разумеется не общее понятие зла, а некто злой, лукавый. Например, в 1-м Послании Иоанна Богослова читаем: “Всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему” (1 Ин. 5, 18). Совершенно ясно, что сказано “лукавый”; если же подразумевалось бы под этим “зло”, то сказано было бы “лукавое”. Также и у апостола Павла под словом “лукавый” (Еф. 6, 16) разумеется – враг, “диавол”, потому что в этом отрывке он говорит не о человеческой борьбе, а о борьбе против “козней диавольских”, против “духов злобы поднебесных” и против “всех разженных стрел лукавого” он и велит нам “стать” (Еф. 6, II—17). Самое большее, можно было бы разуметь злого человека, но никак не нравственное зло. Однако, при указанных объяснениях нам обязательно должно разуметь диавола и бесов. Иначе, как бы мог “приходить лукавый и похищать посеянное” слово Божие, если бы он был только человек? Конечно – как мы и говорили прежде – и действия диавола таинственны в этом деле “похищения” слова; но всё наше христианское учение безусловно учит, что он, как дух, имеет способность “соприкасаться” (1 Ин. 5, 18) с нашей душой; человек же может лишь отчасти действовать на другого не непосредственно, как враг, а – через слово. Впрочем, иногда и человек может влиять на другого через взор свой, “передавать” мысли свои, а тем более – лукавый. Он и прямо называется “диаволом” (Мф. 13, 39). И люди, находящиеся под его воздействием, называются “сынами диавола”: “Вы, – говорит Господь иудеям, – делаете дела отца вашего… а ваш отец – диавол” (Ин. 8, 41, 44). Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив взор на Елима волхва, который противился им, когда проконсул Сергий Павел “пожелал услышать слово Божие” от Савла и Варнавы, сказал: “О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних?” (Деян. 13, 7-10). И вообще, говорит Иоанн Богослов, “кто делает грех, тот от диавола”, и потому они называются

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

Я думаю, что вам даже трудно представить, насколько современные иудеи удалились от того иудаизма, который был в ветхозаветные времена. Помните, когда Господь беседовал с самарянкой? И она спросила, кто же прав: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» ( Ин.4:20 ). Господь сказал: «…спасение от иудеев» ( Ин.4:22 ). Это был другой иудаизм, это было другое время. Помните, Христос говорил: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» ( Мф.23:2–3 ). Но в Откровении звучит уже «сатанинское собрание», «сатанинская синагога». Еще Христос во дни Своей земной жизни, беседуя с ними, сказал: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего»; «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» ( Ин.8:39–41:44 ). Не так давно умер Ясир Арафат. Где-то за три дня до его смерти мне довелось общаться с одной иудейкой. Иудеи обеспокоены, что появилось очень много сект, которые уводят к себе и их молодежь тоже. И они иногда обращаются за консультациями к нам. И вот зашел у нас разговор об Арафате, – повторяю, это было за три дня до его смерти. Она сказала: – Диагноза ему никакого не поставят. Я спросил: – Почему? – Его заколдовали. Приехали наши каббалисты – специалисты по еврейской колдовской каббале. Семь раз обошли Рамаллу, где он сидел в своем убежище, навели порчу на его кровь. Никто ему не поставит никакой диагноз – он помрет. Я принял эти слова за какое-то бахвальство, но проходит некоторое время, и по телевизору говорят, что врачи во французском военном госпитале не могут поставить никакого диагноза, не могут понять, что у него не в порядке – почки, сердце или печень. Говорят, что-то с кровью, но не могут четко сказать – что. На него действительно было наведено проклятье по всем тем законам, которые тайно сберегаются у иудеев. Эта женщина мне также сказала, что проклятье они наводили и на премьер-министра Ицхака Рабина, еврейского политического деятеля, который был за дружбу с палестинцами и за возврат палестинских земель. Ему проклятье они делали не на кровь, а на то, чтобы его кто-то убил. Но они думали, что его убьет араб, а его убил еврейский фанатик Игаль Амир.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

11 . Некоторые из них, созерцая Его во славе, видели славное Его положение одесную Отца, иные [видели] Его грядущего на облаках, как Сына Человеческого, и говоря о Нём: «Узрят Того, Кого пронзили» ( Зах.12:10 ), возвещали [второе] Его пришествие, о котором Он Сам говорит: «думаешь ли, что когда придёт Сын Человеческий, найдёт веру на земле?» ( Лк.18:8 ), о котором и Павел говорит: «ибо праведно пред Богом оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам оскорбляемым – отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба с ангелами силы Его и в пламенеющем огне» ( 2Сол.1:6–8 ). Другие, называя Его Судиею и день Господний как бы горящею печью, «Который собирает пшеницу в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым» ( Мф.3:12 ; Лк.3:17 ), угрожали неверующим, о которых и Сам Господь говорит: «Идите от Меня проклятые в огонь вечный, который Отец Мой приготовил диаволу и ангелам Его» ( Мф.25:41 ), и апостол также говорит: «Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы силы Его, когда Он придёт прославиться во святых Своих и явиться дивным для верующих в Него» ( 2Сол.1:9–10 ). Некоторые говорят: «Ты прекраснее видом сынов человеческих», и: «Бог, Бог твой помазал Тебя елеем радости больше соучастников Твоих», и: «препояшь меч Твой по бедру Твоему, Сильный, красотою Твоею и добротой Твоею, иди вперёд и успевай, и царствуй ради истины, кротости и правды» ( Пс.44:3–5:8 ): сими и другими подобными изречениями о Нём они означали красоту и блеск Его царства и Его преславное возвышение над всеми, Им обладаемыми, дабы слышавшие пожелали обрестись там, делая угодное Богу. Некоторые говорят: «Он человек, и кто узнает Его?» ( Иер.17:9 ), и: «Я пришёл к пророчице, и она родила Сына, и имя Ему наречено – Чудный Советник, Бог сильный» ( Ис.8:3, 9:6, 7:14 ), и возвещая Его Эммануилом от Девы, они открывали соединение Слова Божия с Своим созданием, именно, что Слово будет плотью и Сын Божий Сыном Человеческим, – Чистый чисто открывая чистую утробу, возродившую людей в Бога, которую Он сам очистил, – и, сделавшись тем, что и мы, Он есть Бог сильный и имеет неизреченное рождение. Иные говорят: «Господь в Сионе говорил и дал голос Свой из Иерусалима» ( Ин.3:16 ), и: «Бог ведом в Иудее» ( Пс.75:2 ), и этим означали Его пришествие в Иудее. А говорившие: «Бог грядёт от юга и от тенистой и густо заросшей горы» ( Авв.3:3 ), возвещали Его пришествие от Вифлеема, – как я показал в предшествующей книге, – откуда и приходит Князь и Пастырь народа Отца Своего, и Те же, которые говорят, что в Его пришествие «хромой будет скакать как олень, и язык немых будет [говорить] ясно, и глаза слепых откроются, и уши глухих будут слышать» ( Ис.35:3, 5–6 ), и что «ослабленные руки и слабые колена укрепятся», и что «мёртвые, находящиеся во гробе, восстанут» ( Ис.26:19 ), и что Он «примет на Себя наши немощи и понесёт болезни» ( Ис.53:4 ), – возвещали бывшие от Него исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

31. Какое оправдание будет нам в день тот, имея такой образец и пребывая в таком нерадении? Иеремия, оплакивая нас, удостоившихся такой благодати, но столь нерадиво расположенных и, более того, преисполненных всякого зла, говорит: «Кто даст главе моей воду, и очесем моим источник слез? и плачуся день и нощь...» (Иер. 9:1). Я слышу, как о нас говорит и Моисей: «...яде Иаков и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты, утолсте, разшире: и остави Бога сотворшаго его, и отступи от Бога Спаса своего» (Втор. 32:15). И как рыдает о нас Михей, говоря: «У, люте мне, душе! яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть; ...кийждо ближняго своего озлобляет озлоблением, на зло руки своя уготовляют» (Мих. 7:2—3). Равным образом и Псалмопевец о нас говорит: «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих» (Пс. 11:2). 32. Оплакивая нас, и Апостол пророчески сказал: «...нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их   открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их; уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия пред глазами их» (Рим. 3:12—18). Поэтому, опять предвидя будущее, он пишет к Тимофею о нашем лукавом образе жизни: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, нелюбящие добра, предатели, наглы» (2Тим.3:1—4) и так далее. Поэтому горе нам, что до последней крайности зла дошли мы. Ибо, скажи мне, кто из нас не причастен названным порокам? Не в нас ли исполнилось пророчество? Не все ли мы чревоугодники? Не все ли сластолюбцы? Не все ли одержимы неистовой любовью к материи? Не все ли строптивы? Не все ли гневливы? Не все ли злопамятны? Не все ли предатели всякой добродетели? Не все ли хулители? Не все ли необузданы? Не все ли братоненавистники? Не все ли чванливы?Не все ли пустохвалы? Не все ли высокомерны? Не все ли тщеславны? Не все ли лицемерны? Не все ли коварны? Не все ли завистливы? Не все ли непокорны? Не все ли беспечны? Не все ли нерадивы о заповедях Спасителя? Не все ли изобильны всяким пороком? Не все ли мы стали вместо храмов Божиих капищами идолов? А вместо пристанища Духа Святого — пристанищем духов лукавых? Не притворно ли называем Бога Отцом? Не стали ли мы вместо сынов Божиих сынами геенны? Не стали ли мы, ныне носящие великое имя Христово, хуже иудеев? И пусть никто не негодует, слыша такую истину, поскольку и те беззаконные иудеи говорили: «Одного Отца имеем, Бога» (Ин. 8:41), но услышали от Спасителя: «Ваш отец диавол ;и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин.8:44).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3634...

Ведь не так давно от нас жило поколение «книжников», которые не только утратили веру в Бога, во Христа и в Церковь , но и старались доказать научно, что могут «вполне обойтись без них». Они призывали проклятие на все славное прошлое России, мечтали о всеобщем разгроме ее и думали на развалинах прошлого создать новое лучшее будущее. Мечты их, к сожалению, сбылись. На смену слабовольных мечтателей явились сильные, одержимые духом беснования, разрушители. Они действительно разрушили старое, но на развалинах его создали не Царствие Божье, а царство антихриста, в котором русские люди не блаженствуют, а жестоко мучаются под тяжким гнетом насилия, голода и нужды. И хочется по примеру Спасителя нашего сказать и этим «книжникам» и их ученикам-разрушителям, с гневом, скорбя об ожесточении сердец их ( Мк.3:5 ): Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры ( Мф.23:13 ). Вы творите дела отца вашего ( Ин.8:41 ), Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины! ( Ин.8:44 ). Страшны эти «книжники», но только для людей малодушных. Но есть иной род «книжников», не менее опасный, чем первый, для всех малоопытных и нетвердых в вере христиан. Они не знают ни Бога, ни Христа, ни Церкви и не задаются целью разрушить христианство , но только, как выражаются они, «обновить», «углубить», «очистить» его от случайных исторических наслоений и покровов. Они проповедуют новое, не церковное, а свое христианство, не христианство Христа, Божьей Силы и Божьей Премудрости (см.: 1Кор.1:24 ), а христианство какой-то «женственной премудрости», которой не знала история Православной Церкви. Что сказать об этих «книжниках»? Это волки в одеждах овчих (см.: Мф.7:15 ). Они вышли от нас, но... не наши ( 1Ин.2:19 ), хотя бы в уста свои они влагали Божественные глаголы. Точно так же проявил себя первоначально тот, кто искони сделался изобретателем клевет, – диавол, который, когда говорил с Евой, прежде скрыл себя под личиной, а потом обольстил ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Они явятся с Ним в день страшного суда Его и будут созерцать оправдание праведных и осуждение грешных. Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов ( Лк.9:26 ). Как Ангелы не суть, по учению Христа Спасителя, какие-либо силы природы, так и злые духи не суть какие-либо присущие природе человека дурные наклонности. Нет, они также, как и те, существа личные, духовные, разумные и бессмертные, только не чистые и добрые, а злые и нечистые (πνεματα κατρτα). Выйди, дух нечистый, из сего человека, – говорит Христос Гадаринскому бесноватому ( Мк.5:8 ). Число нечистых духов, по учению Христа Спасителя, очень велико. Оно может простираться, как свидетельствует сказание о том же бесноватом, до легиона в одном человеке ( Мк.5:9 . Сравн. Мф.12:43 ). По такой своей численности, они образуют собою отдельное царство, имеющее своего начальника. Этот начальник называется Христом Спасителем следующими именами: Сатаной, или противником ( Мф.12:26 . Лк.11:18 ), диаволом или клеветником ( Мф.13:39. 25:41 ), и князем мира или главой неверующего человечества ( Ин.12:31 ). Определяя нравственную природу его и отношение к людям, Христос Спаситель характеризирует его так: Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи ( Ин.8:44 ). Здесь словами „не устоял в истине“ указывается на падение его самого, а словами „человекоубийца от начала“ указывается на влияние его при грехопадении первых людей. Все, поэтому, что является на ниве Божией как плевелы, есть его дело. Господин, спрашивают, по притче о плевелах, рабы домовладыку, не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Враг человека сделал это, – отвечал домовладыка ( Мф.13:27–28 ). Такими плевелами бывают или, как показывает событие искушения Христа Спасителя, ложные, превратные, отвлекающие человека от его призвания идеи ( Мф.4 ), или, как показывает предостережение, данное Христом Спасителем апостолу Петру пред страданиями Своими, такие затруднительные обстоятельства, когда много требуется от человека усилий, чтобы устоять в пределах долга и справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

35 Теряя Христа, мы теряем все. Приобретая Христа, мы приобретаем то, что нельзя ни вообразить, ни представить… Мы приобретаем Того, из Кого это все и становится всем: «у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1 Кор. 8: 6). 36 Когда монах с людьми, он помогает людям как человек. А когда монах один, без людей, он помогает им как Бог. 37 Во всем, что происходит в мире дурного, секрет прост: виноват в этом только я, потому что сердце мое не познало Бога. 38 Жизнь – это всегда только воспоминание, и только Бог – это постоянное соприсутствие Истины. 39 Нельзя сказать, что мы счастливы, – потому что умрем. Нельзя сказать, что мы несчастливы, – потому что совершенно умереть невозможно. 40 На духовном пути даже небольшое падение – все равно падение, и полностью лишает душу Богообщения, ибо кто «согрешит в одном чемнибудь, тот становится виновным во всем » (Иак. 2: 10). 41 Поиск условий для духовной Тишины – есть потеря самой Тишины, которая дается верному сердцу. 42 Одни люди ищут землю, а другие – Небо, и пути их несовместимы: «дети Божии и дети диавола узна6тся так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3: 10). 43 Не пройдя через отчаяние, не придешь к Богу. 44 Как бы много вещей нас не окружало, мы абсолютно ничем не обладаем. 45 Когда мы теряем наше призвание Вечной Жизни в Боге, для нас богами становятся вещи, люди, и мы сами. 46 Постичь Тайну Бытия – значит последовать Ей: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11: 28). 47 Воскресение – это Тайна самого Божественного бытия. 48 Привязанность – это всегда потеря Живого Бога, ибо «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8: 8). 49 Необъятную глубину человеческого сердца может наполнить только Бог. Дохиар 50 Любой человек, который представляется нашим врагом и мучителем, – это образ Божий, утративший свою Божественную красоту. 51 Познать что-то, значит последовать этому, то есть научиться жить в соответствии со своим познанием. А научиться так жить можно тогда, когда мы каждую секунду начинаем жить заново, несмотря на отчаяние и разочарование.

http://isihazm.ru/1/?id=199

39. «Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твое вовеки…» (Дан. 3:26). 40. В церковнославянском «вам», но в греческом здесь не дательный падеж, а родительный: μν. Это слово относится к последующему: …ες παραδσει με, т. е. «[из] вас… один предаст Меня». Искусственный порядок слов в данном случае обусловлен желанием прп. Космы начать тропарь с буквы Υ ради акростиха. 41. «Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Ин. 13:21). 42. Ср. первый тропарь 3-й песни канона. 43. «Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня…» (Мф. 26:23). 44. Ирмос 8-й песни традиционно отсылает ко второй части Песни вавилонских отроков: «Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки. Благословите, Ангелы Господни, Господа, пойте и превозносите Его во веки…» (Дан. 3:57-88). 45. Ср.: «Благословите, все дела Господни, Господа, пойте и превозносите Его во ве-ки» (Дан. 3:57). 46. Ср. в предыдущем тропаре: «...преданные огню». 47. Ирмос 9-й песни традиционно отсылает либо к Песни Богородицы, либо к Песни Захарии из Евангелия от Луки, однако здесь единственной отсылкой является слово «величаем» в конце ирмоса: «И сказала Мария: величит душа Моя Господа…» (Лк. 1:46). 48. То есть в Синайской горнице. 49. παναβεβηκτα λγον — это выражение в том же значении встречается у Оригена в комментарии на Евангелие от Луки. 50. Верным переводом было бы «тем ихже тайноводствую». 51. «…И послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху…» (Лк. 22:8). 52. «Господь положил Меня началом путей Своих для дел Его» (Притч. 8:22). 53. φσις νωθεσ μοι — выражение νωθεσα τ λγ φσις (соединенная Слову природа) неоднократно встречается у прп. Максима Исповедника и у последующих авторов. 54. Богословский термин «тропос взаимообмена [свойств]» (τρπος τς ντιδσεως) указывает на то, что в Боговоплощении присущие Божественной природе качества стали во Христе принадлежать и человеческой природе. Это выражение неоднократно используется прп. Иоанном Дамаскиным и другими авторами. Я благодарю Г.И. Беневича, обратившего на это мое внимание.

http://patriarchia.ru/db/text/5918899.ht...

Бог как существо личное обладает способностью, соответствующей в человеческой природе способности чувствования, органом которой является сердце. И Священное Писание часто говорит о Боге, Который “возлюбил правду и возненавидел беззаконие ” ( Пс.44:8 ) Который Сам о Себе свидетельствовал: “Нашел Я мужа по сердцу Моему” ( Деян.13:22 ) – и говорил о Себе “Буду радоваться… от всего сердца Моего и от всей души Моей” ( Иер.32:41 ) в других случаях Бог открывал людям Свое состояние: “Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась еся жалость Моя” ( Ос.11:8 ). К Существенным свойствам Божиим со стороны Его чувствования относятся: 1) всеблаженство Божие и 2) бесконечная благость, или любовь Божия к творениям . Всеблаженство (греч. μακαριτης) Божие. Самобытное бытие и жизнь, в Боге во всей их полноте находятся в совершеннейшем единстве. Самоопределение существа Божия, по которому Бог ощущает благо от согласованного действия всех сил и свойств Своей бесконечной природы, есть блаженство Божие. Таким образом, в Боге любовь и стремление к благу тождественны обладанию самим этим благом, вследствие чего Он является Существом всеблаженным. Священное Писание указывает на это свойство чувства Божия называя Его блаженным ( 1Тим.1:11;6:15 ) и подчеркивая, что “полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек” ( Пс.15:11 ). Бесконечная благость , или любовь (греч. αγπη) Божия к творениям . Ощущая любовь к высшему благу и одновременно обладая им, т. е., будучи Существом всеблаженным, Бог открывает Себя и проявлятся вовне как Существо всеблагое и любящее. Бог дарует Своим творениям такое количество благ и совершенств, какое может вместить в себя природа и состояние, каждого из этих творений, чтобы находиться в состоянии блаженства. Сам Христос учил о том, что в прямом, собственном, смысле благ только Бог: “Никто не благ, как только один Бог” ( Мк. 10:18 ). Многочисленны другие свидетельства Откровения: “Бог есть любовь (ο θες γπη στν) ” ( 1Ин.4:8 ); “Все пути Господни — милость и истина ” ( Пс.24:10 ); “Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его ” ( Пс.144:9 ); “Милость Господа – на всякую плоть” ( Сир. 18:12 ). Высшее проявление Божественной благости и любви к человеческому роду представляет искупление людей: “Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную” ( Ин.3:16 ). Единство существа Божия

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

Из чтения НА следует, что Варнава и Савл, которые пришли в Иерусалим из Антиохии для раздачи еды голодающим (ст. 11:30), вернулись туда, где они уже находились, что противоречит контексту. Далее в ст. 13:1 мы также читаем, что Варнава и Савл вернулись именно в Антиохию: В Антиохии, в тамошней церкви, были некоторые пророки и учители: Варнава , и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл (СП=НА). Чтение СП, совпадающее с большинством современных английских переводов, за исключением NRSV, и в этом случае более соответствует контексту. 3. Ясность смысла Пример 1. Воля Отца (Ин 8:38). СП(=КБП): Я говорю то, что видел у Отца Моего ; а вы делаете то, что видели у отца вашего ( γ ρακα παρ τ πατρ μου λαλ· κα μες ον  ωρκατε παρ τ πατρ μν ποιετε). НА: Я говорю то, что видел у Отца ; а вы делаете то, что слышали от Отца ( γ ρακα παρ τ πατρ λαλ (B)· κα μες ον κοσατε παρ το πατρς ποιετε (Β)) Из чтения НА следует, что иудеи творят волю Бога Отца 24 ; но тогда непонятно, в чем их обличает Господь на протяжении этой главы? К тому же такое чтение противоречит дальнейшим словам Христа: Вы делаете дела отца вашего (8:41, СП=НА). В ст. 8:44 Сам Господь уточняет, кто же такой этот “отец”: Ваш отец — диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего (СП=НА). Большинство современных английских переводов, за исключением NRSV, принимают здесь чтение, совпадающее с СП и не искажающее смысл всего отрывка. Кроме того, такое чтение (“у Отца Моего” и “у отца вашего”) встречается в трактате Тертуллиана “Против Праксея” (гл. 10, § 22) 25 , датируемом приблизительно 213 г. Пример 2. Любовь выше всего (1 Кор 13:3). СП(=КБП): И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение , а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (κν ψωμσω πντα τ πρχοντ μου κα ν παραδ τ σμ μου να καυθσωμαι, γπην δ μ χω, οδν φελομαι). НА: И если я раздам все имение мое и отдам тело мое, чтобы хвалиться , а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (κν ψωμσω πντα τ πρχοντ μου κα ν παραδ τ σμ μου να καυχσωμαι, γπην δ μ χω, οδν φελομαι (C)).

http://pravmir.ru/tekstologicheskoe-sopo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010