаждет, иди и пей, и: Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой. Что значит реки воды живой? Что это за вода? Пусть никто не спрашивает меня, спроси Евангелие. Сие сказал Он о Духе, Которого должны будут принять верующие в Него. Стало быть, одно – это вода таинства, другое – вода, которая означает Дух Божий. Вода таинства видима, вода Духа невидима. Одна омывает тело и символизирует то, что происходит в душе, а через Дух сама душа очищается и питается. Это и есть Дух Божий, Которого не могут иметь еретики и все те, кто отрезал себя от Церкви. А те, которые не отделяют себя открыто, но отделены по беззаконию своему, оставаясь внутри [Церкви], подобны мякине; они не зерно и не имеют того Духа. Этот Дух назван Господом водой. Мы слышали в этом послании: не всякому духу верьте. И слова Соломона свидетельствуют: От воды чужой удаляйся ( Притч.9:18 ). Что означает вода? Дух. Всегда ли вода обозначает дух? Не всегда, но в каких-то местах она обозначает дух, в каких-то местах – Крещение, в каких-то местах она обозначает народ, в каких-то местах – разум.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Неделя 6-я по Пасхе: «На суд Я пришел в мир сей...» Сегодня мы с вами слышали за Божественной литургией повествование святого евангелиста Иоанна Богослова о том, как Иисус Христос исцелил человека слепорожденного, т.е. который никогда ничего не видал. Характерно то, что когда закончилось это евангельское повествование, Господь сказал: «на суд Я пришел в этот мир, чтобы невидящие видели, а видящие оказались слепы» ( Ин.9:39 ). На это озлобленные враги, книжники и фарисеи, вероятно, с иронией и насмешкой Ему сказали: «неужели и мы слепы?» ( Ин.9:40 ). И получили ответ, Господь им сказал: «если бы вы были слепы, то не имели бы... греха» ( Ин.9:41 ), потому что, когда человек не знает, не ведает, он не может ничего сознательно нарушить и большого греха не совершает. Если даже сделал не так и Сам Господь не вменяет это ему в грех, если он не знал, что он грешит. Господь и говорит: «если бы вы были слепы, то не имели бы этого греха, но так как вы сами утверждаете, что вы видите, то поэтому грех ваш остается на вас» . Помните, что это очень страшный приговор, потому что произнес его Тот, Кто Один только может оправдать или осудить, и Он сказал, что грех их остается на них. Господь Иисус Христос дал бывшему слепцу не только физическое, но и духовное зрение. В то же самое время Евангелие показывает, как своим упорством враги Христовы все больше и больше ослепляют себя, оставаясь в своем заблуждении. Когда Господь исцелил слепого человека, его спросили, как это произошло? Он ответил, что он не может ответить на этот вопрос: он был слеп, когда к нему подошел Господь. Вероятно он слышал, как Спасителя называли, поэтому он и сказал в ответ: «человек нарицаемый Иисус , положил брение мне на очи . Я после этого умылся в Силоаме, по Его повелению, и прозрел» ( Ин. 9:11 ). Они спросили его: " кто Он? Он отве ти л: не знаю» ( Ин.9:12 ). Его повели к фарисеям, они тоже его стали допрашивать. Он коротко им сказал: «брение положил мне на очи, я умылся и вижу» ( Ин. 9:15 ). Между фарисеями и между врагами Христовыми тут поднялся спор – «распря» ( Ин. 9:16 ), как в Евангелии сказано: одни говорили, что Этот Человек не от Бога, потому что субботы не хранит, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Бойтесь слепоты духовной! «На суд Аз в мир сей приидох, да невидящие видят, и видящие слепы будут» ( Ин.9,39 ) . В течение сорока дней по Своем преславном Воскресении из мертвых Господь Иисус Христос в прославленном теле Своем оставался еще на земле, многократно являясь Своим ученикам и беседуя с ними «яже о Царствии Божии» ( Деян.1,3 ) . В соответствии с этим Святая Церковь в продолжении сорока дней не перестает славить Его Воскресение, ежедневно воспевая радостные пасхальные песнопения. В течение этого сорокадневного периода она приводит нам на память все то, что может укрепить в нас веру в спасительную истину Его Воскресения. Так, прежде всего вспоминается промыслительное неверие Апостола Фомы, мгновенно претворившееся в пламенную веру, когда он сам увидел воскресшего Господа; затем прославляет Святая Церковь св. жен-мироносиц, свв. Иосифа Аримафейского и Никодима, как свидетелей смерти Господа Иисуса Христа на кресте, Его погребения и истины Его Воскресения; а в последние три воскресных дня вспоминает такие события земной жизни Господа, которые ярко и красноречиво убеждают нас в Его царственном всемогуществе и тем укрепляют в нас веру в Него, как Сына Божия, для Которого нет ничего невозможного, и, следовательно, – в истину Его Воскресения: это – исцеление разслабленного, 38 лет безнадежно лежавшего при Овчей купели, беседа с женой-самарянкой при колодце Иакова, о «воде живой» (под которой надо понимать благодать Святого Духа, навсегда утоляющей духовную жажду), и о поклонении Богу «духом и истиною», в конце коей Господь прямо открылся жене, что Он и есть Мессия, Которому надлежало придти, и, наконец, исцеление слепорожденного. Не случайно этот радостный пасхальный период завершается повествованием о том, как Милосердный Господь Божественною Своею властию и силою исцелил слепого от рождения, и как ненавидевшее Господа гордые и надменные фарисеи не хотели признавать действительности этого чуда. Здесь как бы проводится для сравнения параллель между слепотою телесной и духовной и подчеркивается, насколько слепота духовная опаснее и губительнее телесной. Об этом ясно свидетельствуют слова Господа, обращенные к фарисеям, упорно не желавшим веровать этому чуду и признать в лице Господа Иисуса Христа Божественного посланника, Мессию, предсказанного пророками: «На суд Аз в мир сей приидох, да невидящие видят, и видящие слепы будут». И когда фарисеи спросили Господа: «Неужели и мы слепы?» Он отвечал им: «если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» ( Ин.9,39–41 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Здесь кстати изложить учение блаженного Иоанна, евангелиста, в котором ясно разрешается сомнение этого вопроса: вот какое дерзновение мы имеем к . 422// Нему, говорит он, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас (1 Ин 5, 14). Следовательно, он повелел иметь полную и несомненную надежду на услышание только касательно того, что согласно не с нашими выгодами, временными утешениями, а с волею Божией. Это и в молитве Господней велено нам говорить: да будет воля Твоя (Мф 6, 10), а не наша. Если вспомним и слова апостола: мы не знаем, о чем молиться, как должно (Рим 8, 26), то поймем, что мы иногда просим противного нашему спасению, и потому Бог, правильнее, истиннее нас знающий нашу пользу, справедливо отказывает нам в том, чего просим. Без сомнения, это же случилось и с учителем язычников, когда он просил, чтобы от него удален был ангел сатаны, который, по воле Божией, с пользою был приставлен к нему для смирения: трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его (искусителя) от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор 12, 8, 9). В этом же смысле Господь, молясь от лица воспринятого человечества, чтобы Своим примером преподать нам образец молитвы, как и прочего поведения, так выразился в молитве: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф 26, 39), тогда как воля Его не разнилась с волею Отца. Ибо Он пришел спасти погибшее и дать душу Свою в искупление за многих, о чем Сам говорит: никто не отнимет ее у Меня, но Я сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин 10, 18, 11). От лица Его касательно единства воли Его с волею Бога Отца блаженный Давид говорит: Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой (Пс 39, 9). О Боге Отце мы так читаем: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин 3, 16). А о Сыне Божием говорится, что Он предал Себя за грехи наши (Гал 2, 20). Как об Отце говорится: Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим 8, 32), так и о Сыне говорится, что Он принесен был, потому что Сам захотел (Ис 53). Таким образом, воля Отца и Сына одна во всем бывает, так что в

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Опять схватились за камни (31, 32, 33, 39). А " многие там уверовали в Него " (42). 11 глава. О Лазаре. Воскресение его… Зачем это тут вспомнилось? Обычно отвечают, что ев. Иоанн записывал то, что пропущено другими; а о Лазаре и опасно было упоминать первым трем евангелистам, ибо он был жив и епископствовал на острове Кипре, и его могли убить… Верно и это… Но не во всем, например: о чудесном насыщении хлебами говорят все другие евангелисты (Мф. 14; Мр. 6; Лк. 9). Также и о входе в Иерусалим, о страданиях, воскресении, явлениях и т. п. Следовательно, у ев. Иоанна и другие мотивы были для выбора событий? — Несомненно. Я и говорил: он выбирал такие факты, которые давали ему основание напомнить учение, по поводу их высказанное Господом, или же и объяснить последствия, к коим привели эти события. Вот и здесь… Давно евреи просили Его: —  " Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? " (Ин. 6, 30). " Каким знамением докажешь ты нам, что имеешь власть так поступать " (2, 18). А ев. Лука, рассказывая в притче " О Богаче и Лазаре " , как тот просил воскресить Лазаря и послать его к братьям живым, чтобы те уверовали и " не пришли в сие место мучения " , приводит слова Авраама (что для иудея было убедительнее слов Самого Христа — см. Ин. 9, 33, 37, 39): " если Моисея и пророков не слушают (Писания), то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят " (Лк. 16, 29–31). Господь заранее предсказал евреям: что и воскресение Лазаря им не поможет, ибо они вообще не хотят знать истину, как дети лжеца диавола. И вот на деле воскресил уже не призрачного, а действительного, уже смердевшего, Лазаря — но они именно тогда-то и решили окончательно о Христе. " С этого дня положили убить Его " (53). Но и при кресте снова будут просить Его: " Пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него " (Мф. 27, 42). А Он не только сошел еще живой, но из мертвых воскрес, из-под печати при воинской страже; а они не поверили: " довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и если слух об этом дойдет до правителя (Пилата), мы убедим его и вас от неприятности избавим… И пронеслось слово сие между иудеями до сего дня " (Мф. 28, 12–15). Итак, воскрешение Лазаря было последним и крайним, даже по-человечески, " доказательством " силы Христа; но они ожесточились лишь и решили убить…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Мы замечаем, что этот отрывок (и поднимаемый им вопрос) обрамляют две истории: (а) воскрешение дочери Иаира (эта история открывает повествование, но прерывается эпизодом с кровоточивой) и, в повествовании Матфея, (б) исцеление двух слепых, завершающее этот эпизод. Общая нить, связывающая эти три события воедино – это не столько их чудесный характер, сколько общий акцент на соприкосновении с телом Христа. Чудесные исцеления, совершаемые Христом, не обязательно происходят посредством прикосновения: в самом деле, много раз Он исцеляет одним лишь словом 439 . Однако здесь в центре внимания оказывается именно прикосновение (физический контакт, эмоциональная реакция, сопереживание и познание). В центральном эпизоде – с кровоточивой женщиной, вопрос о прикосновении поднимается наиболее остро, поскольку здесь различаются два разных «понимания» прикосновения. С одной стороны, справедливо, что и народ, и кровоточивая женщина одинаково «прикасаются» ко Христу; с другой стороны, качество их прикосновений весьма отлично. На эту разницу указывает вопрос: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» Этот вопрос – с учетом обстоятельств (в конце концов, вокруг Христа толпится народ) – сигнализирует о парадоксе: «Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? » – или, словами Петра: «Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?» ( Лк.8:45 ). Почему Христос замечает лишь скрытое прикосновение женщины, приблизившейся к Нему тайком, – то есть лишь то, что должно было остаться незамеченным? Как есть те, кто смотрит на Него, но не видит Его, и те, кто узнает его, даже не видев (см. Ин.9:39 ), так, стало быть, есть те, кто прикасается к Нему, не прикасаясь, не ощущая, к чему и к Кому они прикоснулись. В этом и состоит «суд» ( κρι’μα), для которого Он пришел в мир: чтобы не видящие могли увидеть и видящие стали слепы ( Ин.9:39 ). Неспособность увидеть Его таким, как Он есть, не имеет прямого отношения к тому, что называют «духовными чувствами» человека. Эта теория была впервые выдвинута Оригеном , который ввел в De Principiis 440 различение между «обычными» чувствами и их «высшими» соответствиями. К примеру, в книге I De Principiis Ориген пишет:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010