Деян.10:34–35 . «Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Объяснение. Вера в Господа и вступление в Церковь Христову не должна быть принадлежностью только одного какого-либо народа, но все люди, которые, подобно Корнилию, своими добродетелями подготовили себя к вступлению в Церковь Христову, призываются Богом ко спасению: 1Кор.12:13 ; Гал.3:28 ; Рим.10:12–14 . 2Пет.3:10 . «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей». Объяснение. Сказанное здесь сбудется в последний день, т.е. в день страшного суда Божия: Мф.24:29–30 , а до этого дня человек, как состоящий из души и тела, нуждается в благодатных действиях не только для очищения души, но и тела, а стало быть, и средствами для очищения должны служить не одни духовные силы и внешние, как, например, при Крещении вода: Ин.3:5:23 ; при елеопомазании – масло: Иак.5:14 ; да и при жизни апостолов все чудеса совершались чрез внешние видимые посредства: Деян.2:2–3 ; Мк.8:23 ; Ин.9:6:7 ; Мк.5:27–29 . Рим.10:13 . «Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» ( Иоил.2:32 ). Объяснение. Не думай, что спасение зависит от одного словесного обращения к Господу: Мф.7:21 . Нужно, чтобы имя Господне обладало всеми нашими помыслами, желаниями и делами: Мф.19:17 ; Мк.8:34 . По действию Духа Божия и камни могут вопиять: Лк.19:40 , и ослица провещать: Чис.22:28 , но отсюда далеко до спасения, которое бывает плодом не одного исповедания веры, но всей жизни, направляемой по христианскому учению: 1Кор.13:4–7 ; Гал.6:9–10 . 1Кор.1:28–29 . «И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Объяснение. Бог избирает немощных и уничиженных и чрез них спасает мир не потому, чтобы Он отрицал мудрость истинную: Иак.3:13–17 ; а потому, чтобы таким образом доказать человеку, что спасение его зависит не от его сил, а от Христа, Который сделался нашей мудростью и спасением: Ин.15:5 ; Деян.4:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В дополнение к намеченным нами в общих чертах принципам православной миссии необходимо рассмотреть тип духовности, характеризующий православного миссионера. A. Поскольку дело миссионера есть продолжение земного служения Господа, ему надлежит усвоить и образ жизни своего Владыки. Жизнь миссионера должна характеризоваться как κνωσις («[само]уничижение») (ср.: Флп.2:1 ) и διακονα («служение») ( Мк.10:45 ). Он обязан шествовать по стопам первого Посланца Божия, Кто «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мк.10:45 ), Кто, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:6–8 ). Как Тот «обитал с людьми Своими» и явил славу Свою (ср.: Ин.1:14 ), так и миссионер призван жить среди людей, являя славу Божию и тайну Воплощения. B. Чтобы быть во всякое время живым свидетелем явления Господа, миссионеру необходимо пребывать в постоянном общении с Ним: не только думать или говорить о Нем, но и «жить во Христе» (ср.: Гал. 2:20 ). Это предполагает глубокую связь с Христом всего человека, а не одного только разума – иными словами, преображенную жизнь всецелого существа во Христе, которая и отличает истинного миссионера. Спаситель определяет миссионерское служение Своих учеников как прямое продолжение Его дела. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (ср.: Ин.20:21 ). В контексте этого «как... так и» мы должны искать не только содержание, но и средства и методы миссионерской работы. Евангелие от Иоанна подчеркивает сокровенную связь и единство Отца и Сына. Всякое слово и дело Господа обусловлено Отцом и связано с Ним: «... ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю; пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» ( Ин.8:28–29 ). Его весть не что иное, как то, что Сам Он «слышал» и «видел». «Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру», «Я говорю то, что видел у Отца Моего», «Я от Бога исшел и пришел» ( Ин.8:26, 38, 48 ; ср.: Ин.12:49, 10:25, 5:36 ). Его воля – то же, что и воля Его Отца. «Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ( Ин.5:30 ; ср. Ин.6:38 ). Дела Его – дела Отца. Все, что Он делает, свидетельствует, что Он послан Отцом (ср.: Ин.5:36 ). Апостолы сопричастны этим отношениям Отца и Сына: «Принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» ( Ин.13:20 ; ср.: Ин.17:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Это подтверждается тем резким противоречием, с каким он отнёсся к свидетельству учеников о видении ими Господа. Со смертью Господа он считал всё дело поконченным, упование оставило душу его и – вот, когда ему сказали, что Господь жив, он считает невероятным; некоторая обдуманность и напряжённость, даже изысканность речи, в которой он выразил своё неверие, показывают, что это неверие было продуманное неверие, и притом соответственно его характеру, глубокое, которое могло уступить только при таких решительных средствах, каких требовал он. Но зато глубине этого неверия соответствовала потом и глубина веры! – Не вложу руки в рёбра: из этого несомненно, что рана, нанесённая Господу воином, была очень велика и могла прекратить жизнь Его, если бы Он в сие время ещё не умер. 26. Ин. 20:26 . После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Ин. 20:19 . 27. Ин. 20:27 . Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. 28. Ин. 20:28 . Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Ин. 1:1 ; Рим. 9:5 . 29. Ин. 20:29 . Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. Ин. 4:48 ; Мф. 15:32, 16:16 ; 1Пет. 1:8 ; Евр. 11:1 . После восьми дней и пр.: об этом явлении Господа повествует один только Иоанн. Являлся ли кому-либо Господь в эту неделю, не видно, но что не являлся ученикам, собранным вместе, на это прямо указывает Иоанн (21:14). – Были в доме: вероятно, в том же, где и восемь дней назад. – Фома с ними: не чуждался уже учеников и, может быть, под влиянием обращения с ними тяжкое неверие и безнадёжность мало-помалу оставляли его душу, и она мало-помалу делалась способной вновь к вере. И нужен был только один последний луч, чтобы совершенно осветить объявший душу его мрак и чтобы снова загорелся в ней ярким пламенем светоч веры и упования. – Пришёл Иисус и пр.: см. прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

А чтобы ты узнал, что такие слова – не звук только, я приведу в пример Павла, который совершил все это. Хочешь видеть его сеятелем? «Я насадил, Аполлос поливал» ( «Аз насадих, Аполлос напои») ( 1Кор.3:6 ). Желаешь видеть его зодчим? «Как мудрый строитель, положил основание» ( 1Кор.3:10 ). Желаешь видеть его борцом? «Бьюсь не так, чтобы только бить воздух» ( «Тако подвизаюся, не яко воздух бияй») ( 1Кор.9:26 ). Хочешь видеть его воителем? «Наша брань не против крови и плоти» ( Еф.6:12 ). Хочешь видеть его скороходом? «Благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика» ( Рим.15:19 ). Желаешь видеть вождем? " Облекшеся в броню веры» ( 1Сол.5:8 ). Желаешь видеть его подвижником? «Подвигом добрым я подвизался» ( 2Тим.4:7 ). Хочешь видеть его увенчанным победителем? «А теперь готовится мне венец правды» ( «Прочее убо соблюдается мне венец правды») ( 2Тим.4:8 ). Хотя он был и один, но стал всем (т.е., и сеятелем, и зодчим и проч.), подражая своему Господу. И Господь наш, будучи единым по Своей сущности, принимал всевозможные виды. Зачем всевозможные? Ради нашего спасения. Ты был ветвью, а Он сделался корнем: «Я есмь лоза, а вы ветви» ( «Аз есмь лоза, вы же рождие») ( Ин.15:5 ). Ты восхотел идти; Он стал для тебя путем: «Кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» ( Ин.10:9 ). Ты сделался овцой; Он стал для тебя пастырем. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» ( Ин.10:11 ). Ты сделался грешником; Он стал для тебя " Агнцем Божиим, Который берет/на Себя/ грех мира» ( Ин.1:29 ). Ты захотел есть; Он сделался для тебя трапезой. Ты пожелал пить; Он сделался для тебя чашей: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:56 ). Ты захотел одеться; Он стал для тебя одеждой: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал.3:27 ). Ты восхотел стать невестой; Он сделался для тебя женихом: «Имеющий невесту есть жених» ( Ин. 3:29 ). Ты пожелал выйти замуж; Он стал для тебя мужем: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор.11:2 ). Ты был блудницей и сделался девой. О, неслыханные и необыкновенные дела! В мирской жизни брак нарушает девство; в духовной же области муж взял блудницу и соделал ее честнее девы. Объясни, еретик, каким образом блудница сделалась девой? Я не могу подробно исследовать это, но твердо верю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

33. Свою жизнь на земле Он рассматривал как некое временное странствование. Я пришёл в мир, – говорил Он, – и опять оставляю мир и иду к Отцу (Ин. 16, 28). Его занимало только то, что принадлежало Его Отцу (Лк. 2, 49); Он не заботился о чуждых вещах, которые не были целью Его пребывания здесь (Лк. 12, 14). И как во время Своего краткого трёхлетнего служения людям Он часто удалялся от народа, дабы помолиться наедине, и порой проводил целые ночи в одиночестве, в молитве к Богу (Лк. 6, 12) и в особом сыновнем общении со Своим Небесным Отцом,  то, надо полагать, и в продолжение Своей долгой сокровенной жизни в Назарете именно это было Его самым желанным, постоянным и главным делом. Спаситель непрестанно наблюдал за тем, чтобы жительствовать в соприсутствии Божием и внутренне обретаться в Боге, радуясь только о Нём. Об этом свидетельствуют нам Давид и Пётр, как бы от Его лица говоря: видел Я пред Собою Господа всегда, ибо Он одесную Меня, дабы Я не поколебался. От того возрадовалось сердце Моё и возвеселился язык Мой, и так далее. (Деян. 2, 25-56; Пс. 15, 8-9). И не оставил Его Отец одного (Ин. 8, 29), ибо Он совершал Его дело (Ин. 17, 4), заключавшееся в том, чтобы быть послушным всякому Его мановению (Евр. 5, 8) и всегда делать то, что угодно Отцу (Ин. 8, 29), постоянно предавая Ему Свою волю (Ин. 4, 34; 6, 38; Лк. 22, 42) из любви к Нему, по которой Христос добровольно и с радостью взял на Себя наигорчайшие и ужаснейшие страдания (Ин. 14, 31). 34. При всём этом Он предоставлял фарисеям и книжникам свободу спорить о своих богословских мнениях и возиться со столь любезными им плотскими подвигами и преданиями человеческими (Мк. 7, 8); учил же Он их Своим словом и жительством одному тому, что только нужно (Лк. 10, 42), и чего им всем так недоставало. Он не принимал участия в пустых дискуссиях тогдашних учёных (Мф. 22, 17; 28) и не вмешивался в то, ради чего не был послан. Кто поставил Меня судить или делить вас? (Лк. 12, 14) – вот был Его ответ, когда Его втягивали в дела века сего, хотя Он всюду ходил и всем делал добро (Деян. 10, 38).

http://bogoslov.ru/article/5471311

40:10, 11). Слышит она, что несомненно о Нем говорит Исаия, и притом называет Его пастырем: « как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных », и спрашивает его: где пасет, где почивает Тот, Которого возлюбила душа моя? Посылает ее Исаия к Иоанну, и говорит ей Иоанн: « глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему » (Мф. 3:3). Идет она за Иоанном в пустыню, удерживает его и спрашивает: скажи мне, ты ли Христос? Отвечает Иоанн: « я не Христос » (Ин. 1:20). И опять спрашивает она его: « что же ты крестишь, если ты ни Христос » (Ин. 1:25)? А Иоанн опять отвечает: я не Христос. За мною идет (Христос, Он) сильнее меня: « я недостоин развязать ремень у обуви Его » (Ин. 1:27; ср. Мф. 3:11; Мк. 1:7; Лк. 3:16). И так как Он еще медлил, то она говорила: увы мне, « я изнемогаю от любви » (Песн. 2:5). Тогда опять говорит ей Иоанн: не плачь, перестань, подожди немного. Видит Иоанн приближающегося Господа и говорит ей: перестань, не плачь больше. Издали показывает Его, протягивая перст, и говорит: вот Тот, Которого ты ищешь. « вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира » (Ин. 1:29). Она же, слыша, что Иоанн называет Его агнцем, а Исаия — пастырем, начинает сомневаться, кому поверить: этому ли поверить или Исаии? Видит Господь, что она начала сомневаться, и громко говорит: « Я есмь пастырь добрый » (Ин. 10:11), и этими словами разрешает ее сомнение. Тогда приходит она к жениху, обнимает его и целует. И тогда исполняется написанное у Давида: « милость и истина встретились, правда и мир облобызались » (Пс. 84:11). А чтобы вполне убедиться нам, что здесь невеста сочеталась с женихом и совершился духовный брак, вот и брачная песнь; воспевает ее Иоанн, говоря: « имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия–то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться » (Ин. 3:29, 30). При совершении брака требовалось совершить дарственную запись на имя невесты: нужно было найти бумагу, писца и трость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Библия приписывает Святому Духу многие действия, на которые способна только личность. Многие Его дела аналогичны делам Отца и Сына. Например, Святой Дух учит верующих ( Ин.14:26 ), свидетельствует о Христе ( Ин.15:26 ), направляет верующих ( Рим.8:14 ), назначает людей на служение ( Деян.13:4 ), дает распоряжения ( Деян.8:29 ), ходатайствует или молится ( Рим.8:26 ) и говорит с людьми ( Ин.15:26 ; 2Пет.1:21 ). Давайте чуть подробнее остановимся на трех перечисленных моментах. Святой Дух свидетельствует. Из Ин.15:26 мы узнаем, что Дух Святой «будет свидетельствовать» о Христе. Это же греческое слово употребляется в Ин.15:27 применительно к свидетельству апостолов. В Ин.5:33 сказано, что Иоанн Креститель «засвидетельствовал» об истине. Бог Отец «дал [ученикам] свидетельство» ( Деян.15:8 ). Будучи личностью, Святой Дух свидетельствует о Христе точно так же, как апостолы, Иоанн Креститель и Бог Отец (все они личности). Сила ни о чем свидетельствовать не может: на это способна только личность. Святой Дух ходатайствует (молится) за верующих. В Рим.8:26 сказано: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших: ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». В других отрывках Писания мы видим, что за верующих ходатайствует (то же самое греческое слово) Иисус Христос ( Рим.8:34 , Евр.7:25 ). Святой Дух (личность) ходатайствует за верующих точно так же, как и Христос (личность). Сила не может ходатайствовать или молиться за других. Святой Дух отдает распоряжения. В Деян.8:29 мы читаем, что Дух Святой повелел Филиппу подойти к эфиопскому евнуху. В Деян.13:2 Лука пишет, что Святой Дух призвал Павла и Варнаву на миссионерскую работу, а в Деян.13:4 – что они были «посланы Духом Святым». Иногда Дух запрещал Павлу и его соработникам посещать какие-то города – например, Он запретил Павлу и Силе проповедовать в провинции Асии ( Деян.16:6 ). Безличная сила не может посылать людей в одни места и не пускать их в другие. Это может только личность, обладающая разумом и волей.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

В. Господь создал Меня началом путей Своих для дел Своих... Прежде же всех холмов рождает Меня ( Притч.8:22,25 ). Этот фрагмент не только не доказывает правоту иеговистов, но, напротив, пророчествует о двух природах во Христе – Божественной и человеческой. Для этого здесь характерным образом используются два глагола: «рождать» – о Божественной природе; «создавать» – о человеческой природе. Значит, правильный смысл заключается в следующем: «Господь создал Меня как человека, чтобы положить начало (ρχ) путей Своих, то есть учения, в Своих творениях (делах Своих), то есть в людях. Прежде же всего творения Он рождает Меня». Кроме того, характерно, что глагол «создал» стоит в прошедшем времени совершенного вида, потому что Христос воплотился один раз. В то время как глагол «рождает» употреблен в настоящем времени, потому что рождение Сына – предвечное. Рассмотрим также и те фрагменты, которые явно не терпят неверного толкования и о которых иеговисты умалчивают, в чем я убеждаюсь каждый раз, когда говорю с людьми, которых они обращают в свою веру и которым они даже не упоминают об этих местах. А. Господь с возраста 12 лет знает о том, что отец Его – не Иосиф, но Отец Небесный 41 . Б. Господь беседует как власть имеющий ( Мф.7:29 ) и учит со властью: Я говорю вам ( Мф.5:22,28,32,34,39,44 ). В. Он относит к Себе неоднократно Божественные свойства: прощает грехи, властвует и повелевает природой, диаволом, смертью . Он возвещает: Я есмь свет миру ( Ин.8:12 ); Я есмь Истина ( Ин.14:6 ); Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то ( Ин.13:13 ). Но ведь только Бог есть Свет, Истина, Господь. Г. Он воскресает из мертвых как Всемогущий Бог и подает Святого Духа: приимите Духа Святого ( Ин.20:22–24 ). Д. Он принимает обращения Своих учеников, которые называют Его Богом. Когда Фома говорит Ему после осязания: Господь мой и Бог мой, Иисус подтверждает это: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие ( Ин.20:28–29 ). А однажды, когда Филипп попросил у Господа показать ему Отца, Господь ответил: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? ( Ин.14:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

– Приготовили вечерю: Закон о субботнем покое не был препятствием к устроению вечери, когда всё необходимое было приготовлено заранее. – Фунт: собственно – литру (ср. 19:39): литра заключала в себе 20–24 лота. – Нардового чистого и пр.: см. прим. к Мк. 14:3 . – Помазала ноги и пр.: см. прим. к Лк. 7:38 . – Иуда Искариот: см. прим. к Мф. 10:4 . – Хотел предать: см. прим. к 6:71. – За триста динариев: см. прим. к Мк. 14:5 . 6. Ин. 12:6 . Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Ин. 13:29 . Был вор: евангелист замечает, что Иуда лгал, когда говорил, что лучше бы раздать нищим деньги, какие могли быть выручены от продажи мира; истинное же побуждение к таковому замечанию было в его сребролюбии; он и из них надеялся часть присвоить себе, потому что он был вор. Для пояснения сего евангелист замечает, что Иуда заведовал денежным ящиком в малом обществе Иисусовом и из подаяний, какие опускали в него, крал. – Носил: точнее – уносил, брал тихонько, крал (ср. Ин. 20:15 ; Мф. 8:17 ), что туда опускали, т. е. не всё, что опускали вообще, а в известных частных случаях, когда находил удобным без подозрений со стороны других, он присвоил себе часть опускаемого в ящик. Приношения эти со стороны расположенных к Господу лиц назначались на обыденные нужды малого общества Христова, а равно для раздачи нищим (ср. Лк. 8:3 ; Ин. 13:29 ). «Он уносил, т. е. крал то, что туда опускали, и был святотатец, присвояя себе подаяния на дело святое» (Феофил.). Вопрос, почему Господь вверил именно Иуде этот опасный для него особенно ящик, совпадает с общим вопросом, почему Господь избрал Себе в число учеников Иуду и держал его при Себе до последнего времени, хотя знал давно о нём, как о будущем предателе, и находит себе разрешение в божественном предопределении, основывающемся на предведении всего, что должно было случиться (ср. Деян. 1:16, 2:23 ; Ин. 6 и далее). 7. Ин. 12:7 . Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Различием почвы объясняется различие семени, сеянного Господом в сердцах иудеев и самарян. 27. Ин. 4:27 . В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж, ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чём говоришь с нею? Пришли ученики: из города (ст. 8). – Удивились: тому, что Он ведёт беседу с женщиной Самарянкой, тогда как иудеи с самарянами не имеют общения (ст. 9), и – тому, что вообще беседует с женщиной. Восточный обычай предписывал строгие границы в обращении мужчины с женщиной (Lightfoot, Schöttgen), а раввины иудейские усилили сие ещё своим учением, доведённым до предрассудка, по которому с женщиной и нечего говорить о религиозных предметах, ибо она к религиозному обучению не способна. «Не разговаривай долго с женщиной». «Никто не должен на дороге (или на улице) разговаривать с женщиной, даже со своей законной женой». «Лучше сжечь слова закона, чем научать им женщину», – вот были раввинские изречения (там же). – Однако ж, ни один не сказал: из благоговения к лицу своего великого Учителя. Может быть, они стали уже примечать, что Он устрояет новые порядки в Своём новом Царстве, новые отношения между людьми в нравственно-социальном смысле. 28. Ин. 4:28 . Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: Ин. 4:5 . 29. Ин. 4:29 . пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос? Ин. 4:18, 25 . 30. Ин. 4:30 . Они вышли из города, и пошли к Нему. Тогда: по приходе учеников, которыми был прерван разговор женщины с Господом. – Оставила водонос свой: незначительная по внешности черта, но важная по смыслу внутреннему. «Так возгорелась огнём духовных помышлений, что оставила сосуд и нужду, за которою пришла» (Евф. Зиг. ср. Феофил.). – Который сказал мне всё: может быть, разговор Господа с Самарянкой передан евангелистом не в полном виде, а только в существенных чертах (как то же нужно думать и о других беседах), но и на основании только тех слов, какие переданы евангелистом, женщина могла сказать жителям, особенно в смятении и радости, в каких находилась она, что беседовавший с нею рассказал ей всю её жизнь, – ибо из слов Господа она не могла не видеть, что Он читает тайны в её сердце и высказал ей существенное, что было в её жизни. – Не Он ли Христос: судя по всему, женщина уверовала, что беседующий с нею – Мессия, но величие, так сказать, открытия её как бы подавляет её веру, она как бы не верит сама себе и потому вопрос её выражается в форме как бы сомневающейся – не Он ли Христос. Или же: «не говорит утвердительно, что Он Христос, а – не Он ли Христос – для того, чтобы их самих привести к одинаковому с собою мнению и слово сделать удобоприемлемым» (Феофил.). – Они вышли из города: вероятно, сила, может быть, восторженность речи женщины были таковы, что жители оставили свои обычные занятия и поспешили сами посмотреть на необыкновенного человека, о котором им говорила женщина.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010