– Волгоград: Перемена, 2004. – 420 с. – С. 26–36. Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы/Под общей ред. В.Г. Онушкина, Ю.Н. Кулюткина, В.Г. Воронцовой. - СПб., 1996. – 122 с Коменский Я.А. Школа детства./Опыты православной педагогики.//Литературная учеба.– 1993, – 5–6. – С. 214–239. Комплексность и преемственность в формировании духовной культуры будущего учителя: Межвуз. Сб. науч. тр./Вологод. гос. пед. ин-т.; Редкол.: Рычков А.К.. (отв. ред.) и др.). – Вологда: ВГПИ, 1989. – 131 с. Корзинкин А.С. (архимандрит Зиновий). Духовно-нравственная концепция воспитания личности в современном образовании: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Курск, 1999. – 21 с. Корниенко Н.А. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности. Автореф. дис. … канд. пс. наук. – Новосибирск, 1992. – 22 с. Костикова М.Н. История государственно-церковных отношений в сфере образования: Программа спец. курса. Курский государственный педагогический университет. – Курск, Б.н., 2001. – 10 с. Кошмина И.В. Возрождение традиции преподавания духовной музыки в начальной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1994. - 16 с. Кравченко Д.Н. Классические педагогические системы Ж. Руссо и И.Ф. Гербарта в аспекте православной педагогики: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Курск, 2004. – 22 с. Краснов С.И. Ценностное и организационное самоопределение учителей в проектировании инновационных образовательных систем: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1995. - 149 с. Крывелев М.А. История религий. М., 1975 — 1976. Кузьмин И.А. Социокультурный системный подход к истокам в образовании. - М.: TBS, 1997. – С. 50–71. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М.: 1994. – 102 с. Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности педагога. – Самара, 2002. – 86 с. – С. 28. Кульневич С.В. Личностно-ориентированное воспитание: концепция, содержание, реализация: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. - Ростов н/Д.: 1995. - 32 с. Кураев А. Миссионеры на школьном пороге.

http://bogoslov.ru/article/1456681

Каждое Евангелие имеет собственную нумерацию зачал: в Евангелии по Матфею — 116 зачал; в Евангелии по Марку — 71 зачало; в Евангелии по Луке — 114 зачал; в Евангелии по Иоанну — 67 зачал. В отличие от Евангелия, Богослужебный Апостол имеет сплошную нумерацию зачал; здесь их всего 335 (по номерам). Книга Апокалипсис разделения на зачала не имеет, т.к. за богослужением не читается. Зачала «от полу» Некоторые зачала не имеют отдельного номера, но располагаются между нумерованными зачалами. Устав называет такие чтения  «зачало от полу» (от половины) ; они отмечены знаком зачала без числового номера. Как правило, эти зачала были добавлены в богослужебный цикл чтений позднее основного корпуса рядовых и праздничных зачал, потому для них был придуман особый принцип обозначения: не стали перенумеровывать книгу, а обозначили так: “чтение от полу”. Это значит, что начало чтения находится как бы в середине зачала под номером. Причем эта середина не всегда математическая: чтение “от полу” может находиться как в середине нумерованного зачала, так и в конце (см., например, по Иоанну зачало 41е «от полу»), а то и в начале вскоре после номера. В частности, на утрене в праздник Воздвижения Креста Господня читается Евангелие по Иоанну, зачало 42е «от полу», которое начинается с Ин.12:28 , тогда как само зачало 42е начинается с Ин.12:19 . Взаимное расположение зачал в Евангелии и Апостоле Соседние по номерам зачала могут по большей части друг относительно друга располагаться тремя способами (для единообразия примеры возьмем из Евангелие по Матфею): 1) следующее зачало начинается там же, где заканчивается предыдущее зачало (это – самый частый и «нормальный» вариант, см. зачала 2 и 3, 3 и 4 и др.); 2) зачала пересекаются, то есть конечный фрагмент одного зачала одновременно является начальным для другого зачала (например, зачала 22 и 23, 26 и 27); 3) между зачалами есть своего рода «буферная зона», то есть фрагмент, не относящийся ни к одному из соседних зачал (например, зачала 5 и 6, 9 и 10). Взаимное расположение зачал в Евангелии и Апостоле

http://azbyka.ru/zachala

741. Лк. 10:20. 742. Деян. 18:15. 743. Деян. 22:28. 744. Быт. 2:19. 745. Пс. 146:4. 746. 0ткр. 2:17. 747. Мр. 9:38. 748. Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Слова и речи. Т. 2. М., 1874. С. 401—403 (Слово в день Тезоименитства Его Императорского Величества Благоверного Государя Императора Александра Павловича, 30.08.1825). Ср.: Об именах божественных. С. 686—687. 749. Флоренский Павел, священник. Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах. М., 1914. С. 347. 750. Филарет Московский. Слова и речи. Т. 2. С. 155 (Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы, 25.03.1824). Ср.: Об именах божественных. С. 705—706. 751. Ин. 1:1,4. 752. Макарий Египетский. Беседа 12 (Цит. по: Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные беседы, Послание и Слова. Изд. четвертое. Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 96). 753. Ис. Нав. 10:12—13. 754. ЗЦар. 17:1. 755. 3 Цар. 17:14. 756. ЗЦар. 17:19—22. 757. 4 Цар. 2:21. 758. Деян. 3:6. 759. Деян. 9:40. 760. Филарет Московский. Слова и речи. Т. 3. М, 1877. С. 231—233 (Слово в день обретения мощей преподобного Сергия, 5.07.1833). Ср.: Об именах божественных С. 691—694. 761. Филарет Московский. Слова и речи. Т. 3. С. 234 (Слово в день обретения мощей преподобного Сергия, 5.07.1833). Ср.: Об именах божественных. С. 694—695. 762. Филарет Московский. Слова и речи. Т. 5. М., 1885. С. 61 (Беседа при торжестве о рождении Его Императорского Высочества Великого Князя Алексия Александровича, 7.01.1850). 763. Филарет Московский. Об именах божественных. С. 687—689. 764. Там же. С. 701. 765. Пс. 148:7—13. 766. Ин. 17:3. 767. Пс. 71:19. 768. Пс. 33:4. 769. Пс. 92:1. 770. Иезек.43:5—7. 771. Филарет Московский. Слова и речи. Т. 1. М, 1873. С. 237—238 (Речь по освящении храма во имя праведной Елисаветы, устроенного при сиротском училище 1812 года, находящемся в ведении Санкт–Петербургского женского Патриотического Общества, 27.05.1817). 772. Филарет Московский. Слова и речи. Т. 3. М., 1877. С. 317 (Слово пред присягою для избрания судей, 2.01.1834).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Арх.: Арх. Екатеринбургской епархии. Годовые отчеты за 1885-1915, 1957-2006; Арх. МП. Фонд Свердловской епархии. Док-ты за 1923-1949 гг.; ГА адм. органов Свердловской обл. Ф. 1. Оп. 2 [УФСБ РФ по Свердловской обл.]. Д. 15756, 16822, 20106, 20681, 21438, 28435, 41750, 46693; ГАРФ. Ф. 5263 [Постоянная центральная комиссия по вопросам культов при ВЦИК]. Оп. 2. Д. 12. Л. 192; Д. 1551. Л. 30; Ф. 6991 [Совет по делам РПЦ]. Оп. 1. Д. 203. Л. 5-6, 10; Д. 783. Л. 31; Д. 1879. Л. 6-17; Оп. 2. Д. 13. Л. 61-80; Д. 71. Л. 18-23; ГА Свердловской обл. Ф. 6 [Екатеринбургская духовная консистория]; Ф. Р-102 [Адм. отдел исполкома Уральского обл. совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов]. Оп. 1. Д. 123. Л. 20-30; Д. 126. Л. 189; Д. 668. Л. 19; Ф. р-349 [Адм. отдел исполкома Свердловского окружного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов]. Оп. 1. Д. 9. Л. 248; Д. 214. Л. 66, 77; Ф. р-575 [Адм. отдел исполкома Свердловского городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов]. Оп. 1. Д. 120. Л. 40-41; Д. 123. Л. 833; Д. 139. Л. 34; Ф. р-25. Оп. 1. Д. 360. Л. 3-5; Ф. р-854 [Упр. милиции по Свердловской обл. МВД СССР]. Оп. 1. Д. 24. Л. 10, 67, 202, 227, 246, 350; ГА Челябинской обл. Ф. Р-11 [Адм. отдел исполкома Челябинского окружного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов]. Оп. 1. Д. 37. Л. 215. Ист.: Из епархиальной жизни//Екатеринбургские ЕВ. 1900. Отд. неофиц. 19. С. 597-599; 21. С. 642-644; 1905. Отд. неофиц. 21. С. 725-726; 1915. Отд. неофиц. 2. С. 39; 35. С. 638; 37. С. 645, 656; 1917. Отд. неофиц. 12. С. 113; Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1901 г. Екатеринбург, 1901; То же на 1908 г.; То же на 1915 г.; Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 1902; А. К. Духовная семинария в г. Екатеринбурге//ПрибЦВед. 1916. 11. С. 308-311; Местная хроника//Зауральский край. 1917. 10 марта, 12 марта, 22 марта; Указ из Свят. Правительствующего Синода Екатеринбургской духовной консистории//Изв. Екатеринбургской Церкви. 1917. 19. С. 8; Екатеринбургский Народно-Богословский ин-т//Тобольские ЕВ. 1918. Ч. неофиц. 34. С. 332; Положение о Народно-Богословском ин-те в г. Екатеринбурге//Там же. 23/24/25. С. 212; «Помяни, Господи, души усопших рабов Божиих, убиенных». Екатеринбург, 1918 [Листовка]; Хроника//Изв. Екатеринбургской епархии. 1919. 2. С. 31; Поселянин Е. Проект пастырских курсов в Екатеринбургской епархии в 1919 г.//Вестн. Омской Церкви. 1919. 11/12. С. 4-6; С кем екатеринбургское духовенство?//Уральский рабочий. 1922. 19 авг.; Церковные дела//Там же. 23 авг.; Хроника//Там же. 27 сент.; Доклад общему собранию членов Свящ. Синода 31 янв. 1927 г. по адм. и иностр. отделам//ВССПРЦ. 1927. 2. С. 17; Правда о религии в России: Сб. док-тов. М., 1942. С. 191-195; Корреспонденция с мест//ЖМП. 1943. 2. С. 31; Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 421-424.

http://pravenc.ru/text/189617.html

Сын не имеет отдельной от Отца жизни или власти; люди могут пребывать в Нём и приобщаться Его жизни, потому что Он пребывает в Отце. Сие говорил Он в синагоге — в отличие от описанного в Мк 6:1–6 (и параллельно у других синоптиков), это не была обычная проповедь как элемент богослужения. В Капернауме — синагога, остатки которой были обнаружены в 1866 г. и раскопаны в XX в., была построена не раньше IV в. по Р. Х., хотя, возможно, на месте предыдущего здания, о чём может свидетельствовать старый базальтовый фундамент. 15. Ответ и исповедание (6:60–71) В этом отрывке подводится итог галилейскому служению Иисуса Христа, подобно тому как в 12:37–50 — итог служению в Иерусалиме и всего Его земного пути. Речь в капернаумской синагоге ставит в тупик не только противников, но и учеников, среди которых возникает ропот. Зная об этом, Иисус говорит им, что слова Его можно понять только в свете событий Вознесения и ниспослания Духа. Сын Человеческий, Плоть Которого есть хлеб, восходит туда, где был прежде, — на небеса. Плоть сама по себе не пользует нимало, но Дух, пребывающий с Иисусом, — источник жизни. Он говорит не об обычной плоти, а о Плоти Сына Человеческого и о Духе, и принять это могут только те ученики, в которых есть вера. Неверующему, под которым здесь имеется в виду Иуда, не поможет ни религиозное рвение, ни призвание, которое привело его в круг учеников. Иисус использует уход многих как повод, чтобы испытать Двенадцать. От лица всех Пётр исповедует веру в Него как единственного Учителя. Иисус на это отвечает, что Он Сам избрал Апостолов (а не они Его, см. 15:16), и тут же даёт понять, что ни избрание само по себе, ни решимость остаться с Ним не определяют их судьбу окончательно, потому что один из оставшихся Двенадцати — предатель, ср. 1 Ин 2:19. В этом отрывке Евангелист опирается на некоторые элементы синоптического предания: отвержение Иисуса в синагоге в Своем отечестве (Мк 6:1–6; Мф 13:54–58; Лк 4:16–30), исповедание Петра в окрестностях Кесарии Филипповой (Мк 8:29; Мф 16:16; Лк 9:20) и предсказание о предательстве Иуды (Мк 14:18; Мф 26:21; Лк 22:21).

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

197)  Апостольское предание. 35.1–3; ср. Каноны Ипполита. 21. 26. 198)  Апостольское предание, там же; ср. Каноны Ипполита. 27. 199)  Ср. Августин. Об оглашении необученных . 11: “Катехумены слушают нас или, скорее, слушают Бога через нас”. По мысли Исидора Севильского , Бог говорит с катехуменами через священника подобно тому, как Он обращался к Израилю через Моисея. См. О церковных установлениях. 2.21.1//PL 83.814. Ср. Ильдефонс Толедский. О смысле крещения. 20//PL 96.120. 200)  Иоанн Златоуст призывает неофитов приходить в церковь каждый день на рассвете перед работой, а также второй раз после работы. См. Слово огласительное. 8.16–17. 201)  О существовании таких домов сообщает Псевдо-Климент (Воспоминания. 4.6, 10.71). 202)  Это предположение высказывает, например. M.J. Rostovtzeff (Dura-Europos and Its Art. С. 17). 203)  Согласно реконструкции A. Chavasse (La structure du Carême et les lectures des messes quadragésimales dans la liturgie romaine. C. 78). Лазарева суббота, приходящаяся в православном календаре на конец шестой недели Великого поста, восходит к древнему римскому обычаю читать Ин.11:1–45 в последнее воскресенье (а не субботу) перед Пасхой. О праздновании Лазаревой субботы в Палестине в конце IV в. свидетельствует Эгерия (Паломничество. 28.5). 204)  Августин. Толкование псалмов. 41.1. 205)  Подробнее об этом см. Н.С. Puech. Le symbolique du cerf et du serpent. C. 18–60. 206)  Подобного мнения придерживается, например. Н. Lietzmann (Mass and the Lord’s Supper. C. 58). Критику этого взгляда см. C.F.D. Moule. Worship in the New Testament. 207)  Иустин. Первая апология. 67. 208)  Дидахе. 10.7. 209)  По поводу подлинности молитвы см. A. Tripolis. ΦΩΣ ΙΛΑΡΟΝ. Ancient Hymn and Modern Enigma. C. 194. 210)  Дидахе. 10.6. “Маранафа” возможно означает на арамейском “приди, Господь наш!”, если читать “марана фа”, или “наш Господь пришел”, если читать “маран афа”, что менее вероятно. Ср. 1Кор.16:22; Откр.22:17, 20. 211)  Дидахе. 14.1–2. Ср. требование публичного покаяния перед молитвой в Дидахе (4.14) и Послании Варнавы (19).

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

В рус. приходской практике А. освящают (обычно на солее или в царских вратах) после заамвонной молитвы литургии 1-го дня Пасхи; освящение, как правило, кроме молитвы включает в себя каждение и окропление св. водой. После освящения А. полагают на аналой, к-рый во время богослужений стоит у иконостаса возле иконы Христа, в промежутках между службами аналой с А. устанавливают в царских вратах. Согласно приходской практике во время каждодневного крестного хода А. обносят вокруг храма и помещают на прежнее место. В Светлую субботу, после чтения молитвы и раздробления, А. раздают всем молящимся в храме. В России распространен обычай не потреблять А. полностью в этот день, а хранить его дома для вкушения натощак. Символика чина об А. вытекает из символики чина о панагии . В последнем Богородичная просфора — панагия, стоящая в панагиаре на монашеском столе, символизирует присутствие Божией Матери за трапезой; так же и А. изображает присутствие за трапезой самых радостных дней года Самого Воскресшего Христа. В литургических комментариях происхождение А. часто связывается с апостольской практикой: привыкнув вкушать трапезу вместе с Учителем, апостолы отлагали для Него часть хлеба и после Вознесения , переживая Его невидимое соприсутствие с ними. В древнерус. лит-ре это сказание об апостолах содержится в послании еп. Тверского Нила Грека († 1521) вельможе Георгию Дмитриевичу «О воздвижении пресвятыя и о артусе» ( Никольский Н. Материалы о древнерусской письменности. III//ХЧ. 1909. Авг.—сент. С. 1115–1119) и повторено в соч. «Вопрошение известно от некоих», традиционно приписываемом прп. Максиму Греку (Сочинения. Каз., 1862. Ч. 3. С. 109–113; рус. пер.: Творения. 1996р. Ч. 3. С. 71–72); тот же сюжет использовался в XVII в. для настенных росписей ярославских церквей ( Брюсова В. Г. Послание епископа Нила князю Георгию Ивановичу//ТОДРЛ. 1974. Т. 28. С. 184–185). Т. о., А. напоминает верующим о пребывании с ними Воскресшего Сына Божия, ставшего для них истинным «хлебом жизни» (Ин 6, 35). Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими кулич. Обычай использования А. за пасхальными службами может иметь и полемический оттенок, поскольку употребление евангелистами слова « ρτο», а не «τ ξνμα» (опресноки) в повествованиях о Тайной вечере (Мф 26. 26, Мк 14. 22, Лк 22. 19, ср.: 1 Кор 11. 23) визант. полемистами рассматривается как свидетельство о совершении Христом Евхаристии не на пресном (как у католиков и армян), а на квасном хлебе.

http://pravenc.ru/text/392501.html

Необходимо просить помощи небесной, и просить постоянно, для каждого момента жизни душевной. Без того в душе всегда будет являться неверие, неспособное понимать учение Сына Божия ( Ин.6:36 ). Надобно положить, что слова «суть от вас неци, иже не веруют» сказаны были с особенною выразительностью, особым тоном речи и движением очей. Ибо евангелист вслед за тем прибавляет: «Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его». Знал от начала, как только в первый раз являлся кто к нему: при первом свидании сказал Он Симону, что он будет Кифою по твердости, испытанной падением. Знал с первого свидания и того, «кто есть предаяй Его». Перевод «кто предаст» – неточен: пред взором Спасителя являлась будущность как присущая действительность. Иуда во время беседы о таинственной пище был, по известию евангелиста, в числе неверующих. Иоанн с особенным вниманием следит за Иудою и обрисовывает злой характер его ( Ин.12:4, 13:2, 27, 14:22 ); он один показывает и имя отца его (ст. 71). Иуда тайно возбуждал в других недоверие то едкими шутками, то вопросами хитрой злости. Все это делалось за глазами Учителя, за глазами и тех, которые особенно близки были к Учителю. Спаситель знал все это и терпел. По всей вероятности, ловкость злого Иуды имела большое участие в том, что «многие из учеников отошли от Него и уже не ходили с Ним». «Некоторые, – говорит блаженный Августин ,– соблазнились и ушли, а тот (Иуда) остался, но не с тем, чтобы понимать Его, а с тем, чтобы не понимать Его», точнее, делить славу славного Учителя и собирать воровски сребрники. Предложенный выбор касался особенно Иуды, желавшего казаться одним из лучших и для которого, конечно, лучше было бы оставить теперь Иисуса, чем страстью ко славе и корысти доведену быть до роли предателя. «Симон Петр отвечал: Господи! к кому нам идти?.. Мы уверовали и познали, что Ты Христос Сын Бога живаго». Ученики не понимали теперь многого в словах Небесного Учителя; но основания веры были в них, они уже верили, что Иисус есть Мессия и Сын Божий, а это зерно впоследствии под влиянием света и влаги Духа Святого раскроется в прекрасное древо.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

60.  24 ноября, вечерня, на Господи, воззвах, гл. 2. 61.  «Неседальная песнь» — буквальный перевод греческого слова «Акафист» 62.  Но при всей нашей любви и приятии земли и твари и жизни, Православию чужд «лживый эротический пафос страсти в этой земле», как и все, тяготеющее к хилиастическим ожиданиям Царства Христова на земле. 63.  15 августа, великая вечерня, на литии, слава, гл. 5, Феофаново. 64.  Молитва на причащение гроздия в 6 день августа, Требник, гл. 26. 65.  Молитва на благословение гроздия. Минея за август, 6 день. 66.  Молитва о приносящих начатки овощей. Требник, гл. 27. 67.  Молитва на благословение ваия. Триодь Постная. Неделя ваий, утро. 68.  I августа, утро, канон, гл. 6, песнь 4. 69.  14 сентября, утро, канон, гл. 8, песнь 9. 70.  Неделя 3 Великого Поста, утро, канон, гл. 1, песснь 9, господина Федора Студита. 71.  Ветвь дуба, в сочельник Рождества привозимая из леса в дом, вокруг коей собирается вся семья. 72.  Собрание древних литургий Востока и Запада. СПб. 1875, выпуск 2, стр. 22. 73.  Там же, стр. 26. 74.  Там же, стр. 88. 75.  Сравни 11 молитву на утрени: Боже, Боже наш, умныя и словесныя… 76.  Буквально — «печаль». 77.  Литургия святителя Василия Великого. Молитва «Сый Владыко». 78.  8 октября, великая вечерня, на Господи, воззвах, гл. 4. 79.  8 ноября, утреня, канон Иоанна монаха, гл 8, песнь 7. 80.  То же,песнь 7. 81.  То же песнь 7. 82.  26 марта, утреня, канон Иосифов, гл. 4, песнь 4. 83.  8 ноября, утреня, канон, песнь 4. 84.  8 ноября, ин канон на утрени, песнь 8. 85.  Образное выражение песнописателя, Бог уподобляется Правителю, Председателю совета пританов в древних Афинах, т. е. очередной филе или отделению совета Ареопага. 86.  8 ноября, великая вечерня, на литии, гл. 2, Арсениево (Еп. Корфский, автор канона на елеосвящение). 87.  Тогда же, слава, гл. 4. 88.  Тогда же, на Господи, воззвах, гл. 4. 89.  Четьи-Минея, на день 8 ноября. 90.  26 март, утреня, ин канон, гл. 4, песнь 8, Иосифово. 91.  Добротолюбие, том 2, стр. 92.  8 ноября, малая вечерня, на Господи, воззвах, гл. 1 (то же в Октоихе, понед., слава, гл.1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

древние иконы были перенесены в ц. св. Архангелов, новые иконы для храма написал Г. Патканов ( Пурцеладзе Е. Земо-Никози//Иверия. 1890. 180, 22 авг. С. 2). По описанию, живописные иконы св. Нины и св. Иоанна Предтечи «были великолепными образцами древнегрузинской иконописи», отличались изысканностью и мастерством исполнения. Также упоминаются 2 иконы из ц. св. Архангелов - Спасителя и Пресв. Богородицы и икона ап. Иоанна Богослова ( Кирион III (II) (Садзаглишвили). 1888. С. 4). В 50-х гг. XX в. этих икон в ц. св. Архангелов уже не было, сохранилась только икона святых Давида и Константина Аргветских; утварь храма хранилась в семье местного жителя ( Мегрелидзе. 1984. С. 158). В списке предметов, привезенных в нач. XX в. из Шида-Картли, упоминается небольшая (9×5 см) икона св. апостола Андрея из храма Гвтаеба - «образец афонского искусства» ( Бочоридзе. 2011. С. 327). Ист.: Brosset M. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie: Exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 3. P. 53-56; Никозский храм Божией Матери//АКавАК. 1873. Т. 5. С. 1064; Уварова П. Церкви в Никози//МАК. 1894. Т. 4: Христианские памятники графини Уваровой. С. 179-182; Кирион III (II) (Садзаглишвили), католикос-патриарх [Садзагелов-Ивериели Г.]. Описание Никозской Михайло-Архангельской церкви в Карталинии. Б. м., 1888; он же. То же//ДВГЭ. 1896. 19. С. 5-12; он же. Обозрение Карталинских церквей Высокопреосвященнейшим Владимиром, экзархом Грузии//Там же. 1897. 12. С. 12-19; Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1941. С. 76 (на груз. яз.); КГН. 1980. Т. 1: Лапидарные надписи: Вост. и Юж. Грузия, V-X вв. С. 70-71, 185-188 (на груз. яз.). Лит.: Рчеулишвили Л. Небольшая церковь Земо-Никозского архитектурного комплекса//1-я научная сессия Ин-та истории груз. искусства: Рабочий план и тезисы. Тб., 1946. С. 6-7 (на груз. яз.); он же. Очерки истории груз. искусства. Тб., 1994. С. 76-104 (на груз. яз.); Цинцадзе В. Для характеристики одного типа жилого дома в Грузии, XVII-XVIII вв.//Ars Georgica.

http://pravenc.ru/text/2565610.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010