50 Гаспаров M. A. Вторая софистика и ее предтечи//История всемирной литературы: В 9 т./АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. Т. 1. М., 1983. С. 493. 51 «Решился я для мира не избегать какого бы то ни было труда, не отказываться говорить и делать что-либо унизительное, не брать в расчет дальности пути, не бояться каких-либо других беспокойств, только бы сподобиться наград, обещанных миротворцам» (Письмо XCIII). 53 Gribomont J. Basil of Caesarea in Cappadocia (Basil the Great)//Encyclopedia of the Early Church. V. 1. Oxford, 1992. P. 114. 55 Св. Олимпиада – знатная римлянка, в 380-е гг. оказывавшая помощь православным епископам, приезжавшим в Константинополь. Связь св. Олимпиады с великими каппадокийцами была предопределена тем, что она являлась воспитанницей родной сестры св. Амфилохия Иконийского . Св. Григорий Нисский адресовал ей свое главное экзегетическое сочинение – толкование на Песнь песней. 56 Каппадокия была разделена императором на две провинции, центром одной из которых оставалась Кесария, центром второй стала Тиана. Соответственно возникла и вторая епархия, главой которой был назначен Анфим. Митрополит Иларион (Алфеев) так объясняет причину активных действий св. Василия: «В ту эпоху всякая попытка отстоять православие была в какой-то степени борьбой за власть и влияние. «Рядовые» архиереи, вроде Анфима Тианского, как правило, занимали сторону сильнейшего, когда дело касалось догматических вопросов. Поэтому для Василия представлялось жизненно важным поставить на епископские кафедры твердых сторонников никейского исповедания, способных отстаивать православие» ( Иларион (Алфеев) , en. Жизнь и учение Григория Богослова . СПб., 2001. С. 57). 57 Bardenhewer О. Patrology. The Lives and Works of the Fathers of the Church. Freiburg im Breisgau, 1908. P. 280. Bardenhewer О. Patrology. The Lives and Works of the Fathers of the Church. Freiburg im Breisgau, 1908. P. 280. 59 См. обзор заимствований из трудов Стагирита в «Шестодневе» у дореволюционного исследователя: Борис (Плотников) , архим. История христианского просвещения в ею отношениях к древней греко-римской образованности//Православный собеседник. КазДА. Июль 1889. С. 332–343.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/kap...

48 . Он же. О жизни в Церкви и о жизни церковной. «Христианин», 1915, август. 49 . Иларион (Троицкий) , архиеп. Грех против Церкви. Пг., 1916. 50 . Он же. Единство Церкви и всемирная конференция христианства. «Богословский вестник», 1917, январь. 51 . Карсавин Л. Путь Православия. София-Берлин, 1923. 52 . Он же. О сущности Православия. (В кн. «Проблемы русского религиозного сознания». Берлин, 1924). 53 . Касицын Д.Ф. Расколы первых веков христианства. Монтанизм, новацианство, донатизм и влияние их на раскрытие учения о Церкви. М., 1889. 54 . Ковалевский E., прот. Единство Церкви и каноническое сознание. «ВРЗЕПЭ», 1950, 55 . Колемин Ю. Римский духовный цезариум. СПб., 1913. 56 . Лебедев A.A. О главенстве папы или разности православных и папистов в учении о Церкви. СПб., 1887. 57 . Лосский В.Н. Соблазны церковного сознания. «ВРЗЕПЭ», 1950, 58 . Он же. Очерк мистического богословия в Восточной Церкви. Париж, 1957. 59 . Макарий (Булгаков) , митр. Московский. Введение в православное богословие. СПб., 1863. 60 . Он же. Православное догматическое богословие. T.II. СПб., 1895. 61 . Малиновский H., прот. Православное догматическое богословие. T.III. Сергиев Посад, 1909. 62 . Мейендорф И., прот. Кафоличность Церкви. «ВРЗЕПЭ», 1972, 63 . Он же. Апостол Петр и его преемство в византийском богословии. «Православная мысль». Тр. Правосл. Богосл. ин-та в Париже. Bыn.II, 1957. 64 . Муретов М.Д. О значении термина καθολικς. Сергиева Лавра, 1905. 65 . Петр (Л’Юиллье), архим. Святость Церкви. «ВРЗЕПЭ», 1960, 66 . Петр (Могила), митр. Киевский. Исповедание Православной веры. Киев, 1645. 67 . Позов А. Основы христианской философии. Ч.1. Гносеология. Мадрид, 1970, Ч.II, Диалектика. Мадрид, 1970. 68 . Помазанский М. Экуменика на фоне православной литургии. Нью-Йорк, 1963. 69 . Прокопович Феофан. Духовный регламент. Розыск о понтификсе. Правда воли монаршей. 70 . Светлов П.Я., прот. Идея Царства Божия и ее значение для христианского миросозерцания. Сергиева Лавра, 1905. 71 . Он же. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Киев, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

33 . О тех, кому не было позволено следовать (за Иисусом) (9, 56). Мф. 10. 34 . О провозглашении Семидесяти (10, 1). 35 . О спросившем законнике (10, 25). Мф. 54. Мк. 39. 36 . О попавшемся разбойникам (10, 30). 37 . О Марфе и Марии (10, 38). 38 . О молитве (11, 1). 39 . Об имевшем немого беса (11, 14). Мф. 22. 40 . О женщине, возвысившей голос из народа (11, 27). 41 . О тех, кто просит знамения (11, 29). Мф. 23. 42 . О позвавшем Иисуса фарисее (11, 37). 43 . О провозглашении горя законникам (11, 46). Мф. 56. 44 . О закваске фарисейской (12, 1). Мф. 32. Мк. 22. 45 . О пожелавшем разделить имущество (12, 13). 46 . О богаче, у которого был хороший урожай (12, 16). 47 . О Галилеянах и о тех, кто был в Силоаме (13, 1). 48 . О женщине, имевшей духа немощи (13, 10). 49. О притчах (13, 18). Мф. 24. Мк. 9. 50 . О спросившем: неужели мало спасающихся? (13, 22). 51 . О сказавших Иисусу о Ироде (13, 31). 52 . О страждущем водяной болезнью (14, 1). 53 . О том, что не следует любить первые места (14, 7). 54 . О позванных на ужин (14, 15). Мф. 51. 55 . Притча о постройке башни (14, 28). 56 . Притча о ста овцах (15, 3). 57 . Об отошедшем в дальнюю страну (15, 12). 58 . О неправедном управителе (16, 1). 59 . О богаче и Лазаре (16, 19). 60 . О десяти прокаженных (17, 11). 61 . О неправедном судье (18, 1). 62 . О фарисее и мытаре (18, 9). 63 . О богаче, спросившем Иисуса (18, 18). Мф. 41. Мк. 29. 64 . О слепом (18, 35). Мф. 44. Мк. 31. 65 . О Закхее (19, 1). 66 . Об отправившемся, чтобы получить себе царство (19, 12). 67 . О получивших десять мин (19, 13). 68 . О молодом осле (19, 29). Мф. 45. Мк. 32. Ин. 14. 69 . О спросивших Господа первосвященниках и книжниках (20, 1). Мф. 48. Мк. 35. 70. О винограднике (20, 9). Мф. 50. Мк. 36. 71 . О подосланных с вопросом о подати (20, 20). Мф. 52. Мк. 37. 72 . О саддукеях (20, 27). Мф. 53. Мк. 38. 73 . Вопрос фарисеям: каким образом Христос – Сын Давида? (20, 41). Мф. 55. Мк. 40. 74 . О вдове, положившей две лепты (21, 1). Мк. 41. 75 . Вопрос о кончине мира (21, 7). Мф. 57. Мк. 42.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

18 . Далее Матфей вспоминает, что Господь в тот час сказал толпе: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вам сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» ( Мф. 26:55 ). Затем Он присоединил и те слова, которые привел Лука: «Но теперь ваше время и власть тьмы» ( Лк. 22:53 ). «Сие же все было, – продолжает Матфей, – да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали» ( Мф. 26:56 ). Так говорит и Марк; но, как прибавляет тот же Марк: «Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них» ( Мк. 14:51–52 ). Глава VI 19 . «А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины» ( Мф. 26:57 ). А согласно Иоанну, Иисуса сперва отвели к Анне, тестю Каиафы ( Ин. 18:12–13 ). Марк же и Лука не называют имени первосвященника ( Мк. 14:53 ; Лк. 22:54 ). А приведен Он был связанным, и в толпе той был военный трибун (тысяченачальник) и отряд, а также и служители из иудеев, как говорит Иоанн. В этом же месте повествования Марк говорит: «Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня» ( Мк. 14:54 ). И Лука свидетельствует о том же: «Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними» ( Лк. 22:54–55 ). А вот и слова Иоанна: «За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик... ввел Петра» ( Ин. 18:15–16 ). Таким образом Петр и попал внутрь, о чем сказали и другие. 20 . «Первосвященники и старейшины, – говорит Матфей, – и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли» ( Мф. 26:59–60 ). Ибо, прибавляет Марк: «Свидетельства сии не были достаточны» ( Мк. 14:56 ). «Но наконец, – продолжает Матфей, – пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его» ( Мф. 26:60–61 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Скачать epub pdf Беседа 40 4. Процесс и приговор (Мк.14,53–15,20а). Продолжение. Иисус перед Каиафой и Синедрионом (Мк.14,53–64; Мф 26,57–68; Лк 22,54; Ин 18,12–14.19–25). Продолжение. 53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. 54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. 55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. 56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. 57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: 58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. 59 Но и такое свидетельство их не было достаточно. 60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? 61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? 62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. 63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? 64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти. Итак, после ареста Иисуса привели к первосвященнику, к которому «собрались все первосвященники и старейшины и книжники», образовавшие Синедрион, или Высший Совет иудейского народа. Иисус Христос подвергся допросу. В изображении Евангелиста Марка в центре расследования стояло два вопроса. 1 . Речь Иисуса, направленная против храма : «Мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный», – таково было обвинение. Мы ничего не узнаём об обстоятельствах, в которых Иисус мог именно так высказываться относительно судьбы храма. Точно воспроизвести подобные высказывания Христа не могли очевидно и сами свидетели. Текст нам говорит, что «такое свидетельство их не было достаточно». Вот другие евангельские предания на ту же тему: «Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!» ( Мк 15,29 ); «Пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его» ( Мф 26,60–61 ); «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» ( Ин 2,19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

По этой причине мы не можем с уверенностью сказать, был ли Иисус формально приговорен Синедрионом к смерти в ту же ночь (что было запрещено «фарисейским правом»), или Синедрион ночью выдвинул против Иисуса только обвинения для последующего судебного разбирательства перед Пилатом. Спорным является также, вправе ли были иудеи времен Иисуса Христа вообще выносить смертные приговоры, или, возможно, оккупационные римские власти не слишком принципиально придерживались своего права на это. 2 . Далее, не ясно, отпускал ли Пилат в каждую Пасху одного заключенного, о котором его просил иудейский народ. Как об этом пишет Марк: «На всякий же праздник отпускал он им одного узника, о котором просили» ( Мк.15,6 ). Дело в том, что никаких других свидетельств о таком обычае историки не имеют. Возможно, случай с Вараввой был единичным. a) Иисус перед Каиафой и Синедрионом (Мк.14,53–64; Мф 26,57–68; Лк 22,54; Ин 18,12–14.19–25). 53 И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. 54 Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. 55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. 56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны. 57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили: 58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный. 59 Но и такое свидетельство их не было достаточно. 60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? 61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? 62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. 63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? 64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

: Баррет Ч. К. Евангелие от святого Иоанна. Введение с комментарием и примечаниями к греческому тексту (Часть II) > : Баррет Ч. К. Евангелие от святого Иоанна. Введение с комментарием и примечаниями к греческому тексту (Часть II) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61; 2008, 2009, 2010, 2011 19 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 52, 53, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61; 2008, 2009, 2010, 2011 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб — слушатели не понимают ещё, что хлебом Иисус называет Себя, поэтому происходит то же недоразумение, что и в разговоре с самарянкой (господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать 4:15). Я есмь хлеб жизни — выражение ™gu e„mi ‘Я есмь’, ‘это Я’ встречается в четвертом Евангелии многократно: 4:26 это Я, Который говорю с тобою 6:20 Он сказал им: это Я; не бойтесь 6:35 и 6:48 Я есмь хлеб жизни 6:41 Я есмь хлеб, сшедший с небес 8:12 Я свет миру 8:23 Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира 8:24 если не уверуете, что это Я 8:28 тогда узнаете, что это Я 8:58 прежде нежели был Авраам, Я есмь 10:7 Я дверь овцам 10:9 Я есмь дверь 10:11 и 10:14 Я есмь пастырь добрый 11:25 Я есмь воскресение и жизнь 13:19 дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я 14:6 Я есмь путь и истина и жизнь 15:1 и 15:5 Я есмь (истинная виноградная) лоза 18:5 Иисус говорит им: это Я 18:8 Я сказал вам, что это Я 6:35 относится к той части перечисленных случаев, которая включает метафорические или символические характеристики. В основе формулы ™gu e„mi ‘Я есмь’ лежат ветхозаветные откровения Бога о Себе, обычно предваряющие повеления и именно в таком виде звучащие в Септуагинте, см. в особенности Исх 3:6 (Я Бог отца твоего), 3:14 (Я есмь Сущий) и 20:2 (Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской — слова, которыми начинаются десять заповедей), а также у пророков (Я, Я Сам — Утешитель ваш Ис 51:12). В Притч 8 Премудрость, говоря от первого лица, несколько раз использует подчёркнутое местоимение yna ‘я’. У синоптиков в похожих отрывках местоимение обычно выступает не с глаголом-связкой e„m… ‘есмь’, а с полнозначным глаголом: А Я говорю вам (Мф 5:22 и дальше); Я повелеваю тебе (Мк 9:25) и др. Нередко в синоптических Евангелиях местоимение первого лица скрыто в притчах за такими выражениями, как ‘Царство Божие’. В 8:24,28; 8:58; 13:19 выражение отсылает к тем употреблениям ™gu e„mi в Септуагинте, которые соответствуют евр. ’an€ ны’, букв. “Я — (это) Он” со значением ‘Я навеки Тот же’, например, Ис 43:10 (это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет) или Втор 32:39 (Видите ныне, что это Я). Особое место занимают 18:5,8, которые наряду с буквальным значением (ср. 6:20; 9:9) отсылают скорее к первому, чем ко второму типу ветхозаветных употреблений.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

52 . И умер первый сын от Вирсавии. Авессалом своей притворной лаской, приветливостью привлекал народ и устроил мятеж против отца своего Давида и воцарился в Хевроне ( 2Цар.12:18; 15:110 ). 53 . И плакал Давид и ушел из Иерусалима в пустыню, бежа от родного сына ( 2Цар.15:14 ). 54 . Давид пошел на гору Елеонскую, шел босой, плакал о грехе, и народ с ним плакал ( 2Цар.15:30 ). 55 . Семей бросал камнями в Давида и злословил: Уходи, убийца и беззаконник! Предал Господь царство в руки Авессалома ( 2Цар.16:58 ). 56 . И говорил Давид: «Не убивайте Семея, ибо Господь повелевает ему злословить Давида» ( 2Цар.16:10 ). 57 . Господь призрит на уничижение мое, – говорил Давид ( 2Цар.16:12 ). 58 . Авессалом занял Иерусалим и вошел к наложницам отца своего ( 2Цар.16:2022 ). 59 . А Господь через Хусия разрушил совет Ахитофела, чтобы навести бедствия на Авессалома ( 2Цар.17 ). 60 . При мятеже погибло 20 тыс. и Авессалом, и водворился мир ( 2Цар.18:710 ). 61 . Три года на земле был голод и это за то, сказал Господь, что Саул нарушил мир и умертвил жителей Гаваона ( 2Цар.21:1 ). 62 . И исчислил Давид народ во Израиле, и было 500 тыс. в Иудее и 800 тыс. в десяти коленах способных носить оружие ( 2Цар.24:9 ). 63 . А гора Мориа была избрана для построения храма. 64 . Давид при жизни еще своей повелел помазать на царство над Израилем Соломона, и трубили в трубы и возглашали: Да живет царь Соломон! ( 3Цар.1:3234 ). 65 . И дал Господь Соломону разум, мудрость и ум выше разума сынов Востока ( 3Цар.2:35; 4:30 ). 66 . Соломон просил у Бога премудрости, дабы различать добро и зло и управлять народом ( 3Цар.3:59 ). 67 . И сказал Бог Соломону: Я даю тебе сердце мудрое и богатство и славу, и если будешь исполнять заповеди Мои, Я продолжу дни твои ( 3Цар.3:1114 ). 68 . В четыреста восьмидесятом году по исшествии из Египта, в четвертый год царствования Соломона, в месяце Зиф – апреле – стали строить храм Господу ( 3Цар.6:1 ). 69 . Храм длиною был в шестьдесят локтей, шириной в двадцать и высотою в тридцать с притвором в десять локтей, весь в золоте ( 3Цар.6:23, 2122 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Христос во время Своей жизни на земле в двух случаях провозгласил об истинности Своего Божества. Первый случай описан в восьмой главе Ев. Иоанна, в стихах с 46-го по 59-й. Здесь между Христом и иудеями идет диалог о правдивости и авторитете Христа. В процессе диалога Иисус сказал, что человек, который соблюдёт Слово Его, «не увидит смерти вовек» (ст. 52). Иудеям это показалось слишком. Они возразили, ссылаясь на родоначальника израильского народа, Авраама, который считался самым великим в очах Божьих, и заявили: «Авраам умер и пророки, а ты говоришь «кто соблюдает слово Мое , тот не вкусит смерти вовек ; неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? И пророки умерли: чем Ты Себя делаешь ?» (ст. 52–53). В ответ на их возражение Иисус указал на Себя как на Того, Кто не ограничен временем, как был ограничен Авраам: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой : и увидел и возрадовался» (ст. 56). Для неверующих иудеев это показалось настолько невероятным, что они с величайшим удивлением спросили: «Тебе нет ещё пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама ?» (ст. 57). Тогда Иисус твердо провозгласил: «Истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь » (ст. 58). Посчитав это за богохульство, иудеи схватили камни, чтобы побить Его, но Он Своей Божественной властью не допустил им этого сделать. Сказано, что Иисус «скрылся и вышел из храма, прошед посреди них, и пошел далее» (ст. 59). Что именно поняли иудеи, когда Христос сказал им, что «прежде, нежели был Авраам, Я есмь »? За что они хотели побить Его камнями? Слова «Я есмь» в контрасте с выражением «прежде, нежели был Авраам» дали им понять только одно. А именно, что стоящий перед ними Иисус заявил о Своем вечном Божестве, которое принадлежит лишь единому Богу Иегове. Так как для иудеев это невозможно и богохульно, они в ярости взяли камни, чтобы убить Его. Если бы они не поняли, что Христос именно это имел в виду, они бы не отреагировали таким образом. Словами «Я есмь» Иисус употребил выражение, которое Бог употребил о Себе, когда говорил с Моисеем в пустыне из несгорающего куста: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Иегова) . И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» ( Исх. 3:14 ). В английской Библии фраза «Я есмь Сущий» переводится словами «I am who I am», которая по-русски звучит так: «Я есмь тот, кто Я есмь». Конец стиха Исх. 3:14  можно перевести так: «Так скажи сынам Израилевым: Я есмь, Кто Я есмь послал меня к вам». Поэтому неудивительно, что ревнивые по Боге иудеи отреагировали так, как они отреагировали.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

27 Or. ad Pulch. 27:11, 27:19, 27:21–22, 28:18, 36:25, 40:18, 40:26, 43:11, 43:33–34, 45:5–6, 45:10, 47:24, 47:35, 49:1, 52:4–5, 54:1, 55:15, 56:31, 57:6–7, 57:22, 57:29, 58:2–3, 59:3, 59:24–26, 60:30. 28 Or. ad Pulch. 32:5, 32:27, 32:33, 36:35–36, 37:9, 38:37, 43:7, 43:10, 50:6–7, 54:36, 54:13–14, 56:38–57:1. 30 Or. ad Pulch. 27:10, 28:23, 29:11, 29:12, 32:36, 33:27, 33:30, 33:33, 37:16, 38:23, 39:25, 41:2, 41:10, 42:14, 42:22, 42:24, 46:1, 46:32, 47:5, 49:21, 50:9, 56:11, 56:37, 57:1, 57:9, 58:2, 58:7, 61:11. Также, следуя за Евр. 2, 14 , «плоть и кровь» (Or. ad Pulch. 30:23, 30:32–33, 32:26, 33:9, 35:2–3, 41:8). Само вочеловечение Слова и Его искупительные деяния именуется «домостроительством с плотью» (Or. ad Pulch. 33:20, 33:24, 33:30, 34:16, 40:3, 42:1–2, 43:12, 44:25, 45:10, 47:23–24, 49:18–19). Для свт. Кирилла, который опирается в этом на книгу пророка Иоиля ( Иоил. 2, 28 ), «плоть» означает не что иное, как всего че- ловека: Лоуо? усу ove σρζ, τοντστιν νθpornos κατ ye το εκχε ττο τον πνευμα, τς μον Ιπι πσαν σρκα (Or. ad Pulch. 27:32–33; cp.: Or. ad Pulch. 33:33–34, 38:32, 56:4). Впрочем, можно отметить, как некоторую непоследовательность его богословского языка, что в рассуждении против аполлинариетов «плотью» названа только часть человека, отличная от души (Or. ad Pulch. 58:36, 59:1–2). 31 Or. ad Pulch. 27:12, 29:34, 36:33, 37:16, 38:11, 39:1–2, 40:27, 57:8, 58:33. При этом уточняется, что воспринятое тело имеет разумную душу (Or. ad Pulch. 27– 12, 37:16,58:33). 32 O r. ad Pulch. 27:27, 27:32, 28:18, 29:10, 30:4, 30:33, 33:25, 33:34, 37:11, 38:11, 39:23, 39:34,40:12, 41:7,45:32, 46:3, 47:1,47:36, 53:1, 53:23, 54:37, 56:3, 58:33. Однако подчеркивается, что Христос – не обыкновенный ( απλς, φιλς, κοινς ) человек (Or. ad Pulch. 32:24–25, 33:9, 38:17–18, 38:31, 41:28, 43:1, 43:23–24, 43:31, 49:30, 49:32, 59:16). 33 Or. ad Pulch. 37– 10, 38:32, 39:23, 40:25, 55:5. Также «условия человечества», то της νθρωτττητος μτρος (Or. ad Pulch. 28:27, 29:33, 30:7, 31:35, 39:36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010