Скачать epub pdf Глава 9 1. Исцеление слепорожденного 1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. 2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? 3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. 4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. 5 Доколе Я в мире, Я свет миру. 6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, 7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. История исцеления слепорожденного занимает в 9-й главе Евангелия от Иоанна сравнительно небольшое пространство: всего семь стихов (1–7). Однако оставшаяся часть главы (стихи 8–41) является прямым продолжением этой истории. Таким образом, собственно рассказ о чуде занимает около 1/6 данной главы: все остальное – это богословский комментарий к нему. «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения» В Евангелиях упомянуты многие случаи исцелений от слепоты. Два похожих случая возвращения Иисусом зрения двум слепцам мы встречаем в Евангелии от Матфея ( Мф. 9:27–31 иМф. 20:34). Матфей также упоминает об исцелении бесноватого слепого и немого ( Мф. 12:22 ). Марк рассказывает об исцелениях безымянного слепого в Вифсаиде ( Мр. 8:22–26 ) и Вартимея в Иерихоне ( Мр. 10:46–52 ). То же исцеление в Иерихоне описано у Луки ( Лк. 18:35–43 ). И Матфей, и Лука упоминают об исцелении Иисусом многих слепых ( Мф. 15:31; 21 :14Лк. 7:21). Однако только в Евангелии от Иоанна рассказывается об исцелении человека, слепого «от рождения». В других случаях мы не знаем никаких подробностей о слепых, которых исцеляет Иисус: от рождения ли они были слепыми или стали таковыми на каком-то этапе своей жизни, и если да, то по какой причине. Можно предположить, что слепой, описываемый Иоанном, – единственный слепорожденный из всех упоминаемых в Евангелиях слепцов. Поэтому рассказанная Иоанном история имеет особый смысл, отраженный в восторженных словах самого исцеленного: «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» ( Ин. 9:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Март Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 2: гл. 1 (Ин.3:5–26)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1900. Т. 1. 3. С. 225–240 (1-я пагин.). —225— дясь в таком состоянии, и начальник Иудейский не принимает духовного рождения. 3:5. Аще кто не родится водою и Духом 533 , не может внити во царствие Божие. Человека, не понимающего надлежащим образом, что означает рождение свыше, Господь наставляет более ясными вразумлениями и полнее открывает ему познание таинства. Господь наш Иисус Христос называл возрождение через Духа рождением свыше, указывая этим на то, что превышающую всё сущность имеет Дух, через Коего мы становимся общниками Божественной Природы ( 2Пет.1:4 ), когда получаем Духа, существенно из Нее происходящего, и через Него и в Нем преобразуемся соответственно Первообразной Красоте, таким образом возрождаемся в обновление жизни и получаем божественное всыновление ( Рим.6:4 , – Еф.1:5 ). Но не так поняв слово «свыше опять», Никодим вообразил, что им означается имеющее быть вторичное рождение именно по телу, так что оказывался неразумным и вместе невежественным, подумавшим о невозможном. Посему Спаситель и обращается с ним, как еще с немощным, весьма нежно и, сняв с Своей речи прикровенность, говорит уже ясно: если кто не родится чрез воду и Дух, не может войти в царство Божие. Так как человек по своей природе есть нечто сложное и не простое, составленный из двух – чувственного тела и духовной души, то и для своего возрождения нуждался в двойном средстве, которое должно быть сродственно обеим сторонам его природы. —226— Духом освящается именно дух человека, а водою, с своей стороны также освященною – тело. Как вода, наливаемая в котлы, от соединения с сильным огнем воспринимает в себя его силу (теплоту), так и чувственная вода через действие Духа преобразуется в некую божественную и неизреченную силу и освящает уже всех, в ком она будет. 3:6. Рожденное от плоти плоть есть, и рожденное от Духа дух есть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Часть первая. БОГ В САМОМ СЕБЕ Отдел первый. БОГ В СУЩНОСТИ § 13. Бытие Бога Все свое догматическое учение Православная Церковь основывает на богооткровенной вере и почерпает из нее, поэтому и начинает Символ веры словом: «Верую». Этим она исповедует то, что все ее догматы, от первого до последнего, являются предметом веры. Последовательная в этом, она как Богом назначенный посредник, хранитель и истолкователь Святого Откровения не доказывает догматических истин, а лишь указывает на них, ибо они в своей богооткровенной данности содержат свое самое высшее оправдание. Догмат о бытии Бога является изначальным, ибо такое место ему принадлежит по самому Божественному домостроительству человеческого спасения: «Веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть» ( Евр.11:6 ). Как все прочие, так и этот догмат Православная Церковь основывает на вере, что и выражает начальными словами своего Символа: «Верую во Единаго Бога». Поскольку благодаря вере она имеет Бога, ей не нужно и она не смеет догматическую истину Божественного Откровения превращать в логическую посылку человеческого умствования. Для нее бытие Бога – богооткровенная истина, в которую необходимо веровать и принимать верой, а не предположение, которое необходимо логически доказывать и на основе логических доказательств принимать, ибо от предположения до фикции расстояние и без того слишком малое. Она не доказывает существования Бога, а являет Его присутствием вечных божественных истин в себе и наличием сверхъестественного в природе и человеке. Догматическое учение Церкви о бытии Бога является таковым потому, что таково учение самого Святого Откровения, которое она в целости хранит и исповедует. Откровение не пускается доказывать существование Бога; оно являет Его в Его действиях. Об этом свидетельствует самое начало Откровения; там не доказывается, что есть Бог, а раскрываются Его дела как дела Того, Чье бытие предшествует всему, обусловливает всё и без Кого не может быть представлено никакое иное существование или создание чего бы то ни было: «В начале сотвори Бог небо и землю» ( Быт.1:1 ; ср.: Пс.88:12–13, 101:26, 135:5, 145:6 ; Ин.1:3 ; Деян.14:15 ; Евр.3:4, 11:3 ; Откр.14:7 ; Сир.18:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

X. О почитании Пресвятой Богородицы Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, дочь праведных Богоотец Иоакима и Анны, происходила из царского рода Давидова чрез Нафана. С раннего детства Она была посвящена благочестивыми родителями Богу. Что Пресвятую Деву Марию должно почитать Богородицей, это видно из следующего: ещё пророк Исайя, по внушению Духа Святого, пророчествовал, говоря: «Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис.7:14 ). На это пророчество указал праведному обручнику Иосифу и Архангел, когда говорил, что «родившееся в Ней есть от Духа Святого» ( Мф.1:20:22–23 ). Архангел же Гавриил говорил Деве Марии: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречётся Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). Елисавета назвала Её «материю Господа» ( Лк.2:43 ), а это равнозначаще слову Богородица. Апостол Павел свидетельствует, что «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону» ( Гал.4:4 ). О духовном величии Пресвятой Девы Богородицы Слово Божие говорит так: «и возрадовался Дух Мой о Боге, Спасителе моём (слова Её Самой), – что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды. Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» ( Лк.1:47–49 ). В книге Откровения говорится: «И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд» ( Откр.12:1 ). В книге Песней Она воспевается так: «Кто это блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знамёнами?» ( Песн.6:10 ). Сам Господь наш Иисус Христос первый дал пример почитать Деву Марию, как Матерь Божию. В течение всей земной жизни Своей Он оказывал Ей сыновнюю почтительность: «был в повиновении у них», т.е. у Неё и святого Иосифа, замечает евангелист ( Лк.2:51 ). Даже в самую предсмертную минуту Он обнаружил особенную сыновнюю заботливость о Ней, поручив Её попечению святого апостола Иоанна Богослова, а в лице его научил и всех нас почитать Пресвятую Богородицу. «Иисус, – говорится в Евангелии, – увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се Сын Твой, потом говорит ученику: се Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» ( Ин.19:26 ). Мало этого, Пресвятую Деву Марию почитали ещё ранее рождения Спасителя. Это видно из указанных выше слов праведной Елисаветы ( Лк.1:41–43 ), из слов Архангела Гавриила ( Лк.1:28 ) и из слов женщины, которая говорила: «блаженно чрево, носившее Тебя!» ( Лк.11:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Архимандрит Алексий (Поликарпов) ЖМП 4 апрель 2014 /  4 апреля 2014 г. Архимандрит Алексий (Поликарпов): Жить так, чтобы слово Божие не было в осуждение В Свято-Даниловом мужском ставропигиальном монастыре — одной из старейших обителей Москвы — духовная жизнь возрождается уже 31 год. С 1992 года послушание наместника несет архимандрит Алексий (Поликарпов), в прошлом духовник братии Троице-Сергиевой лавры и помощник архимандрита Кирилла (Павлова). О своем пути в Церкви, о своих учителях и о миссии городского монашества он рассказал в интервью нашему жур­налу. — Отец Алексий,  Вы как-то сказали, что мы теперь «не так горячи, как святые». И что «мы должны осознавать, насколько мы скудны, и приносить в этом покаяние. Осознавая свою немощь и скудость, мы совершаем свое спасение». Верно ли, что здесь речь о смирении? — Кто из нас похвалится, что он — хорош? Никто. Но мы должны исполнять заповеди евангельские. Получается их исполнять — благодарим Бога, если нет — приносим покаяние. Таким образом и совершаем свое спасение. В общении с другими людьми нам хочется показать себя с лучшей стороны, но перед Богом похвалиться невозможно. Все наши дела — перед Ним. Господь сказал: «Сыне, дай Мне сердце твое» (Притч. 23:26). Из сердца исходят помышления и благие, и злые. Значит, центр всего — сердце. В сердце нет поклонов, не может быть канонов; в сердце наши чувства, наше устремление к Богу. Нельзя отрицать внешнюю аскезу: поклоны, посты, соблюдение канонов. Это — наша внешняя сторона, а внутренняя основана на любви к Богу и ближнему. Нужно делание и внутреннее и внешнее, как написано в Великом покаянном каноне Андрея Критского: «…да две жене сочетает». Каждый свой шаг следует приносить как бы в жертву Богу, и тогда Бог это все будет видеть. И еще и еще раз: Христос для нас — это и путь, и истина, и жизнь (Ин. 14, 6). Христос есть путь, потому что Он не только указывает человеку путь, Он и ведет его по этому пути. Он всей своей жизнью показывает нам пример. Господь наш, пример истинного Человека.

http://e-vestnik.ru/interviews/arhimandr...

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) - проповеди - СЛОВО в Неделю 3-ю Великого поста " ПРИИДИТЕ ВЕРНИИ ЖИВОТВОРЯЩЕМУ ДРЕВУ ПОКЛОНИМСЯ " ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ПРОПОВЕДИ О. ИОАННА (КРЕСТЬЯНКИНА) СЛОВО в Неделю 3-ю Великого поста " ПРИИДИТЕ ВЕРНИИ ЖИВОТВОРЯЩЕМУ ДРЕВУ ПОКЛОНИМСЯ " 13 (26) марта 1995 года Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! " Приидите вернии Животворящему Древу поклонимся... " - зовет сегодня Святая Церковь чад своих к подножию Честнаго и Животворящего Креста Господня. Это Голгофа, перешагнув время, приблизилась к нам, воспоминанием о себе вторгаясь в сознание. Ибо на ней вознесся Крест - иже есть лествица к небесам, и на Кресте - Тот, Кто сказал: " ...Я есмь путь и истина и жизнь... " (Ин. 14, 6). Крест Христов - великая спасительная сила всех земнородных. Он простирается и в долготу всех времен, и в широту по всем местам, высота его до небес, а глубина до бездн адовых. А сегодня, в день преполовения спасительного постного подвига, Господь снисходит к тем, кто устал и изнемог под бременем поста, даруя им Свою любовь, и силу, и кроткое напоминание, что они еще не до крови сражались с грехом. Господь сегодня напоминает нам и о единственности, непреложности спасительного пути - пути Креста и страданий - и вдохновляет на нем надеждой. Свет Христова Воскресения виден только с Креста. Животворящее Крестное Древо - Крест Христов - взрощено посреди земли Божией любовью к людям, чтобы погибельный крест - от древа познания добра и зла, взятый в раю на себя человеком своеволием и непослушанием Богу, - претворить в спасительный Крест, вновь отверзающий райские двери. Крест Христов вознесен над миром со времен спасительных страданий Господа. Но и всякий пришедший в мир человек с рождения наследует крест прародителей своих и неизменно до конца дней несет его по жизни. Земля же - юдоль плача и печали, место изгнания преступившему Божие повеление - полна скорбями и страданиями. Волчцы и терния греховных навыков и страстей, с которыми мы сроднились и услаждаемся, одновременно ранят душу и воспаляют круг жизни.

http://zavet.ru/ioannkr03.htm

Беседа XX. О первом члене символа веры. Промысл Божий о мире и человеке Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимыми же всем и невидимым. Мы знаем с вами, братие, что Бог сотворил мир в шесть дней. В седьмой день Он почил от дел Своих, т.е. перестал творить вновь. Но, сотворив мир, Бог не оставил его; Он продолжает заботиться, или, как принято говорить, промышляет о нем. Отец мой доселе делает, и Аз делаю, ( Ин.5:17 ) говорил Иисус Христос иудеям, указывая на промысл Божий о мире. Таким образом Бог не есть только Творец мира, но, как говорится в символе веры , и Вседержитель, потому что Он все содержит и в Своей силе и в Своей воле. Всемогущий, премудрый и благий Бог сохраняет созданный Им мир, управляет им, поддерживает жизнь тварей и все направляет к назначенной Им цели. Всякому добру Он вспомоществует, а зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям. Что Бог действительно промышляет о мире, в этом мы убеждаемся и соображениями своего разума. Если для сохранения порядка в доме необходим хозяин, и для сохранения порядка и спокойствия в государстве необходимы власти, то и для сохранения порядка во вселенной необходим также промысл Божий. Бесчисленное множество тварей при помощи Божией живет, размножается, находит себе пищу и жилище. Вся к Тебе, обращаясь к Богу, говорит Давид, чают, дати пищу им во благо время ( Пс.103:27 ). Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты руку Твою и исполняеши всякое животное благоволения ( Пс.144:15–16 ). Призывая людей к прославлению Бога, он восклицает: пойте Богови нашему в гуслех, одевающему небо облаки, уготовляющему земли дождь, прозябающему на горах траву и злак на службу человекам, дающему скотом пищу их и птенцем врановым, призывающим его ( Пс.146:7–9 ). Но особенно промышляет Бог о человеке, даруя ему все необходимое для жизни. Сам Иисус Христос, укрепляя в народе веру, говорил: воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их: не вы ли паче лучше их есте ( Мф.6:26 ); смотрите крин силъных, како растут: не труждаются, не прядут.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Вопрос: Почему Православная Церковь так резко отрицательно относится к гомосексуализму? Я не говорю о гей-парадах, сама этого не понимаю, хотя и живу с женщиной. Чем мы-то отличаемся? Чем мы грешнее всех остальных? Мы такие же люди, как и все. Почему к нам такое отношение? Спасибо. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Святые отцы научают нас отличать грех и человека, душа которого больна и нуждается в лечении от тяжелого недуга. Такой человек вызывает сострадание. Однако невозможно исцеление того, кто пребывает в слепоте и не видит своего бедственного состояния. Священное Писание называет грехом всякое нарушение Божественного закона (см. 1 Ин. 3: 4). Господь Творец наделил мужчину и женщину душевными и телесными особенностями, чтобы они дополняли друг друга и тем самым составляли единство. Святая Библия свидетельствует, что брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной был установлен Богом в самом начале человеческого бытия. По замыслу Творца, смысл и цель брака состоит в совместном спасении, в общем труде, взаимопомощи и телесном соединении для рождения детей и их воспитания. Из всех земных союзов брак является самым тесным: будут одна плоть (Быт. 2: 24). Когда люди ведут половую жизнь вне брака, они извращают Божественный замысел о благодатном жизненном союзе, сводя все к чувственно-физиологическому началу и отбрасывая духовные и социальные цели. Поэтому святая Библия определяет всякое сожительство вне семейных уз смертным грехом, ибо попирается Божественное установление. Еще более тяжким грехом является удовлетворение чувственной потребности противоестественным способом: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев.18: 22). В равной степени это относится и к женщине. Апостол Павел называет это постыдной страстью, срамом, непотребством: «Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1: 26–27). Люди, живущие в содомском грехе, лишаются спасения: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники , ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10).

http://pravoslavie.ru/31069.html

Глава IX. Кончина мира И второе пришествие Христово Прежде нежели приити дню Господню, взыщите Господа, яко да покрыетеся в день гнева Его. Чтобы взыскать Господа, – придти в разум неприступной Его славы, нужно обратить внимание на откровения Его о кончине мира сего и втором Его пришествии. Ибо нигде нельзя более усмотреть Его Божественного величия, как при явлении Царствия Его во всей силе и славе. Если мы ежедневно просим: да приидет Царствие Твое, – то и должны ежедневно ожидать и размышлять о наступлении кончины века сего и славном Его пришествии. Как иудеев учил Господь: испытайте Писания, ибо они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ), – так и нам нужно рассматривать свидетельства Господни, если желаем познать Его величие и славу, сокровенную ныне в Писании. Потому и сказано всякому из нас: аще взыщеши премудрости, (открывающей величие Господа), и, яко сокровища, испытавши и тогда уразумевши страх Господень, и познание Божие обрящеши ( Прит.2:4, 5 ). Итак потрудимся, как вещают нам пророки, потрудимся, еже увидети Господа, и яко утро готово, обрящем Его ( Ос.6:3 ). Избрании бо мои, – Господь говорит, – не имут трудитися вотще ( Ис.65:23 ). И узрят людие славу Божию и высоту Божию ( Исх.32:2 ). Кто не хочет ныне познать величия Господа своего и воздать ему чести и славы, о том Писание возвещает: да возьмется нечестивый, да не видит славы Господней ( Ис.26:10 ). – Но куда же, подумаем, возьмется нечестивый, когда явится Господь во славе, и озарятся ею все концы земли? На небо ли? Но там престол Его. Переселится ли на край моря? Но и там слава Господня виднеться будет, как солнце, во всей своей светлости; потому и там не будет нечестивому места, чтобы ему не видеть света, происходящего от славы Господней. Так куда же он будет взят? Не в ту ли страшную страну, где царствует вечный мрак и никакому оку на мгновение не дает видеть славы Господней? Туда, действительно, туда он будет взят; и вот уж там-то в стране, лишённой всякого признака славы Господней, вовеки он не увидит, даже и не услышит ни одного слова, сказанного во славу Божию. Там, где без благого Бога нет никакой радости, да и быть вовеки не может, где непрестанные у всех стоны и вопли заградят уста всякого для славословия Божия, там не только славить, но и внимать славословиям, если бы они были, никто не возможет. Ибо кто безутешно станет рыдать, того ничто занимать не возможет, кроме величайшего своего мучения. Вот ведь куда возьмется тот из нас, кто ныне не хочет придти в познание истины и уразуметь, сколь славен наш Господь. Потому-то Писание и говорит нам: дадите Господу Богу славу, прежде даже не смеркнется, прежде даже не преткнутся ноги ваши к горам темным: и пождете света, и тамо сень смертная, и положены будете во мрак ( Иер.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Глава из книги «Тайна Святой Троицы по святому Григорию Паламе » Свое учение об исхождении Святого Духа святой Григорий Палама излагает преимущественно в двух аподиктических словах против латинского учения о Филиокве, а также в своем опровержении «Эпиграфов» Иоанна Векка. Поводом к этому изложению послужило Филиокве, которое было в его время столь же актуально, как и во время святителя Фотия. Так же как актуально оно и в наши дни. Для святого Григория Паламы истина исхождения Духа Святого только от одного Отца принадлежит богословию явленному «Само-Истиной Христом, Который Бог сый превечный, стал ради нас и богословом» 1 . Истина эта есть учение, которое приняли самовидцы и апостолы от Самого Духа Святого и научили других, «как научены были» 2 . Слова Господа Дух Святый, Иже от Отца исходит (ср.: Ин.15:26 ) выражают непреложную истину о превечном образе существования Духа, запечатленную в Символе веры , «мериле подлинного богопознания и твердого исповедания для всех, хотящих «право правити слово истины " " 3 . Святитель Григорий глубоко убежден в полном тождестве своей веры в исхождение Святого Духа с общим исповеданием всех «богоносных богословов, евангелистов, апостолов и прежде них от века пророков», а через них с богословием Богочеловека, Логоса 4 . Отсюда его ясное сознание трагических последствий латинского учения о Святом Духе и внесения Филиокве в Символ веры . Хотя отклонение латинского учения представляется «незначительным», оно носит в себе причину «великих зол» и «многое и лютое, несогласное с благочестием и противное ему», явственно являя всем, «что в том, что касается Бога, даже самое мелкое не незначительно» 5 . Это «небольшое» изменение неизбежно ведет к различию в понимании тайны Святой Троицы и личных внутритроичных отношений. Поскольку речь идет об «общем начале всего», то «и одно неблагочестивое искажение порождает множество погрешностей» 6 . В глазах святителя это значит, что самое, казалось бы, незначительное изменение в вопросах веры содержит в себе радикальные различия догматического и духовного характера. Поэтому Филиокве означает для нас не просто богословское различие между Востоком и Западом, а предполагает, можно сказать, две различные, несовместимые между собой триадологии. «Ибо, – говорит он, – поскольку мы говорим, что Дух Святой имеет Свое бытие не от Ипостаси Сына, а они говорят, что и от Сына, то невозможно совокупить тех и других в одном учении; ибо един Единородный и едино бытие Духа» 7 . Филиокве противоречит единоначалию в Божестве, притом не только в словесном выражении, но и по существу. Это противоречие вносит такое разделение и настолько искажает неизменную веру Церкви, что общение между Римом и Востоком становится невозможным. Святитель прямо заявляет: «Никогда мы не примем вас в общение, пока вы говорите, что Дух и от Сына» 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010