При всем, однако, этом «преимуществе» положения иудея пред всеми другими народами земли в ветхозаветное время, существо дела по данному вопросу заключается не в положении иудея и всех других сынов человеческих из народов земли, а в личностях тех и других, в личных достоинствах и преимуществах относительно хранения Веры Божией и благочестия иудея и язычника, и при том не всякого иудея, а «истинного израильтянина», верного Богу в личном своем самоопределении и действительного наследника Веры Божией и благочестия Авраама: «не тот иудей, – говорит Апостол, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» ( Рим.2:28 ). Вы не дети Авраама, говорил Иисус Христос иудеям, искавшим Его убить: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы, а теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Ваш отец диавол, «дела которого вы делаете» ( Ин.8:39–40–41–44 ). Значит, основа «преимуществ» пред Богом, как самого Авраама, «отца верующих», так и избранных из иудеев, истинных духовно-нравственных чад Авраама, содержалась в тех собственных самих людей совершенствах и личных их достоинствах души и сердца, по силе которых «израильтянам принадлежали усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования: их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог» ( Рим.9:4–5 ). На основе сих именно лично собственных совершенств и достоинств, – духовно-нраственно-религиозных, избранных от Авраама, начиная с самого Авраама, и последовало самое благословение Божие во всем, что касалось «Божия домостроительства» в народе еврейском: в сем случае самая «избранность» народа еврейского заключалась не в нем самом, как целом, а в «святом его семени» ( Ис.6:13 ), т. е. в «избранных» сынах его. Относительно же избранных сынов иудейского народа совершилось все, сущее в качестве особенных «преимуществ» его пред Богом, по следующему закону Абсолютной Правды и Абсолютного благословения Бога относительно человеков: «Кого Он предузнал, тех и предопределил; а кого предопределил, тех и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» ( Рим.8:29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Рождение свыше – основная концепция беседы с Никодимом – имеет многообразный смысл и предполагает многоуровневое толкование. На первом и наиболее очевидном уровне речь идет о Крещении. Об этом говорит, во-первых, сама формулировка «от воды и Духа», предполагающая участие воды в процессе рождения свыше; во-вторых, соответствие этой формулировки учению о Крещении, выраженному в других новозаветных книгах, в том числе в Деяниях апостольских и посланиях Павла; в-третьих, единодушное понимание данной формулировки раннехристианскими толкователями как указывающей на таинство Крещения. Правда, в современной науке на протяжении длительного времени высказывалось мнение о том, что в изначальном тексте беседы с Никодимом не было упоминания о рождении «от воды», а говорилось только о рождении «от Духа». В таком случае всю беседу можно было бы воспринять как вообще не относящуюся к теме Крещения. Однако такое мнение опровергается, во-первых, данными текстуальной критики: ни в одной известной рукописи слова «от воды» не отсутствуют. Во-вторых, против этого мнения свидетельствуют другие упоминания воды вместе с Духом в корпусе писаний Иоанна ( Ин.7:38–39 ; 1Ин.5:8 ) 156 . В-третьих, вся раннехристианская традиция единогласно свидетельствует в пользу крещальной интерпретации беседы с Никодимом. В Деяниях апостольских, крещение во многих случаях напрямую увязывается с дарованием Святого Духа. Обращаясь к собравшимся на праздник Пятидесятницы, апостол Петр говорит: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа ( Деян.2:38 ). Результатом его проповеди стало крещение трех тысяч человек и присоединение их к общине учеников Иисуса ( Деян.2:41 ). Однако сошествие Святого Духа, согласно Деяниям, необязательно происходит одновременно с крещением: о самарянских верующих, не имевших Святого Духа, говорится: Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Иисуса Христа. Схождение на них Святого Духа произошло через возложение рук апостолов ( Деян.8:15–17 ). Павел был крещен апостолом Ананией, сказавшим ему: Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. Действие крещения описывается так: И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился… И тотчас стал проповедывать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий ( Деян.9:17–20 ). Наконец, в рассказе о крещении сотника Корнилия результатом проповеди апостола Петра стало то, что Дух Святый сошел на всех, слушавших слово, после чего Петр велел им креститься во имя Иисуса Христа ( Деян.10:44–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сказано: «Это завет вечный; они будут принадлежать Аарону и сынам его, которые будут есть их на святом месте» ( Лев.24:8–9 ). Аарон и сыны его – «род избранный, царственное священство» (ср. 1Пет.2:9 ), которому эта доля освященного дарована Богом, но она дана и верующим во Христа. И я нахожу это «святое место» не на земле, но в сердце. Ибо сказано, что «святое место» – разумная душа, как и Апостол говорит: «Не давайте места диаволу» ( Еф.4:27 ; Иак.4:7 ). Следовательно, если я делаю зло, то моя душа есть место дьявола, если добро – Бога. И, наконец, сказано: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел» ( Мф.12:43–44 ). Итак, «святое место» есть чистая душа. На этом святом месте и повелевается нам вкушать пищу слова Божьего. Не может святое слово принять душа не святая, но когда очистится от всякой скверны плоти и поступков, тогда это «святое место» соделается способным получать в пищу «хлеб, сшедший с небес» (ср. Ин.6:41 ). Разве не лучше понимать «святое место» так, чем если бы мы считали, что «святым местом» называется нагромождение бесчувственных камней? Вот и самим законном предписано тебе, что когда получишь этот небесный хлеб, ешь его «на святом месте», иначе говоря, не в душе порочной и оскверненной грехом, но принимай в себя залог тела Господня: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» ( 1Кор.11:27 ). 6 . «Это святое святых». Обрати внимание: сказано не просто «святое», но «святое святых», как бы говорится: «Эта пища – не обычная, и назначена она не каждому и всякому недостойному, но святым». Но еще вернее скажем мы о слове Божьем: «Оно не для всякого»; это таинственное слово может слышать не каждый, но только святые, у кого ум очищен, кто «чист сердцем» (ср. Мф.5:8 ) и «прост душой» (ср. Быт.20:6 ), чья жизнь безупречна, а совесть безукоризненна; они слышат его и сами могут объяснить его тайну. Сказано: «Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» ( Мф.13:11 ), то есть тем, кто недостоин, кто не заслужил, – не могут они понять этих тайн, «не могут им быть даны сами» священнические хлебы, которые суть сокровенные тайны слова. Потому и говорится им «притчами», предназначенными для толпы.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Совершенно с теми же свойствами хитрости, зависти и лукавства является злой дух и по книге Царств, в видении пророка Михея ( 3Цар.22:19–23 ), и по книге пророка Захарии ( Зах.3:1–2 ). По видению первого, чтобы побудить царя израильского Ахава преступить заповедь Божию, он обещается сделаться духом лжи в устах пророков, а второму, чтобы продлить наказание евреев, он клевещет на народ израильский. Св. Иоанн Богослов истину бытия злых духов тесно связывает с истиною пришествия в мир Сына Божия: Творяй грех от дьявола есть, яко исперва дьявол согрешает. Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела дьявола ( 1Ин.3:8 ; ср. Мф.12:24–29 ; Иак.2:19 ; 2Кор.2:11 ). Из этих слов следует, что не зная, кто такой дьявол, мы не можем знать, что сделал для нас Иисус Христос, и отрицание злых духов ведет к отрицанию тайны падения, а следовательно, и тайны искупления. В самом деле, для чего Христу было приходить на землю, когда дьявола нет? А отрицание искупления необходимо должно привести к отрицанию всего христианства. Что Иисус Христос приходил для того, чтобы разрушить дела дьявола, свидетельствует вся Евангельская История. Ваш отец дьявол, — говорит Иисус Христос иудеям, — и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала, и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи ( Ин.8:44 ). Затем Христос и в положительном учении, и в притчах, — в объяснительной их части, — часто упоминает о дьяволе и о аггелах его, и везде учит о них как о существах действительных, как о злых духах, старающихся вредить людям, губить их и блюдомых для вечного огня. Изображая последний Страшный Суд, Христос говорит: (Сын человеческий) скажет тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и аггелам его ( Мф.25:41 ). Осуждение свое Господь изрекает грешникам — существам действительным; не ясно ли из этого, что дьявол и аггелы его — тоже существа действительные, ибо для них прежде всех уготован огонь вечный, ожидающей и их последователей — грешников.

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

Точно также и об Инне Крестителе мы читаем в Евангелии, что он исполнен был Духа Святого еще от чрева Матери своей. ( Лк.1:15 ) и что он, будучи еще во чреве матери своей Елизаветы, конечно, по внушению Духа Святого радостно взыграл, когда услышал приветствие Божие Матери, Пресвятой Девы Марии ( Лк.1:41,44 ). Подобный же знаменательный в этом отношении пример мы читаем и в евангелии Матфея, когда он описывает торжественный вход Господень в Иерусалим: Спаситель, согласно пророчеству царя Давида – из уст младенцев и ссущих совершил Себе хвалу ( Пс.8:3 ), – был встречен в храме младенческими восклицаниями: Осанна Сыну Давидову ( Мф.21:15–16 ). Все это не свидетельствует ли, что и младенческие души могут находиться в таинственном общении с Богом и могут удостаиваться благодати Святого Духа?! А если так, то значит, младенцы, при всей своей неразвитости, при всей неспособности свободно мыслить и жить сознательной жизнью, вопреки лжеучению сектантов, могут воспринимать и сохранять в себе спасительную благодать св. таинства крещения. Значит, и Богу не может быть угодно, когда Ему посвящаются самые первые начатки или, так сказать, проблески жизни, прекращение которой до крещения, т. е. вне общества верующих в Иисуса Христа, всегда отзываются тяжестью для христианской совести: ибо младенец, умерший до крещения, по смыслу слов Господа – ( Ин.3:5 и след.), лишается подаваемых в крещении духовных благ и погибает для царствия Божия. Не можем удержаться, чтобы не привести здесь весьма практического соображения св. Григория Богослова , который имея в виду опасность смерти ребенка до крещения говорит: «лучше без сознания освятиться нежели умереть незапечатленным и несовершенным. 14 «Однако», – и после всего вышеизложенного возражают сектанты, – «Св. Писание требует от приступающих к крещению, как необходимого условия – во-первых – веры (кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать осужден будет ( Мк.16:16 ) и еще: если веруешь от всего сердца, сказал диакон Филипп Евнуху, можно тебе креститься ( Деян.8:37 ); а во-вторых – покаяния (покайтесь, сказал ап.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-neobho...

23 Спеши обличить себя прежде, чем тебя не обличили другие. 24 Обличи самого себя, и тебе не нужно будет обличать других. 25 Не спеши жить, чтобы не спешить умереть. 26 Если ты думаешь, что вокруг тебя живые люди, не верь своим глазам; живых очень мало, остальные – просто мертвые, «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете » (Рим. 8: 13). 27 Не привыкай жить, и не живи, чтобы привыкнуть. 28 Если в сердце есть тревога, значит ты не знаешь Бога. 29 Не дай заботам нынешнего дня погубить заботу о стяжании вечности. 30 Бог – Волшебный Стрелок. Стреляет один раз. Точность изумительна. Цель – Спасение души. 31 Пока не отдашь все, что имеешь, и всего себя людям, – не найдешь Счастья. 32 Если бросишь против ветра горсть пыли, она вернется к тебе пыльной бурей. 33 У каждого человека есть сердце, но уметь жить поближе к своему сердцу – это особое искусство. 34 Если не согласишься каждый раз признавать, что ты – ничто, ниче го не добьешься в жизни, но стоит только смириться – «и печаль ваша в радость будет» (Ин. 16: 20). 35 Духовная жизнь – это битва с умом за внимание. 36 Отчаяние – это тоже разновидность рассеяния ума. 37 Человек тупеет от тупиков жизни, в которые он загоняет сам себя. 38 Если ты не чувствуешь, как в твой ум пытается войти чужой ум, значит ты не знаешь, что такое искушение. 39 Чем меньше знаешь, тем ближе к Истине живешь. 40 Искушение подобно морской волне, и если ты имеешь смелость войти в него, оно проходит мимо тебя, ибо оно боится смелых. 41 Не выторговывай у Бога утешение, и Он утешит тебя. 42 Если перестанешь обращать внимание на самого себя, твое внимание обратится к Богу. 43 Если день пасмурный, свети сам тем добром, какое имеешь, – и вокруг тебя станет светлее. 44 Победить тьму может только Христос, Который и есть Правда. А все, что не Христос, победить тьму не может, поэтому мы и молимся Христу, чтобы он помог нам утвердиться в этой Истине, «ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее » (Мф. 18: 11).

http://isihazm.ru/1/?id=202

2) Не только не укорял и не мстил никому, хотя мог и словом и жестом всякого поразить, но еще и сожалел о погибели врагов Своих. Потому и плакал о врагах Своих нераскаянных и ожесточенных: Смотря на него (Иерусалим, враждебный Ему), заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк 19:41-44). О, сердце, любовью ко врагам горящее! О, слезы, текущие из-за погибели врагов! О, плач над врагами погибающими! О, Иисусе, вечная любовь! Дай нам сердце такое, сердце, болезнующее о погибели врагов и радующееся о блаженстве их. Многие из христиан, видя, что враги их впали в беду какую, или сами их по желанию своему уязвив, радуются и говорят: теперь дух мой успокоился. Почему успокоился дух? Вот, мол, враг мой страждет!.. Успокоился дух, но это дух неприязни, который о погибели нашей радуется и о блаженстве сетует. Не так поступал Христос, не так: Он о погибели врагов Своих слезы проливает. Поэтому таковые христиане не Христовы, хотя и христианами называются, потому что духа Христова не имеют. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим 8:9). Ибо Дух Христов и над врагами умилостивляется. 3) Так терпя, n кротко поступая со врагами Своими, и жалея о погибели их, человеколюбец Иисус не о чести Своей, ими пренебрегаемой, беспокоился, но о спасении их усердно старался. Поэтому различно их к покаянию приводил, представляя им Божие милосердие, столько крат им явленное и ими всегда пренебрегаемое, и устрашая их Божиим судом, неминуемым для непокаявшихся. 4) Видим благость, человеколюбие, терпение и кротость Иисуса! Видим, что Он делом показал то, что словом сказал о Себе: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк 19:10). Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк 9:56). Отсюда мы все учимся последовать Христу, если хотим Христовыми быть: пастыри с людьми своими поступать, как пастыри, а не как мучители, врагов своих к покаянию приводить, а не мстить, о неисправлении их жалеть, а не радоваться; люди прочие – друг другу с кротостью терпеть, а не укорять и не мстить, о исправлении врагов своих и спасении их стараться, а не об озлоблении их. Ибо так заповедал нам, о христиане, Христос наш: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (вам, людям, Господь и Учитель ваш). Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Ин 13:15; Флп 2:5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

32 …во имя Иоанна Крестителя… – Иоанн Креститель, или Предтеча, – библейский пророк, ближайший предшественник и предвестник Иисуса Христа, которого он крестил в реке Иордан; был заключен в темницу царем Иродом Антипой, умерщвлен по наущению Иродиады, любовницы Ирода. Христос сказал о нем: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 ). 33 …Иоакима и Анны… – По преданию, отец и мать Девы Марии. 34 …или Василия Великого … – Василий Великий (Каппадокийский), выдающийся богослов и церковный писатель IV в., признан святым; как уже отмечалось, его литургия, наряду с литургией Иоанна Златоуста, принята русской православной церковью. 35 …таинственный вертеп… – Здесь: пещера, в которой, согласно Евангелию, волхвы обнаружили Богоматерь с младенцем Иисусом. 36 Обкадив звездицу… – Звездица – предмет церковной утвари, представляющий собою две перекрещенные дуги, устанавливается на дискосе и прикрывает приготовленные просфоры. 37 …покров, называемый святым воздухом… – Последний из трех употребляемых во время литургии покровов, им производится веяние воздуха над св. Дарами, что знаменует осенение их Духом Божиим. 38 …благоухание ладана и смирны… – См.: «…Войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились ему; и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну» ( Мф.2:11 ). 39 …всем услуживший и умьшший ноги. – См.: «…Влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» ( Ин.13:5 ). 40 …перед святым престолом. – Престол – возвышение, важнейшее место в алтаре, символизирующее Божий престол. 41 …о чесом бо помолимся, не вемы… – См.: «…не знаем, о чем молиться…» (Рим., 8, 26). 42 …Мария с Иосифом… – Дева Мария, Богоматерь, и ее обрученный муж, плотник из Назарета. 43 …взошед на амвон… – Амвоном именуется выдвинутая вперед часть так называемой солеи – возвышения со ступенями перед иконостасом. 44 …пророков, апостола… – Имеются в виду священные христианские книги: ветхозаветных пророков, деяния и послания апостолов.

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-bozhest...

34. В этом псалме Давид призывает праведного не гневаться при виде благоденствия нечестивых и особенно подчеркивает непрочность их положения и неизбежность их падения: " будущность нечестивых погибнет " , праведные же " наследуют землю " . 35. Речь идет о еврействе, сыгравшем большую роль в революции и гонениях на Церковь. 36. В данном случае - Иоанна Богослова; именами Воанергес, то есть " сыны Громовы " , нарек братьев апостолов Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, сам Иисус Христос (Мк.3:17). " Значение имени, данного Иоанну, полнее всего раскрывается из Апокалипсиса, где он является слышателем и вестником небесных громов " (Прот. Сергий Булгаков. Святые Петр и Иоанн. Два Первоапостола. Paris, YMCA-PRESS, 1926. С.47). 37. " Сонмище сатанино " - Откр.2:9; 3:9. 38. Рим.11:33. 39. Слово 2-е (О думающих оправдаться делами), §65//Преподобного и богоносного отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова. 2-е изд. Сергиев Посад, 1911. С.34. 40. Пс.104:7. 41. Там же, §66. С.34. 42. " Исаак Сирин, глубокомысленнейшее из всех философских писаний " (Киреевский И.В. В ответ А.С. Хомякову//Полн. собр. соч. Т.1. М., 1911. С.119). 43. Слова подвижнические, 56//Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшаго епископом христолюбивого града Ниневии. 2-е изд. Сергиев Посад, 1893. С.282. 44. Там же. С.222. 45. Мф.16:18. 46. " И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет " (Ин.12:32-33). " Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше " (2Кор.1:5). " ...Мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться " (Рим.8:16-17). " Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь " (Кол.1:24). " ...Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас " (2Тим.2:12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

36–44 ст. Но, так как наказание Божие грешникам всегда бывает соединено с милостью, то и в настоящем случае, возвещая устами пророка разрушение Иерусалима и пленение иудеев, Бог чрез того же пророка обещает и великую милость Свою этому обреченному на разрушение городу и отверженному народу. Эта милость Божия к народу Своему выразится в следующем: а) «И ныне так говорит Господь Бог Израилев об этом городе (ко граду), о котором ты (пророк) говоришь: он предан будет в руки царя вавилонского мечем, голодом и мором» (36), вот Я соберу их из всех стран (от всея земли), по которым (идеже) рассеял их в гневе Своем, в ярости и великом огорчении, и возвращу их на это место и поселю в безопасности» (37 ст.). Это другими слова значит, что город Иерусалим, которому пророк от имени Божия возвещает неизбежное разрушение и запустение (о немже ты глаголеши: предан будет и т. д. ср. 3 и 24 ст., а также 34:2), не навсегда останется в таком положении: жители его, которым теперь предстоит рассеяние по разным странам, снова возвратятся сюда и будут жить в безопасности (см. подобные обетования выше: Иер. 30:3, 10; 31:8–12, 23, 27–28 ), тогда Иерусалим вновь обстроится, как сказано выше ( Иер. 30:18; 31:38–40 ) и пребудет в безопасности, как говорит пророк несколько выше ( Иер. 33:16 ). Посажду я во уповании (καθι ατος πεποιθτας – 37 ст.) – ср. выше: Израиль пребудет в надежди (23:6) и: почиет (Израиль) и всякаго добра исполнен будет, и не будет устрашаяй тя (30:10) и ниже: насажду (φυτεσω) я в сей земле с верою (32:41). б) «И (снова) будут они Моими людьми, а Я буду их Богом (33 ст.), и дам им новый (ин) путь жизни и новое (ино) сердце, чтобы они боялись Меня (благоговели предо Мною) во все дни жизни (см. русск. пер.) на благо им самим и потомкам их» (39 ст.). Здесь, видимо, повторяется обетование, изложенное выше ( Иер. 31:33 ), которое несколько яснее выражено у пр. Иезекииля в следующих словах: дам вам сердце ново и дух нов дам вам, и отъиму сердце каменное от плоти вашея и дам вам сердце плотяно, и Дух Мой дам в вас и сотворю, да в заповедех Моих ходите, и суды Моя сохраните, и сотворите я....

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010