Поистине, ревнуешь ты о правде Божией, да не по разуму. Незаметно для себя, ты сравнялся с тем заимодавцем бессердечным, которому Господь простил десять тысяч талантов, а он не хотел потерпеть на своем должнике ста динариев ( Мф. 18, 23–30 ). Что же? Участь того «злого раба» тебе известна ( Мф.18:34 ). Если не боишься ее, – суди своим «судом неправедным» грешников. Только не смей же слабого человеческого суждения приписывать Христу. О Спасителе нашем мы научены от Апостолов, что Он «долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Пет. 3, 9 ). Слышишь – «к покаянно» зовет нас Господь, а не отталкивает от Себя после двух или трех преступлений наших. Так Он и объявляет чрез Своего ученика Ангелу Церкви Сардийской: «Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся» ( Откр. 3, 2–3 ). Тоже повторяет Господь Ангелам других Церквей ( Откр.2:5,16 ; Откр.3:19 ) Надобно ли мне еще подтверждать истину слов моих словом Писания? Если хочешь, прочитай послания Ап. Павла к Коринфянам. Там ты найдешь свидетельство, что этих христиан, однажды покаявшихся и крестившихся ( 1Кор.4:15 ; 1Кор.6:2,3,11,15 ), Апостол снова за согрешения и церковные распри «опечаливает к покаянию» ( 2Кор.7:9–10 ). Ап. Петр Симона волхва, уверовавшего в Господа, крестившегося и потом тяжко согрешившего, также понуждает каяться в своем грехе и молиться Богу ( Деян. 8, 18–23 ). Подобные случаи встречаем в послании Ап. Иакова ( Иак.4:8–10 и др.). Если сердце твое, брат Григорий, окончательно не закаменело в предрассудках своей секты, то ты сам благоразумно согласишься со мною и поверишь, что «у Бога милости много». Он готов всякого грешника встретить отеческими объятиями ( Лк. 15, 1–32 ), лишь бы сами мы не обленились и не упорствовали в беззакониях своих (ср.: 1Ин.1:8–9 ; Ин.2:1–2 ; Мф.12:31–32 ). – Против этого я, пожалуй, не пойду, – ответил Григорий. – Бог , конечно, долготерпелив и многомилостив. Я говорю только, что грешники не должны быть в Церкви Христовой; «какое соучастие верного с неверным?» ( 2Кор.6:15 ). Если согрешил ты, тебя тотчас же надо отсечь от Тела Христова, чтобы ты не сквернил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   Приходящих грешников принимал, и властью Своею им грехи, как Бог, отпускал, всякие болезни и недуги исцелял, всякие чудеса творил: слепым — зрение, глухим — слух, хромым — хождение, немым — речь давал, мертвых воскрешал, прокаженных очищал и прочие вышеестественные чудеса, не так, как святые — молитвой, но силой Своего Божества, словом единым делал. И так люди, видевшие Его чудеса великие и слышавшие учение небесное и душеспасительное, вслед за Ним ходили в великом множестве, и куда бы Он ни приходил, люди, слышавшие о Нем, тотчас приходили к Нему, иные для исцеления больных, иные для слушания Его Божественного учения. Где бы только ни услышали о Его приходе, приносили расслабленных и одержимых всякими недугами, — и всех исцелял словом.    Обо всем этом во святом Евангелии пространо написано. А в пустынях, когда хлеба не оставалось, многие тысячи чудесно насыщал, как-то: пять тысяч, не считая жен и детей, пятью хлебами (Мф 14:20—21), четыре тысячи семью хлебами напитал (Мк 8:9). Архиереи иудейские, книжники и фарисеи, видя, что много простых людей за Ним ходит, позавидовали Ему, и возымели на Него злобу, и хулили Его многократно всякими бесчестными словами (Ин 7:12, 20, 31—32). Все их хулы претерпевая, Сын Божий показывал им, что они грешат, ругая Его без Его вины, и устрашал их судом Божиим, чтобы в чувство пришли. Но они в своей злобе были неподвижны, даже убить Его неоднократно пытались, той же подучаемые злобой.    Так живя, или странствуя, на земле Сын Божий ученикам Своим сказывал, что «надобно Ему идти в Иерусалим, и там пострадать много..., умереть и в третий день воскреснуть» (Мф 16:21; Мк 8:31).    А когда приближалось время страдания Его, о котором апостолам предсказывал, взял трех учеников избраннейших, а именно Петра, Иакова и Иоанна, возвел их наверх горы Фаворской, где стал молиться, и Лицо Его, как солнце, просветилось, и ризы Его стали белы, как свет. Там явились два пророка, Моисей и Илия, и с Ним разговаривали. Потом слышали апостолы голос из облака, которое их тогда покрыло, так им о Христе говорящий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Устрашившись этого голоса, апостолы пали ниц на землю (Мф 17:5—6; Лк 9:35).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Злыми они стали впоследствии, по злоупотреблению собственной свободой, не побуждаемые к этому никакою необходимостью. Так учит откровение и церковь о происхождении злых духов. I. В ветхозаветном откровении не говорится прямо о падении существ мира духовного, однако оно предполагается общим учением ветхого завета о том, что Бог – не виновник зла, что все существующее создано благим и прекрасным. ( Быт.1:31 ), и в первозданном мире не было зла и беспорядка. Но в новом завете, в учении И. Христа и апостолов, о грехопадении ангелов говорится прямо и ясно. Спаситель, обличая неверие в Него иудеев, говорил, им: Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине (ν τ ληθε οχ στηκεν), ибо нет в нем истин ( Ин.8:44 ). – ν τ ληθε οχ στηκεν (perfectum означает в греч. яз. действие, совершившееся в прошедшем и простирающееся до настоящего времени) собственно значит: дьявол не устоял в истине и теперь не стоит. Истина, в которой не устоял дьявол , без сомнения, есть истина нравственная, о которой Спаситель говорил: познаете истину, т. е. истинное назначение свое, и истина сделает вас свободными, разумеется от рабства греху ( Ин.8:32 ). В этой истине – верности своему назначению не устояли духи злобы. Смысл слов Спасителя, следовательно, таков: падшие духи не остались верными своему назначению, которое состояло в том, чтобы жить для Бога, в Нем одном полагая цель своего бытия. Апостолы также ясно учили о падении ангелов. Ап. Петр говорит: Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ( 2Пет.2:4 ). Подобно сему и ап. Иуда пишет, что Бог ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня ( Иуд.1:6 ). И тот, и другой апостол указывали в приведенных изречениях примеры наказания Богом за грех с целью предостережения людей от греха. Такая цель наставления в связи с прямым утверждением, что Бог не пощадил ангелов согрешивших (μαρτησντων), что они не сохранили своего начала (τν ρχν), но оставили свое жилище (τ διον οκητριον), ясно указывают на происшедшее в мире ангельском грехопадение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Лк.14:31–32 . Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот ещё далеко, он пошлёт к нему посольство – просить о мире. Мф.8:10 . Услышав сие (слова сотника), Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам: и в Израиле не нашёл Я такой веры. Деян.10:1–2 . В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу. Откр.19:11:19 . И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует... И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его. Ин.15:13 . Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Заключение Боговдохновенный царь и пророк говорит: «с небес призирает Господь, чтобы видеть всех сынов человеческих, живущих на земле. Он создал сердца всех их и вникает во все дела их» ( Пс.32:13–25 ). Итак, взор Господа на народы есть взор человеколюбивый и праведный и вместе взор судящий; война есть гром правосудия небесного на начинающих войну, которые, вырывая яму другим неправедно, сами падают в неё ( Пс.7:16 ) и получают возмездие за свою неправду, – и знамение правды и милости Божией к отражающим неправую войну, защищающим свои владения, свою независимость, веру, семейства, которые и получают от Господа, праведного Судии, помощь в правом деле, а павшие на войне – лучшую жизнь и непреходящие блага. Всеправедный творец и Промыслитель, Отец и Судия всех народов, дал всем, особенно христианам, нравственные законы в совести и в Евангелии – законы любви, правды, милости и сострадания, известные народам христианским. От них ожидается исполнение их, а если они, вопреки смыслу и совести, нарушают их, – небесное правосудие карает их чрез самое нарушение их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Лк.7:35 .  И оправдана премудрость всеми чадами ее. Рассказ о прибытии ко Христу учеников Иоанна Крестителя, который поручил им спросить Христа, Он ли обетованный Мессия, евангелист Лука излагает сходно с Матфеем ( Мф.11:2–19 ). «Возвестили Иоанну...» (стих 18). Евангелист Лука точнее обозначает, от кого Креститель услышал о чудесах Христа (ср. Мф.11:2 ). «А в это время...» (стих 21). Евангелист Лука отмечает это обстоятельство для того, чтобы сделать более понятными следующие слова Христа: «Скажите Иоанну, что вы видели...» (стих 22). Стихи 29–30 представляют раздел речи Господа, который имеется только у евангелиста Луки. Здесь Господь говорит о том, что выступление Крестителя имело не для всех его слушателей одинаковые последствия: простые люди, даже мытари, поверили Иоанну как пророку и прославили Бога за послание такого пророка, а фарисеи и законники не захотели признать в нем Богом посланного руководителя, который призывал их изменить свой образ жизни, и не крестились у него (ср. Мф.21:31–32 ). Стихи 31–35 представляют собой повторение Мф.11:16–19 . Только у евангелиста Луки это обличение Христа относится не к книжникам и фарисеям, а к присутствующим толпам народа (см. стихи 33–34: «говорите»). Лк.7:36 .  Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. Следующая далее история помазания Христа женой-грешницей представляет собой самостоятельный рассказ евангелиста Луки. Он имеет значение иллюстрации к словам 34-го стиха о Христе: «вот человек, который любит есть и пить, друг мытарям и грешникам». «Некто из фарисеев». Ниже названо и имя этого фарисея – Симон (стих 40). «Просил Его вкусить с ним пищи». По-видимому, Симон получил от Господа какое-то благодеяние и в благодарность за него пригласил Христа к себе на обед (ср. стихи 41–42, 47). Лк.7:37 .  И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром Точнее перевести так: «и вот женщина, которая в городе была грешницей, т.е. блудницей (ср. Ин.8:7 ), узнав...».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А вот соседствование двух, а то и трех прочтений одного и того же Евангельского фрагмента, причем принадлежащих одному проповеднику и разделенных небольшим временным интервалом, делают ее несоизмеримо более очевидной. Это существенно в высшей степени, однако, при всей значимости, не данная идея — семантической бесконечности Евангелия, его смысловой неисчерпаемости — представляется здесь особенно важной; другие повороты кажутся более привлекательными. Во-первых, публикация нескольких проповедей на одну тему служит очень оригинальной формой выражения соборности. «…Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ) — но ведь отдельный текст — как отдельный человек, и соединение двух или трех текстов, созданных во имя Божие, подобно соединению двух-трех людей; метафорически выражаясь, Бог отчетливее проступает в нескольких параллельных истолкованиях Его Слова, нежели в одном. Во-вторых, данная композиционная особенность книги протоиерея Георгия Митрофанова демонстрирует необходимость многоголосия, разных точек зрения, дополняющих и уточняющих друг друга и ведущих к наиболее глубокому из всех достижимых прикосновению к Истине. А это делает нас свободными: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» ( Ин.8:32 ). Весьма необычным способом, представляя различные возможности осмысления Слова Божия, а значит — и мироздания в целом, раскрываемые при этом одним человеком, книга отца Георгия учит толерантности в высшем смысле, толерантности как способности воспринимать другое как свое. А ведь это является одной из форм реализации заповеди, завещанной нам Христом, — «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф.22:39 ). П. Е. Бухаркин, доктор филологических паук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургской духовной академии Воскресные проповеди Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити. Проповедь во 2ю неделю по Пасхе, апостола Фомы ( Ин.20:19-31 ) Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Позади осталась Светлая седмица — период, который в глубине души мы ожидаем, может быть, не в меньшей степени, чем сам праздник Пасхи.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Из сказанного можно видеть, что если бы евангелист хотел при помощи будто бы вымышленного им события подтвердить ветхозаветную цитату из пророка Захарии, то ему не было никакой надобности к осленку прибавлять еще ослицу. Если он передает о событии иначе, то этого требовал от него не пророческий текст, а историческая действительность. Здесь было то, что бывает обыкновенно. Как наша мысль или подтверждается, или исправляется действительностью, так и пророчество может подтверждаться и исправляться ею же. По мысли пророка, должно было бы быть вот что, а в действительности было вот что. Действительность нисколько не противоречила пророчеству, но последнее получило в ней совершенно оригинальное и совершенно непредвиденное подтверждение. Показание Иоанна, что ко Христу был приведен не νος (осел), а маленький ослик ( νριον – Ин.12:14 ), разъясняет все недоумения. Ясно, что это был еще детеныш, маленький ослик, который не отвык от матери. Она нужна была, очевидно, для того, чтобы и его заставить идти. Какого-либо особенно символического смысла здесь, по-видимому, нет. Но сам факт, что Спаситель ехал на молодом необъезженном ослике, весьма интересен и характерен. Как ни величественно было начавшееся в то время около Христа народное движение, Сам Он был так кроток, что ехал не на лошади (как завоеватели) и даже не на большом осле, а на ослике, сыне подъяремной (ср. речи о снаряжении царей Исх.15:1, 4 ; Втор.17:16 ; Пс.19:8 ; Ис.31:1–3 ). Мф.21:6 .  Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: (Ср. Мк.11:4–6 ; Лк.19:32–34 ; Ин.12:13 ). В то время, как все это происходило, в народе разнесся слух о том, что Иисус Христос отправляется в Иерусалим. Сравнивая здесь выражения евангелистов, находим, что в них как бы отражается беспорядочность народного движения, которая обыкновенно бывает в подобных случаях. Одни едут навстречу Спасителю, другие – за Ним и впереди Него. Матфей сообщает только об исполнении учениками повеления Спасителя. Марк и Лука – о разговоре с разными лицами при отвязывании и взятии осленка и ослицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

§ 2. Валентиниане говорят, что когда было образовано тело психическое, то избранной душе, находившейся в состоянии сна, вложено было Логосом семя мужское, которое есть истечение ангельскаго, чтобы не было недостатка (в нем). И это семя заквасило, объединяя то, что казалось разделенным: душу и плоть, раздельно и созданные Софией. Сон же Адама был забытье души, которая не допускала, чтобы семя духовное, вложенное в душу Спасителем, отделилось от нее. Это семя было истечением мужского и ангельского семени. Поэтому Спаситель говорит: «спасешься ты и душа твоя» 31 . § 3. Действительно, Спаситель, придя, пробудил душу от сна и возжег искру, ибо «глаголы Господа сила» ( Лк.4, 32 ). Поэтому Он сказал: «Да светит свет ваш пред людьми» ( Мф.5, 16 ). И по воскресении Своем, вдунув апостолам Духа ( Ин.20, 22 ), дунул от Себя землю, как пепел, и отделил, возжег же искру и оживил (L: ζωποει). § 4. По многому смирению Господь явился не как ангел, но как человек, и когда во славе Он явился апостолам на горе ( Мф.17, 1–8 ; Мк.9, 2–8 ; Лук.9, 28–36 ), то не ради Себя сделал это, но ради Церкви, которая есть«род избранный» ( 1Петр.2, 9 ), чтобы она узнала прославление Его по исходе из плоти. Ибо Он был горний свет, и явившееся во плоти и здесь видимое не ниже горнего ( 1Тим.3, 16 ) и не отделилось (от Него) или переместилось свыше сюда, меняя место за местом, чтобы одно получить, а другое оставить, но сущее всюду было и у Отца, и здесь 32 , ибо оно было силой Отца 33 . Кроме того, должно было исполниться и это слово Спасителя, Который сказал: «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого во славе» ( Мф.16, 28 ; Мк.9, 1 ; Лк.9, 27 ). Итак, увидели и скончались Петр, Иаков и Иоанн. § 5 Почему (апостолы), увидев светлое зрелище, не были поражены, услыхав же голос, пали на землю? Потому что уши недоверчивее глаз и неожиданный голос более пугает. Иоанн Креститель, услыхав этот голос, не испугался, потому что услыхал в духе, привыкшем к такого рода голосу ( Мф.3, 17 ; Мк.1, 11 ; Лк.3, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Да, спадают маски. Не всегда под ними лик. Иногда какие-то беснующиеся, гогочущие рожи. Но Евангелие и об этом тоже… И их меньше, я уверена – меньше! Тяжелое время, страшное время… И очень настоящее. Время проявить себя, узнать себя. Время для встречи с собой. И время увидеть в другом ближнего. Шанс наконец стать христианами. Может, последний, а может, и нет. Но такой драгоценный шанс. Рейтинг: 9.8 Голосов: 1353 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 17 декабря 2022, 11:32 Продолжение... Поэтому мы должны надеяться не на свои дела, а на милосердие Божие. Спаси, Господи. Александр 17 декабря 2022, 11:31 Вход в рай, открывается не нашими трудами и добрыми делами, а заслугами и искупительной жертвой Спасителя. Прежде всего это совершается через Таинство Крещения, которым смывается первородный грех Адама, и человек становится способным к принятию Божественной Благодати, которой вводится в жизнь вечную. А наши добрые дела, то есть совершение Евангельских заповедей, нужно только как доказательство нашей любви к Господу. Сказано в Евангелии: Любящий Меня, заповеди Мои соблюдет (Ин. 14:15). Без любви к Господу невозможно блаженство, нельзя войти в рай. Если бы вход открывался не заслугами Спасителя, то не могли бы войти в него язычники, магометане, евреи и прочие. Александр 14 декабря 2022, 16:18 Продолжение... В совершении добродетелей, диавол не даст сделать ни шагу, каждый шаг — борьба. Все мы спасаемся, но неизвестно ещё, спасёмся ли, имеем только надежду. Порой мы забываем, что враг завлекая в грехи, начинает с невинных вещей. Александр 14 декабря 2022, 16:17 Хотите жить по Евангельскому учению, помните — мы спасаемся не делами, а милостью Божией. Господь в Евангелии говорит: если исполните все заповеди, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17:10). Об этом я говорил, но этого, к сожалению, не поняли. Кто высоко думает о себе, опираясь на свои дела, тот будет осуждён. «Есть смирение — всё есть, а нет смирения — ничего нет. Можно даже без всяких дел одним смирением спастись», наставлял духовных чад своих старец Оптинский, преподобный Варсонофий (Плиханков) +1913.

http://pravoslavie.ru/148886.html

Проповедуя Евангелие, Господь собрал Себе двенадцать учеников, которых назвал Апостолами, и которые всегда неотлучно с Ним были, и с ними переходил с места на место, от города до города, поучая о спасении и Царствии Божием, показуя путь к нему. Принимал приходивших грешников и, как Бог, отпускал им грехи властию Своею; исцелял всякие болезни и недуги; творил всякие чудеса: давал слепым зрение, глухим слышание, хромым хождение, немым глаголание; воскрешал мертвых, очищал прокаженных, и прочие сверхъестественные чудеса совершал, не так как святые – молитвою, но одним словом – силою Своего Божества. Итак, люди, видевшие Его великие чудеса, и слышавшие небесное, душеспасительное учение, в великом множестве ходили за Ним; и куда Он не приходил народы, слышавшие о Нем, тотчас приходили к Нему, иные для исцеления больных, иные – для слушания Его Божественного учения; и где бы только ни послышали о Его приходе, – приносили расслабленных и одержимых всякими недугами, и всех Он исцелял Словом. Обо всем том пространно написано в святом Евангелии. А в пустынях, когда не было хлеба, насыщал чудесно многие тысячи, как то – пять тысяч кроме жен и детей пятью хлебами ( Мф.14:20–21 ), четыре же тысячи удовольствовало семью хлебами ( Мк.8:9 ). Видя, что много простых людей ходит за Ним, Иудейские архиереи, книжники и фарисеи позавидовали Ему и возымели на Него злобу, и многократно хулили Его всякими бесчестными словами ( Ин.7:12, 20, 31–32 ). Претерпевая все хулы их, Сын Божий показывал им, что они грешат, хуля Его неповинно, и устрашал их судом Божиим, чтобы пришли в чувство; но они были в своей злобе неподвижны, даже и убить Его много раз хотели, подучаемые тою же злобою. Так живя, или лучше странствуя на земле, Сын Божий говорил Своим ученикам, что Ему нужно идти во Иерусалим, и в нем много пострадать, умереть и в третий день воскреснуть ( Мф.16:21 ; Мк.8:31 ; Лк.9:22 ). А как приближалось время страдания Его, о котором предсказывал Апостолам, взявши особливо трех избраннейших учеников, а именно Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на верх горы Фаворской; и когда стал там молиться, лице Его просветилось как солнце, и ризы Его стали белы как снег и свет. Там явились два пророка – Моисей и Илия, и разговаривали с Ним; потом Апостолы слышали глас из облака, покрывшего их тогда, – глас, говорящий им о Христе так: Сей есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте. От гласа того Апостолы устрашились и пали ниц – на землю. Этим явлением славы Своей Христос показал ученикам Своим то, что Он то страдание, о котором предсказывал, имеет принять волею Своею – добровольно, дабы, видя Его страждущего, не усомнились и не страшились. Показал и то, что такая-то слава имеет быть по смерти – в жизни вечной, тем, которые будут в Него веровать и в терпении последовать Ему. Сие Христово Преображение празднуем 6-го Августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010