Пример, подтверждающий эту мысль, мы прежде всего можем видеть в апостоле Петре. Ап. Пётр первый из людей исповедал Иисуса Христа воплотившимся Сыном Божиим ( Мф.16:16 ). Вместе с другими апостолами он получил от Христа благодатный дар совершения чудес: исцеления больных, очищения прокажённых, воскрешения мёртвых, изгнания бесов ( Мф.10:8 ; Лк.10:9 ). На тайной вечери вместе с другими апостолами он приобщился под видом хлеба и вина истинного тела и истинной крови Христа ( Мф.26:26–29 ; Мк.14:22–25 ; Лк.22:19–20 ). И после всего этого ап. Пётр от Иисуса Христа был предупреждён, что сатана будет искушать его ( Лк.22:24–34 ). И, однако, не смотря на всё сие. он отрёкся от Христа, что не знает его ( Мф.26:69–75 ; Мк.14:66–72 ; Лк.22:56–60 ; Ин.18:17,24:27 ). Но чистосердечным слёзным покаянием ап. Пётр загладил и этот тяжкий грех отречения от Христа. Пример раскаяния ап. Петра даёт непоколебимое основание утверждать, что православная Церковь содержит чисто евангельское учение о таинстве покаяния, в котором, при искрением и чистосердечном раскаянии грешника, последний может получить отпущение всех грехов. Христос пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ); взыскать и спасти погибшее ( Мф.18:11 ). так как нет воли Отца нашего небесного, чтобы погиб один из малых сих ( Мф.18:14 ). Слова же ап. Павла: невозможно отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия, и ругаются Ему ( Евр.6:4–6 ), как это видно из предыдущего, относятся к такому душевному состоянию грешника, при котором для него невозможно бывает покаяние. Ап. Павел говорит, что этот человек был просвещён истинами веры, вкусил дара небесного, то есть таинства причащения тела и крови Христовых под видом хлеба и вина; получил и другие дары Св. Духа в таинствах – сделался причастником Духа Святого; вкусил доброго гласа Божия и сил будущего века, то есть уразумел силу Царствия Божия ( 1Кор.4:20 ), или же, живя на земле, предвкушал будущую духовную блаженную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

53. Испрашивается Божие заступление против гонителей. 54. Описывается развращение жителей градских, вероломство друзей и гибель нечестивых. 55. Давид жалуется на злобу врагов своих, и просит помощи от Бога. 56. Приносится благодарение Богу за избавление от несчастий. 57. Описываются свойства ласкателей и их погибель, и утверждается, что нечестивые за угнетение праведных непременно наказаны будут. 58. Праведник гонимый прибегает, к Богу; описывается свойство гонителей и невинность праведника; наконец призывается Божие мщение на гонителей. 59. Давид молится, чтоб Бог царство его, угнетаемое от неприятелей, восстановил и утвердил. 60. Давид быв подвержен различным бедам и искушениям, испрашивает помощи от Бога, моля Его, чтобы утвердил его царство и продлил жизнь его. 61. Человек все упование должен возлагать на Единого Бога. 62. Давид изгнанный желает возвратиться к подданным своим, и с ними купно покланяться Богу своему; – и надеется, что Бог паки утвердит царство его. 63. Молится Давид, чтоб Господь защитил, его от клеветников, – и предвещает скорое истребление оных. 64. Приносится благодарение Богу как за духовные благодеяния, изливаемые на верующих, так и за блага телесные, которые ниспосылает Он на весь род человеческий. 65. Прославляется Божие всемогущество и благость Его, являемая в искушениях, на нас ниспосылаемых; потом приносится благодарение Ему. 66. Молится пророк о пришествии Мессии и пророчествует, что и язычники познают Его и уверуют. 67. Торжественная песнь о победе Христовой над его и нашими врагами; далее пророчествуется о распространении Царства Христова чрез проповедь апостольскую. Еф.4:8 . 68. Жалуется Христос на жестокость страданий и на злобу врагов своих; просит у Бога Отца помощи и избавления; ожесточенных в неверии осуждает на вечную погибель, и предвещает утверждение и распространение своей Церкви. Ин.2:16 . Мф.27:48 . Деян.1:20 . Рим.15:3 . 69. Псалом сей почти от слова до слова из конца псалма 39-го. 70. Праведник просит Бога, чтоб защитил его от гонителей; причем описывается твердость его веры и признательность к милостям Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Блага земные ...Сну подобны житейские блага, и богатство имеет только призрачный блеск, неверный и маловременный (прп. Антоний Великий , 85, 69). Источник. Горе нам, что мы не умеем предпочитать нетленное тленному, и презираем Божественную и страшную правду (прп. авва Исаия , 60, 188). ...Невежественные люди и миролюбцы, не зная природы самого добра, часто называют блаженным то, что не имеет никакой цены: богатство, здравие, блистательную жизнь, что все по природе своей не есть добро, потому что не только удобно изменяется в противоположное, но и обладателей своих не может сделать добрыми. Ибо кого сделало справедливым – богатство, или целомудренным – здоровье! Напротив того, каждый из сих даров злоупотребляющему им часто способствует ко греху (свт. Василий Великий , 5, 159). Источник. ...Кто трудится для тленного, тот подобен винограднику, который воспитывает в себе стволы, листья и вьющиеся лозы, но не дает вина, производящего веселие и достойного царских хранилищ (свт. Василий Великий , 6, 164–165). Источник. ...Все приятности этой жизни подвержены здесь превратностям и приготовляют только вещество вечному огню, а сами скоро проходят... (свт. Василий Великий , 10, 58). Взойди на высоту и увидишь, что все земное низко и ничтожно; а если сойдешь с высоты, то подивишься и малому выбеленному дому (прп. Ефрем Сирин , 31, 112). Источник. Ничего нет постоянного в мире сем. Для чего же мучим себя служением миру? Все блага его – сонная мечта, все богатство его для нас – одна тень (прп. Ефрем Сирин , 33, 215). Источник. ...Видимые блага подвергаются и подвергают нас то тем, то другим превратностям, то возносят вверх, то упадают вниз и кружатся, как в вихре, и прежде, нежели овладеем ими, убегают и удаляются от нас и таким образом играют нами, обманывают нас. Направлено это к тому, чтобы мы, усмотрев их непостоянство и переменчивость, скорее устремились к пристанищу будущей жизни. В самом деле – что было бы с нами, если б земное наше счастье было постоянно, когда и при непостоянстве его мы столько к нему привязаны? Когда обманчивая приятность и прелесть его держит нас, как рабов, в таких узах, что мы ничего и представить себе не можем лучше и выше настоящего, и это тогда, как мы слышим и верим, что мы сотворены по образу Божию, Который, пребывая на небеси, и нас влечет к Себе ( Кол. 1, 15 ) ( Ин. 3, 13; 12, 32 ) (свт. Григорий Богослов , 13, 22). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Латвии зарегистрировано 14 церквей и религиозных объединений 04.07.2007 Согласно последним данным Управления по делам религии (УДР), в 2006 году на территории Латвии действовали 14 церквей и религиозных объединений, которые включают себя 719 общин и приходов. В отчете за прошлый год нет сведений о Римско-католической Церкви Латвии, т.к. на нее правило о ежегодной подаче данных не распространяется, согласно решению Конференции латвийских епископов от 18 мая 2006 года. Как сообщает агентство DELFI, по информации УДР, в 2006 году в собственности религиозных организаций Латвии находилось 769 церквей и культовых зданий. Из них – 300 принадлежат Латвийской евангелическо-лютеранской церкви, 119 – Латвийской Православной Церкви (ЛПЦ), 69 – староверам, 14 – баптистам, 24 – адвентистам седьмого дня, 21 – пятидесятникам, 7 – «Новому поколению», 7 – «Армии спасения», 9 – методистам. Кроме того, в общей сложности в Латвии служат 703 священника. Среди них лютеранских – 164, баптистских – 79, евангельских – 60, православных – 79, староверческих – 46, адвентистов седьмого дня – 37, «Свидетелей Иеговы» - 38. В «Новом поколении» насчитывается 16 пасторов, у пятидесятников – 56. В течение года на служение в Латвию приезжали и зарубежные священнослужители. Больше всего их было у «Церкви Иисуса Христа святых последних дней» (мормонов ) – 57. За ними следуют пятидесятники – 39, евангелисты – 34, «Свидетели Иеговы» - 22, «Армия спасения» - 13, баптисты – 11. Приезжали в Латвию также священники в Латвийскую Православную Церковь –4 священнослужителя, один к немецким лютеранам, 11 – к евангельским христианам. Один жрец приезжал к язычникам — диевтурам. В 2006 году больше всего браков было заключено в Латвийской евангелическо-лютеранской церкви – 1 202. В Православной Церкви Латвии скрепили себя узами брака 328 пар. Кроме того, еще 41 брак зарегистрирован у баптистов, 23 у адвентистов седьмого дня, 14 у староверов и 6 у методистов. По информации УДР, в 2006 году на территории Латвии действуют 304 лютеранских общины, 119 православных приходов, 93 баптистских общины, 68 староверческих, 51 адвентистов седьмого дня, 48 пятидесятнических, 33 евангельских, 15 мусульманских общин, столько же общин у церкви «Новое поколение». Еще 12 общин зарегистрировано у диевтуров (язычников), 4 у мормонов, 3 у реформаторов, 2 у англикан. У кришнаитов – 11 общин, у методистов – 13, и иудеев – 13, у евангельских христиан – 8. Также в Управлении по делам религии отметили, что в Латвии служат 18 лютеранских капелланов, 7 баптистских, 15 пятидесятнических, 1 старообрядческий и 2 капеллана из Церкви адвентистов седьмого дня. Благовест-инфо/Седмица.Ru Редакция текста от: 04.07.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3303.html

Перев. свободный. Имеется ввиду вдуновение Богом жизни в людей (Быт. 2:7). 58 Т. е. который именно искал, чтобы Бог излечил его неверие и не покидал собрания Апостолов, но был вместе с ними. 59 Т. е. чрез Святых Апостолов, которые своими глазами видели Господа Иисуса Христа. 60 Ориг. — «желающем», «жаждущем», «любящем»; мы здесь перевели, как «ждущим», держась больше общей мысли текста, нежели — вербального перевода. 61 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XVIII: colonna 236–248. In Dominica Unguentiferarum, et quod prima Dominum ex mortus Redivivum vidit Deipara. 62 Что Господь наш Иисус Христос по Своем Воскресении из мертвых явился Своей Матери, Пречистой Приснодеве Богородице, ранее чем кому–либо из людей, это является традицией Церкви, выразившейся в упоминаниях у Свв. Отцев и в песнопениях Триоди Цветной. Но нигде этот вопрос не выясняется с такой отчетливостью, как в 18–ой омилии Св. Григория Паламы; причем Св. Григорий Палама основывается исключительно на тщательном изучении самого евангельского текста. 63 Лат. пер. «из Учеников». 64 Т. е. что первая Богородица увидела Воскресшего Христа. 65 Строго говоря, этого слова «обрадованы» в оригинале нет, его мы заимствуем из латинского перевода, но смысл оригинала близок к таковому переводу. 66 Оригинал: «со–вечноствуя Святым». 67 Иногда некоторые ошибочно понимают выражение «Во едину от суббот» (Лк. 24:1; Ин. 20:1) и — «В первую субботу» (Мк. 16:9), что говорится о субботнем дне, как напр., по–русски бы звучало: «В одну из суббот» и «в первую субботу». Но это надо понимать совсем иначе. Именно: говорится о следующем дне , который идет за субботой. «День», по гречески: «и имера» является существительным женского рода, и в женском же роде переводит прилагательное «едину», «первую» и наш церк. — слав. текст Евангелия, в то время как само существительное пропускается, как это в обычае греческого языка. Посему текст гласил бы: «В первый день по прошествии субботы» . 68 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XIX: colonna 248264. In Evangelium de Samaritide, et quia oportet praesentia contemnare. 69

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Стих 69. Воздвиже рог спасения. По изъяснению отцов, рог=сила, слава, царское могущество. Происхождение метафоры у Иудеев – от животных рогатых, у которых вся сила в рогах, и украшение тоже. По отношению к людям, рог=сильный, могущественный=царь. Рог спасения (сравните: Пс.17 и параллельные места)=защита, спасительная помощь. Захария имел в виду рог в дому Давида ( Пс.131:17 ), то есть Царя Спасителя из дома Давида. Стих 76. Предъидеше пред лицем Господним уготовати пути Его. Образ взят с обычая Восточных царей, которым предшествовали на пути вестники и послы, уготовлявшие путь и возвещавшие шествие царя ( Быт.41:43 ; Есф.6:11 ). Стих 78. Восток свыше, вместо Солнце восходящее – с Неба; а не из-под Земли, как обыкновенно восходит Солнце; следовательно, Солнце, нисходящее свыше, опускающееся на Землю. Здесь разумеется, очевидно, Мессия. Захария употребляет выражение, взятое из пророков ( Иер.23:5 ; Зах.3:8, 6:12 ) где, вместо отрасль, ветвь (евр. Tsemach), как у Исаии ( Ис.11:1 ) жезл, переведено у LXX-mu " ανατολ (=растение, отрасль, как у Иез.16:7 ; чаще же Восток. Сравните и русское всход – растения и восход – Солнца). Название же Восток в смысле света прилагается к Мессии, потому что Он у пророков ( Ис.60:1 ) и Евангелистов ( Ин.1:9, 12:46 ; Лк.2:32 ) часто называется светом. Стих 79. Просветити во тьме и сени смертней седящия. Выражение взято из Ис.9:2, 60:2 . Тьма и сень смертная=неведение Бога, удаление от Него и проистекающие от того бедствия; сень смерти=ад, где души умерших. Просветить сидящих во тьме=дать им Боговедение и счастье, избавить от смерти. Направити на путь мирен – путь счастья или прямо ведущий к счастью, следовательно, правый. Продолжается прежнее подобие. Стих 80. Отроча растяше и крепляшеся духом. Разумеется естественное возрастание, хотя не исключается и сверхъестественное содействие. Бе в пустынях. Предание говорит, что Ирод, ища убить Мессию, искал смерти Иоанна, о рождении которого дошли до него слухи; но Елисавета с младенцем скрылась в пустыне, а Захария, не хотевший указать Ироду места укрывательства жены и сына, был убит, по его приказанию, между храмом и алтарём ( Мф.23:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Благоутробный, человеколюбивый и желающий нашего спасения Бог премудро поставил между нами и Собою Таинство Исповеди и Покаяния. Он дал каждому власть, если захочет, через Исповедь и Покаяние восстать от своего греховного падения и снова прийти в прежнее родство, славу и дерзновение, какие имел у Бога, снова стать наследником всех благ. Преподобный Симеон Новый Богослов ( 60, 299 ). Не скрытничай (на исповеди), чтобы не остаться неисцеленным. Преподобный Феодор Студит ( 69, 377 ). Исповедь есть Таинство святого Покаяния, в котором человек через вольное и смиренное исповедание грехов получает от милосердия Божия прощение, согласно написанному в псалмах: «я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» ( Пс. 31, 5 ). Таинство же это есть Таинство Божие, ибо от Самого Бога исходит власть прощать людям грехи, согласно написанному в Евангелии: «кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» ( Лк. 5, 21 ). Ему единому мы исповедуем свои грехи, духовный отец является слушателем и свидетелем нашей исповеди и вместе с тем установленным Богом судией и разрешителем. Итак, никому не должна быть известна эта тайна Божия, кроме Самого всеведущего Бога и духовного отца, как свидетеля и слушателя дел, исповеданных устами кающегося. Это Таинство Божие запечатлено печатью Самого Бога, то есть Духа Святого, который завершает это Таинство, как сказал Господь святым апостолам: «примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся» ( Ин. 20, 22–23 ). Совершает это Таинство Дух Святой через иерея, как через орудие, прощая исповеданные грехи и оправдывая грешника разрешением, которое произносится устами иерея. Этим, как печатью, утверждается прощение и оправдание и запечатлевается тайна исповеди, и никто не должен разрешать эту печать и делать исповеданное известным людям, согласно словам апостола: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает?» ( Рим. 8, 33–34 ). То есть кто имеет право обличать грехи рабов Божиих, которых оправдал Бог ради их исповедания и избрал в наследники Царствия Своего ради их покаяния? Если Бог оправдал, человек пусть не осуждает. Если Бог скрыл, человек да не обличает. Если Бог утаил, человек да не объявляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

52 Даже одна капля из океана Безсмертия полностью уничтожает смерть. 53 Лучше сто раз отказаться от самого себя, чем один раз от Бога. 54 Наша жизнь на земле – не наша настоящая жизнь, ибо «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» (1 Ин. 5: 11). 55 Одни и те же мысли преследуют человека везде, куда бы он от них не ушел. 56 Оставь логику этому миру, и посвяти сердце постижению Вечности. 57 Тот, кто постоянно всем противоречит, наказывает самого себя. 58 Изучая Отцов, мы сами еще не становимся Отцами, ибо ими становятся не от слова, а от дела. 59 Каждое слово борется с другим словом, и только Истина – самоочевидна. 60 Что такое духовный путь? Смотри безпрерывно – и ты увидишь, слу шай безпрерывно – и ты услышишь, удерживай ум безпрерывно в Боге – и с помощью благодати Божией ты покоришь его терпением. 61 Все видения – до входа внутрь. Когда войдешь, – уже нет видений. 62 Что такое духовный труд? Трудишься, трудишься, и кажется, что ничего нет. И неожиданно ты оказываешься внутри. 63 Пока человек не устанет от самого себя, – не образумится, а образумится лишь тогда, когда сотворит достойный плод покаяния. 64 Отворачиваясь от людей, мы отворачиваемся от Бога. Отворачиваясь от Бога, мы отворачиваемся и от людей. 65 Не сгнои себя среди книг и не состарься в их изучении, ибо Жизнь Вечная ожидает тебя в твоем сердце. 66 Откажешься от себя – обретешь Бога; откажешься от Бога – потеряешь и Бога, и самого себя. 67 Страсть – это смерть, безстрастие – это безсмертие, «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8: 13). 68 Жизнь мира – унизительное исполнение желаний плоти и помыслов. Жизнь Духа – добровольное следование возвышенной Воле Божией. 69 Поколение сменяет поколение подобно пене на поверхности моря, «ибо всякая плоть – как трава» (1 Пет. 1: 24). 70 От малой неприязни до предельной ненависти – всего один шаг. 71 Полезные слова подобны полезным лекарствам, но для тех и других полезней всего – мера. 72 То, что не пребывает с нами всегда, – не истинно.

http://isihazm.ru/?id=185

тъ (т. с. той); Лк. 24:30. 33 . л. 3. преломле, совкплещас; Мк. 7:26 . л. 60 об. молшеть (вм. моляше); Ин. 13:2 . л. 133. дьвол ждь ложьшю; в месяцеслове Февр. 2. стртеньє. 25 (по преж. кат. 69). Евангелие по неделям, пергам. пис. уставом, в лист, в два столбца, 1358 г. 221 л. По расположению одинаково с апракосами; в конце прибавлен казъ еуаемъ въскрнмъ и гласамъ. В чтениях от Матфея и Луки счёт недель начинается с воскресных дней, в первом случае от недели всех Святых, во втором от недели 17 Матфея, предшествующей чтению Евангелия Луки. В простые дни 16 нед. от Матфея чтения нынешние. В среду 3 недели от Луки, вместо 28 зачала, пишется 29 и 30, а из 28 взяты только первые слова. В пяток великий на ли читается нынешнее вечернее Евангелие. Между чтениями на особенные случаи, кроме вышепоказанных, пишется ещё: пам труса и стра вского, – на масло єгда твор. з повъ. На последнем листе приписка писца: В л г . . г. созданъі бъіша си книги при блговрнмь великомь кнзи иоан оанови. и при мотрополит олекс рабомъ бимъ лукьномъ. б ть и въ славу оцю и сну и стму дху. и нъін и присно въ в вкомъ – Потом киноварью: ги помози раб свому феодору написавшему єуае праведное пусти єму ги волна неволна прегршень. В начале на переплетной доске: еліе апракосъ харатеное. и вехнї тпографїи. На первой белой странице: писано в лто (по ошибке древняя буква г принята за г). и того по иі го тг года. Правописание сходно с ближайшими ркп. Писец иногда вм. употребляетъ и є и особенно любит в деепричастиях окончание на е: Мф. 26:26 . л. 173. и блгвле, преломле, на конце ь вм. ъ. В месяцеслове Февр. 2. устртеиь. 26 (по преж. кат. 742). Четвероевангелие, ( Евангелие-тетр), пергам. в 4 д. мелким полууставом, 1383 г. 282 л. По листам подпись дьяка: дїокъ їва арвене. На лицевой доске на коже в углублении вытиснуто по золоту распятие Господне с предстоящими Божьею Матерью и св. Иоанном Богословом. Как в списке 20, и вообще в четвероевангелиях, перед каждым Евангелистом стоит его оглавление, или показание вышеупомянутых глав: в Евангелии от Матфея 68 , от Марка 48 , от Луки 84 , от Иоанна 18 . В самом же тексте показаны нынешние зачала (называемые иногда главами), именно – в Евангелии от Матфея 116 , от Марка 71 , от Луки 114 , от Иоанна 67 . Здесь же показывается и время чтения Евангелий. При этом дни недели иногда означаются Греческими именами, и даже после Русских названий, именно: девтера (понедельник), трити (вторник), тетради (среда), пефти (четверток), параскеви (пятница). (Сл. Описание Рум. Муз. ркп. CXXI). В конце каждого Евангелия приписки о времени их написания и числе стихов, такие же точно, какие показаны в полных списках Библии 1–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В условиях религиозно-политического преследования неосмотрительно называть всё прямо и своими именами вряд ли было разумно. Благодаря шифровке через еврейский алфавит можно было избежать дополнительной опасности для христиан в том случае, если текст попадет в руки их гонителей. Хотя Иоанн и взывает к готовности христиан принять мученичество, он нигде не пишет о том, что христиане обязаны умереть мученической смертью . Наиболее признанное до сих пор толкование сводит число 666 не к имени императора Калигулы, а к имени Нерона. Это толкование аргументировано опирается на очень распространенную в те времена легенду о Нероне воскресшем (Nero redivivus). Подавляющее большинство современных специалистов согласно в том, что число 666 – означает «Кесарь Нерон», если эти слова написать еврейскими буквами. Но число это относится не к историческому императору Нерону, а к грядущему Антихристу как «Nero redivivus». И это толкование построено на числовых значениях букв именно еврейского алфавита: Nrwn qsr (nun=50 resh=200 waw=6 nun=50 qoph=100 samech=60 resh=200). Такое толкование способно объяснить и появление варианта 616 как неслучайного. Дело в том, что еврейскими буквами можно было транскрибировать либо греческое имя Нерона ( Neron ), либо его латинское имя ( Nero ). Разница всего в одну букву « n ». В еврейском числовом обозначении n=50. Получается, что при транскрипции с латинского языка число 666 уменьшается на 50, то есть 666 – 616=616. Так и число 666, и число 616 объясняются из имени Нерона. «Седьмой и восьмой» Числовая загадка семиглавого «зверя из моря» не ограничивается числом 666. Глава 17 предлагает ещё одну шараду. «И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» (17,7–11). Из всего стиля повествования следует, что семь голов «зверя», они же «семь царей» в ситуации, описываемой Иоанном, символизируют семь исторических персон, а именно Римских императоров. Остаётся выяснить, кто они. После Юлия Цезаря в качестве императоров выступали последовательно: Октавиан Август ( 14 г. РХ), Тиберий (14–37), Калигула (37–41), Клавдий (41–54), Нерон (54–68), Веспасиан (69–79), Тит (79–81) и Домициан (81–96). Исключаются три кесаря междуцарствия: Гальба, Отон и Вителлий (68–69), которых историки не склонны были включать в список законных императоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010