И не только они говорили это, но и порешили сделать Его царем над собой ( Ин.6:5 ). Но когда в ответ на домогательства Своих последователей Христос стал говорить о Себе Самом, как об истинном хлебе небесном, питающем человека в жизнь вечную, Он вызвал этим учением недоумение и ропот среди иудеев. Он объяснил пристрастным поборникам хлеба и рыбы, что истинный хлеб жизни есть Он Сам: «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда… Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день » ( Ин.6:35, 40 ) После этого не одни только посторонние слушатели, но и многие ученики Его стали говорить друг другу: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» и с выражением этого недоумения поспешили оставить своего Учителя ( Ин.6:41-42, 51-52, 60-66 ). Видимо, для этих людей Царство Божие заключалось только в обилии хлеба и рыбы, а поэтому хотя они и согласны были признавать Иисуса Христа за такого великого пророка, которому, по их ожиданиям, следовало явиться в мир, однако от такого великого Пророка они ничею другого не ожидали, кроме земных благ. Поэтому они сразу же отошли от Христа. Даже ближайшие ученики Иисуса Христа, те, которые не расставались с Ним во все время Его проповеднической деятельности, которые были слушателями всех Его поучений и свидетелями всех Его дел, и они долго не могли понять разницы между Ветхим и Новым Заветом, между общим и частным заветом. Они искренне верили в божественное назначение Иисуса Христа. Они несомненно признавали Его Христом – Сыном Божиим, но единственную цель Его пришествия в мир они видели и полагали только в чувственном устроении славного царства Израилева ( Лк.24:20-21 ), то есть общий завет низвели и подчинили частному. То, что Он – Богочеловек и Спаситель всех людей, это для них было новым и невероятным. Совершенной новостью для учеников было также воскресение Христово. Когда они пребывали вместе с Господом во время Его проповеднической деятельности, они своими глазами видели три чудесных воскрешения действительно умерших людей: сына Наинской вдовы ( Лк.7:11-16 ), дочери Иаира ( Мк.5:22-24; 35-42 ) и четверодневного Лазаря ( Ин.9:38-44 ). Это для них было удивительно, но все-таки объяснимо. Когда же они узнали, что их действительно умерший Учитель воскрес и снова явился живым, они совершенно не могли вообразить себе, как Он воскрес и почему Он воскрес, и, наконец, зачем Он воскрес. Событие воскресения Христова для них оказывалось не просто только чудесным, но и совершенно новым, не имеющим себе подобных в прошлом.

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Ин.6:60–66 . Многие из учеников говорили: какие странные слова! Эти ученики – не то что избранные ( Ин.12:67 ) и не то что народ. Из них многие соблазнялись в уме тем, что слышали (ст. 61) и между собою говорили: это σκληλρς λο’γος – речь невыносимая, оскорбляющая чувство, так что едва ли кто может слушать ее. Предсказание о смерти Мессии разрушало приятные мечты о сильном царстве Мессии, которыми тешились так много, а тут еще слова о преподании Плоти в пищу. Все это казалось слишком странным, невыносимым. Ученики тайно между собою менялись словами недоверия ( Ин.10:20 ). Спаситель видел, что происходит в душах их. Для вразумления их говорит, что своими глазами увидят вознесение Его на небо. Ученики соблазнялись тем, что Плоть Его будет пищею. Столько же, если не более, непонятно и то, что Тело Его вознесется на небо. Но если опытом чувств убеждены будут в действительности вознесения Плоти, то должны будут верить, что могущество Его прострется и на то, чтобы Плоть Его была чудною пищею для верных. Подобное наставление ( Ин.6:63 ): «Дух животворит, плоть не пользует нимало».Под плотью и духом иные разумеют чувственный и духовный образ мыслей, показывая в первом неспособность к уразумению духовных предметов. Но Спаситель говорит не о том, что может находить истину, а о том, что может животворить или не приносить никакой пользы. Он хочет уяснить слова Свои о плоти и удалить повод к соблазну. Плоть Христова дает жизнь оттого, что в ней есть дух животворящий и всесильный; плоть же, о которой думают иудеи, может ли быть полезною на что-нибудь ( 2Кор.5:16 ; 1Петр. 3:18 )? «Глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть». Слова Его относились к Телу и Крови Его; итак, глаголы должно заменить словами: Тело и Кровь; Его Тело и Кровь, о которых Он говорил, дух и жизнь: Тело носит в себе дух, Кровь носит в себе жизнь. Так понимали слова Христовы Кирилл Александрийский , Леонтий. Слова на 62 и 63 ст. 6-й гл. Евангелия от Иоанна Епископ Михаил. «Толковое Евангелие» Восхождение ко Отцу совершилось в вознесении воскресшего Христа; но в чем же тут больший соблазн для иудеев? Понимая под восхождением Христа туда, где был прежде, вознесение Его, надобно добавить речь Господа так: неужели вы и тогда соблазнитесь, когда увидите, и т.д.? Но это будет противно контексту речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

401 Мф 27,54 . В устах римлянина-язычника более вероятно выражение “сын богов”. Из текста Мк. 15:39 следует, что центуриона поразил облик и слова Иисуса перед смертью. Мф (27,51–53) говорит о знамениях, сопровождавших смерть Иисуса (разорванная завеса в Храме, землетрясение, явления умерших). Древнее Евангелие от Назарян поясняет, что землетрясение повредило балку храмовых дверей (см.Иероним. Письмо 120 к Эбидию). Некоторые экзегеты рассматривают эти сообщения просто как символ конца Ветхого Завета. Однако вполне вероятно, что в тот день действительно произошло землетрясение. Тектонические явления в Иудее были нередки. 402 “По иудейскому обычаю, – пишет Флавий, – приговоренных к распятию до заката снимают и хоронят” (Флавий И. Иудейская война, IV, 5,2; см. также: Санхедрин, IV,4–5). Орудия казни полагалось зарывать (Тосефта, 9,8 к Санхедрину, VI). Это косвенно подтверждает сказание о находке креста царицей Еленой. 403 Ин. 19:34 . По мнению медиков, это “вода” есть жидкость, которая скапливается в области сердца в результате разрыва сердечных перегородок. Этот разрыв вызывается некрозом сердца. При такого рода смерти у людей вырывается непроизвольный крик. Ср.: Мф. 27:50 ; Мк. 15:37 . 404 См.: Санхедрин, VI, 5–6. 405 Снятие с креста и погребение Спасителя описано в согласных чертах у всех четырех евангелистов: Мф. 27:57-66 ; Мк. 15:42-47 ; Лк 23,50-56 ; Ин. 19:38-42 . 406 Мф 27,59-60 . См. прим. 390. 407. Мф. 27:62-66 . Согласно Евангелию от Петра ( II в.), стража была римской ( IX,45), но, вероятней всего, она состояла из наемных надзирателей, которых прокуратор держал при Храме (ср. выражение в Мф. 27:65 ). Римские солдаты не могли бы ссылаться на то, что заснули; по их воинскому уставу за это наказывали смертной казнью. В Мф 27,62 сказано, что архиереи пришли со своей просьбой к Пилату в субботу. Могли ли они сделать это, забыв о субботнем покое? Вопрос снимается, если учесть, что срок покоя истекает в субботу вечером (через час после захода солнца). 408 Евангелие от Петра, VII, 26–27.

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/6

Дьявол сильно старался истребить эту веру между людьми, зная, что, если он истребит веру в домостроительство, то большая часть дела нашего спасения погибнет. Затем есть и другая причина – немощь слушателей и невозможность для них, видевших Его тогда в первый раз и слышавших тогда в первый раз, усвоить себе высшее догматическое учение. А что сказанное не есть догадка, это я постараюсь показать и объяснить тебе из самых Писаний. Так, когда Он говорил что-нибудь великое, высокое и достойное Своей славы, – что я говорю: великое, высокое и достойное Своей славы? – когда Он говорил что-нибудь высшее человеческой природы, то они смущались и соблазнялись; а когда Он говорил что-нибудь уничиженное и человеческое, то прибегали к Нему и принимали учение. Где же, скажут, можно видеть это? Особенно у Иоанна; когда Христос сказал: «Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день мой, и виде, и возрадовася», то они говорят: «пятидесяти лет не у имаши, и Авраама ли еси видел» ( Ин.8:56,57 )? Видишь ли, что они относились к Нему, как к простому человеку? Что же Он? «Прежде даже Авраам не бысть», говорит Он, «Аз есмь». Они же «взяше камение, да вергут нань» ( Ин.8:58,59 ). И когда Он, излагая продолжительную речь о Таинствах, говорил: «и хлеб, его же Аз дам за живот мира, плоть Моя есть», то они говорили: «жестоко есть слово сие: кто может его послушати?» И «от сего мнози от ученик Его идоша вспять, и ктому не хождаху с Ним» ( Ин.6:51,60,66 ). Что же, скажи мне, следовало Ему делать? Употреблять ли постоянно высшие выражения, чтобы отогнать уловляемых и отвратить всех от учения? Но это не согласно было бы с человеколюбием Божиим. И затем, когда он сказал: «аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать видети во веки», то они говорили: «ныне разумехом, яко беса имаши: Авраам умре и пророцы, и Ты глаголеши: аще кто слово Мое соблюдет, смерти не имать вкусити» ( Ин.8:51,52 )? И удивительно ли, что народ так относился к Нему, когда и сами начальники имели такие же понятия? Так Никодим, бывший начальником, приходивший ко Христу с великим благорасположением и говоривший: «вем, яко от Бога пришел еси учитель», не мог усвоить учения о Крещении, которое было гораздо выше его немощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Даже такое, чисто духовное (срав. ст. 63) понимание этих слов оказалось для «многих учеников» (ст. 60 и далее) столь непонятным, что сначала они спрашивали: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (ст. 52), а потом: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» (ст. 60). В результате «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (ст. 66). И это так и должно было произойти, ибо возвышенная идея спасения мира воплотившимся Сыном Божиим, отдавшим «душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ), не могла быть легко усвоена слушателями, еще внутренно не преобразованными действием Духа Святого. Ведь даже самые близкие ученики, притом в более позднее время – уже перед преданием Спасителя, не могли многого «вместить», и нужно было пришествие Духа истины, чтобы наставить их «на всякую истину» (Ии.16:12–13). Совершение Христом первичной Евхаристии на Тайной Вечери, подробно описанное синоптиками (косвенное указание на Евхаристию есть и у евангелиста Иоанна – см. Ин.13:23 ), пролило совершенно иной свет на содержание шестой главы Евангелия от Иоанна и, придавая словам Спасителя ярко выраженное евхаристическое значение, связало евхаристический акт с евангельской сотериологией в единую мистерию Богоявления. Можно, поэтому, думать, что, возвещая великую истину Своего прихода в мир для спасения людей, для преподания людям необходимого для вечной жизни хлеба, сшедшего с небес, Спаситель имел в виду и знал, что Его слова будут иметь для всех последующих поколений и недоступное тогда еще для Его слушателей евхаристическое значение. «Сие есть Тело Мое... Сие есть Кровь Моя» ( Мк.14:22–24 ), – говорил Он, «на Вечери учеников питая» 12 и тем самым утверждал и уяснял евхаристический смысл много ранее сказанных Им слов: «Ядуший Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» ( Ин.6:54–55 ). Наиболее близкое к нашей теме отношение имеют последующие слова: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

— А, вы говорите про свое Причастие, — махнул рукой юноша, — так ведь это только символы и воспоминание, а спасает только вера. — Все это мы слышали еще 2000 лет назад, — отвечал я. — Сразу после этих слов Спасителя, “многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал Двенадцати: не хотите ли и вы отойти?” ( Ин.6:66-67 ) Точно также и сейчас протестанты, как те неверующие иудеи, говорят: “какие странные слова! кто может это слушать?” ( Ин.6:60 ) Но как тогда, так и сейчас Христос настаивает на буквальном смысле Своих слов. Он никому не давал права толковать их символически! Если в Ветхом Завете спасло Израиль вкушение реального пасхального агнца, как же в Новом он заменяется лишь мыслью об Агнце Божием, берущим на Себя грех мира? ( Ин.1:29 ) Что же касается символического смысла выражения “есть плоть”, то действительно он существует. Иов, оскорбляемый друзьями, взывает: “Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои!… Зачем и вы преследуете меня, как Бог, и плотью моею не можете насытиться?” ( Иов.19:21-22 ) Так неужели мы будем иметь жизнь вечную, если будем оскорблять и издеваться над Господом?! Молодой человек, задумавшись, согласился, что их толкование далеко от истины. Между тем, мы подошли к цели своего странствования — к маленькой изящной церкви, затерянной в одном из переулков рядом с Таганкой. Мой совопросник, подняв глаза, засмотрелся на прекрасные пять глав этого храма, а затем спросил меня: “Вы обещали доказать, что все это убранство соответствует Библии”. — Конечно. Я не забыл своего обещания, — отвечал я. — Православная Церковь в течение веков вырабатывала тот вид и форму храма, которую мы с вами наблюдаем, и делала Она это для того, чтобы с наибольшей полнотой передать в земных очертаниях небесные реальности. Также очень большое влияние на создание православных церквей имели библейские описания скинии Моисеевой и храма Соломонова, хотя Церковь и не следовала рабски ветхозаветным примерам, помня, что мы уже не под Законом, а под благодатью ( Рим.6:14 ).

http://azbyka.ru/progulka-protestanta-po...

л. 49. Максима исповедника сказание известно к любящим Бога всем сердцем, многоболезнующим иноком, и трудолюбствующим к иже спастися, и проч. См. пред. 797 л. 322. л. 59 об.–66. Правило, иже даде ангел великому Пахомию. Правило неумеющим грамоте. Ин указ, иже в келие пение иноком и о метаниах. Павечерница обычная през все лето, потом опроче Великаго поста. Устав како подобает пети Псалтырь в св. Великый пост. От Типика Святыа горы о поклонех. л. 66 об. О мнишеском житии. Чин прихождения одного монаха к другому, полнее, нежели под 657 л. 36. л. 71. Повесть от житиа св. старец и св. Отець, аще ли найдет помысл превзношениа мудрости и книгам гораздьству, помяни некоего пустыньника. Нач. Некий пустынник живяше в пустыни, млад сый и благочестив, мудр же бе и книгам горазд. л. 76 об. Аще найдет уныние о величестве власти, и красоте, и богатьства и сродниц, и вся имениа, помяни Данила пророка глаголюща. Нач. Аще будем зде богатии и живем лет 50 или 60 или 100, потом что будет? л. 79. Сказание Иоанна Златоустаг о о житии настоящем, како в нем льстимся. Нач. Вся убо, взлюбленнии, света сего вскоре преминуются. л. 88 об. Ино сказание Иоанна Златоустаг о о еже глаголющих, яко несть мукы грешным. Нач. Свет человече и се, како братие убежим мукы, злая творяще? л. 92. О целомудрии от грехопадениа, февраля в 13 день, память препод. отца нашего Мартиниана. Нач. Сей бяше от Кесариа палестиньскыя, начен постническое житие осмымнадесять летом взраста своего. л. 95. От Старчества зело полезно. Нач. Седяй наедине в кельи своей сбери ум, помяни день смерти своея. По оглавлению, в книге Старчество не дописано 6 глав, именно: Впрошение от старца о духов неприазнех, которых вещей боятся от всех, яже от Христа хрестьяном предани суть. Сказание старца, пойде продати зелие свое и похвати е бес. Слово Илариона о человеце, старостию одржиме. Слово о покорении и о послушании. Слово о покаянии. Слово о Павле мнисе и о видении раю. л. 96. Книга глаголема Цветки, избранныя от св. Лествицы, и от Златауста и от прочих книг, почитаемых в св. Божии церкви. Более замечательные выписки следующ.:

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

248 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 139. 249 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 140. 250 Самый великий Человек, Который когда-либо жил. 1991. П.116. 251 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 141. 252 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 142. 253 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 143. 254 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 144. 255 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993. С. 288. 256 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 144. 257 Что от нас требует Бог? 1996 С. 18–19. 258 Выделено автором. — свящ. Д.С. 259 Жак Провонша. Реальна ли смерть? Издательство «Источник жизни».1994. с. 53. 260 Что от нас требует Бог? 1996. С.14. 261 Пробудись. 8.5.1999. С. 10. 262 Что от нас требует Бог? 1996 С. 18–19. 263 Преподобного Иоанна Лествица. Сергиев Посад. 1908.С.129–131. 264 Подробнее см. Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Византороссика. СПб. 1997.С. 240–242. 265 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 196. 266 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 198–199. 267 Объединены в поклонении единому истинному Богу. 1989. С. 99–100. 268 Д.М. Маркелов. Протестантские таинства: история, теология, семиотика. Тверь 1999. С. 39. 269 Объединены в поклонении единому истинному Богу. 1989. С.98. 270 Макария архиепископа Харьковского Православно-догматическое богословие. Т. II. СПб. 1857. с. 251. 271 Дидахе.//Ранние Отцы Церкви. Брюссель. 1988. С. 20. 272 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 208. 273 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.С. 214. — Все это мы слышали еще 2000 лет назад. — Сразу после этих слов Спасителя, «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал Двенадцати: не хотите ли и вы отойти?» (Ин. 6, 66–67) Точно также и сейчас сектанты, как те неверующие иудеи, говорят: «какие странные слова! кто может это слушать?»(Ин. 6, 60) Но как тогда, так и сейчас Христос настаивает на буквальном смысле Своих слов. Он никому не давал права толковать их символически! Если в Ветхом Завете спасло Израиль вкушение реального пасхального агнца, как же в Новом он заменяется лишь мыслью об Агнце Божием, берущим на Себя грех мира (Ин.1, 29)? Что же касается символического смысла выражения «есть плоть», то действительно он существует. Иов, оскорбляемый друзьями, взывает: «Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои!.. Зачем и вы преследуете меня, как Бог, и плотью моею не можете насытиться?»(Иов. 19, 21–22) Так неужели мы будем иметь жизнь вечную, если будем оскорблять и издеваться над Господом?!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2281...

Подробно об этом см. в беседе за 27 декабря 1909 г. 52 Житие преп. Иакова Постника (VI в.; пам. 4 марта), отшельника Кармидьского (Палестинского)//Четьи-Минеи. 4 марта. С. 104–116. 53 Имеется в виду участие России в европейских революционных войнах и конфликтах, в том числе — подавление восстания в Венгрии графом И. Паскевичем. 54 Святитель Петр — митрополит Московский и всея Руси († 1326; пам. 21 декабря), великий чудотворец. 55 В Евангелии: Исследуйте Писания (Ин. 5, 39). 56 Стих канона Пасхи. 57 Гурьев В. Прологе поучениях. 27 марта. М., 1994. С. 392–393. 58 В течение XX века Китай несколько раз принес массовое мученичество христиан.— Ред. 59 Русский архив. 1884. 6. С. 349. 60 Митрополит Киевский Филарет (Амфитеатров; 1779–1857) — ректор трех семинарий, с 1816 г. — Московской духовной академии, с 1819 г. — епископ, с 1837 г. — митрополит, скончался в схиме. Известен как богословскими сочинениями, так и подвижнической жизнью. Нетленные мощи его пребывают в Киево-Печерской лавре. 61 Святитель Феофан (Говоров; 1815–1894) пребывал в затворе Вышенской пустыни (Шацкий уезд, Тамбовская губерния). Канонизирован Русской Церковью в 1988 г. В конце книги см. стихотворение преп. Варсонофия, посвященное свт. Феофану. 62 О ней упоминается в беседе от 23 декабря 1910 г. 63 Андреев Леонид Николаевич (1871–1919) — русский писатель, автор повестей и пьес. В начале века пережил кризис религиозного сознания. Скончался вне Церкви. Отпадением от Церкви характеризуется и творчество его сына — Даниила Андреева. 64 В Евангелии: ...Как слышу, так и сужу... (Ин. 5, 30). 65 Чис. 22, 29–30. 66 Стогны (ц.-слав.) — улицы и площади города. 67 Столповой распев — вариант древнего знаменного пения. 68 Батюшка начал беседу чтением отрывка из книги «На горах Кавказа» — об Иисусовой молитве. Он предупредил, что тем из нас, кто бывал у него раньше, прочитанное не скажет ничего нового, все будет знакомо, но это известное можно повторить много раз. 69 Заповеди Его тяжки не суть (1 Ин. 5, 3). 70 Преп. Макарию (Иванову). 71

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Спасительный смысл Евхаристии был предраскрыт Иисусом еще в галилейские дни в Беседе о Хлебе Животном в Капернаумской синагоге ( Ин. 6 ). По-видимому, Он остался в то время непонятым. Даже некоторые из учеников после Беседы о Хлебе Животном отошли от Иисуса (ср. Ин.6:66 ). Замечательно, что ее сохранил один только Иоанн. Возлюбленный ученик постигал тайны, недоступные другим. Но, может быть, и для него смысл Беседы о Хлебе Животном, во всей глубине, раскрылся только впоследствии, в свете позднейшего опыта. Основная мысль беседы Ин. 6 заключается в том, что Иисус есть хлеб, сошедший с неба. (ст. 35-а), и потому не только вера в Него есть условие жизни и воскресения (стт. 35-в., 40, 47–48), но общение с Ним, как с хлебом жизни, сшедшим с неба, надо понимать и буквально, как принятие Его в снедь. Вкушение плоти и крови Сына Человеческого, в построении Беседы о Хлебе Животном, есть исполнение веры (стт. 48–58). Будучи выражено глаголом τργω (стт. 54–58), буквально «жевать» или «глодать», – оно не допускает спиритуалистического перетолкования, почему и вызвало соблазн присутствовавших (стт. 60 и слл.). Соблазн объясняется ветхозаветным запрещением крови (ср. Лев. 17:10–14 и др.), которое настолько вошло в жизнь иудеев, что на апостольском соборе было распространено, из внимания к иудейским членам Церкви, и на христиан из язычников (ср. Деян. 15:20, 29 ). Как исполнение веры, вкушение плоти и крови Сына Человеческого понимается в Беседе о Хлебе Животном тоже как условие жизни и воскресения. Но этим евхаристическое учение Беседы о Хлебе Животном не ограничивается. В сопоставлении с понятием жизни, воскресение в последний день говорит о полноте жизни в будущем веке. Отвечая на соблазн, вызванный Его словами, Господь вводит понятие вознесения. Если присутствующих смущает учение о Хлебе Животном, что они скажут, когда увидят «Сына Человеческого, восходящего туда, где Он был прежде» (ст. 62)? Упоминание «восхождения» Сына Человеческого, в котором имело совершиться приобщение к Его Божественной славе к воспринятого Им человеческого естества, позволяет понимать и полноту жизни в будущем веке, которую откроет нам участие в евхаристической трапезе, как об о жение. Мало того. Продолжая Свою речь, Господь противополагает плоти животворящее начало Духа и подводит сказанное Им в Беседе о Хлебе Животном под общее понятие Духа и Жизни (ст. 63). Не вдаваясь в детальный анализ этого очень трудного места, можно сказать с уверенностью, что слово о Духе, во всяком случае, предполагает действие Ипостасного Духа, Третьего Лица Святой Троицы. Таким образом, учение Беседы о Хлебе Животном сводится к тому, что участие в евхаристической трапезе мыслится, как условие жизни и обожения, и ставится в теснейшую связь с действованием Духа Святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010