Слышите, что говорит Спаситель: востаните, идем отсюду ( Ин. 14:31 ), – говорит не тогдашним только ученикам, которых изводит местно из Иудеи, но и всем последующим, чтобы всех преселить отселе и привлечь к Себе, вознесенному, по обетованию ( Ин. 12:32 ). Последуем за благим Владыкой, убежим от мирских похотей, убежим от обманчивого мира и миродержителя, всецело посвятим себя Творцу, почтим образ Божий, уважим звание, изменим жизнь. Для чего унижаем себя, будучи высокими? Для чего останавливаемся на видимом? 7. Пусть всякий, во всякое время, при всяком образе жизни и обстоятельств, по мере собственной своей силы и по мере данной ему благодати принесет Богу плод, какой может, чтобы добродетелями всякой меры наполнить нам все горние обители, пожав столько, сколько посеяли, или, лучше сказать, столько вложив в Божии житницы, сколько возделали. Пусть приносят в дар кто богатство, а кто нищету; кто усердие к ближнему, а кто охотное принятие предлагаемого усердием; кто похвальное дело, а кто глубокое наблюдение; кто благовременное слово, а кто благоразумное молчание; кто непреткновенное учение и жизнь, ему не противоречащую, а кто благопослушный и благопокорный слух; кто чистое девство, совершенно отрешающее от мира, а кто честный брак, не вовсе отлучающий от Бога; кто воздержание без надмения, а кто и употребление без похотливости; один – ничем не развлекаемое упражнение в молитвах и песнях духовных, другой – тщательное защищение требующих помощи. Все же да приносят слезы, очищение от грехов, восхождение и усилие простираться вперед. 8. Прекрасным будет плодоношением и простота, и уцеломудренный смех, и обузданный гнев, и глаз, удерживаемый от бесчиния, и ум, не допускаемый до рассеянности. Как бы ни было маловажно приносимое Богу и как бы ни далеко отстояло от совершенства, но оно не столько мало, чтобы Бог не нашел сего угодным и вовсе не принял, хотя и праведным судом взвешивает милость. И Павлово насаждение приемлет Он как Павлово, приемлет и напоение Аполлосово, и две лепты вдовицы, и мытарево смирение, и Манассиину исповедь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Как правило, классические комментаторы Танаха и Нового Завета предпочитали гармонизировать противоречия — то есть искали подход, сглаживающий противоречия и делающий библейский рассказ непротиворечивым . Однако в случаях, когда было невозможно воспринять буквальный смысл, это служило указанием на то, что текст нужно понимать аллегорически . Древние редакторы-переписчики Св. Писаний как Ветхого, так и Нового Завета ощущали себя частью живой традиции, к которой принадлежал писанный текст, и потому на этапе редакции и передачи текста достаточно свободно вносили в него исправления, глоссы и интерполяции . Можно выделить следующие типы таких изменений: а) лингвистико-стилистические изменения, б) синонимичные чтения, в) гармонизации, г) экзегетические изменения (контекстуальные и богословские), д) добавления к тексту . Классическим примером работы писцов служит исправление, сделанное в масоретском тексте Втор. 32:8, где оригинальная фраза «сынов Божьих», из-за антиполитеистических соображений была заменена на «сынов Израилевых» . Пожалуй, самым ярким примером христианской интерполяции является знаменитая Comma Johanneum 1 Ин. 5:7 в Textus Receptus Нового Завета . Для докритического восприятия текстов вполне характерно пренебрежение изначальным историческим контекстом. Текст помещается в новый контекст и таким образом типологически переинтерпретируется для его реактуализации под нужды аудитории. Этот прием хорошо виден на примере методов толкователей из Кумранской общины. В библейских комментариях кумранитов обращает на себя внимание техника под названием «пешер» (интерпретация). Древние пророчества из Танаха прочитывались в новой ситуации, в которой находилась община. Для кумранитов было характерно эсхатологическое напряжение, в контексте которого и происходила реактуализации пророческих текстов . Аналогичные примеры мы также находим в новозаветных текстах. Например, в 1 Пет. 3:14-15 ап. Петр применяет Божье ободрение Израилю не бояться Ассирии (Ис. 8:12-13) к верующим, находящимся под угрозой другого врага: людей этого мира.  Евангелист Матфей цитирует Иер. 31:15, где пророк говорит о трагедии изгнания евреев в Ассирию, но ретроспективно усматривает в этом прообраз лишения матерей Вифлеема своих детей при царе Ироде (Мф. 2:18).

http://bogoslov.ru/article/6170966

2. Раб, как только узнает о ком, что он может его освободить, всеконечно прибегнет к нему, припадет к стопам его и со слезами начнет умолять и всячески убеждать его, чтоб взнес за него цену его и освободил его. И очевидно, что у раба от прежнего его самовластия ничего не осталось, кроме одного желания и искания свободы. Но и это станет он делать тогда лишь, когда тяготится слишком игом рабства; если же случится ему в рабстве иметь покой и не встречать тяготы, то он и свободы не захочет. Приложим это к нашему слову. Господь говорит в Святом Евангелии: аще вы пребудете во словеси Моем... уразумеете истину и истина свободит вы ( Ин.8:31–32 ). Три предмета усматривается в слове Господа: пребывание в слове Его, познание истины и освобождение истиною, а не самовластием. Вот освобождение; где же раб? Вслед за приведенными словами говорит еще Господь: всяк творяй грех , раб есть греха (34). Вот и раб, настоящий раб, не имеющий самовластия, как мы сказали о рабе. Несколько ниже опять говорит Господь: аще убо Сын вы свободит, воистинну свободни будете (36). Поелику Бог истинен есть и неложны уста Его, изрекшие сие, то кто посмеет утверждать, что раб греха самовластен, когда каждый раб, пока пребывает в рабстве, не имеет никакого самовластия? Это сказал Господь нам, а Павел Апостол велиим гласом на всю вселенную вопиет: окаянен аз... кто мя избавит от тела смерти сея? ( Рим.7:24 ). Но само собою разумеется, что когда освобождает кто кого, освобождает, конечно, от рабства. Почему тот же Апостол говорит в другом месте: свободою убо, еюже Христос нас свободи, стойте ( Гал.5:1 ), чем показывает, что освобожденные освободились от рабства, в коем находясь, не были самовластны. Того, что сказали мы, достаточно к показанию, какое самовластие осталось в нас после того, как мы сделались рабами греха, именно, что оно хранится лишь в нашем желании освобождения, а не в чем-либо большем. Почему нам надлежит приносить Христу сие желание, соединяя с ним и душевную заботу, сердечное искание, не чрез добрые дела, а чрез одну веру, дабы Христос, давший Себя в искупление за души наши, увидел, как всею душою, всем помышлением и всею крепостию желаем мы и ищем освободиться от злого тиранства греха, и освободил нас от него Божественною благодатию Своею. Между людьми никого нет свободного и самовластного, кроме одного Христа, а Он потому таков, что есть Бог и человек. С того времени, как Адам стал рабом греха, все люди, до скончания века, рабы суть, кроме тех, которые освобождаемы бывают Христом, как написано: первый человек от земли, перстен, а далее: яков перстный, такови и перстнии. Вторый человек Господь с небесе; а потом: яков небесный, тацы же и небеснии ( 1Кор.15:47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Для чего ж, скажут некоторые, искать царствия, когда оно внутрь нас? Кто знает по опыту, что душа человеческая покрыта язвами и струпами греховных болезней, тот не поколеблется принять и согласиться, что царство Божие, хотя внутрь нас, но закрыто грехами, как зерно терниями и волчцами, содержится под наростом мирских обычаев и привычек, как жемчужина под корою, подавлено страстями, как золото землею, и заключено в теснине сердца, как огонь в кремне. Хотя уподобления сии взяты с природы чувственной, но тем не менее они показывают, что в нас, облеенных плотию, но под покровом плоти носящих дух, есть сокровенная сила, или царствие Божие, потому-что и Сам Спаситель наш, поучая тайнам царствия Божия, уподоблял оное то зерну горушному ( Мф. 13:31–32 ), то сокровищу, сокровенному на селе ( Мф. 13:44 ), то бисеру многоценному ( Мф. 13:46 ), и пр. Если трудолюбивый земледелец увидит, что его нива зарастает былием, то не ищет ли посеянного своего семени посредством непрестанных очищений прорастающего былия? и если неутомимый испытатель природы узнает, что грунт земли, который измеряет своими шагами, обнаруживает некоторые признаки сокровенных в оном сокровищ, то занимаемое собою место оставляет ли он без розысканий и углублений в подземелье? Подобно сему и мы, слушатели, зная, что царствие Божие внутрь нас, должны искать, где сокрывается в нас такой свет, которым просвещается всякий человек, приходящий в мир ( Ин. 1:8 )? Кто скажет, что закон Божий в нас имеет полную силу и свет Божий не померк? впрочем есть еще отблеск сего внутреннего света. Итак станем искать в себе царствия Божия, то чрез озарение своего ума чистым и живым светом Евангельского учения, то чрез образование своего сердца в правилах христианской жизни. Как свет чувственный доводит нас до сокровенностей, в которых заключены сокровища, так и свет веры Евангельской откроет нам, что человек малым чим умален от Ангел ( Пс. 8:6 ); что мы во Христе чада Божия, и храмы живущаго в нас Духа Божия ( 1Кор. 6:19–20 ). И как удобрение и очищение земли содействует влиянию света и теплоты в развитии семян, в их возращении и умножении плодов: так и очищение сердца от злых навыков и страстей способствует действию христианского учения в открытии в нас царствия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

По счастливому стечению обстоятельств однажды у него появилась возможность самому побывать в столице. Когда он достаточно ознакомился с городом и почувствовал себя в нем более уверенно, ему передали письмо от земляков. В письме они сообщали, что отыскали одного пожилого человека, который в молодости проездом был в столице и мог бы немного рассказать о ней. «Зачем мне теперь слушать чьи-то рассказы о столице, – написал сельчанин в ответ своим землякам, – если я уже сам нахожусь в ней?» 58. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,» (Мф. 6:14). Спор в психиатрической больнице Один человек, расстроенный тем, что от него ушла жена, впал в сильное отчаяние, заболел и был увезен в психиатрическую лечебницу. Придя в себя, он попросил отпустить его домой, но услышал, что курс его лечения еще не окончен. Он возмутился и начал спорить с докторами. Ему насильно сделали укол, и он заснул. Очнувшись, больной ощутил недомогание во всем теле и сильную головную боль. Он испугался за свою жизнь, и решил не позволять больше делать ему уколы, о чем и предупредил врачей. Тогда ему снова насильно ввели новую, еще более мощную дозу лекарства. Придя в сознание, этот человек понял, что путь сопротивления ни к чему не приведет. Он решил не спорить с врачами, быть предельно терпеливым, спокойным, и ничем не возмущаться. Очень скоро он заметил, что отношение к нему со стороны персонала изменилось: – уколы уже не назначали, а вскоре отменили и таблетки. Наконец настал день, когда его выписали из лечебницы. 59. «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.» (Иак. 13.18). Истинное величие Огромный океан не прилагает никаких усилий, чтобы быть великим, Длинные реки – самые тихие, а текут далеко, Высокие горы не стремятся быть высокими за счет других, Спокойные люди неприметны, а надежнее многих. 60. «…Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, познаете истину, и истина сделает вас свободными.» (Ин. 8:31-32). Город кандалов Некогда купец отправился в другую страну и пришел в странный город, в котором все жители были в кандалах. Купец подумал: «А если и мне наденут кандалы, что тогда делать?» Неожиданно, в ту же минуту появилась стража и, увидев нового свободного человека, сразу же заковала его в кандалы. Потеряв возможность вернуться домой, купец приуныл. Он обратился с расспросами к несчастным горожанам, почему они все в кандалах? И те отвечали, что в их городе издавна такие порядки. Купец спросил: «Неужели все жители города обречены всю свою жизнь носить кандалы?» Люди ответили ему: «По слухам, иногда в город приходит некий старик, который свободен и не носит кандалов. Только он знает, как от них освободиться. Он так редко появляется, что многие сомневаются, правда ли это?» «Делать нечего, – подумал купец, – может быть, еще увижу этого старика и узнаю, как мне освободиться?»

http://isihazm.ru/1/?id=105

всяк глагол? то есть, Создателю и Владыки всех возможно ли не знать чего либо, совершающегося в Мире? Иер.32:28 . Сего ради тако глаголет «Господь: отдан предастся сей град» в руки Халдеев и «в руце» Навуходоносора «царя вавилонска, и возмет его». Потом сказует, как враги, вошедши в город, зажгут и его и те храмины, в которых приносили жертвы Ваалу, и делал возлияния иным богам; обличает и намерение, с каким делали сие. Иер.32:29 . Ко еже разгневати Мя. Предаю город, говорит Бог, за беззакония жителей; ибо не переставали они всегда раздражать Меня с того дня, как создал Я город сей: ( Иер.32:31 ) «и даже до сего дне». Поэтому признал Я за благо, говорит Бог, «Отставити его от лица Моего», ( Иер.32:32 ) «злобы ради всякия сынов Израилевых и сынов Иудиных». И цари и священники, и князья их, и пророчествующее ложно, единодушно со всем народом, ( Иер.32:33 ) «обратиша хребет ко Мне, а не лице», оставив Меня, служили идолам. Извещает же и блаженный Иезекииль, что, «задняя своя» дав «ко храму», поклонялись «солнцу» ( Иез.8:16 ). А Я, говорит Бог, не преставал чрез Пророков наставлять их в истине. Но им недостаточно было нечествовать в домах своих, даже и в доме, Мне посвященном, поставили кумиры идолам. Иер.32:35 . И соградиша требища Ваалу, яже в дебри сына Енномля, башни, которая в Геве. Из сего видно, что Тафеоф было имя идола: потому что «ваал» – общее именование идолов. Сказует же Пророк, что в сих местах отваживались на убиение сынов и дочерей. За сие то, говорит Бог, предал Я город сей мечу, гладу, мору и рабству. Однако же, по истечении определенного времени, снова дам порабощенным свободу, возвращу их в отечественную землю, и сподоблю прежняго о них попечения. А сказанное: ( Иер.32:39 ) «И дам им сердце ино, и путь ин, боятися Мене вся дни», надобно разуметь так, что, вследствие наказания и последовавшего за тем освобождения, познают они единого сущего Бога, и освободятся от прежней прелести. Иер.32:40 . И завещаю им завет вечный, его же не отвращу последи их. И исполнилось бы на них и сие обетование, если бы только захотели. Но отступив от Бога, сами себя лишили они сей благодати. Сие и подобное сему сказав гораздо подробнее, Бог присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Однако ветшает не всё под солнцем: есть сокровище неветшающее и неоскудевающее – это жизнь сердца во Христе. От недостатка-то этой жизни и ветшает всё прочее на земле, так что сбываются слова Христовы: Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет ... ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 6, 5). О таком-то обновлении жизни сердца во Христе и говорили пророки еще издревле, предсказывая времена, когда Господь заключит с людьми Новый Завет, не на скрижалях каменных начертав слова его, а на скрижалях ума и сердца, дав людям сердце новое и Дух новый (Евр. 8: 10; Иер. 31: 31–34; 2 Кор. 3: 3; Иез. 36: 26–27). Поистине не в законах внешних, писанных, не в изменении внешних форм жизни государственной и общественной источник обновления жизни человечества, а в сердце, ищущем общения со Христом; только любовь ко Христу, Источнику бытия и жизни присносущной, делает человека вечно юным. Не тот в полном смысле слова юноша, кто еще немного лет жил на земле, но вне Христа, а кто во Христе сделался вечно юн сердцем: есть ведь юноши и даже дети, как будто давно состарившиеся, взявшие от жизни вне Христа всё, что она могла дать им, и даже прекращающие насильственно нить жизни, как бы обремененные многими годами старцы. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся (Ис. 40: 30–31). Обновится яко орля, юность твоя (Пс. 102: 5), – истина этих слов псалмопевца свидетельствуется постоянным опытом жизни святых и всех, искренно любящих и ищущих Господа. И вот, когда взираем мы на жизнь современных христиан в этом отношении, то скорбь объемлет душу. Любовь ко Христу как будто всё более и более охладевает, и рассеяние духовное носящих имя Христово людей всё увеличивается: мало ищущих Христа в храмах, мало видим мы и слышим напоминаний о Нем в домах, мало повторяется имя Его в беседах, и даже, испытав изгибины сердца, нашли бы мы, вероятно, что у многих любовью к удовольствиям мира сего вытесняется нередко любовь ко Христу почти совершенно. Невольно вспоминаются слова Господа, сказанные ученикам Своим: вот наступает час, и настал уже, когда вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного (Ин. 16: 32).

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/779-...

А почему не читаете далее? Христос ведь ясно отвечает на Ваш вопрос, заданный еще апостолами: Андрей, Вам правильно ответили выше, что с Богом человек может все, а без Бога — ничего. Для исполнение заповеди нужна лишь Ваша воля, усилие, и помощь Божия, которую Вы можете получить приступая к Таинствам Церкви и молясь об этом Господу. Вот согрешить человек точно против воли не может, как говорит об этом св. Петр Могила в символической книге Православной Церкви (а неисполнение заповеди Божией — грех): “Вопрос 21. Какое понятие должно иметь о злых ангелах? Ответ. Злые ангелы сотворены от Бога добрыми; ибо что Бог сотворил, то сотворил Он добрым; но они сделались злыми по собственной воле. Как свидетельствует Господь наш о начальнике их: «он человекоубийца бе искони и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет: яко ложь есть и отец лжи» ( Ин. 8, 44 ). Они виновники всякого нечестия, хулители Божеского величия, развратители человеческих душ, сами и орудия их, как говорит Писание: «трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» ( 1Петр. 5, 8 ). Впрочем, надобно знать, что демоны не могут употребить насилия ни над одним человеком, ни над другою какою-либо тварию, если Бог не попустит им, как свидетельствует о том Писание: «беси же моляху Его, глаголюще: аще изгониши ны, повели нам ити в стадо свиное. И рече им: идите» ( Мф. 8, 31–32 ). Сверх того должно всякому знать и то, что они не могут принудить человека ко греху, а только обольщают его искушениями: ибо человек имеет свободную волю, и сей свободе его ни даже Сам Бог не делает какого-либо насилия или принуждения. поелику же они осуждены навек, то никогда не могут получить благодати Божией, как сказано: «идите от Мене, проклятии, в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» ( Мф. 25, 41 )”. (Св. Петр Могила . Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной). У Вас ложное представление о христианской нравственности. Христианин может и должен, с помощью Божией, исполнить заповеди. Если он нарушает их, то нужно покаяние в грехах . Свт. Феофан Затворник объясняет:

http://azbyka.ru/vopros/kak-spastis-esli...

К духовной музыке он обратился в 10-х гг. XX в., в частности писал для ученического хора домовой церкви школы московского Об-ва ямщиков Тверской слободы. «Литургия святого Иоанна Златоуста» из 13 номеров (1913), к-рую К. посвятил отцу, написана для однородного хора (женского или мужского). В предисловии к изданию К. отмечает недостаток сочинений для такого состава, необходимых в жен. мон-рях и в учебных заведениях (ин-тах, епархиальных и городских уч-щах и т. д.). Автор подчеркивает свое стремление к тому, чтобы музыка находилась «в полном соответствии с текстом духовных песнопений», что особенно важно при восприятии песнопений детьми. Неразрывную связь музыки и текста молитвы К. считал главным достоинством церковного пения. В рецензии на премьеру «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова он восхищался умением композитора достичь такого полного слияния, «что требования эстетического и религиозного чувства вполне удовлетворяются», и видел в этом «силу духовного песнопения, способную производить глубокое впечатление» ( Крылов П. Д. Всенощное бдение С. В. Рахманинова//Рус. иллюстрация. 1915. 7/8. С. 32). Муз. язык «Литургии...» К. выдержан в лучших традициях московской школы Нового направления : развитая диатоника, близость мелодики к церковным напевам без применения цитат, переменность метра, следующего за текстом песнопений. Критики отметили своеобразие сочинения К.: «Музыка его везде благородна: нет банальности, приторности, слащавости и других дешевых средств» (П. Крылов. 1914. С. 22). При этом ориентация К. на удобство исполнения небольшим хором проявляется в простоте стиля, прозрачности фактуры, подвижном балансе трех- и четырехголосия. Мн. церковные сочинения К. остались неизданными. Д. С. Семёнов называет их «отличными», но с сожалением пишет о том, что К. впосл. «отказался от своего духовно-музыкального творчества» ( Семёнов. Словарь церк. пения. С. 74). Арх.: ГЦММК. Ф. 283. 62: Духовно-муз. соч. 2-6 (ркп.); 63: Литургия (ркп., автограф); Ф. 36. 31: «Чертог Твой» (посвящ. П. Г. Чеснокову (1925), ркп., автограф); Ф. 337: Док-ты и мат-лы из архива К., в т. ч. 90: [Крылова Елизавета?]. Биография Крылова П. Д.

http://pravenc.ru/text/2462083.html

Провозглашает Церковь: «Пленяющим разум свой в послушание Божественному откровению и подвизавшихся за него ублажаем и восхваляем; противящихся истине, если они не покаялись пред Господом, ожидавшим их обращения и раскаяния, если они не восхотели последовать Священному Писаную и Преданию Церкви, отлучаем и анафематствуем. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что этот мир самобытен, что все совершается в нем без Промысла Божиего, по случаю: анафема. Говорящим, что Бог — не дух, а вещество, также непризнающим Его праведным, милосердым, премудрым, всеведущим и произносящим подобные сему хуления: анафема. Дерзающим утверждать, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святой; неисповедующим, что Отец, Сын и Святой Дух — един Бог: анафема. Позволяющим себе говорить, что к нашему спасению и очищению от грехов не нужно пришествия в мир Сына Божия по плоти, Его вольных страданий, смерти и воскресения: анафема. Неприемлющим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом: анафема. Дерзающим говорить, что Пречистая Дева Мария не была прежде рождества, в рождестве и по рождестве Девою: анафема. Неверующим, что Святой Дух умудрил пророков и апостолов чрез них возвестить нам истинный путь ко спасению, засвидетельствовав его чудесами, что Он и ныне обитает в сердцах верных и истинных христиан, наставляя их на всякую истину: анафема. Отвергающим бессмертие души, кончину века, будущий суд и вечное воздаяние за добродетели на небесах, а за грехи осуждение: анафема. Отвергающим таинства Святой Христовой Церкви: анафема. Отвергающим соборы святых отцов и их предания, согласующие Божественному откровению, благочестно хранимые Православной Кафолической Церковью: анафема» (Последование в Неделю Православия). Божественная Истина вочеловечилась, чтобы спасти Собою нас, погибших от принятия и усвоения убийственной лжи. Аще вы пребудете во словеси Моем, вещает Спаситель, если вы примете Мое учение и пребудете верными ему, воистинну ученицы Мои будете, и уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин. 8, 31-32). Пребыть верными учению Христову можетъ только тот, кто с решительностью отвергнет и постоянно будет отвергать все учения, придуманные и придумываемые отверженными духами и человеками, враждебные учению Христову, учению Божиему, наветующими целость и неприкосновенность его. В неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие единственно и исключительно в лоне Православной Восточной Церкви.

http://pravoslavie.ru/1435.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010