л. 471 об. с(60) тщанием(61) копати(62) строино и немедлено(63) молитвами святаго Макариа(64). Воды никакоже не видша(65), но токмо многа телеса(66) и(67) кости(68) (69)умръших(70) обртошя(71), и(72) събираху(73) (74)и(75), в(76) ин(77) мсте(78) съкрыша(79) их(80). Приидоша(81) же (82)бразды копатели(83) (84)на десную(85) страну на(86) умреное(87) мсто, начаша(88) копати не тако, но з боязнию(89) по наказанию(90) игумена. Та же достигоша(91) до пол(92) рова и дале (93)не обртше(94) иного никогоже(95), но токмо един гроб нерушим ничимже(96), но лп(97) зло(98) показашеся(99), и благовоние(100) от него л. 472 ucxoждaaшe(XIV.1) 316 . Чюяше(2) (3)се(4) же, не смяше(5) дале дръзнути(6) копанию, но възвстиша(7) игумену, он же скоре(8) прииде(9), (10)повел(11) в била(12) ударити, и снидошяся(13) вся (14)братиа(15) и людие мнози и окрестной(я)(16) народ(17), и начашя(18) радоватися духом(19) и веселяшеся(20) велми(21), обртоша(22) съкровише(23) некрадомо и источник неисчерпаем, похваляему(24) бо праведнику веселятся(25) людие. И взяша(26) с(27) братиею(28) гроб святаго с тлом честно и(29) несошя(30) в(31) гробницу(32), идже(33) устроена бысть близ церкви, и сътвориша(34) над ним святое пние с(35) всякым(36) укра л. 472об. шением и с(37) свщами(38), якоже подобает(39) честь(40) въздавати(41) святым. По отпнии(42)же вскрыша(а)(43) раку(44) его(45), и исхождаше(46) от него благовоние(47) велие(48), се же и(49) прах не(50) коснуся риз(51) его, колже(52) паче тлу(53). Видша(54) же святолпныа(55) сдины(56) его сияющи(57), яко солнце, (58)игумен же и братиа(59) хвалу Богу възсылающа(60) и гласом велиим(61) глаголюще(62):«Господи(63) (64)Владыко человколюбче Исус(65) Христе(66) Боже нашь(67), что ти въздамыи(68), якоже ты дарова нам такова свтилника(69)? Не нам токмо(70), но (71)всю (72)вселенную просвщает(73), сияет(74), яко солнце». Начаша же игумен и(75) иноци(76) л. 473 прикасатися святому и нетлнному(77) (78)его тлу(79) и пресвтлеи(80) риз(81), прося от него помощи и заступлениа(82), таже мнози от него исцление(83) получиша приходящим(84) (85)к нему с врою(86). Игумен же не рачяше(87) на длъго(88) время таковаа(89) дла съкрыти(90) – новоявленнаго(91) чюдотворца(92) Макариа(93) (94)чюдеса, но (95)скоре(96) посылает старишаго(97) священника(98) к самодръжцу(99) благоверному князю Георгию(100) Ubahobuчy(б)(XV.1), 317 да скажет(2) ему подробно(3) о преподобном отци(4) Макарии(5). Священник(6) же прииде и повда(7) ему вся(8) от Бога дарованни(9)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2760 От глагола πλεονζω – «быть чрезмерным, иметь в избытке». См.: Liddell H. G., Scott R. Greek-English lexicon. P. 1415. 2770 Capitum Theologiae et Oeconomiae. Centuria 1. 12; Главы о богословии и домостроительстве... С. 217. 2779 S. Gregorius Theologus. De pauperum amore (orat. 14) 35. 897. 29–30: ως ν κα παρ’ αυτς λη φρ τ τακτον, σπερ ν εματι. 2781 В переводе П. Шервуда и Г. И. Беневича – «нестабильность и хаотичность» (см.: Преп. Максим Исповедник : полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. С. 515), в переводе архим. Нектария (Яшунского) – «непостоянство и несоразмерность» (О различных недоумениях… С. 86). 2783 О различных недоумениях… С. 86; Перевод П. Шервуда находим в издании: Преп. Максим Исповедник : полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. С. 515–516. Пер. Е. Понсуа см.: Saint Maxime Le Confesseur. Ambigua. Introduction par J.-C. Larchet, avant-propos, traduction et notes par E. Ponsoye. Paris, 1994. P. 151–152. 2784 Massimo il Confessore. Ambigua. Problemi metafisici e teologici su testi di Gregorio di Nazianzo e Dionigi Areopagita//Introduzione C. Moeschini. Milano, 2003. Р. 248–249. 2785 Можно было бы попытаться увидеть здесь намек на евангельские слова Христа о ненависти к своей душе (Ин. 12, 25), но контекст обоих отрывков не дает оснований для такой параллели. 2791 S. Gregorius Nyssenus. De infantibus praemature abreptis 69. 13: πρς τν λικν περιουσαν ποδιθεσις. 2798 PG 90. 1229 В: καθπερ δωρ, ονου ποιτητι πρς τνον μετακερσας; S. Gregorius Nyssenus. De vita Mosis 1. 33. 9–10; Macarius. Apocriticus seu Μονογενς 3 Blondel p. 104. 1; Andreas. Commentarii in Apocalypsin (A. D. 6–7) Logos 16. 48 t. 2; Scholia in Maximum Confessorem, Scholia 40. 9. 2814 Benevich G. Maximus Confessor’s Polemics Against anti-Origenism//Revue d’histoire ecclésiastique 104/1, 2009. P. 13. 2817 Epistola I//PG 91. 376 D. В переводе Е. Начинкина – «от материи» (λη), см.: Письмо 1. Слово увещательное//Письма. С. 81. 2828 Человек находится посередине между [всеми] вообще противоположностями (τος καθλου... μεσιτεων κροις – PG 91. 1305 В) – пятью различиями (διαιρσεσι), о которых говорится в этой главе Амбигв (PG 91. 1304 D, 1305 B): между тварным и нетварным, между умопостигаемым и чувственным, на различия неба и земли, рая и мира, мужского и женского. Ср.: Вопросоответы к Фалассию 48 (PG 90. 436 АВ), а в Вопросоответах к Фалассию 60 употребляется другое деление: Христос осуществил «соединение предела и беспредельности, меры и безмерности, края и бескрайности, Творца и твари, покоя и движения» (Вопросоответы к Фалассию 60. С. 44).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

—408— Недоумение нередко служит корнем разумения 4, 9–10. Неизменяемость Богу присуща по самой природе, в нас же её не может быть, но только нас может делать сообразными Богу посредством бдительности и старания некое постоянство в добре 6, 27. 467. «Ненависть совершенная» ( Пс.138:22 ) – та, что бывает в нас к чему-либо справедливо и правильно 15, 11. Бог ненавидит необрезанного, не плоть конечно презирая, которую Он Сам создал, но как преданного еще крепко порокам 7, 24. б. 165, как нечистого, так как человечество по своей природе оказывается нечистым по сравнению с присущею Богу чистотою 20, 17. Необходимости или горам (временам) человек не подчиняется, но по своей воле избирает добро или зло, и всем правит божественная воля и Промысл 7, 30. См. горы. Непротивление нашим зложелателям и благоразумное укрощение их гнева своевременным удалением от них, хотя бы и не предстояло непосредственной опасности в настоящее время, как дело любви, чего образец дал в Своём Лице Спаситель Сам 6, 1. 415–416. Ср. любовь, мщение. Неразумным людям и имеющим нездоровый ум ненавистны возвышенные и трудные мысли, хотя бы они и были им полезны, – напротив, им приятны мысли ничтожные и бесполезные, как для больных глазами бывает противень солнечный свет и приятна тьма 6, 66. Несторианское учение – намекается на него безымянно 6, 69. Никодим, под влиянием ложного стыда и по заботе о людской славе, не обладает смелостью и разделяется на двое в своём настроении, почему и приходит ко Христу ночью 3, 1–2, –5, 34, –7, 48–49, – как оскорбленный фарисеями названием «проклят» ( Ин.7:49 ) вместе с народом, к коему принадлежал, сам в свою очередь обвиняет их в беззаконии и объявляет проклятыми, – его вера страдает отсутствием смелости и лицемерием, ибо он еще стыдится и боится своей веры 7, 50–51. Нищелюбие достопочтенно, но должно стоять позади благоговения к Богу и дароношение Богу предпочтительнее нищих, – время, говорит Спаситель, назначенное для почтения Меня или для пребывания Моего на земле, не позволяет почитать нищих выше Меня, – сказал же это промыслительно, – впрочем совсем не отклоняет сострадательного от любви к нищим. Итак, когда

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

IV в., происходящих из Египта, к-рые наряду с унциальными кодексами IV-V вв. сохранили в том или ином объеме древнейший текст Евангелия от Луки. Наиболее важным из них является 75, в к-ром достаточно полно представлены главы 3-18 и 22-24. Скорее всего он предназначался для использования за богослужением (содержит лекционарную разметку, знаки пунктуации и диакритику). Текст в значительной мере совпадает с тем, что представлен в Ватиканском кодексе . В противовес Кодексу Безы и сходным с ним рукописям 75 во мн. случаях поддерживает «длинные» чтения против «западных не-интерполяций» (напр., в Лк 22. 19b - 20; 24. 3, 6, 12, 36, 40, 51, 52). Не менее важным является 45, содержащий фрагменты Четвероевангелия (в последовательности Мф, Ин, Лк, Мк) и Деяний св. апостолов. Из Евангелия от Луки сохранились только отдельные стихи глав 6-7 и 9-14. В тех случаях, когда чтения 45 совпадают с 75 и Ватиканским кодексом, их древность и аутентичность считаются несомненными. К числу самых ранних относится также 4 (Т. Скит полагал, что он является частью древнейшего кодекса Четвероевангелия наряду с 64 и 67, хотя, возможно, эти рукописи лишь происходят из одного скриптория). В 4 сохранились 96 стихов из первых 6 глав Евангелия от Луки. Он также, вероятно, предназначался для публичного чтения (имеет знаки пунктуации и лекционарные пометы возле Лк 1. 76, 80; 2. 1; 3. 19, 21, 23; 5. 36; 6. 1, 6, 12). Сам текст близок к тексту Ватиканского кодекса. К этой же традиции относятся 7 (цитата из Лк 4. 1-3 в сочинении сщмч. Иринея Лионского) и 111 (Лк 17. 11-13, 22-23). Более «свободный» текст, близкий к «западной» традиции, представлен в 69 (Лк 22. 41, 45-48, 58-61). С т. зр. рукописной традиции неск. мест в общепринятом тексте Евангелия от Луки являются проблемными. В частности, вопреки большинству рукописей, где в Лк 3. 22 читается: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение», в Кодексе Безы, в старолатинских рукописях и у некоторых раннехрист. авторов (напр.: Iust. Martyr. Dial. 103. 8) в этом месте стоит цитата из Пс 2.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

33 Преп. Максим Грек . Сочинения. Т. 1. С. 407, 412, 512–516, 527–530, 539. 34 Там же. С. 151 – 152; Перевод Максима Грека отличается от древнего славянского перевода в составе Кормчих ( Бенешевич В. Н.  Д ревнесла- вянская Кормчая XIV титулов без толкований. СПб., 1906. С. 739–740), от перевода в Стоглаве (Емченко Е. Б. С тоглав. Исследование и текст. М., 2000. С. 352, 383–384; Российское законодательство. В 9 т. М., 1985. Т. 2. С. 336), от перевода (неопубликованного) в Кормчей особой редакции, предназначенной для великого князя, где он помещен в самом начале в виде самостоятельной статьи (Владимиро-Суздальский музей-заповедник, В-5636/399). 35 Нарушения нормы, в том числе и грубейшие, не отменяли самого идеала симфонии, осознавались как грех , требующий покаяния (некоторые примеры см.: Синицына Н. В. С имфония священства и царства//Исторический вестник. М.; Воронеж, 2000. 5–6 (9–10). С. 64–69. 36 Преп. Максим Грек . Сочинения. Т. 1. С. 166. 37 ПСРЛ. М., 2000. Т. XIII. С. 37–41. 38 Преп. Максим Грек . Сочинения. Т. 1. С. 145. 39 ПСРЛ. Т. XIII. С. 38. 40 Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 173. 41 Преп. Максим Грек . Сочинения. Т. 1. С. 418, 430–431. 42 Ржига В. Ф. Б оярин-западник XVI в. (Ф. И. Карпов)//Ученые записки Российской ассоциации научно-исследовательских ин-тов общественных наук Института истории. Т. 4. М., 1929. С. 39–48. 43 Родословная книга князей и бояр российских и выезжих… (Бархатная книга). Ч. 2. М., 1787. С. 211. 44 Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 95; ПСРЛ. М., 1963. Т. 28. С. 140; подробнее см.: Зимин А. А. Ф ормирование боярской аристократии в России во второй половине XV – первой трети XVI в. М., 1988. С. 261– 265. 45 Разрядная книга 1475–1598 гг. М., 1966. 46 Акты Русского государства 1505–1526 гг. М., 1975. С. 183–197, 236 194). Решение, принятое Ф. Карповым («суд») (он присудил спорную землю поместному селу), было в 1521 году пересмотрено в пользу монастырского села, так как Карпов недостаточно точно обозначил межу, не назвал речку Городечну.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Фролов А. А. Конфискации вотчин Новгородского владыки и монастырей в последней четверти XV в.//Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2004. 4(18). С. 54–62. 180 Каштанов С. М. Социально–политическая история России конца XV — первой половины XVI в. М., 1967. С. 239–274. 181 Боровкова–Майкова М. С. Нила Сорского Предание и Устав. СПб., 1912; Синицына Н. В. Типы монастырей в России и русский аскетический идеал (XV?XVI вв.). — В кн.: Монашество и монастыри в России. XI?XX века. Исторические очерки. М., 2002. С. 128—137; Романенко Е. В. Нил Сорский и традиции русского монашества. 182 Преп. Максим Грек. Сочинения. Т. 1. С. 407, 412, 512–516, 527–530, 539. 183 Там же. С. 151 — 152; Перевод Максима Грека отличается от древнего славянского перевода в составе Кормчих (Бенешевич В. Н. Древнесла- вянская Кормчая XIV титулов без толкований. СПб., 1906. С. 739—740), от перевода в Стоглаве (Емченко Е. Б. Стоглав. Исследование и текст. М., 2000. С. 352, 383—384; Российское законодательство. В 9 т. М., 1985. Т. 2. С. 336), от перевода (неопубликованного) в Кормчей особой редакции, предназначенной для великого князя, где он помещен в самом начале в виде самостоятельной статьи (Владимиро–Суздальский музей–заповедник, В-5636/399). 184 Нарушения нормы, в том числе и грубейшие, не отменяли самого идеала симфонии, осознавались как грех, требующий покаяния (некоторые примеры см.: Синицына Н. В. Симфония священства и царства//Исторический вестник. М.; Воронеж, 2000. 5—6 (9—10). С. 64—69. 185 Преп. Максим Грек. Сочинения. Т. 1. С. 166. 186 ПСРЛ. М., 2000. Т. XIII. С. 37–41. 187 Преп. Максим Грек. Сочинения. Т. 1. С. 145. 188 ПСРЛ. Т. XIII. С. 38. 189 Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 173. 190 Преп. Максим Грек. Сочинения. Т. 1. С. 418, 430—431. 191 Ржига В. Ф. Боярин–западник XVI в. (Ф. И. Карпов)//Ученые записки Российской ассоциации научно–исследовательских ин–тов общественных наук Института истории. Т. 4. М., 1929. С. 39—48. 192 Родословная книга князей и бояр российских и выезжих… (Бархатная книга). Ч. 2. М., 1787. С. 211. 193

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Чем это объясняется? Тем, что ты основала на духовном камне свой душевный дом (ср. Лк.6:48 ), скрепленный и украшенный, словно духовными камнями, многими и разнообразными прежними [твоими] благодеяниями, на которых, с помощью Божией, обнаружились тщета и бессилие демонских ветров и грозовых туч. Благословенна ты в женах (ср. Лк.1:28 ); блаженна ты среди властительниц, славна ты среди супруг. Ты поистине воздвигла рог спасения (ср. Лк.1:69 ) для Церкви Божией, обрадовала Ангелов, посрамила демонов, победила нечестивых, поразила обманщиков народа, утвердила колеблющихся, уязвила отрекшихся от монашества, обожгла плотоугодников, исповедала Христа чрез Его святую икону, сопричислена к Его исповедникам. Радуйся, мужественная душа; радуйся, готовое к мученичеству сердце; (199) радуйся, почтенная моя мать! Если ты творила и творишь волю Христа, я совсем не хочу сказать волю меня, недостойного, то и Бог также прославил и возвысил тебя и, может быть, еще возвысит, если только мы будем верны до конца своему лучшему исповеданию. Какая же польза от него? Небесное Царство, в котором ты со всеми святыми просияешь, как солнце (ср. Мф.13:43 ). Твоей сподвижнице и поистине отпрыску шлю соответствующие приветствия. 78. К консулу Захарии 416 Приветствую тебя, человече Божий, наилучший из друзей, делатель Христов. За какое доброе дело нас, грешников, ты воздаешь милостями? И милостями, которые не плоть увеселяют, от которых благодеяние не временное, а поистине относящимися к душе и не истощающимися вовек. Ты знаешь, о чем я говорю [об оказанных] и боголюбивейшему архиепископу и брату нашему 417 , и протопресвитеру 418 , и нам, грешным, и кому-либо иному из наших чад 419 . Конечно, вовсе не ради получения какого-то блага но отчего и когда? От доброго своего сердца и из боголюбивого расположения, по которому ты и раньше благодетельствовал [нам], и тогда, когда царь неистовствовал против нас по-иродовски (ρωδιανζων) так сказать будет вполне подобающе (σεμνοπρεπστερον). Тот, Кто по человеколюбию принял на Себя милости, какие ты сотворил на нас, смиренных, да воздаст тебе благодать на благодать ( Ин.1:16 ) и избавит тебя со всем домом от всякого зла, и прежде всего от безумствующей на Христа ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Слово “приимите”, используется также в другом месте в Евангелии, и связано с верой в Иисуса ( Ин.1:12, 3:11, 3:27, 3:32, 3:33 ). Таким образом принятие Духа ясно связывается с верой во Христа. Само слово labete это активный аористный императив, второго лица множественного числа от lambano. В пассивном залоге он обычно понимается как “принимать”. В активном – как “брать”. Это слово в этой же форме используется евангелистом еще два раза – в речи Пилата к иудеям: возьмите Его вы ( Ин.18:31, 19:6 ). У апостола Иоанна Христос и Дух описываются в одинаковых характеристиках, применямых только к Ним: Они оба дают жизнь. Иисус пришел, чтобы мы могли иметь жизнь (жизнь вечную – Ин.3:36 ; хлеб жизни – Ин.6:35 ; воскресение и жизнь – Ин.11:25 ). То же говорится в оношение Духа, Который подает жизнь ( Ин.3:5, 6:63 ). Они оба выступают в учительской функции (Иисус – Ин.1:39, 3:2, 11:28, 13:13–14, 20:16 , Дух – Ин.14:26, 16:13 ). Они оба описываются как “Святой” (Иисус – Ин.6:69 , Дух – Ин.14:26 ), как Тот, Кто обличает грех (Иисус – Ин.9:39 , Дух – Ин.16:8 ), и как Тот, Кто приводит мир к осуждению (Иисус – Ин.8:49–50 , Дух – Ин.16:8 ). Они оба имеют власть отпускать грехи, при том, что в тексте неоднократно подчеркивается, что это есть исключительно Божественная прерогатива. Однако наиболее близко связывают Их понятия Истины и Свидетельствования Истина: Иисус есть истина ( Ин.14:6 ), Святой Дух есть истина ( 1Ин.5:6 ). В Ин.3:33 говорится, что Бог есть истинен, то есть, признание истины относится к Богу-Отцу. Тем самым понятие истины как высшей реальности и подлинного Божественного бытия, относится ко всем лицам Пресвятой Троицы, получая свое особое выражение в спасительном служении Святого Духа” 48 . Свидетельство: Дух также свидетельствует о Иисусе ( Ин.15:26 ), как Иисус свидетельствует об Отце ( Ин.14:6–11 ). Это свидетельствование было начато с нисхождения в Богоявлении и продолжено Духом, обитающим в верующих ( Ин.14:17 ) Послание Подателем Духа Святого верующим является Бог-Отец: кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, который Он дал нам ( 1Ин.3:24 ). И подобный стих: Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего ( 1Ин.4:13 ). Дух является Тем, Кто соединяет верующих с Богом, включает их в Божественную жизнь и делает причастником Божеского естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Ин. 3:2 Ин. 6:68-69 Лк. 24:32 Ин. 20:29 Ин. 4:48 Ин. 6:60 Ин. 6:63 Ин. 6:66 Ин. 8:43 Ин. 8:45 Ин. 8:47 Ин. 10:37-38 Ин. 8:14 Ин. 9:24 Ин. 5:46-47; 7:19 Ин. 15:22-25 Ин. 5:43 1Ин. 4:3 2Сол. 2:11-12 Объяснение по 2Кор. 3:18 Ответ 4-й брату святого Нифонта Цареградского 1Кор 12:7 1Кор. 14:22; Беседа 1-я святого Иоанна Златоустого на Пятидесятницу Пс. 118:18 1Пет. 1:25 Ин. 1:4 1Пет. 1:23 Евр. 4:12 Слово 36-е. По переводу старца Паисия Святой Исаак Сирский. Слово 1 -е Беседа 7-я, гл. 4 Святой Тихон Воронежский. Том 15, письмо 103-е, пункт 4-й Слово 56-е Беседа 27-я, гл. 16 Алфавитный Патерик Patrologiae 50, 73. De vitis patrum, lib. 4, cap. 13 Алфавитный Патерик Слово 34-е Ин. 5:14 Иак. 4:3 Лк. 16:22 Евр. 12:6 и пр Евр. 12:2 Преподобный Марк Подвижник. 226 глав о мнящих от дел оправдитися, гл. 6 2Кор. 12:7-10 Алфавитный Патерик Алфавитный Патерик Преподобный Исайя Отшельник. Слово 27-е Преподобный авва Дорофей. Поучение 7-е Мф. 10:28-31 Мф. 28:20 Ответ 130-й Рим. 3:18 Слово 37-е Лк. 21:25 " Благовестник " . На Мк. 8:11-12 Быт. 1:14 Мф. 2:2 Мф. 27:45 Мф. 24:29 Ин. 6:63 Лк. 10:42 Святой Исаак Сирский. Слово 25, 26, 27 и 28-е Мф. 28:20 Лествица. Слово 26-е, гл. 52 Евр. 11:27 Святой Исаак Сирский. Слово 28-е Слово 89-е Преподобный Ефрем Сирский. Слово 106-е Апок. 12:12 Святой Исаак Сирский. Слово 38-е Мысль эта принадлежит святому мученику Иакову Персянину. Четьи-Минеи, 26 ноября Мк. 13:33   Поучение в тридцатую неделю. О спасении и совершенстве Аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди сказал Господь наш Иисус Христос некоторому юноше, который, как мы слышали в сегодня чтенном Евангелии, вопросил Господа: Учителю благий, что сотворив, живот вечный наследствую? — то есть что мне делать доброе, чтоб спастись? Когда вопросивший снова вопросил: какие бы то были заповеди? — Господь указал ему как иудею, веровавшему в истинного Бога, на заповеди Божий по отношению к ближнему. Юноша отвечал, что он сохранил все эти заповеди, и затем снова вопрошает: что есмь еще не докончал — чего еще недостает мне? Господь сказал: аще хощеши совершен быти, иди, продаждъ имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след Мене, взем крест

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

176. Т. е. перед 15 (28) августа. 177. Т. е. перед 29 августа (11 сентября). 178. Т. е. после 14 (27) сентября. 179. Т. е. перед 30 ноября (13 декабря). 180. Ср. 2Мак. 2. 181. В 3Цар. 17:8–24 рассказывается о том, как пророк Илья бежал в г. Сарепту, где нашел приют в доме бедной вдовы. Илья воскресил ее сына, и, пока он жил там, у вдовы не убывала пища. 182. Лк. 7:37–38 (Прощение грешницы). 183. Ср. Ис. 9:6. 184. Ср. Иер. 8:7. Щур – птица семейства вьюрковых (Pinicola enucleator). 185. В евангельском рассказе о встрече Иисуса с самаритянкой у колодца Иакова (Ин. 4:5–29) имя ее не названо. 186. Ср. Ин. 20:23. 187. Ср. Мф. 5:22. 188. Ср. Ин. 14:19. 189. Образ «птиц небесных» см. Мф. 6:26; 10:31. 190. См. Ин. 21:15–23 (испытание ап. Петра), также: Мф. 26:69–75. 191. Ср. Ин. 6:13. 192. Навуходоносор – вавилонский царь (604–562/561 гг. до н. э.), разрушивший в 586 г. до н. э. Иерусалим. 193. Ин. 10:23; Кир – древнеперсидский царь (559–530 до н. э.), основатель династии Ахеменидов. Отпустил евреев из вавилонского плена и восстановил Иерусалим. 194. См. Откр. 12:4–6. 195. Мать византийского императора Константина в 325 г. посетила Палестину, где ею был найден Гроб Господень и крест, на котором Он был распят. Это событие послужило основанием для установления христианского праздника Воздвижения Креста. 196. О борьбе Ильи с царицей Иезавель см. 3Цар. 18. 197. См. Быт. 19:24. 198. Неврод, сын Хуса (Быт. 10:6–9). 199. Сигор – название места, куда ангел велел Лоту бежать с женой и детьми из горящего Содома (Быт. 19:22–23). 200. Имеется в виду библейская Эфиопия (с реальной Эфиопией в Африке не связанная) и райская река Фисон. 201. Эфес – город, существовавший до VII в., один из крупнейших городских и культурных центров Средиземноморья. 202. См. Ин. 19:25–27. 203. Здесь, видимо, имеется в виду область в Египте, хотя по другим преданиям, Варфоломей проповедовал в Сирии и Малой Азии. 204. Лк. 1:48–49. 205. Римский император в 14–37 гг. Почему упомянут здесь он – не ясно. По традиции, Богородица умерла в 48 г., т. е. не при Тиберии, а при императоре Клавдии.

http://predanie.ru/book/220871-apokrify-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010