22-27; Ис 11. 6-9; 48. 11). Постепенно в священной истории ВЗ развивается учение о праведном «остатке Израиля», который в силу неотложности данных Богу обетований будет спасен и преодолеет все исторические катастрофы. Опыт спасения, осуществляемый в «остатке Израиля» (Ис 10. 20 слл.; ср.: 28. 5; «остаток Иосифов» - Ам 5. 15), впосл. восполняется учением НЗ о спасении избранных (Мф 22. 14; ср. также моление Христа Богу Отцу об избранных - Ин 17. 24-25). После разрушения Иерусалима и гибели исторического царства мессианские чаяния и связанная с ними надежда на спасение приобретают в Богом избранном народе все более выраженный характер. Совершитель этого спасения, грядущий эсхатологический Царь, также именуется Спасителем (LXX Зах 9. 9), ибо Он спасет угнетенных (Пс 71. 4, 13). Надежда на приход Мессии, ожидание Его спасительных деяний являются основной темой ВЗ, ключом к его пониманию. Представление о спасении как спасении от греха и его последствий содержится в более поздних текстах ВЗ, в учении о Мессии как страждущем Рабе Господнем, претерпевающем страдания за грехи народа (Ис 53. 6-11). Лишь в поздних библейских книгах эллинистического периода спасение понимается как примирение с Богом и прощение грехов (см.: Дан 12; 2 Макк 7); формируется учение о смерти праведника (Прем 1. 15; 2. 16-20) и ее искупительном значении (2 Макк 7. 18; 37-38; 4 Макк 6. 28-29; 17. 22). В ВЗ спасение связывалось с Судом Божиим и отделением праведных от грешников (см. рассказ о потопе - Быт 6-8). Эта особенность сохраняется и в НЗ, напр. в эсхатологических притчах Спасителя об овцах и козлищах (Мф 25. 32-33). Весть о спасении возвещает о Боге, Который придет спасти Свой народ (Ис 35. 4): не только Израиль, но и «все концы земли» (Ис 45. 22). Спасение - это главное дело Его победной правды (ср.: Ис 63. 1), и, чтобы ее осуществить, Он пошлет Своего Раба (Ис 49. 6, 8). Множество аспектов, раскрывающих тему спасения в ВЗ, нашли воплощение в служении Господа Иисуса Христа. В Е. Иисус Христос предстает Спасителем, исполняющим миссию, к-рая в ВЗ принадлежит Господу.

http://pravenc.ru/text/344423.html

Симонов Р. А Византийская нумерация в эпиграфике Первого Болгарского царства и начало славянской письменности/Р. А. Симонов//Советская археология. 1973. 1. С. 71–82. Симонов Р. А Високос как хронологическое понятие в «Учении» Кирика Новгородца (1136 г.) в историческом контексте/Р. А. Симонов//Время в координатах истории: междунар. науч. конф. (Москва, 29–30 окт. 2008 г.). М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 2008. С. 98–100. Симонов Р. А 850 лет «Учения им же ведати человеку числа всех лет» Кирика/Р. А Симонов//1986. Памятные книжные даты. М.: Книга. 1986. С. 28–29. Без подписи. Симонов Р. А 850 лет «Учению» Кирика Новгородца/Р. А Симонов//Русская речь. 1986. 6. С. 99–105. Симонов Р. А. «Вторая грамотность» на Древней Руси/Р. А. Симонов//Советская педагогика. 1989. 12. С 92–96. Симонов Р. А Дополнение к «Учению» Кирика в библиотеке Ионы Соловецкого/Р. А. Симонов//Библиотечное дело-2003: Гуманитарные и технологические аспекты развития: материалы Восьмой междунар. науч. конф. (Москва, 24–25 апр. 2003 г.). М.: МГУКИ, 2003. С. 204–205. Симонов Р. А. Древнерусская календарно-вычислительная практика и духовная культура/Р. А. Симонов//Букинистическая торговля и история книги. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1996. Вып. 5. С. 103–114; Симонов Р. А. Древнерусская книжность: (В свете новейших источников календарно-арифметического характера): учеб. пособие/Р. А. Симонов. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1993. С. 7, 9, 11–14, 17–20, 35–43, 46–47, 59–70, 71–72, 81, 105, 118–123, 133, 147, 149, 154–155, 167. Симонов Р. А. Древнерусская наука «рядом» с Кириком/Р. А. Симонов//Книжный мир сегодня и завтра: Десятая междунар. науч. конф. по проблемам книговедения: тез. докл. М.: Наука, 2002. С. 173–175. Симонов Р. А. Древнерусские математические знания и их значение для исторической науки: автореф. дис. ... д-ра ист. наук/Р. А. Симонов. М.: МГУ, 1973. С. 27–31. Симонов Р. А. Древнерусский «счет костьми» и «счет торговцев» английской арифметике 1632 года/Р. А. Симонов//Букинистическая торговля и история книги. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1997. Вып. 6. С.15, 18–19, 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

. Вксите и видите, к блгъ гдь: блженъ мжъ, иже уповаетъ нань. 9. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него! 9 . Вообще, у Господа, будто различных снедай на обильной трапезе гостеприимного хозяина, уготовано для прибегающих к Нему множество различных милостей, и – Он всех зовет, и всех достойно приступающих допускает к своей трапезе (ср. Мф.22:8–13 ). Вкусите же от уготованной Господом трапезы, – попробуйте в ваших нуждах прибегнуть к Его помощи и заступлению, обратитесь к Нему с усердною молитвою, и вы увидите, как благ Господь, – собственным опытом убедитесь в великой благости Господа к прибегающим к Нему, потону что несомненно получите требуемую помощь, если только будете обращаться к Нему с твердою, непоколебимою надеждою. Блажен человек, который уповает на Него, потому что он по своему упованию получает от Господа самую верную и самую благовременную помощь и, утешаемый явлением Его милости, не помнит испытываемых им скорбей, но чувствует довольство и радость, делающие его вполне счастливым; если же Господь и медлит ниспосланием своей помощи, то и тогда уповающий на Него счастлив в сравнении с людьми, подобно ому испытывающими несчастия, но немеющими крепкого упования на Бога, потому что при своем уповании он с твердостью переносит свое испытание, не падает духом, не предается отчаянию, но сохраняет мир и спокойствие души (ср. 1Кор.4:8–10 и 16; 6:4–5, 9–10), уверенный, что Господь и тогда пребывает с ним (ср. Пс.22:4 ), что все творит ко благу его (ср. Пс.118:71 ; Римл. 8:28 ) и не допустит искушения свыше его сил ( 1Кор.10:13 ). 1-я половина этого ст. в богослужении Христ. Прав. Церкви употребляется в качестве причастна на литургии преждеосвященных Даров и объясняется в поющейся вслед за тем песни, как пророчественное призывание христиан к таинству тела и крови Христовой (см. выше в общ. обозр. псалма стр. 459 и толк. св. Афанасия, Евсевия, бл. Феодорита, Августина и Зигабена), «вкушение» которых «явственно показывает благость Спасителя», (Феодорит), ибо являет неизреченное Его снисхождение к людям, очищает от грехов ( Мф.26:28 ), вводит в внутреннее живое общение с Ним ( Ин.6:56 ) и служит залогом наследия жизни вечной ( Ин.6:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

49. Лк.24:45. 50. 1Кор.2:10. 51. Ср.: Иер.23:12: За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте; их толкнут, и они упадут там. 52. Иак.3:17. 53. τ υποκεμενον — подлежащее, субъект; основа, субстрат; подчиненный вид; предмет обсуждения. 54. Иначе: «ради исследования лексики, синтакиса, композиции». 55. «Твердь» (τ στερωμα) в библейском смысле — Быт.1:7–8. 56. περιγρφονται — описуемы, определены, ограничены; специфический термин эпохи иконоборчества. 57. Преп. Никита Стифат. О Душе (SC 81 56–154). 58. αμιγως — неслиянно, без смешения. 59. η ενργεια — деятельность, энергия. 60. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество — неописуемо. С.109. 61. Ис.66:1; Мф.5:34–35. 62. Ср.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. О месте Божием и о том, что одно только Божество неописуемо. С.109–110. 63. η οικονομας — икономия, домостроительство. 64. Лк.1:26. 65. Ис.6:6–7. 66. Преп. Никита Стифат. О пределах жизни (SC 81. 366–412). 67. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.1. Гл.13. С.108–113 (PG 94. 560). 68. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн.2. Гл.6(20). С.123–128 (PG 94. 880). 69. Мф.28:20. 70. Мф.5:19. 71. Откр.22:18–19. Синодальный перевод (также Textus Receptus) дает в книге жизни вместо «от Древа Жизни», что основано на неправильном прочтении libro вместо iingo в Clementina, Biblia Sacra Vulgatae Editionis Sixti Quinti iussu recognita, Romae, 1592 et 1593 et 1598. (Beale G.K. The Book of Revelation. 1999. P.1154). 72. Ис.66:1. 73. Ис.6:1–3; Иез.10:1; Цар.4:4. 74. Дионисий Ареопагит. О Небесной Иерархии. М., 1997. 75. 2 Кор.12:4. В тексте стоит «слышать» вместо пересказать (λαλησαι). 76. Мф.5:6. 77. Прем.13:5. 78. Преп. Никита Стифат. Трактат о Рае. 30. 79. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн. 2. Гл. 11 (25). С. 146–150 (PG 94. 909). 80. Быт.2:15. 81. Рим.11:16: ει δε η απαρχη αγα, και τι φραμα. — Если начаток свят, то и целое. 82. Ин.17:20–21. 83. Ин.14:3. 84. Лк.23:43. 85. Ин.14:3.

http://predanie.ru/book/70169-tvoreniya/

л. 471 об. с(60) тщанием(61) копати(62) строино и немедлено(63) молитвами святаго Макариа(64). Воды никакоже не видша(65), но токмо многа телеса(66) и(67) кости(68) (69)умръших(70) обртошя(71), и(72) събираху(73) (74)и(75), в(76) ин(77) мсте(78) съкрыша(79) их(80). Приидоша(81) же (82)бразды копатели(83) (84)на десную(85) страну на(86) умреное(87) мсто, начаша(88) копати не тако, но з боязнию(89) по наказанию(90) игумена. Та же достигоша(91) до пол(92) рова и дале (93)не обртше(94) иного никогоже(95), но токмо един гроб нерушим ничимже(96), но лп(97) зло(98) показашеся(99), и благовоние(100) от него л. 472 ucxoждaaшe(XIV.1) 316 . Чюяше(2) (3)се(4) же, не смяше(5) дале дръзнути(6) копанию, но възвстиша(7) игумену, он же скоре(8) прииде(9), (10)повел(11) в била(12) ударити, и снидошяся(13) вся (14)братиа(15) и людие мнози и окрестной(я)(16) народ(17), и начашя(18) радоватися духом(19) и веселяшеся(20) велми(21), обртоша(22) съкровише(23) некрадомо и источник неисчерпаем, похваляему(24) бо праведнику веселятся(25) людие. И взяша(26) с(27) братиею(28) гроб святаго с тлом честно и(29) несошя(30) в(31) гробницу(32), идже(33) устроена бысть близ церкви, и сътвориша(34) над ним святое пние с(35) всякым(36) укра л. 472об. шением и с(37) свщами(38), якоже подобает(39) честь(40) въздавати(41) святым. По отпнии(42)же вскрыша(а)(43) раку(44) его(45), и исхождаше(46) от него благовоние(47) велие(48), се же и(49) прах не(50) коснуся риз(51) его, колже(52) паче тлу(53). Видша(54) же святолпныа(55) сдины(56) его сияющи(57), яко солнце, (58)игумен же и братиа(59) хвалу Богу възсылающа(60) и гласом велиим(61) глаголюще(62):«Господи(63) (64)Владыко человколюбче Исус(65) Христе(66) Боже нашь(67), что ти въздамыи(68), якоже ты дарова нам такова свтилника(69)? Не нам токмо(70), но (71)всю (72)вселенную просвщает(73), сияет(74), яко солнце». Начаша же игумен и(75) иноци(76) л. 473 прикасатися святому и нетлнному(77) (78)его тлу(79) и пресвтлеи(80) риз(81), прося от него помощи и заступлениа(82), таже мнози от него исцление(83) получиша приходящим(84) (85)к нему с врою(86). Игумен же не рачяше(87) на длъго(88) время таковаа(89) дла съкрыти(90) – новоявленнаго(91) чюдотворца(92) Макариа(93) (94)чюдеса, но (95)скоре(96) посылает старишаго(97) священника(98) к самодръжцу(99) благоверному князю Георгию(100) Ubahobuчy(б)(XV.1), 317 да скажет(2) ему подробно(3) о преподобном отци(4) Макарии(5). Священник(6) же прииде и повда(7) ему вся(8) от Бога дарованни(9)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Молиться или призывать Бога должно нам: 1. Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, как Сам Он говорит: аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца во имя Мое – даст вам ( Ин.16:23 ). То есть: мы должны молиться и просить Бога, не на свои правду и дела надеясь, но на правду Христо­ву и на высочайшие Его заслуги, – просить прощения своей виновности, ради Его непо­виннаго страдания и смерти, по подобию мы­таря, молившагося: Боже, милостив буди мне грешнику ( Лук. 18, 13 ), зане Тем имамы приведение обоя во едином Духе ко Отцу ( Еф.2:18 ); и: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною, – говорит Христос ( Ин.14:6 ); ибо какое ни обещал нам подать благослове­ние, – обещал о имени Его, яко в Нем благословятся вся колена земная, говорит Св. Писание ( Пс.71:17 ; Гал.3:8 ). Итак с сею надеждою должно нам приступить к Отцу Небесному и ради Единороднаго Сына Его, просить и ожидать Его милосердия, без всякаго сомнения. 2. Молиться и призывать Бога должно нам истинною верою: вся, елика аще воспросите в молитве, верующе, примите, говорит Христос ( Мф.21:22 ). Вера утвер­ждается неложным обещанием, всемогуще­ством, истиною, милосердием и премудростию обещающаго Бога и заслугами Христовыми. А так как вера есть дар Св. Духа, кото­рый не обитает в душе оскверненной гре­хами, то да отступит от неправды всяк именуя имя Господне ( 2Тим.2:19 ). Кто хо­чет приступать к Богу и получать желаемое, тому должно отступить от грехов и верою во Христа Сына Божия примириться с Богом. Блуд и всякая нечистота, хищение, воровство, вражда, злоба, сребролюбие, лихоимание, клевета, срамословие, проклинание, пьянство, ложь, лесть, лукавство и прочее сему подобное заключают двери к молитве, пока человек в них пребывает. Да отступит же от всего этого, кто хочет призвать имя Господне. «Подобает, – говорит св. Злато­уст, молитися, но сквернами не замаранному. Что аще впаду в прегрешение, – глаголеши. Очисти себе. Како? плачи, степи, подай милостыню, примирися с тем, егоже обидел еси, очисти язык, да не более прогневавши Бога, да не и к тебе речет Господь: аще умножите моление, не услышу вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Обстоятельства страданий И. Христа изображаются в псалмах с такою поразительною точностью, что некоторые изречения писаны царственным пророком как бы у самого подножия Голгофы и креста, так что между событием и пророчеством видно иногда не только полное, но даже буквальное соответствие (напр. ср. Пс.21:2, 8, 9 с Мф.27:39, 43, 46 ; Пс.21:19 с Ин.19:24 ). Искупитель представляется в псалмах страждущим не за Себя, но ради нас (68:5; 71:4, 12; 87:8; 137:8), долготерпеливо переносит уничижения и тяжкие страдания (30:10, 11; 21:15, 16; 54:5–6; 68:2–30; 108:22–24), лжесвидетельство (34:11, 12), заушение и бичевания (37:18), посмеяние (108:25), пригвождается ко кресту (67:19; 87:16), напояется желчью и оцтом (68:22), взывает к Отцу (21:2; 141:2–4), умирает (87:5), погребается (21:16; 87:7), одежды Его разделяются по жребию (21:19). Предуказываются в псалмах и последующие события, а именно: сошествие Его во ад (15:10; 29:4; 67:5; 87:6, 16; 106:16), воскресение (15:8–10; 11:6), вознесение на небо и сидение одесную Бога, дабы покорить под ноги Себе врагов Своих ( Пс.23:7; 109:1 ). в) Предсказания пророков. После времен Давида среди народа Израильского сияло подобно светильнику слово пророческое ( 2Пет.1:19 ). Предсказания пророков о Мессии, о Христовых страданиях и о последующей за ними славе ( 1Пет.1:10, 11 ), многочисленны и разнообразны. Приведем главнейшие и очевиднейшие предсказания пророков: 1) о лице Мессии, 2) Его служении, 3) происхождении по плоти и 4) обстоятельствах Его жизни. I. О лице Мессии пророки, подобно псалмопевцами, учили, что Он будет Бог и человек. Учение о божестве Мессии раскрывалось всеми пророками в разных степенях ясности. Так, пр. Исаия усвояет Мессии наименование Еммануил (7:14), что, по объяснению евангелиста ( Мф.1:23 ), значит с нами Бог (евр. Emmanuel составлено из слов: em – с, anu множ. ч. от ani – я и El – Бог). Он же говорит о Мессии: нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий (евр. el gior), Отец вечности, Князь мира ( Ис.9:6 ), Бог и Господь (40:3, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Великий пост в этом году будет соблюдать около трети россиян 12.02.2010 Почти треть россиян будет соблюдать в той или иной степени Великий пост в этом году, остальные ограничивать себя не хотят, показал опрос. Несмотря на то, что большинство россиян по-прежнему игнорируют ограничения в еде во время Великого поста, в этом году по сравнению с 2008 годом их количество снизилось с 83% до 62%, сообщили в пятницу социологи ВЦИОМ по результатам февральского всероссийского исследования. По их данным, отказываются поститься, прежде всего, респонденты до 34 лет (67-71%) и атеисты (87%). Однако число тех, кто собрался в той или иной степени соблюдать правила поста, за два года увеличилось с 16% до 32%. Как выяснили социологи, намерение соблюдать пост только в последнюю неделю высказывают 6% россиян (два года назад - 4%), и, как правило, это пожилые (8%) и обеспеченные граждане (14%). Частично соблюдать пост в этом году планируют 22% против 9% в 2008-м. Скорректировать традиционное меню в основном готовы респонденты старше 35 лет (24-27%), со средним достатком и ниже (22-24%), православные (27%). И, наконец, полностью соблюдать пост собираются 4% (два года назад - 3%), прежде всего, пожилые россияне (6%) и православные (4%). Желание поститься чаще проявляют женщины, нежели мужчины (41% против 20%). Согласно опросу, лучше всего россияне информированы о правилах питания в Великий пост: 61% знают о том, что он налагает ограничения в еде. Реже наши сограждане оказываются осведомленными об ограничениях в поведении (не ругаться матом, не делать зла, не обманывать) - об этом знают только 23% опрошенных (главным образом православные - 27%). Значительно меньшее количество россиян указывает на то, что Великий пост предполагает воздержание от алкоголя (8%), сокращение времени на мирские занятия (6%), воздержание от секса и увеселительных мероприятий (по 4%). Великий пост у православных верующих начнется 15 февраля и завершится через семь недель Пасхой, которая в этом году отмечается 4 апреля. ИНТЕРФАКС–Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 12.02.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/7891.html

—346— День Господень, т. е. воскресный см. Воскресенье. Десница Бога Отца: Сын воссел одесную Отца, а не Отец одесную Сына, хотя и обладают равным достоинством божеским, потому, что воплотился не Отец, а Сын 14, 28. б. 295. Десятословие: смысл первых четырех заповедей, – заповедь о субботнем покое указует на вечный покой святых 7, 24.143–147. Десять – совершенное число 6, 51. б. 43–44. Десятый час – великая тайна Спасителя открыта не в начале, а в конце века, в последние дни ( Ис.44:13 ) 1, 39. в. Дидрахма: закон о полдидрахмовой подати Богу ( Исх.30:13 ) указует на рабство людей Единому Владыке Богу, Коему подобает приносить не дидрахму из тленного вещества, но духовное плодоношение, т. е. служение в духе и истине. Ответ Господа на вопрос собирателей дидрахмы Петру ( Мф.17:24–26 ) показует божескую природу Спасителя 4, 22. 291–292; 10, 11–13; 14, 11. 216–217. Дидрахма равняется статиру или двум драхмам, а подать в половину дидрахмы равна одной драхме: этим прикровенно указан Сам Христос, за всех как бы и ото всех в выкуп принесший Себя Богу и Отцу и представляемый как бы в одной драхме, однако-же нераздельно от другой, т. е. ипостасен и в то же время единосущен Отцу и совершенно равен Ему, но различен от Него лично 6, 27. 469–470. Диавол ср. демоны. По Иез.28:12 отпал от подобия с Богом 6, 27. б. 465. Его падение состояло в том, что он вообразил, будто тварь может возвыситься до природы Создателя и соделаться сопрестольною Вседержителю Богу 8, 23. б. 272. Диавола лжелюбца дух усвоили себе начальники иудейские 7, 28. б, – люди злые имеют отцом своим диавола 8, 41. 338–339. Он называется «князем мира сего» как завладевший тем, что ему не принадлежит, и посредством соблазна людей ко греху, – виновник греха и всех злодейств против Христа 14, 30–31. Расставив Христу сеть – смерть, этою же собственною сетью сам был унижен, ибо смертью Христа разрушена смерть 6, 38–39. 16. Диаволом называется Иуда предатель ( Ин.6:70 ) как слуга диавольских желаний 7, 70–71. Добрая жизнь: посредством неё и правой веры мы взыскуем Бога 1, 38 см. добродетель и добро.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Зеркальная поверхность озера, освященная хождением по ней Господа и плаванием Его с учениками, привлекает к себе путешественника, и у редкого из посетителей Тивериады не явится желание поплавать на его волнах, среди священных и дорогих воспоминаний о Том, Кто вещал здесь принесенные с небес евангельские истины и совершал многие знамения и чудеса, запрещая бесам и повелевая стихиями и силами природы. Магдала ( Me дждель). В расстоянии двух часов сухого пути от Тивериады встречается деревня Медждель, древняя Магдала ( Мф.15:39 ). Отсюда была родом св. Мария Магдалина, из которой Господь изгнал семь бесов. Мария до своего обращения была великой грешницей, но, исцеленная Господом, она показала необыкновенную веру и благодарную привязанность к Божественному Учителю. Она упоминается первою между женщинами, сопутствовавшими Иисусу и служившими Ему своим имением. Сознавая себя великою грешницею, она некогда с глубоким смирением в доме Симона-фарисея, приблизившись к Господу, обливала ноги Его слезами своими, отирала их волосами своими и, наконец, помазывала дрогоценным и благовонным миром. Св. Мария у всех христианских народов считается образцом раскаяния и прощенного греха. Развалины Капернаума (Тень-Гум) . На север от Магдалы встречаются на самом берегу озера развалины, по всем признакам, древнего Капернаума, в коем Господь избрал Себе после Назарета постоянное местопребывание ( Мф.4:13 ) и провел большую часть Своей жизни, почему Капернаум и называется как бы Его собственным городом ( Мф.9:1 ). Пребывая здесь, Господь проповедывал евангелие в синогоге города, и в частных домах, и в окрестностях ( Мф.9:13–23 ; Лук.4:31–37 ) и множество творил чудес. Здесь Он состязался и с фарисеями ( Мф.12:22 ), здесь предложена Им была народу великая беседа о Себе как о хлеб жизни ( Ин.6:22–71 ). Но жители Капернаума не были внимательны к Его делам и учению. При цветущем благосостоянии города, довольстве и изобилии, они не заботились об исправлении своей жизни; роскошь и разные другие пороки испортили их нравы, и великие силы и знамения, совершенные здесь Г осподом, не производили в них благотворного действия, и потому Господь возвестил им печальную участь: И ты, Капернауме, иже до небес вознесыйся, до ада снидеши: зане аще в Содомех быша силы были бывшия в тебе, пребыли убо быша до днешнего дне. Обаче глаголю вам: яко земли Содомстей отраднее будет в день судный, неже тебе ( Мф.11:23–24 ). В войнах с римлянами Капернаум был совершенно разорен, и ныне остаются здесь одни только развалины, к которым, по причине дикости этого пустынного места, покрытого густым и высоким репейником, и пробраться трудно; по свидетельству путешественников, ни одна тропа не пролегает туда, ни одно живое существо не встретится там, за исключением разве ящерицы или змеи, гнездящихся в бурьяне, покрывшем развалины. Так Господь посрамляет гордость, и так страшен суд Божий!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010