39 . Обстоятельства приготовления Пасхи. 40 . Когда и где произошло событие Тайной Вечери? 41 . Описать событие умовение Спасителем ног Своим ученикам. 42 . Какой спор был между учениками во время братской трапезы? 43 . Наизусть: Ин. 13, 12–15 : Слово об умовении ног. 44 . Как Спаситель изобличил Иуду Искариота? 45 . Наизусть: Мф. 26, 26–28 : Установление Нового Завета. 46 . Наизусть: Ин. 13, 34–35 : Новая Заповедь Любви. 47 . Какое предсказание дает Спаситель на Тайной вечери Петру? 48 . Пересказать прощальную беседу Спасителя со Своими учениками на Тайной вечери. 49 . Наизусть: Ин. 14, 6–7 : “Я есть путь и истина и жизнь”. 50 . Наизусть: Ин. 15, 12–13 : О пребывании в любви. 51 . Какими словами заключается прощальная беседа Спасителя с учениками на Тайной вечери? 52 . Наизусть: Ин. 16, 33 : Заключение прощальной беседы: Христос – победитель мира. 53 . Какого содержание молитвы Спасителя в конце Тайной вечери? 54 . Какое предсказание дает Спаситель на пути из Сионской Горницы в Гефсиманию? 55 . Кого из учеников взял Спаситель во время моления в Гефсиманском саду? 56 . Рассказать о молитве Спасителя в Гефсиманском саду. 57 . Как Иуда указывает воинам на Спасителя? 58 . Рассказать о событиях взятия Иисуса под стражу. 59 . Кто такой Анна первосвященник? 60 . Рассказать события, которые произошли в доме первосвященника Анны. 61 . Рассказать о первосвященнике Каиафе. 62 . Суд синедриона над Иисусом Христом у Каиафы. 63 . Событие отречение Петра. 64 . Где и когда прозвучал окончательный приговор Иисусу синедрионом? 65 . Рассказать о Понтийском Пилате. 66 . Иисус перед Иродом Антипой. 67 . Кого иудеи выспрашивают отпустить им вместо Иисуса? 68 . Каким видимым знаком Пилат показывает свою непричастность в судебном приговоре? 69 . В какой день и час и где прозвучал окончательный приговор Пилата. 70 . Наизусть: Лк. 23, 16–23 : Народ требует смертной казни Спасителя. 71 . Кончина Иуды. 72 . Крестный путь Спасителя. 73 . Какого было начертание надписи на табличке, прибитой ко Кресту?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Пс. 69, 2-3. 23 Пс. 113, 9. 24 Монахиня Амвросия (Ключарева) – бывшая помещица, владелица имения близ деревни Шамордино, где трудами преп. старца Амвросия была устроена женская Шамординская обитель. 25 Лк. 21, 19. 26 Пс. 33, 20. 27 Пс. 31,10. 28 Пс. 59,9. 29 Мф. 7, 5. 30 Пс. 69, 3-4. 31 Пс. 91,8. 32 Пелынь, пелунь и пелун – полынь. (См. Даль В. И. Толковый словарь... Т. 3. С. 29.) 33 2 Кор. 12, 10. 34 Пс. 31, 10. 35 Пропущены зачеркнутые в рукописи слова, которые не удалось восстановить. 36 Преп. Моисей (Путилов) (15/28.01.1782 - 16/29.06.1862) - оптинский старец. 37 Ср. Пс. 67, 14: ...криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата... 38 Ин. 1,1. 39 Рим. 13, 7. 40 Притч. 9, 8. 41 Ср. Притч. 9, 7: Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличали же нечестиваго порочна сотворит себе... 42 Скобелев Михаил Дмитриевич (17/29.09.1843 - 25.06/7.07.1882) -русский военачальник, полководец, герой Плевны, освободитель балканских славян в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. С его именем связано также присоединение Туркестана (Средней Азии) к России. 43 Пс. 74, 3. 44 Ср. Ин. 10, 38: ...Мне не веруете, делам (Моим) веруйте... 45 Евр. 13, 8. 46 В рукописи зачеркнуто. 47 См. 1 Кор. 13, 4: Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится... 48 Юлиан Отступник – римский император (361 – 363). Род. в 331 г. Убит в 363 г. 49 Мф. 25, 36. 50 Пс. 38, 9 - 10. Борится – по-видимому, от церк.-слав. «борити» – воевать, нападать. 51 Пс. 37, 13. 52 Вода из древнего колодца, найденного старцем преп. Амвросием летом 1891 г. при обустройстве им Рудновской дачи [бывшее владение покойной м. Амвросии (Ключаревой)] в Шамординском монастыре. «К этому колодцу батюшка посылал потом некоторых больных обдаваться из него водою, также раздавал из него воду и глину, которые оказались целебными» (Агапит (Беловидов), архим. Житие преп. Амвросия, старца Оптинского. С. 454). 53 Иак. 2,10. 54 Свт. Иоасаф (Иоаким Горленко), еп. Белгородский (1705 — 1754). Канонизация и открытие мощей святого состоялись 4.10.1911. 55

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

См. Lange: Theologisch – homiletisches Bibelwerk. IV Theil. 1868 S. 69. Что касается отсутствия с 1 ст. наименования Богоматери собственным именем Ее – Мария, то Godet, вопреки мнению Keil, Ebrard и Renan, объяснявших это нежеланием Евангелиста говорить о том, что уже известно из предания, – думает, что в данном случае для объяснения Ее речи на браке к Господу Евангелисту и нужно было только указать, что Она была Матерью Его. См. 2 ) Кто именно был женихом на браке в Кане, Евангелист, однако же, умалчивает. Предание нашей Церкви указывает его в лице Симона Зилота или Кананита. См. След. Псалт. мая 10-го: «сему глаголють нецыи бытии жениху в Кане» etc. Предание это черпается, кажется, из известия церковного историка Никифора Каллиста. См. Niceph. Call. Hist. Eccles. VIII, 20, 30. Некоторые немецкие комментаторы предполагают жениха в лице апостола Нафанаила – Варфоломея, как постоянного жителя Каны, по указанию самого евангелиста Иоанна ( Ин. 21:2 ). Самое нахождение под смоковницею, на которое указал ему при призвании Господь (1:48) толкуется для подтверждения этого мнения в смысле иносказательном, как указание на домашнее счастье, которое готовил себе Нафанаил и которое в Библии символизируется именно под образом пребывания кого – либо под смоковницею. См. Bruckner: Biblische Studien. IV. Die Hoehz. z. Kand. 1867. S. 3–5. Очевидно, однако же, что все это лишь гадания, о степени основательности которых предоставляется судить каждому. Еще неосновательнее мнение, что членом родственной Господу семьи из новобрачных была невеста, которая была будто бы дочерью Иосифа от первого брака. Ibid. 4 ) ‘Εχληϑη. Толкователи подтверждают, что аорист здесь не может иметь значения plusquamp. (Как это бывает в других случаях), потому что тогда это значение должно было бы распространить и на maJhtai, – «Тогда как Ученики, о которых ранее в Кане не знали, прежде своего прибытия (в Кану) не могли быть приглашены». См. A. Maier: Commentar u d. Evang. Ioh. 1843. S. 247. Cp. Lange. S. 69. – что касается единичного числа εχληϑη, – тогда как приглашен был не один Господь, но и ученики Его, – то оно объясняется тем, что – «Ученики были приглашены из уважения к Учителю, в лице Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Кн. Деяния св. апостолов в Ватиканском кодексе имеет 2 системы деления - на 36 глав (видимо, более древняя) и на 69 глав (она же представлена в Синайском кодексе). В большинстве же греч. рукописей эта книга делится на 40 глав; некоторые главы содержат подразделы, всего их насчитывается 48 (в последующей традиции различие между главами и подразделами стерлось, что привело к их объединению, и т. о. глав стало 88). Деление апостольских Посланий в Ватиканском кодексе также представлено 2 системами: сплошной (на ее архаичность указывает сбой в нумерации: при последовательном подсчете Послание к Евреям должно было находиться после Послания к Галатам, а не в самом конце) и размечающей каждое послание на главы (Иак - 5 глав, 1 Петр - 3; 2 Петр - 2; 1 Ин - 3; 2 Ин - 2; 3 Ин и Иуд без деления, Рим - 8; 1 Кор - 11; 2 Кор - 8 (1 и 2 Кор имеют сплошную нумерацию); Гал - 4; Еф - 3; Флп - 2; Кол - 3; 1 Фес - 2; 2 Фес - 2; для Евр нумерация полностью не сохранилась, только Евр 9. 1 отмечено как начало гл. 5). В визант. традиции кн. Откровение Иоанна Богослова преимущественно копировалась отдельно от др. библейских книг и имела деление, введенное Андреем Кесарийским, на 24 слова (по числу старцев в Откр 4. 4), при этом каждое слово делилось на 3 главы. Истоки деления на главы, принятого в совр. печатных изданиях Библии, лежат в лат. традиции. В каролингскую эпоху получила распространение система деления на главы, разработанная Алкуином (в ее основе деление, которое встречается уже в Амиатинском кодексе Библии). В частности, в каролингских Библиях Евангелие от Матфея имеет 28 (или 30) глав, Евангелие от Марка - 13 (или 12), Евангелие от Луки - 20, Евангелие от Иоанна - 14 глав. Схема Алкуина была скорректирована на рубеже XII и XIII вв. Обычно этот процесс связывают с именем архиеп. Стефана Лангтона († 1228) и становлением Парижского ун-та (одни исследователи полагали, что последовательное применение аристотелевского метода привело к делению текста не по смыслу, а на примерно равные отрезки, в т. ч. для удобства преподавания и ориентирования в тексте; другие отмечали широкое распространение в этот период приватного чтения Свящ. Писания, последовательного, в отличие от лекционарной системы). Однако более детальное изучение рукописей показало, что новая система была известна до Лангтона в аббатстве Сент-Олбанс, а ее закрепление связано с трудами кард. Гуго Сен-Шерского. Окончательная унификация произошла после Тридентского Собора. В греч. НЗ система Лангтона была перенесена издателем Р. Стефанусом (Этьенном). С его именем связано также введение нумерации не только для глав, но и для стихов (нумеровать стихи впервые стали в сер. XV в. в евр. тексте Библии, при этом обычно отмечался только каждый 5-й стих).

http://pravenc.ru/text/2463365.html

66 . Православная Церковь , следуя Евангелию, строго различает чад века сего от чад Царствия. Хотя тот же Творец у ангелов и у видимого мира, но сказано, что весь мир во зле лежит. Это значит, что он осквернен, удален от Бога, объязычен и опоганен. Он может освятиться только через святых людей, в которых живет Бог Дух Святой. Они стяжали Его методами и средствами, известными в Церкви: молитвою, крестным знамением, призыванием имени Святой Троицы, имени Христа и Богородицы, ангелов и святых. Все это для них (еретиков и атеистов) – ничто. Но сказано, что «ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразнить значащее (то есть, то, что выглядит значащим)» ( 1Кор. 1:28 ). 67 . Православная Церковь основана на вере, что Евангелие это нечто совершенно новое, не подобное тому, что было явлено от людей до него и после него. На этой вере она основана, на ней и стоит. Евангелие не может быть уподоблено другим религиозным книгам мира, ни литературе, ни закону, ни философии и людским теориям. Так же, как, скажем, электрический свет не стоит в ряду ни с одним из известных в прежние времена источников света – ни со свечой, ни с лучиной, ни с масляным светильником. Евангелие открывает путь, истину и жизнь. Оно дает не только слово, но и силу. Оно учит не только чтением или слушанием, но больше делом, подвигом, усилием. 68 . И слова евангельские не как обычные человеческие слова, но посредники, через которых струится мудрость и сила. Ибо сказано о Христе, что Он – «Божия сила и Божия премудрость» ( 1Кор. 1:24 ). Его слова освещают истиной путь к жизни. 69 . А еще евангельские слова это лекарство и пища. Тысячи грешников, слыша евангельские слова, обратились на путь вечной истины и бессмертной жизни. Тысячам кающимся подвижникам евангельские слова помогли исцелиться от страстей. Сказал Господь: «Я есмь хлеб жизни» ( Ин. 6:48 ). И слова Его – твердая и сладкая пища для души и оживляющее питие. 70 . «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек» ( Ин. 7:46 ). Это свидетельство тех, кто лично слышал и ощущал слова Христовы. Ибо Он говорил как власть имеющий, и через Его слова струилась сила и касалась людей. Еретические критики Евангелия, много занимаются так называемым «сравнительным религиоведением» и историей других вер и философий. Критикуя учение Христово, они утверждают, что и у других религиозных учителей и философов они нашли такие же выражения, какие употреблял Христос. На основании этого они хотят низринуть Иисуса с Его вышины в долину плача и гаданий и таким образом совершить «приспособление и уравнение».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Петра ( Мф. 26:34–35 ; Мк. 14:30–31 ; Лк. 22:34 ; Ин. 13:38 ), но самого отречения ( Мф. 26:69–75 ; Мк. 14:66–72 ; Лк. 22:55–62 ; Ин. 18:25–27 ) нет. В живописях катакомб доселе не найдено ни того ни другого. Предсказание имеет следующий вид (рис. 101): Спаситель, молодой человек со свитком в левой руке, обращается с жестом к стоящему перед ним ап. Петру; фигура апостола мужественная, жесты его выражают изумление, чаще – указательный перст правой руки приложен к подбородку. Отличительным признаком сцены служит петух, указывающий на предмет беседы 1950 . Те же формы в скульптуре дверей Сабины 1951 . 139. Мозаика в церкви Аполлинария (Nuovo) в Равенне. Мозаики Св. Аполлинария 1952 , повторяя формы предсказания, представляют и само отречение (рис. 139): сцена возле палат первосвященника; служанка в тунике и плаще, с венчиком на голове, обращается к ап. Петру с вопросом; апостол отступает назад и обеими руками делает жест отрицания. На брешианском авории 1953 ап. Петр стоит перед служанкой, склонив голову и приложив руку к своей ланите; он, видимо, притворяется; между тем как служанка делает жест, выражающий полную уверенность в своем мнении. В скульптуре s. Marco 1954 ап. Петр сидит на низком табурете и делает жест отрицания, перед ним служанка; затем он сидит у столба, на котором поет петух; в стороне еще раз представлен ап. Петр плачущим 1955 . В лицевых псалтирях находится как отречение Петра (пандократ., л. 48), так и его плач (лобк. 1956 Пс. 38:13  =О. Л. Д. П. 1957 ; угличская). 140. Миниатюра Евангелия 74. В лицевых Евангелиях (рис. 140) отречение во всех подробностях: возле костра стоят – слуга, служанка и ап. Петр; последний делает обеими руками жест отрицания; далее ап. Петр беседует со слугой, потом с одним из евреев, одетым в золотую тунику и голубой плащ; наконец, он плачет, опершись на колонну, на которой стоит петух. Картина эта с некоторыми вариантами повторена в Евангелии 74 четыре раза (л. 56 1958 , 97 об., 159 и 204). Гелатское Евангелие, л. 81 об., 134 об., 212 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

48 . Он же. О жизни в Церкви и о жизни церковной. «Христианин», 1915, август. 49 . Иларион (Троицкий) , архиеп. Грех против Церкви. Пг., 1916. 50 . Он же. Единство Церкви и всемирная конференция христианства. «Богословский вестник», 1917, январь. 51 . Карсавин Л. Путь Православия. София-Берлин, 1923. 52 . Он же. О сущности Православия. (В кн. «Проблемы русского религиозного сознания». Берлин, 1924). 53 . Касицын Д.Ф. Расколы первых веков христианства. Монтанизм, новацианство, донатизм и влияние их на раскрытие учения о Церкви. М., 1889. 54 . Ковалевский E., прот. Единство Церкви и каноническое сознание. «ВРЗЕПЭ», 1950, 55 . Колемин Ю. Римский духовный цезариум. СПб., 1913. 56 . Лебедев A.A. О главенстве папы или разности православных и папистов в учении о Церкви. СПб., 1887. 57 . Лосский В.Н. Соблазны церковного сознания. «ВРЗЕПЭ», 1950, 58 . Он же. Очерк мистического богословия в Восточной Церкви. Париж, 1957. 59 . Макарий (Булгаков) , митр. Московский. Введение в православное богословие. СПб., 1863. 60 . Он же. Православное догматическое богословие. T.II. СПб., 1895. 61 . Малиновский H., прот. Православное догматическое богословие. T.III. Сергиев Посад, 1909. 62 . Мейендорф И., прот. Кафоличность Церкви. «ВРЗЕПЭ», 1972, 63 . Он же. Апостол Петр и его преемство в византийском богословии. «Православная мысль». Тр. Правосл. Богосл. ин-та в Париже. Bыn.II, 1957. 64 . Муретов М.Д. О значении термина καθολικς. Сергиева Лавра, 1905. 65 . Петр (Л’Юиллье), архим. Святость Церкви. «ВРЗЕПЭ», 1960, 66 . Петр (Могила), митр. Киевский. Исповедание Православной веры. Киев, 1645. 67 . Позов А. Основы христианской философии. Ч.1. Гносеология. Мадрид, 1970, Ч.II, Диалектика. Мадрид, 1970. 68 . Помазанский М. Экуменика на фоне православной литургии. Нью-Йорк, 1963. 69 . Прокопович Феофан. Духовный регламент. Розыск о понтификсе. Правда воли монаршей. 70 . Светлов П.Я., прот. Идея Царства Божия и ее значение для христианского миросозерцания. Сергиева Лавра, 1905. 71 . Он же. Христианское вероучение в апологетическом изложении. Киев, 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

66 . Православная церковь , согласно Евангелию, строго различает детей мира и детей Царства. Хотя у ангельского мира и мира видимого один и тот же Творец, сказано, что мир во лжи лежит ( 1Ин. 5:19 ). Это значит, что он лишен святости и удалился от Бога, он – языческий, мерзкий. Его могут освятить только святые люди, в которых живет Дух Святой, своим присутствием, своими методами и способами, хорошо известными Церкви: молитвой, крестным знамением, призыванием имени Святой Троицы, именами Христа и Богородицы, ангелов и святителей. Для детей мира это – ничто. Однако сказано, что Бог избрал ничего не значащее, чтобы упразднить значащее (то есть то, что таковым кажется) ( 1Кор. 1:28 ). 67 . Православная церковь зиждется на вере, что Евангелие – нечто совершенно новое, не похожее ни на что другое, созданное человеком ни до, ни после. На этой вере она основана, на этой вере она и стоит. Евангелие невозможно поставить в один ряд ни с другими религиозными книгами мира, ни с литературными произведениями, ни с книгами законов, нельзя отнести к философии и другим человеческим теориям. Иными словами, как электрический свет нельзя поставить в ряд с другими видами освещения, известными раньше него, свечами, углем, фитилями и керосиновыми лампами, так и Евангелие стало открытием Пути, Истины и Жизни. Оно дает не только слова, но и силу. Его нельзя постичь только чтением и слушанием, но преимущественно делом, подвигом, упражнением, исполнением. 68 . Евангельское слово не просто человеческое слово, оно – проводник, по которому струятся мудрость и сила, ибо сказано о Христе, что Он Божья сила и премудрость. Его слова светят истиной на пути к жизни. 69 . Евангельское слово – лекарство и пища. Тысячи и тысячи грешников, услышав евангельские слова, встали на путь вечной истины и бессмертной жизни. Тысячам и тысячам кающихся грешников и подвижников евангельские слова помогли исцелиться от страстей. Сказал Господь: Я есмь хлеб жизни ( Ин. 6:48 ). И слова Его – пища, здоровая и вкусная пища для человеческих душ, и питие животворящее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Мосгейм Иоанн Лоренц (1694-1755) – протестантский теолог и историк Церкви. Автор большого количества сочинений. Наиболее известны его лекции по гомилетике и цикл проповедей. Геллерт Христиан Фюрхтеготт (1715-69), немецкий писатель. Представитель религиозного просветительского морализма в " Баснях и рассказах " (1746-48), " Духовных одах и песнях " (1757). Кочетов Иоаким Семенович (01.09.1789 – 16.03.1854), протоиерей. Был воспитанником первого выпуска, а затем и профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии, где преподавал на кафедре библейской и церковной истории. С 1841 г. – ординарный академик Императорской Академии наук. Несколько лет состоял законоучителем Царскосельского лицея. В разные годы протоиерей Иоаким Кочетов исполнял должность настоятеля, ректора Петропавловского духовного училища, был членом консистории, благочинным. Иннокентий (Смирнов) Иларион Дмитриевич (1784-1819), епископ Пензенский и Саратовский (с 1819 г.), доктор богословия, профессор СпДА. Помимо «Богословия деятельного», автор «Начертание библейской истории от древнейших времен до XVIII в.». Канонизирован в 2000 г. Буддей Иоганн Франц (1667-1729), протестантский теолог и филолог, писал против «Камня веры» митр. Стефана Яворского. Солярский Павел Федорович, (1803-1890) протоиерей, православный богослов. Окончил СПб.ДА (1829). Рукоположен в 1835 и с этого времени до 1880 служил в Университетской церкви. Параллельно преподавал в ряде средних и высших учебных заведений Петербурга, в частности., в главном Педагогическом. ин-те, где, будучи ординарным проф. (1850-59), вел курс богословия, логики и психологии. Был глубоким знатоком еврейского. языка. Плодом его многолетних исследований явился «Опыт библейского словаря собственных имен» (СПб., 1879-87, т.1-5). Так иногда называют не раз высказываемую Златоустом закономерность: чем больше у человека имений, тем сильнее он хочет приобретать их еще больше. Например: «Разве вы не знаете, что чем больше кто имеет, тем большего желает?»/XII:26/; «Как пьяные, чем больше вливают в себя вина, тем большей распаляются жаждой, так и сребролюбцы никогда не могут остановить этой неукротимой страсти, но чем более возрастает их имущество, тем сильнее разжигаются они корыстолюбием и не отстают от этой страсти, пока не низринутся в самую бездну зла»/IV:211/.

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/12/...

Ст. 18–22. Эти стихи перекликаются с описанием предсмертных страданий Господа нашего Иисуса Христа: мы слышим тут голос Того, Кто томился при виде врагов (ср. моление Господа нашего Иисуса Христа в Гефсиманском саду: Мф. 26:39, 42 ), Кто был оставлен самыми близкими друзьями (см.: Мф. 26:36,56 ), над Кем насмехались и издевались и Кому давали пить желчь и уксус (см.: Ин. 19:29 ; Мф. 27:34–48 ; Мк. 15:36 ). Ст. 23–24. ...трапеза – ковер, который на востоке расстилался на полу для пиршества; на нем легко было споткнуться. На стихи 23 и 24 ссылается апостол Павел (см.: Рим. 11:9–10 ). Ст. 27. ...раны – букв. «боль от ран». Ст. 28. Попусти – букв. «прибавь беззаконие к беззаконию», т. е., по изъяснению епископа Евсевия Кесарийского , не забывай их беззаконий, увеличивая число их в книге Всеведения Твоего. Ст. 29. ...из книги жизни – Книга, в которой записаны праведные ветхозаветной (см.: Ис. 4:3 ; Дан. 12:1 ) и новозаветной (см.: Лк. 10:20 ; Флп. 4:3 ; Откр. 3:5; 13:8; 17:8 ) Церкви Божией. Ст. 34. ...рабов – букв. «связанных».   Псалом 69 Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Этот псалом почти дословно повторяет ст. пс. 14–18, 39; они выделены здесь в особый псалом как молитва о помощи.   Псалом 70 В этом псалме звучит молитвенный вопль к Богу о помощи в трудных обстоятельствах жизни, в нем раскрывается непоколебимая вера в Божие заступление, которое не оставляло Псалмопевца на протяжении всей его жизни. Надписание, отсутствующее в евр. тексте, говорит о том, что этот псалом, принадлежащий Давиду, пели первые пленники-евреи, переселенные в Вавилон (587 г. до Рождества Христова). Сыновья Ионадава, сына Рехавова, были известны тем, что свято блюли все заповеданное им их отцом (см. Иер. 35 ). Ст. 2. Приклони... ухо – обычное прошение в молитвах (ср.: Пс. 85:1; 87:3; 101:3 ; Ис. 37:17 ; Дан. 9:18 ). Ст. 7. ...чуждались меня многие – букв. «словно чудище был я для толпы». Ст. 15. ...в мудрости книжной – пророк Давид отвергает многоухищренные житейские знания и надеется только на силу, помощь Господню, чтобы в храме возвещать правду Его.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010