Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения ( Мк. 9, 38 - 40 ; Лк. 9; 49 - 50 : Лк. 9, 54 - 56 ) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова " сынами грома " (Воанергес). В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру ( Ин. 8, 34 ; 1 Ин. 3, 4 ; 1 Ин. 3, 8 - 9 ). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может ( 1 Ин. 2, 22 ; 1 Ин. 14, 3 ). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи ( 1 Ин. 2, 21 - 22 ). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, - свет исключает тьму ( Ин. 8, 12 ; Ин. 12, 35 - 36 ). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа ( Ин. 1, 1 - 18 ; 1 Ин. 5, 1 - 12 ).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=815

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. В. Ведерников. Фотография. 50-е гг. ХХ в. Анатолий Васильевич (19.10.1901, дер. Петровское Зубцовского у. Тверской губ.- 30.10.1992, Москва), церковный публицист, журналист. Из крестьянской семьи, с 8 лет пел в церковном хоре. После окончания в 1921 г. школы 2-й ступени поступил на лит. отд-ние Гос. ин-та слова в Москве, где преподавали в то время Н. А. Бердяев , И. А. Ильин . В 1924 г. защитил кандидатское соч. «Природа поэтического образа», был оставлен научным сотрудником при кафедре теоретической поэтики. После закрытия ин-та работал внештатным научным сотрудником в Гос. академии художественных наук в секции теоретической поэтики. В 1927-1932 гг. преподавал рус. язык в Центральном политехническом заочном ин-те транспорта (занимал должности инструктора-методиста, заведующего инженерно-педагогическим отд-нием, заместителя директора по учебной части, ученого секретаря, лит. редактора издательства), в 1929 г. издал учебник «Курс русского языка» (М., 19312). В 1932 г. перешел на работу в Центральный союз потребительских об-в на должность старшего научного сотрудника научно-методического кабинета. В 1933-1941 гг. доцент и заведующий кафедрой рус. языка и лит-ры фак-та особого назначения при Ин-те потребкооперации Центрсоюза. После начала Великой Отечественной войны служил в 4-й специальной артиллерийской школе старшим воспитателем и комендантом. После закрытия артиллерийской школы, с мая 1942 г., заведовал учебной частью Центральной муз. школы при Московской гос. консерватории, в 1943 - февр. 1945 г. являлся старшим научным сотрудником научно-исследовательского кабинета и преподавателем рус. лит-ры на осетинском отд-нии консерватории. Занимался научной и педагогической деятельностью, участвовал в церковной жизни Москвы и самостоятельно изучал богословие. 19 окт. 1943 г. В. подал прошение Киевскому и Галицкому митр. Николаю (Ярушевичу) о зачислении в штат организуемого Богословского ин-та, был назначен инспектором ин-та и пастырских курсов (открылись 14 июня 1944, в 1946 Богословский ин-т был преобразован в МДА), в 1947 г. утвержден в звании доцента МДА. В. преподавал историю рус. религ. мысли, уделял большое внимание характеристике религ. взглядов рус. писателей и ученых. Опасаясь, что о содержании его лекций узнают власти, преподаватель имел единственный экземпляр курса (хранится в семейном архиве) и запрещал студентам вести записи. Несмотря на эти меры, в 1948 г. В. внезапно уволили из МДА, история рус. религ. мысли была исключена из учебной программы.

http://pravenc.ru/text/150015.html

Наша задача очень проста: не упрекать Христа Перестать суетиться вокруг Него и подождать 8 апреля, 2017 Перестать суетиться вокруг Него и подождать В Лазареву субботу предлагаем вам главу из книги протоиерея Александра Абрамова «Весна надежды нашей. Великий пост день за днем», вышедшей в издательстве «Никея». В дне Лазарева воскрешения, как в фокусе, собирается вся евангельская история — желание Христа спасти человечество, упорство людей, непослушание учеников, негодование иудеев. Все делают свое. Иудеи интересуются, будет ли еще чудо и объяснение его. Может быть, что-то еще интересное состоится? Это люди, не лишенные, между прочим, религиозного чувства. Но им нужно представление, нужны знамения, и это так обычно. Ведь и сейчас то же самое происходит: мы за тридевять земель готовы ехать к какой-то ново-обретенной святыне с тем, чтобы поклониться ей. Многочасовые очереди опоясывали Храм Христа Спасителя, когда привозили Пояс Божией Матери. И люди считали, что они что-то правильное сделали, простояв много часов на морозе. А рядом стоял и стоит маленький храм, где как была частица Пояса Божией Матери, так и продолжает находиться . И никаких очередей нет, и никому туда не нужно. Потому что нет представления. Иудеи интересуются. Беззлобно еще интересуются. Но эти же, пока беззлобные, люди через кратчайшее время, через день, примут участие в совете против Христа. А главные слова о Его убийстве уже произнесены: Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб (Ин. 11:50). Близкие ведут хорошие, благочестивые разговоры, совсем не понимая, что совершается. Христос говорит: Лазарь, друг наш, уснул (Ин. 11:11). А ученики: Если уснул, то выздоровеет (Ин. 11:12). И приходится Христу сказать как есть: «Умер он. Умер Лазарь» (см. Ин. 11:14). Лазарь умер. И опять ученики говорят благоглупости: Пойдем, и мы умрем с ним (Ин. 11:16). Красивые слова и безопасные — ведь не думают же они умереть в самом деле. Господь приходит в Вифанию, и тут ближайшие люди, Марфа и Мария, говорят одинаковые вещи. Одна говорит: Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой (Ин. 11:21). Марфа имеет в виду, конечно, следующее: Господи, Ты всесилен, и все было бы хорошо, если бы Ты был здесь. То же самое повторяет через краткое время Мария, и в этом повторе уже содержится толика осуждения. Почему Ты здесь не был? Ведь мы же посылали сказать Тебе, что Лазарь болен. Почему Ты не пришел? И это так похоже на наши собственные упреки к Богу: вот, то-то и то-то не случилось бы в моей жизни, если бы Ты был рядом; где же Ты был?

http://pravmir.ru/nasha-zadacha-ochen-pr...

В сороковой день после Своего Воскресения, после неоднократного явления Своим ученикам и последователям и наставлений им, Иисус Христос расстался с ними, благословляя их. Он разлучился с ними вблизи Вифании, на Елеонской горе, где было место глубочайшего Его уничижения ( Лк. 24:50 ; Деян. 1:12 ). Не вдруг, не внезапно Он стал невидим для них, как это бывало прежде ( Лк. 24:31 ); но преображенное Его тело, свободное от законов тяготения, пред изумленными взорами учеников стало постепенно удаляться от них и возноситься на небо, пока, наконец, светлое облако, как бы некая триумфальная колесница, взяло Его из вида их и на крыльях света принесло в небесное Святое святых. Небесные силы, прославившие Его рождение, без сомнения, сопровождали Его ( Пс. 46:1–6 ) при торжественном Его вшествии в мир славы. Так начало и конец Его пребывания на земле должны были соответствовать друг другу; это было единственно приличное завершение земной Его истории, награда за Его уничижение, возвращение в Его отечество, необходимое вступление в царство, где нет греха и смерти, наконец, условие Его благодатных отношений к миру, Им искупленному. Он, по выражению апостола, взошел превыше всех небес, дабы наполнить все ( Еф. 4:10 ). Как солнце, когда оно стоит высоко на небе, действует гораздо сильнее и обширнее, чем когда оно находится близко к горизонту, так и солнце мира духов. Видимое отшествие Его к Отцу было печатью к Его словам: «Я изшел от Отца и пришел в мир» ( Ин. 16:28; 13:3 ). Но вместе с тем здесь заключалось Подтверждение истины, что есть небесный отечественный град, отечественный дом со многими обителями ( Ин. 14:2 ), что с неба нужно испрашивать силы благодати и благословения, и что Он с неба будет устроять Свое Царство на земле. Это чудесное событие засвидетельствовано не только евангелистами Марком и Лукою ( Мк. 16:19 ; Лк. 24:51 ; Деян. 1:9 ), но и словами апостола Петра: «Взошедши на небо, Он Пребывает одесную Бога» ( 1Пет. 4:22 ; ср. Деян. 2:33–34 ) и Многими местами в посланиях апостола Павла ( Еф. 4:8–10 ; 1Тим. 3:16 ; Рим. 10:6 ; ср. Евр. 1:1 ); это есть и в Евангелии от Иоанна (3:13; 6:62; 8:21; 20:17), хотя и нет о нем исторического повествования; предполагается Вознесение и заключение Евангелия от Матфея (28:20). Как некогда Аарон поднял свои руки и благословил народ, так Христос вознесся, благословляя Своих учеников. Этим Он явил в Себе истинного Первосвященника, о Котором говорится, что Он всегда жив и ходатайствует за людей ( Евр. 7:25 ). Своим Вознесением Он открыл бывший доселе для всех заключенным, вследствие людских грехов, вход в небесное святилище ( Еф. 2:6 ; Ин. 16:7 ), соединил новою связью небо с землею и даровал возможность богатого и обильнейшего излияния Святого Духа ( Ин. 16:7 ). Христианская жизнь должна быть постоянным восхождением и вознесением к небу; мы должны ежедневно искать как духовного воскресения со Христом, таки духовного вознесения ( Кол. 3:1 ; Флп. 3:20 ; Рим. 8:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Неделя 26-я по Пятидесятнице. 6. Неделя 26-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Воскресная служба Октоиха совершается в соединении с бденной службой святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, и святителя, глас 2-й – 6. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Святителей удобрение…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу…». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 2-й, глас 4-й и глас 8-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благий, рабе верный…», «И ныне» – Минеи, глас тот же: «Сионе, торжествуй…» . На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Человече Божий…», «И ныне» – Минеи, глас тот же: «Безневестная Дево, откуду пришла еси?..» . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь святителя, глас 4-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 1-й: «В Мирех живый…»; ин седален святителя по 1-м стихословии, глас тот же: «Облиставаеши на земли...»; седален святителя по 2-м стихословии, глас 4-й: «Верным предстательствуеши…»; ин седален святителя по 2-м стихословии, глас 8-й: «Источник чудес...»; седален святителя по полиелее, глас 5-й: «Премудраго иерарха...». «Слава» – ин седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Предстатель теплейший…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Скоро приими…» (см. в седальнах по полиелее) . Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 4-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://patriarchia.ru/bu/2021-12-19/

Слово по случаю торжества о крещении ее императорского высочества, благоверной княжны Александры Александровны, сказанное в Харьковском Успенском соборе 20 сентября 1842 г. Паки торжествуем, благодарим и молимся! Что виной нового торжества и молитв? То же августейшее отроча, о рождении которого мы недавно радовались и благодарили Господа. Что нового с ним? С ним – целое новое рождение! «Следовательно, – спросит кто-либо, – человек родится дважды?» Да, братие, как христианин каждый из нас рождается дважды, хотя яко человеки все мы рождаемся только единожды. Это необыкновенно, чудесно и в то же время совершенно истинно, ибо слышите, что говорит в Евангелии Спаситель и Господь наш Никодиму: «подобает... родитися свыше» ( Ин. 3:7 ). И Никодим удивлялся и недоумевал: зачем это второе рождение? и как может человек родиться в другой раз? Но Спаситель на его недоумение отвечал повторением одной и той же истины, что каждому из нас необходимо нужно родиться в другой раз, дабы войти в Царствие Божие. Почему нужно? Потому что наше первое, плотское рождение недостаточно для цели бытия нашего: «рожденное от плоти только плоть есть» ( Ин. 3:6 ), а «плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут» ( 1Кор. 15:50 ), потому что для сего Царства, как духовного, нужно возродиться свыше от Духа, чего в плотском рождении нет и быть не может. Для этого-то именно второго нового духовного рождения и учреждено Спасителем нашим Таинство Крещения. Святая купель составляет те таинственные ложесна, из которых выходит человек новый, возрожденный благодатью. Если бы здесь была одна вода, то осталось бы место недоумению: как вода может отрождать душу крещаемого? С другой стороны, если бы в сем Таинстве действовал один невидимый Дух, то мы лишены были бы видимого знамения тайны. Потому премудрость Божия соединила то и другое: и чувственное для наших чувств, и духовное для нашего духа и силы Таинства. Крещаемый погружается в воду, но в этой воде сретает его Дух, тот Дух, Который, по свидетельству священного Бытописателя, носился некогда над водами в первые дни мироздания и воззвал Своим всемогущим действием из хаоса все благолепие видимой нами вселенной ( Быт. 1:2 ), – тот Дух, Который, по слову Спасителя, «идеже хощет, дышет, и глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет» ( Ин. 3:8 ), – тот Дух, Который глаголал во пророцех, сошел во время Крещения в виде голубине на Самого Господа, а потом в день Пятидесятницы – в виде огненных язык – на Апостолов; Которым, как премудро воспевает Святая Церковь , «всяка душа живится», и Который, по замечанию Премудрого, «есть во всех» и во всем ( Прем. 12:1 ). Для такого Действователя трудно ли совершить свое дело? Такому всемогущему Духу мудрено ли возродить и одушевить для новой жизни душу и все существо крещаемого?

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

10. Четверг сырный. Сщмч. Харалампия. Прп. Прохора Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Лонгина Коряжемского. Блгв. кн. Анны Новгородской. Сщмч. Константина Верецкого пресвитера . Служба сщмч. Харалампия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди. На утрене на «Бог Господь» – тропарь сщмч. Харалампия, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Слово Отчее...». Кафизмы 13-я и 14-я. Малых ектений нет. По 1-м стихословии – седальны Октоиха, глас 3-й. По 2-м стихословии – седален Триоди, глас 5-й. «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же. Псалом 50-й. Каноны: 1-я, 3-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2-й на 4, и сщмч. Харалампия на 4. 4-я, 8-я и 9-я песни: канон сщмч. Харалампия со ирмосом на 6 (ирмосы единожды) и трипеснцы Триоди на 8. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия – по 3-й, 4-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях (по 3-й и 6-й – ирмосы канона сщмч. Харалампия, а по 4-й, 8-й и 9-й – ирмосы второго трипеснца Триоди). По 3-й песни – седален сщмч. Харалампия, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос сщмч. Харалампия, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларии Октоиха. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Триоди, глас 3-й (с припевами обычными). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «В женах Святая Богородице...». По Трисвятом – тропарь сщмч. Харалампия, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен по гласу тропаря, от меньших: «Яко всех еси творений...». На часах – тропарь и кондак сщмч. Харалампия. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь сщмч. Харалампия; кондак дня, ин кондак дня, кондак сщмч. Харалампия. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-23/

21. Среда. Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Мц. Иулиании. Блгв. кн. Иулиании Вяземской. Блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского. Полиелейная служба свт. Петра совершается вместе со службой предпразднства. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: предпразднства, глас 4-й – 3, и святителя, глас 2-й – 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас 1-й: «Божественнаго свыше...», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Приимите, ясли...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры предпразднства, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Приидите, вси вернии...», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Восприими, Вифлееме...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й: «Яже прежде безплодная...». «Слава» – ин тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й. На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й (единожды), тропарь святителя, глас тот же: «Яже прежде безплодная...» (единожды). «Слава» – ин тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й. Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. По каждой кафизме – седален святителя (дважды), «Слава, и ныне» – седален предпразднства. Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум»; стих: «Услышите сия, вси языцы, внушите, вси, живущии по вселенней». Евангелие – святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя...». Стихира святителя, глас 6-й: «Егда преставление честнаго твоего тела...». Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – кондак и икос предпразднства, глас 3-й; седален святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас тот же.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-03/

8. Суббота 4-й седмицы по Пасхе. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого. Прп. Арсения Новгородского. Прп. Арсения трудолюбивого, Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Кассиана послушника и постника, Печерского, в Дальних пещерах. Бденная служба апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершается вместе со службой прп. Арсения Великого и службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди (Преполовения), глас 1-й – 3, апостола, глас тот же – 4 (первая стихира – дважды), и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – апостола, глас 2-й: «Сына громова…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На литии стихира храма, стихиры апостола, глас 1-й, и преподобного, глас 5-й. «Слава» – апостола, глас 4-й: «Возлег на перси…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Господи, прежде Честнаго Твоего Креста…» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 3-й (с припевами воскресными) . «Слава» – апостола, глас 6-й: «Апостоле Христов…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Во святилище пришел еси…» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом (на благословении хлебов) – тропарь апостола, глас 2-й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Преполовения, глас 8-й (единожды), тропарь апостола, глас 2-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь Преполовения, глас тот же. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди . Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола, глас 1-й: «Христа ученик быв…» (см. по 1-м стихословии), ин седален апостола, глас 5-й: «Апостола вси…» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Возлег на перси…», «И ныне» – седален праздника Триоди, глас тот же: «Празднику преполовившуся…» (см. по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас тот же: «Небесную дверь…» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие апостола – Ин., зач. 67. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго апостола и евангелиста…». Стихира апостола, глас 2-й: «Богослове девственниче…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-05-21/

15. Неделя ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим. Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима. Примечание. Храмовой праздник, если он случится в Страстную седмицу до Великой Пятницы, переносится на Неделю ваий, а если в Пятницу или в Субботу Страстной седмицы, или в самый день Пасхи, то переносится на понедельник или вторник Светлой седмицы (ср.: Типикон, храмовые главы 45 и 46). Служба совершается только праздника (по Триоди). Примечание. Воскресные песнопения (в т. ч. «Ангельский собор...», «Воскресение Христово видевше...») не поются. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 6-й – 10 (каждая стихира – дважды). «Слава» – Триоди, глас тот же: «Днесь благодать Святаго Духа...», «И ныне» – та же стихира. Вход. Прокимен дня. Паримии праздника – 3. На литии стихиры Триоди, глас 1-й и глас 2-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 3-й: «Прежде шести дней бытия Пасхи...». На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (со своими припевами). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Днесь благодать Святаго Духа...», «И ныне» – та же стихира. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й: «Общее воскресение...» (дважды), и ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогребшеся Тебе крещением...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й: «Общее воскресение...» (дважды). «Слава, и ныне» – ин тропарь праздника, глас 4-й: «Спогребшеся Тебе крещением...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны Триоди. Полиелей. Величание праздника: «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне», и избранный псалом. Седален Триоди по полиелее, глас 8-й: «На престоле Херувимсте...». «Слава, и ныне» – тот же седален. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен праздника, глас 4-й: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу»; стих: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли». Евангелие – праздника (Мф., 83 зач. (первое)). («Воскресение Христово видевше...» не поется.) Псалом 50-й. Во время 50-го псалма «иерей взем кадило, кадит крестообразно» приготовленные заранее ваия. Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Иерей читает молитву на благословение ваий: «Господи Боже наш, седяй на Херувимех...». После молитвы иерей окропляет вайи святой водой с произнесением слов: «Освящаются ваия сия, окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» (трижды), а потом, на елеопомазании, раздает вайи народу. «Слава» – глас 2-й: «Днесь Христос...», «И ныне» – тот же стих. «Помилуй мя, Боже...», и стихира праздника, глас 6-й: «Днесь благодать Святаго Духа...». Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...». «Господи, помилуй» (12), «Милостию и щедротами...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-28/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010