Это значило, что теперь, при взятии Его, предстоит апостолам опасность. Апостолы же сказали: Господи, здесь два меча. Тогда Господь сказал: довольно (22:35–38). Довольно, но не для отражения вооруженной толпы, а для напоминания ученикам о предстоявшей им опасности от нападения посланных синедрионом (Мих.). Ученики же поняли эти слова Господа о мече буквально. Удари (ударив) раба первосвященника. Этот раб, по сказанию евангелиста Иоанна, назывался Малхом ( Ин. 18:10 ). Вси бо приемшии (поднявшие) меч, мечем погибнут. Это изречение объясняют различно: 1) что вооружаться одному против многих, тоже вооруженных, опасно, можно самому погибнуть; 2) что те, кои будут силою и оружием противиться посланным от синедриона, могут быть наказаны; и 3) что те, которые пришли за Иисусом, подпадут наказанию Божию. 53. ил мнитс т, к не мог нн умолити ца моего, и представитъ м вщше неже дванадесте легена агглъ; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? 54. как убо сбдтс к так подобаетъ быти; как же сбудутся Писания, что так должно быть? Защищение мечем со стороны ап. Петра, хотя и происходило от любви к Господу, но с одной стороны было бесполезно и опасно, а с другой показывало в нем недостаток веры в божественную помощь и покорности воле Божией. Потому что, если бы нужно было освободиться, то Господь помолился бы, и Бог Отец послал бы Ему для защиты вящше неже дванадесете легеона (более, нежели двенадцать легионов) ангелов (Мих.). Легион римский полк, значит вообще множество. Сказано двенадцать, может быть, в соответствие двенадцати, на которых сделано нападение, т. е. И. Христа и 11-ти апостолов (кроме Иуды). Како убо (как же) сбудутся Писания, яко тако подобает быти (что так быть должно), т. е. писания пророков о том, что И. Христос, как Спаситель мира, должен пострадать и умереть. Потому напрасна и защита со стороны Петра. «Двумя причинами Господь хотел успокоить Своих учеников, пишет Златоуст: во-первых, угрозою наказания тем, которые начинают нападение: ибо все, сказал Он, взявшие меч, мечем погибнут; во-вторых, тем, что Он терпит сие добровольно: ибо могу, говорит Он, умолить Отца Моего и пр. Двенадцать легионов, сказал Господь, чтобы больше успокоить учеников Своих, ибо от страха они омертвели (Злат.). 55. Въ той часъ реч народмъ: к на разбойника ли изыдосте со и дрекольми ти м; по вс дни при васъ сдхъ уч въ церкви, и не сте мен. В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. 56. Се же вс бысть, да сбдтс Тогда учнцы вс ставльше бжаша.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Пришедши на место, Иисус Христос сказал ученикам: – «посидите здесь, пока Я пойду, помолюсь там». – Он взял с Собою Петра, и Иакова, и Иоанна, сынов Зеведеевых; и начал скорбеть, ужасаться и тосковать. Тогда говорит им: – «душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь, и бодрствуйте со Мною». – И, отошедши от них на такое расстояние, на какое можно докинуть камень, преклонил колена, пал лицом на землю, и молился, чтобы, если можно, миновал Его этот час. Он говорил: – «Авва, Отче Мой! все возможно Тебе. (И) если Ты благоизволяешь, пронеси эту чашу (скорбей и страданий) мимо Меня! Однако, не Моя воля, но Твоя да будет». – При этом, явился Ему с небес Ангел, и укреплял Его. И, чем более усиливалось внутреннее смятение, тем прилежнее молился; так что падал с Него на землю пот, точно капли крови. Вставши от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими с печали; и говорит Петру: – «Симон! ты спишь? вот, и одного часа не мог ты бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть вам в искушение. (Конечно), в душе много доброй воли: но телесная природа не выдерживает (испытания)». – Потом пошел в другой раз, и молился: – «Отче «Мой! если эта чаша не может миновать Меня, чтобы Мне не пить ее… буди воля Твоя!» – Возвратившись, нашел их опять спящими, потому что глаза у них отяжелели; и они не знали, что Ему отвечать? И, оставивши их, пошел опять, и помолился в третий раз, сказавши те же слова. И возвращается к ученикам Своим в третий раз, и говорит им: – «вы все еще спите и почиваете; кончено; настал час; вот, предается Сын человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; предатель Мой подходит». Мк. 14:43–52 ; Ин. 18:3–12 ; Мф. 26:47–56 ; Лк. 22:47–53 И вдруг, как Он еще говорил, появляется толпа народа с фонарями и светильниками, с мечами и кольями. Это был отряд воинов со множеством служителей от первосвященников, и книжников, и старейшин народа. Впереди этой толпы шел Иуда, один из двенадцати учеников. Он заранее дал им знак, сказавши: «кого я поцелую, тот и есть; возьмите Его, и ведите с предосторожностью».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6:53–56 ). Казалось бы, кто верует во Христа и верит Его словам, тот не может не иметь постоянной жажды приобщения Тела и Крови Христовых, которыми освещается и оживотворяется наша душа и наше тело. Но мы так далеко внутренно отстоим от Христа, что не чувствуем живо этой потребности постоянного причащения. Первые христиане не могли прожить без приобщения и одной недели. Они «каждый день единодушно пребывали во храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» ( Деян. 2:46 ). Я напоминаю о примере древних христиан не потому, чтобы считал очень легким восстановление в нашей церковной жизни этой древней практики, хотя у нас в России и были попытки ее восстановления. Частое причащение Св. Таин легко может послужить не во спасение, а во осуждение, когда оно превращается в дело привычное, заурядное, когда оно совершается без необходимого благоговения, без страха и радости, когда оно перестает быть из ряду вон выходящим праздником души. Именно это обстоятельство, может быть, и удерживает многих от частого причащения  Св. Таин. Причащение Св. Таин Христовых не может быть согласуемо с общим уровнем духовной жизни христианина. Не напрасно же мы, собираясь причащаться, на целую неделю отрешаемся от обычного суетного провождения времени, начинаем ежедневно посещать Церковь , читаем книги духовного содержания, постимся, примиряемся друг с другом. Очевидно, мы считаем, что такой именно образ жизни необходим для того, кто хочет причащаться Тела и Крови Христовых. Обычная же наша жизнь настолько суетна, настолько переполнена житейскою сутолокою, всякими дрязгами и неприятностями, пустыми развлечениями, что, не освободившись от всего этого, естественно нам кажется кощунственным подойти в таком духовном состоянии к Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

В православном Катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано: «Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, во оставление грехов и в жизнь вечную». Через Святые Дары в нас при причащении входит Сам Христос, и благодать Божия почивает на нас. Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит нам Господь: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. И еще: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин 6, 53-54, 56). Не причащающийся Святых Таин отрывает себя от Источника жизни — Христа, ставит себя вне Его. И наоборот, православные христиане, с благоговением и должной подготовкой регулярно приступающие к Таинству причащения, по слову Господа, пребывают в Нем. И в причастии, которое оживотворяет, одухотворяет, исцеляет нашу душу и тело, мы, как ни в каком другом Таинстве, соединяемся с Самим Христом. О том, насколько часто нужно причащаться, следует поговорить со своим духовным отцом или священником вашего прихода. Таинство причащения должно постоянно сопровождать жизнь православного человека. Ведь здесь, на земле, мы должны соединиться с Богом, Христос должен войти в нашу душу и сердце. Человек, который ищет в своей земной жизни соединения с Господом, может надеяться на то, что будет с Ним и в вечности. Таинство причащения — величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в Святые Дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф 28, 20). Как готовиться к причастию Святые Тайны — Тело и Кровь Христовы — величайшая святыня, дар Бога нам, грешным и недостойным. Недаром они так и называются — Святые Дары.

http://pravoslavie.ru/105021.html

Болезнь проказы – одна из самых жутких и неисцелимых. Это процесс медленного гниения, умирания еще живого человека. Но распад естества вмиг прекратился от прикосновения Христа – Источника жизни. Значит, болезни – не дамоклов меч и не кара свыше. Сам Господь хочет нашего исцеления («...хочу, очистись...»). И не только хочет, но и может подать и подает его («...и он тотчас очистился...»). Поэтому «куда ни приходил Он, в селения ли, в города ли, в деревни ли, клали больных на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя к краю одежды Его; и которые прикасались к Нему, исцелялись» ( Мк. 6:56 ). Человечество, увидев обилие чудес Христа, пришло в недоумение: Он превзошел по силе действия всех врачей и достижения медицины всей истории мира, да еще при этом исцелял даром. Требовалось ли для таких исцелений что-то со стороны самого человека? Да, ведь недостаточно просто иметь лекарство, важно правильно принять его. Упомянутый прокаженный произнес удивительные слова: «если хочешь». Он упразднил в себе действие эгоистической воли, предал себя полностью в руки Божии. Спаситель, видя его смирение пред Богом, а значит, желание освободиться от грехов, уврачевал его душу и тело. Только те, которые прикасались к Нему, исцелялись, сила Христова целительна всегда и везде, но человеку важно открыть себя этой силе, приблизиться ко Христу. У одного царедворца сильно заболел сын и уже находился при смерти. Этот царедворец разыскал Спасителя и обратился к Нему со словами: «Господи! приди, пока не умер сын мой». Однако Спаситель сразу сказал: «Пойди, сын твой здоров». Евангелист Иоанн, один из ближайших спутников Христа, при этом замечает: «Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел. На дороге встретили его слуги его и сказали: сын твой здоров». Оказалось, что находившийся при смерти юноша выздоровел в момент произнесения Господом целительных слов ( Ин. 4:46–53 ). Богочеловек исцелял совершенно просто, без малейшего усилия, эмоционально-волевого напряжения, магических действий или заклинаний. Последнее используют личности, неспособные в действительности лечить, таковые ищут экстрасенсорного состояния для воздействия на других – а у больных, при временном облегчении тела, покрывается ранами душа. Христос же исцеляет на самом деле, избавляет от болезней одним словом, одним Своим желанием, потому что Он – Бог во плоти и, значит, не может не исцелять. Господь Иисус Христос – единственный, Кто исцеляет Самим Собой, Своей Собственной силой, благодатью. Потому что Он Сам – Источник истинной жизни и подлинного здоровья души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

( Мф.26:36–56 ; Мк.14:32–52 ; Лк.22:39–53 ; Ин.18:1–11 ) Продолжая Свою беседу с учениками, Иисус Христос перешел чрез поток Кедрон, протекавший между Иерусалимскими холмами и горою Елеонскою. У подошвы горы находилось небольшое селение Гефсимания, окруженное густым садом. Иисус Христос часто приходил сюда беседовать с учениками и молиться Отцу Своему Небесному. При входе в сад, Он велел следовать за Собой Апостолам Петру, Иакову и Иоанну, остальным же сказал: «Посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там». Пришедши в сад, Он начал скорбеть и тосковать. Он знал, что настало время Его страданий за грехи людей, и, как человек, представляя Себе всю тяжесть этих страданий, ужасался их. «Душа Моя скорбит смертельно», сказал Он ученикам Своим; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Он отошел от них на вержение камня (т. е. на такое расстояние, на какое человек может бросить камень) и здесь пал на землю лицом и молился о том, чтобы Отец Его Небесный, если можно; избавил Его от этих страданий: «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Помолившись, Он пошел к ученикам Своим, но нашел их спящими. Спаситель, видя это, обратился к Петру, который недавно еще обещал положить жизнь свою за Учителя:«Симон, ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр, плоть же немощна (душа ваша готова бороться с искушениями, но слабая плоть ваша не устоит против него)». Он отошел от них еще раз и снова стал молиться: «Отче Мой, если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее: да будет воля Твоя». Снова пришел Он к ученикам Своим и, увидя их спящими, отошел на прежнее место для молитвы. В третий раз повторил Он Свою молитву. Его душевная скорбь была так велика, что Он изнемогал от усталости, с лица Его падал на землю пот крупными каплями, как капли крови. С небес явился к Нему Ангел и укреплял Его. Молитва успокоила Спасителя и Он подошел к ученикам Своим и сказал: «Вы все еще спите и почиваете; вот приблизился час, и сын человеческий предается в руки грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

   Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: «Радуйся, Равви (Учитель)!» И поцеловал Его.    Иисус Христос сказал ему: «Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию.    Потом Иисус Христос, зная все, что с Ним будет, подошел к толпе и сказал: «кого ищете?»    Из толпы отвечали: «Иисуса Назорея».    Спаситель говорит им: «это Я».    От этих слов воины и слуги со страхом отступили назад и упали на землю. Когда же они оправились от страха и поднялись, то в смятении пытались схватить учеников Христовых.    Спаситель снова сказал: «Кого ищете?»    Они сказали: «Иисуса Назорея».    «Я сказал вам это Я», ответил Спаситель. «Итак, если Меня ищете, оставьте их (учеников), пусть идут».    Воины и слуги, подошедши, обступили Иисуса Христа. Апостолы хотели было защитить своего Учителя. Петр, имея при себе меч, извлек его и ударил им слугу первосвященнического, по имени Малха, и отсек ему правое ухо.    Но Иисус Христос сказал Петру: «вложи меч в ножны; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (т. е. кто поднимает меч против другого, тот сам погибнет от меча). Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, чтобы Он послал на защиту Мне множество ангелов? Неужели Мне не пить чаши (страданий), которую дал Мне Отец (для спасения людей)?»    Сказав это, Иисус Христос, прикоснувшись к уху Малха, исцелил его, и добровольно предал Себя в руки Своих врагов.    В толпе слуг были также и начальники иудейские. Иисус Христос, обращаясь к ним, сказал: «как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день бывал Я в храме, сидел там с вами и учил, и вы тогда не брали Меня. Но теперь ваше время и власть тьмы».    Воины же, связав Спасителя, повели Его к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Спасителя, в страхе разбежались. Только двое из них, Иоанн и Петр, издали следовали за Ним.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея (Мф.26:36-56); от Марка (Мк.14:32-52); от Луки (Лк.22:40-53), от Иоанна (Ин.18:1-12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и я в нем» (Ин.6:53-56).    Согласно заповеди Христовой, таинство причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, силою и действием Духа Святого, прелагаются, или пресуществляются, в истинное тело и в истинную кровь Христову.    Хлеб для причащения употребляется один, так как все верующие во Христа, составляют одно тело Его, глава которого есть Сам Христос. «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба», говорит апостол Павел (1 Кор.10:17).    Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. Однако св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год.    К таинству св. причащения христиане должны подготовлять себя говением, которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем — исповедью, т. е. очищением своей совести в таинстве покаяния.    Таинство св. причащения по-гречески называется евхаристией, что значит «благодарение». ТАИНСТВО БРАКА    Брак есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.    Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт.1:28).    Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их (Быт.1:27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010