Лк.4:21 . «Начал говорить» и пр.: евангелист сообщает только начало, в котором заключается и сущность всей речи Спасителя, опуская подробности ее. – «Ныне исполнилось»: с пришествием Иисуса Христа начало приходить в исполнение то, о чем говорил пророк от лица будущего Мессии и что сейчас слышали прочитанным собравшиеся в синагоге Назаретской. Исполнилось или начало исполняться: ибо Христос, исполненный в крещении и по человечеству даров Святого Духа не в миру ( Ин.3:34 ) помазанный, т. е. избранный и явленный миру как чрезвычайный Посланник Божий – Мессия ( Ин.1:31–34 ), начал проповедовать свое Евангелие царствия людям, из коих уничиженные, бедные, презренные, нищие духом в особенности внимали Ему прилеплялись к Нему; начал исцелять сокрушенных сердцем, чувствующих себя грешниками пред Богом и сокрушающихся от сознания своих грехов; начал проповедовать плененным, состоящим в плене греховном, освобождение от греха и всех следствий его ( Ин.8:1–36 ), под условием покаяния и веры в искупительную жертву Христову; слепым духовно, не понимающим и не знающим истины Христовой, – прозрение, разумение истины и истинного пути к счастью и блаженству, а равно и слепым чувственно-телесное прозрение ( Мф.11:5, 9, 30 . Ин.9и др.); измученных грехом и дьяволом , томящихся в сознании своего греховного состояния, отпускать на свободу от греховного сознания и состояния верой в Сына Божия ( Ин.8:31–35 ); вообще начал устроить блаженное для истинных последователей Его лето или время, т. е. новый период жизни человечества, период счастья для тех, кто верой примет учение Иисуса Христа и будет в жизни осуществлять великие начала его. – Ныне исполнилось пророчество Исаии! Лк.4:22 . «Засвидетельствовали Ему»: согласились с Ним, что это так, что слова пророка о Мессии Он протолковал верно; только, как видно из дальнейшего, они не верили, что Мессия, о котором говорит пророк, есть Он, их соотечественник, которого они знали вместе с родными. Они «дивились благодати» Его речи, приятности Его учения, силе и увлекательности Его толкования пророческих слов; но веры в Него, как Мессию, не имели, и этим объясняется дальнейшая строгая обличительная речь Господа. Это замечание евангелиста, что Назаретяне дивились учению Господа, хотя и не верили в Него как Мессию, весьма сходно с замечанием другого евангелиста о том, что посланные от фарисеев схватить Господа не сделали этого, потому что увлеклись сладостью речи Его ( Ин.7:45–47 ), и показывает, как увлекательна была речь Господа и какое сильное впечатление производила она на слушателей, что самые враги Его невольно покорялись ей. – «И говорили» и пр.: в этом говоре их отражалось ясно, что, удивляясь учению Господа, Назаретяне не веровали в Него, как Мессию. Евангелисты Матфей и Марк, подробнее передающие эти речи Назаретян, прямо замечают, что они соблазнялись о Нем ( Мф.13:57 . Мк.6:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

39 . Обстоятельства приготовления Пасхи. 40 . Когда и где произошло событие Тайной Вечери? 41 . Описать событие умовение Спасителем ног Своим ученикам. 42 . Какой спор был между учениками во время братской трапезы? 43 . Наизусть: Ин. 13, 12–15 : Слово об умовении ног. 44 . Как Спаситель изобличил Иуду Искариота? 45 . Наизусть: Мф. 26, 26–28 : Установление Нового Завета. 46 . Наизусть: Ин. 13, 34–35 : Новая Заповедь Любви. 47 . Какое предсказание дает Спаситель на Тайной вечери Петру? 48 . Пересказать прощальную беседу Спасителя со Своими учениками на Тайной вечери. 49 . Наизусть: Ин. 14, 6–7 : “Я есть путь и истина и жизнь”. 50 . Наизусть: Ин. 15, 12–13 : О пребывании в любви. 51 . Какими словами заключается прощальная беседа Спасителя с учениками на Тайной вечери? 52 . Наизусть: Ин. 16, 33 : Заключение прощальной беседы: Христос – победитель мира. 53 . Какого содержание молитвы Спасителя в конце Тайной вечери? 54 . Какое предсказание дает Спаситель на пути из Сионской Горницы в Гефсиманию? 55 . Кого из учеников взял Спаситель во время моления в Гефсиманском саду? 56 . Рассказать о молитве Спасителя в Гефсиманском саду. 57 . Как Иуда указывает воинам на Спасителя? 58 . Рассказать о событиях взятия Иисуса под стражу. 59 . Кто такой Анна первосвященник? 60 . Рассказать события, которые произошли в доме первосвященника Анны. 61 . Рассказать о первосвященнике Каиафе. 62 . Суд синедриона над Иисусом Христом у Каиафы. 63 . Событие отречение Петра. 64 . Где и когда прозвучал окончательный приговор Иисусу синедрионом? 65 . Рассказать о Понтийском Пилате. 66 . Иисус перед Иродом Антипой. 67 . Кого иудеи выспрашивают отпустить им вместо Иисуса? 68 . Каким видимым знаком Пилат показывает свою непричастность в судебном приговоре? 69 . В какой день и час и где прозвучал окончательный приговор Пилата. 70 . Наизусть: Лк. 23, 16–23 : Народ требует смертной казни Спасителя. 71 . Кончина Иуды. 72 . Крестный путь Спасителя. 73 . Какого было начертание надписи на табличке, прибитой ко Кресту?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

28 . Вторичное возвращение нечистого духа. Мф. 12:43–45 ; Лк. 12:24–26 . 29 . Блаженно чрево. Лк. 11:27–28 . 30 . Кто мать и братья? Мф. 12:46–50 ; Мк. 3:31–35 ; Лк. 8:19–21 . 31 . С лодки говорит притчи: о сеятеле; о семени, постепенно развивающемся; о плевелах сельных; о зерне горчичном и закваске 1 ; о сокровище, сокрытом на селе, и бисере многоценном; о неводе и хозяине, износящем старое и новое. – Мф. 13:1–52 ; Мк. 4:1–34; 8:4–18; 13:18–21 . 32 . Ответы, хотевшим идти в след Господа. Мф. 8:18–22 ; Лк. 9:57–62 . 33 . Укрощение бури. Мф. 8:23–27 ; Мк. 4:35–41 ; Лк. 8:22–25 . 34 . Изгнание легиона бесов, Мф. 8:28–34 ; Мк. 5:1–20 . Лк. 8:26–39 . 35 . Исцеление кровоточивой. Мф. 9:18–22 ; Марк, 5:21–34; Лк. 8:40–48 . 36 . Воскрешение дочери Иаира. Мф. 9:23–26 ; Мк. 5:35–43 ; Лк. 8:49–56 . 37 . Исцеление двух слепцов. Мф. 9:27–31 . 38 . И немого бесного. Мф. 9:32–34 . 39 . Проповедь в Назарете. Мф. 13:53–58 ; Мк. 6:1–5 ; Лк. 4:16–30 . 40 . Хождение по Галилее, и жаление, что люди, как овцы без пастырей. Мф. 9:35–38 . Следует светлая грань. Светлая потому, что простой глаз видит, в каком порядке идут события, по совершенному согласию в нем всех трех Евангелистов. Остается только переписывать заглавия. – 41 . Послание 12 Апостолов на проповедь. Наставления им. Мф. 10:1–42 ; Мк. 6:6–13 ; Лк. 9:1–6; 12:2–7,11  и 12. 42 . Смятение Ирода. Сказание об усекновении. Мф. 14:1–12 ; Мк. 6:14–29 ; Лк. 9:7–9 . 43 . Апостолы возвращаются. Идут в пусто место. – Мк. 6:30–32 ; Лк. 9:10 . 44 . После учения и исцелений, насыщение пяти тысяч. Мф. 14:13–21 ; Мк. 6:33–44 ; Лк. 9:11–17 ; Ин. 6:1–13 . 45 . Хождение по водам, и спасение Петра утопавшего. Мф. 14:22–33 ; Мк. 6:45–52 ; Ин. 6:14–21 . 46 . На берег – в Генисарете. Стечение народа. – Мф. 14:34–36 ; Мк. 6:53–56 . 47 . В тот же день беседа в Капернауме, в Синагоге, о хлебе небесном, Ин. 6:22–71 . (Пасха 3-я миновала. На ней не был Господь). 48 . Иерусалимские Фарисеи и книжники укоряют учеников, что не умывают рук. Урок по сему. Мф. 15:1–20 ; Мк. 7:1–23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

БЕСЕДА 45 на Ин. 6:29–30. 1. Сластолюбие есть погибель для души. — 2. Что такое хлеб жизни? — Необходимость веры и благодати для спасения. — Иисус Христос часто говорил о воскресении, и причина этого. — 3. Частое напоминание о воскресении побуждает избегать зла и делать добро. — Воскресение и суд разрушают рок. — Ничто не совершается по необходимости или случайно. — Несомненность воскресения и суда: людей без веры постигнет то же, что и неверующих во времена потопа и Лота. — Кончина мира внезапно постигнет людей. — Доказательства несомненности воскресения и Страшного Суда. БЕСЕДА 46 на Ин. 6:41–42. 1. Бог привлекает к себе людей, не подавляя им свободы воли. — Опровержение манихеев по этому предмету. — 2. Различие между манной и истинным хлебом жизни. — 3 и 4. Величие и преизбыточность любви Иисуса Христа в божественной евхаристии. — Сущность и значение евхаристии для нашего спасения. — Кто недостойно причащаются тела и крови Господней, будут наказаны как распинавшие Его. БЕСЕДА 47 на Ин. 6:53–54. 1. Продолжение рассуждения о значении св. евхаристии. — 2. Ученики находят жестоким слово Учителя. — 3. Укоры и порицания нужно делать с простотою. — 4. Предсказание о предательстве Иуды. — Наше спасение, как и наша погибель зависят от нашей свободы воли. — 5. Пример Иуды должен служить предостережением для тех, кто занимают высшее положение. — Алчность, бывшая причиной предательства Иуды, может служить причиной погибели и для каждого из нас. — Презирать бедных, значит предавать Иисуса Христа. — Бесполезность богатств и злоупотребление ими. — Нужно презирать всем временным и искать только вечного. БЕСЕДА 48 на Ин. 7:1–2. 1. Ревнивость иудеев и неверие родственников Иисуса Христа. — 2. Иаков, брат Господень, первый епископ иерусалимский. — 3. Нужно подражать кротости и благости Иисуса Христа. — Нужно терпеливо сносить насмешки, неправды и оскорбления. — Гнев и его последствия. — Средства против него. БЕСЕДА 49 на Ин. 7:9–10. 1. Иисус Христос поступал иногда по человечески, чтобы дать нам наглядный пример. — 2. Объявление Им о своем равенстве Богу–Отцу и ярость иудеев. — 3. Обвинение Его в нарушении субботы. — Значение добродетели в этой и будущей жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В Книге Бытия о грядущем Мессии говорится как о семени Авраамовом(см.: Быт.12:2-3, 22:18), а также как о семени Исаака (см.: Быт.26:4) и Иакова (Быт.28:14). В Книге пророка Иеремии Мессия назван потомком Давида (см.: Быт.23:5-6). В Новом Завете в Евангелиях от Луки и Матфея (см.: Лк.3 и Мф.1) приводятся родословия Господа Иисуса Христа, где указаны его предки по плоти. Сам Господь неоднократно называет Себя в Евангелии Человеком и Сыном Человеческим. Например: Ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину... (Ин.8:40); Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф.8:20). Само выражение «Сын Человеческий» — это не простое наименование, а мессианский титул, восходящий к ветхозаветной Книге пророка Даниила (см.: Дан.7:13-14), которое в Новом Завете применительно ко Христу упоминается около 80 раз. Апостолы также называли Христа человеком, например ап. Павел (см.: 1 Тим.2:5). В Деян.17Господь Иисус Христос назван Мужем, в 1 Кор.15:45, 47, 49 — вторым Адамом.    Священное Писание совершенно недвусмысленно указывает на реальность человеческой природы Спасителя, как телесной, так и духовной, и Его единосущии нам по человечеству.    О теле Спасителя в Священном Писании говорится многократно. Некая жена помазала тело Спасителя миром перед погребением (см.: Мк.14:8). По словам ап. Петра, Господь вознес наши грехи на теле Своем (см.: 1 Пет.2:24). Иосиф Аримафейский просил у Пилата тело Иисусово (см.: Мф.27:58-60). Тело Спасителя было обрезано (см.: Лк.2:21), имело нужду в пище и питье, подвергалось усталости (см.: Ин.4:6), требовало сна (см.: Мк.4:38), было способно к болезненным ощущениям (см.: Лк.22:41-44 и Ин.19:30) и, наконец, вкусило смерть.    Слова «душа» и «дух» в Новом Завете по отношению к человечеству Христа употребляются как взаимозаменяемые. Душа усвояется Христу с ее силами и проявлениями, например в Гефсиманском молении Он говорит: Душа моя скорбит смертельно (Мф.26:38). Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух (Мф.27:50). Усвояются Ему и силы души, например ум (см.: Лк.2:52) и воля (см.: Мф.26:39; Лк.22:42), различные проявления душевной жизни, например радость (см.: Лк.10:21; Ин.11:15), возмущение (см.: Ин.11:33, 12:27), любовь (Мк.10:13, 16), ревность о славе Божией и гнев (см.: Ин.2:14-21), а также скорбь при мысли о страданиях и смерти (см.: Мф.26:38).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

45 Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля. В этом стихе говорится о величии Божиего могущества. 45 Господь сил с нами. Этот рефрен, повторяющийся в ст. 12, является выражением упования на Бога. 45 Остановитесь и познайте. Т.е. «оставьте дела ваши и тогда познаете величие дел Божиих». Глава 46 Пс. 46 Этот псалом, наряду с Пс. 92, 95–98 , обыкновенно относят к разряду царских псалмов. В центре его образ Господа, Который восседая на Своем небесном престоле, царствует над всем мирозданием. Для христиан Пс. 46 может служить молитвой, прославляющей вознесение и воцарение Иисуса Христа. Следует отметить, что Христос в Евангелии называется и Царем, и Воином ( Лк. 23,38 ; Ин.1,49 ). 46 все народы. Поскольку Господь царствует над всем мирозданием, а не только над Израилем, воздать Ему хвалу псалмопевец призывает не одних евреев, а все народы, живущие на земле. 46:3 См. статью «Бог царствует: полновластное владычество Божие». 46 покорил нам народы. Господь, Божественный Воитель, одержал великое множество побед над врагами избранного Им народа, из которых первая истребление фараонова войска, преследовавшего покинувших Египет евреев (Исх., гл. 14). 46 избрал нам наследие наше. Имеется в виду завоевание и последующее заселение евреями земли обетованной. Во Втор. 7,7–11 разъясняется, что только по милости Божией, а не по каким-то иным причинам, земли Палестины стали принадлежать израильтянам. 46 Восшел Бог при восклицаниях. Несомненно, что в этом стихе представлена картина восшествия Господа на Его небесный престол. Однако неверно было бы полагать, что эпизод Его воцарения действительно когда-то имел место, ибо Господь царствует «от века» ( Пс. 92,2 ). Просто, одержав с помощью Божией военную победу, народ Израиля воздает Ему хвалу. 46 князья народов собрались к народу Бога Авраамова. Бог обещал Аврааму благословить через него все народы земли ( Быт. 12,1–3 ). Этот замысел Он окончательно исполнил через Своего Сына Иисуса Христа. Глава 47 Пс. 47 Это гимн земной обители Господа Сиону (ср. с Пс. 75; 83; 86 и 121). В результате грехопадения (Быт., гл. 3) люди утратили возможность прямого общения с Богом, Чья святость несовместима со грехом. Патриархи могли лишь воссылать Ему хвалу жертвоприношениями на воздвигаемых ими алтарях. После исхода из Египта, Господь «поселился» среди искупленного Им народа в скинии собрания, а затем в храме. С пришествием Христовым символика иерусалимского храма была замещена реальностью Его воплощения ( Ин. 1,14 ). Духом Его Церковь , как и каждый отдельный христианин, обратилась в храм Божий ( Еф. 2,19–22 ; 1Кор. 6,19 ). Содеянное Христом не оставило места таким материальным святыням, как гора Сион.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Последование святых и спасительных страстей Христа Господа нашего Иисуса, сиречь Последование утрени во Святый и Великий Пяток Источник Славянский текст с русским (сличенным с греческим) переводом, очерком и объяснением порядка сего богослужения и положенных на оных песнопениях и евангельских чтений. Содержание Служба во Святую и Великую Пятницу Последование утрени Последование часов Святаго и Великаго пятка Последование вечерни во Святый и Великий пяток Последование малаго повечерия во Святый и Великий пяток Объяснительные примечания к тексту Евангельских чтений утрени Великого Пятка Евангелие 1-е Евангелие 2-е (Ин. 18:1–28) Евангелие 3-е (Мф. 26:57–75) Евангелие 4-е (Ин. 18:28, 19:16) Евангелие 5-е (Мф. 27:3–32) Евангелие 6-е (Мк. 5:16–32) Евангелие 7-е (Мф. 27:34–45) Евангелие 8-е (Лк. 23:32–49) Евангелие 9-е (Ин. 19:25–37) Евангелие 10-е (Мк. 15:43–47) Евангелие 11-е (Ин. 19:38–42) Евангелие 12-е (Мф. 27:62–66)     В Великий Пяток святою Церковью воспоминаются святыя спасительныя Страсти Господа нашего Иисуса Христа, нас ради волею претерпевшего оплевания, биения, заушения, досады, посмеяния, пробождение гвоздями, копием и, наконец, смерть на кресте. Если, по словам святого Иоанна Златоуста , в дни Страстной седмицы мы вообще должны чаще приходить в храм „отложив всякое житейское помышление, с чистым и бодрым оком ума“, то в день Великого Пятка мы должны были бы неисходно оставаться в святом храме, временно прекратив все заботы и попечения о житейском. „Я невольно останавливаюсь»,–писал автор знаменитых писем о Богослужении Восточной Кафолической церкви, приступая к описанию богослужения Страстной седмицы, пораженный величием предмета..; ибо сию великую седмицу наипаче украсила церковь возвышенными песнями и знаменательными обрядами и премудрым расположением пророческих и евангельских чтений, так чтобы даже и рассеянный христианин созерцанием одной сей недели был приготовлен к сретению Пасхи, и чтобы день Господень, по словам писания, не пришел к нему нежданно, яко тать в нощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Однако прежде чем человечество получило такую возможность, должны были произойти крестная смерть и воскресение Спасителя. До Боговоплощения для человека путь обожения был закрыт, так как обожение — это изменение природы, связанное с приобретением человеком Божественных свойств, а “любая изолированная, сущая сама по себе природа не может сделаться иною природой, она может только осуществлять себя” 42 . Суть дела Христова заключается в том, что Он, будучи Богом, стал плотью (см. Ин 1:14), то есть единосущным 43 нам человеком, взял на Себя грех мира (Ин 1:29; ср. 1 Пет 2:24), то есть принял больную грехом 44 человеческую природу (2 Кор 5:21) и, умерев на Кресте, осудил грех во плоти Своей (Рим 8:3) 45 . Христос провел ущербную человеческую природу сквозь смерть, как сквозь горнило, очистив ее от примесей первородного греха (совершил (то есть довел до совершенства — д. И. К.) через страдания (Евр 2:10)), причем обоженная человеческая природа воскресшего Христа превзошла природу первозданного Адама (“сверхъестественное состояние” 46 ). Таким образом, мы сподобились “лучшего богообщения” 47 , которое в силу нашего природного единства со Христом по человечеству намного превосходит первое (райское) общение с Богом Адама и Евы. Христос стал вторым Адамом (см. 1 Кор 15:45–49), новым архетипом человеческой природы, дав “Себя нашему естеству, как действеннейшее лекарство спасения” 48 . А “поскольку все естество есть как бы одно некое живое существо, — пишет святитель Григорий Нисский, — воскрешение части распространяется на все, по непрерывности и единению естества будучи передаваемо от части целому” 49 . Поэтому как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор 15:22). Исцеленная человеческая природа Христа, соединенная теснейшим образом с Божеством, подобна истинной Лозе, в единении с которой нам необходимо пребывать, чтобы очиститься, избавиться от “дикости” греха и принести достойные плоды (Ин 15:1–7). Однако это происходит не автоматически, а через сознательное усвоение верующими плодов искупительной Жертвы Христовой 50 при помощи Божественной благодати.

http://pravmir.ru/greh-u-dverey/

7.1. О страстности рождения Как отмечает Д. Гусев : «Вопрос о способе и образе распространения первородного греха составляет самый трудный пункт в христианском учении о первородном грехе – составляет то, что особенно таинственно в этом учении» (7: 48). Известное общее решение этого вопроса заключается в том, что передача последствий первородного греха от родителей к детям происходит в акте плотского зачатия через чувственную похоть и мужское семя 152 . Иначе говоря, через страстное рождение (точнее – через страстное зачатие). При этом, по-видимому, можно считать, что данные последствия передаются душе ребенка через невещественную похоть, а телу – через вещественное семя. «... Для отцов Церкви термин “страстное рождение” в сотериологии является ключевым. Во-первых, он выявляет причину, по которой невозможно спастись собственными силами, избавиться от наследия Адама, а во-вторых, объясняет, почему Христос должен был родиться от Девы сверхъестественным образом. В-третьих, становится понятной причина, по которой с апостольских времен Церковь совершает крещение младенцев» (47: 121). При этом отцы Церкви страстность рождения называют: · законом рождения: «Если закон рождения, согласно Максиму Исповеднику , является “седалищем первородного греха”, то рождение Спасителя происходит совершенно иным способом, без вожделения и бессеменно, наитием Святого Духа» (45: 52, 53); · законом греха, или похотью: «Преподобный Иоанн Дамаскин , преподобный Максим Исповедник и блаженный Августин под законом греховным, вошедшим в нашу природу из-за преступления заповеди прародителями, имеют в виду похоть. “Одного лишь закона рождения достаточно, чтобы стать для всех причиной погибели”» (см. прим. 55 в 45: 59). В работе 58 приводится расширенное значение термина «страстное рождение», под которым понимается не только наличие чувственной похоти, но и несвободное (в отношении рождаемого) рождение 153 . Однако если под образом (способом) зачатия (оплодотворения) и рождения, которые передают первородный грех (воспроизводят «катастрофу, которая произошла с прародителями») понимать, как следует из 58: 72, несвободное (не зависимое от воли рождаемого) зачатие, вынашивание и рождение, то становится непонятным, каким образом и почему именно в этой несвободе и заключается способ передачи первородного греха. Ведь и младенцев крестят без участия их воли, то есть несвободно. Но при этом (при этой несвободе) младенцы, наоборот, излечиваются от некоторых последствий первородного греха 154 . Другим таинством, совершаемым над младенцами без участия их воли и разума, является Евхаристия 155 . При этом, несмотря на несвободное, в отношение младенцев святое Причащение, на них также распространяются слова Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6:54,56 ). 7.2. О браке и супружеских отношениях

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Но что значит создать Церковь на Самом Христе или на исповедании, на вере Петра? Отцы Церкви при истолковании Мф. 16:18 не отвечают на этот вопрос, но мы можем найти достаточный ответ вообще в святоотеческом богословии. Не богословие Петра, как сумма теоретических положений и предметов веры, лежит в основании Церкви. Бесы тоже веруют в Божество Христа ( Иак. 2:19 ); они и исповедывали Христа подобно ап. Петру ( Мф. 8:29 ; Мр. 1:24 ), но они вне Церкви 45 . Вера или исповедание Петра лежит в основании Церкви по своему объективному значению, и Христос есть основание Церкви в том смысле, в каком Он исповедан. Ап. Петр исповедал воплощение Сына Божия и Христа как воплощенного Сына Божия. Не идея, не истина, но самый факт воплощения Сына Божия есть тот камень, на котором зиждется Церковь . Церковь – прямое следствие воплощения. Слова Христовы Петру неразрывно связывают христологию с экклисиологией. Религиозное собрание ветхозаветного народа называлось кагалом Иеговы. В ветхом завете к народу еврейскому прилагался образ строения; употреблялся тот же глагол οιχοσομησω, что и в Мф. 16:18 , означающий и создание и воссоздание. Так пророк Иеремия говорит об Израиле: «Я создам тебя и ты воссоздан будешь» ( Uep. 3:14. LXX σε χαι οιχοσομηυηση 46 ). Ветхозаветными словами Христос говорит о новозаветных истинах 47 , говорит о пересоздании человечества воплощением Бога и о создании нового религиозного целого – Церкви. В словах Христа дана сущность всего новозаветного и церковного богословия и это богословие, в свою очередь, своим общим духом и смыслом подтверждает наше понимание евангельского текста. Христос говорил о новом рождении ( Ин. 3:3–7 ) и ап. Павел – о возрождении и обновлении Святым Духом ( Тит. 3:5 ). Кто во Христе, тот новая тварь χαινη χτισιζ ( 2Кор. 5:17 Срвн. Гал. 6:15 ). Но новое творение во многих отношениях повторяет творение первое. Бог создал человека, взявши персть от земли ( Быт. 2:7 ). Первый человек из земли перстный; каков перстный, таковы и перстные, и мы носили образ перстного ( 1Кор. 15:47–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010