Декабрь, стр. 864–875). Ср. проф. М. Д. Ястребов: «Новая точка зрение в системе нравственного богословия». Труды Киевской Дух. Академии. 1897. Т. III, стр. 390–392. Поэтому перечисление цитат считаем совершенно излишним, тем более, что их довольно много, особенно в Ветхом Завете, где мест, в которых говорится о гневе Божественном, насчитывается около 160. (Ср. Kølling. Die satisfactio vicaria das ist die Lehre von der stellvertretenden Genuthung des Herrn Iesu. B. II. Gütersloh. 1897. S. 42. Cp. Проф. Керенский. Цит. соч. стр. 538. Мы считаем достаточным в настоящем случае ограничиться указанием только наиболее характерных мест из св. Писания Нового Завета. Мф.3:7 ; Лк.3:17, 21:22–23 ; Ин.3:36 ; 2Пет.2:9 ; Рим.1:18, 2:5, 8, 3:5, 5:9, 9:22, 12:19 ; Еф.2:3, 5:6 ; Кол.3:6 ; 1Сол.1:10, 3:16, 5:9 ; 2Сол.1:8, 9 . 916 Особенно ясно, полно и определенно раскрывается сущность святоотеческого учение по данному вопросу у преп. Иоанна Кассиана, авторитет писаний которого для нас в данном, как и в других случаях, важен особенно потому, что эти писаниея проникнуты духом воззрений древних восточных отцов. (Ср. Арх. Феодор. Аскетические воззрение Препод. Иоанна Кассиана Римлянина , стр. 27; ср. стр. 21, 22, 25, 60, 270–271, 316). Вот основная сущность этих воззрений.Говорит, что «Бог действительно гневается на тех, которые не хотят знать его или, зная, презирают» (ipse Deus contra eos, qui eum, vel scire nolunt vel scientes contemnunt, furere atque irasci dicatur), – понимать эти выражения в чувственном, грубом, буквальном значении (carnali et pingui secundum litteram significatione) так же невозможно, как понимать в таком смысле и выражения, приписывающие Богу сон ( Пс.43:24,120:4 ), стояние ( 1Цар.3:10 ; Амос.9:1 ), сидение ( Ис.66:1 ), неведение (ignorationem) ( Ис.58:3 ; Мф.7:23 ), забвение ( Пс.12:2, 41:10, 43:25  и др.), очертание членов, – волосы, голову, ноздри, лице, руки, мышцы и т. под. Как этого и всего подобного нельзя понимать буквально (secundum litteram), без ужасного святотатства (absque nefaudo sacrilegio), так без большого богохульства нельзя приписать возмущение гневом Богу, природа которого неизменяема (ne furoris quidem et irae perturbatio illi indemutabili naturae sine ingenti blasphemia poterit coaptari).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

15 Мф 27, 54. В устах римлянина–язычника более вероятно выражение «сын богов». Из текста Мк 15, 39 следует, что центуриона поразил облик и слова Иисуса перед смертью. Мф (27, 51—53) говорит о знамениях, сопровождавших смерть Иисуса (разорванная завеса в Храме, землетрясение, явления умерших). Древнее Евангелие от Назарян поясняет, что землетрясение повредило балку храмовых дверей (см. Иероним. Письмо 120 к Эбидию). Некоторые экзегеты рассматривают эти сообщения просто как символ конца Ветхого Завета. Однако вполне вероятно, что в тот день действительно произошло землетрясение. Тектонические явления в Иудее были нередки.   Глава двадцатая 1 «По иудейскому обычаю, — пишет Флавий, — приговоренных к распятию до заката снимают и хоронят» ( Флавий И. Иудейская война, IV, 5,2; см. также: Санхедрин, IV,4—5). Орудия казни полагалось зарывать (Тосефта, 9, 8 к Санхедрину, VI). Это косвенно подтверждает сказание о находке креста царицей Еленой. 2 Ин 19, 34. По мнению медиков, это «вода» есть жидкость, которая скапливается в области сердца в результате разрыва сердечных перегородок. Этот разрыв вызывается некрозом сердца. При такого рода смерти у людей вырывается непроизвольный крик. Ср.: Мф 27, 50; Мк 15, 37. 3 См.: Санхедрин, VI, 5—6. 4 Снятие с креста и погребение Спасителя описано в согласных чертах у всех четырех евангелистов: Мф 27, 57—66; Мк 15, 42—47; Лк 23, 50—56; Ин 19, 38—42. 5 Мф 27, 59—60. См.прим. 4 к гл.19. 6 Мф 27, 62—66. Согласно Евангелию от Петра (II b.), стража была римской (IX, 45), но, вероятней всего, она состояла из наемных надзирателей, которых прокуратор держал при Храме (ср. выражение в Мф 27, 65). Римские солдаты не могли бы ссылаться на то, что заснули; по их воинскому уставу за это наказывали смертной казнью. В Мф 27, 62 сказано, что архиереи пришли со своей просьбой к Пилату в субботу. Могли ли они сделать это, забыв о субботнем покое? Вопрос снимается, если учесть, что срок покоя истекает в субботу вечером (через час после захода солнца). 7 Евангелие от Петра, VII, 26—27.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

53 Путешественники по Св. земле (Нор. Пал. 2, 169. 170) уверяют, что лилии и доселе растут там по долинам. 60 Евангелисты Матфей ( Мф.27:48 ) и Марк ( Мк.15:36 ) повествуют, что распятому Господу подано было питье на трости – αλμος. Слово сие означает всякую трость или стебель (у льна), соломину у хлебных растений. К какому же растению принадлежит, трость, о которой упоминают Евангелисты Матфей и Марк? Сие изъясняет Св. Иоанн ( Ин.19:29 ), который говорит, что губка была возложена на иссоп. Стебель иссопа довольно велик и тверд (по Флавию Antiqq. 8, 2. ιδος δνδρ), и потому на нем легко могла удержаться губка с уксусом и удобно было поднести ее к устам Распятого. 65 В разных видах, особенно с февраля по май: artemisia judaica, art. absynthium L. Кл. – Б. 1, 93, 95. 66 Hieronymus: Est autem νυζα herba vilissima et amara, odorisque pessimi. Розенмиллер в своем исследовании древностей еврейских почитает вероятным, что еврейское растение сирпад означает какую-нибудь малоизвестную степную траву. 67 Tamarix mannifera. Он принадлежит к отделению растений семенных, к классу двусемянодольных, к подклассу раздельнолепестных, и к семейству тамариксовых. Подробное описание тарф можно видеть в первом путешествии архимандрита Порфирия Успенского в Синайский монастырь, в 1845 г. С.-Петербург 1856 г. бол. 8.; во втором путешествии его же в Синайский монастырь в 1850 г. С.-Петербург 1856 г, бол. 8. Также в путешествии Тишендорфа на Синай. См. Иллюстр. газета. С.-Петербург, 1863 г, 6-й. 68 Слово: манна происходит от евр. ман, что? Когда Израильтяне в первый раз увидели на пустынной поверхности земной манну, или нечто мелкое, снеговидное, как гололедица: то говорили друг другу – ман-гу (что это?), ибо не знали, что такое. Моисей же сказал им: это хлеб, который Иегова дал вам в пищу ( Исх.16:14,15 ). Ныне, на востоке собирают манну, или вещество несколько похожее на нее, не с одних тарф, но также с разных других растений: в Аравии – с деревьев баллут или афс, и с верблюжьей травы (Hedysarum Alhagi); в долине Иорданской – с дерев харраб и терешреш; в Персии и в долинах между Мердиной и Диарбекиром – с дерев дубовых; в малой Азии, в округе Энишегирском просто Ягель (lecanora esculenta). См Т. И. В. Э. О. 1851 г., – О. З. 1846 г. Т. 46., – Э. А. Плюшара: Аравия. Все эти виды манны, по месту происхождения своего, а также по вкусу и виду, совершенно отличны от синайской манны, собираются в незначительном количестве, и употребляются не столько в пищу, сколько как лекарство. Так наприм. кудрет-галвасси или Божья сласть, предписывается врачами в хронической осиплости, сухотке и чахотке.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

60 Elohim обозначает в псалме не Бога, Иегову, а вообще. божественных существ, над которыми Иегова бесконечно возвышается. 63 Под единым нельзя разуметь Адама, потому что о нем раньше и речи не было, и, притом, дело идет не о близости Сына Божия к другим сынам по человечеству, а о том, что один и тот же Бог действует и на Освятителя, и на освящаемых – на первого непосредственно, на последних – через первого. 65 Какой страх чувствовали в.-заветные люди перед смертью – это ясно можно видеть, напр., из слов Иова (7:9). 66 Ап. называет диавола владыкою смерти потому, что смерть есть следствие греха, а грех вошел в мир через диавола. 67 Бог не Сам отвращался от человека, как думали язычники, и Его настроение не нуждается в изменении посредством жертвоприношения. Но, как правосудный, Он стал бы, в случае каждого нарушения установленного Им права, наказывать людей и поэтому-то нужно было скорейшее очищение грехов, через которое любовь Божия упреждает Его правосудие и человек избегает гнева Божия (ср. Числ.17:11 и 8:19). 68 Слово κατανοσατε употреблено еще у LXX в кн. Исх.33:8 о том внимании, с каким народ следил за Моисеем, вошедшим в новоустроенную скинию для принесения жертвы. На это вхождение ап. и намекает в этом случае, желая сказать, что теперь взоры людей должны быть направлены не на Моисея, а на Иисуса. 70 Κατασκευζειν οκον значит не строить дом, а снабжать его всем необходимым для жизни в нем – сосудами, слугами и т. п. (ср. 9:2 и 6. κατασκευζειν τν σκηνην – устроить скинию для богослужебного употребления, а не основать ее). 71 Ап. употребляет здесь одно имя Спасителя – Христос, вероятно, потому, что сравнение свое между Моисеем и Иисусом Христом делает он в отношении к их служению, а имя Христос и обозначало служебное положение Мессии. 72 Точнее определяя положение и значение Моисея, ап. называет его таким служителем Божиим (θερπων), который должен был свидетельствовать о том, что должно было открыться еще в далеком будущем (τν λαληθησομνων – будущее причастие ср. λαλειν в 1:1) от Бога (ср. Ин.5:46 ). Свидетельство это давал Моисей отчасти в пророческих речах ( Лев.26 ; Втор.28–30 ) о будущем развитии царства Божия, в указании на великого пророка, которого восставит Бог для народа ( Втор.18:15 ) и отчасти во всем теократическом устройстве еврейского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

6273. БОРОВОЙ В., протопресвитер. Россия и Богоматерь. – 1988, 8, 52. 6274. ФАДДЕЙ (УСПЕНСКИЙ) , архиеп. Помощница в скорбях. (Слово в день празднования иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радосте”). – 1992, 11–12, 50. 6275. ЕГО ЖЕ. Гора Божия, Гора тучная…( Пс.67, 16 ). – 1991, 4, 41. 6276. АЛЕКСИЙ II, патр. Заступница усердная. (Слово, сказанное в Казанском храме в Коломенском (Москва) 15 марта 1991 года, в день празднования иконе Божией Матери “Державная”). – 1993, 3, 30. 6277. ЛЕВ, еп. Духовное возрождение. (Слово в день празднования иконы Божией Матери “Знамение”, 10 декабря 1991 года). – 1992, 2, 2. 6278. СКУРАТ К. , проф. В день празднования Курской иконы Божией Матери “Знамение”. – 1995, 9–10, 60. 6279. МОЖАРОВ М., свящ. В день прославления Иверской иконы Пресвятой Богородицы. – 1987, 10, 44. 6280. НИКОЛЬСКИЙ Н. , прот. Поучение на праздник Казанской иконы Божией Матери. – 1995, 11, 66. 6281. РИГИН В., прот. “Неопалимая Купина”. – 1991, 9, 45. 6282. ДИМИТРИЙ Ростовский , свт. Матерь милосердия. (Об иконе Божией Матери “Нечаянная Радость”). – 1989, 12, 38. 6283. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена. (Произнесено в канун празднования иконы “Споручница грешных”). – 1985, 3, 36. 6284. АЛЕКСИЙ II, патр. Слово в день празднования 600-летия явления Тихвинской иконы Божией Матери. (Произнесено 9 июля 1983 года в Тихвинском храме в с. Алексеевском в Москве будучи митрополитом Таллиннским и Эстонским). – 1994, 2, 54. 7.4 Проповеди и размышления на воскресные дни (недели по Пятидесятнице) 6285. ВЛАДИМИР, архиеп. О вере и неверии. (Слово на 3-е евангельской чтение на воскресной утрени). – 1999, 11, 58. 6286. ЕГО ЖЕ. О поиске Спасителя. (Слово на 4-е евангельское чтение на воскресной утрени). – 1999, 12, 71. 6287. СМИРНОВ Д. , свящ. На 8-е воскресное Евангелие ( Ин.20:11–18 ). – 1986, 2, 43. 6288. СТАРК Б., прот. Встреча с Воскресшим Христом ( Лк.24:12–35 ). – 1990, 4, 43. -------- Неделя 2-я по Пятидесятнице 6289. СЕРГИЙ, игум. “Иди за Мною”. – 1984, 6, 28. Неделя 3-я по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Беседы на книгу Деяний Апостолов. Беседа 1/1. Правило 97. О Святом Духе. Гл. 27. Толкование на Ин.16:12–15 . Иными глазами. С. 84. Там же. С. 11. А. Кураев. Протестантам о Православии. Глава «Конфликт интерпретаций». Алистер Мак-Грат. Богословская мысль Реформации. Одесса: Богомыслие, 1994. С. 188. Там же. С. 187. Там же. С. 189. Доктрины и устройство баптистских церквей. С. 144–145. Богословская мысль Реформации. С. 182, 189, 188, 192. Там же. С. 189–190. Там же. С. 191. История ЕХБ в СССР. Изд. ВСЕХБ, 1989 г. С. 60. Православие и экуменизм. М.: МФТИ, 1999. С. 170–171. Википедия. Статья «Реформация». Собрание сочинений. Краматорск: Тираж-51, 2001. Т. I, c. 16–17. История ЕХБ в СССР. С. 54. К Автолику. Кн. 2/12. Собрание сочинений. Краматорск: Тираж-51, 2001. Т. I, с. 121. Там же. С. 117. Богословская мысль Реформации. С. 181. Как отличить истинную Церковь от лжецерквей. С. 23–24. Откуда всё это появилось? Глава «Предания». Богословская мысль Реформации. С. 176. Не смущайся. Глава «Отношение к православию современного православного». Там же. Глава «О православном богослужении». Собрание сочинений. Т. I, с. 115–116. Настольная книга священнослужителя. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2003. Т. V, с. 391–417. Иными глазами. С. 61–62. Там же. С. 237. Там же. С. 19. Глава 20. О каноне Библии Библия, как для православных, так и для протестантов, является главной книгой, Священным Писанием, Богодухновенным и непогрешимым Словом Божиим. Но дело в том, что Библия состоит из многих книг (само слово «библия» буквально значит «книги»): православная включает в себя 77 книг, а протестантская – 66. Потому, в основательной православно-протестантской полемике нельзя не коснуться вопроса о библейском каноне. Речь идет, главным образом, об 11-ти книгах Ветхого Завета: 1) вторая книга Ездры; 2) Товита; 3) Иудифи; 4) Премудрости Соломона; 5) Премудрости Иисуса, сына Сирахова; 6) Послание Иеремии; 7) Варуха; 8–10) три книги Маккавейские; 11) третья книга Ездры 664 . Итак, вопрос нашего исследования очевиден: какой же канон – истинный, и какой состав должна иметь Библия?

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

д. § 106. Подробное изложение Царских Часов было бы обширно; а потому, как на источник проповеднических материй, указываем просто, без изъяснения, на те Псалмы, Паремии, Зачала из Евангелия и Посланий, которые читаются на Царских Часах. Часы во Святой и Великий Пяток. Первый Час: Псалмы: 5, 11, 21. Паремия Зах.9:10–13 ; Апостол Зачало 215. Гал.2:14–18 ; Евангелие Зачало 110, 111, 112, 113. Мф.27:1–56 . Третий Час: Псалмы: 34, 108, 50. Паремия Ис.50:4–11 . Апостол Зачало 88. Рим.5:6–10 . Евангелие Зачало 66, 67, 68. Мк.15:1–41 . Шестой Час: Псалмы: 53, 139, 90; Паремия Ис.52:13–15, 53:1–12, 54:1 . Апостол Зачало 306. Евр.2:11–13 . Евангелие Зачало 3. Лк.23:32–49 . Девятый Час: Псалмы: 68, 69, 85; Паремия Иер.11:18–23, 12:1, 2, 3, 4, 5, 9, 11, 14, 15 ; Апостол Зачало 324. Евр.9:19–31 ; Евангелие Зачало 59, 60, 61. Ин.18:28–40, 19:1–37 . § 107. Особенного рода Часы совершаются в продолжение Светлой Седмицы. В них нет ни Псалмов, составляющих душу обычных Часов, ни молитв. Они суть одна торжественная не пространная песнь, составленная из нескольких Стихир, преимущественно повторяемых в пасхальной Службе. Эти Стихиры суть: а) Христос воскресе – Тропарь Пасхи, выражающий сущность праздника и плоды Воскресения Христова; б) Стихира по Евангельская – воскресение Христова видевше – трогательно призывающая к поклонению Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному; в) умилительное Ипакой – Предварившия утро яже о Марии, – где Ангел собеседник Св. жён, повелевает тещи и миру проповедать, яко воста Господь; г) Кондак Св. Пасхи – Аще и во гроб снизшел ecu безсмертне; д) к ним присоединяются ещё три превосходные Тропаря – Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог; яко живоносец, яко рая краснейший; Вышняго освященное Божественное селение. На все четыре церковно-молитвенные Часа Церковь положила воспевать одну и ту же вышеозначенную службу, преемственно повторяя её. Этим выразила она ту мысль, что истинная, глубокая, духовная радость обнаруживается не многословием, а частым, изумляющимся и благоговейным повторением одних и тех же слов, одного и того же предмета своего великого торжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Лукавые царедворцы заманили в ловушку и Даниила, и Дария (11 – 12). Верность завету Бога – черта, которая делала Даниила единственным надежным правителем при царском дворе, была коварно использована против него его врагами. Его надежность и верность были преподнесены как проявление мятежного духа (13). Дарий понял свою ошибку, но был не в силах противостать своим вельможам (14). Примечательно, какой разительный контраст выявляется между лихорадочно суетливыми действиями заговорщиков и царя (3–9,14), с одной стороны, и спокойной, размеренной, источающей духовную чистоту жизнью Даниила – с другой. В тексте до ст. 21 Даниил изображен как человек, который говорит только с Богом. 6:18–28 Щит веры Даниил «силою Божиею через веру» свою был огражден ( Евр. 11 :33б; 1Пет. 1:5 ) не от опасности, но в опасности. К изумлению и радости царя, ангельские силы сохранили Даниила, свидетеля Божьего (ср.: ст. 22; Пс. 90: 9–16 ). Через веру (23) он познал благие силы грядущего века ( Евр. 6:5 ), когда львы станут ручными ( Ис. 11:7 ). Это чудо, как и все ветхозаветные чудеса, предрекает великое чудо воскресения Христова (ср. ст. 17 с Мф. 27:60–66 ), которое есть свидетельство всеобщего воскресения мертвых ( 1Кор. 15:20–28 ; ср.: Пс. 2:4–8 ). Присутствию Бога не могут воспрепятствовать никакие замки и печати (17). Если верующий сойдет «в преисподнюю», Бог не оставит его и там ( Пс. 138:8 )! Даниил, как и три его друга, получил защиту и избавление Божье (23б; ср.: 3:27; Ин. 19:31–36 ). Вопреки широко распространенному мнению, в Ветхом Завете совсем немного чудес, связанных с избавлением в критической ситуации. Здесь, так же, как и в других случаях проявления чудес в Ветхом Завете (время исхода из Египта и вхождения в Ханаан, время пророческого служения Илии и Елисея), чудеса свершаются в переломные моменты в истории царства Божьего. Чудеса, произошедшие с Даниилом, не просто сверхъестественные явления, они в первую очередь направлены против сил зла и тьмы. Это олицетворение «сил будущего века», когда зло будет уничтожено.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Первые два синоптика сохранили память о показании лжесвидетелей, которое, однако, не имело решающего значения. В отчете об этом эпизоде оба Евангелиста не вполне совпадают друг с другом. В Мф. (26:61) Иисус, по словам лжесвидетелей, говорил, что может разрушить храм и в три дня восстановить его. Само собою разумеется, заявление о возможности еще не заключает состава преступления. Евангелист Марк передает (14:58) показание лжесвидетелей иначе: «Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный». Это заявление, свидетельствующее о намерении, могло бы быть основанием для обвинения. Но и его нельзя было обратить против Иисуса. Почему? По закону Второз. 17:6, показания двух свидетелей могли служить основанием для вынесения смертного приговора только тогда, когда они абсолютно совпадали между собой. В данном случае, показание лжесвидетелей не было ση (ст. 59): в русском переводе стоит «достаточно». Но σης значит буквально «равный», как оно и передано в славянском переводе. Оба свидетеля говорили не одно и то же, и по этой причине закон Моисеев не мог быть применен. Несмотря на различие в частностях, оба Евангелиста, сообщающие о лжесвидетелях, совпадают в существенном: показания лжесвидетелей не имели решающего значения. Тогда первосвященник – в контексте Мф., это мог быть только Каиафа, но дело происходило, как мы старались показать, в доме Анны – принял меры к тому, чтобы исторгнуть из уст Иисуса мессианское исповедание. Он обратился к Иисусу с требованием прервать молчание ( Мф. 16:62 , ср. 63а, Мк. 14:60 , ср. 61а). Очень возможно, что общее свидетельство синоптиков о молчании Иисуса на допросе у первосвященников покрывает более конкретное свидетельство Ин. (18:20–23) об отказе Иисуса отвечать на поставленные Ему вопросы. Как бы то ни было, на вопрос, поставленный Иисусу первосвященником: «Ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф. 26:63 ), или, в передаче Мк. (14:61), «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» – Иисус отвечал утвердительно и сказал о грядущем явлении Сына Человеческого во славе. В глазах первосвященника, этот ответ был богохульством, а потому и достаточным основанием для вынесения смертного приговора ( Мф. 26: 64–66 ; Мк. 14:62–64 ). Частное совещание, тем самым, достигло дели. Иисус был подвергнут поношению ( Мф. 26:67–68 ; Мк. 14:65 ; Лк. 22:63–65 ). Об ударе, нанесенном Иисусу одним из служителей во время допроса в доме у первосвященника Анны, свидетельствует и Евангелист Иоанн (18:22–23). В это же время, во дворе первосвященника от Иисуса отрекся Петр. У всех четырех Евангелистов рассказ об отречении Петра переплетается с рассказом о суде первосвященников.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Почему вы не привели Его? - спросили фарисеи возвратившихся слуг. Никогда человек, не говорил так, как этот человек, - ответили те (Ин. 7, 45-46). Вера же во Христа, вызванная поразительными чудесами, была вера непрочная, и Он не доверял ей. Так, когда Он был в Иерусалиме, на празднике Пасхи (первой по Его крещении. - М.Ч.), то многие, видя чудеса, которые Он творил, уверовали во имя Его. Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех... знал, что в человеке (2, 23-25). Это и обнаружилось, например, после чуда насыщения пяти тысяч человек. Насытившийся народ пришел в такой восторг, что хотел восхитить Его и сделать царем, так что Господь, Которого нисколько не обрадовали эти восторги народа, скрылся от него, сотворивши новое чудо хождения по водам. Но что было на другой день? Люди, которые вчера, пораженные чудом, говорили: это истинно тот пророк, которому должно прийти в мир, сегодня говорят: какие странные слова! Кто может Его слушать? и с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с ним (6, 14; 60, 66). Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. II, 28) - вот чего хотел от людей Христос. Он хотел показать красоту безгрешного, человека в смиренном образе, хотел подобным подобное призвать, хотел " привлечь к высоте " людей и для этого Он, высокий Бог, на земле явился смиренным человеком (см. акафист Божией Матери). Он желал, чтобы постижение людьми Его личности. Его учения и Его дела шло постепенно. Сначала люди должны были возлюбить сердцем Его учение, Его кротость и смирение и, возлюбивши это, постигнуть, что он не простой человек, а Божий посланник; потом, увидевши Его чудеса, должны были с доверием отнестись и к Его чрезвычайным словам о Себе как Сыне Божием и, наконец, вполне постигнуть и осмыслить Его Божеское достоинство уже после Его славного воскресения. Сущность дела Христова Значение Креста Христова С детства, с уроков Катехизиса, мы запомнили, что Христос своею крестною смертью избавил нас от греха, проклятия и смерти. Это положение прочно укрепилось в нашем уме, отлилось в строго определенную формулу, но далеко ещё не прояснено нашим сознанием и не приобрело, так сказать, жизненной ощутимости, плотяности. Мы говорим это и почти не отдаем себе отчета в содержании этих слов; мы помним их, но мало понимаем. Какой же действительный смысл, какое содержание мыслится в этой изученной нами фразе?..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010